Зильберман Михаил Израйлевич : другие произведения.

О гаплотипе протоханаанеев и их родстве с евреями.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На основе данных и методов популяционно-генетичеќского анализа (в дополнеќние к археологичеќским, историческим, этнографическим и антропологичеќским сведениям), рассмотрен вопрос о кровнородственной принадлежности племён протоханаанеев к анатолийским (арменоидным), хатто-хурритоязычным этносам, а также родство ханаанеев и евреев. Предложен статистический метод оценки сходимости интервалов частотностей (измерения различных авторов) идентичных гаплогрупп Y-хромосомы гаплотипов различных популяций.

  О гаплотипе протоханаанеев и их родстве с евреями.
  Наиболее вероятным сценарием заселения Евразии (в т.ч. и Анатолии) из Африки, как показали результаты филогеографического анализа распределения групп мтДНК в популяќциях мира (т.н. "поиск основателя"), является классическая "двухволновая" модель (Cavalli-Sforza, Feldman, 2003). Согласно этой модели, обе волны миграций возникли в эпоху позднего плейстоцена и распространились из Восточной Африки в Евразию через Аравийский полуостров. Предполагается, что одна из волн - "северная", - была направлена из Восточной Африки в Анатолию и привнесла туда предковые варианты макрогрупп R и N. Среди R-типов мтДНК выделиќлась группа U, которая распространилась далее из Анатолии в Европу и Индию (одинаковые частотности (20-25 %) для популяций Западной Евразии и Индии). Среди N-типов мтДНК в Анатолии и на Ближнем Востоке выделились гаплогруппы N1, N2 (включая W) и X, которые близки к вариантам ДНК самых первых переселенќцев из Африки. Ареалы групп H, V (V имеет европейское происхождение), J и T, практически, совпадают и включают популяции Европы, Западной Азии и Северо-Восточной Африки (Richards et al., 2000). Эволюция групп HV и TJ также связана с популяциями Анатолии и Ближнего Востока. Так, максимальные частотности группы HV* наблюдаются в популяциях Анатолии, Ближнего Востока и Кавказа (Tambets et al., 2000; Kivisild et al., 2000; Palanichamy et al., 2004). В частности, определено, что наиболее распространенная в Западной Евразии гаплоќгруппа "H" мтДНК возникла 31-25 тыс. лет тому назад.
  Характерно, что в древности переселения народов нередко происходили и в обратном направлении (наприќмер, миграции из Азии обратно в Африку показаны исследованиями полиморфизма Y-хромосомы), возможно, при использовании традиционных путей (например, в эпоху натуфа и позже).
  Следует отметить, что ещё проф. Б. Грозный был убеждён: "в антропологическом смысле" и хетты (вследствие ассимиляции), и хурриты, "несомненно" принадлежат к "арменоидному", типу (как коренное население Малой Азии), обладающему характерным (выпуклым) крупным носом и несколько скошенным лбом. Б. Грозный ("Хеттские народы и языки". ВДИ, 1938) полагает: "теперь... уже известно, что и т.н. "еврейский", или "семитский", тип сегодняшних евреев тоже происходит от этой древней переднеазиатской расы [высокая степень ассимиляции с яфетидами-ханаанеями]. Его название [тип сегодняшних евреев как] "семитский" (тип) поэтому неправильно".
  Очевидно, что вопрос о кровнородственной принадлежности племён протоханаанеев к анатолийским (арменоидным) хатто-хурритоязычным этносам, а также о родстве ханаанеев и евреев, - требует тщательного рассмотрения на современном генетическом уровне. С этой целью целесообразно воспользоваться данными популяционно-генетичеќского анализа (в дополнеќние к археологичеќским, историческим, этнографическим и антропологичеќским сведениям). Поќскольку одним из важнейших свойств гаплогрупп Y-хромосомы является весьма значительќная межпопуляциќонная изменчивость, которая у народов с патрилокальќной традицией оказывается на порядок выше, чем изменчивость мтДНК и аутосомных маркеров, то маркеры Y-хромосомы считаются наиболее эффективными для выявления структуры популяций. Отсюда, принимая во внимание и тот факт, что история материнского и отцовского компонентов в популяции может весьма резко отличаться (Balaresque et al., 2010), выберем в качестве основного способа анализа генофонда популяции метод изучения комплекса мутаций (маркеров) в Y - хромосоме.
  Как известно, факт "генетической" общноќсти палеокавказских языков с древними языками Анатолии - с хаттќским, хурритским и урартским считается установленным.
  Бытует суждение, что с хаттским языком и его носителями, как предками, связаны современные абхазо-адыгские языки (адыгейский, кабардино-черкесский, абазинский и убыхский язык) и их носители. Точно также с хуррито-урартским языком и его носителями соотносятся языки нахско-дагестанской ветви: вайна́хские языки - чеченский и ингушский, и дагестанские языки - аварский, лакский, даргинский, лезгинский, табасаранќский и др. (родство хаттского и хуррито-урартќского языков доказано).
  Этногенез армян, населявших Армяно-Курдское нагорье, согласно основной версии, произошёл в результате этнического растворения мигрировавќших с запада индоевропейцев в массиве хаттов, урартийцев (в основном, хурритов), лувийцев (праариев) и арамеев (семитов).
   Ещё Иосиф Флавий соотносил одну из ветвей предков армян (очевидно, анатолийскую, см. ниже) - народ "му́шки, мусхи, мосхи" с его родоначальником, библейским Мешехом (Мешах), одним из сынов Иафета (Быт.10.2).
  И.М. Дьяконов писал: "В армянском (языке) есть хуррито-урартские слова, названия местных флоры, фауны, социальных обычаев". Естественно, и в языке нахчи-чеченцев (вайнахов) многие слова совпадают с армянскими. При этом "близость генотипа ингушей [вайнахов, кровнородственных чеченцам и близќких им по языку], живущих на Северном Кавказе, к генотипу армянского народа не может трактоваться как факт случайного совпадения" (Гаджиев "В глубь веков").
  Обычно предполагается (например, Б.А. Тураев "История Древнего Востока", Т2), что термины "Армения", "Армена" и "Страна Арам(а)" - тождественны. Однако, как выясниќлось ("Древний человек и божество"), изначально "Арам" (а выражение "Ар-ам" означает "Свет Ам(м)а", где "Ам(м)" - известный древќнеаравийский бог Луны" и, в частности, у амореев, позднее у катабанцев и т.д.) - родоплеменной бог-эпоним многочисленного (семитического) арамейского племени ("Арам" - один из синонимов бога Луны "Амм"). Термин же "Ар-мен(а)", где древнеперс. (авест.) "ман" значит "дух (бог)" ("разбросанная полисемия"), может быть интерпретирован как "Свет бога (духа)". И тогда для яфетидов выраќжения индоиран. "Свет бога (духа)" и семит. "Свет Амма" - далеко не тождественны (индоиран бог добра и света Орќмузд был весьма популярен).
  Принято полагать, что по антропологическим признакам армяне (арменоиды) - анатолий-ский этнос, яфетиды (мифический прародитель армянского народа Хайк (Гайк, Айк) - правнук Иафета). Следует отметить, что Б.А. Тураев называет урартийских предков армян "халдами" (а "халды, халдийцы" - самоназвание хурритского автохтонного населеќния Урарту) и полагает: "Несомненно, в жилах современных, арийских по языку, армян немало древней халдской крови".
