Аннотация: "Особенности формирования профессионально значимых качеств обучающихся в условиях модульного обучения".
2008 г.
Доклад на тему:
"Особенности формирования профессионально значимых качеств обучающихся в условиях модульного обучения".
Современное общество, безусловно, нуждается в компетентных специалистах различных профессий, этим, собственно, и определяется актуальность представленной темы. Модульное обучение компенсирует эффективную подготовку таких специалистов по гибким планам и программам для обучающихся с любым образованием. Модульное обучение является инновацией на российском рынке образовательных услуг. Модульная система обладает определёнными преимуществами:
1) гибкостью с учётом индивидуальных способностей обучаемых и их особенностей;
2) ориентированностью на четкую конечную цель.
В зарубежной и отечественной литературе основное внимание сосредоточено на разработке дидактических элементов модульного обучения, направленных на выработку практико-ориентированных навыков.
Кроме того, эффективность модульного обучения могла бы значительно возрасти при психологическом сопровождении всех его этапов. Это, в первую очередь, касается формирования профессионально значимых качеств, среди которых - профессиональная направленность, адекватная самооценка и групповая направленность обучающихся модульных групп.
Формирование профессионально значимых качеств обучающихся в модульном обучении может осуществляться более эффективно благодаря специфическим психодидактическим условиям, которые способствуют следующему:
- развитию профессионально-личностной направленности;
- формированию устойчивой мотивации профессиональных достижений;
- ориентации на самостоятельность в профессионально-личностном становлении;
- монотипности групповой направленности и форм совместной деятельности;
- формированию адекватной самооценки и высоких показателей профессиональной самоактуализации;
- регламентируемой и контролируемой индивидуализации обучения;
- психологической оптимизации профессиональной подготовки, базирующейся на индивидуальном плане обучения.
В последнее время происходит модернизация традиционного обучения со значительной опорой на психологические особенности обучающихся. Комплекс новых методов и положений, объединённых общей идеей, позволяет говорить об инновационной технологии обучения. В обучение встраиваются целостные психологические и педагогические технологии. В данных технологиях происходит отход от части традиционных форм теоретических и практических занятий, а обучающийся выступает как подлинно активный субъект учебного процесса. Педагогические технологии определяются, как сумма "техники и логики", то есть "содержательная техника реализации учебного процесса". Основные усилия обучающихся при реализации педагогических технологий направлены на формирование информационного компонента и способов умственных действий, операционного компонента, где задействованы познавательные процессы: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Под понятием "психологическая технология" понимаются вид технологий, формирующих, корректирующих или тренирующих личностные качества, относящиеся к самоуправляющим механизмам личности и сфере эстетических и нравственных качеств. В качестве примеров собственно психологических технологий можно назвать технологии тренингов - например, тренинги общения, профориентационные тренинги. Отдельное значение имеют психотехнологии, развивающие частные профессионально важные качества: способности восприятия; быстрота и точность исполнения.
Встречаются психодидактические технологии, сочетающие в своей структуре как методы, формирующие познавательную сферу, так и методы, развивающие обучающегося как гармоническую личность.
И так, модульное обучение является комплексной психолого-педагогической технологией, предлагающей оптимальное решение вопросов
профессионального обучения, учитывающего личностные особенности.
Модули могут быть целевыми (содержат сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения и задания). Модульное обучение способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности обучающихся.
Наименьшая единица в модульном обучении называется "учебный элемент" и представляет собой иллюстрированное учебное пособие. Каждый
учебный элемент начинается с обозначения целей по овладению, представления внутрипредметных связей, продолжается порциями учебной информации (шагами, кадрами) и завершается тестовым контрольным заданием, а также проблемным практическим заданием на отработку профессиональных навыков.
После успешного прохождения тестов и выполнения задания обучающийся может перейти к следующему учебному элементу. Более крупной (тематической) единицей является "модульный блок", объединяющий близкие по содержанию учебные элементы. Модульный блок завершается практическим квалификационным заданием, по выполнении которого обучающийся может быть оценен по профессиональной разрядной шкале. Весь модульный курс завершается итоговым квалификационным испытанием. Весь курс снабжён многоуровневой системой контроля, но в то же время обучающийся сам планирует учебный процесс: никто не торопит его при чтении текста учебных элементов, не применяются и фронтальные методы при выработке навыков.
