Встретив явный отпор и не понимание своего текста, перелопатила несколько сайтов, посвященных новелле, пока не уяснила , что в сущности это такое. Как ни условна и не расплывчата грань между рассказом и новеллой, она все же есть.
И вот решила опробовать добытые знания, которыми щедро поделилась с авторами под текстом о результатах периноминации.
"Новелла по своему конкретному качеству может быть существенным образом различна. Поэтому и нельзя установить устойчивых "признаков" Н. кроме самых общих и внешних. Поэтому и бесплодны все попытки формалистов найти общую схему Н. Соотнося Н. между собой, мы соотносим лишь в той или иной мере однородные моменты развития литературных стилей. На практике понятие новеллы в каждом данном случае переменно - и новелла Бокаччо, и новелла Горького, и фольклорная сказка, и героическая баллада - все они "новеллистичны", но каждая по-своему.
Шлегель писал: "Новелла есть анекдот, незнакомая еще история, которая интересна только сама по себе..., которая дает основание для иронии при самом появлении на свет. Так как она должна заинтересовать, то должна иметь такую форму, которая содержит в себе и обещает замечательные или привлекательные моменты. Искусство рассказчика должно подняться на более высокую ступень". Развивая и завершая теорию Шлегеля, Тик писал: "Новелла представляет в самом ярком свете незначительный или значительный случай, который, хотя и вполне возможен, тем не менее является удивительным, пожалуй единичным. Этот поворот, этот пункт, где рассказ разворачивается совершенно неожиданно и, тем не менее, естественно, в соответствии с характером и обстоятельствами, сильнее запечатлевается в фантазии читателя, когда предмет рассказа, даже чудесный, может при других обстоятельствах опять стать повседневным".
Новелла - сюжетное произведение. Сюжет новеллы как изображение одного центрального события относительно прост.
Изображение одного какого-либо конфликта как объективно происходящего события, раскрыта сущность какой-либо одной стороны общественных отношений. Краткость, сжатость Н. не должна рассматриваться здесь изолированно: она не отделима от таких ее особенностей, как теснейшая связь всех составных частей новеллы с ее органическим ядром. Новелла не терпит сложного и длительного развертывания сюжета, такого развития, которое нельзя охватить сразу, усвоить и запомнить в продолжение промежутка времени, достаточного для обычной беседы."
И окончательно "оборзев" попытаюсь обозреть, так сказать, как с этой формой справились замечательные и талантливые бесспорно другие авторы СИ.
Без претензий на истину в последней инстанции, но руководствуясь вышеизложенным.
I
Воронка Мальстрима или "Зимний вечер в Гаграх"2
Вебер А. Эликсир счастья 23k "Новелла" Проза
Очень, очень симпатичный текст, а не только название.
Плавное, иногда мучительное, иногда спасительное, течение мыслей, с вкраплениями воспоминаний, и практическое отсутствие действия.
И только "черными кляксами сомнения падали в траву" и "гигантскими мокрицами ползали темные ночные мысли.", ответы со " своими острыми холодными клешнями" и " воронка Мальстрима" внутри души.
И сны. Дарованные капсулами счастья, о том "как ветерок покачивал заросли крапивы за бабушкиным огородом, как огромные зонтики лопухов вырастали прямо из песка дачного пляжа, а на другой стороне реки утопало в молочных летних сумерках зачарованное царство вековых сосен."
Сюжет излечения души от искусственного допинга, пробуждения от летаргического сна, освобождение от зависимости, возрождение к жизни ... пусть маленького, но человека, винтика безликой машины ,банковского клерка, затюканного апостола.
Мелодрама без страстей, но с обжорством и невинным пьянством в одиночестве. Ремейк "Зимний вечер в Гаграх", но с хеппи эндом ,рожденным цветным экологически чистым сном, без добавок эликсира, в котором "Синие глубокие тени лежали на ущельях и отрогах окружающих гор. Снежные пики горели ярко красным, а в небе тревожно розовели похожие на летящих всадников облака."
Небольшие единичные погрешности.
