Журавлев Владимир Николаевич : другие произведения.

Разнообразие психических проявлений человеческого сознания и причины его вызывающие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

 []
  Издавна учёными предпринимались попытки свести многочисленные различия между человеческими индивидуальностями к определенным категориям и одновременно производились усилия для того что бы сломать очевидное единообразие человечества и его характеристики и определенные типические различия. Не стремясь слишком глубоко зарываться в историю этих попыток, я хотел бы привлечь внимание к тому факту, что наиболее древние категоризации, известные нам, имеют свое происхождение в основном в медицине.
  Наиболее важная классификация впервые была предложена Клавдием Галеном, греческим врачом, жившим во II веке нашей эры. Тогда он выделял четыре основных темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. А сама идея, лежащая в основе такого деления, восходит ещё к V веку до нашей эры, то есть - к учению Гиппократа о том, что человеческое тело состоит из четырех элементов: воздуха, воды, огня и земли.
  В соответствии с этими элементами, Галеном, в живом организме были выделены четыре субстанции: кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь. Идея заключалась в том, что сообразно с изменениями в пропорциях этих четырех субстанций все люди могут быть разделены на четыре класса. Те, у кого наличествует преобладание крови, принадлежат к типу сангвиников, преобладание флегмы относит к флегматическому типу, желтая желчь делает человека холериком, а черная желчь приводит к появлению меланхолического типа. Такие различия в темпераменте выдержали испытание временем, хотя и потребовалось много веков, прежде чем они были заменены физиологической теорией.
  Именно Галену принадлежит заслуга в создании психологической классификации людей, просуществовавшая уже три тысячелетия. Эта классификация основана на воспринимаемых нами различиях эмоциональной сферы или аффективности, то есть состояний, при которых имеются устойчивые отрицательные эмоциональные переживания и наблюдается деструктивное поведение. Это обусловлено неудовлетворением важнейших для существования людей потребностей. Формы такого деструктивного поведения могут быть различными.
  Поэтому и аффекты ни в коем случае не являются единственными различиями человеческой психики. Характеристические данные следует ожидать и от других психологических явлений, когда единственным требованием остается необходимость наблюдать и понимать другие функции не менее ясно и отчетливо, как и в случае аффектов. Здесь, как я считаю, нам и помогут возможности современной физики.
  В предшествующие времена, когда понятие "психология" в том виде, как мы понимаем его сегодня, отсутствовало, а все остальные психические функции, кроме аффектов, были покрыты мраком неизвестности, да и сегодня для большинства людей они все еще остаются едва различимыми по своей тонкости. Аффекты же можно увидеть прямо на поверхности, и этого вполне достаточно людям, не имеющим отношения к психологии, в частности человеку, для которого психология его соседа не представляет никакой проблемы. Его удовлетворяет лишь одна возможность наблюдать аффекты других людей и когда он их не видит, то другой человек оказывается для него психологически невидимым, поскольку, за исключением аффектов, он не может воспринимать ничего в сознании другого.
  Причина, по которой мы оказываемся способны обнаруживать другие функции, помимо аффектов, в психическом состоянии наших собратьев, заключается в том, что мы сами находимся в состоянии полного здоровья и внутренней гармонии по отношению к тем, кто находится в проблематичном состояния сознания относительно нас.
  Если же мы судим о других только по аффектам, то тем самым показываем, что сами находимся в состоянии аффекта и наш главный и, возможно, единственный критерий - аффект. То есть и наш собственный резонанс - средняя несущая частота головного мозга находится в состоянии превышения нормы, а наше сознание так же находится со смещением относительно нашего материального мира.
  Здесь оно может находиться в одном из последующих тонких миров - эфирном, астральном или ментальном. Это состояние зависит от угла разворота нашей голографической проекции относительно нормы и тесно связанной с величиной личного резонанса.
  Это означает, что аналогичный критерий применим и к нашей собственной психологии, а последнее равнозначно тому, что наше психологическое суждение ни объективно, ни независимо, и пребывает в рабстве у аффекта. Данная истина вполне применима к людям, имеющим другие ценностные категории, на которой основывается психологическая возможность ведения смертоносных войн или существующая постоянная угроза их рецидивов. Хотя для гармоничных людей это положение является нонсенсом, то есть действием, лишённым какого-либо смысла. Ведь нормальный, полностью здоровый человек, находящийся в гармоничном состоянии душевного равновесия никогда агрессии не проявляет.
  И так должно быть всегда, пока мы судим людей "другой стороной" своих собственных аффектов. Я называю такое состояние сознания проблематичным, потому что оно с очевидностью является основной проблемой ошибочных оценок и искривлённого сознанием восприятия пространства, как такового. Оно является проблемой, когда не возникают сомнения, что могут ли аффекты, - включая и наши собственные, - предложить удовлетворительную основу для правильных психологических суждений.
  Но в состоянии, даже слегка повышенного выше нормы в 2,6 Герца, собственного резонанса и с небольшим разворотом голографической проекции, мы обязательно будем оправдывать самих себя, когда кто-нибудь сделает нас ответственными за какое-либо эмоциональное действие. Здесь мы обязательно скажем, что мы поступили так из-за вспышки аффекта и что обыкновенно мы вовсе не такие. Когда это касается нас самих, мы будем всегда рады объяснить сам аффект как условие, оправдывающее низкую ответственность, но совершенно неохотно будем делать то же самое, по отношению к другим. И чем выше наш собственный резонанс, тем больше будем упорствовать в этом.
  Даже если это и не очень показательная попытка в оправдании своего любимого эго, тем не менее, существует нечто, положительное в чувстве оправдания таких извинительных состояний. Это попытка отделить себя от своего собственного аффекта, и, следовательно, и личность своего собрата от его аффекта.
  Даже если мое мнение есть всего лишь увертка, оно, тем не менее, является попыткой бросить сомнение на ценность аффекта, как единственного показателя личности, и обратиться к другим психическим функциям, которые характеризуют личность точно так же, если не более, нежели аффект. Когда человек судит о нас по нашим аффектам, мы легко обвиняем его в недостатке понимания или даже в несправедливости. Но это одновременно обязывает нас самих не судить и других за их аффекты.