  По-видимому, предки армян могли встреќтиться с культом семитического бога Амм лишь в Анатолии (наприќмер, в арамейќской Сирии). Из древних армянских источников известно, что предки армян весьма почитали бога Луны под именем "Лусин". Этот термин - шум.-акк. (вероятно, хурритский), и буквально означает "человек (бога Луны) Сина" (заметим, что предводитель коалиции ванских племён, разгромленной Тиглатпалаеаром I, носил имя "Сини"). Очевидно, что название "человек Сина" не может служить наименованим божества, и поэтому предќставляется, что выражение "человек (люди) Сина" ("Лусин") - наименование большого (протоќармянского) племени халду (и каждого его члена), у которого бог Луны Син считался прародителем (хурриты издревле общались с "черноголовыми" и им был знаком институт личных богов). И тогда выражение "Армен(а)" ("Свет бога (духа)") может быть уточнено (дополнено) как "Ар-мена-Син" - "Свет бога (Луны) Сина" (не исключено что имя "Син" со временем стало запретќным (как у и библейских евреев)).
  В Аравии (где Сина почитал ряд племён), как известно, местные боги Луны отождествлялись (преимущественно сводились к образу архаичного Амма ("Древний человек и божество")); т.е. Син идентифицировался с Аммом ещё в Аравии. Известно также и то, что халды (автохтонные урартийцы) в союзе с арамеями весьма успешно воевали с Ассирией. Несомненно, что предки армян (в частности, халды и арамейское племя "Арам") долгое время образуя коалицию, тесно общались и быстро ассимилировались (арамеи растворились среди хурритов Урарту, как, в частности, и амореи в среде прахатто-хуритского этноса (протоханаанеи) Ханаана). Легко видеть, что арамейское наименование бога "Арам(м)" ("Свет Амма"), в котором бог "Амм" - это "Син" (т.е. "Свет Амма" тождественно выражению "Свет Сина"), адекватно армянскому термину "Ар-мена-Син" ("Свет бога Сина"). Вполне естественно, что древние армяне, как потомки этноса, сложившегося в результате ассимиляции арамеев из племени "Арам" и халду (хурритов), воспринимали бога "Арам" как своё родоплеменќное божество. Следовательно, предположение о тождественности терминов "Армена" и "Страна Арам" - верно, ибо, как известно, арамейский бог "Арам" получил статус одного из эпонимов армян.
  У озера Ван в IX в. до н.э. сложилось могущественное государство Урарту (Ванское царство), вторым царём которого считается Сардур I (ок. 844-828 до .э.), сменивший царя Арама и основавший первую из известных урартских династий. Считается, что в объединенном Урарту в тот начальный период происходила борьба за власть между крупным племенем "Арам" (по-видимому, союзные арамеи, обосновавшиеся на землях у озера Ван) и не менее многочисленным и сильным племенем царя Сардура I. Заметим, что весьма существенно для этнической идентификации этого царя то, что он называл себя сыном "Лутипр(и)", а последний, по всей вероятности, являлся родоплеменным богом. И действительно, наименование "Лу-ти-пр(и)" - "Лу-(т/д)и-б(а)р(и)" (где "лу" - человек, "(т/д)и" - "бог" и арам."б(а)р" - "сын") может быть истолковано, как "(Мой) сын - человек бога" (а так царя Сардура мог называть только его отец). Но если это имя первоначально звучало как "Лу-ти-пр" ("Лу (т/д)и-б(а)р"), то оно интерпретируется как "Человек - сын бога" (Луны), сопоставление которого с выражением (названием племени) "Лу-Син" ("Человек Сина") говорит о том, что бог, о котором здесь может идти речь, - Син. Следоваќтельно, Сардур I должен был являться членом хурритского (как протоармянского) племени "Лу-Син" (Сардур I и воспринимал себя в качестве человека (сына) бога Сина как своего прародителя). Заметим, что и теофорное имя "Сардур" (шум.-акк. (хурр.) "Шар-д-ур") также связано со свечением, видимо, Сина - царя (правителя ("сар")) богов (Солнце у древних армян перќсоницицировалось богиней "Арев", сестрой бога Луны).
  "О портретном сходстве турок [завоевавших Анатолию] с древними изображениями обитателей Малой Азии" писал ещё антрополог А.В. Елисеев. "С антропологической точки зрения турки стоят близко к древним насельникам Анатолии, сохраняя почти неизменными их физические типы" (Д.Е. Еремеев "Этногенез турок". 1971 г). Среди турок Восточной Анатолии преобладает брахицефаќлия (такие показатели, как головной указатель и отношение высоты черепа к его длине - наиболее близки (почти равны) аналогичным показателям восточно-анатолийских армян). Фонд "Армянский реестр доноров костного мозга" установил крайнюю схожесть генетической структуры армян со структурой турок. "Турки и армяне являются наиболее генетичеќски близкими друг к другу этническими группами во всем мире, кроме того схожей генетикой обладают также курды" (С. Авакян). Считается (В.В. Бунак), что физический облик турок сложился при участии не менее четырёх основных этнических типов. Это - древнейшие местные (анатолийские) чорохско-рионский, понто-загросский и балкано-динарский антропологические типы, а также закаспийский тип не анатолийќского проис-хождения.
  Курды-мусульмане, в частности, обычно рассматриваются как потомки пастухов высокогорных районов, обитавшие там со времён раннего неолита (древнее автохтонное население). Как известно, очень много курдов влилось в тюркские племена, переселивќшиеся в Анатолию, а после уничтожения ассирийцами в 673 до н.э. поќследнего хурритского царства Шубрия (Субарея), хурриты в течение I тыс. н.э. составќляли основу курдского этноса.
  Таким образом, не удивительно, что курды характеризуются таким же модальным гаплоти-пом, что и большинство армян и турок (а также евреев). Как сообщает агентство "АК-Ньюс" (П. Хречдакьян, "Армения ДНК-проект"), между турќками, курдами, ассирийцами, евреями и армянам есть близость на генетическом уровне: "У нас разный язык, разные культуры, разные религии, но мы из одного [анатолийского] корня", - отмечает генетик П. Хречдакьян.
  Академик Н. Марр, исследовавший армянский язык, определил, что индоевропейќским тот стал лишь после вторжения ариев в Армению. Учёный полаќгал, что за тысячелетия и "язык курдский, очевидно, подќвергся коренному изменению, полной замене... арийским (полной лингвистической иранизации)".
  Характерно, что даже полная замена языка не обязательно сопровождаќется кардинальќным изменением гаплотипа этноса, и лингвистичеќское родство не всегда обусловлено генетической близостью (верно и обратное). Так, влияние "ариизации" на гаплотипы армян, грузин, турков и, вероятно, курдов нельзя считать значительным (частотность их гаплогруппы "R1a" (маркера индоевропейского происхождения) составляет всего 2-6 % (A.S. Lobov et al. 2009)). То же, по-видимому, можно сказать и об изменении гаплотипа ханаанеев (протоханаанеев), страну которых оккупировали амореи.
  Обратимся к носителям современных абхазо-адыгских и нахско-дагестанќских языков Кавказа (а также к армянам, курдам и туркам) как к потомкам анатолийских хатти и хуррито-урартов.
