Аннотация: О доходах топ-писателей от коммерческой литературы - тайных и явных
ПРИШЛИ ЗА ЭРАСТОМ ФАНДОРИНЫМ?
Борис Акунин, по его словам, волнуется за судьбу находящейся в производстве новой книги об Эрасте Фандорине "Нефритовые четки" - в связи с тем, что ему, возможно, будут предъявлены налоговые претензии.
"Директора издательства "Захаров", печатающего фандоринскую серию, таскают в Управление по налоговым преступлениям ГУВД Москвы и говорят, что их интересуют мои доходы", - сообщил писатель в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
Супруга издателя Игоря Захарова, директор одноименного издательства и нынешняя владелица знаменитого брэнда Ирина Богат подтвердила, что ее пригласили в вышеназванное управление и "попросили представить все документы, которые касаются автора Б. Акунина". По ее словам, интерес вызвали, в частности, договоры издательства с писателем, документы, связанные с авторскими отчислениями, уплатой налогов с этих сумм, договоры с типографией, где печатались книги автора.
При этом претензии самому Борису Акунину пока не предъявляются и ему самому не звонили.. Однако, по мнению издателя, на фоне кризиса в российско-грузинских отношениях интерес к автору с настоящей фамилией Чхартишвили приобретает сомнительную окраску.
Отложим пока в сторону возможную политическую подоплеку "наезда". А вот версия о том, что звезды "коммерческой литературы" (как называет свое творчества сам Акунин) получают деньги с "дополнительных" тиражей, минуя кассу, высказывалась уже не раз. Так, в своем заявлении на имя генпрокурора России от 1 августа 2003 г. старший оперуполномоченный 18-го отдела ГУБЭП МВД России подполковник милиции Олег Морозов, занимавшийся проверкой издательства "Эксмо", прямо обвинил его в "серых" расчетах с "топовыми" авторами.
"Весь бизнес издательства сводится к тому, что автор, публикуемый у Новикова (тогдашнего гендиректора "Эксмо". - В.Ж.), за свое произведение по договору получает небольшие деньги, а основную сумму Новиков выплачивает наличными, - докладывал Морозов. - По договору печатается небольшая партия - 10-20 тыс. экз., а реально - 500 тыс. пиратской продукции и более. Левые гонорары писателей составляют до 50 тыс. долл...". (Справедливости ради замечу, что к этому моменту Морозов уже сам был арестован с предъявлением обвинения в мошенничестве).
На самом деле основания для подозрений в адрес флагмана российской беллетристики несложно было отыскать и до обострения российско-грузинских отношений. Если верить конфиденциальным данным, содержащимся в базе данных Пенсионного фонда РФ за 1999-2004 гг. (за баснословную сумму и лишь по наводке ее можно приобрести на столичном радиорынке в Митине), то в 2004 году официальный совокупный доход Чхартишвили Григория Шалвовича (1956 года рождения, уроженца Грузии, паспорт серии ..., ? ..., страховое свидетельство ? ..., проживающего по адресу: Москва, Подколокольный переулок, ...) составил ...чуть более двухсот тысяч рублей!
Другие любопытные подробности из данного источника опускаю - фактически по просьбе самого Бориса (Григория) Шалвовича. "Вообще обсуждение финансовых проблем частного лица на публике я считаю неправильным, - высказался в одном из интервью Акунин. - Это же моя интимная сфера".
Тем не менее владелец одноименного издательства, предприниматель Игорь Захаров где-то в 2001-2002 гг. как-то обнародовал по ТВ сумму акунинского гонорара за год - миллион рублей. Тогда это было что-то около сорока тысяч долларов. Что сам писатель не опроверг, заметив: "Поскольку у нас страна небогатая, я могу считаться буржуем".
А уже по итогам 2004 года Борис Акунин угодил в список 50 российских знаменитостей, чей совокупный годовой доход, по версии российского издания американского журнала "Форбс", превысил миллион "зелеными". Литературному отцу Эраста Фандорина в этом списке оценочно насчитали 2,0 млн, (19-е место) - между Донцовой с ее 2,1 млн долл. (17-е) и Марининой с 1,0 млн (46-е).
