Зильберберг Илья Иосифович : другие произведения.

О карме и национальном вопросе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Настоящая статья была первоначально написана в качестве отклика на помещённые в журнале "Тайноведение", Nº6, 1983 г. (Израиль), вопрос читателя и ответ редактора. Статья ограничивалась еврейским аспектом темы и была опубликована в 9-ом номере журнала (1985 г.) под названием "О карме вообще и о карме еврейского народа в частности". Затем в 1987 году статья была напечатана в мюнхенском журнале "Форум", Nº16, - в расширенной редакции и, соответственно, с другим названием: "О национальном вопросе, русском национализме, карме и еврейском народе". Два разных журнала, две редакции статьи и две читательские аудитории вызвали необходимость в двух разных вступлениях к статье. Оба помещены здесь (первое набрано курсивом), а сама статья, хотя и под новым названием, сохранила, в основном, вторую редакцию. И к ней добавлен маленький постскриптум.

О КАРМЕ И НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ

 

В самόм, очень важном по своей сути вопросе читателя о том, "каков взгляд эзотеризма на трагедию уничтожения 6 млн. евреев во время Второй мировой войны", содержится одна, очень существенная с моей точки зрения, неточность. Хотя правильное исследование эзотерических, как и физических, фактов различными людьми приводит к идентичным результатам, нельзя обобщённо говорить о "взгляде эзотеризма", ибо такого "взгляда" не существует, как не существует и самой возможности говорить от имени всего "эзотеризма" как какого-то свода раз и навсегда установленных догм и откровений.

Сегодня существуют сотни, если не тысячи, различных школ, сект, направлений, учений и просто отдельных индивидуумов, которые выступают, или утверждают, что они выступают, с эзотерических позиций и которые очень часто имеют совершенно различные или даже противоположные взгляды на одни и те же явления. При этом далеко не все они указывают источник своих сообщений, что, впрочем, лишь подчёркивает необходимость во всех случаях относиться к любым вообще сообщениям трезво, здраво, критически, поверяя их собственным мышлением и опытом.

Рассчитывая на такое именно отношение читателей, мне и хочется, в интересах всех, стремящихся к всестороннему рассмотрению духовных фактов, попытаться осветить некоторые из них с точки зрения антропософии (я думаю, читателю не надо пояснять разницы, стоящей за словосочетаниями "взгляд эзотеризма" и "с точки зрения антропософии").

*             *             *

Национальный вопрос оказался одним из самых острых и больных вопросов нашего времени, а для эмигрантов "третьей волны" - и поворотным пунктом в их судьбе. Как бы они к нему ни относились, они оказались заграницей в силу ряда событий, связанных именно с этим вопросом. Правда, для многих из них связь с ним на том и закончилась, хотя другие продолжают активно им заниматься. Но это уже личное дело каждого.

Суть же заключается в том, что национальный вопрос, независимо от отношения к нему тех или иных индивидуумов, является реальностью сегодняшнего дня. Те, кого он волнует и кто ищет его решения, должны начать, мне кажется, с попытки понять его природу и корни. Совершенно естественно, что для каждого человека такое понимание неизбежно окрашивается двумя факторами - национальной принадлежностью и мировоззрением. Их комбинация в каждом случае может порождать нечто совершенно отличное от другого или даже противоположное ему. В этом нет ничего противоестественного или плохого. Наоборот, поделившись своим собственным пониманием, но не стараясь при этом навязывать его другому, мы можем обогатить друг друга, помочь друг другу.

А помощь нам нужна для понимания национальных проблем и задач не только собственного, но и других народов, особенно тех, с которыми тесно переплетены судьбы нашего собственного народа. Во всяком случае, мне самому, как еврею, размышлявшему над судьбами еврейского народа, в неменьшей степени хотелось понять судьбу и русского народа, в среде и культуре которого я родился и вырос. А разве может еврей ХХ столетия не задуматься о "кровной" (кровавой!) связи еврейского и немецкого народов? Но прежде всего мне хотелось, конечно, понять происходящее с моим собственным народом, и моим мировоззренческим инструментом в этом служила духовная наука Рудольфа Штайнера, о которой шла речь в статьях "Рудольф Штайнер - жизнь, учение, деятельность", "О воспитании и демократии" и "Такой антропософии нет".

*             *             *

Я полностью согласен с теми, кто считает, что трагическую гибель шести миллионов евреев нельзя понять, исходя их рассмотрения лишь внешних событий и не вскрыв их сути с точки зрения стоящих за ними духовных факторов, в частности, кармы еврейского народа. Но и саму эту карму, как и миссию еврейского народа, - и как, разумеется, карму и миссию любого другого народа, - можно правильно понять только в контексте общего хода мировой эволюции и развития человека, протекающих в соответствии с божественно-духовным замыслом и водительством. Другими словами, понимание того, что происходит сейчас с нами, - идёт ли речь об отдельном человеке, о целом народе или обо всём человечестве, - должно основываться на точных и конкретных знаниях о смысле, начале и конечной цели земной эволюции, о различный её фазах, о задачах нашего времени и о духовных силах, действующих в мире.

