Зильберман Михаил Израйлевич : другие произведения.

О пеласгах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Во многих трудах античных авторов пеласги предстают не только как наиболее древний, довольно многочисленный и продвинутый (в частности, как строители и земледельцы) этнос Эллады, но и как люди весьма "благочестивые и добродушные", а также и как предприимчивые, мобильные, довольно воинственные и агрессивные (племена пеласгов с острова Лемнос нападали на Афины (по Геродоту)). При захвате новых земель пеласги часто вытесняли местное население; однако и их самих нередко изгоняли с обжитых мест.

Unknown


      М.И. Зильберман
      О пеласгах.

     Предисловие.
     Во многих трудах античных авторов пеласги предстают не только как наиболее древний, довольно многочисленный и продвинутый (в частности, как строители и земледельцы) этнос Эллады, но и как люди весьма «благочестивые и добродушные», а также и как предприимчивые, мобильные, довольно воинственные и агрессивные (племена пеласгов с острова Лемнос нападали на Афины (по Геродоту)). При захвате новых земель пеласги часто вытесняли местное население; однако и их самих нередко изгоняли с обжитых мест.

     Содержание.
     Античные авторы о пеласгах.
     1.1. Пеласг и его народ.
     1.2. Ареал обитания пеласгов.
     2. Сведения из археологии.
     2.1. Палеолит.
     2.2. Мезолит и позднее.
     Заключение.

     Античные авторы о пеласгах.
     1.1. Пеласг и его народ.
     «Пеласги» (др.-греч. «Πελασγοί» («пеласгои»)), как исстари известно, не самоназвание, но наименование, данное древними греками этому этносу (некой совокупности кровнородственных племён; по Геродоту - «всё пеласгическое племя»), населявшему Грецию ещё до прихода в страну протогреков-ариев (ахейцев, а затем и дорийцев (фригийско-фракийские племена)).
     «Исследование гео­графического распределения и хронологии следов» миграций праариев показывает, что их переселение [через Подунавье и Балканы в Грецию] проходило двумя волнами (ахейцы), первая из которых, дат. ок. 2100 г. до н.э., «затронула неко­торые приморские поселения на полуостровах Эллады, тогда как «вторая распространилась из Македонии по суше ок. 1900 г. до н.э.» («История человечества». Под ред. З.Я. Де Лаата. 2003). Принято полагать, что на рубеже XIII-XII вв. до н.э. в страну вторглись племена дорийцев. Так (Ш.Д. Инал-Ипа. 1976) «Ещё Геродот указы­вал, что ядро эллинского народа составляли первоначально до­рийцы… (которые) они затем вобрали в себя много… различного… (и) прежде всего (от) пелас­гов».
     И как повествует Геродот Галикарнасский (V в. до н.э.), вся страна (Эллада) ранее называлась Пеласгией (ср. Пелопоннес), а её население происходило от пеласгов. Однако языка этих пеласгов «Отец истории» не понимал (I. 58): «На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам (в V в. до н.э.), что живут севернее тирсенов/тирренов (римляне называли их этрусками) в городе Крестоне на полуострове Акта («они (педасги) некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами, и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида» (по Гекатею Милетскому (550-490 гг. до н.э.) - Фессалия Пеласгиотидская)), и затем, (судя) по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте (пролив Дарданеллы), оказались соседями афинян, а также и (судя) по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке (т.е. не на индоевропейском языке эллинов). Если, стало быть, и всё пеласгическое племя так говорило, тогда и аттический народ (в Аттике), будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов. Ведь ещё и поныне жители Крестона и Плакии говорят на другом языке, не похожем на язык соседей (эллинов). Это доказывает, что они ещё и теперь сохраняют своеобразные черты языка, который они принесли с собой после переселения» (из Малой Азии, см. ниже).
     Впервые пеласги упоминаются в «Илиаде» Гомера (VIII в. до н.э.) как союзники Трои. Согласно Гесиоду (VIII-VII вв. до н.э.), в изложении Страбона (I в. до н.э. - I в. н.э.), легендарный Пеласг (Πελασγός), эпонимный праотец пеласгов (древнейшего населения Греции), был рождён Матерью-землёй в Аркадии.
     Так, в пьесе «Просительницы» Эсхила (525-456 гг. до н.э.) Пеласг говорит о себе:
      Пелехтона я сын, Землёю рожденный,

      И сей земли владыка. Имя мне Пеласг;

      И племя, что поля сии возделало,

      Пеласгами зовется по царю (сей) земли.

      Я всей землей на запад от священных струй

      Стримона правлю, и Перробов области

      В своих держу пределах, и за Пиндом край,

      Пэонам смежный, и Додону горную;

      А за горою царства грань - волна морей.

