Раевская Злата : другие произведения.

Кто громче?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.67*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для конкурса "Дети против несправедливости"

 []
  
   В синеве утренних сумерек загадочно проступали графитовые очертания деревьев под бледным светом, замешкавшейся с уходом, луны. Серое здание школы за витой оградой приветливо встречало школьников яркими маяками окон на четырех этажах.
   Слегка морозный воздух был полон предчувствием весны. В душе Аленки звучала тихая музыка в унисон окружающей природе. С резким ударом тяжелой входной двери на крыльце мелодия оборвалась и растворилась в хлынувшем звоне детских голосов.
   Немного потоптавшись на коврике, девушка стряхнула прилипший снег с коричневых сапожек, и спустилась в подвал по каменным ступенькам. Перед высоким трюмо около раздевалки сняла красную вязанную шапочку, встряхнула хвостом темно-русых волос и пальчиками взбила примятую челку. Расстегнула пальто, скинула с плеч на тумбочку, затолкала шапочку и шарфик в чрево кожаного портфеля, подхватила пальто и поспешила в раздевалку.
   Пробравшись сквозь сугробы одежды наконец нашла пустующий крючок, и освободившись от груза под звук прогремевшего звонка, торопливо побежала по лестнице на третий этаж в кабинет литературы.
  "Хорошо, что первый - литература," - успокоительно подумала Алена. "Ничего страшного, если немножко опоздаешь."
   С извиняющимся видом, сопровождаемая молчаливыми взглядами одноклассников, тихо прошла на свое место, без замечаний учителя.
  - На прошлом уроке я задавал выучить стихотворение Некрасова, посвященное Добролюбову, - сказал Алексей Альбертович.
  - Прошу прочесть ..., - продолжил, не глядя в журнал, - Калинину.
   Аленка, услышав свою фамилию, поднялась. Выдержала небольшую паузу, и начала читать негромким, но приятным голосом, словно кистью прикасаясь к словам, вдыхая в них жизнь и объем.
   Накануне вечером старательно учила текст, но от неожиданности немного волновалась. Скромная, поэтичная натура не любила привлекать к себе лишнее внимание. Но стихи обожала читать с детства.
   Уже в детском саду талантливая и обаятельная воспитательница, разучивая с группой "А что у вас?" Михалкова, заставляла ребятишек не просто читать, а играть. Каждый ребенок исполнял свой кусочек незабываемо, потешно, на свой лад. Дети в силу своей непосредственности не могут читать не выразительно.
  
  - Галка села на заборе,
   Кот забрался на чердак.
   И сказал ребятам Боря
   Просто так, - вступала самая красивая девочка - волоокая Лариса, покачивая в такт головкой с крутыми русыми кудрями.
  - А у меня в кармане гвоздь. А у вас? - неспешно подхватывал конопатый крепыш Олежка.
  - А у нас в квартире гость..., - звенел голосок смуглого Андрюшки.
  
  - А у нас сегодня кошка,
   Родила вчера котят.
   Котята выросли немножко,
   А есть из блюдца не хотят, - комичным голоском выводила слова Валя.
  
  - А из нашего окна -площадь Красная видна, - гордо читала Альбина.
  - А из вашего окошка -только улица немножко , - добавляла, всем видом выражая превосходство.
  
  - Мы гуляли по Неглинной,
   Заходили на бульвар.
   Нам купили синий синий,
   Презеленый красный шар, - с восхищением произносила Галочка, и показывала размеры шара, раздвигая и округляя руки.
  
