Журавлев Сергей Валентинович : другие произведения.

Награждение непричастных

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Толко для военнослужащих! Голос здравомыслящей части офицеров по сию пору звучит настолько тихо и неуверенно, что не доходит до тех, кто уже более 10 лет принимает странные решения в "области обороны и военной политики государства". Более того, не ясно нужны ли думающие офицеры в центральном аппарате, если никакого здравомыслия нет в предлагаемых и якобы научно обоснованных планах реформирования ВС до 2005 года и далее. Примеров такого применения профессионалов предостаточно, как в эпоху гаранта национальной безопасности Б. Ельцина с "семьей", так и его приемника В. Путина с командой "реформаторов, для которых характерен новый стиль работы". Намеренно беру в кавычки определяющее понятие, поскольку его содержанием является все те же принципы реформирования "сливай-разливай", "ночь кормить - к утру зарезать", политической целесообразности без смысла и толка, помпезных докладов ни о чем людей далеких от знания истинных проблем, действий в отсутствии ясной цели.Естественно, что при этом реальные результаты далеки от ожидаемых, а пустые дебаты в СМИ при незнании истинного положения дел, как это принято говорить, на местах, представляются главным условием определения истины и толерантности в освещении событий. Наверное и здесь не нужно особых пояснений, если просмотреть все репортажи местного и центрального телевидения.

  "Награждение непричастных, наказание невиновных..."
  
  Этот очерк написан по следам недавних событий, казалось бы нашедших полное отражение в прессе и на ТВ.
  Ко так ли это?
  Работа Министра обороны С. Иванова в Приволжско-Уральского региона 21-23 января совпала с окончанием проверки Военной инспекции МО РФ 2 Армии ПУрВО. Как известно это "оперативно-стратегическое объединение" образовано год назад путем слияния Приволжского и Уральского военных округов. Дислоцированная в Самарской и в соседних с ней областях 2 армия по существу стала восприемницей бывшего ПриВО после расформирования последнего и сегодня является пожалуй единственным боеспособным объединением Сухопутных войск.
  
  Стоит отметить, что само по себе слияние двух округов, повлекло за собой не столько "концентрацию войск и вооружения для прикрытия среднеазиатского направления", как это представляется со слов С. Иванова, сколько дальнее углубление кризиса ВС с признаками состоявшегося развала четырех из восьми существовавших ранее военных округов. Об этом открыто говорят наиболее способные и деятельные офицеры центрального аппарата, ГШ ВС и войск. Те что еще не потеряли чувства ответственности за порученное дело. Поговаривают, что такие суждения имеют место и в верхушке ГШ ВС.
  Дело другое, что голос здравомыслящей части офицеров по сию пору звучит настолько тихо и неуверенно, что не доходит до тех, кто уже более 10 лет принимает странные решения в "области обороны и военной политики государства". Более того, не ясно нужны ли думающие офицеры в центральном аппарате, если никакого здравомыслия нет в предлагаемых и якобы научно обоснованных планах реформирования ВС до 2005 года и далее. Примеров такого применения профессионалов предостаточно, как в эпоху гаранта национальной безопасности Б. Ельцина с "семьей", так и его приемника В. Путина с командой "реформаторов, для которых характерен новый стиль работы". Намеренно беру в кавычки определяющее понятие, поскольку его содержанием является все те же принципы реформирования "сливай-разливай", "ночь кормить - к утру зарезать", политической целесообразности без смысла и толка, помпезных докладов ни о чем людей далеких от знания истинных проблем, действий в отсутствии ясной цели.
  Естественно, что при этом реальные результаты далеки от ожидаемых, а пустые дебаты в СМИ при незнании истинного положения дел, как это принято говорить, на местах, представляются главным условием определения истины и толерантности в освещении событий. Наверное и здесь не нужно особых пояснений, если просмотреть все репортажи местного и центрального телевидения.