"Без каких либо внешних стимуляторов" -нет тире в слове каких-либо
Почему-то у всех женщин в рассказе - презрительные гримасы .
Но не у меня. Хороший рассказ, полный глубокого психологизма, красивых описаний природы и переживаний героя. Рассказ. Но не Новелла. И совсем, совсем не нереальная, по формальным признакам.
La Dolce Vita.
Бьюфорт К. Жди, пока кошка не прыгнет 12k "Новелла" Проза
"- Это уже рай?"
Для кошек. И это новелла, нереальная и очень красивая. Краткая, как и положено, с простым, но неожиданным сюжетом.
Русская девушка, неважно еврейская или татарская, для Запада однозначно русская, Дина любит Италию, мужа и кошек. Кошек больше.
"кошатники - великие люди. Любят без компромиссов."
И в итоге становится кошкой за компанию с мужем -котом, обретая души бродячих белой кошки и дымчатого кота, воспользовавшихся корыстно любовью доверчивых людей.
"- Любовь зла!" -как говорил учитель истории Мельников их кинофильма "Доживем до понедельника". Даже к кошкам.
То береза, то рябина
Мякин С.В. Местный пунш и коктейль 12k "Новелла" Проза
То ли пунш, то ли голубой коктейль. Попробуй разобраться. То ли последний президент, то ли принцесса Селена, тоже последняя, миротворка , призванная "задавать ритм ..жизни, умиротворять ...всех и особенно его, призывая к любви вместо насилия."
Фантастический рассказ, неоконченный. С философскими сентенциями. "Агрессия и стремление повелевать всеми вокруг не знают границ и всегда приводят к войнам".
Более того присутствует рассказ в рассказе. Может автор чего-то не долил, то ли коктейля, то ли пунша.
"Наверное, это бред и галлюцинации от духоты..."
Но точно не новелла.
Москвофобия
Бочаров А. Фата-Моргана "Москва-Одесса" 16k "Новелла" Проза
Скорее можно было ожидать после страшной трагедии в Доме Профсоюзов Одессофобии.
Ан нет. Автора больше Москва пугает. Более того, можно сказать "Одесса - любовь моя".
"Слишком много воспоминаний, как ожог... а потом рубцы - на сердце."
Нет, это о Москве. "И что характерно - когда бы ни приехал в Москву: там всегда плохая погода. Летом - проливной дождь, зимой - обязательно минус двадцать и пронизывающий ветер." Явно не везет.
А в Одессе?
"...в Одессе ... двойник завёлся" Или время сдвинулось как-то не в ту строну. Или раздвоение личности.
"Мне кто-нибудь может доступно объяснить, что в этом мире происходит?" .
Перепутанная временная последовательность событий, когда знакомая может видеть твое будущее, а ты ее будущее, но никак не встретитесь глазами. Однако все счастливы.
Путанная новелла, вроде бы? И даже немного нереальная.
Но " когда твои мечты сбываются, зачем задавать лишние вопросы".
Ненаписанная книга.
Трофименко Д.В. Мертвая ночь 11k "Новелла" Проза
Герой "писал поистине невероятные рассказы.".
Каждая его "новая повесть рассказывала о таких мирах, что не хватало даже воображения, чтобы представить всю глубину происходящего. В каждой его новой истории открывались неизведанные миры, где не бывала и нога человека."
Но читателям узнать происходящее, так и не суждено, тем более его глубину. И во всем виноват "Дом ночи", пленивший автора
"Я должен написать великую книгу!"
Пожелаем молодому автору успеха. Но поскольку ничего не происходит, кроме того, что герой пишет и пишет, то это нереальный рассказ ненаписанный, или нереальная будущая книга, но не Новелла.
Последняя крыса
Махавкин А.А. Крысиный лев 29k "Новелла" Проза
Расследуется чрезвычайное происшествие - причина гибели экипажа инопланетного корабля "Вспышка". Остался в живых один человек, вроде бы. Так пришествие есть, и оно необычайное. Первый признак новеллы.