  Методом генеалогических (использовалась и глоттохронология), а также и лингвистических оценок показано (О.П. Балановский с сотрудниками. "Parallel Evolution of Genes and Languages in the Caucasus Region"), что выделение из хатто-хурритской языковой группы абхазо-адыгскиой (хаттской) группы языков проќизошло ок. 6230 лет (в среднем) назад, нахской группы - ок. 5680 лет и дагестанской группы - ок. 5200 лет тому назад. Поскольку окончание периода культуры "керамический неолит" произошло предположительно ок. 6300 лет назад (4300 г. до н.э.), то носители этой культуры в Ханаане вполне могли говорить на диалектах ещё не распав-шейся хатто-хурритской языковой группы.
  Очевидно, что в период "натуфа" ряд регионов (по крайней мере, Ханаан, Сирия и Анатолия), обладающих родственќными культурой и этносом, могли понимать речь друг друга.
  Весьма существенно, что при рассмотрении (ОП. Балановский и др.) формирования генофонда народов Кавказа выявлена (путём анализа родства гаплотипов) ведущая роль лингвистического фактора (родства) в сравнении с географическим соседством. "В генофонде Кавказа четко очерчены четыре лингвистико-геограќфических региона (абхазо-адыгский, ираноязычный, наќхский, дагестанский), для каждого из которых характеќрен собственный доминирующий вариант Y-хромосомы" (Х.Д. Дибирова "Роль географической подразде-лённости и лингвистического родства в формировании генетического разнообраќзия населения Кавказа". 2011).
  Исследованиями установлено, что генофонд народов Кавказа почти полностью сформирован гаплогрупќпами переднеазиатского (анатолийского) происхождения.
  "Формирование этнических групп Кавказа (по данным мтДНК и Y-хромоќсомы) происходило на основе гетерогенного генетического субстрата... переднеазиатского происхождения... в результате разновременных миграций" (И.А. Кутуев "Генетическая структура и молекулярная филогеография народов Кавказа". 2010).
  Гаплогруппы мтДНК, обнаруженные в популяциях Кавказа относятся к западноевразийским (HV, H, V, J, T, U, R1, N1a, N1b, N1c, W, X) и к восточноевразийќским гаплогруппам (A, B, C, D, E, F, G, Y, Z, M7-M13, R9 и N9a).
  Основную долю митохондриального пула Кавказа составляют гаплоќгруппы, частотность, которых высока в популяциях Передней Азии. К таковым относятся гаплогруппы HV, J, T, R1, N1a, N1b, N1c, W, X, а также большинство субкладов гаплогрупп H и U. (И.А. Кутуев).
  Существенную часть генетического пула кавказских популяций составляет гаплогруппа "U" мтДНК, большая часть субкладов которой появилась и эволюционировала на территории Передней Азии (Анатолии). Среди этих субклаќдов, и в частности, для Кавказа характерна высокая частотность гаплогруппы U3 мтДНК (возникла 11700Ђ2100 лет назад), "что вполне ожидаемо, учитывая ее преимущественное распространение в восточном Средиземноморье".
  Как известно, самые высокие значения частотностей субкладов T1 и T* гаплогруппы "T" мтДНК наблюдаются в Передней Азии и на Южном Кавказе [Al-Zahery et al., 2003; Quintana-Murci et al., 2004]. Поскольку расчёты показали, что T* возник (коалесценция) 32000Ђ15000 лет тому назад, а T1 - 27000Ђ16000 лет, сложилось мнение, что носители гаплогруппы "T" мтДНК проникли на Кавказ с первой волной его заселения еще в верхнем палеолите (И.А. Кутуев).
  Бытует мнение, что наличие таких мажорных гаплогрупп Y-хромосомы, как G-12f2, J-12f2 и R1b1b2-M269 (частотность последнего в Анатолии - до 14,5 %; субклад попал на Кавказ в неолите) у жителей Западного Кавказа, также указывает на преимущественно переднеазиатское происхождение генетического пула кавказќцев. Этот факт подтверждается и существованием у них таких минорных (анатолийских) гаплогрупп, как: L (L2-M317), E, K, R2, R* и H.
  Гаплогруппа J возникла (31700 Ђ 12800) лет назад в Передней Азии, где отмечается ее самая высокая частность и разнообразие линий, с градиентным снижением частности этой гаплогруппы из Передней Азии в направлении Средиземноморья, Северной Африки, Кавказа, Ирана, Центральной Азии и Инќдии. Существует гипотеза, согласно которой распространение гаплогруппы J из Передней Азии (миграции её носителей) связано с ростом численности населения этой территории в результате развития земледелия. Два ее субклада J1(предковый вариант J1 проник на Кавказ из Анатолии) и J2 свидетельствуют о совершенно разных генетических и миграционных событиях (Semino et al.).
  Анатолийской, по-видимому, является и "средиземноморская" гаплоќгруппа "J2" (cнип M172), которая, как считается, зародилась примерно 18-20 тыс. лет назад. Предполагается, что носители "J2" составляли значительную часть населения сообществ различных мезолитических ближневосточных культур (в том числе и "натуфа"), связанных, по мнению многих исследоватеќлей, с земледелием и скотоводством и с их распространеќнием на землях Плодородного Полумесяца. Заметим, что на Древнюю Анатолию, как эпицентр распростране-ния гаплогруппы "J2" указывает также и ареал распространения значений её частотности. Определено, что генеалогические "флюиды" J2 пронизывают весь Кавказ (Semino О. et al.).
  Взаимоотношения популяций Западного Кавказа с Анатолией по мужской линии демонстрирует также гаплогруппа G-M201 (родоначальник этих мутаций в Y-хромосоме появился ок. 15200Ђ200 лет назад на Сирийско-Месопотамском плато). Первоначальное распространение носителей гаплогруппы G также соотноќсится с неолитической революцией на территории "Плодородного полумесяца" и Средиземноморья. Предпоќлагается (Cinnioglu et al.), что субклад G2a-P15 отражает распространеќние хаттской культуры на Западном Кавказе. Существует довольно много указаний на то, что носители субклада G2a3 изнаќчально являлись и носителями прото-кавказских языков.
  Постулируется, что "европейская" гаплогруппа I-M170 появилась в Северќной Месопотамии примерно 40-50 тыс. лет тому назад, либо зародилась 20-25 тыс. лет назад на Балканском полуострове.
  Определено, что в Анатолии (в Турции) частотность гаплогруппы E1b1b1-M35 составќляет 10,7% и представлена почти целиком субкладами E1b1b1а-M78 и E1b1b1c-M123. Считается, что последний (снип M123) зародился в Анатолии (на стыке современных Турции, Сирии и Ливана) ещё в конце верхнего палеолита (А. Алиев и др. "Наследие Древнего Ханаана в ДНК современных евреев"). Носитеќлями E1b1b1c1 предполагаќются, в частности, хатти и хурриты (П. Шварёв). Со временем этот субклад (M123) проник на Кавказ, что и отразиќлось на сравнительно высокой величине его частотности у армян (5,26%).
  Анализ одиннадцати bi-аллелей (bi-allelic) маркеров Y-хромосом у 389 мужќчин из 8 популяций, представляющих собой все главные лингвистические группы Кавказа, показал их гораздо большую генетичеќскую близость к жителям Ближнего Востока - ливанцам, (ас)сирийцам, туркам, чем к народам Европы (I. Nasidze, T. Sarkisian, A. Kerimov, M. Stoneking "Testing hypotheses of language replacement in the Caucasus: evidence from the Y-chromosome". 2002).