  - А у нас огонь погас - это раз, - четко произносила слова Аленка.
  - Грузовик привез дрова -это два, - продолжала считать, загибая пальчики.
  - А в-четвертых, наша мама
   Отправляется в полет,
   Потому что наша мама
   Называется - пилот.
   Аленка хорошо знала счет до десяти, но нравилось пропускать "три" и то, что ей, самой младшей в группе, доверили большой отрывок. В семье девочки и вправду был пилот, только не мама, а папа. Военный летчик.
   Ребята оживляли стихи не только голосом, а всем телом, лицом, каждой клеточкой своего организма.
   В школе, вырастая и теряя непосредственность, многие забывают свое умение, и приходится учиться выразительности заново.
   Аленкины учителя требовали на уроках читать стихи не просто громко, а художественно, от чего зависела оценка.
   Из-за постоянных переездов за пятнадцать лет девочке приходилось не раз менять школы. Но умудрялась поспевать почти по всем предметам на "отлично". Только одна, а иногда и две четверки, предательски все-таки выскакивали в четверти. Но отказаться от художественных книг, которые читала запоем, и выровнять отметки по второстепенным предметам, было выше Аленкиных сил. Преподаватели любили Аленку за сообразительность, добрый нрав, музыкальность и артистичность.
   Как-то в четвертом классе Аленка умудрилась написать сочинение в стихах, и единственная получила пятерку за сложную годовую контрольную по математике, с которой не справился почти весь класс. Это было неожиданно для самой девочки, заставило поверить в себя и превратило учебу в увлекательное приключение.
   В пятом классе однажды вместо заданного сочинения о любимом уголке в городе, Аленка написала рассказ о красавице липке. Много лет росло деревце под окном, пока его не выворотил бульдозер во время ремонта теплотрассы. Страшно и жалко сбыло смотреть на поваленное корнями вверх дерево - свидетеля счастливых лет детства - с еще живыми листочками. Другие дети писали о площадях, парках и скверах, театрах и памятниках. Лучшее сочинение, по мнению учительницы, получилось у Тани Костюченко, о памятнике Петру Первому. В нем отразились и история создания русского флота, и история самого памятника. Слушать, когда Таня по просьбе учительницы читала вслух свой труд, было интересно, и понятно, что девочка немало часов провела за книгами. И Аленке стало немного стыдно за свое детское сочинение, написанное своими словами. И как же ее удивила мама, вернувшаяся после родительского собрания.
  - Анастасия Ивановна похвалила твое сочинение, сказала, что у тебя прекрасная душа, - передала мама слова классной руководительницы.
   Аленка еще смутно понимала, что такое душа, и больше огорчилась, чем обрадовалась. Ведь из-за ошибок в тетрадке за сочинение стояла "четверка". Вспомнила слова учительницы только в старших классах, читая "Войну и Мир". Андрей Болконский полюбил худенькую нескладную Наташу, по его признанию после тяжелого ранения, за прекрасную душу.
   Но в новой школе, где училась третий год, все было по-другому. Аленка словно попала в очаг эпидемии эгоизма и несправедливости, дышала отравленным воздухом.
  
  - Суров ты был, ты в молодые годы
   Умел рассудку страсти подчинять.
   Учил ты жить для славы, для свободы,
   Но более учил ты умирать... , - скорбно плыли в тишине негромкие строчки.
  