   Несколько слов о созданной в сентябре этого года по инициативе Министра обороны Военная инспекция МО РФ. По словам главного военного инспектора генерала А. Лукина, она призвана: "проверять состояние боевой и мобилизационной готовности центральных органов военного управления, видов и родов войск, округов, флотов, объединений, соединений и воинских частей... в круг вопросов, которые интересуют Военную инспекцию, входят и такие, как ресурсообеспеченность ВС (численность, обеспечение материальными средствами, вооружением, кадрами и т.п.), выполнение на местах решений Президента РФ и директив министра обороны РФ по строительству Вооруженных Сил" (Красная звезда от 2 ноября 2002 г.).
  Не будем спорить с Министром и генералом, им виднее.
  Тем более, что других мнений просто нет.
  Однако вести из войск говорят, что пока Военная инспекция МО РФ со своими функциями не справляется или справляется не в полной мере.
  Разобраться, почему такое стало возможно, стоит, поскольку пока Военная инспекция практически единственный орган центрального военного управления с широкими полномочиями и функциями, непосредственно подчиненный главе военного ведомств и по всем данным даже в ограниченном составе (всего 24 человека) она должна не только довести до ушей Министра обороны объективные данные об истинном состоянии войск, но и показать возможные пути их развития без ущерба для национальной и военной безопасности с учетом направленности военной политики.
  Не будем говорить о путях развития, это прерогатива ГШ ВС и собственно начальника Генерального штаба. Результаты деятельности этого органа, превышающего численность инспекции раз в 50, известны. Вполне очевидно, что сегодня не в интересах ГШ и его руководства способствовать работе независимого органа управления МО с контрольными функциями. Естественно, что и командующие не заинтересованы в конструктивном сотрудничестве по выявлению недостатков в подчиненных им войсках (силах).
  Насколько объективно до Министра обороны доводятся сведения о состоянии ВС можно судить по нескольким эпизодам деятельности инспекции, которая за время существования побывала кроме ПРиВО в войсках ДВО и готовится поработать еще в ряде округов. По сведениям из прессы Военная инспекция провела проверку одного из центральных научно-исследовательских институтов, который в результате осуществления на деле принципа "сливай-разливай" остался без руля и ветрил, находится на грани полного разложения, как в смысле организации службы, так и научной работы.
  По общему мнению, эффект от деятельности инспекции на Дальнем Востоке был более чем сомнительным. Анализа реализации политики Президента не получилось, все ограничилось выявлением известных недостатков на уровне полк-дивизия, что явно не соответствовало назначению Военной инспекции МО РФ и важности стратегического направления. Войска показали, мягко говоря, слабые возможности реагировать на изменение ситуации, главный стратег на Дальнем востоке генерал-полковник Якубов своего назначение понимает весьма своеобразно, решение проблем сводит к констатации известных недостатков, их изжитие связывает с повышением численности, причин порождающих недостатки не анализирует, общего анализа состояния подчиненных войск и органов военного управления штаб ДВО не ведет. На уровне проверяемого соединения все сводилось к показушным занятиям по боевой подготовке части ПГ, единственной на огромном тысячекилометровом пространстве в узкой приграничной полосе. Стоит отметить, что для этой воинской части прием и проводы многочисленных комиссий по существу заменяют процесс плановой боевой подготовки.
  Главное, что отличало работу Военной инспекцией во 2 Армии ПУрВО в январе 2003 года и инспекцию войск ДВО в октябре прошлого года была действительно "проверка внезапностью". В ПУрВО для многих полной неожиданностью было не только появление Министра в 81 мсп Самарского гарнизона 21 января, но и подъем по "Тревоге" многих других частей в течение предшествующей недели. Дело дошло до того, что командование армейского, окружного и более высокого ранга ожидало Министра на полигоне Учебного центра для обычной показухи, а он оказался в поднятом глухой ночью 81-м полку, в 40 км от сосредоточенных для занятий войск и СМИ, стянутых для освещения пребывания Министра со всей России.
  Если принять за истину слова С. Иванова: "81-й полк стал первым, который за 10 лет подвергся внезапной проверке", то это не только признание Министром обороны состоявшегося застоя, но и главная неожиданность для всех непосвященных. Неожиданность которая более чем нежданно, всего только после часового пребывания министра в полку, окончилась награждением "отличившегося" командира именными часами. Но одновременно это стало камнем преткновения для "московских проверяющих", командования 2 А и командира соединения, дислоцированного в Тоцком. Именно в его подчинении находится в настоящее время "элитный для ПУрВО" 81 мсп. Теперь он стал неприкасаемым в силу обладания индульгенцией от самого главы военного ведомства. Все грехи и огрехи тут же списали, и без всякого анализа состояния на дырявом полковом заборе поставили клеймо "Так держать, равнение на передовиков!"