В отсутствии продуктов из-за аварии люди озверели и стали жрать друг друга. Выжил только один "герой". Но уже не человек, по своей психологии.
"Выживала самая сильная, хитрая и быстрая крыса. Выжив, она получала два дара: первый - желание и в дальнейшем уничтожать собратьев; второй - необъяснимую способность убивать других крыс на расстоянии. Такое животное называли крысиным львом".
Как назвать такого человека ?
Вспомнился диалог с бывшим заведующим. Имея либеральные взгляды он все время "прикапывался" к советским людям. Де, никакие они не герои. И Зоя Космедемьянская просто сумасшедшая. Не подумайте, человек хороший, просто Резуна начитался, и Эхо Москвы наслушался.
Я спорила, конечно. Но на один вопрос не смогла ответить. Привел случай из газет, о том, как четверо наших советских моряков после аварии дрейфовали на плоту в океане, несколько недель. И их все-таки спасли, обессиленных, обезвоженных, предельно истощенных, но живых, всех четверых. Их называли героями.
-Ну какие они герои? Что они сделали? Ничего.
Тогда не нашла, что возразить.
Благодаря автору, поняла, почему они герои. Они герои потому, что ничего не сделали - не сожрали друг друга, не выпили кровь.
Но поскольку одним происшествием, как требуется для новеллы, автор не ограничился, и герой продолжил убивать людей, плодя происшествие и трупы, то это не новелла, а рассказ ужасов, асоциальный по своей сути, отражающий нравы капитализма.
Нет ни возрождения, ни света. Ни тема, а антитема.
Количество ошибок просто зашкаливает.
Лишние знаки
"- И вы, - он помолчал, - тоже?,,"
Недостающие знаки препинания и тире.
"Лев стрелой метнулся в сторону клетки профессорской Нюси и та истошно заверещала. Северцев хотел было возразить, но я поднял руку и он смолчал."- нет запятой после слов "руку".
Это только пример, но их так много, что сил нет копировать.
Суперпозиция миллиардов нейронов
Чернов Е.И. София 40k "Новелла" Проза
Лимит килобайтайтов исчерпался полностью, но не автор. Изложение настолько сложно-структурированное, многослойное с большим количеством главных и второстепенных героев, несколькими сюжетными линиями, многоплановыми историями, плюс энтропия и замерзающие младенцы. Прочитав, если осилите, долго будете думать. А что это было? Панегирики реформации? Святой Софии? Новгородской республике? Вере?
И, наконец, где новелла? Где простота и ясность сюжета, динамизм, неожиданный поворот событий, открывающий что-то новое, ядро, так сказать? Пересказать в беседе с друзьями у камина смог бы только, разве что, Соллертинский с его феноменальной памятью.
Нереальность есть, а новелла задохнулась в костлявых пальцах мертвецов. Света солнца не хватило.
Это что угодно, рассказ или повесть, отрывок из романа в стиле фентези, но не Новелла. И любителей такого чтения еще надо поискать. "...путешествие во времени осуществимо только во сне и только в пределах одной когерентной системы и ее жизненного цикла."
Но не приведи, Господи, такому во сне приснится.
Кстати экскурсы из учебника физики для Вузов о конвергенции, энтропии, термодинамике, гравитационной силе, сверхпроводящих электронах, и пр., и вкрапления для пущей важности из учебника психологии - трансцендентный страх , например, и даже из физико-биологии - квантовая суперпозиция миллиардов нейронов, особо занятны для непосвященных.
" - Я не понимаю, - кричу я, - зачем все это?" Хоть у меня была пятерка не только по физике, но и по статистической физике, и физической химии, электронике, сопромату, высшей математике, философии и бог знает еще по чему. И с "умением строить логически непротиворечивые системы" все в порядке.
И все для того , чтобы "В воздухе висело напряжение." Осторожно, возможно, короткое замыкание!
Ну и ошибочки, конечно, не без них. Мелочи, но приятно, когда не только у тебя.
"Добрый христианин должен помогать богу не только при жизни но и после смерти, не так ли?" - нет запятой перед "но"
"Одной рукой он по прежнему зажимал нос, другой нащупал распятие на груди". - нет дефиса в слове по-прежнему.