  С этой целью, далекий от понятий психологии человек, относящийся к своим и чужим аффектам как к единственному значимому критерию, должен развить проблематическое состояние сознания, в котором ценными признаются и другие факторы кроме аффектов. То есть здесь может возникнуть парадоксальное суждение:
  когда я и есть этот аффект и одновременно этот аффект - не я.
  Здесь, данный момент отражает раскол эго или, скорее, расщепление психического материала, составляющего его. Признавая самого себя в своем аффекте в равной степени, как и в чем-то другом, что моим аффектом не является, я отделяю аффективный фактор от других психических факторов и, поступая, таким образом, перевожу аффект с пьедестала его первоначальной неограниченной власти на новый заслуживаемый им уровень в иерархии психических функций.
  Только тогда, когда человек имеет собственный резонанс в норме = 1 Герц, он способен произвести операцию на самом себе и способен уловить различие между многочисленными психическими факторами в самом себе. Только здесь он оказывается в состоянии заняться поиском других критериев в своем психологическом суждении о других, вместо того, чтобы попросту отступить обратно к аффекту. И только таким образом возможно реальное объективное психологическое суждение.
  То, что мы сегодня называем "психологией", есть наука, которая давно отстала от реалий современной жизни. Она совершенно не учитывает новых знаний о человеке и достижений многих наук, и поэтому может следовать только по своему пути на основе закостенелых материалистических определений, а так же исторических и моральных предпосылок, заложенных христианским воспитанием и образованием на протяжении последних трёх тысячелетий.
  Такая заповедь, как "Не судите и судимы не будете", привитая религией, создала возможность воли, которая стремится, в своем крайнем выражении, к простой объективности суждения. Эта объективность, заключает в себе не простое безразличие к другим, а основанное на принципе оправдания других в той степени, в какой мы это делаем в отношении самих себя. Одновременно это и становится предпосылкой, казалось бы, для справедливого беспристрастного осуждения своих собратьев.
  Если вы попытаетесь классифицировать людей на практике, то будете удивлены, что человек, слывущий сангвиником по темпераменту, расскажет вам, что в своей основе он глубокий меланхолик, холерик, что его единственный недостаток состоит во всегдашней чрезмерной флегматичности. Но классификация, обоснованность которой не выходит за пределы единственного числа, сродни по своей полезности и универсальности той церкви, в которой я являюсь единственным прихожанином. Поэтому нам необходимо найти тот критерий, который может быть принят как объединяющий не только для судящего субъекта, но также и для обсуждаемого им объекта.
  Думаю, что здесь можно использовать, да и вернее нужно - Соционику. Одновременно, фактором, стабилизирующим один из 16 типов характеров соционики должен быть собственный резонанс и состояние голографической проекции человека в тонких планах, тогда с полной уверенностью можно сказать, что наша классификация окажется верной на 100%.
  Можем подробнее рассмотреть эти характеристики: Первая квадра - типы людей, психологическое назначение характера которых заключается в разрушении отжившего прошлого и проектировании будущего. Здесь рождаются идеи, ощущение гармонии, упорядоченности, насыщение эмоциональных и эстетических переживаний. Присутствует ощущения космической гармонии и оторванность от действительности жизни. Это:
  Интуитивно-логический экстраверт и его главные психические функции - интуиция потенциальных возможностей.
  Сенсорно-этический интроверт. Главные психические функции - эстетическая сенсорика ощущений.
  Этико-сенсорный экстраверт. Главные психические функции - этика, внутренние эмоции, чувства, управление ими.
  Логико-интуитивный интроверт. Главные психические функции - объективная логика.
  Вторая квадра - типы людей, психологическое назначение которых заключается в изменении устаревшего проекта и макетировании будущего. Присутствует волевой напор, динамическая логика, чувство времени, темперамент действия, эволюция, обновление, огромная пробивная сила и критика своих результатов. Это:
  Этико-интуитивный экстраверт. Главные психические функции - этика, внутренние эмоции, чувства, управление ими.
  Логико-сенсорный интроверт. Главные психические функции - объективная логика.
  Сенсорно-логический экстраверт. Главные психические функции - восприятие волевых качеств и внешних признаков.
  Интуитивно-этический интроверт. Главные психические функции - интуиция времени.
  Третья квадра - типы людей, психологическое назначение которых направлено на строительство и усовершенствование по разработанному предыдущей квадрой плану или макету. Ощущение замкнутости и ограниченности мира. У них всегда присутствует рациональность, в силу узкой направленности, подавление отклонений, подчинение единой цели, где человек не является свободной, самодеятельной, самостоятельной личностью и ценностью, присущи пессимизм и прагматические устремления. Это:
  Сенсорно-этический экстраверт. Главные психические функции - восприятие волевых качеств и внешних признаков.
  Интуитивно-логический интроверт. Главные психические функции - интуиция времени.
  Логико-интуитивный экстраверт. Главные психические функции - деловая логика и анализ в финансовых вопросах.
  Этико-сенсорный интроверт. Главные психические функции - этика отношений.
  Четвёртая квадра - типы людей, психологическое назначение которых совершенствование и производство, опирающееся на базу построенную предыдущей квадрой. Присуща практичность, дружелюбие, стремление к изобретательству, внедрению и совершенствованию до исчерпания существующих скрытых возможностей. Это:
  Логико-сенсорный экстраверт. Главные психические функции - деловая логика и анализ в финансовых вопросах.
  Этико-интуитивный интроверт. Главные психические функции - этика отношений.
  Интуитивно-этический экстраверт. Главные психические функции - интуиция потенциальных возможностей.
  Сенсорно-логический интроверт. Главные психические функции - эстетическая сенсорика ощущений.