В последнее время к модульному обучению, возникшему первоначально в Западной Европе (синоним "Шеффилдская программа"), проявляют повышенный интерес практически на всём постсоветском пространстве. Так, в Нижнем Новгороде, Самаре, Чебоксарах, Костроме, современной Литовской Республике модульное обучение занимает в профессиональном обучении достойное место, которое позволяет осуществить подлинно индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Эффективность формирования профессионально важных качеств во многом определяется как раз индивидуальным темпом прохождения материала.
Другая личностная характеристика, формируемая в процессе обучения по модульной технологии связана с осознанием обучающимися перспективы: обучающиеся, получая задания учебных элементов, имеют возможность ознакомиться с целями данного курса, требованиями, которые ожидают их в процессе контроля, периодичность самого контроля. Осознание учащимися личностной значимости изучаемого и потребности в достижении определенных учебных результатов мотивируется четким описанием комплексной качественной цели, которой может ученик достичь по завершении модуля, критериев уровней усвоения и методической обеспеченностью в их достижении каждым учеником, реальный же результат всецело зависит от самого ученика.
Ещё одна особенность становления личности в условиях модульного обучения - активная роль обучаемого, занимающего субъектную позицию. Таким образом, ученический статус "субъекта", как одного из важнейших показателей личностноориентированного обучения, обеспечивается модульной технологией естественным образом, а не по разрешению извне. Он сам планирует способы, темп и место работы. Сам оценивает свои возможности и уровень получения навыков. Сам принимает решение о продвижении к следующему уровню.
Модуль обеспечивает развитие у обучающегося интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умение управлять учебно-познавательной деятельностью. Развитие всех этих качеств осуществляется в неразрывной связи друг с другом.
Ещё одна важная черта модульного обучения, это когда модульная технология строиться на основе здоровьесберегающего процесса обучения, что не мало важно для обучающихся.
Следует отметить, что при модульном обучении позиция мастера профессионального обучения в восприятии учащихся сменяется с "контролёра и подсказчика" на более привлекательные "друг и помощник". Нагрузка на мастера в значительной мере снижена благодаря тому, что большая часть управляющих функций передана модульной программе. Главным квалификационным требованием для мастера производственного обучения по-прежнему остаётся одно: совершенное владение своими знаниями и умениями.
Модульное обучение формирует у обучающихся эмоциональную устойчивость, постепенно, по мере прохождения практического курса, переходящую в профессиональное мастерство.
Преимущества модульного обучения перед традиционным профессиональным обучением заключаются в следующем:
1. Профессиональная направленность:
• Мотивация профессионального выбора у обучающихся по модульной технологии устойчива и носит позитивную направленность.
• Модульное обучение, являясь фактически индивидуальным, не отменяет коллективного принципа комплектации учебных групп.
• В модульном обучении ситуации успеха запрограммированы благодаря значительному резерву времени, отводимого на практические занятия.
2. Профессиональный опыт.
Индивидуальный темп прохождения практики позволяет способным обучающимся повышать уровень своих знаний, умений и навыков уже в ходе учёбы.
3. Особенности протекания психических процессов.
Познавательные процессы:
• Проблем с восприятием материала практически не возникает, так как
каждый обучающийся сам определяет темп восприятия.
• Усвоение воспринимаемого материала обеспечивается уже на уровне учебного элемента (чтение + иллюстрации), мастерская, расположенная по соседству также способствует усвоению навыков.
• Теория и практика разделены в меньшей мере, во всяком случае, обучающийся всегда имеет возможность вернуться к иллюстрациям в учебном элементе, чтобы проверить точность сформированного образа.
• Организация индивидуальной работы позволяет избежать значительного
скопления обучающихся в учебной комнате: в то время как одни сдают практику, другие - читают теорию.
• Контроль знаний закладывается в модульную программу в виде теоретических программированных тестовых заданий и практического проблемного задания.
Эмоциональные процессы:
• Обучение по модульной технологии сопровождается относительным
эмоциональным комфортом обучающихся.
4. Биопсихические свойства.