   Девушка в воображении рисовала поэта в своем кабинете за столом, задумчиво листающего статьи покойного друга и мысленно обращающегося к нему со словами, которые тот уже не услышит.
   Она старалась передать голосом чувства поэта, донести до класса смысл каждой фразы, наслаждалась внутренней музыкой и ритмом строк. Аленка училась в музыкальной школе игре на скрипке, и умело пользовалась голосом, как инструментом.
   На фразе: "Ты Родину как женщину любил", - запнулась от легкого смущения. Но мгновенно собралась и продолжила без посторонней подсказки. Вид у девочки был дробный, несмотря на высокий рост, однако голос звучал женственно.
  - Эмоционально! - похвалил Алексей Альбертович. - Но за то, что сбилась - "четыре".
   "Не эмоционально, а выразительно", - обиделась девочка на несправедливую отметку.
   "Анастасия Ивановна поставила бы минус только. Нельзя же снижать целый бал из-за маленькой заминки - не больше интонационной паузы, если стихотворение прочитано хорошо", - рассуждала про себя Аленка.
   "Если спортсмен на льду прыгнул тройной тулуп, и удачно приземлился, только слегка покачнулся, но удержался и не упал - прыжок засчитывается, никто не снижает баллы. Так... могут снять несколько десятых и только", - пронеслось в юной головке.
   Но как оказалось, первая в жизни "четверка" за стихи не была концом унижений. То, что произошло дальше девушка ожидала меньше всего.
   Следом учитель вызвал одноклассницу, с которой у Аленки был серьезный конфликт в восьмом классе.
  - Елизавета Демьянова!
   Маленького роста, с большой грудью, и полными бедрами, Демьянова выделялась со своими тремя подругами из всего класса внешней взрослостью, самоуверенностью и апломбом, от чрезмерного внимания со стороны учителей и похвал. По негласной установке со стороны администрации школы их тянули на красные дипломы, запрещая ставить баллы ниже пяти.
   Получая свои запрограммированные "пятерки", "звезды" явно звезд с неба не хватали. Ни по одному предмету не были лучшими, никогда в ответах не выходили за рамки учебников, не выказывая сколь-нибудь выдающихся способностей. Во всех своих проявлениях казались Аленке ординарными и банальными, к тому же явно мало начитанными. Больше всего раздражали непробиваемое самодовольство и важность.
  - Отличник - это гусь! - сказал как-то отец, на прогулке вдоль влажной изумрудной поймы мелкой речушки летом на отдыхе у бабушки, в ответ на откровения Аленки о мечте стать круглой отличницей, желая уберечь дочь от ложных целей в ущерб природным наклонностям.
  "Точно гуси!" - запоздало согласилась девушка, попав в новую школу. В прежней - отличники были совсем другими. Девочки - скромными, а мальчик - по настоящему умным и самым начитанным, хоть и вредным иногда, к тому же, взрослея, явно старался избегать повышенного внимания и требований учителей к своей персоне.
   ...Казалось Демьянова только и ждала, когда прозвучит ее фамилия. Она встала и завела зычным голосом жуткую, на обалдевший взгляд Аленки, пластинку.
   Лиза читала стихи с такой громкостью, будто стояла на сцене Кремлевского зала и у нее не было микрофона. В воображении Аленки маленькая пухлая Демьянова словно раздулась и заполнила собой все пространство кабинета.
   "Зачем так громко? Вроде бы глухих в классе нет," - недоумевала девочка.
   Из-за избыточности звука не могла сосредоточить внимание на тексте и полностью потеряла смысл.
   "Боже, ну зачем так она орет?" - только и стучала в голове одна мысль, - "Поскорее бы это кончилась".
   Аленкино естество протестовало против безобразия, перечеркивающего все, чему учили с детства талантливые педагоги. Девушка повернула голову и пыталась разглядеть лицо Демьяновой. Она стояла в среднем ряду на две парты ближе к учителю от Алены, поэтому виден был только окаменевший профиль и дужки очков.
   "Как можно читать с таким застывшим лицом? Словно истукан." - поразилась Аленка.
   Девочке казалось, что все это она уже где-то видела, не хватало какой-то мелочи, чтобы восстановить в памяти полную картинку.
  "Да, - вдруг осенило Аленку, - если бы Демьянова читала стихи в присядку, то получилась бы вылитая Фрося Бурлакова. "Эх вдоль по Питерской .." , - девочка едва сдержала давивший ее смех, вспомнив кадры из любимого фильма, где Фрося то исчезала под роялем, то появлялась вновь под взглядом профессора.