  Сюда хочется добавить, что при правильной поэтапной смене квадр стоящих во главе общества, это общество начинает развиваться ускоренными темпами. При этом срок пребывания во главе правительства людей первой и второй квадры должен быть минимальным, а третьей и четвёртой максимальным. В нашем обществе всё наоборот. Во главе нашей страны на протяжении последних 80 лет находились люди только первой и второй квадры, которые разрушали идеи первой и строили макет своей модели, но передавали правление опять первой квадре, а не третьей как того требует логика. Поэтому мы и живем сейчас, не так как хотелось бы, а так как вышло.
  Далее рассмотрим более подробно характеристики каждого типа характера:
  Экстраверт: - воспринимает объективные данные от реальных объектов, подчиняется требованиям общества, интересам дела, чужому мнению, которое для него важнее, чем свои желания. Он ориентируется на объективные данные на людей, на вещи, деньги, избегает субъективного, личностного отношения. Зависимость между этими объектами для него вторична, её можно изменять. Выполняет свои обязанности только с проявлением инициативы, по-другому не может. Сильнейший моральный фактор - ответственность. Понятие долга - отсутствует.
  Интроверт: - главное для него свои мысли, чувства, желания и представление о мире, чем требование среды и ситуации. Очень важны отношения между ними, которые придают устойчивость внешнему миру, чувствам и переживаниям. В его восприятии жизни - объекты внешнего мира можно менять. Он ориентируется на свои внутренние отношения и потребности с внешними объектами. При этом новые объекты вызывают страх. Его величайшая ошибка - стремление навязать окружающим своё узкое, определённое понимание мира. Для него долг и обязанность - сильнейший моральный фактор. Он не любит ответственности, но любит обязанности. Для него неуёмная активность - дурной тон. Стремится не высовываться.
  Сенсорный: - восприятие окружающего мира через вкус, цвет, запахи, краски, эстетическое и чувственное наслаждение. Правильное определение физической потребности. Восприятие здесь и сейчас. Живёт сегодняшним днём. Будущее предвидит с трудом - завтра будет завтра. Сомневается редко. Знает, чего хочет. По жизни идёт смело и уверенно, замечает препятствия, которые обходит или подавляет. Всегда стремиться к чистоте и порядку. Любит практическую работу. Интуиция инертна. Любит кроссворды.
  Интуитивный: - физические ощущения не определяемы. Материальность мира и своего я не воспринимает, зато прекрасно предвидит будущее и дополняет сенсоров по части новых перспектив и возможностей. Кооперации обогащает обоих. Сомневается часто, не замечает беспорядка, непрактичен, работает на новые идеи.
  Этики: - при желании умеют ладить с окружающими, хорошо чувствуют их внутреннее и эмоциональное состояние. Смело манипулируют своими и чужими чувствами. Для них эмоции ценность, через них они воспринимают или реагируют на происходящее. Но, начав дело, тонут во второстепенных вопросах. Объективность не воспринимают. При кооперации регулируют эмоциональное состояние логиков, поддерживают их уверенность и правильность взаимоотношений. Предпочитают уговаривать окружающих, людей оценивают хороший - плохой.
  Логики: - хорошо разбираются в объективных закономерностях окружающего мира. В любом деле видят главное и второстепенное. Плохо разбираются в отношениях людей, чувствах и эмоциях. О чувствах говорить не умеют и не могут. Дают этикам уверенность в правильности поступков, планах работ. Оценивают людей на разумный - не разумный, деловой - не деловой. Предпочитают доказывать целесообразность.
  Рациональный: - его движения фиксированы, походка чётка, на всё готовое мнение, сухопары. Реагируют на эмоции, на поступок - поступком разумно на основе опыта. Может действовать, когда появилось какое-то чувство. В общении всё планирует до подробных деталей. Для него свобода, осознанная необходимость.
  Иррациональный: - его движения плавны, раскованны, импульсивны, имеет мягкость лица, закруглённость линий. Реакции импровизированы. У него творческое приспособление к ситуации. Общается с человеком только после того как определит определённое к нему отношение и появится установка. Общение начинает без раскачки, но без чувств. Для него свобода - неосознанная необходимость.
  Интуитивно-логический экстраверт: - для него главным являются идеи, но не дела. Он имеет большой круг знакомств, любознателен, общителен, часто неожиданнен, умеет мобилизоваться, но не любит выяснения отношений.
  Сенсорно-этический интроверт: - воспринимает тонкие ощущения, умеет устроиться в любом пространстве, хорошо чувствует настроение, но эмоционально не сдержан и не любит деловой активности.
  Этико-сенсорный экстраверт: - эмоционально воспринимает действительность и настроение людей, ценит семью, гостей. Он хороший оратор, деловой, весёлый открытый человек, создаёт и любит комфорт, времени не ощущает.
  Логико-интуитивный интроверт: - проводит анализ окружающего мира, любит объяснённость, четкость, законченность, борец против насилия, не выдерживает физической нагрузки и работы.
  Этико-интуитивный экстраверт: - свойственно драматическое восприятие окружающего мира. Это поэтическая натура, которая чувствует и умеет предвидеть ситуацию, всегда готовится к ней. Хорошо ощущает прошлое, хотя сомневается и колеблется. Всегда недоверчив и обострённо воспринимает замечания о себе.
  Логико-сенсорный интроверт: - любит создавать классификации, анализировать отношения, раскладывать по полочкам. Планирует и упорно стремится к достижению цели, работает своими руками, чертит, рисует. Хороший администратор, не любит неясности, нечёткости. Всегда дисциплинирован и требователен, вежлив, умеет слушать, регулирует психологическую дистанцию, но не знает способностей людей.
  Сенсорно-логический экстраверт: - обладая развитой силой воли, всегда видит волевые качества людей и добивается своей цели. Хороший руководитель, обладает анализом ситуации и решителен, мудро ориентируется, принимая нужные решения. Он практичен, собран, занимается спортом, остроумен, ценит преданность и самоотверженность. Наблюдателен, анализирует обстановку, но всегда делает по своему. Не любит говорить о своих чувствах.
  Интуитивно-этический интроверт: - свойственна интуитивная мечтательность, чувство течения времени, но медлителен, использует эмоциональный прессинг. Проявляет изысканность и безынициативность, но легко работает по чужой команде.