  Этот вывод подтверждается и исследованиями мтДНК (по материнской линии). Так, субклады Н20 и Н21 гаплогруппы "H" мтДНК характерны, в основном, только для Кавказа (здесь наблюдается самое большое их разнообраќзие). Однако на Кавказе их география распространения, тем не менее, ограничена (у армян частотность Н20 - 3,7%; у турок - 3,3%). Знаменательно, что субклад Н20 мтДНК обнаруживается также и в популяциях Сирии и Иордании, и, практически, с той же частотностью (соответственно 3,6% и 3%). И всё это свидетельствует об их единых (прахатто-хурритских) этнических корнях
  Заметим, что исследования комплексов мутаций Y-хромосомы у населения Кавказа проведены генетиками И. Насидзе (Nasidze et al., 2003; 2004 и др.), К.Б. Булаевой (совместно с университетом Pisa, Италия) (Tofanelli et al., 2009; Caciagli et al., 2009; Bulayeva et al., 2006, 2007 и др). Э.К. Хуснутдиновой, Юнусбаевым, 2006; С.С. Литвиновым, 2009; Боготовой, 2009; И.А. Кутуевым и др., 2010), а также Semino et al., 2000, 2004; Wells et al., 2001; Cinnioglu et al., 2003, 2004; Di Giaсomo et al., 2004; Cruciani et al., 2007; Battaglia et al., 2008; Balaresque et al., 2010 и рядом других учёных.
  Так, Х.Д. Дибировой проанализировано 1527 образцов из 18 популяций коренного населения Северного Кавказа по следующим 40 гаплогруппам (рядом с каждой гаплогруппой указан детерминирующий его "снип" (маркер "SNP" - Single Nucleotide Polymorphism): "самые частые - K(M9), F(M89), P(M45), G(M201), G2a1a(P18), G2a3b1(P303), J(M304), J1(M267), J2(M172), J2a4b(M67), R(M207), R1b1b2(M269); более редкие - G2a(P15), G2a1(P16), G2a3a(M406), E(M96), E1b1b1(M35), G1(M285), I(M170), I1(M253) I2a(P37.2), J1e(P58), J2b(M12), J2a4a(M47), J2a4b1(M92), L(M20), L1(M27), L2(M317), L3(M357), N1(LLY22), N1c1(M178), O(M175), O3(M122), T(M70), Q(M70), R1(M173), R1a(SRY1532.2), R1a1a(M198), R1a1a7(M458), R1b(M343)". В результате филогеографического (методы филогенетики и геногеографии) анализа 61 диаллельного маркера Y-хромосомы в популяциях Кавказа было обнаружено И. Насидзе 37 гаплогрупп: C, C3c, D, E, E3b1, E3b3, F*, G1, G2, H, I1, I2*, I2a, I2b, J1*, J1e*, J2a*, J2a2*, J2a2a, J2b, K*, T, L1, L2, L3, N*, N1b, N1c, O, Q, R*, R1a*, R1a1, R1a1f, R1b1b1, R1b1b2, R2. С.С. Литвиновым же у народов Западного Кавказа было выявлено 33 гаплогруппы.
  Установлено, что "для различных регионов Кавказа характерен свой паттерн распределения гаплогќрупп" (С. Литвинов). Популяции Кавказа на основании распределения частот мажорных гаплогрупп Y-хромосомы разделяются на два субрегиона (что и следовало ожидать). Один из них, географически представленќный восточной частью Северного Кавказа, характеризуется высокой частотой гаплогрупп J1-M267 и R1b1b2-M269 (в среднем с частотой 36% и 10% соответственно). Второй регион, географически представленный западной частью Северного Кавказа и Южным Кавказом, характеризуется высокой частотой гаплогрупп G2-P287, J2-M172 и R1a1a-M198 (в среднем с частотой 44.5%, 22% и 11.6% соответственно).
  Итак, для составления гипотетического гаплотипа протоханаанеев (выявлеќния особенностей их этнической принадлежности) воспользуемся методами филогенетики, - сопоставим родство гаплотипов современных народов Кавќказа, а также курдов, турок и ливанцев, предварительно составив гаплоќтипы популяций этих этносов (рядом, в круглых скобках, будут приведены их частотности в %).
  В работе P.A. Zalloua et al ("Y-Chromosomal Diversity in Lebanon Is Structured by Recent Historical Events". 2008) сформирован гаплотип ливанцев [G, J1, J2, R1b, E3b, I, L, K2], содержащий восемь гаплогрупп, частотности которых превышают 4% (их сумма ок. 90%). Введём в этот гаплотип величины частотностей, несколько дополним его и заменим старые обозначения:
  гаплотип ливанцев [G(5), J1(13-25), J2(30-34), R1a(3), R1b(4,7-11), L(5), E(20), I(3,5), T(3,5-4,7)] J1c3d*(25).
  Гаплотипы представителей абхазо-адыгской (изначально хаттской) языкоќвой ветви имеют вид (по данным ряда работ):
  абхазы [G2(47,5-56,8), J2a*(14,8), J2a2*(8,6), R1a1(9,3-10,3), R1b(12,1), R1b1b2(3,7), I2b (1,9), L2(4,9), E1b(1,7)],
  адыгейцы [G2(46.8), J1*(2,0), J2a*(11,7), J2a2*(3,3), R1a1(11,7), R1b1b2(7.1), I2a(3,3), L2(2,0), C(2)],
  черкесы [G2(40,2-45.2), J1e*(4,0), J2a*(11,1), J2a2*(11,1), J2a2a(2,4), R1b(4,9), R1a1(12,7-19,7), R1b1b2(1,6), E1b(1,4), N(3,5), N3(2,4)] J1(5.6),
  абазины [G2(40,9), J1e*(3,4), J2a*(10,2), R1a1(20,5), R1b1b2(3,4), R2(1,1), I2a(2,3), L2(2,3), E1b1b1a(2,3), Q(3,4)].
  Гаплотипы представителей нахской (изначально хуррито-урартской) языкоќвой ветви имеют вид:
  чеченцы [G2(4,8-5,6), J1(21-24), J2(26-59,65), R1a1(3,9), R1b(1,5), R1b1b2(1,6), L(6,09-7,2)] J2a2* (46,7),
  ингуши [G2(1,4), J1(1,9-6,6), J2(34-84,1), R1a1(5,2), L(3,1)] J2a2* (81,9).
  Гаплотипы представителей дагестанской языкоќвой ветви имеют вид:
  аварцы [G2(11,1), J1(59,1), J2(6,1), R1b(14,8), R1a1(1,7), L(2,6), I(1,7), N(1,7)],
  даргинцы [G2(2,0), J1(70,3), J2(1,0), R1b(2,0), R1a1(21.8), O(3,0)],
  лезгины [G2(9,7-13,2), J1(13-44,4), J2(2,5), R1b(29,6), R1a1(3,7), L(1,2), E1b(1,2), N(1,2), T(2,2)].
