Злобный Ых : другие произведения.

Обзор конкурса Cosa Nostra - 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказов - 49+1, модифицировано 30 августа 2007 г. Финальная версия.

Злобный Ых. Обзор конкурса Cosa Nostra - 4

"На рубеже эпох"


Ну, граждане конкурсанты, заходите, не стесняйтесь. Здесь вы можете найти отзывы на свои тексты, представленные на означенный конкурс. Заранее запасайтесь валерьянкой, поскольку мало вам не покажется. Обычно эти отзывы попадают в диапазон от "злобоехидный" до "асфальтовый каток", так что людям, имеющим обыкновение принимать комментарии близко к сердцу, читать не рекомендуются даже с медикаментозной поддержкой.

Критерии оценки (в произвольном порядке): 1) Стиль изложения, язык и грамотность (ноль ошибок - гуд, девять - автор, убей себя об стену); 2) логическая непротиворечивость текста с учетом общей эрудиции автора; 3) степень заштампованности при проработке темы; 4) соответствие теме конкурса. Разумеется, преноминаторам виднее, соответствует рассказ теме или нет, но если с моей точки зрения тема приплетена чисто формально и не является необходимым и неотъемлемым компонентом сюжета, оценка будет снижаться независимо от общего качества.

Стандартный дисклеймер: если по прошлому опыту общения у вас почему-то сложилось впечатление, что я белый и пушистый, я приложу все усилия для того, чтобы развеять это заблуждение. Итак, вперед и с Пепси!.. ой, нет, не люблю я эту гадость. Так что лучше просто вперед и с песней!

Ссылка на имени автора в рецензии ведет в коммы к тексту. Да, и настоятельно рекомендую ознакомиться со статейкой, названной просто и незатейливо: "Конкурсанту".

Список рассказов

(отсортировано по фамилии автора, в скобках - оценка; 1/х означает, что рассказ тянет на x баллов, но в рамках конкурса дисквалифицирован по формальным причинам, в первую очередь - из-за несоответствия теме)

Deadly.Arrow "Реки крови" (1/9)

J "Конец Света, Инкорпорейтед" (8)

J "Летоисчисление Дине" (8)

J "Построение" (6)

Бодунец Жека "Миротворец" (6)

Боевой-Чебуратор "Маг его сиятельства" (7)

Бонита Пьетила "Полный вперед с поправкой на икс-фактор" (8)

Варсонофий "Зеро" (6)

Велицкая Наталья "Бога ищет" (2)

Велицкая Наталья "Руди гарантирует" (4)

Ветнемилк К. "Как они вымирали..." (5)

Выворотень "Пей-голова" (6) (снят с конкурса)

Гаэр Кена "Кто сегодня в гости?" (6)

Гетманова Виктория "Новое Время" (6)

Голдин Ина "Метаморфоза Бишопа" (9)

Джеват Кара "Самсоныч" (9)

Джонатан Ливингстон "Супер-око" (2)

Дон Нева "Дивный новый шанс" (3)

Ескевич Галина, Лорд Арк "Червивая крыса" (6)

Калинчук Елена "Проблема двухтысячного года" (5)

Каньюн "Праздник" (7)

Капустин Вад "Охота на жучков" (1/3)

Конкистадор "Год спустя" (5)

Кошки Д.Д. "Уездные размышления о марсианских червячочниках и четвертом тысячелетии" (7)

Краснов Иван "Секундное дело" (4)

Лифантьева Евгения "Командировка к ужасу" (7)

Логос Генри "Чужая пыль" (7)

Лойт "Коллекция негодяев" (6)

Михей "Имена революции" (3)

Молли "Сделано в Гоби" (3)

Морголь Людмила "Исповедь одной лошади" (6)

Ник.Арагуа "Начало света" (8)

Парфенова Мария "Голубые росы Колпиэра" (8)

Придатко Виталий "Путь для отступления" (8)

Просвирнов Александр "Пар Парыч" (3)

Ренард Р. "Порванное небо" (8)

Самоков Артем "Чёртова дюжина" (1/4)

Сапфира Алла "Сокровищa Гараддин-шаха" (8)

Светлая Илонна "От обратного" (3)

Средин Ник "Видно, в понедельник их мама родила" (6)

Средин Ник "Экстремальный отдых в любой эпохе" (7)

Стягин Дмитрий "Апокалиптический коллаж" (7)

Такойто Сергей "Хронiка побъды надъ луннымъ войскомъ" (7)

Усманова Александра "Тридцать второе" (1/4)

Чернышева Ната "Если будешь вести себя плохо..." (8)

Шоларь Сергей "Царь слепых" (7)

Шэд Павел "Время великих героев..." (4)