  Сенсорно-этический экстраверт: - пробивной, видит это и у других. Охладевает, если не удалось с наскока решить дело, сопротивляется под давлением и входит в азарт, высокомерен, хороший оратор, умеет расположить человека и управлять его чувствами, но раздражителен.
  Интуитивно-логический интроверт: - хорошо ощущает развитие ситуации во времени, обладает пессимизмом, скептицизмом, логик, математик. Умеет хорошо одеваться и заботиться о здоровье, не любит бурных эмоций, нравятся волевые решительные и приятные общения с людьми.
  Логико-интуитивный экстраверт: - разбирается в деловых качествах людей, умеет манипулировать деньгами, видит направление развития событий, но не любит сидеть на месте. Рассуждает о результатах в будущем, хороший стратег. При малейшей болезни испытывает мрачные мысли.
  Этико-сенсорный интроверт: - хорошо разбирается в межличностных отношениях, любит. Моралист, писатель, пессимист, может ненавидеть или симпатизировать. Любит и может прекрасно готовить, чисто убирать квартиру. Хороший гимнаст, проявляет волевые качества, логик, но не любит оценки своих способностей и талантов.
   Логико-сенсорный экстраверт: - умеет и ценит деловые качества людей, любит оперировать конкретными фактами, любит мастерить своими руками, готовить. Логик, наблюдателен, талантлив, хороший эксперт в искусстве. Всегда старается определить события, сдержан и холоден.
   Этико-интуитивный интроверт: - испытывает интерес к внутреннему миру людей и хорошо ориентируется в их взаимоотношениях, чувствует их отношение к себе, и не любит насилия, всегда чёток, краток, красиво работает. Чувств не показывает и не прощает.
  Интуитивно-этический экстраверт: - хорошо разбирается в скрытых способностях людей, проявляет интерес и восхищение к талантам, нравится окружающим, всегда может убедить, замечательный психолог, политик, не стремиться выполнять ручную работу, В интимных отношениях сексуально сдержан.
  Сенсорно-логический интроверт: - хорошо разбирается в отношениях окружающего мира, обладает отличной памятью, чувствует эстетику, ценит комфорт. Никогда не делает работу, которая не даёт практического результата, всегда настойчив в достижении цели, не любит скандалов, шума и криков, не показывает своих чувств.
  Все типы характеров между собой связывают определённые типы взаимоотношений:
  Отношения активации: когда между сенсориком-интуитиком-логиком-этиком - необходим периодический отдых друг от друга.
  Зеркальные отношения: когда происходит совместная коррекция между интуитивно-логическим экстравертом и логико-интуитивным интровертом.
  Тождественные отношения: дают вид на себя со стороны, когда после передачи опыта без общей цели нечего делать.
  Отношения полдополнения: дополнение только по одной функции. Здесь может быть дружба, сотрудничество, но не близкие отношения.
  Отношения полной противоположности: происходит нейтрализация и погашение функций друг друга. При наличии длительной притирки возникают бесконфликтные отношения.
  Отношения квазитождества: логико-сенсорного и сенсорно-логического типов. Недопонимание друг друга. При разграничении обязанностей их деятельность только усиливается.
  Отношения супер-эго: при наличии психологической дистанции складываются отношения взаимного уважения и поддержки.
  Духовные отношения: взаимопонимание и общение людей с различными целями, при которых близкие отношения не желательны.
  Миражные отношения: слабое взаимопонимание, требуется взаимный интерес, которого нет. Отношения только для отдыха.
  Отношение конфликта: привлекают друг друга своей необычностью только на расстоянии. Вблизи конфликт тихий, но опасный, отношения сильно неприятные.
  Отношения социального заказа: восхищение друг другом. Отношения дружеские типа приёмник передатчик.
  Отношение социального контроля: полная ассимитрия. Отношения болезненны, опасны, обманчивы, губительны, но их очень трудно разорвать.
  Родственные отношения: очень похожи, вызывают взаимопонимание, поэтому часто приводят к раздражению так, как в практике противоположны.
  Все эти характеристики прослеживаются в здоровом человеке очень чётко, но могут терять свои черты и смазываться при повышении собственного резонанса, то есть при любом типе нарушений психической функции головного мозга.
  Учеными давно было установлено, что лишь 30 % в характере человека можно отнести за счет наследственности и 70 % - за счет социальной среды, то есть обстановки в семье, нашей с вами повседневной реакции на те или иные поступки малыша. Так что, если у нашего ребёнка, существует равновесие мозгового кровообращения, то большую часть характера мы формируем сами и, в основном, неосознанно.
  Первый период - всеобщего доверия или недоверия к миру. Он зависит от состояния мозгового кровообращения ребёнка и продолжается от рождения до 2 лет. У новорожденного еще нет никаких представлений ни о себе, ни о том мире, в котором он оказался. Зато у него есть определенный набор основных потребностей, без удовлетворения которых он не выживет: еда, тепло, присутствие мамы, общение. Если все это малыш получает по первому требованию, то у него формируется стойкое ощущение, что мир, в котором он оказался - хорошее место, которому можно доверять.
  Это такое наиважнейшее для него чувство, или можно сказать - ощущение, без которого просто невозможно дальнейшее развитие личности. В этот период весь окружающий мир малыша сосредоточен в одном емком понятии - мама. И если он чувствует, что маме можно доверять, потому, что она накормит, успокоит, всегда будет рядом, не оставит его, маленького и беспомощного надолго одного, то в дальнейшем, подрастая, ребенок перенесет это чувство доверия и на остальных людей, на остальной мир.
   Так закладываются первые основы не только самооценки человека, но и его отношения к окружающему миру. Если же, у малыша имеется родовая травма шейного отдела позвоночника, то всё меняется. Это происходит и если его оставляют подолгу плакать в кроватке, кормят строго по часам, которые установил не он, а кто-то думающий за него, не носят на руках, чтобы не избаловать, мало обнимают и целуют - то у ребенка возникает не только физический, но и эмоциональный дискомфорт. Здесь не формируется одно из важнейших ощущение надежности и незыблемости внешнего мира, мало того, из-за отсутствия чувства безопасности, мир этот начинает ощущаться, как нечто враждебное, от чего надо учиться защищаться. Именно это качество и ложится первым кирпичиком в фундамент личности будущего человека. Надо ли описывать, какое здание выстроится на подобном фундаменте? Итак, главное приобретение, которое ваш ребенок должен вынести из первого периода - базовое доверие к миру.