   К большему удивлению девушки учитель и не думал останавливать вакханалию явно выпендривающейся ученицы, а с улыбкой страстно ловил каждое слово, как камень падающее на головы школьников.
   Алена в школу пошла с шести лет, была младше всех в классе, но давно не маленькая девочка. Она прекрасно читала в глазах мужчины животное вожделение, усиливаемое резким голосом "самки во время брачного периода".
   Алексей Альбертович, как карикатура напоминал Блока, высоким лбом, въезжающим мысиками на висках в шапку вьющихся темных волос, большими, четко обрисованными черной тушью ресниц, глазами, припухлым ртом, и носом с горбинкой. Несмотря на свои тридцать два года был холост, и не только Алена замечала его нездоровый интерес к старшеклассницам.
   Демьянова статью, выражением лица, тяжелым взглядом нарисованных глаз, и "милым девичьим пробором" на гладких подкрашенных хной каштановых волосах, низко собранных на шее в хвост, вызывала в памяти перезрелую курсистку начала века из романа Алексея Толстого.
  - Пять! - с каким-то особенным удовлетворением произнес преподаватель, впрочем, более ничего не добавив.
   Но, словно прийдя в себя, спохватился. Неуверенным блуждающим взглядом оглядел класс, как будто ожидая, что кто-то уличит в предвзятой необъективности, и поспешил заручиться поддержкой школьников.
  - Предлагаю проголосовать за того, чье исполнение вам больше понравилось. Итак, Демьянова!
   Почти весь класс взмыл руки верх и ввел Аленку в немалое смущение.
  "Не может быть. Неужели все настолько тупы?" - растерялась девочка.
  - Калинина!
   Поднялись только две девичьи руки. Но какие! Алена с радостью узнала двух способных, не по отметкам, а на деле, начитанных и очень культурных девушек.
   Одна из них - Катя Арсентьева, занималась хоровым пением и не раз выступала на городских концертах, где конечно же читались и стихи. Отец Кати был профессором, доктором физико-технических наук, и, хотя с семьей давно не жил, девушка явно унаследовала папин интеллект, читая книги с четырех лет. В детстве кроха ходила в детскую библиотеку с мамой, и сама выбирала себе сказки.
   Другая девушка - высокая красавица, синеглазая Даша Волкова с копной темных волос, заключённых шпильками в крепость на затылке, - завзятая театралка, пересмотревшая лучшие спектакли городского театра, и не пропускавшая ни одни столичные гастроли. Ее ответы по литературе поражали вдохновенностью, глубиной мысли и литературностью грамотной речи, недоступной номинальным отличницам в принципе. О том, что учитель был в нее влюблен, а девочка резко не разделяла его симпатий, догадывался весь класс.
   Мнительная Аленка, готовая признать свое поражение, воспаряла духом. Девушки подтвердили нечистоплотность по всей видимости заранее спланированной акции. Аленка, всегда умирающая от скромности, на этот раз решила не молчать и подняла руку.
   Учитель недоуменно вскинул брови, что еще может сказать эта тихоня, когда почти весь класс проголосовал против?
  - Когда я утром шла на урок, вовсе не думала, что попаду на конкурс под названием "Кто громче прочитает стихи?" - начала несмело школьница, казалось пугаясь собственных слов. Кое-кто в классе захихикал. Невольно и учитель слегка улыбнулся.
  - В таком конкурсе участвую впервые. До этого учили читать стихи выразительно. Меня никто не предупреждал, как обычно положено на честных конкурсах, ни об участии, ни об условиях конкурса. Кажется, и жюри никто не предупреждал, - девочка обернулась и обвела класс рукой.
   - Когда мои одноклассники слушали стихи они ни сном ни духом не ведали, что им придется оценивать нас. Думаю, и ежику понятно, что Демьянова по предварительному сговору с учителем готовилась к состязанию с ничего не ведающей мной, - постепенно голос Даши становился все уверенней.
  - Ну какой сговор, о чем ты говоришь? - притворно недоумевал учитель.
  - Она читала стихи в маленьком классе так, как на концерте в огромном зале, гремела как пустая дождевая бочка, по которой бьют палкой. Громко гремит пустота. Это было нелепо, абсурдно, ровно так, как если бы она перепрыгнула через табуретку с шестом, или убила зайца из танка.
  Раздался хохот.