Разумеется, подобные знания могут быть получены и сообщены другим лишь Посвящённым высшего порядка. Я уже описал в вышеупомянутой статье, как современный Посвященный Рудольф Штайнер сделал такие знания достоянием всего человечества в форме духовной науки, антропософии. Теперь каждый человек может использовать эти знания на благо себе и другим, но их интерпретация и конкретное применение являются делом его личной ответственности. Именно с полным осознанием такой ответственности и решаюсь я изложить перед читателями те сообщения духовной науки и основанные на ней собственные суждения, которые касаются понимания современной судьбы еврейского народа.

Когда духовный исследователь обращает свой взор в те далёкие времена, которые предшествовали началу земного развития, он обнаруживает лишь духовные формы существования. В духовной форме существовал и человек, причём не в качестве отдельного, самостоятельного существа, а как бы погружённым в другие, высшие духовные существа, внутри них и через них. Но в соответствии с божественным замыслом ему предстояло развиться в самостоятельное, свободное существо, поднявшись до уровня божественных иерархий, более того - стать одной из них.

Однако в самом духовном мире не было условий, необходимых для такого развития человека к свободе. Поэтому из духовных субстанций была создана и выделена иная, физическая субстанция, с совершенно другими формами и условиями существования, которая и должна была стать местопребыванием человека и полем его деятельности. Развитие этой субстанции, Земли, и самого человека происходит одновременно и взаимосвязано. Весь космос принимает участие в этом развитии, "работает на него", а опыт физического существования человек, в сою очередь, добывает не только для себя, но и для тех божественно-духовных существ, которые тоже нуждаются в нём, но могут получить его только через человека.

Человек, человечество находится сейчас в середине своего пути, поэтому так важно знать и понимать, с духовной точки зрения, как шло его развитие до сих пор, что происходит с ним сейчас и что ему предстоит в будущем.

Те условия и формы человеческого существования, которые мы имеем сейчас и которые считаем неотъемлемой частью самой человеческой природы, не существовали в прошлом и их не будет в будущем. Речь идёт не только об общественных формах жизни человека на Земле, таких как государство, семья и другие, но и о более глубоко связанных с его развитием, как, скажем, расы и народы, и даже о лежащих в самой основе его биологическо-физиологической природы, такие как деление на два пола, физическое размножение, рождение и смерть. Все эти и многие другие признаки земного существования человека лишь постепенно вошли в процесс его развития - как необходимое условие этого развития. Но даже сегодня все эти признаки, без которых современный человек себя не мыслит, не составляют, с духовной точки зрения, его глубинной сути или неотъемлемой части его существа. Это становится очевидным из рассмотрения как природы человеческого существа, так и того, как вышеназванные признаки приобретаются отдельным индивидуумом.

Хотя Земля, как было сказано выше, была специально создана для человека, он, как существо духовное, не сразу смог вступить в земное развитие. Сначала для него на Земле необходимо было подготовить соответствующие условия и создать из земных субстанций такую оболочку, в которой мог обитать на Земле божественно-духовный элемент человека - его Я. Только после того, как такие условия возникли, смогло это Я спуститься на Землю, поселиться в своём земном теле и начать земное развитие.

Развитие это происходит таким образом, что человеческое Я не постоянно находится на Земле, подвергаясь воздействию земных условий существования. Лишь на какое-то, сравнительно короткое время погружается человек в земные условия, где он получает опыт земной жизни. Затем он возвращается на свою истинную родину - в духовный мир, чтобы там переработать добытый им земной опыт, продолжить дальше своё развитие и подготовиться к новому пребыванию на Земле.

Вначале жизнь человека на Земле, как и в духовном мире, полностью направлялась божественно-духовными существами. Лишь позже получил он возможность самостоятельной земной деятельности, а вместе с ней и возможность познания добра и зла, а также возможность совершать, наряду с добрыми, положительными делами, и недобрые, отрицательные поступки, влияющие задерживающим образом на развитие и самого человека и Земли. И тогда в процесс земной эволюции человека был введён закон Кармы, строгий и неотвратимый, но благотворный и необходимый для правильного развития человека. Вот что сам Штайнер говорит об этом в своём "Тайноведении":