      И все земли и далее - под моей рукой.
     Поэт Асий Самосский (ок.700 г. до н.э.) и географ Павсаний (I в. до н.э.; «Описание Эллады») повествуют о Пеласге как о первом человеке, рождённом богиней матерью-Землёй:
      Богоподобный Пеласг на горах высоколесистых
      Чёрной землею рождён, да живёт здесь племя людское.
     Во фрагменте же «Генеалогий» Гекатея Милетского (VI - нач. V в. до н.э.), а также и у Аполлодора Афинского (II в. до н.э.,) говорится (одна из версий), что Пеласг являлся сыном бога Зевса и Ниобы, которая, согласно Акусилаю (VI век до н.э.), была дочерью царя Форонея, сына аргосского Инаха (первая смертная женщина, которую возлюбил великий Зевс). И у Пеласга и дочери Океана Мелибеи родился сын Ликаон, основавший династию царей Аркадии. Дионисий Галикарнасский (I в. до н.э.) же, цитируя Ферекида Леросского (V век до н.э.), сообщает, что Энотр и Певкетия, потомки Ликаона от брака с наядой (нимфой)  Килленой (известна гора Киллена), - эпонимы народов Южной Италии. А в одном фрагменте Гелланика Лесбосского (V век до н.э.) говорится, что город «Лариса» в Фессалии основал аргосский царь Акрисий, назвавший город по имени дочери Пеласга (именем нимфы Ларисы (по одной из версий - супруги Посейдона) названы (как минимум) два города в Фессалии (один - у моря, другой - у реки Пеней (город «Лариса» упоминаетс и в «Илиаде»); а также и Акрополь пелопонесского города Аргоса, основанного примерно в 2000 г. до н.э. и находящегося в 96 км к юго-западу от Афин; и ряд др. городов). Софокл (496 - 406 гг. до н.э.) же говорит о Ларисе, как о «матери предков-пеласгидов» (фрагмент утраченной пьесы «Инах» (царь в Аргосе). Так, в трагедии «Орест» Еврипида (480-406 гг. до н.э.) упоминаются «пеласги Аргоса», «земля пеласгов», «град пеласгов», «пеласгов трон».
      Так, Павсаний в своём «Описании Эллады»  пишет, что, по мнению аркадян, Пеласг и его спутники были первыми обитателями Аркадии. Пеласг же (как культурный герой), став царём (Пеласг упоминается в родословных мифических царей Аркадии и Арголиды, начиная с Гесида (VIII-VII вв. до н.э.)), ввёл в обиход строительство хижин, накидки из овечьих шкур и «отучил людей от употребления в пищу зеленых листьев деревьев, травы и кореньев… взамен этого в пищу он дал им плоды дубов… желуди» (Гесиод). Когда же царём стал Аркад (сын Зевса и Каллисто, единственной дочери Ликаона), Пеласгию переименовали в Аркадию, а её обитатели, пеласги, стали именоваться «аркадянами». По сообщению же Диодора Сицилийского (I в. до н.э.) уже после Троянской войны Антиф, сын Фессала, прибыл к пеласгам, захватил страну и назвал её Фессалией. Так, Гомер ещё в Илиаде (ХVI, 233) называет фессалийский Аргос пеласгическим. А в поэме Апполония Родосского (III в. до н.э.) этнос «пеласги» - синоним фессалийцев. Примечательно, что, согласно Геродоту (VII, 94), первоначально Пеласгией называлась даже вся Эллада.
     Принято полагать, что «суровый климат (самая засушливая долина Греции) и скупая (растительностью), земля Аркадии» (центральная область Пелопоннеса) не прельщавшие завоевателей-дорийцев (номадов), являлись причиной того, что Аркадия оставалась единственным регионом Пелопоннеса, поначалу не оккупированном ими (позднее же Мегары, древний город аргосских пеласгов, расположенный на берегу Саронического залива, был захвачен дорийцами). И, как пишет Полибий (II тыс. до н.э.), жившие в Аркадии пеласги, «долунные» люди (придумавшие, как полагали греки, лунный календарь) пользовались у эллинов, «доброй славой не только за гостеприимство и добродушие, но более всего за свое благочестие»; т.е. за свойства характера и моральные качества, основанные на богопочитании и выполнении религиозных предписаний и обрядов. По словам же Страбона, «пеласги были племенем, постоянно кочевавшим и весьма подвижным».
     Рассмотрим этноним «пеласгои» (по всей вероятности, - теофорное название, инициированное некой не типичной для соседей-протогреков характерной особенностью веры пеласгов) в свете шум.-акк. и анатол. лексики. Представим выражение «пеласгои» в виде «пе-(э)лас-гои», где аккадское слово «пе» значит «уста» и акк. «(э)лас» («эли(с/ш)») - «вверху, верх»; а слово «г(о/у)и», если воспринять его как шумерское «гу(д)», означает «бык», как и адыгское (прахато-хурритское (анатолийское)) «гу(у)» (один из синонимов понятия «бык» (Anzor Varoka)). И тогда термин «пеласг» может быть интерпретирован как «уста высокого быка» (он (бык) вверху), т.е. речь может идти о громе и боге-громовике (к примеру, о «диком быке ярости» Адду, Хаддаде). И тогда вполне возможно, что у пеласгов главой пантеона являлся не Зевс (Сатурн), но некий ещё анатолийский бог-громовик (бог Грозы (как у хеттов); или, вероятно, Тешшуб).
     Если же этноним «пеласгои» представить как «пел-ас-гои», где шум.-акк. «(п/б)ел» - «Владыка» (заметим, что термин «Бел» - синоним верховных богов Энлиля, Мардука и даже Ашшура), и где акк. «а(с/ш)» - «огонь, а оконечную часть исходного термина «гои», сопоставив её с окончаниями таких греческих слов как «pelar-gos» (аист) и «aner-gos» (безработный), воспринимать как некое окончание, то термин «пеласг» может быть истолкован как «Владыка огня, Огненный владыка», т.е. божество, связанное с небесным огнём, - либо молниями (бог Грозы), либо Солнцем (семит. «Шемеш» означает «Имя - огонь», а шум, «Ут» на др.-тюрк. - «Огонь»). И как представляется, для эпохи почитания эллинами громовержца Зевса (божество, заимствованное у прахатто-хурритов Ханаана, - (В/Б)аал-Зебуб), и «возмужавшее» на минойском Крите у этноса, того же происхождения («Минойцы и их верования»)) более вероятен громовик (Бог Грозы), хотя пеласги и весьма почитали бога Солнца.
     Как известно, на иврите одно из значений термина «гои (goi)» - «народ» (не верующий в Господа Бога), а это слово на языке шумеров - «ùĝ» (древние евреи - потомки «народа черноголовых» («Отцы Авраама»)), а по-шумерски «соседи» - «ùĝ-da-ga». И если соотнести пеласгский термин «гои» с понятием «народ» (живущий в Аркадии в добрососедстве с эллинами (по Полибию)), то этноним раннеэлладского периода «пеласгои» может означать «Народ Владыки (небесного) огня».
     Античные источники сохранили некоторую информацию и о богах пеласгов. Так, Геродот (1. 52) пишет: «В прежние времена, как я узнал в (городе) Додоне, пеласги совершали жертвоприношения богам, вознося молитвы». Здесь, в Додоне, находился Додонский оракул, посвящённый Зевсу (или первоначально иному громовику), который, по сообщению Эфора, был учрежден пеласгами. Додонского Зевса и Гомер называет пеласгическим (Ил. 16. 233): «Зевс пеласгийский, владыка Додонский, далеко живущий владыка».
     Эллинистический историк Свида (живший раньше Страбона, автор «Фессалийских историй») сообщает, что это святилище (оракул) было перенесено из Фессалии, из области около Скотуссы в Пеласгии, и оттого Зевс назван пеласгийским. Упоминает Свида и «пеласгийскую Геру», которой «пренебрег» царь Пелий, сын Посейдона и Тиро («Аргонавтика» Аполлония Родосского (III в. до н.э.), - мифология фессалийского цикла).
     Так (Павсаний), сообщается, что Ликаон выстроил город Ликосуру на горе Ликее, где учредил святилище Ликейи, тоже посвященное богу Зевсу («Зевсу Ликейскому»). И в этом святилище, на алтаре Зевса, царь Ликаон принес в жертву младенца и окропил его кровью алтарь.
     Как известно, Зевс был рождён титанидой Реей (дочерью Урана и Геи) в гроте горы Ида на Крите. И эта пещера считается самым ранним местом культа Реи, как матери Зевса. «Что касается... фригийцев, а также троянцев, живущих в окрестностях Иды (Троада), - повествует Страбон, - то они почитают Рею, справляя ей оргии, и называют ее Матерью богов» (Рея - мать высших олимпийских богов (Гесиод «Теогония», 135). А поскольку в мифологии Ханаана («Финикий­ская история» Санхунйа­тона; Орфическая теогония) Рея - дочь Протогона, то её (древнюю Рею) можно полагать и прахатто-хурритской (т.е. анатолийской) богиней.
     По одной из аркадских легенд Теменен, сын Пеласга, воспитал Геру, а затем и приютил её в Стимфале, когда она рассорилась с Зевсом. В честь Геры Теменен основал три храма: храм Геры как_ребёнка, Геры - как зрелой дамы, и Геры одинокой (Paus. VIII 22, 2). Известно, что в храме древней Великой богини-матери Геры в Аргосе (Гера представлялась и в облике коровы), празднества в честь богини сопровождались пением девичьего хора, а в торжественных процессиях непременно участвовали канефоры (жрицы, которые несли на головах корзины с жертвоприношением и священной утварью, используемой при обряде принесения жертвы богине).
     Показательно (в части вариаций (неоднозначности) родословных в мифологии) и то, что в Фессалии Пеласг считался также сыном Посейдона и (нимфы) Ларисы. Попутно отметим, что Посейдон (по-микенски «Посейдаон») считается одним из возможных супругов (как бог-отец) критской (минойской) «Владычицы» (Великой богини, богини Неба).
     Так, Павсаний («Коринфика». 22. 2) повествует, что «напротив памятника женщинам» (по-видимому. известного современникам) находится храм Деметры, именуемой пеласгийской (в святилище этого храма пеласги сделали деревянное изображение Орфея), а неподалёку от него помещается и могила Пеласга, сына Триопа. И отмечается, что наименование «Пеласгиса (Πελασγις)» («Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology». Edited by William Smith) использовалось как второе имя Деметры Пеласгийской, для которой под этим именем («Пеласг-иса» (имя «Пеласг» в женском роде)) в Аргосе и был царём Пеласгом возведён храм (где богоравный Пеласг вполне мог отправлять функции верховного жреца и земного супруга Всеобщей матери Деметры).
     Почитался пеласгами Аттики и Арголиды и (изначально малоазийский) бог Аполлон Агией («Agieos» - «чистый, святой»; раннегреческая форма эпитета - «непорочный»), как охранитель дорог и покровитель путников. Одно из святилищ Аполлона Ларисейского находилось в Эфесской области (на равнине Каистра) в селение Лариса.
     Пелас­гам был хорошо известен ещё догреческий Гермес, который носил такие эпитеты, как «Ктарос» -  «прибыльный» и «Агорей» - «рыночный». Согласно Геродоту (2.51), у пеласгов имелось сказание о фаллическом Гермесе, участвующем в Самофракийских мистериях (оргиях плодородия).
     Так, в «Энеиде» (8. 600) повествуется«Есть близ Церейской реки прохладная роща густая. Издавна чтима она как святыня; ее окружают склоны крутые холмов, темнохвойной елью поросших. Рощу и празднества в ней, как гласит преданье, латинскому Сильвану, Богу пашен и стад, в старину посвятили пеласги, Первыми в давние дни владевшие краем Латинским» (культ бога Сильвана (Verg. Aen. VIII, 597-602) отправлялся в городах Цере и в приморском посёлке Пирга (порт города Цере)). Как выяснилось, наименование «Пирга» было широко распространено и в Анатолии. В частности, Л.А. Гиндин соотносит названия поселений «Пирга» и «Цере» с пеласгийской топонимикой; а Страбон сообщает, что Цере «прежде называлась Агиллой и, как говорят, была основа­на пеласгами, прибывшими из Фессалии».
     Так, согласно Павсанию, жрица кабиров в Беотии носила имя Пеларга (кабиры - древние боги, имевшие силу не только избавлять от бед и опасностей, но и карать за проступки). И Геродот полагал, что культ Кабиров греки заимствовали у пеласгов. Ссылаясь на жриц из Додоны «Отец истории» сообщает, что греки заимствовали от пеласгов имена многих богов и некоторые древние культы.
     И как констатирует проф. Ю.В. Откупщиков: «Основным признаком похоронного обряда догреческого населения ранне- и среднеэлладского периода было, безусловно, скорчен­ное положение погребенного». Известно («Земля Ханаанейская»), что труположение в позе эмбриона (скрюченное) было присуще натуфийцам, в частности, культуры «натуф» (при смешанных (коллективных и одинарных) погребениях).