"Из сказанного выше неизбежно следует фундаментальная проблема: путешествие во времени осуществимо только во сне и только в пределах одной когерентной системы и ее жизненного цикла." - где- то тут потеряна запятая, не могу решить где. Возможно после слов "во сне".
"Многие из них даже не успевали понять что произошло." - нет запятой перед "что".
"Я слышу как Болтун тяжело сопит за спиной, но я все равно первый, выжал последние силы, что остались после целого дня шатания на воздухе." - нет запятой после слова "слышу".
К сожалению в тексте не обошлось без эвфемизмов и мата. Се ля ви. Автор за персонажей не отвечает.
"сисястая Дева Мария!"
"Он толкнул ближайшего солдата, - заколоть еретика и суку тоже."
Интересны фундаментальные утверждения.
"Нет римской Церкви и православной. Есть единая Святая Вселенская и Апостольская Церковь." - сие обычно означает, что нет православия. Такая пропагандистская тонкая западная штучка.
Бог один, но конфессии разные. И каждая защищает свой мир и ценности, и территории распространения.
"Они призывали вернуться к бескорыстности и простоте первоначального христианства, развенчивали обрядовость церковных ритуалов и оторванность духовенства от простых людей."
Симпатичные постулаты будущих протестантов. Но мы знаем , во что в итоге вылилась борьба между католиками и протестантами, и кому это было выгодно.
Так же, как и то, что гардероб протестантки Елизаветы поражал воображение, даже католички Марии Стюарт.
Чтобы полностью оценить достоинства стиля, перипетии сюжета во многовековом временном промежутке , творческие находки автора, нужно время и объемы... трактата. Надеюсь, на должном, для данного текста, конкурсе рассказов кто-нибудь когда-нибудь это сделает.
Дело же новеллы рассказать об одном из ряда вон выходящем событии. А в этом тексте их столько, что хватит на целую книгу.
Красная роза эмблема любви, или волшебная сила исскуства
Ковалевская А.В. Театральные сезоны на Марсе 30k "Новелла"
Но не любви, положим, а эротики.
Эротика на Марсе. История из недалекого будущего первопоселенцев на малопригодную для жизни человека планету. ' Крохотная община марсианских первопоселенцев задумана как команда специалистов-универсалов.'
Живут герои изолировано на базах Красный 1, Красный 2 и т.д, не по цвету взглядов, а планеты.
И несмотря на то, что от Земли до Марса меньше года пути по тем временам ('Семь месяцев полёта к Марсу, потом, после приземления, ещё месяц в закрытом корабле'), почему-то каждый обречен провести '...куцый отрезок вечности под названием человеческая жизнь', забившись в нору, которую сам себе устроил среди пыльных камней жалкой планеты.' Жизнь, впрочем, неплохо поддерживается необходимыми ресурсами с Земли, на что идут огромные деньги налогоплательщиков.
Но переселенцев это мало греет.
Несмотря на свои знания и умения, в замкнутом герметизированном пространстве люди начинают чахнуть. '..их охватило безразличие, сменявшееся приступами жестокой ностальгии по оставленной Земле'. Но не всех. В русской колонии 'Красные 5' с самого начала поселения начинают происходить
'cтранности, не поддающееся логическому объяснению.'
Режиссером этих странностей становится - 'Психолог .... - Полина. И терапевт. И ещё биолог-селекционер.'
На Земле театр и жриц любви придумали мужчины. На Марсе - женщина. Она придумала сначала что-то вроде кукольного театра из полдюжины странных и изящных предметов, сделанных из подручных средств, среди них главная героиня - роза любви 'вызывающе-яркая на бархатисто-чёрном фоне, с тонкой кружевной каймой по краям лепестков' из собственного женского белья креативного психолога. С их помощью разыгрывались не кукольные страсти. Да такие, что объяснить, что происходит в русской колонии каждый воскресный вечер, не брался сам командарм. Поскольку в конце каждого представления наиболее активного участника ждал переходящий приз, или стриптиз хозяйки белья.