  Гаплотипы армян, курдов и турок имеют вид:
  армяне [G1(10,5-22,6), G2(9-10,5), J1*(5,3), J2a*(3,5), J2a2*(12,3), J2a2a(3,5), J2b(5,3), R1a1(3,5-14), R1b1b2(14,0), R2(1,8), I2*(5,3), L2(1,8), E1b1b1a(3,5), E1b1b1c(5,3), T(3,5)] J1e*(5,3),
  курды [G(10-12), J2(7-28), R1a(19,5), R1b(8), I(16), L1b(7,9), E(2,5-11,5), T(6,5)] R1a1(0-13),
   турки [G1(<1), G2a (11), J1(12,5), J2(18-28), R1a(5-7,5), R1b(15-16,3), I1(1), I2a(4), I2b(0,5), L(4), E1b1b1(10,7), T (2-2,5), Q(2), N1c1(4)] R1a1(6,9), R1b1b2(14,5), R2.
  Сопоставив опытные данные, составим гипотетичеќские гаплоќтипы древних носитеќлей диалектов хатто-хуритќской языкоќвой группы (воспользуќемся принциќпом суперпозиции, не обсуждая корректность подобного подхода):
  "прахатти" [G2(40,2-56,8), J1(2,0-4), J2(10,2-24,6), R1a1(9,3-20,5), R1b(3,4-15,8), L2(0-4,9), E1b(0-1,7), I2(0-3,3)] R1b1b2(1,6-7,1), E1b1b1a(2,3) - составлен на основе гаплотипов абхазов, адыгейцев, черкесов и абазинов;
  "прахурриты (вайнахи)" [G2(1,4-5,6), J1(1,9-24), J2(26-84,1), R1a1(3,9-5,2), R1b(0-1,5), L(3,1-7,2)] R1b1b2(1,6) - составлен на основе гаплотипов чеченцев и ингушей;
  "прахурриты (дагестанцы)" [G2(2,0-13,2), J1(13-70,3), J2(1,0-6,1), R1a1(1,7-21,8), R1b(2,0-29,6), L(0-2,6), E1b(0-1,2), I(0-1,7), T(0-2.2)] N(1,7) - составлен на основе гаплотипов аварцев, даргинцев и лезгин (здесь J2 значительно меньше, чем J1);
  курды-армяне-турки [G2(9-11), J1(0-12,5), J2(7-29,9), R1a(3,5-19,5), R1b(8-16,3), L(1,8-7,9), E(2,5-11,5), I(4,5-16), T(2-6,5)] R1b1b2(14,5), E1b1b1a(3,5). У армян - G1(10,5-22,6%).
  И тогда сводный гаплотип прахурритов примет вид (использоќваны гаплоќтипы вайнахов и курдов-армян-турок, отвечающих услоќвию J2>J1):
  "прахурриты" [G2(1,4-11), J1(0-24), J2(7-59,65), R1a(3,5-19,5), R1b(0-16,3), L(1,8-7,9), E(0-11,5), I(0-5,3/16), T(2-6,5)] R1b1b2(14,5), E1b1b1a(3,5).
  Обобщённый, хатто-хурритский, гаплотип (составленный на основе гаплотиќпов "праќхатти" и "прахурриты") может выглядеть так (не исключено, что он частично адекватен реальным гаплотипам древнего хатто-хурритоязычного населеќния Анатолии и протоханаанеев):
  [G2(1,4-56,8), J1(0-24), J2(7-59,65), R1a(3,5-20,5), R1b(0-16,3), L(0-7,9), E(0-11,5), I(0-5,3/16), T(2-6,5)] R1b1b2(1,6-14,5), E1b1b1a(2,3-3,5).
  Следует отметить, что у армян высокое G1(10,5-22,6%), а у "хатти" G2 значительно выше, чем у "прахурритов".
  Легко видеть, что гипотетические гаплотипы весьма близки (комплекс гаплогрупп, в основном, совпадает, а интервалы частотностей перекрываются) к гаплотипу ливанцев (P.A. Zalloua), что удостоверяет близкое генетическое родќство древних анатолийских (арменоидќных) этносов с финикийцами, предками ливанцев (осоќбенно близок к гаплотипу ливанцев "прахурритский" гаплотип, поскольку к ливанќскому наиболее близок по составу комплекса значимых гаплогрупп и значениям их частотностей гаплотип турок-анатолийцев).
  Тот надёжно установленный факт, что популяции туроќк, курдов и армян близки на генетическом уровне, поскольку все эти народы сформировались благодаря решающему (определяющему) значению ассимиляции на основе "одного [обќщего этнического] корня" (П. Хречдакьян), можно дополнить, возводя из того же "корня" (полагая, что им (этим "корнем") являются носители культуры "керамический неолит" (6000-4300 гг. до н.э.)) абхазо-адыгские и нахско-дагестанские народы Кавказа, а также протоханаанейќские (ханаанейские), прахатто-хурритские племена.
  Обратимся к популяциям (общинам) современных евреев (предыстория коќтоќрых весьма разнообразна).
  Достоверно установлено (проф. Лифшиц, ун-т Тель-Авива), что набор генов, характеризую-щий "доисториќчеќскую" (доханаанскую) популяцию евреев, очень схож с соответствуюќщим генетическим материалом, сущеќствующим у сегодняшќних коренных жителей Месопотамии, иракцев (по словам проф. Лифшица, "Современќные иракцы - праевреи, от которых мы все (евреи) произошли"). В частности, у современных русских евреев содержится не менее 50% таких "доисторичеќских" генов ("иракский" набор генов (генов месопотамских племён Эвера-Авраама, "черноголоќвых").
  Сравнение гаплотипов современных евреев (см. ниже) и иракцев показывает идентичность семи-восьми гаплогрупп, а их частотности, практически, совпадают. Заметим, что у иракцев, как и у евреев, частотность J1 несколько превышает J2. Помимо этого у евреев и иракцев почти совпадают значения частотностей E1b1b1. Частотность же ханаанской, "хатто-хурритской" (см. ниже), гаплогруппы "G" у евреев значительно выше.
  евреи [G(6,8-19,3), J1(16,5-33,8), J2(11,4-25), R1a(2,7-13,0), R1b(9-14), E1b1b1(>10), I(1-4),
  T(2-6), L(0-0,5), Q(2-5), R2(>1), F (0,9)] G2(10), E(9-21,6).
  иракцы [G(2,2), J1(25- 33,3), J2(25,2), R1a1(6,9), E1b1b1(10,8), R1b1b2(10,8), I(0,7-5), T(7,2),
  L(3), K*-M9(1,4), E1b1a(1,4), F (0,7)].
  Характерно, что у многих иракцев, как прямых потомков шумеров, высока частотность алтайской гаплогруппы R1b1 (прототюркская гаплогруппа - R1b). То же и у евреев: E1b1b1>10, а R1b - (9-14)% (однако среди арабов-палестинцев гаплогруппа R1b1 и ее варианты, практически, отсутствуют). Подчеркнём (см. ниже), что у евреев возникновение гаплогруппы R1b относят к 3600-3400 гг. до н.э. (А.А. Клёсов). "Складывается картина, что на Ближнем Востоке гаnлогруппа R1b действительно древнее, чем в Европе".
   Сопоставление частотностей маркеров "индоевропейского происхождения", - гаплогрупп иракцев R1a1a(6,5%), и I(0,7%)) и евреев - R1a(2,7-13,0%), I(1-4%)), свидетельствует, что влияние "ариизации" (ассимиляции с индоевропейцами) на гаплотип евреев нельзя полагать значительным. Возникновение предка-носителя гаплогруппы R1a1 у евреев (по А.А. Клёсову) произошло примерно 3600-3000 лет до н. (а ок. 3500 лет до н.э. племена аккадцев пришли к шумерам, последние же на своей прародине тесно общались (и ассимилировались) с праариями, см. ст. "О прашумерах". Инет). "Разумно предположить, что она (гаплогруппа R1a1) берёт начало в то время и в том месте, где жили первые общины" евреев (ха-ибири, ассимилировавшиеся в "черноголовых", а позднее ставшие (известные как) ашкеназим).
