|
|
||
Эта статья - попытка для самого себя сформулировать критерии "хорошей книги". |
1 Минимальные критерии
1.1 Грамотность. Орфография и пунктуация. Для меня, как читателя, опечатки допустимы. Но когда их слишком много - читать становится невозможно.
1.2 Язык. Есть некий минимальный уровень в формулировке своих мыслей, ниже которого читать книги очень тяжело. Здесь же фактура диалога.
2 Основные критерии
2.1 Полнота и связность мира. Проработанность и естественность физических законов мира, логичность экономики и технологии, власти и права, связность истории и географии, социальных групп и фракций, культуры и языка... взаимодействие и противостояние - людей и групп. Огромный пласт работы для автора. Проработанный мир пишет себя сам; проступает, как морозные узоры на стекле.
2.2 Цельность, естественность характеров и поступков персонажей. Даже если персонаж абсурден по своей сути, как чеширский кот, он должен быть такой постоянно. Каждый персонаж имеет свою историю и свою модель мира в голове, свою биографию и предпочтения, свои планы и свое настроение, и действует в условиях неполной информации. Естественные персонажи действуют на страницах сами, иногда - вопреки воле автора...
2.3 Реалистичность сюжета. Достоверность поведения таких персонажей в таком мире, в описываемых жизненных ситуация. Достоверность как долгосрочных целей персонажей, так и мгновенных реакций. Логичность реакций социума и функционеров - в рамка их поля зрения.
2.4 Стилизация речи. В зависимости и социального и культурного слоя, разные персонажи говорят по-разному.
3 Дополнительные критерии
3.1 Юмор и абсурд; смех и слезы, гнев и радость. Мир нескучен; мир эмоционален - тогда он жив.
3.2 Харизматичность каждого персонажа. Не просто естественный характер, а - характерный, запоминающийся, выдающийся человек - Личность.
3.3 Развитие характеров героев. В идеале - естественное развитие, под влиянием обстоятельств.
3.4 Живость и непрерывность сюжета. Время - поток, не имеющий начала и конца. События развиваются независимо от наблюдателя, по всему пространству мира, непрерывно.
3.5 Красота и глубина языка, стиль изложения в зависимости от момента, картинная глубина и полнота рисуемых образов. Музыкальность и эмоциональный регистр звучания потока. Слово - это тоже оружие.
3.6 Смысл, цель и идея произведения. Также имеет значение наличие, глубина и близость идеи именно данному читателю. Предназначение литературы заставлять человека думать и чувствовать: если этого нет, книга не несет пользы.
4 Сверх критерии
4.1 Мелодика, плавное ведение эмоций читателя до уровня соприсутствия. Как полет в самолете - начиная от легкого запаха паленой проводки в салоне, через разворот с вжиманием в кресла в пике, расширенные зрачки - и в землю. Вступление, развитие, конфликт, финал, эхо.
4.2 Многоуровневость смысла и соответствие аудитории. Фрактал: каждый, на своем уровне восприятия, каждый должен найти свой слой смысла. Те, кто смысла не найдут - не станут аудиторией. Здесь же - соответствие социокультурной группе: читатель должен если не разделять ценности героев, то хотя бы понимать их.
4.3 Способность писателя показать Человека, его внутренний мир, мятущуюся душу, его надежды, боль и страдание; становление человека как Личности; его конфликты и нахождение взаимопонимания... Движения души; все остальное на фоне этого - декорации.
4.4 Неоднозначность и многоплановость событий и характеров: как в реальном мире. Алогичность, иррациональность, являющаяся частью Вселенной и частью человеческих поступков; костыль, вставленный в колеса здравого смысла и сломавший их, требующий и не находящий понимания. Жизнь - слишком часто - именно такова.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"