  - Очень жаль, но Демьяновой никто никогда в этой школе не объяснял, что читая стихи рвут не голосовые связки, " и задницу", - хотела сказать девушка , но сдержалась, - а душу. - Стихи читают душой, а не задницей, - проклятое слово все-таки вырвалось вслух.
   Кто-то из ребят залился смехом, но тут же смолк под взглядом преподавателя. Учитель нахмурил брови.
  - Все, достаточно. Ты все сказала? В тебе говорит уязвленное самолюбие, надо уметь принимать поражение.
  - Отчего же, признаю, что Лиза прочитала стихи громче, но не выразительнее, - парировала Алена, не задумываясь, чувствуя, что ее несет, но она не может остановиться. "Будь что будет!"
  - На уроках литературы старшеклассники должны уже уметь читать художественно, проживая текст. Так нам объясняла Анастасия Ивановна, учитель литературы в другой школе, в другом городе, но не в другой стране! Как Вы думаете почему? - спросила девушка в упор глядя в глаза возмущенному ее наглостью учителю. - Степень выразительности определяет степень понимания текста.
  - Ну хорошо, согласен.
  - Но что по- вашему означает слово выразительно? - продолжала задавать вопросы девушка.
  - Кто же этого не знает? - парировал Александр Альбертович.
  - Кое-кто не знает, поэтому объясню. Читать стихи выразительно - означает выражать мысли и чувства автора, а не себя, используя текст для пьедестала в качестве демонстрации своих физических возможностей.
   Алена немного помолчала, и продолжила.
  - Что по-Вашему выразила Демьянова? Когда она орала стихи, она привлекала внимание к себе, а не к тексту.
  "- Посмотрите на меня, какой у мня голос, а какая стать!" - словно кричала она, а Некрасов с его возвышенными чувствами к памяти Добролюбова и Родине остался "за бортом". Поэтому справедливо было бы за знание текста поставить пять, а за выразительность - кол! Средний бал -три! - заявила Аленка и с ужасом взглянула на Демьянову, показавшую ей кулак.
  Но девушку это не остановило.
  - Мне Вы несправедливо занизили оценку на целый был. А ведь похвалили! Если в сочинении лишняя запятая, разве за это снижают оценку? Так же и тут. Любой нормальный преподаватель поставил бы "пять с минусом".
  - Станешь учителем и будешь оценивать по двойной шкале.
  Все? - недовольно спросил Шлафбург, потерявший терпение и чувство юмора.
  - Нет. Это ведь Вы устроили этот похабный спектакль с фальшивым конкурсом, а не я.
  - Выбирай выражения!
  - Я хочу объяснить классу, как научиться выразительно читать стихи, раз никто этого до меня не сделал, - раскрасневшаяся Алена, не спрашивая разрешения, выскочила к доске.
   Взглянула в глаза своим одноклассникам и продолжила свою речь.
  - Главное, запомните это неравенство, и каждый из Вас сможет побеждать на настоящих конкурсах, если захотите конечно, - Аленке вдруг подумалось, что никому в этом классе кроме Демьяновой этого совершенно не хочется, но она схватила мел на глазах изумленного учителя и крупным почерком написала.
   "Громкость не ровно Выразительность."
  - Это главная составляющая успеха. И если Вы будете обращать внимание на знаки препинания, делая маленькую паузу там, где стоит запятая и паузу чуть больше - там, где точка, повышать голос в начале предложения и понижать в конце, то успех гарантирован, при условии, если вы не забудете включить душу. Это самое важное, между прочим, - с иронией в голосе, быстро, но четко проговорила девушка.
   Притихший класс молча внимал, не узнавая девочку. И только чистые глаза убийцы сверкали голубым огнем из-под очков Демьяновой. Но это еще больше раззадорило Аленку.
  - Наконец-то я поняла сегодня, почему два года назад наш класс провалился на городском конкурсе, посвященном ветеранам войны.
  - Что еще за конкурс? - сверкнул молниями в синих глазах преподаватель.
  - От нашего класса была представлена композиция на стихи поэтов военных лет. Ее составила Ада Марковна. Стихи были восхитительные, но мне, как новенькой, к сожалению, досталось с барского плеча только четыре строчки. Все лучшие тексты руководительница раздала "своим девочкам", в том числе Демьяновой. Чтобы прочитать плохо, нужно было очень постараться. И они постарались. Они, так же, как сегодня Лиза, выпендривались, демонстрируя в первую очередь свои физические данные. И профессиональное жюри в тридцатой школе, где мы выступали, запороло номер.