      Карта региона
     
 []

      1.2. Ареал обитания пеласгов.
      «Почти все согласны относительно пеласгов, что они были древним племенем, распространенным по всей Элладе, и особенно возле эолийцев (изначально праариев) в Фессалии... И эта часть Фессалии называется пеласгийским Аргосом, простирающимся от побережья между устьем Пении и Фермопилы вплоть до Пиндусских гряд, где пеласги были хозяевами всей территории» (Страбон (5. 221)). Наиболее полно о расселении племён пеласгов сообщает Геродот (II, 51). Так, историк рассказывает, что пеласги в архаичные времена населяли не только Элладу с прилегающими островами и многие части Италии, но и сопредельные территории.
     Местности, на которых, как считается (согласно различным источникам) обитали пеласги, это: Аркадия, Беотия, Фессалия, Аттика, Арголида, Беотия, Эпир, Иония, Италия, острова Самофракия, Лемнос, Имброс, Лесбос, Крит, Кикладские острова, Пропонтида (Мармара). «Советский энциклопедический словарь» говорит о том же: «Пеласги (рelasgoi), согласно античным преданиям, догреческое население Древней Греции, обитавшее на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, в Эпире, Фессалии, на западном побережье Малой Азии».
     Итак, Фессалия, где с древнейших времён обретались пеласги, располагалась на северо-востоке Греции (побережье Эгейского моря) и содержала наиболее крупные и плодородные долины, расположенные вдоль реки Пиньос и её притоков (см. карту). Издревле была заселена пеласгами и Аркадиия - центральная область Пелопоннеса. Население Аттики (юго-восточная область Центральной Греции, «мост» между Балканским полуостровом и Архипелагом) тоже первоначально принадлежало к пеласгам (Геродот). Жители же Аттики получили наименование афинян при царе Эрехфее. Так, пребывание пеласгов в Афинах отмечают многие античные авторы, начиная с Гекатея (в частности, акрополь Афин «Отец истории» называет Пеларгической крепостью (пеласги возвели и большую часть стены вокруг этого акрополя)). Отмечается и то (Геродот), что пеласги с острова Лемнос (изгнавшие местных минийцев в Лаконию) нападали на Афины (и похитили афинских женщин во время празднества Артемиды в Бравроне), а племена пеласгов, прибывших с острова Самофракия, были изгнали из Аттики (Гекатей, сын Гегесандра). По Геродоту, в его время пеласги населяли также и Крестон, Плакию и Скиллак на северном побережье Эгейского моря. Фукидид (ок. 460-400 гг. до н.э.) подтверждает, что на полуострове Халкидика (где поселения появились в нач.- сер. III тыс. до н.э.), обитали пеласги, которые некогда жили на Лемносе (в нач. III тыс. до н.э. на Лемносе было основано протогородское поселение Полиохни).
     Так, Гомер («Одиссея») говорит о племени пеласгов как об одном из пяти народов, населяющих остров Крит. Диодор Сицилийский же считал пеласгов первыми обитателями Крита, куда они переправи­лись после Девкалионова потопа, вместе с протогреками-эолийцами, под предводительством Тектама/Тевтама). Пеласги на Крите жили и в городе Кносе («Одиссея», XIX). Считается, что и жители Кикладских островов также принадлежали к пеласгическому племени, а впоследствии, согласно греческому преданию (Геродот), они были названы ионянами (т.е. растворились в среде протогреков). Племя долионов в области Кизика, согласно Эфору Кимскому (405-330 гг. до н.э.) происходило от фессалийских пеласго. На Пропонтиде же известны и пеласгийские города Скуляче и Плаче (Страбон). Отметим также и то, что согласно Фукидиду (4. 109),«Пеласгийская раса… была самой распространенной на Колхидском полуострове и в прилегающих к нему островах».
     Первым из античных авторов, писавшем о переселении пеласгов в Италию, был Гелланик Лесбосский (V век до н. э.), который смешивал (отождествлял) их с тирренами. Так, в «Форониде» Гелланик говорит о том, что в правление потомка царя Пеласга и Меннипы, дочери речного бога Пенея (в Фессалии) Нанаса, пеласги были изгнаны эллинами, уплыли в Италию и, оставив корабли на побережье у реки Спинет (северо-восточная Италия), захватили город Кротону и, двигаясь оттуда в глубь страны, положили начало области, называемой Тиррения (Этрурия). И как отмечается (Страбон), «современная Керея прежде называлась Агиллой и… была основана пеласгами, прибывшими из Фессалии». Так, Дионисий Галикарнасский (1.11) сообщает что «Ойнотрий, сын Лукона, основал колонию пеласгов в Италии за 17 поколений до Троянской Войны», прибыв из Фессалии. И показательно (Сергей Дарда «Пояс мира. Летописные параллели в истории Евразии». 2000), что южная Италия ранее называлась «Ойнотрия». Считается (Плиний, Дионисий, Луций Меммий, Плутарх), что пеласги, выселившиеся из Додоны в Италию, предварительно получили оракул (от Зевса), в котором, в частности, говорилось «Шествуйте... в Сатурнову землю», и предлагалось ассимилироваться с местным населением. И совместно был основаны такие города, как Каира, Агилла, Пиза, Сатурниум. Дионисий повествует, что Фалериум и Фещения сохранили в его время некоторые следы прежнего пеласгийского населения (особенно в части вооружения - арголидские копья и щиты (С. Дарда. 2000)). Так, у Страбона и Овидия (Dionys. Hal. I. 30-38; Strabo V, pag. 230; Ovid. Fast. I. v. 475) говорится, что герой Эвандр, сын бога Меркурия, за 60 лет до Троянской войны (т.е. до прибытия этрусков в Италию) привел «пеласгийскую колонию» из аркадского города Паллантион в Италию, где на берегу реки Тибра (у Палатинской горы) построил город Паланциум. В древнеримских легендах говорится, что и Рим когда-то был пеласгийским городом, а Геркуланиум и Помпеи также были основаны пеласгами. Плиний Старший (I в. н.э.) же писал, что и письменность была завезена в Лациум пеласгами (считается, что и название Лациум (Latium) дано пеласгами, которые изгнали сикелов из этой области). Так, Дионисий Галикарнасский и (святой) Исидор Севильский (560-638 гг. н.э.) полагали, что латинское (теофорное) наименование этрусков «tusci», соответствовало греч. «thuosikoi», - производному от глагола «thuein» («принесение жертвы (приносящие жертву)» (возможно богу-громовержцу Тину (итал. «Tinia»)).
     Вместе с тем, однако, Геродот был уверен, что этруски прибыли на Апеннины из Малой Азии. Страбон также разделял это убеждение (как «почти все греческие и римские историки, принявшие его (Геродота) точку зрения» (Реймон Блок. 2004)). Римлянин Сенека же «приводит этрусков в качестве примера имми­грации (из Малой Азии) целого народа»: «Азия считает, что она породила этрусков»).
     Об этнической близости племён этрусков и пеласгов повествовал, в частности, историк и географ Гекатей Милетский (550-490 гг. до н.э.). Согласно римлянину Плинию Старшему («Естественная история») пеласги были предшественниками прибывших из Ли­дии тирренов. Так (А.И. Немиров­ский «Мифы и легенды народов мира. Ранняя Италия и Рим»), «современные Геродоту пеласги жили севернее тирренов, в Крестоне», а согласно Дионисию, тирсены какое-то время обитали на Сардинии, в то время как пеласги тогда находились на материке.
     О Трое (Малая Азия). Так, Генрих Шлиман в своей книге «Илион. Город и страна троянцев» (Т.1) пишет о пеласгах: «упомяну здесь о владении азиатских пеласгов, над которыми командовали Гиппофоой (...предводил племена копьеборных пеласгов, тех, что в Ларисе бугристой, по тучным полям обитали...) и Пилей... оба - сыны пеласгийского Лефа, Тевтомидова сына... они занимали область эолийского берега от реки Каик вплоть до ионийской границы. Их главным городом была (построенная ими) Лариса, которую Страбон помещает в окрестностях Кимы... он говорит: «Что же касается пеласгов, то есть основания, исходя из слов Гомера и из истории вообще, поместить их поблизости от киликийцев» (Киликия (др.-греч. Κιλικία, лат. Cilicia) - область на юго-востоке побережья Малой Азии).
     В частности, ещё историк Георгий Классен (Россия, XIX веке) указывал на (известные) факты, говорящие о том, что население Трои звалось сначала пеласгами (так, город Антандр на юго-западе Троады Геродот называет «пеласгический»), а затем фракийцами, теврками и дарданами. Того же мнения придерживался и Вергилий («Энеида»): так, Дидона, встретив троянца Энея, приплывшего в Карфаген, говорит ему: «Ведомо имя твое и царей имена пеласгийских».
     Согласно Страбону, историк Менекрат из Элеи утверждал, что некогда всё ионийское побережье (Иония - область на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря, а ионийцы - изначально праарии), а также и близлежащие острова населяли пеласги. При этом Страбон отмечал, что кавконы в Вифинии нередко назывались пеласгами (разные кровнородственные пеласгические племена).
     Бытует мнение, что и древнейшее население Албании - племена пеласгов (албанцы, согласно «ЭСБЕ» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, - прямые потомки пеласгов). Отмечается также (Всемирная история. Том1. Древний мир), что наследственное владение царя Пирра Эпирского (III в. до н.э.) состояло из небольшого Эпирского царства, в котором блюлись традиционные «пеласгические» порядки (Эпир расположен на западе от Фессалии, между горной грядой Пинд и Ионическим морем).