Юрт "Сага о репе с зеленых холмов" (7)

Юрт "Финнеас, мельник и речной царь" (5)

Ясинская Марина "Sanguis sanctus" (7)



Deadly.Arrow "Реки крови"

Очень хороший рассказ. Стиль выдержан от и до. Атмосферность также присутствует. Рассказ мне весьма понравился (за исключением пары мелких ляпов (о которых ниже), но, увы, он страдает одним фатальным недостатком. А именно - он абсолютно не соответствует теме конкурса. Поэтому я вынужден пойти на принцип и поставить хорошему рассказу единицу из сугубо формальных соображений. Хотя в иной ситуации это была бы твердая девятка. Пара придирок: "-- О, дерьмо, хреново дерьмо, - простонал Черт. - Моя хата... хреново дерьмо." - это что, подстрочник с английского? "Но вскоре после того, как распродали первую партию, выяснилось, что большинство людей сигналы модулятора не воспринимают" - не верю. Устройства подобного рода, способные негативно повлиять на здоровье человека, обязательно тестируют на больших группах.

Оценка: 1/9 баллов


J "Конец Света, Инкорпорейтед"

Хороший рассказ. Однако не столько фантастика, сколько суровая правда жизни, формально отнесенная к данному жанру упоминанием будущей даты.

Небольшая придирка:

"я прошла через просторное лобби" - в русском языке это слово в этом значении не применяется.

Оценка: 8 баллов


J "Летоисчисление Дине"

Очень хороший рассказ. Однако опять имеющий весьма отдаленное отношение к фантастике. Шелковая нить в финале может быть объяснена кучей способов. А что еще здесь от фантастики?

Придирка:

"успеть войти в каньон до того, как Аризонское солнце окажется в зените" - "аризонское" - со строчной буквы.

Оценка: 8 баллов


J "Построение"

Юмор и сатира. Все хорошо, но я откровенно не понял идею. Чем именно занимается "программа по поиску шифрованых сообщений в радиопереговорах", какие "шифрованные сообщения" она ищет и что с ними делает после того, как (если) их нашла? И, самое главное, кто и зачем пятьдесят лет подряд зашифрованно рассчитывался на первый-второй-третий и почему начал это делать именно в 2012-м?

Опечатка:

"доказательства аутентичности используемой молодым человеком записли грохота" - чего-чего грохота? ;)

Оценка: 6 баллов


Бодунец Жека "Миротворец"

С сожалением должен констатировать, что рассказ демонстрирует все родовые пятна политической агитки. Начиная вот с этого:

"не начала процесс глобального Умиротворения. В первую очередь она задалась целью внедрить новый календарь у нас в Израиле, который, дабы никого не оскорбить, условно переименовали в Ближневосточную Зону"

При всем моем сочувствии к Израилю и его нелегким отношениям с арабами, так до сих пор и не отказавшимися от намерения "сбросить Израиль в море", должен заметить, что в современных политических реалиях это наименее вероятный выбор. Насильственно внедрять политкорректность в де-факто теократическом (насколько это возможно в современном мире) государстве означет всего лишь начать войну. В Израиле достаточно фанатиков, которые немедленно возьмутся за оружие, благо таковое имеется почти в каждом доме.

Я прекрасно понимаю, что автор обижена на европейские СМИ определенного толка, выставляющие Израиль как злобного агрессора против мирной Палестины при каждом удобном и неудобном случае. Я прекрасно понимаю, как должны себя чувствовать люди, борющиеся с террористами, когда этих самых террористов выставляют в качестве невинных борцов за мир. Я наслышан о том, как арабы фальсифицируют смерти от пуль израильской военщины перед журналистами - вплоть до ситуации, когда перед телекамерами "труп", упавший с носилок из-за неловкости носильщиков, вскакивает и, матерясь, убегает за угол. Я все понимаю и вполне сочувствую.

Однако это не оправдывает автора. Это - не конкурс политического памфлета на злободневные темы. Это - конкурс фантастического рассказа. И в таковом качестве текст достаточно слаб. Поэтому, увы, поставить высокую оценку не могу.

Оценка: 6 баллов


Боевой-Чебуратор "Маг его сиятельства"

Текст на грани фола вписывается в тематику конкурса. То, что Чингисхану пятьдесят лет, никак на происходящее не влияет. Ну да, год 1205 - рубеж эпох. Ну и что? Описанное действие может происходить когда угодно.

Другая претензия - автор чрезмерно злоупотребляет тире и многоточиями, а также оборванными фразами. Местами возникает впечатление, что рассказчик астматически задыхается или сам не может понять, что происходит. Прямая речь, даже явная, почему-то не оформлена вообще никак. Стиль изложения рваный, местами воспринимается тяжело.