   На их фоне исполнение одной участницы так понравилось и запомнилось жюри, что девушку выдрали из композиции и отправили в финал, не обратив внимание на краткость читаемых строк. И этой участницей оказалась я, а не Демьянова.
  - Закругляйся! Скоро урок кончится, - приказал Александр Албертович.
  - Правда о том, что попала в финал, узнала не от учительницы, а от незнакомой девочки из комсомольского комитета, спустя несколько дней после завершения первого этапа конкурса. Никто заранее не предупредил, так же, как сегодня.
   Год назад, солнечным зимним днем, в школе на большой перемене в светлом коридоре подошла незнакомая девушка и огорошила известием, что Аленка попала в финал городского конкурса. Последний этап проходил в одной из лучших школ города. Алена обязана была в нем участвовать, и это даже не обсуждалось.
  - Я не смогла пообедать, переодеться и сразу после уроков голодная и растрепанная отправилась на поиски школы, где раньше никогда не была. Сильно опоздала, и заявилась уже к завершению состязания.
   Алена всего несколько месяцев жила в новом городе и могла заблудиться в соседнем дворе.
   Замерзшая с красными щеками и носом вошла в зал, где остались всего два конкурсанта: девушка на год старше и маленький мальчик из начальной школы.
   - Оба участника читали стихи превосходно. Как артистичен был парнишка! Я получила удовольствие, слушая его, и совершенно успокоилась. Самая последняя без особого волнения прочитала свой маленький текст. Окончив читать, замолчала, но члены жюри продолжали на меня смотреть в тишине, словно еще чего-то ожидая. И, когда поняли, что это все, дружно заулыбались.
  - Деточка, - произнесла, растягивая накрашенные губы в улыбке, симпатичная женщина с высокой прической каштановых волос, - Вы хорошо читаете стихи. Но, пожалуйста, выучите в следующий раз стихотворение побольше. - Ваш номер - не "концертабелен", - пояснила извиняющимся тоном. - Мы выбираем готовые номера для концерта, Ваш маленький текст не годится.
   Алена полагала, что об этой истории никто в классе не знал. Оказалось - нет. Те, кого не уставали хвалить в школе, и по чьей вине композиция, так и не попала на концерт, ничего не осознав, не простили посмевшую в чем-то их превзойти девочку.
  - Я никаких заслуг себе не приписывала, и вскоре забыла о конкурсе, - объясняла Аленка классу. - Но, однажды, поднимаясь из раздевалки вместе с Катей, нагруженные пальто и портфелями, натолкнулись на Демьянову со скрещенными под крупной грудью руками.
  - Если вы нас не будете слушаться, мы вас будем бить, и бить ногами, - сказала отличница тихим голосом фразу, явно продуманную заранее, нагло улыбаясь в лучах солнца, бившего из окна.
   - Я и не таких как ты видела, - не испугалась Аленка.
   Правда с такими оборотнями столкнулась впервые.
  - Я расскажу о вашем поведении всем, и вы будете отвечать, - ответила девушка, не выдавая обиды и чувства унижения.
   Подруги прошли в фойе, не обращая внимание на Демьянову и, обнаруживших себя за коридорной дверью, двух ее "подельниц". Спокойно оделись возле зеркала и ушли. И только на улице у Аленки выступили слезы.
  - Какие дряни, да? Возомнили себе, что им все можно. А ты им еще конспекты давала, - шла и возмущалась Аленка.
  - Да, с ними лучше не связываться, - ответила Катя.
  - Не бойся, мой отец им покажет, где раки зимуют!
   Вечером Алена о происшествии рассказала маме, а на утро классной руководительнице.
  - Я переговорю с Адой Марковной, только не говори ничего отцу. Ты же знаешь какой он горячий, - попросила мать.
   Но самым ужасным испытанием для девушки оказались не мерзкие слова, обнаглевших от вседозволенности сверстниц. Ее поразила учительница литературы, призванная "сеять прекрасное, доброе, вечное". На собрании классная руководительница откровенно защищала своих фавориток.
  - Мои девочки мне никогда не врали, - заявила Ада Марковна, поддерживая отрицающих свою причастность подруг Демьяновой.
   "- Что ж все когда-то бывает в первый раз. Я, например, впервые встретила безнравственную учительницу.", - подумала тогда Алена, но не сказала вслух.
   Демьянова соврала, что говорила сгоряча. Но все же публично попросила прощение, на этом все закончилась.
  Конечно, если бы об этом знал отец Алены, у истории было бы другое продолжение.
  