     2. Сведения из археологии.
     2.1. Палеолит.
     Согласно гипотезе выдающегося историка античности начала XIX века Бартольда Г. Нейбура («Римская история»), пеласги населял не только Грецию и Италию, но «когда-то очень давно, пеласги, возможно, - (тогда) самый многочисленный народ, населяли все страны, начиная с Арнуса и Падуса и заканчивая Босфором».
     Обратимся к археологии. «Наука лопаты» по возможности объективно поведает о расселениях различных этносов в упомянутых выше регионах во времена среднего палеолита и много позднее, что, быть может, позволит соотнести (связать) многочисленные племена пеласгов с кем-либо из хорошо известных народов Древнего Мира.

     Балканы.
     Итак, возраст памятника Бачокирьен (пещера Бачо Киро, Болгария) в настоящее время удревнен до ок. 50 тыс. лет до н.э.. При этом утверждается (Т. Цанова, Ж.-Г. Борда. 2003), что «в слое XI Бачо Киро доминирует технология «леваллуа», а одним из основных типов орудий местного технокомплекса являются «мустьерские остроконечники» (в целом же (поскольку обнаружены также призматические и торцевые заготовки для пластинок, а также и фасетированные площадки сколов) можно полагать, что технокомлекс Бачо Киро - симбиотический (кроманьонцы и несколько позднее - ориньякоидные натуфтйцы/борребю (классификация кроманьоидов по К.С. Куну «Расы Европы», 1939)).
     В пещере «Темна та Дупка (TD)» (слои VI-IV сектора TD-II; дат. 43±7 тыс. лет до н.э.), выявлен технокомплекс, который охарактеризован как «переходный» от «мустье-леваллуа к верхнему палеолиту с леваллуазской технологией» (по-видимому, здесь к протокроманьонцам («premodern») присоединились и кроманьонцы «продвинутые» (мигрировавшие из Африки в Европу в период ок. 55-50 тыс. лет до н.э.)). Предполагается, что индустрия слоя VI сектора TD-II генетически связана с технокомплексом «бачокирьен» (который на 2-3 тыс. лет старше эмирана). С последним соотносится и ряд верхнепалеолитических комплексов Балкан, датируемых 32-29 тыс. лет до н.э. (кроманьонцы).
      Отмечается, что «Среднепалеолитические индустрии были распространены на севере Балкан (и) до появления ориньяка [т.е. в том регионе «продвинутые» кроманьонцы объявились ранее натуфийцев], (и очевидно, что) многие из них (ориньякоидных памятников) имеют более поздний возраст, чем бачокирьен» (М.В. Аникович и др. 2007).
     Поселение Чрвена Стена (Черногория). Здесь выделено 30 культурных слоев, содержащих артефакты со времён нижнего палеолита («предмустье») и до бронзового века. Так, слой XXIV данной стоянки соотнесён (по характеру технокомплекса) с «мустье шарантоидного облика с техникой леваллуа» (по Я. Козловскому. 1992), а в слое XXII, датированном примерно в ок. 42-38 тыс. лет до н.э. обнаружены изделия индустрии «микромустье» (фация мустье с небольшими изделиями (продвинутые кроманьонцы)).
     Стоянка (грот) Муйна Печена (Хорватия) датирована в ок. 42 тыс. лет до н.э.. Здесь в слоях D2 и D1 обнаружены леваллуазские сколы-заготовки, а в слоях B и D2 два небольших леваллуазских нуклеуса. Отмечается, что в орудийном наборе (технокомплексе) Муйна Печены преобладают зубчатовыемчатые орудия, сколы с нерегулярной ретушью и различные скребла (считается, что эта стоянка - селетоидного круга (кроманьонцы).
     Стоянка Аспрохалико (Эпир, побережье Ионического моря), открытая в 1964 году (найдено не менее 35 тыс. кремневых орудий (Е.S. Higgs «А middle paleolithic industry...». 1966)), датирована интервалом 43,4-35,5 тыс. лет до н.э. (считается (А.П. Деревянко, К.К. Павленок и др. 2014), что верхний мустьерский слой №14 - не моложе 37 тыс. лет до н.э.). Здесь при изготовлении «псевдолеваллуазских» острий (длиной 25-35 мм) в качестве заготовок использовались радиальные и дисковидные нуклеусы, часть из которых оформлялась с помощью интенсивного ретуширования в разнообразные типы скребел; обнаружены и крупные «скребла на первичных сколах» (симбиотический технокомплекс).