  Второй период называют периодом автономии с 2 до 4 лет. Это знаменитая "фаза упрямства", фаза "я сам", так хорошо знакомая родителям трехлеток. Но не надо думать, что это только лишь упрямство, малыш примеряет себя к миру взрослых, осваивает новые умения и навыки, так необходимые ему. Чем больше багаж этих навыков, тем чаще его охватывает первое чувство сомнения "А хорошо ли я делаю?".
  Считается, что именно в этом возрасте возникает первое чувство стыда. К двум годам малыш обычно уже научился пользоваться горшком и это означает не только сокращение объема стирки для мамы, это и первый опыт владения собой, что намного важнее. Ваш малыш, по сути, впервые предъявляет к себе некие требования и испытывает законную гордость оттого, что справился.
  Если в этот период родители стыдят и ругают малыша за испачканные штанишки, за разбитую чашку или за испачканную мордашку при попытке есть самому (поводов, за что именно ругать в этом возрасте, согласитесь, предостаточно!), то сильно тем самым раскачивают уверенность маленького человечка в том, что он что-то может сделать САМ.
  К такому же результату приводят и чрезмерные требования к "правильности" поведения, которыми так грешат многие родители. Чувство стыда и ощущение собственной неумелости прочно ложатся в основу личности, характера и начинают пускать свои корни во всю дальнейшую жизнь. Хорошая, крепкая, или как говорят адекватная, самооценка с такими установками вряд ли уже разовьется. За этот нелегкий период ребенок должен научиться адекватно, проявлять и контролировать свои чувства и поступки.
  Ваш двухлетний ребенок будет иногда проявлять непослушание - это факт. Дело в том, что ваш ребенок находится на той стадии, когда человек заявляет о своей независимости от родителей, а это, в частности, предполагает, что вам как законодателю, формулирующему правила, будет бросаться вызов. Иногда двухлетний ребенок станет нарушать правила, которые вы четко объяснили ему. Время от времени обычный двухлетний ребенок попробует нарушать правила, с улыбочкой глядя на вас, словно осведомляясь: "Разве я себя веду не так?" Иногда он будет поступать вопреки общепринятым правилам, и смотреть на вас с вызовом: "По-твоему, ты можешь меня остановить?" Такого бунтарства следует ожидать, оно естественный атрибут данной стадии развития. Успех вашего управления подобным поведением зависит от вашей реакции.
  Третий период - инициативы длится от 4 до 6 лет. Это очень важный период самоутверждения личности. Малыши в этом возрасте крайне деятельны. И игра в этот период не просто игра - а важная школа взрослой жизни, создание своего мира, со своими законами и правилами. Ребенок этого возраста очень нуждается в поддержке и одобрении со стороны взрослых. Благодаря теплому эмоциональному отклику, поддержке он убеждается, что может достигнуть поставленной перед собой цели и на многое способен. Малыш примеряет на себя такое важное для всей дальнейшей жизни понятие "Могу - не могу".
  Если в качестве оценки своей деятельности ребенок получает лишь критику и замечания, то бурная активность сменяется пассивностью - зачем стараться, все равно все будет не так - и покоряется. Но пусть эта покорность не радует родителей - ведь качество пасовать перед трудностями и важными целями ваш малыш теперь может пронести через всю жизнь.
  Людей, которых в пятилетнем возрасте не поддерживали в их начинаниях и устремлениях, вы всегда можете узнать по тому, что у них "опускаются руки" при любой новой, трудной задачей. Такие люди вовсе не ленивы, просто они не научились, поэтому боятся проявлять инициативу, поскольку твердо уверены (благодаря не приобретенному навыку в период "инициативы"), что ничего не могут делать хорошо. А теперь вспомните, часто ли ваш ребенок или вы сами в детстве слышали от своих родителей: "Ты ничего не умеешь!", "Тебя ни о чем нельзя попросить", "Ты занимаешься какой-то ерундой!".
  Такие высказывания, сделанные даже из лучших побуждений, развивают у ребенка чувство вины за свою несостоятельность, убежденность в том, что они ничего не способны сделать путного. Главное приобретение этого периода, при условии благополучного его прохождения, - инициативность, уверенность в своих силах и умение добиваться цели.
  Следующий - четвёртый, период активности, охватывает период от 6 до 11 лет. Ребенок уже - школьник и это уже по-настоящему вводит его в социум. В этом возрасте ваш ребенок начинает сознательно работать "на результат", учится объективно, сравнивая с другими, оценивать себя и плоды своих трудов. В случае положительной оценки он начинает получать истинное удовольствие от удачно завершенного дела. Поддержка и поощрение взрослого в этот период важны для ребёнка особенно, причем это уже поддержка не только родителей, но и других взрослых, учителей, например.
  Именно на этой стадии развития мы сталкиваемся с наиболее распространенной ошибкой взрослых, которые стремятся чрезмерно нагрузить свое чадо, мол, от этого будет только польза. Факультативы, кружки и секции, школы с углубленным изучением чего-то там и пр. и пр. При такой нагрузке ребенок просто не может быть успешен во всех сферах, в которые его толкают родители. Отсюда - потеря удовольствия от успешно выполненного дела, вместо чувства радости и успешности - чувство неполноценности и собственной неспособности, особенно, если тебя все время с кем-то, более успешным сравнивают.
  Секрет успешного прохождения этого периода - правильно рассчитанные нагрузки вашего ребенка, дающие ему возможность получать удовольствие от своей деятельности и не участвовать в повседневной гонке "на выживание". Понятно, что совсем маленькими нагрузки тоже не должны быть, важно, чтобы ваш ребенок мог почувствовать себя состоятельным. Основное приобретение этого периода - умение получать радость от хорошо выполненной работы, умение доводить начатое до конца.