  Анализ, проделанный проф. А.А. Клёсовым, "ставит под сомнение как хазарскую, так и восточнославянскую гипотезы" получения евреями гаплотипа R1a1 ("версии о происхождении евареев от хазар... или от... славян через межэтнические браки").
  Мутации гаплогруппы J1 (у евреев и ряда других племён "черноголовых" (хаабири), ставщих арабами) свидетельствуют, что их генеалогические линии разошлись во II тыс. лет до н.э. (А.А. Клесов), ибо ха-ибири (евреи) ассимилировались с ханаанеями, а прочие хаабири, обосновавшиеся на территориях, занятых арабами, - смешались с последними ("Гиксосы и их потомки").
  На Земле же Ханаанейской процесс этногенеза евреев в современную нацию продолжился в новых исторических условиях. Так, М. Джоблинг, исследовав У-хромосомы 1371 мужчины 29 народностей современного мира, проанализировал генетичеќский материал в популяциях евреев (рассмотќрено семь групп: "немецкие" (ашкеназим), "романские" и северо-африканские (сфарадим), ближневосточќные (мизрахим), курдские, йеменские евреи) и арабов (пять групп, том числе саудовские арабы) и пришел к заключению, что потомки ханаанеев, живших 4 тыс. лет тому назад: евреи; коренные жители Палестины, ставшие позднее мусульманами; ливанцы (потомки финикийќцев) и сирийцы (Сирию первонаќчально заселяли анатолийские этносы), - имеют единую (хатто-хурритскую) группу предков (M.F.Hammer и др. "Jewish and Middle Eastern non-Jewish populations share a common pool of Y-chromosome biallelic haplotypes. Proc. Natl. Acad. Sci. U.S. 97, No. 12, 6769-6774. 2000"). Группа генетиков из Медицинской школы Нью-Йоркского ун-та проанализировала геномы 237 евреев-ашкеназим, мизрахим и сфарадим, проживающих в различных городах США. Эти геномы были сопоставлены с 2,8 тысячи геномов неевреев. Выяснилось, что рассмотренные три основные группы евреев обладают схожими генетическими признаками, выделяющими их на фоне остальной мировой популяции людей, а генетическое родство ашкеназим, мизрахим и сфарадим (American Journal of Human Genetics) прослеживается (как минимум) вплоть до 2-х с небольшим тысяч лет назад (ханаанский период в истории этногенеза евреев). "Я надеюсь, - сказал Harry Ostrer в интервью "Science NOW", - что эта работа покажет несостоятельность гипотез, согласно которым евреи являются культурными, а не этническими группами людей", (т.е. с точки зрения генетики правомерно говорить о всей совокупности евреев как о нации, народе).
  Приведём для сравнения гаплотипы ашкеназим и сфарадим (их генетические портреты имеют некоторые отличительные особенности);
  ашкеназим (выборка 856 чел.) [J1 - 22%, J2 - 19%, G[xG2] - 9,5%, R1b - 10,0%, R1a1 - 7,5%, E - 20.5%, Q - 5%, T - 2%, I - 4,0%] E1b1b1 - 16,1%, E3b1 - 2,7%, G2a - 2,0%, K - 2,0%
  сфарадим (выборка 174 чел. (Adams, 2008)) [J1 - 23%, J2 - 19%, G - 17%, R1b - 14%, R1a1 - (1,6 - 5,8) %, E*(xE3a) - (4,4-19,1)%, T - 6%, Q - 2,3%, I - 1,0%] E(M35) - 9,8 %, R1b1b2- 5,3%.
  В результате фундаментального полногеномного анализа однонуклеотидного полиморфизма семи еврейских популяций ("Atzmon", 2010) выяснилось, что европейская составляющая генома наибольшая у ашкеназим (популяция которых, как установлно, отличается высокой генетической однородностью). В статье "Генный анализ" (ж-л "P.M.History") также описаны некоторые межобщинные генетические различия (гаплотипное различие), между ашкеназим и сфарадим, накопившиеся вследствие мутаций за века. В частности, среди сфарадим (различные группы которых в свою очередь генетически не однородны) распространена т.н. Средиземноморская лихорадка, неизвестная среди ашкеназим.
  В соответствии с экспериментальными данными многих генетиков состаќвим сводный гаплотип евреев (включаюќщий разнообразие снипов и величин частотќностей, практически, всех еврейских этнолингвистичеќских групп (общин)):
  евреи (этнос в целом) [G(6,8-19,3), J1(16,5-33,8), J2(11,4-25), R1a(2,7-13,0), R1b(9-14), E(9-21,6), I(1-4), L(0-0,5), T(2-6), Q(2-5)] G2 (10), E1b1b1(>10), R2 (>1).
  Распространение гаплогрупп среди евреев согласно информации FTDNA (являются ли значения приводимых частотностей медианными - не сообщается): [G(G1,G2a,G2c) - 7.5%, J1c3d - 17.3%, J2a4 - 16.3%, J2b - 4.2%, R1a1 - 7.9%, R1b1 - 14.9%, R2 - 1.6%, E1b1b1 - 18.2%, E1(xE1b1b1) - 1.4%, I - 3.9%, T1 - 3.1%, Q1b - 3.6%].
  Примечательно, что корневой субклад J1*(M267), характерный для армян, народов Дагестана, ассирийцев и ливанцев, - у евреев (и арабов), практически, не наблюдается (что может быть связано со временем прихода хаабиру в Ханаан). Субклад же J1c3d*, помимо евреев, имеет высокое распространение среди арабов Аравийќского полуострова, Палестины - 38,4%, Ливана - 25% и Сирии - 30%. В гаплогруппе J2 у евреев наличествует субклад J2a4b-M67. Поскольку этот субклад присутстќвует у ингушей и армян, предполагается, что древние урарты (хурриты) являлись носителями субклада J2a4*. Определено (Atzmon et al; Behar et al, 2010), что гаплогруппы R1b и R1b1b2 у евреев из тех, которые прибыли на Ближний Восток после того, как "пересекли Кавказ и Анатолию" (как прототюркские, могли быть заимствованы у шумеров в Месопотамии).
  На сегодняшний день известны (А.А. Алиев "О происхождении "еврейских" кластеров гаплогруппы E1b1b1 (M35)". 2010) четыре субклада гаплогруппы E1b1b1*, внутри которых, помимо прочих, выделяются несколько "еврейских" кластеров: E1b1b1* (неклассифицированный), E1b1b1a3* (V22), E1b1b1c1* (M34) и E1b1b1c1a* (M84). Так, выявлено, что субклад E1b1b1c1* (M34) предположительно зародился в конце верхнего палеолита. Наивысшие частотность и разнообразие данного гаплотипа наблюдается среди населения Ливана, Сирии и прилегающей области Турции (Semino O, Magri C, Benuzzi G, Lin AA, Al-Zahery N, Battaglia V, Maccioni и др. "Проект Haplozone Е-М35". 2010). Предполагается, что снип E1b1b1c1 (M123) зародился в Анатолии, и его носитеќлями были прахатто-хурриты. Согласно данным "Проекта Haplozone Е-М35", cубклад E1b1b1c1a* (M84) - также анатолийского происхождения.