     Греция.
     Поселение Коккинопилос, Греция (расположено в 2-х км от стоянки Аспрохалико). Здесь, в верхнепалеолитическом горизонте (залегающем на глубине ок. 4 м), найдены, в частности, отщепы, пластины, скребла, оформленные ступенчатой ретушью (симбиотический технокомплекс (кроманьонцы и ориньякоидные натуфтйцы/борребю ). На глубине же ок. 10 м обнаружена каменная индустрия (А.П. Деревянко, К.К. Павленок и др. «Микромустье балканского полуострова». 2014), подобная балканскому мустье-леваллуа (дат. в ок. 47 тыс. лет до н.э.): черепаховидные ядрища, дисковидные и призматические формы нуклеусы; в орудийном наборе (изделия преимущественно небольшие) преобладали одинарные продольные скребла, чаще с выпуклым лезвием; значительную долю инструментария составляли резцы и бифасиально оформленные листовидные острия.
     Так, в пещере Лаконис-1 (юг Пелопоннеса) слой (Ia) с симбиотическим технокомплексом, лежал непосредственно на среднепалеолитическом (Ib) слое (здесь технокомплекс кроманьонцев). Здесь (пещера Лаконис-1) оба слоя датированы (С-14) в интервале 42-36 тыс. лет до н.э.. И в слое с индустрией, переходной от среднего к верхнему палеолиту (46-40 тыс. лет до н.э.) найден зуб (левый нижний третий тавродонтный моляр) со специфическими неандертальскими признаками.
     В пещере же Клизура-1 (запад Пелопоннеса), в слое V, дат. 33-29 тыс. лет до н.э., выявлен симбиотический гетерогенный технокомлекс (кроманьонцы и ориньякоидные натуфтйцы/борребю).
     В селении Аргисса Магуло (Фессалия, Греция) найдены отщепы, по форме относящиеся к индустрии мустье-леваллуа (технокомплекс кромаьонцев). Подобные же находки («прекрасные остроконечники и скребла») были сделаны и в гроте Сейди в Беотии, а также и в четырнадцати пунктах вдоль Пенея, вверх и вниз от Аргисса Магуло (А.Н. Пулянс «Новые находки палеолита в Греции». «Советская археология», 1963, № 2)
     Индустрии же среднепалеолитических памятников Западной Элиды (западное побережье полуострова Пелопоннес  определены (в целом) как леваллуазские (технокомплекс кромаьонцев); при этом в более древних из них встречается много скребел, в т.ч. и угловатых, а более в поздних преобладают простые формы на удлиненных заготовках (А. Papaconstantinou. 1988).
     Верхний палеолит в Греции, как принято полагать, представлен граветтоидными и эпиграветтоидными памятниками (технокомплексы натуфийцев/борребю и, возможно, альпинидов (примерно с этого периода и до поры после начала голоценовой трансгрессии, кроманьонцы более археологически не обнаруживаются)).

     Италия.
     Так, культура «улуццо» (дат. ок. 40-32 тыс. лет до н.э.) была распространена на юге и в цен­тре Апеннинского полуострова, а также в пе­ще­рах Северной Ита­лии и на крайнем юге Балкан (Клизура). Технокомлекс культуры «улуццо» содержал: сег­мен­то­вид­ные но­жи с ду­гооб­раз­но ре­ту­ши­ро­ван­ным об­уш­ком, скрёб­ла, скреб­ки, рез­цы, до­ло­то­вид­ные пред­ме­ты. И при этом антропологи К.С. Кун и А. Биетти полагали, что технокомплексы культуры «улуццо» не являются ориньякоидными (т.к. культура «улуццо» была выявлена и в Гротта дель Кавалло (полуостров Апулия, Италия), где обнаружено два зуба кроманьонца, дат. (уточнено в 2011 году) ок. 43-41 тыс. лет до н.э.. Технокомплекс же пещеры Пальиччи (полуостров Апулия), дат. периодом 32-22 тыс. лет до н.э., был соотнесён с ориньяком и граветтом.
     В Гротта-ди-Фумане, провинция Верона (дат. 39,1-36,5 тыс. лет до н.э.), обнаружен зуб, относящийся к макрогруппе R-типа мт-ДНК (как и у «мальтийских» кроманьонцев). В гроте Гримальди (Италия), в ориньякоидном слое, были найдены скелеты юноши и пожилой женщины с негроидными чертами (гримальдийцев/натуфийцев, - черты, которые сближают их с современными неграми и меланезийцами).. Здесь, около туловища юноши, лежали кремнёвые пластины. В слое же, расположенном непосредственно над ними (более поздний слой), найдены останки кроманьонца, которые дат. периодом 24-20 тыс. лет до н.э. (и там, и там были положены одинаковые «украше­ния» (как часть «молитвенного» погребального инвентаря) - связки (символика круга) из одних и тех же морских раковин (эмблем всепорождающего лона Всеобщей матери). Следовательно, в этот период в окрестностях пещеры Гримальди мирно сосуществовали популяции и кроманьонцев, и натуфийцев.
     В Барма Гранде, одном из гротов Ментоны (Италия), было открыто коллективное погребение - мужчины, молодой женщины и подростка, датированное примерно 18 тыс. лет до н.э.. Вместе с тем, в другом, практически, синхронном (одиночном) захоронении пещеры Бар­ма-Гран­де найдены останки круп­но­го муж­чи­ны ростом 193 см (кроманьонец).
     И важно отметить («Всемирная история. Т.1. 1956), что погребённые из ментонских пещер (на границе Италии и Франции), - ориньякоидные жители Южной Европы, «поразительно похожи на... натуфийцев эпохи раннего натуфа (Ханаан)». Об их единых культурных корнях говорит, к примеру, и сходство («весьма напоминают») образцов творче­ства ран­него натуфа Ханаана и периодов «ориньяк» и «мадлен», обнаружен­ных во Франции (мадлен, Angles-sur-1'Anglin) и в Анатолии (мезо­лит).
     Таким образом, все кроманьоидные этносы, мигрировавшие из Африки, обитали и на Балканах, и в Греции, и в Италии. И поскольку все эти этносы (кроманьонцы, ориньякоидные натуфийцы и борребю, а позднее и альпиниды) мигрировали по своему усмотрению (согласно своим интересам), то, как показано в работе «О кроманьонцах как предтеые ариев» (Инет), в частности, время пребывания кроманьонцев (отдельно или совместно с иными кроманьоидами) археологически выявляется в периоды: на Балканах - 47-29 тыс. лет до н.э., в Греции - 50/44-29 тыс. лет до н.э. и в Италия - 43/41-20/18 тыс. лет до н.э..
     При рассмотрении возможных путей миграции племён кроманьоидов в Евразии, должно принять во внимание и следующее. Как известно, ещё и в начале мезолита не было Гибралтарского пролива, а примерно в VIII-VI тыс. до н.э. (в первый голоценовый температурный максимум), когда воды Атлантического океана прорвались через Гибралтарский перешеек, уровень Средиземного моря поднялся почти на 130 м. Ранне же Средиземное море - большое озеро (группа озёр), остаток мезозойского океа­на Тетис (выявлено (А. Монин, Ю. Шишков.1979), что Средиземное море на протяжении примерно миллиона лет претерпело многократные осушения и заполнения). И очевидно, что до времён VIII-VI тыс. до н.э. (перед голоценовой трансгрессией вод океанов) большинство из морей, входящих в состав Средиземного моря (Адриатическое, Ионическое, Эгейское, Левантийское, Кипрское, Балеарское, Тирренское, Лигурийское, Критское, Ливийское и море Альборан, а также Мраморное море), тогда ещё не образовались, а земли (поверхность) большей часть дна Средиземного моря, были, по всей вероятности, преимущественно равнинными и обитаемыми.
     Уровень Чёрного моря (соединяется проливом Босфор с Мраморным морем, а через пролив Дарданеллы - с Эгейским морем), ранее глубокого пресноводного озера, поднялся почти на 140 метров примерно в сер. VI тыс. до н.э., вследствие (по одной из гипотез) прорыва Босфорского перешейка при сильном землетрясении (похожую версию высказывал и Плиний Старший).
     Так (портал «Archaeology in Bulgaria»), на юго-востоке Болгарии (неподалеку от устья реки Ропотамо), на дне Чёрного моря, в 70-х годах ХХ века, обнаружено городище, обитаемое в эпоху халколита (найдены артефакты), и возведенное, как установлено (археолог Калин Димитров. 2020), ещё на суше.
     Таким образом, примерно до периода VIII-VI тыс. до н.э. Малая Азия (Анатолия), Балканы, Греция, Италия и острова (до эпохи голоцена - возвышенности, горы) являли собой сплошной и, видимо, довольно обжитой обширный участок суши, без каких-либо серьёзных водных преград для миграций анатолийских «фермеров» (со всем их скарбом). И, по всей вероятности, эти «фермеры», активно заселявшие Европу в эпоху «неолитической революции» и позднее, являли собой этнос того же происхождения, что и творцы таких культур как «граветт» и «мадлен», и были потомки ориньякоидных натуфийцев, борребю и альпинидов, а также и носителей культур Чатал-Хююка и Хаджилара (поскольку кроманьонцы в этот период в Европе и Малой Азии археологически не обнаруживаются). Внесли анатолийские «фермеры», как хорошо известно, весьма значимый вклад и в создание таких земледельческих культур, как подунавская (северо-балканская) винча (дат. сер. VI - V тыс. до н.э.); трипольская культура (сер. V тыс. до н.э. - 2650-е гг. до н.э.), распространенная на территориях Молдавии и Украины; а также аналогичная последней культура кукутень (ок. 4600-3500 до н.э.), известная в Западной Молдавии и Румынии (эти обе культуры составляют археологическую общность «культура Триполье-Кукутень»); и ярко матриархальная минойская культура Крита (2700-1400 гг. до н.э.); а также и филийская культура Кипра периода 2500-2000 гг. до н.э.. Так, известно (Christoph Bachhuber «The Anatolian Context of Philia Material Culture in Cyprus». 2014), что на Кипр ок. 2400 г. до н.э. прибыли очередные мигранты из Анатолии (хронологически это вполне могли быть хатто-хурриты, вытесненные хеттами-неситами, оккупировавшими земли Анатолии); и в этот период на Кипре, в частности, часто встречаются кувшины с высоким носиком и ручкой, а «некоторые формы (такой) керамики имеют параллели в анатолийской культуре» (возможно, хатто-хурритов как куро-аракцев)).