  Любопытно то, что по прибытии в округ 12 января главный удар московская комиссия нанесла по другому полку, который непосредственно подчинен командованию объединения и расположен "буквально за оврагом" от нынешнего передовика военных будней" полка Д. Коваленко. В результате двух дней работы Военной инспекции этот полк получил невысокую оценку готовности к выполнению задач по предназначению. Это и было главной неприятностью для армейского руководства, а награждение Коваленко как бы вывело из-под критики упустившее управление 81-м полком командование Тоцкого соединения. По ряду показателей удостоенный отличий 81-й полк действительно не далеко ушел от издерганного проверками армейского полка, а по ряду показателей мог бы быть оценен гораздо ниже. Например, по боевой подготовке, порядку в части, содержанию материальных средств на складах и вооружения в парке.
  А что собственно произошло?
  Произошло то, что на сегодняшний день из рук командования 2 А выбит козырь для совершенствования готовности, теперь как бы нет предмета для озабоченности в этом "отличившемся" при Министре обороны полку. Тем более, нет оснований указывать на недостатки полковнику Д. Коваленко, который получил ценный подарок "за умелые действия в ходе внезапной проверки полка" из рук самого С. Иванова и может спокойно продолжить почивать на призрачных лаврах дутого передовика боевой учебы.
  Как представляется, это привело в недоумение и состав инспекции МО, которая потеряла ориентиры и до самого разбора с участием Министра судорожно искала оправдание его поступку, в то время как никаких причин для "эйфории с подарочными часами и причин для награждения" не было и быть не могло.
  Может быть, стоило бы наградить на месте нерастерявшегося механика-водителя БМП, которая в результате пустяковой неисправности проломила забор в парке и все же была остановлена в метре от борта другой машины.
  А может быть, Министру стоило подождать доклада командующего армии генерал майора Вербицкого и начальника инспекции генерала Катенко, а затем принять решение о награждении по их представлению других более достойных для этого командиров полков уже в ходе разбора.
  Если разобраться, то претенденты на отличия по делу, помимо "давно заболевшего звездной болезнью" Д. Коваленко в Тоцком соединении были (например, командир артполка). И даже командир заклеванного "отдельного мотострелкового полка" полковник Ю.Буров, мог бы на это по праву претендовать, хотя бы за поддержание уставного порядка в воинской части и в военном городке, кое-как "подшаманенном неизменными турками" (своих безработных в Самаре нет!).
  Собственно говоря, разруха царящая в казармах, в солдатской столовой, в бане, на стоянках боевых машин и даже в штабе 81-ого полка характеризует показушный стиль руководства на полковом уровне. В том числе при "неожиданном выводе" части вооружения и военной техники за пределы парка боевых и транспортных машин при проведении мероприятий по плану в течение 9-10 часов до появления Министра обороны.
  Если бы Министра провели по перечисленным полковым объектам в 81 мсп, он бы поостерегся скоропалительно награждать Д. Коваленко "за действия в ходе внезапной проверки". Может быть... Но этого не произошло.
  И Министру не плохо было бы вспомнить, что в войсках до этого 10 суток работала компетентная комиссия Военной инспекции МО, поднявшая по "Тревоге" не менее десятка воинских частей, из них 5-6 полков. Но кто насоветовал сиё С. Иванову, который, как известно, целый год изучал войска и теперь наконец-то приобрел способность за 45 минут определить лучших и худших в целом объединении.
  Ответ прост - это все те же шептуны, не знающие не истинного состояния дел, ни самого дела "боевой и мобилизационной готовности" частей и соединений ПГ, в которых при полной укомплектованности "нет тех, кто может обучить личный состав".