   К еще большему удивлению девушки Ада Марковна во время "тет-а тет" в пустом классе , выразила Аленке сочувствие и признала, что "звезды" не правы. Похоже она их побаивалась.
  - Приспосабливаться надо, - произнесла Ада в конце разговора, и хитро улыбнулась.
   Во время изучения поэмы "Горе от ума", она как-то заставила два класса петь дифирамбы Молчалину, озадачив вопросом: "Почему умница и красавица Софья предпочла Молчалина Чацкому?"
   Школьники, один за другим, приписывали ничтожеству достоинства, он де и красив, и артистичен, и воспитан, коими автор гениальной поэмы и не думал его наделять. А Ада, как истинный искуситель, не вмешивалась и не собиралась перенаправлять зашедшие не туда рассуждения, явно в другое русло.
   В этом хоре потонули слова умной девочки Аллы о том, что Молчалин просто притворный статист, призванный подавать реплики в спектакле, который сама для себя от скуки разыгрывала молодая бырынька, начитавшись книг западных романистов.
   Вырвавшись из тенет неприятных воспоминаний Алена обратилась к Александру Альбертовичу.
   - И вот Вы, с университетским образованием, явно будучи в курсе противостояния со слов Ады Марковны, вновь намеренно сталкиваете нас лбами, явно поддерживая ту, которая хотела бить меня ногами. Как это называется? - возмутилась девушка.
  - Ну все было совсем не так, ты сама виновата...
  - И это говорит педагог? Откуда Вы знаете, как это было? Вы считаете Демьяновой в этой школе не хватает любви и внимания? Любви и внимания не хватает как раз тем, о ком вы вдруг вспомнили, желая сделать их соучастниками своего обмана -педагогического преступления. Обычно Вы заняты только отличниками, а об остальных вспоминаете раз в полгода, чтобы пробелы в клеточках заполнить.
  - Сейчас же выйди из класса! Ты перешла все границы! - учитель подошел к Алене вплотную с угрожающим видом.
  - Нет не выйду, за мной еще выступление. Ведь на честных конкурсах участники читают разные стихи, чтобы восприятие жюри не притупилось, - возразила девушка.
   Алена выпрямилась, расправила плечи, расставила слегка ноги, заложила руки за спину, подражая бывшей однокласснице, занимавшейся в клубе чтецов в другом городе, и голосом чуть громче обычного выдала на суд класса монолог Фауста Гете.
  