Еженедельные театрально эротические мистерии проходили под музыку инструментов, сделанных из останков корабля. Со временем требования к участникам все усложнялись, что бы не расслаблялись 'Полина давно фактически единолично распоряжалась... свободным временем, теперь она потребовала от мужской половины исполнение акробатических трюков'. Словом, никого свободного времени у бедных мужиков не осталось. Они только и делали, что мастерили трапеции и тренировались. Хандрить никогда было.
Каждый дилетант, выходя на сцену и играя роль, преображался. Но вот вопрос - возрождение ли это из пепла? Почему-то уже третий автор видит возрождение в пробуждении в человеке зверя? 'и в этой сверхчувствительности - всё твоё первобытное начало, и ты ощущаешь себя зверем, самцом больше, чем человеком.'
"Вы ничего не можете поделать с длиной своей жизни, но вы можете увеличить её глубину и ширину". То есть таким вот образом, зверея натурально, так сказать. Нет, чтобы построить справедливое, свободное от олигархов общество, превратить планету в райский сад, полный взаимной любви и света разума, овладевая новыми знаниями, совершая открытия. А не просто вытанцовывать Ефремовские арабески. Да, все это однозначно перекликается и с Таис Афинской и Туманностью Андромеды, немного, в части публичных театрализованных мистерий.
Но автору мало всего вышеописанного восторга. Поставить бы точку. Нет, творческий порыв не остановить. Она решает усложнить, объяснить откуда артистические наклонности у 'роз' и их поклонников. Все они дети звезд ... шоу-бизнеса, характерами с родителями не сошлись, и их образом жизни. Беда просто. Очередные 'Отцы и дети'. Суррогатные плоды моды ' заводить наследников на пороге старческого маразма', искусственно культивированной, 'чтобы откачать миллионные состояния королей сцены.' Но это не конец. Далее будут голографические проекторы, плесень и трансформированные в клавиатуры лица новых марсиан, это чтоб легче по клаве бить, сочинять фантастические рассказы, танцуя арабески. Браво!
И наконец финальная мистерия на пепле сожжённой базы Красных 1
'Акробатические трюки мужчин заменили языческий пляс у погребального костра' И следом 'Шествие нарядных людей в венецианских масках завершило праздник и объединило ... в одну семью'
'Если он думает, что я подожгла базу, чтобы сделать Первую Мистерию незабываемой и провести инициацию всех красных, то меня ждут не лучшие времена".
А читатель может подумать, что база была сожжена автором, чтобы обыграть тему, но автору ровным счетом ничего не грозит, кроме любви читателей.
И, к сожалению, или к счастью, это не новелла, а повесть, и возможно в будущем роман. Слишком много всего для одной простой новеллы, для которой и одной мистерии хватило бы сполна.
Бесы
Прудков В. Торпеда совести 30k. Новелла: Проза
'В нормальном, абсолютном понимании, свобода есть возможность посвятить все свои способности, все свои таланты на служение своему народу без всяких посредников и "частных собственников", довольствуясь необходимым.' *
Нет, это не слова автора текста. Все что дальше в кавычках его. А это эпиграф, передающий главный посыл произведения, в моем понимании, конечно.
Итак. Бесы ...коррупции. Не Достоевский, но забавно, забавно.
Начало - чистый анекдот. В неком городе в комедийных выборах некий господин Битов, в прошлом честный бизнесмен хлебопекарь , потомственный между прочим, выигрывает пост мэра. Чему несказанно рад. Но не тут было. Сразу с места в карьер, в начале карьеры, то бишь, наступает оно - необычайное событие под кодовым названием 'Ахиллесова пята' Название мое. Идея авторская, гениальная. Вшить в потенциальных коррупционеров капсулы совести в обязательном порядке, всем. "Личная инициатива президента."
И нашему герою вшили. То есть отвезли в спецклинику, похожую на американскую тюрьму, где вшивают принудительно . С тремя этажами, как кругами ада Данте, на третьем пьяниц кодируют, на втором -наркоманов, на первом элитном - выгодополучателей. Как только должность государеву обрел, сразу зашивают. Без разговоров. Отказаться можно, только без сохранения должности.