"...происходит нечто необычайно важное для вновь вступающего в физическое бытие человека. Он создал ведь в своей прошлой жизни задерживающие силы, которые проявились при его обратном странствовании после смерти. Возьмём опять приведённый раньше пример. Предположим, что человек в порыве гнева на сороковом году своей прошлой жизни причинил кому-нибудь страдание. После смерти это страдание другого предстало перед ним как сила, задерживающая развитие его собственного Я. И так происходит со всеми подобными событиями прошлой жизни. При новом вступлении в физическую жизнь перед Я опять стоят эти препятствия к развитию. Как с наступлением смерти перед человеческим Я вставала своего рода картина воспоминаний, так теперь возникает прозрение в наступающую жизнь. Опять видит человек подобную картину, показывающую ему теперь все препятствия, которые он должен устранить, чтобы его развитие могло идти дальше. И то, что он таким образом видит, становится исходной точкой для сил, которые человек должен взять с собой в новую жизнь. Картина страдания, причинённого им другому, становится силою, которая побуждает Я при новом вступлении в жизнь искупить это страдание. Так прошлая жизнь действует определяющим образом на новую. Поступки, совершаемые в этой новой жизни, обусловлены в некотором роде поступками прошлой жизни. Эту закономерную связь прежнего бытия с последующим надо рассматривать как закон судьбы. Принято обозначать его заимствованным из восточной мудрости выражением Карма".

Это не значит, разумеется, что поступки человека предопределены с фатальной необходимостью. Если бы это было так, он никогда не смог бы стать свободным существом. Предопределены лишь необходимые ему обстоятельства жизни, в которых он уже действует по своему разумению. (Штайнер это сравнивает с домом, который человек выстроил для себя. Тот факт, что человек поселяется в определённом доме, заранее спланированном для него, ни в коей мере не лишает его возможности устроить свою жизнь в нём по собственному разумению.)

Но и эти обстоятельства нельзя рассматривать как произвольно навязанные человеку чьей-то железной волей. Во время пребывания человека в духовном мире высшие духовные существа помогают ему увидеть и осознать все те отрицательные поступки, которые он совершил в прошлой земной жизни, а также вырабатывают и подготавливают, с его участием, такие условия его следующей жизни на Земле, в которых он может исправить свои прошлые поступки и отрицательные качество своего характера.

Но помимо определённых обстоятельств личной жизни, необходимых человеку для его индивидуального развития, он, в плане общего земного развития всего человечества, нуждается в постоянной смене условий жизни на Земле, чтобы при каждом перевоплощении иметь возможность обогащать себя совершенно новым опытом земной жизни. Предоставим снова слово Штайнеру:

"Длительность времени между смертью и новым рождением определяется тем, что Я обыкновенно снова возвращается в физически-чувственный мир лишь тогда, когда последний успел за это время настолько измениться, что Я получает возможность пережить в нём нечто новое. Во время его пребывания в духовных областях Земля, как место обитания человека, изменяется. А это изменение связано с великими переменами во вселенной, с переменами в положении Земли по отношению к Солнцу и т.д. Но это такие перемены, в которых в связи с новыми условиями повторяются старые. Внешним образом это выражается в том, что, например, точка небосвода, в которой восходит Солнце в начале весны, совершает в течение около 26.000 лет полный кругооборот. В течение этого времени точка весеннего равноденствия передвигается из одной области небесного свода в другую. По истечении двенадцатой части этого времени, то есть приблизительно через 2.100 лет, земные условия оказываются настолько изменёнными, что человеческая душа может пережить на Земле нечто новое по сравнению с предыдущим воплощением. Но так как переживания человека различны в зависимости от того, воплощается ли он как женщина или как мужчина, то в указанный промежуток времени обыкновенно происходят два воплощения, одно мужское и одно женское. Однако, это зависти и от того, каковы силы, которые человек уносит с собой в смерть из земного бытия. Поэтому все подобные указания следует принимать только в том смысле, что они имеют лишь общее значение; в частностях же они могут являть самые различные изменения".

Но человек выбирает не только эпоху и пол, не только определённые обстоятельства своей личной жизни, но и такие важнейшие атрибуты земного существования, как расовую и национальную принадлежность, место рождения и страну проживания, социальную среду и непосредственное окружение, род занятий и профессию, семью и даже родителей.

Всё это составляет земные "одеяния" Я человека, в которые оно облачается, вступив в очередной раз в земную жизнь, и которые оно сбрасывает, закончив её. Материалистическое мировоззрение ничего не видит в человеке, кроме этих временных его оболочек, которые оно и принимает за "самого человека", в то время как духовная наука рассматривает их лишь как орудие труда для земной деятельности истинного человека - его божественно-духовного Я.

Отсюда очевидно, что земная задача и деятельность каждого индивидуального Я чрезвычайно сложна и многопланова, о чём современный человек ничего не знает, но о чём он должен будет узнать, если захочет предотвратить всеобщий хаос и полное разрушение, к которым человечество неотвратимо движется, находясь в тисках материалистического невежества относительно духовных основ жизни. В данном же рассмотрении из всего этого комплекса нас интересует одно - связь человека с определённым народом.