  Я предан этой мысли, жизни годы
  Прошли недаром; ясен предо мной
  Конечный вывод мудрости земной:
  Лишь тот достоин жизни и свободы,
  Кто каждый день идет за них на бой!
  
   Девушка чуть заметно раскачивалась в такт стихотворению, помогая себе не сбиться с ритма, вкладывая душу в каждое слово. Стихи удивительно подходили к настроению, и лились из самого сердца.
  
  ...Тогда сказал бы я : "Мгновенье! Прекрасно ты! Продлись! Постой!"
  И не смело б веков теченье следа, оставленного мной.
  В предчувствии минуты дивной той
  Я высший миг теперь вкушаю свой!
  
  - А теперь голосуйте,- кинула фразу в притихший класс. Подошла к своей парте, взяла портфель и вышла.
   Минуту в классе стояла тишина, как вдруг кто-то поднял руку, потом другой, и над партами взлетел лес рук. Учитель вынужденно картинно зааплодировал.
  Резкий звонок разорвал сознание и ... Алена очнулась.
  - Запишите задание. Урок окончен.
  "Так мне все это почудилось? Я так и не решилась поднять руку и возразить учителю. Буду жалеть об этом всю жизнь".
   Собрала портфель и грустно потянулась к двери, где столкнулась с Аллой.
   Девушки шли рядом по коридору, направляясь к лестнице.
  - Не переживай, ты прочитала, как читают артисты. Помнишь Эвелину Быстрицкую на концерте артистов МХАТ прошлым летом? - начала разговор Алла.
  - Спасибо за билет, что одолжила. Ты имеешь ввиду, как она читала отрывок из "Воскресенья"? - откликнулась Аленка.
  - Да, сцену где Катюша провожает Нехлюдова в проходящем поезде, как он в тепле ест и пьет, совершенно не думая о бедной девушке, промокшей под дождем и продрогшей на холоде в ожидании на перроне, и потом бегущей за поездом.
   Алена не могла забыть чудный вечер, проведенный в филармонии два года назад, благодаря Алле. Билеты на МХАТ достать было трудно, и девочка обрадовалась, когда малознакомая красавица из нового класса поделилась билетом, оказавшимся лишним из-за болезни ее мамы.
  - Помню. Как проникновенно! Какие удивительные глаза, сколько выразительности в голосе, а ведь без всякого напряжения и крика. Читала прозу, как стихи. Мне еще Юрий Богатырев очень понравился, - оживилась Аленка.
   - Он читал трогательную историю про войну. Кажется, "Курочка и яичко".
  - Да, да! То же не повышая голоса, очень просто, и в то же время потрясающе художественно.
  - Артистам ставят голоса, поэтому они не кричат, но их слышно без микрофона даже в большом зале, - объяснила Алла.
  Беседуя девушки спустились на второй этаж и остановились у окна напротив кабинета физики.
  - Я плакала, когда Богатырев закончил рассказ, - призналась Аленка.
  - Наверно это и есть самое главное - не только самому почувствовать, но вызвать искренние чувства у слушателей, - сказала Алла.
  
  
  Звонок оборвал разговор и девушки нехотя пошли в класс.
  
   Но невысказанный монолог - гнев и возмущение - все же интуитивно был сканирован учителем с глаз школьницы. Отныне смотрел на девушку, как на врага, и отомстил на выпускном экзамене.
   Ответив на вопросы билета так, что потрясла пожилую учительницу литературы из комиссии, Алена от экзаменационного стресса забыла Пушкинские строки "Румяный критик мой насмешник Толстопузый". И так и не смогла дочитать до конца. Александр Альбертович торжествующе влепил четверку, вторая учительница так и осталась в недоумении от такой строгости.
   С первого класса, сначала по чтению, а потом по литературе у Алены не только все годовые, но и в каждой четверти были только пятерки. Нелепость события так потрясла девушку, что она окончательно разуверилась в справедливости. Прошло немало лет прежде, чем вера вернулась к Алене снова.
  - Самая главная ценность в мире - справедливость. Нет ничего выше, сынок. Но справедливость надо уметь отстаивать, даже ценою жизни, - любила говорить Алена сыну.
  "Даже ценою жизни. Понятно", - повторял сероглазый мальчик про себя.
   Сын Алены погиб в бою в рядах ополчения в Новороссии.
  
    []
  
  
Оценка: 3.67*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"