Комично нереально. Отвлеклась от текста, и уже мысленно представила; ему дают - не берет, ему преподносят - отталкивает, предлагают - отклоняет. А ведь главное, какие возможности открываются человеку с совестью на должности мэра города с парой десяткой миллиардов годового бюджета. Это ж сколько всего хорошего можно сделать. А ведь и помощники тоже все зашитые с совестью, и министерства, и всяческие ростехнадзоры, и полиция, и налоговая инспекция, и суд, и прокуратура и даже следственный комитет. Какая сила.
Сколько садиков можно построить, больниц и школ отремонтировать, а уж дороги такие сделать. Ну и туалеты, конечно. А улицы мыть исключительно шампунем, как в Европе. И тут споткнулась о вопрос: а кто все это делать будет? Правильно, не закодированные частные подрядчики. Они дорогу построят, а она щебенкой по окнам автомобилей стрелять будет, дорожки пешеходные заасфальтируют, а весной асфальт вместе со снегом сойдет и жуткими глазницами полными грязной жижи покроется. И так во всем. А цены такие заломят, никаких миллиардов не напасешься. Вот почему все совестливые люди такие бедные, их постоянно обманывают. Получается зашивать надо либо весь народ, либо либеральную экономику - мешок на голову и, как графа Монте Кристо, в море ... И никаких колющих, режущих предметов, чтоб обратно не всплыла.
И тут вспомнила про автора. Что его герой делает? А зашитый Битов трусливо сбегает из клиники. Вместе с совестью у него проснулась проницательность. Неправильно я рассуждала, совесть благотворно действует на аналитические способности. Решил наш герой уединиться в одиночестве на старой квартире жены Светланы, чтобы с мыслями собраться, совестью помучиться. Жена как раз перед выборами погибла. Ее сбили на угнанной машине хулиганы. А пепел, кстати, еще остался в пепельнице жены.
Свернул автор с легкой дорожки анекдота, и погрузил читателей в детектив.
А дома и стены помогают, даже совестью мучиться. Быстро аналитик разобрался какой ценой мэрство ему досталось, и что не случайно жена, что была против выдвижения на пост, погибла. Тот, кто другом казался и двигал честного хлобопекаря к мэрству -Димон Бесых 'соратник, советник, да и с некоторых пор просто друг', так сказать, оказался сущим Бесом Дьявола, и действовал в его интересах. А Битов 'Сделался послушной куклой в его руках...'
Димон легко героя отыскал, дверь выбил с заботой в добрых глазах, похожих на прицел снайперской винтовки, и с капсулой антисовести от Касперского.
Возрождение? Да.. Но не надолго. Другую капсулу вошьют и.... ' Будем готовиться к инаугурации!'
Печально. Но новелла, а это именно она, получилась, сатирическо-детективная.
Да только хвалить не буду. Это все ровно, что хвалить 'Лефиафана', в котором режиссером сюжет из западной действительности перенесен в Россию, и "от просмотра которого хочется сдохнуть потому, что фильм лишает зрителя вообще какой-либо надежды на существование счастья жить в России".** Как автор перенес Монику Левински из кабинета Клинтона в маршрутку. "Несимпатичная слюнявая женщина тотчас пододвинулась и шепнула: "Хочешь?" Не дожидаясь ответа, наклонилась и полезла расстегивать ширинку..."
Но, не бывает такого! Автор на маршрутках наверно не ездил. Водителя джипа изобразил , похожим на Джо Райдера - маньяка-убийцу из американского фильма. Под маской врача 'угадывался Ганнибал Лектор, самый последний злодей из тех американских фильмов'. И все перебрались на ПМЖ в Россию. Америка достала!
И не только коррупционеры, но и весь народ показан гадко, будто все члены американского общества анонимных алкоголиков, да наркоманы с Брайтон-Бич.