Как ясно следует из закона кармы и хода земной эволюции, человек не может постоянно, из одного перевоплощения в другое, быть связан с одним и тем же народом. Прежде всего, сами законы кармы и перевоплощения существовали задолго до разделения людей на нации и будут продолжать действовать и после того, как такое разделение исчезнет, то есть карма отдельного человека выходит далеко за пределы кармы того или иного народа. Более того, ни один народ не является "вечным", то есть существующим на протяжении всего этапа национального разделения человечества в ходе его эволюции. Даже в течение последнего, исторически обозримого периода этой эволюции одни народы исчезали, другие возникали, а некоторые претерпевали такие изменения, что практически превращались в другие народы (достаточно хотя бы сравнить современных итальянцев, греков или египтян с древними римлянами, греками или египтянами как они предстают перед нами из исторических источников). А духовный исследователь, углубившись в доисторические времена человеческой эволюции, может проследить исчезновение и появление целых рас и даже цивилизаций. Так что мы смело можем говорить о карме индивидуума, существующей самостоятельно и помимо кармы какого-либо народа.

Разделение человечества на различные народы имеет большое значение для развития как человечества в целом, так и отдельного индивидуума. Мы, как единое человечество, имеем общую задачу в божественно-духовном плане мировой эволюции. Но задача эта сложна и многопланова, и чтобы выполнить её, на определённом этапе земного развития нам необходимо было разделиться на различные группы, то есть на народы или нации, каждая из которых взяла на себя определённую часть общей задачи. Этим определились те различия этих групп, которые выявляются в результате простого историко-культурного рассмотрения, не говоря уже о духовных исследованиях, а именно: различия и в их историческом пути, и в их национальных культурах, и в том, что можно собирательно назвать "народным характером".

Если бы человек, даже на протяжении нескольких инкарнаций, перевоплощался в одной и той же национальной группе (при условии, конечно, что она ещё продолжает существовать), это сказалось бы весьма отрицательным образом на его развитии, ибо лишило бы его того нового, другого, уникального опыта, который несёт в себе каждый народ. Наоборот, максимально получает для своего развития именно тот, кому судьбой дано получить опыт жизни в качестве представителя совершенно различных народов, населяющих землю. (То же различие можно наблюдать и в пределах одной человеческой жизни между двумя современниками, один из которых, замкнувшись в своих жизненных интересах на чём-то одном, становится человеком односторонним и ограниченным, а другой, интересы которого многогранны, является человеком разносторонним и широкообразованным. А как обогащается жизненный опыт человека, жившего в разных странах и культурах, хорошо известно каждому эмигранту.)

Что касается еврейского народа, его судьба, в этом смысле, отмечена одной характерной чертой, определённым образом отличающей его от других народов, а именно: на протяжении веков он был гонимым народом, объектом ненависти и преследований, воплощением страданий. Оставляя в стороне причины этого явления, можно определённо сказать, что оно нашло отражение в еврейском национальном характере, а беря шире - в том сложном комплексе, который определяется понятием "еврей".

"Быть евреем" - это особый, уникальный и ценный опыт, который имеет вселенское значение. Это ощущают далеко не одни евреи, в особенности же люди, высокоразвитые в духовном смысле и чуткие к биению духовного пульса человеческой эволюции (замечательным примером здесь может служить великий русский философ Владимир Соловьёв). Но с другой стороны, если бы какой-либо человек в качестве "вечного жида" был связан исключительно с еврейской судьбой, ограничивая ею одною опыт своих земных жизней, он вне всякого сомнения стал бы в высшей степени односторонней и духовно ущербной личностью.

Столь же духовно обеднёнными оказались бы все те, кто, несмотря на острую нужду, были бы лишены возможности получить ценнейший опыт еврейской инкарнации. Достаточно упомянуть в этой связи хотя бы многочисленных палачей еврейского народа. Наверняка многие из тех, кто, находясь в духовном мире, осознали всю меру содеянного ими, стремятся сами побывать теперь "в еврейской шкуре", войти в еврейскую "плоть и кровь", чтобы испытать на себе то, что было недоступно их сознанию в прошлой жизни, и чтобы искупить последствия своих прошлых деяний. Во всяком случае, если бы духовный исследователь обнаружил в некоторых выдающихся деятелях еврейского народа его былых гонителей, этот факт вполне бы согласовывался с действием закона кармы. (Из вышесказанного, являющегося не духовным фактом, а лишь попыткой осознать действие закона кармы в его "еврейском" приложении, вовсе не должно вытекать, что все люди, или даже большинство людей, нуждаются в еврейской инкарнации и что еврейская инкарнация - или беря шире: инкарнация жертвы - есть единственный путь искупления и исправления деяний палача).