  Хорошо, что наконец-то "выяснили главную проблему войск". По словам С. Иванова она заключается в том, что "70% командиров взводов - призванные из запаса двухгодичники, не имеющие элементарного опыта воспитания и обучения солдат". Добавим, эти "учителя поневоле" знают дело, к которому приставлены хуже младшего сержанта, выпускника ОУЦ, которых тоже не мало ест хлеб в "постоянно готовых войсках". Нужны ли здесь какие то комментарии и аргументы тем кто знает войска?
  Впрочем, для того чтобы выявить такую проблему не нужно генералам и полковникам искать дыры в заборах и недостатки в планах, а министру достаточно внимательно послушать тех, кто знает дело и проблемы в Москве или даже в самолете при перелете в Самару или Екатеринбург.
  Но нужны недостатки, поскольку знания дела нет, а нужные для описания причин слова не воспринимаются в силу общего непонимания терминологии и проблем ВС, общевойсковых объединений, соединений и частей не зависимо от степени их готовности.
  Собственно командование подчиненных войск по привычке ожидает компетентного доклада на разборе в присутствии Министра с указанием недостатков, наказаниями и поощрениями. Для того, чтобы поблагодарить за указанные недочеты и по примеру командующего войсками округа заверить, что "год 2003 для ПУрВО будет годом боевой подготовки" с системой сборов для офицеров различных категорий.
  Принесет ли это желаемые результаты в отсутствии элементарно подготовленных командиров взводов и выдвинутых на вышестоящие должности не имеющих достаточного опыта кадровых лейтенантов, вчерашних курсантов? Навряд-ли тут помогут пожарные мероприятия по ликвидации элементарной безграмотности двухгодичников, как и традиционные уже пол века командирские сборы.
   Отмечу, что не менее ожидаемы в войсках "следы работы разного рода комиссий" с перечнем всего, что увидели проверяющие (от кривых заборов с лазами до откровенной глупости в утвержденных командованием планах). Это ожидание вполне объяснимо некомпетентностью и отсутствием инициативы основного руководящего звена в частях, и нужно только для того, чтобы потом можно было составить "конкретные планы устранения недостатков", как отчет перед другой комиссией. Честнее было бы сказать эти планы - не что иное как прикрытие вечной и безуспешной борьбы за боеготовность в условиях выживания в "городках модернизированных турками" без всякого успеха заставить призванных из запаса двухгодичников на первичных должностях выполнять обязанности с должной ответственностью.
  Именно поэтому общее мнение участников этого военно-стратегического спектакля в Самаре - "даже внезапное появлением министра ничего не изменит". Нет причин суетиться в отсутствии кадровых лейтенантов (училища превратили в институты благородных девиц), подготовленных к исполнению обязанностей офицеров штабов полков, керосина и бензина, нормального жилья, бесперебойного обеспечения электроэнергией и хотя бы холодной водой, пригодной для питья в гарнизоне Рощинское.
  Стоит сказать, что Д. Коваленко несказанно повезло. Теперь по указанию Министра передовикам без проблем отвалят деньги на ремонт столовой и бани.
  Может быть у командира полка хватит сил выгрести мусор в штабе и в парке.
  Но как не повезло другим, не удостоенным посещения с награждением непричастных. В отсутствии пресловутых ресурсов действительно они продолжат неравную борьбу с посетившей войска не по их вине разрухой, в ущерб боеготовности и без всякой надежды на успех. Например, уже лет 5 нет средств на ремонт столовой в воинской части, обеспечивающей управление целой армией.
  Побойтесь бога господа, разве решение проблемы частей и соединений постоянной готовности в других гарнизонах, как и всех прочих войск не зависимо от принадлежности и степени боеготовности состоит только в этом?
  Дело куда сложнее.
  Но помпезные доклады проверяющих и заверения проверяемых, а по сути бесцельные поездки прочих пока имеют сомнительные результаты, никак не влияют на поддержание высокой ПОСТОЯННОЙ готовности ВС.
  Тем более нет и речи о совершенствовании того, что на грани полного исчезновения - понимаемой государственной политики в области обороны и военного строительства.
  Вот такой стиль руководства на фоне состоявшихся награждений.
  
  Невольный свидетель событий в Самаре 21 января,
  однофамилец Министра обороны РФ
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"