  Как вы теперь понимаете, если "искажения" начались уже на первом или втором этапе периодизации Эриксона, то и прохождение всех оставшихся будет идти не столь "классически", как описано выше. Но, по крайней мере, теперь обладая соответствующей информацией, вы сможете отследить и пока не поздно исправить какие-то свои ошибки, допущенные ранее.
  В качестве дополнительной помощи для ориентации в воспитании своих детей могу предложить вам ещё четыре подспудных причины серьезных нарушений их поведения:
  Первая - борьба за внимание к себе. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить в виде непослушания. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше уж такое, чем ни какого.
  Вторая - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела и показать, что он личность. Не важно, что его решение подчас не очень удачное или ошибочное. Зато оно свое, а это главное!
  Третья причина - желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. Поводов к этому много. К примеру: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; в доме появился отчим; родители постоянно ссорятся... Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: "Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!"
  Четвёртая - потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него развивается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". При этом внешним поведением он показывает, что ему "все равно", "и пусть плохой", "и буду плохой". Выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным.
  Родителям необходимо обратить внимание на собственные чувства. Если ребенок борется за внимание, у него появляется раздражение. Если подоплека стойкого непослушания - противостояние воле родителя, то у него возникает гнев. Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у родителя - обида. При глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель попадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния. Что же делать дальше? Общий ответ на вопрос - не реагировать привычным образом, т.к. образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели. И он возобновляет их с новой энергией. Взрослому нужно уяснить, что именно он чувствует и перейти к позиции помощи.
  Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры, прогулки. Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позвольте же мне жить своим умом". Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, ее надо исправить. Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребенка. Нужно перестать требовать "полагающегося поведения", "сбросить на ноль" свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Организуйте с ним совместную деятельность, сам выйти из тупика он не сможет. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с учителями и сделать их союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.
  Но на пути к гармоничному существованию, иногда могут возникнуть некоторые дополнительные проблемы, вызывающие непослушание ребёнка или непонимание среди взрослых членной семьи. Они всегда связаны: - с уровнем воспитания, качеством образования, с образом жизни человека, состоянием осанки и средой обитания. Другие моменты большой важности не имеют, та как полностью зависят от перечисленных выше.
  Одновременно, мы можем обнаружить, что, несмотря на огромное разнообразие сознательных побуждений, и склонностей, могут быть выделены определенные группы индивидов, характеризуемые удивительным сходством в мотивации. Например, мы можем столкнуться с индивидами, которые во всех своих рассуждениях, восприятиях, чувствах, аффектах и действиях ощущают свою доминирующую роль и внутреннюю движущую силу, проявляющуюся во всём, даже, вне зависимости от того, о каких мотивах идет речь.
  Такое происходит с людьми, когда в их сознании доминирует правое полушарие, которое полностью заменяет левое по всем функциям, что происходит от сильного сколиоза и значительного превалирования давления крови в этом полушарии. Фактически здесь происходит раздвоение сознания, а человек хотя и ощущает себя в настоящем времени и материальном мире, но на самом деле сознанием находится с отрывом от него - в будущем времени, в тонком мире, чаще всего в астральном. Отсюда, он как бы оторван в пространстве - отлично ощущает и видит будущее, но все его поступки никогда не стыкуются в пространстве с настоящим, немного опережая реальность. Поэтому всегда возбуждён, напорист и даже агрессивен. И чем выше его собственный резонанс, тем выше степень агрессии.
  Таких людей, мне сразу видно по осанке. Они сидят, постоянно скручиваясь и никогда прямо, часто заплетают ноги и спят с разворотом на живот. И хотя существуют несомненные случаи, когда тот или иной тип индивида может быть определен, даже обычным человеком с первого взгляда, но это, вне всякого сомнения, случается далеко не всегда. Как правило, только внимательное наблюдение, взвешивание и оценка всех свидетельств позволяют получить уверенное классифицирование.
  Однако простой и ясный фундаментальный принцип высказанных установок в реальной действительности чрезвычайно усложняется. Он будет выполняться лишь с трудом, поскольку каждый индивид является исключением из правил. Ведь любая разница, даже в десятые доли Герца вносит существенные изменения в человека, а всё это одновременно влияет на голографическую проекцию и её положение, в пространстве смещая за собой сознание и подсознание, изменяя психоэмоциональное состояние и многие факторы и свойства.
  Следовательно, можно даже не дать описание типа, неважно, насколько оно завершенное, которое возможно было применить более чем к одному индивиду, несмотря на тот факт, что в некоторых случаях оно способно охарактеризовать множество других. Сходство - это одна сторона человека, уникальность, неповторимость, уже другая. Никакая классификация не объяснит индивидуальной психики более чётко, чем состояние собственного резонанса человека. И, тем не менее, даже одно понимание различий психологических типов личностей в Соционике уже открывает дорогу к лучшему уяснению человеческой психологии вообще.
  Дифференцировка типов наступает очень рано, настолько рано, что в некоторых случаях можно говорить о ней как о врожденной. Самым ранним знаком экстраверсии у ребенка является его быстрая адаптация к окружающей среде и то необычное внимание, которое он уделяет объектам, в особенности тем эффектам, которые он на них оказывает.
  Когда страх перед объектами пространства минимален, то ребенок живет и перемещается среди них с уверенностью. Возможно его способность к пониманию не такая быстрая, и не точная, но развивается он более быстро, чем интровертный ребенок, так как он менее склонный к обдумыванию и обычно бесстрашный. Он не чувствует преграды между собой и объектами и может поэтому играть с ними свободно и учиться через контакт с ними. Ему нравится доводить свои начинания до крайности, он выказывает склонность к риску. Все неведомое и неизвестное для него соблазнительно.
  Психическое восприятие пространства, в котором находится сознание, есть средство для адаптации и ориентации. Оно состоит из ряда различных психических функций, среди которых можно выделить четыре основных: ощущение, мышление, чувство, интуиция. В ощущение необходимо включить всё наше восприятие с помощью чувственных органов. В мышление функцию интеллектуального познания мира и формирования логических заключений. В чувство функцию субъективной оценки, а в интуицию функцию восприятия бессознательных содержаний подсознания.