Не в повторении чего-то раз испытанного и приобретённого заключается смысл и суть эволюции, а в его правильной переработке и дальнейшем развитии, а также в том, чтобы непрерывно дополнять и обогащать его новым. Именно этому призваны служить законы реинкарнации и кармы. Штайнер в своих лекциях иллюстрирует действие этих законов многочисленными примерами, взятыми из реальной жизни, в том числе из жизни известных деятелей различных эпох и народов. Под действие этих законов подпадают даже личные способности и духовные интересы человека, которые в процессе его прохождения через ряд инкарнаций преобразуются удивительнейшим образом.

Так, математические способности в одной жизни обуславливают особое развитие органов чувств, в частности, зрения - в другой. А серьёзное занятие архитектурой - приводит к появлению музыкальных способностей. Талантливый лингвист в одной жизни проявит способности к непредвзятому и объективному мышлению - в другой. Или же - знания и интеллект в одной жизни преобразуются в веру и религиозные чувства в другой.

Возьмём другой аспект душевной жизни человека - истинную любовь, которую он испытывает к ближнему и которую вкладывает в свои поступки. В его следующей жизни она превратится в радость, которую он испытывает от жизни, и внутреннее тепло, которое даёт ему общение с другими людьми. В третьей же жизни он будет обладать пониманием жизненных явлений и других людей, короче - пониманием мира и человека. Если же человек совершает свои деяния не из любви к ближнему, а из чувства долга, то в следующей жизни он ощутит со стороны других безразличие по отношению к себе, что заставит его страдать. В третьей же жизни он будет человеком, который не найдёт себе применения и подходящего занятия, но не из-за того, что он глуп - он не будет глуп, - а из-за апатии к жизни, безразличия к различным её проявлениям. Если мы пойдём дальше и возьмём человека, который испытывает неприязнь, даже ненависть к другим людям, то в следующей жизни он наверняка испытает много страданий, которые ему причинят другие (хотя такого рода страдания вызываются не только этими причинами). А в третьей жизни он проявит признаки умственной и душевной ограниченности.

Штайнер также указал на связь между интересом к окружающему миру и духовными интересами человека в одной жизни и его физической конституцией и состоянием здоровья в другой. То есть отсутствие таких интересов создаёт слабое и болезненное тело, в то время как если человек "пышет здоровьем", можно смело сказать, что в прошлой жизни он проявлял горячий интерес к происходящему вокруг него. Отсутствие какого-либо интереса к музыке приводит в следующей жизни к наличию в организме тенденции к астме или лёгочным заболеваниям, а отсутствие интереса к живописи - к малосимпатичной, малопривлекательной внешности.

Даже профессии людей имеют свою карму, то есть внутренний закон развития. Так, возвышенные, творческие занятия и достижения человека являются венцом развития, которое началось в далёком прошлом чем-то совсем незначительным. А самая незначительная, рутинная, механическая работа, как, скажем, работа на поточной линии, является началом чего-то, что в отдалённом будущем даст замечательные духовные плоды. В качестве иллюстрации этого закона Штайнер проводит аналогию между внешне неприметным семенем и выросшим из него прекрасным цветком. А в качестве конкретного человеческого примера Штайнер приводит замечательного немецкого философа-мистика Якова Бёме, который кормился сапожным ремеслом и в котором, таким образом, цветок и семя явили себя одновременно: его выдающиеся философские труды были результатом того, что началось на заре земного развития в качестве чего-то, аналогичного его сапожным занятиям в нашу эпоху, а эти занятия, в свою очередь, могут в конце земного развития дать плоды, столь же замечательные и возвышенные, как и его философские работы.

Ряд подобных примеров, которые у Штайнера снабжены подробными пояснениями, можно было бы продолжить, но они приведены здесь исключительно для того, чтобы показать, как сложны кармические связи и зависимости в развитии человека и как, вместе с тем, крайне необходимо сегодня постичь их законы. Это в полной мере относится и к кармической связи индивидуума с определённым народом. Но здесь к задаче познания индивидуальной кармы прибавляется ещё необходимость проникнуть в тайны народной кармы, в суть земной миссии народа и в то, как он осуществляет её под руководством своего водителя - духовного существа божественного ранга.

Как и в отношении других фактов духовной реальности, никакие догадки или теоретические рассуждения недопустимы в этой области - здесь нужны точные знания, которые могут быть получены только путём духовных исследований. Поэтому тот, кто серьёзно интересуется этими вопросами, но не может сам проводить духовных исследований, должен постараться найти такой источник необходимых ему духовных знаний, который он может признать за истинный и к которому он может питать доверие.