     2.2. Мезолит и позднее.
      Карта Греции.
     
 []

     Греция.
     Так, в пещере Теопетра в Фессалии (Метеоры, ном Трикала) найдена искусственная стена (для защиты от ветра), датированная примерно 21 тыс. лет до н.э. (не кроманьонцы).
     Пещера же Франхти/Франтчи (Восточный Пелопоннес (Jacobsen, 1981)) была практически непрерывно обитаема примерно с 18 тыс. лет до н.э. и покинута ок. 3000 г. до н.э.. В этой пещере жили и собиратели (миндаль, фисташки, бобовые), и земледельцы. Так, в четвертом куль­турном слое этого местоположения (VII тыс. до н.э.) были обнаружены ячмень и овёс (произрастающие в Малой Азии), а пшеницу и скот тут начали разводить в конце VII тыс. до н.э.. Найдено также и большое количество микролитических орудий (что говорит об этих поселенцах, как о «фермерах» (натуфийцы и/или борребю, и/или альпиниды/ динариды).
     Приход анатолийских «фермеров» в Грецию в этот период (возникновение земледелия и скотоводства)
     подтверждается наход­ками не только в пещере Франтчи, но и в поселениях Аргисса, Сескло, Ахиллейон, Гендика, Суфли-Магула в Фессалии (Tbeocharis, 1981, р. 37), в поселении Кносс на Крите (Evans, 1964, р. 136), и в Франтчи в Арголиде (Jacobsen, 1981), а также, вероятно, в Маруле на Китносе - одном из островов архипелага Киклады (Honea, 1975). И, как установлено, наиболее ранние слои этих поселений соответствуют культурному уровню докерамического неолита Ближнего Востока (докерамический неолит «В» Иерихона датирован интервалом 7500-6000 лет. до н.э.). И весьма существенно, что каменные орудия данного периода (технокомплексы) вышеозначенных местоположений продолжают традиции эпохи мезолита и связаны с изготовлением микролитов (пластины, шлифованные орудия (песты, зу­била, молотки, топоры, головки для булав, грузила, а также и ступы, мельничные жернова, различные крышки (технокомплексы земледельцев)).
     Принято полагать, что современные греки, как и прочие народы Европы (к примеру, албанцы и македонцы), имеющие, практически, идентичны по основному составу гаплотипы (разнятся лишь относительные частотности одинаковых гаплогрупп), сформировались как этнос в процессе метисизации ариев (в Греции первоначально - фригийско-фракийские племена) и автохтонного земледельческого населения - потомков «фермеров»; и судя по свидетельству античных авторов, эти местные жители - многочисленные племена вездесущих пеласгов.
     Итак, приведём гаплотип современных греков: [I, G, E1b1b/E1b1b1, J1, J2, R1a, R1b, T].
     Здесь, в этом гаплотипе, гаплогруппы R1a (11,5%) и R1b (15,5%) - кроманьонские/праарийские; гаплогруппа J1 - «средиземноморская»; а прочие гаплогруппы - «фермерские»: так, J2, E1b1b (E1b1b1) и T - натуфийские (заметим, что наибольшие частотности (в %) у гаплогрупп J2 (23%) и E1b1b1 (21%), т.е. вклад натуфийцев, по отцовской линии, в формирование популяции греков - почти 50%); гаплогруппы же I(I1, I2) и G - принадлежат альпинидам, динаридам (и/или арменоидам), - потомкам брахицефалов-борребю (см. «Об этносах и верованиях Доисторического Китая»; «О брахицефалии в Евразии»).
     И важно отметить (Zuzana Hofmanová, Susanne Kreutzer, Garrett Hellenthal et al. «Early farmers from across Europe directly descended from Neolithic Aegeans»), что у земледельцев Эгеиды периода 7,6-4,2 тыс. лет до н.э., найдены Y-ДНК гаплогруппы G (G2а2b, G2а2а1b); а у фермера Kleitos-10, жившего 4230-3995 лет до н.э., - гаплогруппа G2a2a1a2.
     В части же Y-ДНК гаплогруппы T заметим, что её распространение обычно связывается с миграциями земледельцев в Европе поры «неолитической революции». Более того, считается (сайт «Генографический проект»), что носители гаплог­руппы T могли быть первыми распространителями агрокультуры, т.е. входили в состав ранненеолитических племён анатолийских «фермеров». Так, субклада T1a была обнаружена у жителя (5,2-5,0 тыс. лет до н.э.) Карлсдорфа (Саксония-Анхальт); а субклада T1a1a - у образца (неолит) из Малык-Преславеца (Болгария). И показательно, что субклада T2 найдена во всех крупных неолитических раннеземледельческих культурах Европы (таких как Старчево, Винча, Кукутень-Триполье).
     Приведём обобщённый мт-ДНК гаплотип «фермеров» («Об этносах и верованиях Доисторического Китая») [V, HV, Н, N (N1a), T (Т1, T2), J, I, K, X, U (U2, U5), W, L (L1b1), F], и сопоставим его с мт-ДНК гаплотипом современных греков [H, V, J, T, U, U5, K, I, W, X2].
     Как легко видеть, все гаплогруппы мт-ДНК греков содержатся в гаплотипе «фермеров». Таким образом, и по материнской линии греки - прямые потомки анатолийских «фермеров» (кровнородственны им).
     Показательно и то, что у двух обитателей пещеры Теопетра, живших ок. 7,5-7 тыс. лет до н.э. выявлена субклада K1c (заметим, что и у двух образцов из Чатал-Хююка определены галогруппы K1b1c и K2a1); также и у фермера Kleitos-10 (ном Козани), дат. 4230-3995 лет до н.э., найдена мт-ДНК гаплогруппа K1a2; а у обитателя Греции (Revenia), жившего 6,4-6,3 тыс. лет до н.э., обнаружена субклада X2b.
     Так, в работе «Tracing the genetic origin of Europe's first farmers reveals insights into their social organization» (Anna Szécsényi-Nagy, Guido Brandt, Wolfgang Haak et al.) проведено исследование раннеземледельческих культур сельскохозяйственных сообществ Западно-Карпатского региона V-IV тыс. до н.э., и определена следующая совокупность мт-ДНК гаплогрупп: V, HV, H, N1a, T1, T2, J, K, X, W, U2, U3, U4 и U5a; которая уже свидетельствует о метисизации местных «фермеров» и мигрантов-праариев (гаплогруппы U3 и U4, и, возможно, U5a).
     В настоящее время бытует мнение о том, что в эпоху раннего и среднего неолита на территории Греции сложились, в основном, три комплекса археологических культур («South East Europe history»). Два из них пришли в Грецию из западной Анатолии, и один из которых - Старчево-Кришский комплекс (культуры Старчево-Криш, Винча, влияние на  бутмирскую культуру), - «вероятно, предки пеласгов». Другой же - Карановский комплекс (прото-Сескло, Сескло, Караново, Неа-Никомедия, значимое влияние на культуру Гумельница; возможно, также и критский неолит). Вместе с тем считается, что культура прото-Сескло была занесена из западного Средиземноморья и связана с культурой кардиальной керамики.