А вот общая панорама цен по "топовым? авторам, сообщенная вполне реальным издателем (правда, трехлетней давности). По мнению журнала "Коммерсантъ-Деньги?, эти цифры могут служить основой для переманивания авторов конкурентами: Донцова - $2,5 млн за трехлетние права на издание всего, что у нее есть, плюс $200 тыс. за каждую новую книжку; Маринина - $1-1,2 млн плюс $100-150 тыс. за книжку; Устинова - $250 тыс. плюс $25 тыс. за книжку. А вот Пелевин получил бы $25 тыс. за все что есть (на три года) плюс $20 тыс. в год (уж очень мало пишет).
Что касается Акунина, то он получил в этом списке скромные $250 тыс. "за все" плюс еще $100-150 тыс. в год.
Обратим внимание, сколь разнятся оценки экспертов двух журналов - в разы. Понятно, что опираться на подобные им сведения, равно как и на данные статотчетности - вроде сводок о вышедших из печати книгах и их тиражах, представляемых самими издательствами в Российскую книжную палату - даже для самой постановки версии о возможном налоговом преступлении абсурдно. Значит, у правоохранительных органов есть какие-то более достоверные источники информации? Интересно, какие же? Управление по налоговым преступлениям ГУВД Москвы, по словам "Эха Москвы", пока многозначительно отмалчивается.
Ну а что же думают обо всем этом сами писатели? Почему же они так вяло реагируют на слухи и домыслы о своих доходах.
Дарья Донцова, например, до недавнего времени на вопросы о конкретных суммах своих гонораров и вовсе отмалчивалась: по условиям договоров, утверждала она, данная информация есть коммерческая тайна издательства. "Это слишком интимно, - с некоторым пафосом заявляла писательница. - Есть только одно место, где я теряю свою стыдливость и полностью обнажаюсь, - это налоговая инспекция. Не отдаться им просто невозможно..."
Однако два года спустя кое-что изменилось: догадываюсь, что это было связано со скандалом вокруг "левых" тиражей книг Донцовой и других звезд "Эксмо", случившимся по инициативе правоохранительных органов в 2003-м. Так или иначе признание о том, что ежемесячный заработок писательницы, по ее собственным словам, составляет $120-130 тыс. появилось на ее официальном сайте. И тем не менее: "хорошо бы, чтобы это было правдой" - так прокомментировала Донцова весть о своем попадании с двумя "лимонами" в список "Форбс-50" 2004 года.
Кстати, по итогам 2005 года Донцова с Акуниным опустились в аналогичном списке соответственно на 38-е ($1,5 млн) и 44-е ($1,2 млн) места, а Маринина и вовсе до него не дотянула. Что же случилось с заработками звезд? Означает ли это, что доходы писателей первой десятки возвращаются "в тень"? Или прогнозы экспертов просто стали более реалистичны?
"Ни один писатель в России богатым человеком не является, - убежден писатель Михаил Веллер. - Если несколько самых издаваемых в стране коммерческих писателей в состоянии купить приличную квартиру в районе Чистых прудов и сделать в ней не самый дорогой, но евроремонт, вбухав в это все свои гонорары за пару лет, то богатыми людьми их назвать все-таки нельзя".
Так или иначе, но до сих пор топ-писателей власть особенно не прижимала (скандал-2003 не в счет: тогда "прижимали" издателей). Полагаю, не в последнюю очередь - держа в уме предстоявшие то президентские, то парламентские выборы. Полина Дашкова, к примеру, вспоминает, как в 1998-м министр по налогам и сборам пригласил к себе 10-12 самых известных авторов-детективщиков и "высказал им очень настойчивое пожелание создать позитивный образ налогового полицейского, инспектора. Кто-то откликнулся".
Интересно, как откликнется теперь известный беллетрист на неожиданно замаячивший перед ним образ налогового милиционера? Может быть, начавшаяся эпопея и в самом деле займет достойное место в акунинском проекте "Жанры" - где-нибудь между "Страшной книгой" и "Шпионским романом"?