В описываемом мною источнике, антропософии, карме уделяется особое внимание. Штайнер тщательно исследовал различные её аспекты, в том числе карму отдельных народов. Этой последней теме посвящён специальный цикл лекций Штайнера под названием "Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера".

Трудно представить, как, занимаясь серьёзно вопросами кармы, можно обойтись сегодня без фундаментальных знаний в этой области, даваемых антропософией. Но вместе с тем, эти знания станут догмой или мёртвым, бесполезным грузом, если получивший их человек не будет стараться переработать их творчески собственным мышлением применительно к тем жизненным условиям, в которых он находится и которые меняются и обуславливаются сегодня самими людьми.

Со всей серьёзностью мы должны осознать, что человечество вступило в эпоху свободы, которая знаменуется, в частности, тем, что его дальнейшее развитие, его будущее, его судьба, его карма в полном смысле слова находятся в его собственных руках, что в одинаковой степени относится и к отдельному индивидууму, и к населяющим землю народам.

Поэтому так необходимо нам знание духовных основ жизни и духовных законов развития, которое мы должны использовать для понимания происходящего в мире и, главное, для устройства своей жизни в соответствии с этими основами и законами.

Но сегодня в мире действуют мощные силы, которые хотят помешать этому, стремясь остановить развитие человека к духовной свободе. Силы эти - тоже духовного происхождения, но основным полем их деятельности является физический мир, а объектом - человек. Включив себя с давних времён в процесс его эволюции, они особенно активизируются в её переходные, решающе, наиболее ответственные моменты, каковым и является наше время.

Вступив в эпоху свободы, человечество стоит сейчас на пороге своего самого серьёзного и кардинального разделения - на "доброе" и "злое" человечество, на тех, кто сознательно свяжет свою судьбу с благими силами эволюции, и на тех, кто сознательно станет на службу описанным выше силам Зла, пытающимся повернуть эволюцию вспять. Вот почему эти последние направляют остриё своих атак в самую чувствительную, самую больную и притом жизненноважную для человечества область - в область взаимопонимания и взаимоотношений между людьми, будь то отдельные индивидуумы, или группы людей, или народы, или расы.

Всевозможные конфликты - национальные, социальные, идеологические, уже принесшие человечеству неисчислимые бедствия, - результат работы этих сил. Это они, играя на эгоистических, ксенофобских, националистических, шовинистических и прочих инстинктах людей, на их патриотических, религиозных и подобных эмоциях, на различных групповых интересах, разъединяют людей и восстанавливают их друг против друга, стремясь в конечном счёте разжечь войну "всех против всех". Ни один человек и ни один народ не убережётся от этих атак, каждый должен будет принять бой с силами Зла, а вместе с ним и решение - на чью сторону стать, какую роль сыграть в этих событиях.

И у человека нет лучшего средства для противостояния этим силам, чем знания. Ибо только знания - духовные знания - со всей очевидностью демонстрируют, в частности, не только аморальность, но и нелепость и вред для человека таких чувств, как национальная неприязнь, шовинизм, расизм. Они нелепы, потому что из воплощения в воплощение человек меняет свою национальную принадлежность, и вполне возможно, что уже в следующей жизни он будет принадлежать к тому народу или к расе, к которым он питает неприязнь или проявляет вражду в своей настоящей жизни. И эти чувства вредны для питающего их человека, потому что в последующей жизни ему придётся "излечиваться" от них довольно дорогой ценой - не исключено, что он сам должен будет стать объектом таких же или подобных чувств и поступков.

Одним из наиболее эффективных методов работы сил Зла является искажение в восприятии, мышлении и деятельности людей тех благих импульсов и духовных законов, которые направляют наше развитие. Результатом этого являются аберрация восприятия, ложные мысли и пагубные поступки человека. Чтобы увидеть, понять и вскрыть их суть, необходимо отыскать в них те правильные, здоровые и благие элементы, искажением которых они являются.

Это прекрасно показал Владимир Соловьёв, чьё проникновение в природу философских заблуждений, с которыми ему не раз приходилось сталкиваться, может служить примером и одновременно методологическим указанием для всякого, кто стремится понять происходящее в мире: "Всякое заблуждение содержит в себе несомненную истину, которой оно есть лишь более или менее глубокое искажение, - этою истиною оно держится, ею привлекает, ею опасно и через неё же только может быть как следует обличено и опровергнуто. Поэтому первое дело разумной критики относительно какого-либо заблуждения - найти ту истину, которой оно держится и которую оно извращает".

Именно таким заблуждением является национализм, который, в определённом смысле, есть ничто иное, как искажение в человеке бессознательного, или подсознательного, или полусознательного чувства, что его народ обладает особыми качествами и призван исполнить определённую миссию на земле. Такой человек даже не подозревает, что и другие народы - тоже особые и тоже имеют свои земные миссии, что эти миссии должны не подавлять и исключать, а поддерживать и дополнять друг друга.