     И (далее) на позднем этапе неолита из западной Анатолии заносится новый (третий) комплекс культур (Анзабегово-Вршник, Дудешть, Боян (культура), Хаманджия, Гумельница и др.). Предполагается, что с этой группой культур и связано возникновение минойской цивилизации.
     Около 2500 г. до в Фессалии возникает т.н. культура «димини», родствен­ная подунавским культурам, и, в частности, трипольской («Всемирная история». т.1, 1956).. И эта культура («димини»), сосуществовавшая с раннеэлладской, постепенно распространилась «на юг вплоть до Крита».
     Очевидно (и это подмечено Геродотом), что раннеэлладские (догреческие) племена говорили, на языке, не принадлежавшем к числу индоевропейских. И как установлено, в древнегреческий язык вошло (как наследие автохтонного населения, и в частности, пеласгов) большое количество терминов с основами, оканчивающимися на «-нт (-нф) и -се», отсутствующими в других индоевро­пейских языках. Так, весьма любопытно пеласгическое «teu–>thesо», что означает «быть сильным, сильный», в то время, как греческое «theos» («тео») значит «бог». К заимствованным словам, наряду с такими географическими названиями, как Коринф (первые поселения (пеласги) на месте Коринфа появились еще ок. 6000 лет до н.э.), Тиринф, Олинф, относятся также и наименования многих растений: гиацинт, нарцисс, кипарис и ряд др..
     Так, в работе Peterа Schrijver («Talking Neolithic: the case for Hatto-Minoan and its relationship to Sumerian». 1915) «утверждается», что на Крите «минойский язык II тыс. до н.э… сохранился как потомок языка, который был завезен» на Крит в VII тыс. до н.э. анатолийскими «фермерами». Приводится и ряд данных, связывающих минойский язык с хаттским языком II тыс. до н.э..
     Констатируется («Всемирная история». 1956), что догреческие (неарийские) племена, населявшие в III тыс. до н.э. материковую Грецию, были род­ственны древнейшему населению Малой Азии, поскольку и там (в Анатолии) встречаются сходные географические названия. Образцы же характерной для этого периода керамики Греции были обнаружены и в древнейших слоях Трои, а также на Крите. И отмечается, что племена пеласгов, карийцев или лелегов (как племена «фермеров») заселили Эгеиду ещё в неолите.
     Считается также, что расположенные в центральной части Эгейского моря острова архипелага Киклады были заселены по меньшей мере с конца V тыс. до н.э., на что указывают на­ходки в Салиагосе. С начала II тыс. до н.э. наблюдается постепен­ное проникновение на Киклады минойской цивилизации, и к середине XVI в. до н.э. «кикладские портовые города при­обрели отчетливый минойский облик». Одним из наиболее важных торговых центров того периода был город Акротири на острове Фера, заложенный финикийцами из города Тир (и этот город (Акротири) был разрушен и погребен под мощны­ми пластами вулканических выбросов при извержении вулкана на Фере (Санторин) ок.1625 г. до н.э.). И напрашивается вопрос: могли ли жители Акротири (рассеявшиеся после извержения вукака) называться «тирр-ены, тир(у)с-ены, э-т(и)рус-ки» (где «э» как артикль)?
     Принято полагать, что на Крите неолитическая культура распространилась в кон. VII тыс. до н.э. (в 6100 г. до н.э. (С-14)). При этом предполагается, что неолит Крита связан с носителями (этносом) той же группы культур (вероятно, в русле «неолитической революции»), которые мигрировали в VII тыс. до н.э. (через ещё существовавший в то время Босфорский перешеек) на Балканы и Подунавье из Западной Анатолии (возможна, связь с культурами Чатал Хююка и Хаджилара). Так, в частности, Артур Д. Эванс (1950 г.) полагал, что «Неоли­тический Крит можно рассматривать как изолированное ответвление обширной Анатолийской области». Весьма существенно и то, что ещё болгарский акад. В. Георгиев (1971, 1974 гг.) предполагал, что в южной Греции и на Крите в период 6000-2600 лет до н.э. жили пеласги (и, быть может, тевкры).
     Как установлено, критские черепа и костные останки, найденные в различных местах острова Крит, принадлежали к единому типу: это низкорослый (от 156 до 162 см) средиземно­морский вариант с черепным указателем примерно 72. Отмечается, что данные черепа весьма схожи с долихоцефальными черепами из натуфийских погребений Древнего Ханаана. Позднее же большинство раннеми­нойских черепов отображает смешение вышеозначенного антропологического типа с брахицефалами арменоидами (хронологически) и/или с динаридами. В позднеминойский период число брахицефалов (вероятно, хатто-хурритов как куро-аракцев) возросло, однако в эту пору они не представляли большинство населе­ния острова Крит (считается, что там брахицефалов было не более 17%, в то время, как, например, на Кипре они составляли ок. 70%).
     Показательно и то, что среди орудий, использовавшихся критянами неолита, главное место занимали ножевидные пластинки, а также шлифованные каменные топоры (технокомплекс натуфийцев как землдедельцев). В части керамики Крита Дж. Пендбери («Археология Крита». 1940) констатирует, что «на­блюдается поразительное сходство с ранней анатолийской керамикой». Гарольд Чайлд («У истоков европейской ци­ви­лизации». 1952) же уточняет: «Наиболее заметные (характерные) формы минойских сосудов... находят параллели не в Африке, а в Анатолии... (А) Техника росписи глянцевитой краской, - отличительная черта минойской керамики, - применялась до этого гончарами Телль-Халафа в Северной Сирии (Анатолия)». И как подытоживает Дж. Пендбери: «Все это в сочетании с непрерывно­стью культурной традиции... заставляет предполо­жить очень раннее пересе­ление (на Крит) из юго-западной Анатолии». Характерно и то, что, в частности, в Василики (восточная часть острова Крит) эпохи позднего неолита, а также на территории кносского дворца, раскопаны прямоугольные кирпичные и деревянные дома на каменных фундаментах, весьма «напоминающие постройки, относящиеся к тому же периоду городов Анатолии» (Г. Чайлд).
     Отметим также и то, что прибытие на Крит, в частности, в кон. III либо в нач. II тыс. до н.э. неких «носителей новой, более высокой культуры» допускали такие выдающихся учёные как Palmer (1901), Schachermeyr (1954) и Вranigan (1970). А, как известно, вышеозначенный период синхронен массовому вытеснению хеттами-неситами племён хурритов и хатти с их издревле обжитых земель в Анатолии.