Модульное обучение можно отнести к числу здоровьесберегающих технологий, оберегающих обучающихся, прежде всего, от стрессов, связанных с неуспеваемостью.
Итак, на основе динамичной структуры личности выделены основные профессионально значимые качества специалиста и рассмотрены традиционные пути оптимизации условий формирования профессионально значимых качеств у обучающихся, которые присущи модульной технологии.
Дело в том, что наглядный характер учебных элементов с самого начала тренирует образное мышление обучаемых, позволяющее перекодировать рисунки-инструкции в реальные практические действия.
Отмечу, что характерной особенностью модульного обучения как раз и является его практико-ориентированный характер: каждый из учебных элементов завершает проблемное задание на отработку практического навыка.
Для примера сопоставим построение практических занятий по модульной и традиционной технологиям на примере профессии продавец непродовольственных товаров.
Отработка простейшего навыка - отмеривание хлопчато-бумажной ткани способом "в откидку".
При традиционном обучении это выглядит следующим образом. Обступив мастера со всех сторон обучающиеся, каждый со своей точки обозрения, следят за особенностями отмеривания. После ряда фронтальных демонстраций они переходят к самостоятельным упражнениям. Здесь и выясняется, что жёсткий метр один, в лучшем случае - два, и образцов отрезов тканей на всех не хватает, и, кто-то просто тихо стоит в стороне всё это занятие. Обучающиеся, пропустившие ключевые моменты демонстрации нуждались в дополнительных демонстрациях операций мастером.
Формирование того же навыка в модульном обучении. Каждый обучающийся сам читает учебные элементы, описывающие:
1. инструменты;
2. навыки.
Каждое из утверждений в учебном элементе снабжено иллюстрацией, не нуждающейся в дополнительном комментарии. Сдав теоретические задания, каждый из обучающихся отрабатывает навык отмеривания ткани на образце, приобретающей наименование - "Учебная станция". Здесь впервые субъективное мнение мастера влияет на профессиональную судьбу обучаемого. Кто-то отправляется отрабатывать навык уже через 40 минут, кто-то через 2 часа, иные - через день, неделю. В традиционном обучении подобное отставание может привести к неприятным последствиям. Задача мастера производственного обучения - предоставить обучающимся возможность работы в приемлемом для них темпе, не требуя сверхнормативного ускорения.
Подводя итог по вопросу формирования профессионально значимых качеств обучающихся в условиях модульного обучения, можно заключить, что подобная система обучения способствует более эффективному формированию у обучающихся комплекса таких значимых качеств, как профессиональная самостоятельность и мотивация профессиональных достижений.
Подобный вывод обоснован тем, что, по сути, модульная система представляет собой обучение на основе укрепления блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в средства деятельности. А, собственно же модуль - это логически завершенная часть учебного материала, в которую объединены учебное содержание и технология овладения им, обязательно сопровождаемые контролем знаний и умений обучающихся.
Соответственно, принципами модульной технологии выступают модульность, структуризация, консультирование, деятельность и гибкость процесса обучения.
Таким образом, многоуровневая система модульного обучения при осуществлении практической деятельности обучающимися способствует постепенному формированию у них устойчивых навыков профессионального самоконтроля при выполнении точных операций с применением соответствующего инструментария.
При использовании модульной технологии все участники педагогического процесса овладевают навыками самоанализа, самоконтроля, самооценки, саморегулирования, а также повышается результативность, сокращается время обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолова. - М.: Смысл, 2002. - 416 с.9
2. Блохин Н. В. Технология модульного открытого обучения в системе модернизации образования / Н. В. Блохин // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров: Материалы международного симпозиума. Часть 1. - 2002. - С. 24-25.
3. Коваленко Н. П. Модульная технология обучения студентов педагогического колледжа / Н. П. Коваленко // www.ito.edu.ru - от 18 февраля 2003 года.6
4. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков / Г. В. Резапкина. - М.: Генезис, 2000. - С.94-98.
5. Рудницкая С. В. Модульное обучение как целостная система. - Материалы диссертации канд. пед. наук / С. В. Рудницкая. - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 1996. - 213 с.
6. Суворова Г. М. Модульное обучение как технология / Г. М. Суворова // Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания. - http://dlc-gw.edu.yar.ru - от 5 февраля 2003.