Особенно ярко - и трагично - это заблуждение проявляло и проявляет себя в русском национализме, во множестве форм - от пресловутого великодержавного шовинизма до новейшего национал большевизма, и на разных уровнях - от обывательского до государственного. Естественно, что прежде всего сами русские, озабоченные судьбой своего народа, должны постараться понять источники этого явления и преодолеть его. Но мне представляется, что и те, кто страдал или страдает от его проявлений, тоже могут сделать немало для его ликвидации с помощью того же, самого действенного оружия - понимания.

Всякому, мало-мальски знакомому с русской историей и культурой, известны живущие в русском народе и проявляющие себя в ряде его представителей ощущения особенности своей судьбы, своего исторического пути, своего предназначения, своей особой связи с духовным миром и Христом (народ-богоносец), как и, в более земном смысле, особой связи с землёй, со своей родиной.

Все эти ощущения своей особой миссии, как и угрозы ей со стороны "чужеродных" сил, не являются порождением беспочвенной фантазии, или результатом культурно-религиозных течений, или плодом мистико-политических амбиций. За ними стоит глубокое духовное содержание, конкретная духовная реальность. Из сообщений духовной науки известно, что русскому народу, одному из самых молодых в семье народов и переживающему сейчас период если не детства, то юности, предстоит в будущем сыграть выдающуюся роль в развитии всего человечества. И конечно же именно в этот ответственейший период духовного становления он особенно интенсивно подвергается жестоким атакам со стороны тех сил, которые стремятся помешать духовной эволюции человечества.

Поистине трагично, когда высокое призвание русского народа, которое угадывается его наиболее чуткими сынами и которое нуждается в высоком чувстве ответственности и в высоких поступках, уродливо искажается, оборачиваясь чванством, нетерпимостью и даже ненавистью к другим, подкрепляемыми нередко стремлением подавить и подчинить их. Не менее трагично, когда угадываемой угрозе этой высокой миссии противопоставляется не внутренняя духовная работа, а поиск или даже выдумывание внешнего врага, вроде пресловутого "еврейского заговора". Когда такие искажения имеют место, они ясно свидетельствуют о том, что поражённые ими индивидуумы предают высокое призвание своего народа, а силы Зла - ещё больше утверждают своё господство в мире.

Что касается еврейского народа, вся история которого может служить иллюстрацией действия названных сил, то он оказался сейчас, с образованием государства Израиль, в фокусе самых наболевших, нерешённых и устрашающих проблем человечества. Сам Израиль был рождён в горниле этих проблем, он стоит сегодня на их международном перекрёстке и - отражает их в себе самом. Не в этом ли состоит современная карма еврейского народа? И не в том ли заключается его современная миссия - если только он захочет признать её и взять на себя, - чтобы примером решения этих проблем помочь человечеству там, где оно нуждается в помощи больше всего, а именно: в устройстве своей жизни на основе трёх великих идеалов - Свободы, Равенства и Братства?

Мне бы очень не хотелось, чтобы эти слова прозвучали красивым, но пустым лозунгом. Как и во времена Французской революции, за этими словами и сейчас - даже ещё в большей степени - стоит конкретное содержание, отражающее требование нашей эпохи и выражающее насущные, хотя и не вполне осознанные, потребности современного человека: в духовной свободе для каждого индивидуума, в равенстве всех перед законом и в братстве людей в труде. Евреи, благодаря своему духовно-историческому опыту, особенно в новейшее время, как никто другой должны чувствовать и понимать необходимость осуществления этих требований, должны больше других стремиться к их осуществлению и даже, возможно, быть более способными сделать это.

Но перед еврейским народом, перед Израилем, наряду с бόльшими возможностями стоят и бόльшие препятствия, которые исходят ни от кого иного, как от тех самых сил, о разрушительной работе которых говорилось выше. Их другим мощным оружием являются старые формы бытия и сознания, которые уже сделали своё дело в человеческой эволюции и должны дать теперь дорогу новому. Вот это-то старое они и используют, стараясь удержать его, усилить, ослепить и закабалить им людей. Одной из таких старых форм является национальное различие людей.

Хотя разделение людей на нации будет продолжаться ещё сравнительно долго, а, например, русскому народу, как было сказано выше, даже отведена особая роль в грядущих событиях, оно в общем-то исчерпало своё эволюционное значение и должно начать постепенно исчезать. Более того, в преодолении этого различия, в осознании примата общечеловеческого над национальным, в осознании того, что "наивнутреннейшее Я всех людей имеет одно общее происхождение", и состоит одна из главных задач нашего времени, которой призвано служить истинное духовное знание.