     Балканы.
     Принято полагать, что древнейшее раннеземледельческое поселение на территории Европы - это Неа-Никомедия (греческая Македония), дат. 7 тыс. до н.э.. И, как считается, балканский неолит являл собой «экспорт  неолитической революции» (его носители - «фермеры», мигрировавшие на Балканы из Западной Анатолии (Мраморного моря ещё не было).
     «Балкано-анатолийский комплекс», сформировавшийся на заре «неолитической революции», и в эпоху среднего нео­лита продолжал совершенствовался и усложнялся. В данный комплекс, помимо Фессалии (культуры «протосескло» и «пресескло»), входил весь юг восточной и центральной части полу­острова с культурами Караново-I во Фракии (примерно 5300-4500 лет до н.э.) и их местными разновидностя­ми; а также культура Анзабегово-Вршник (5300--4800/4800-4200 лет до н.э.) и несколько более поздние культуры Велушина-Породин в Пелагонии и Вештеми-Подгория в Албании (Garasanin, 1979; Gimbutas et al., 1976; Prendi, 1982). Этот комплекс распространился и на север с анклавами в Болгарии, Центральной Сербии, Южной Паннонии и Западной Ру­мынии (Dumitrescu et al., 1983, р. 66). Считается (Garasanin, 1980), что хозяйство комплекса основывалось нa зем­леделии (пше­ница-двузернянка и однозернянка, ячмень) и скотоводстве (преимущественно овцы и козы)). На севере же Балкан, на позднем этапе неолита и в раннем халколите, появляется  культура Триполье-Кукутень.
     Так, палеогенетические исследования останков из балканских неолитических захоронений показывают значимое преобладание Y-ДНК гаплогрупп G(G2a) и I(I2) (наибольшая концентрация), что говорит о балканских поселенцах как об арменоидах и/или динаридах, а гаплогруппы E3b и J2, а также C1a2и H2 - как и о натуфийцах («Об этносах и верованиях Доисторического Китая»). Приход же протоариев на Балканы и привнёс туда гаплогруппы R1a и R1b. Для сопоставления с вышеозначенными гаплогруппами приведём гаплотип современных македонцев (в скобках частотности в %), адекватный по репертуару гаплогрупп греческому (см. выше): [I(22,5-33), G(4.0), E1b1b1(23,0), J2(14), J1(2,0), R1a(13,5), R1b(12,5), T(1,5-4)].
     Важно отметить также и то, что существует (выявлено) «почти абсолютное сходство» между глиняными сосудами, найденными на поселении в Терми (3200-1300 до н.э.; восточное побережье острова Лесбос), заселённом пеласгами (см. выше)), и керамикой Юго-Восточной Болгарии, относящейся к первой и началу вто­рой фаз раннего бронзового века (кон. IV-III тыс. до н.э.), а также значительной частью керамики Трои (Малая Азия). И этот факт обусловил такой вывод: на юго-вос­токе Болгарии, северо-западе Анатолии и некоторых островах Эгейского моря бытовала одна и та же археологическая культура (что вполне может говорить и о генетическом родстве этносов - носителей этой (изначально анатолийской, «фермерской») культуры.

     Италия.
      «Пеласги, первыми в давние дни владевшие краем Латинским»
      Вергилий. «Энеида»
     Как установлено, наиболее ранним регионом на Апеннинском полуострове, где возникла полноценная раннеземледельческая культура, была Юго-Вос­точная Италия. Здесь в течение VII тыс. до н.э. появились первые сельскохозяйственные общины (злаки, домашние животные, гончарные изделия). На территории же между районом Тавольер и устьем реки По подобные большесемейные общины появились позднее, нежели чем открытые в Апулии (предполагается, что не ранее V тыс. до н.э.). Самыми значительными поселениями, относящимися к V тыс. до н.э., считаются Леопарди в Пенна-ди-Пескара, Кано-д’Акуа в области Абруцци, Рипабианка-ди-Монтерадо и Маддалена-ди-Муччия в области Марке, Римола в Романье. В Северной Ита­лии (долина По и соседние районы) «фермерские» хозяйства выявляются несколько позже, чем в остальной части страны, ибо, как считается, тамошнее население всё ещё обеспечивало себе пропитание охотой и собирательством. Отмечается, что жители Фаньиголы в Венеции, Габаны в Трентино, райо­на Кремона - Мантуя, Исолино в Варесе «вла­дели каменными орудиями, многие из которых сохраня­ли характерные признаки мезолита» (потомки (в общем случае) ориньякоидных натуфийцев, борребю, альпинидов и динаридов, но не кроманьонцев, миграции которых с побережья Северного Ледовитого океана начались после начала «потопа» при голоценовой регрессии). Так, выдающийся антрополог К.С. Кун пишет об этносе севера Италии следующее: «В населении Болоньи заметно значительное преобладание альпийского и динарского типов [брахицефалы], особенно, в прошлом».
     Очевидно (см. выше), что у античных авторов не было консенсуса в части этнического соотнесения (идентификации) этрусков и пеласгов. Так, одна точка зрения: этруски и пеласги - это разные этносы (в частности, мнение Фукидида), и другая - они (этруски и пеласги) один и тот же народ. Ещё Дионисий Галикарнасский полагал, что сходство языков пеласгов и этрусков «служит аргументом скорее в пользу исконного родства (этих народов), чем простого (лингвистического) заимствования».
     В 1980 году акад. И.М. Дьяконов высказал основополагающую гипотезу о сходстве между этрусской и хурритской грамматиками, поскольку этрусский язык (язык агглютинативного типа, подобно шумерскому или финскому) сближается с хурритским по ряду структурных и лексических показателей (здесь принципы словообразования и фо­нетики весьма сходны, но при почти полном несовпадении этрусской и хурритской морфологии). В 1987 году С.А. Старостин и В.Э. Орёл в докладе «О принад­лежности этрусского языка к восточно-кавказской языковой семье» убедительно показали, что «Как историческая фонетика этрусского языка, так и предлагаемые этимологии (т.е. расшифровка смысла слов) обнаруживают существенные черты сходства с фонетикой и лексическим составом другой ветви восточно-кавказской семьи - хуррито-урартской». В частности, около 50 этрусских слов имеют убедительное схождение как в хуррито-урартском, так и в вайнахском (ингуши и чеченцы) языках.
     Важно отметит, что «параллелизм» культурных (в т.ч. и технических) достижений урартов и этрусков подмечен ещё Г. Мюлештейном («Историческое значение вопроса об этрусках». БДИ. 1938, № 4). В частности, выявлено сходство ху­дожественных кованых изделий, а также и то, что конфигурация шлемов на головах этрусков (бронзовая подставка из Ветулонии; VII в. до н.э.), «близка по форме к шлемам из Урарту» (Э. Макнамара. 2006).
     Для определения происхождения этнических истоков этрусков был привлечён и филогенетический анализ. Так, установлено генетическое родство жителей Тосканы (часть которых, несомненно, является потомками этрусков) с населением Малой Азии, обитателями Древней Анатолии. О том («Об этрусках и их религии»), что этруски - выходцы из Анатолии, говорит и то, что, согласно данным филогенетики, скот этрусков был завезён в Этрурию из Малой Азии. Следовательно, роль анатолийских «фермеров» и их потомков в этногенезе этрусков весьма значима (основополагающая).

     Заключение.
     Племена пеласгов (как следует из вышеизложенного) изначально представляли собой типичную волну (или несколько волн) племён анатолийских «фермеров» - мигрантов поры «неолитической революции» (заселивших, в частности, всю Грецию (по Геродоту)), а позднее - являлись их потомками, мигрировавшими вследствие различных обстоятельств.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"