  Однако, как выяснилось, субклад E1b1b1a3* (V22) возник ок. 3100 лет до н.э. на территории Египта (у коптов содержится гаплогруппа E1b1b1a (M78)) и, возможно, попал к евреям вследствие ассимиляции с древними египтянами в пору их пребывания в Египте. При этом важно отметить и то, что при раскопках в Нильской долине (62.с70), в культурных слоях, отнесённых к эпохе Нагада II (соответствует Позднеурукскому периоду, 3250-3000 гг. до н.э.), были открыты шумерские предметы роскоши, сосуды с ручками, пестики, цилиндрические печати и многое др. (т.е. шумеры сравнительно долго пребывали в Египте ("Гиксосы и их потомки")). Шумеры же издревле постоянно ассимилировались с прахатто-хурритами ("Отцы Авраама"). Таким образом, не исключено (хронологически), что гаплогруппа E1b1b1a3* (V22) была занесена в Египет шумерами (как и прототюркская R1b). И тогда к евреям гаплогруппа V22 могла попасть и в Месопотамии.
  Сопоставление гипотетического гаплотипа древних анатолийцев - прахатто-хурритов (и протоханааќнеев) с еврейќским говорит о существовании генетичеќской близоќсти евреев с ханаанеями, а также с кавказскими потомками хатти и хурритов-урартов.
  Поскольку для формирования каждого из гаплотипов использованы данные работ ряда авторов, результаты генетических испытаний (измерение частотностей гаплогрупп) которых по тем или иным причинам не всегда совпадали (разброс данных), то совокупность значений частотностей (сводные данные), практически, каждой из рассматриваемых гаплогрупп образовывает некоторый интервал (интервальная выборка - общее (сводное) число анализов-замеров частотности на конкретном интервале). Заметим, что авторами применялись стандар-тизованќные, общепринятые методы (и методики) генетического анализа (т.е. равноточность обеспечиваќлась в принципе).
   Подтвердим статистически предполагаемое совпадение средних интервальных значений частотностей (δ) для мажорных гаплогрупп J1, J2, R1a, R1b и E анатолийского (ан) и еврейского (ев) гаплотипов, для чего проведём сравнение среднеинтервальных значений частотностей одноимённых гаплогрупп (две случайные выборки), т.е. установим равенство их математических ожиданий (как генеральных средних)).
  Для установления факта подобного равенства в математической статистике разработан алгоритм, заключающийся в сравнении экспериментального критерия (Zнабл.) с теоретическим (Zкр.). В случае, когда Zнабл. < Zкр. совпадение подтверждается (гипотеза принимается).
  Путём несложных преобразований получим (для выборок объёма ≥30):
   Zнабл. = 2t[δ(ан) - δ(ев)]/√((Δан)² + (Δев )²),
  где t - коэффициент Стьюдента (при объёме выборки, равном 30, и доверительной вероятности 0,95 t=2,045). Скобки [] - обозначение "по модулю".
  Величины интервалов (Δ) частотностей (в %) у древних анатолийцев: ΔJ1=24; ΔJ2=52.65; ΔR1a=17; ΔR1b=16,3; ΔE=11,5; и евреев: ΔJ1=17,3; ΔJ2=13,6; ΔR1a=10,3; ΔR1b=5; ΔE=12.6.
  У древних анатолийцев δJ1=12; δJ2=33,3; δR1a=12; δR1b=8,15; δE=5,75; и у увреев (в %): δJ1=25,15; δJ2=18,2; δR1a=7,85; δR1b=11,5; δE=15,3. Заметим, что у ливанцев частотность гаплогруппы G составляет 5%, а в гаплотипе евреев δG=13%.
  И тогда критерии Zнабл. для гаплогрупп J1, J2, R1a, R1b и E анатолийского и еврейского гаплотипов, вычисленные по приведённой формуле, соответственно равны: 1,81; 1,94; 0,88; 0,80 и 2,28.
  Теоретический критерий Zкр. зависит от уровня значимости (α) и определяется по табл. функции Лапласа.
  При α = 0,01 Zкр.=2,58.
  Поскольку для всех случаев Zнабл. < Zкр., правомерно утверждать, что сравниваемые гаплотипы адекќватны, а это однозначно удостоверяет генетическое родство евреев и ханаанеев (прахатто-хурритов).
  Из сравнения гаплотипов евреев (в целом) и ливанцев (P.A. Zalloua) следует, что, как минимум, качестќвенно (по составу значимых (в т.ч. и мажорных) гаплогрупп) они весьма близки. Помимо этого характерно, что интерќвалы частотноќстей у большинќства одноимённых гаплогрупп перекрываќются (G(G2) у евреев значиќтельно выше, а L - много ниже). Таким образом, отчётливо просматриваќются общие генетические корни евреев и ливанцев как потомков финикийќцев (ханаанеев).
  Профессор М. Хаммер (1996 г, ун-т в Аризоне), изучавший генетический код представителей евреев и 16 иных этнических групп средиземноморского побережья, установил, что около 70% евреев и более 50% проживающих в странах Восточного Средиземноморья арабов унаследовали специфический набор гаплогрупп Y-хромосом, характерный для древнейших (автохтонных) обитателей Ханаана. По скорости мутации генов проф. Хаммер вычислил, что общие ханаанские предки евреев и многих коренных арабов-палестинцев жили в Ханаане ок. 4 тыс. лет назад (то же и по оценке М. Джоблинга), что совпадает со временем прихода на Землю Ханаанейскую племён хаибири ("Абраам", "Лот" и др.) на рубеже ХХ в. до н.э.).
   Группой генетиков проанализированы маркеры Y-хромосомы у 1330 жителей Сирии, Палестины, Туќниса, Марокко, Кипра и Мальты (шести регионов) - тех мест, где пребывание финикийцев (ханаанеев) подќтверждается археологическими находками. Учёные пришли к выводу (при изучении рассматривался гаплотип [G, J1, J2, R1a, R1b, L, E1b1b1, I, T]) о том, что финикийское влияние в современном Средиземноморье проявиќлось наличием у особей региона гаплогрупп J2 (в основном) и E1b1b1(в несколько меньшей степени). При этом предполагалось, что на принадлежность к финикийской популяции указывают определенные STR гаплотипы Y-хромосомы (P.A. Zalloua, К. Тайлер-Смит). Определено (в форомате 19-388-390-391-392-393) шесть реќгиональных финикийских гаплотиќпов (шесть генетичеќских линий потомков финикий-цев, которые составляют ок. 6% всех линий, обнаруженных в современных популяциях Средиземноморья):
   13-16-24-10-11-12,
   14-17-23-10-11-12,
   12-18-23-10-11-13,
   13-17-23-10-11-12,
   14-16-23-10-11-12,
   13-16-22-10-11-12.
  Сопоставление приведённых выше финикийских гаплотипов с гаплотипом коhэнов (последовательность аллелей 14-16-23-10-11-12 в формате DYS 19, 388, 390, 391, 392, 393) показывает (один совпадает с гаплотиќпом коhэнов), что относительно последќнего отличие аллелей, в основном, не превышает одќной-двух единиц (одно-двухшаговая мутациия). Таким образом, гаплотипы финикийќцев (пять из шести) и евреев (коhэнов) можно полагать близкими.