"Это уже не важно, что там себе думал режиссер Звягинцев, когда всё это снимал. Это не важно, что он думал, когда приглашал консультантов. Может, он хотел как лучше.
Может быть. Такое бывает. Хотел зайцев накормить, выдал партизан - и зайцев не спас, и с партизанами неловко вышло. Хотел Россию сделать лучше, напугать её как следует, чтобы ужаснулась и стала красавица и умница, - а вместо этого обосновал геноцид." **
И это уже не важно, что там себе думал автор, наверно тоже хотел как лучше. А получилось, как у Звягинцева.
Но ведь это нереальная новелла.
* -автор строк Сергей Метик
** - из рецензии на фильм "Левиафан"
Венок сонетов
Ёлшин Олег Игоревич На другом берегу 37k. Новелла: Проза
(12 маленьких прелюдий)
В классической новелле, сюжет перемещается из реальности в нереальность и вновь возвращается в реальность. Здесь автор применил другой прием, из нереальности в реальность. И вновь возврат к нереальности.
Что ж, и для нереальности реальность событие из ряда вон выходящее, и явно не обыденное.
Но единого как такового сюжета нет, а есть несколько маленьких зарисовок сюжетов-прелюдий, ничем не связанных друг с другом, кроме наблюдающих их двух одиноких душ, совершающий своеобразный тур-полет. Тур поэтичных сонетов. И, кажется, карта тура случайна, но на самом деле строго продумана всевышним, автором, то есть. Ничего безобразного попасться на глаза не имеет право, взрыв автобуса с людьми в Волновахе, например.
Каждый последующий сонет в прозе прекраснее предыдущего, но не выливается в музыку полноценной новеллы. Как будто автор перебирает бусины в ожерелье, или как Дон Жуан женщин. Эта прекрасна, но возможно следующая будет лучше. И не хватает каких то душевных струн и усилий остановиться, чтобы родилась простая единая мелодия. Тем все и кончается , надеждой на самую прекрасную новеллу в будущем.
II
Фальшивая утка с усталой таксой.
Неволошин Макс Поэма революции или Рукопись 2
'Это продолжалось годами. Приходили какие-то загадочные лица, говорили ему, что надо делать, снабжали материалами, которые он должен был публиковать. Порой он спрашивал, что будет, если он откажется это делать. Ответом был молчаливый, угрожающий взгляд. Ему намекали, что в лучшем случае он встанет в очередь за бесплатной похлебкой для нищих. В худшем же пойдет по пути 'истинной свободы и демократии' в страну почивших предков.'*
А еще раньше вот также под диктовку писал свои книги плодовитый Резун.
И так хочет объяснить возникновение поэмы ' Двенадцать' автор сей новеллы, которая сама написана верно таким вот образом, поскольку представляет собой не что иное, как чистой воды компиляцию из баек, мемуаров, и даже меню ресторана.
Сегодня, это просто нереальная новелла, а завтра в каком-нибудь архиве найдут и опубликуют на Западе частушки от руки Льва Троцкого, например, напоминающие содержанием текст 'Двенадцать' со словами 'Мы на горе всем буржуям..' . Как это сегодня происходит сплошь и рядом с неожиданно всплывающими дневниками с упоминанием меню в военном санатории под блокадным Ленинградом, или фото с ромовыми бабами с затертыми надписями.
С историей Серебряного века неотрывно связан дореволюционный ресторан 'Вена', когда-то расположенный в живописном центре Петербурга (сегодня в этом здании отель).
Незамысловатое действо начинается в этом ресторане , но уже времен революционного Петрограда, а точнее в декабре 1917 года, с реальными историческими лицами, затем врывается нереальность в образе некой Сущности и еще более нереальной версии создания известной поэмы, и вновь возвращается в реальность, но уже в другом месте. В квартире великого поэта в процессе творчества, так сказать.
Литературоведческая новелла-политагитка с контрреволюционной начинкой, вызывающей 'политическую враждебность'.
Главных героя два, точнее три. Внешность троих описана, и предельно узнаваема. И три проходных второстепенных персонажа, но не второстепенных в русской культуре, нужных для обозначения места и времени действия. Чтобы подтвердить 'какие люди здесь бывали!'