И здесь, мне кажется, еврейскому народу приходится труднее, чем другим, ибо многовековые преследования, особенно новейшие, выковывали и поддерживали в нём национально-религиозное сознание, которое, вызвав к жизни государство Израиль, склонно рассматривать его создание в качестве своего триумфа, кульминационной точки в истории еврейского народа, награды за его страдания и гарантии его будущего. Такое понимание новейшей еврейской истории вполне объяснимо, как и то, что оно принимается и ортодоксальным иудаизмом, буквально трактующим тексты тысячелетней давности и догматически переносящим их в наши дни, и секулярно-политическим сионизмом, и свободным от всяких вообще идеологий сознанием еврея, нашедшего, наконец, в Израиле защиту и убежище от преследований и дискриминации.

Но такое понимание совершенно неприемлемо для человека, стоящего на позициях современной духовной науки и знакомого с фактами духовной эволюции человечества, некоторые из которых были изложены выше. Духовной науке известно, что библейские тексты, которые сегодня стали религиозными догмами (в одинаковой степени как для иудаизма, так и для христианства), были когда-то величайшими божественными откровениями, данными в определённую эпоху эволюции, в определённых условиях, определённому народу, а главное - для определённого уровня сознания человека. Раскрыть их истинный смысл и значение для своего, как и для нашего времени, можно лишь с помощью духовных исследований, что и было сделано Штайнером, а также некоторыми из его учеников. Хотя Библия в качестве духовного сокровища человечества не устареет никогда, попытка построить современную жизнь на ветхозаветных положениях означает лишь желание жить в прошлом и отказ признать принципы и сам факт духовной эволюции человека.

Очевидно, что создание, на современном этапе развития человечества, национально-политических государственных образований (Израиль - лишь одно из них) является, с духовной точки зрения, шагом назад или, по крайней мере, - шагом в ложном направлении. Но вместе с тем не может быть никаких сомнений и в том, что создание государства Израиль явилось, в силу своего реального осуществления, исторической и даже кармической необходимостью. Как, почему, для чего такая необходимость возникла? - вот вопросы, которыми должен задаться всякий, кто стремится к духовному осознанию событий нашего времени.

Ответы на эти вопросы несомненно содержатся в глубинах духовных первопричин, но мы не можем и не должны ждать, пока кто-нибудь добудет их для нас и подаст в готовом для потребления виде, Основываясь на том, что уже дано нам Великими Учителями человечества и что нам удалось из этого усвоить, мы должны пытаться с помощью собственной интуиции и мышления находить ответы на злободневные вопросы и проблемы сегодняшнего дня. А обмениваясь результатами своих усилий, мы помогаем друг другу в поиске истины. Именно в духе сказанного я и рассматриваю настоящие заметки.

Итак, я вижу два пути, по которым может пойти сегодня еврейский народ в Израиле. Либо, отдав себя во власть национально-религиозного и военно-политического восприятия мира, посчитать создание и существование государства Израиль конечной и самостоятельной целью, смыслом и залогом своего существования и тем самым вырвать себя из общего потока развития человечества - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Либо, преодолев искушения и угрозы различных внешних и внутренних сил, увидеть в возникновении государства Израиль возможность, повод и призыв поднять свои проблемы до уровня общечеловеческих и их решением внести свой вклад в земное развитие человечества.

Еврейский народ сможет пойти этим вторым путём, если к нему, как и к остальным народам на земле, придёт духовное понимание мира и осознание того, что национальные, религиозные и другие отличия людей являются лишь маленькими ступеньками их земного восхождения на высокую ступень общечеловеческого, а затем и на высшую - божественную. В этом втором пути и состоит, с моей точки зрения, "окончательное решение еврейского вопроса".

*             *             *

Подготавливая статью к новой публикации, я посчитал необходимым сделать некоторые дополнительные пояснения. При рассмотрении духовных процессов и их проявлений на физическом плане нельзя забывать о том очевидном факте, что эти процессы гораздо продолжительней тех или иных своих проявлений, которые меняются, видоизменяются и даже иногда вступают в противоречие друг с другом. Проследить их родословную к одному и тому же прародителю не всегда бывает просто. Это относится, в частности, к таким явлениям, как национализм и старые формы сознания, о которых шла речь в статье. Говоря же об их проявлениях, я имел в виду, прежде всего, живущие в сознании и душах людей мысли и чувства, а не государственную политику, хотя она и вбирает их в себя, в той или иной степени. К этому же лично-индивидуальному, а не к общественно-государственному я апеллировал прежде всего, говоря о духовно-эволюционных требованиях нашего времени. Даже признавая их наличие и необходимость следовать им, как же трудно привести в соответствие с ними - хотя бы в нашем сознании только - суровую повседневную реальностью, особенно когда эта реальность, как в случае с Израилем, - терроризм и борьба с ним.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"