  Об антропологическом сходстве ханаанеев (протоханаанеев) и библейских евреев, которое последние приобрели вследствие процесса ассимиляции, убедительно свидетельствуют сравни-тельные краниологические исследоваќния, а также ряд косвенных свидетельств различных источниќков (в том числе и Ветхий Завет).
  Так, человеческие останки, обнаруженные в Ханаане, сгруппированы в три серии черепов местного населения, две из которых (начало среднего бронзового века - ХIХ-ХVIII вв. до н.э.) относят ("Краткая еврейская энциклопедия". 1976/1992.Т1) к автохтонному, исконно ханааней-скому, населению страны (найдены в Гезере и Мегиддо); третья же серия (695 черепов из города Лахиша эпохи "Царств", ок. 700 г. до н.э., который к этому времени был еврейским почти полтысячелетия) характеризует древних евреев. Материалы исследования всех этих трёх серий демонстриќруют значительќное сходство образцов каждой из репрезентативных выборок, и позволяют сделать вывод о том, что население этих мест (Гезера, Мегиддо и Лахиша) представляло (с небольшими вариациями) один и тот же основной антрополоќгичеќский тип, характеризуюќщийся заметной, часто значительной, брахицефаќлией.
  Уместно отметить, что устойчивость ханаанейского физического облика вполне отвечает характеристике, данной известным этнографом и африканистом С. Schwеinfurth ("Origine et etal actuel de la population". 1903) населению Египта: "В течение тысячелетий египтяне... несмотря на бесконечные вторжения народов в их страну, о которых повествует история, сохраняли свой физический облик неизменным. Эта стабильность типа... устойчивость... встречается и у неко-торых других народов Востока... эти народы обладают способностью... сохранять свой первоначальный тип...Всякая иностранная иммиграция в Египте неизбежно поглощалась и ассимилировалась массами местного населения".
  Коллектив генетиков Еврейского университета обнародовал результаты масштабного исследования, которое было призвано определить степень генетического родства народов, населяющих Ближний Восток, и евреев. Как сообщили руководители исследования Ариэлла Оппенхейм и Марина Файерман (Nebel, A., Filon, D., Brinkmann, D., Majumder, P.P., Faerman, M. and Oppenheim, A. The Y chromosome pool of Jews as part of the genetic landscape of the Middle East. Am. J. Hum. Genet. 69, 1095-1112. 2001), наиболее генетически близко к современным евреям (особенно сефардам) стоят курды и армяне (поскольку курды-мусульмане и большин-ство армян имеют одинаковые модальные гаплотипы, почти совпадающие с еврейским базовым гаплотипом коэнов), но отнюдь не палестинские арабы (что свидетельствует об их появлении на Земле Ханаанейской в последние века) и не сирийцы (территорию Сирии изначально заселяли этносы анатолийского происхождеќния, которые далее смешивались: в конце IV-начале III тыс. до н.э. - с амореями, в XX-XVII вв. до н.э. - с племенами "черноголовых", на рубеже X в. до н.э. - с арамеями). Ещё Люшан (Б.А. Тураев "История Древнего Востока". 2002) обратил внимание на сходќство еврейского типа с ассирийским (североаккадские племена) и армянским, и, в то же время, на отличие его от арабского. Современные евреи (Ариэль Голан "Миф и символ". 1994) антрополоќгически (и по врождёнќным особенноќстям психики) ближе к армянам, чем к араќбам. Характерно, что среди арабов в настоящее время, практически, нет (у арабов очень мало гаплотипов G и R1b1b2) лиц, как принято именовать, - "арменоидного типа" (по советской классификаќции евреев официально причисляли к арменоидному (переднеазиатќскому) типу европеоидной расы).
  Из сопоставления базовых 6-маркерных армянского, а также совпадающего с ним турецкого и курдского модальных гаплотипов (подобный гаплотип отраќжает мутации, выражающиеся изменением числа повторов-тандемов (Short Tandem Repeats) нуклеотиќдов, но не содержит информации о комплексе "снипов" (SNP) - точечных, однонуклеотидных мутациях):
   14-15-23-10-11-12,
  с (еврейским) гаплотипом коhэнов:
   14-16-23-10-11-12
  явствует, что у них всего лищь на единицу разнятся аллели второго маркёра (одношаговая мутация), т.е. евреи и армяне, а также курды-мусульмане и турки характеризуќются одинаковым гаплотиќпом.
  Примечательно, что пора появления гаплотипа коhэнов в группе курдов-евќреев (в этой группе из 34 человек 10 (29%) обладали гаплотипом коhэнов, остальные же имели 48 одношаговых мутаций в гаплотипе), датированная приблизительно 1760 годом до н.э. (А.А. Клёсов. 2007), практически, совпадает со временем бегства "черноголовых" (вероятно, племён "Абраам" или "Йакуб-эл") из Месопотамии после разгрома их восстаќния в 1740-1739 гг. до н.э., когда царь Самсуилуна разрушил (сжёг) Ур, Урук, Ларсу и многие другие города ("Отцы Авраама").
  Генетическая близость чеченцев и ингушей к евреям-ашкенази также подтверждаќется совпадением по гаплотипу (16,14-13-30-23-10-11-12-13).
  Модальный гаплотип палестинских арабов:
   14-17-22-11-11-12
  характеризуется трёхшаговой мутацией (в различных маркёрах) относительно гаплотипа коhэнов.
  Итак, в конечном итоге ситуация, о которой повествует Священное Писание: "И жили сыны Израилевы среди Ханаанеев, Хеттеев, Амореев, Ферезеев, Евеев и Евусеев; и брали дочерей их себе в жёны, и своих дочерей отдавали за сыновей их" (Суд.3.5,6), - привела к тому, что в результате тысячелетней ассимиляции (заметим, что и шумеры смешивались с выходцами из Анатолии, см. "Отцы Авраама") в венах евреев потекло так много древней "анатолийской или арменоидной", яфетической крови, что европейцы, встречая людей переднеазиатскои расы, обычно принимают их за евреев, а на "динарские" лица смотрят как на еврейские.
  О том, что "яфетиды" - анатолийцы, помимо акад. Н.Я. Марра, сообщает и Библия (Иудифь. 2.25). Повествуется, в частности, что Навуходоносор II, "заняв пределы Киликии... и пройдя до пределов [границ земли] Иафета, лежащих к югу", продолжил свой победоносный поход. Килики́я в древности - юго-восточная область Малой Азии (материковый выступ напротив Кипра), простиравшаяся от Памфилийского залива к востоку до Аманских гор (ныне Джебель Берекет). Во II тыс. до н.э. Килики́я входила в состав Хеттского царќства.
  Последствия же ассимиляции в результате тысячелетней диаспоры (чему решительно противостоял иудаизм), генетик, проф. Дорон Бехар (Мед. центр Рамбам в Хайфе), в частности, оценивает так ("Nature". 2010): "Основная часть еврейского народа, и следовательно большин-ство евреев, (с точки зрения генетики) ближе друг к другу и к жителям Ближнего Востока, чем к принявшим их народам". Подмечено (А. Тюрин), что "наибольшее число носителей ближне-восточных маркеров - среди коэнов, наименьшее - среди левитов".
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"