  Насколько позволяет мой опыт, эти несколько основных функций можно считать вполне достаточными, чтобы представить многочисленные виды сознательной ориентации. Для более полной ориентации все четыре функции должны сотрудничать на равных. То есть мышление должно облегчать познание, а суждение и чувство говорить нам, в какой степени и как та или иная вещь является для нас важной или не является таковой. И одновременно это ощущение должно передавать нам с помощью зрения, слуха и вкуса, то есть - сведения о конкретной реальности, где интуиция позволяет нам предугадывать скрытые возможности в подоплеке происходящего, поскольку эти возможности также принадлежат целостной картине данной ситуации.
  В действительности, подобные базовые функции весьма редко, а то и никогда не дифференцируются единообразно и даже согласно нашему хотению. Как правило, одна или другая функция занимает главенствующее место, в то время как остальные остаются недифференцированными, пребывая на заднем плане. Таким образом, существует множество людей, ограничивающих себя восприятием простой конкретной реальности, без какого-то размышления о ней или принятия в расчет определенных чувственных оценок, которые часто даже сознательно подавляются.
  Всё происходит из-за повышенного собственного резонанса - здесь состояние сознания меняется и их уже практически не волнуют реальные возможности, скрытые в ситуации. Таких людей, с резонансом до 3 Герц я называю, как временно пребывающих в шизоидном состоянии.
  Другие, с резонансом до 7 Герц уже ориентированы исключительно на то, что думают, и попросту не способны приспособиться к ситуации, которую не могут понять интеллектуально. Таких людей я называю средне шизоидными типами.
  Третьи, с резонансом до 12 Герц, во всем руководствуются исключительно чувством и эмоцией. Они просто даже не спрашивают себя - приятна ли им та или иная вещь или неприятна, и ориентируются по своим чувственным и эмоциональным впечатлениям. Это полностью шизоидные типы.
  И наконец, с резонансом до 13,5 Герц - окончательно шизоидные типы, которые не обеспокоены ни идеями, ни чувственными реакциями, ни реальностью предметов, а целиком находятся во власти соблазнительных возможностей и без сожаления оставляют те ситуации, в которых не обнаруживают новых возможностей.
  Каждый из этих типов представляет собой определённый вид ограниченности в восприятии пространства. Одновременно он усложняется спецификой интровертноссти или экстравертности установки, с ним связанной. Именно из-за этой усложненности можно сказать о функциях или типах, что вернёт нас к вопросу об односторонности интровертной и экстравертной установок.
  Эта односторонность фактически приводит к частичной или полной утрате внутреннего психического равновесия. И она не может быть скомпенсирована даже бессознательной контрапозицией. При исследовании этого вопроса увидим, что бессознательное показывает, что наряду с сознательной установкой интроверта может существовать бессознательная экстравертная установка, которая автоматически будет компенсировать его сознательную односторонность.
  Хотя одновременно можно предположить о существовании общей интровертной или экстравертной установки, а строгий научный исследователь не может оставить суть и на откуп интуиции, хотя, одновременно, должен позаботиться о действительном представлении материала. Тогда можно обнаружить, что ни один индивид не является просто экстравертом или интровертом, но что он может оказаться таким в одной из своих функций.
  Эти функции, в индивидуальных случаях - интровертные и экстравертные установки, никогда не могут быть демонстрируемы сами по себе, а проявляются только в виде специфики явно господствующей над сознательной функцией. Аналогично не существует общей установки бессознательного, а лишь типично модифицированные формы бессознательных функций, и лишь путем исследования бессознательных функций и их особенностей может быть научно установлена их бессознательная установка.
  Едва ли можно говорить о типических бессознательных функциях, хотя для экономии психического приходится приписывать некоторую функцию бессознательному. Лучше всего, в этом отношении пойти дальше утверждения, что бессознательное настолько, насколько мы можем видеть его присутствие, имеет компенсаторную функцию в сознании. А то, что бессознательное существует в самом себе, является бесполезной спекуляцией.
  По своей природе оно выходит за рамки всякого познания. Мы просто постулируем его существование на основе его продуктов, таких как сновидения и фантазии. Но хорошо установленным фактом в научной практике является то, что, например, сновидения практически всегда имеют содержание, которое может изменять сознательную установку, и это оправдывает нас в утверждении о компенсаторной функции бессознательного.
  Помимо этой общей функции, бессознательное обладает также функциями, которые могут становиться сознательными в других условиях. Шизоидный тип, например, должен с необходимостью подавлять и исключать чувство, насколько это возможно, так как ничто не расстраивает мышление так сильно, как чувство, и чувствующий тип подавляет мышление, поскольку нет ничего более вредного для чувства, нежели мышление. А подавленные функции будут переходить в ведение бессознательного.
  Только одна из четырех базовых функций сможет оказаться более сознательной и достаточно дифференцированной, чтобы сознательно позволять управляться волей, другие же остаются отчасти или полностью бессознательными. Эта бессознательность не означает, что шизоидный тип не сознает свои чувства. Он знает свои чувства очень хорошо, настолько, насколько он способен к интроспекции, но он отвергает любую их ценность и заявляет, что они не имеют на него влияния.
  Поэтому они проявляются в нём неожиданно, против его воли, и, будучи спонтанными и автономными, они, в конце концов, присваивают себе ту самую ценность, в которой его сознание им отказывает. Они активируются бессознательной стимуляцией и, в действительности, образуют нечто вроде противоположной личности, чье существование может быть установлено только при анализе продуктов бессознательного.
  Когда та или иная функция психики оказывается не востребованной, она воспринимается, как нечто постороннее, что беспокоит дифференцированную функцию, которая, то внезапно возникает, а то судорожно исчезает вновь. Она носит обцессивный характер, где человек, чья личность содержит черты, аналогичные наблюдаемым при неврозе навязчивых состояний, упрямо её не воспринимает, даже в случае наиболее острой потребности в ней. Тогда она несет в себе все качества мнимо существующей функции.