Одному из них, Шаляпину, позволено не оскорбительно всплыть в вскользь рассказанной, и не отягчающей сюжет, байке . Но не так повезло бедному Игорю Северянину, коего этакой усталой таксой и вывел автор на авансцену, да еще не ананасы в шампанском поглощающего, а приземленные рыжики какие-то. 'А вы думали, он питается ананасами в шампанском, идиоты.' -это автор к Вам обращается, читатель.
И половой с лицом Сергея Есенина. То же, чтоб приземлить, и отношение автора выказать, так сказать, или аристократическую кровь.
Полноправным героем выступает 'меню', меню завтрака, которое автор выложил в самом начале текста на обозрение с ценами точностью до копейки, включив в воспоминания одного главного героя -наркома. Меню дореволюционное. Ссылочку на источник автор забыл указать, но я вот нашла, кушайте, кому любопытно. http://statehistory.ru/books/YUliya-Demidenko_Restorany--traktiry--chaynye----Iz-istorii-obshchestvennogo-pitaniya-v-Peterburge-XVIII---nachala-XX-veka/12
И http://vena.old-spb.ru/rus/restoran-venamalaya-morskaya-ul-13-gorohovaya-ul-8.html
Почему вдруг меню?
Сама новелла - блюдо для искушенных антибольшевиков. Как известно антибольшевики самые предвзятые гурманы, ромовыми бабами их не накормишь.
Завтрак: 75 копеек
Графинчик водки: 40 копеек
2 кр. пива: 20 копеек
На чай слуге: 20 копеек
На чай швейцару: 15 копеек
Итого: 1 рубль 70 копеек.
Меню в 1917 году изменилось, но даже во времена военного коммунизма, как и до революции, как и сегодня 'Гуляли в основном спекулянты, шулера, публичные девки.' И как писал М. Кузьмин, они, как прежде, так и сейчас, 'Боятся мира, трепещут за нажитое и готовы их защищать до последней капли чужой крови...'
Имена главных героев автор постеснялся назвать , но с помощью подсказок внешности и биографии, указаний знаний и навыков, догадаться нетрудно.
В итоге вашему вниманию предлагается версия создания поэмы Двенадцать, нереально оскорбительная для Великой Русской Литературы. Очередной анекдот, так сказать.
Нарком иностранных дел Лев Троцкий в пенсне и с бородкой собственной персоной , известной знанием шести языков (украинский, французский, английский, итальянский, немецкий, и русский) и увлечением писать стихи с начальных классов гимназии, шатается по ресторанам, понимаете ли, вместо того, чтобы в первые, страшные своей неопределенностью, месяцы судьбы молодой советской республик переговоры с немцами вести, и заниматься всякими другими важными делами внешней политики. Но этого мало, он еще и полит агитки в стихах пишет, для поднятия революционного духа, так сказать.
В худом теле бедного Троцкого оказался сам Сатана. Хотя из разных источников давно известно, что сия сущность более предпочитает жирненьких каплунов, тельце белое да пухлое Гайдара, например, 'оставившего позади Гитлера и Наполеона вместе взятых', в деле уничтожения русского народа.
Благодаря своим нечеловеческим возможностям Троцкий, оказывается, и умудрялся таскаться до революции по ресторанам со своей женой Натальей Седых. Ведь доподлинно известно, женился он в Париже в 1903 году. В Россию вернулся в 1905, когда началась революция, но уже осенью был арестован. В этом промежутке так был занят революционной и издательской деятельностью, что окружающие восхищались его работоспособностью. А он еще по ресторанам. Немыслимо. Бежал за границу в 1907 и вернулся вновь в Россию в мае 1917.
Немыслимо для человека, но не для Сатаны.
Только зачем читателю дореволюционное меню из памяти Троцкого, когда ясно, что в декабре 1917 года оно было совсем другое? Чтобы показать, как хорошо жилось до революции, на фоне роста цен уже после февральской. Что говорить о ценах после Октябрьской, и нарастающем голоде?