  Одновременно можно отметить и другие особенности психики, в связи со сказанным, когда присутствует что-то недостоверное, как будто оно содержит элементы, собственно, психике и не принадлежащие. Таким образом, бессознательные чувства шизоидного типа личности типа оказываются исключительно фантастического характера, зачастую в гротескном контрасте с крайне рационалистическим интеллектуализмом его сознательной установки.
  Сознательное мышление такого типа целенаправленно, но не контролируемо, и одновременно его чувство импульсивно и тоже неконтролируемо, поэтому легко поддается переменам настроения, иррационально, примитивно, и в той же степени архаично, что и чувства дикаря.
  То же самое можно говорить о любой функции, подавленной в бессознательном. Она остается там неразвитой, сплавленной вместе с элементами, ей, по сути, не принадлежащем, или в архаическом состоянии, поскольку бессознательное в нас является остатком непобедимой природы, точно так же, как оно является матрицей-маткой нашего нерожденного будущего. Такие неразвитые функции всегда оказываются зародышевыми, поэтому неудивительно, что иногда в течение жизни постоянно возникают потребности в дополнении и изменении сознательных установок.
  Отдельно от свойств, уже упомянутых, неразвитые функции обладают дополнительной особенностью, заключающейся в том, что, когда сознательная установка интровертна, они экстравертны, и наоборот. Отсюда следует ожидать обнаружения даже экстравертных чувств у интровертного интеллектуала, что приводит к раздвоению личности, на которую оказывает влияние различные стимулирующие воздействия внешнего фактора, прорывающиеся в его сознательную установку.
  Как раз здесь, при правостороннем сколиозе и собственном резонансе от 7 герц, мы можем встретить, целую гамму не поддающихся диагностике типов. Наблюдающий специалист может видеть проявления обеих составляющих одновременно, как сознательной установки, так и автономных явлений бессознательного и оказывается в затруднении - что следует приписывать сознательному типу, а что бессознательному. Различительный диагноз, проводимый без учёта состояния собственного резонанса, может быть основан только на очень внимательном изучении качеств наблюдаемого материала. Тут нужно обнаружить, какие явления возникают вследствие сознательно выбранных мотивов, а какие оказываются спонтанными, и так же должно быть установлено, какие из них адаптированы, а какие имеют неадаптированный или архаический характер.
  Фактически сами качества главной сознательной функции, то есть сознательной установки, как целого, оказываются в жестком контрасте с качеством бессознательной установки. Другими словами, мы можем сказать, что между сознательным и бессознательным обычно существует противоположение. Это противоположение, однако, не воспринимается сознанием как конфликт до тех пор, пока сознательная установка не слишком одностороння и не слишком отдалена от установки бессознательной.
  Но если случится обратное, то человек будет неприятно удивлен своим раздвоением, то есть своей второй частью, у которой обнаружатся весьма неподобающие двойнику импульсы. Его сознание почувствует необходимость подавить эти автономные проявления, и, таким образом, возникнет конфликтная ситуация, ведущая к повышенному перевозбуждению, когда это ощущение становится менее заметным. То есть, бессознательное войдет в активную оппозицию к сознанию и попросту откажется быть подавленным, взяв себе верх.
  Некоторые, обозначаемые сознанием, проявления подавить не столь трудно, но тогда бессознательные импульсы попросту отыщут другие отдушины, которые будет не так-то легко обнаружить. И поскольку эти фальшивые клапаны безопасности открыты, человек уже находится на пути к неврозу.
  Косвенные выходы, конечно, могут быть сделаны доступными пониманию путем анализа и уже, затем подвергнуты вновь сознательному подавлению. Но это не загасит их инстинктивного динамизма, а лишь отбросит еще дальше на задний план, пока понимание непрямого маршрута, избранного бессознательными импульсами, не приведет с собой понимание односторонности сознательной установки. И лишь простым исправлением осанки можно способствовать этому. Тогда одно состояние сменит другое, так как оно, прежде всего, было не чем иным, как односторонностью, активировавшей бессознательную оппозицию, но здесь нормальное мозговое кровообращение быстро и эффективно компенсирует эту односторонность и воссстановит гармонию. К применению на практике изложенного материала, хочу добавить, что до сих пор существующие теории психологии неудовлетворительно отображают природу экстремизма и внутривидовой человеческой агрессии, а вследствие этого занижают социальную значимость и трагичность проблемы, излишне политизируя одни компоненты, не учитывая всех совокупностей вызывающих экстремизм. Такая схема работает очень плохо. Она не дает реальных инструментов редук-ции агрессии и терроризма, кроме силовых. Это не позволяет биологическим, медицинским, социальным и психологическим наукам использовать и находить свои пути осмысления терроризма, как глобального феномена, а так же разрабатывать специфические методы предупреждения и интервенций, характерных для данных областей человеческого знания. Хотя, применяя описанные здесь знания и возможности информационной медицины, позволяют успешно влиять на практически все факторы экстремизма и терроризма. Эти возможности внутренней гармонизации личности и снятия агрес-сивных помыслов дистанционно применимы как для одного человека, так и изменения поведения целой группы людей. Позитивный успех обеспечивается одновременно как в рамках гибких психологической теорий, похожих на 'теорию струн' в квантовой физике, так и определяющих возникновение определённых позитивных эмоций и одновременно достойного человеческого поведения в социуме. Возможные когнитивные вмешательства в социальных программах предотвра-щения экстремизма и терроризма могут включать:  Модуль просвещения и образования, включающий формирование новых адаптивных представлений.  Инициацию новых намерений в дифференциальных группах населения.  Лингвистическая переинтерпретация всех отражаемых и обсуждаемых событий в обществе.  Образовательные циклы по конформному и толерантному поведению, развитию ассертивности - то есть возможности настаивать на своем, от-стаивать свои права.  Развитие позитивных элементов стиля и образа жизни.  Обеспечение постоянства усилий общественных и профессиональных организации в данном направлении.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"