По сюжету - отличия между третьей и четвертой степенью прописаны весьма невнятно и неубедительно. Создавать великана только из людей или из людей и строений, на мой взгляд, разницы нет. Чистой воды личное мнение, разумеется, но тем не менее.

Оценка: 7 баллов


Бонита Пьетила "Полный вперед с поправкой на икс-фактор"

Хорошая реализация избитой идеи. Как себя чувствуют киногерои, когда фильм заканчивается... литературные персонажи по завершению книги... компьютерные писИ и неписИ, когда на них не смотрит камера... в общем, обсосана эта тема по самое не могу. Ну да, с технической точки зрения текст хорошо реализован. Да, заметен элемент издевки над тем, как пишутся сериалы. Но идея - очень средняя, и развязка стандарная.

Оценка: 8 баллов


Варсонофий "Зеро"

Так нагнетать обстановку, так заставлять читателя мучаться страданиями безвинного паренька - и закончить текст безжизненно-банальным хэппиэндовым "они тебя услышали"? М-да...

В сюжете масса натяжек. Определить IQ захваченного курьера с первого взгляда? Да даже по досье? Не верю. Просто потому, что незачем связываться. На кой заставлять работать по важным темам интеллектуального раба, когда ничуть не менее умного, но куда менее брезгливого специалиста наверняка можно найти по найму или призванию? Угроза кнута и кулака в отсутствии иных поощрений никогда не была эффективным мотиватором умственной деятельности.

Далее, использование именно этого паренька в качестве приманки еще менее логично. Жертву "ксенолихорадки" можно было выбрать из экипажа любого захваченного судна, а не использовать в ее качестве полезного, хотя и подневольного члена собственного экипажа.

Размышления главгероя неестественны. Выдавать на свой счет сентенции типа "что еще надо парню в девятнадцать лет?" можно десять-двадцать лет спустя, а вовсе не после года рабства, когда практически единственная эмоция - страх.

Побочный микро-сюжет на тему "военного корабля" пирата и прочих многозначительных верфей оборван на полуслове и оставляет чувство недоумения. Зачем эта тема вообще поднята?

Далее, сама по себе идея, что именно во "время зеро" локсы окажутся настолько чувствительными, что бросятся на выручку, не выдерживает никакой критики. Судя по тем описаниям, что дал сам автор, они и в любой другой момент не откажутся помочь. Это, вообще говоря, просто диктует здравый смысл: сегодня ты спас, а завтра - тебя.

Наконец, идея о пандемии или даже просто гибели станции, вызванной одним-единственным зараженным человеком, вообще полная чепуха. Во-первых, передача болезни от одной расы к другой, инопланетной, практически невероятна в силу тотальных физиологических и биохимических отличий. Во-вторых, если физиология ве же схожа настолько, что допускает передачу заразы, особенно настолько смертельной и быстро распространяющейся, при такого рода контактах все участвующие стороны просто обязаны учитывать вероятность болезни контактирующих персон. И не просто учитывать, а соблюдать соответствующие процедуры типа обязательного представления медицинских карт, ношения скафандра и соблюдения карантина. В-третьих, кто вообще мешал парню сразу уведомить подобравших его локсов о своем заболевании? Он оставался в здравом уме и твердой памяти, так что даже если бы и не дожил, мог бы оставить сообщение в иной форме. А ведь пират твердо знал, что "ты не наш, Андрей". В-четвертых, болезнь была явно хорошо известна, следовательно, против нее должно было иметься лекарство не только для людей.

В общем, сюжетные ходы продуманы очень плохо и неправдоподобно, хотя с точки зрения языка текст реализован достаточно прилично.

Оценка: 6 баллов


Велицкая Наталья "Бога ищет"

"Это один из первых моих рассказов. Прошу судить строго" - ну что же, автор сама напросилась...

Для начала - все замечания чохом.

"потерпел крушение возле незаселенной людьми, но пригодной для жизни планеты" - и опять "потерпел крушение", и опять "возле" планеты, да еще и кислородной и земного типа (этакий ма-аленький рояль в кустах).

Сударыня автор, космический корабль, натолкнувшись на препятствие возле планеты (а что иначе может означать "потерпел крушение"?) превращается в груду мертвых обломков, быстро сгорающих в атмосфере. После этого никто не выживает.

"В отсеке для инвентаря нашлись лопата и совок." - в спасательной шлюпке? А формочек для песочка там не было? Хоть убейте - я не понимаю, для чего эти предметы могут входить в комплект оборудования спасательной шлюпки.

"Шлюпка приземлилась на севере, в местности с бедной растительностью и мерзлой землей" - и почему именно там? Потому что ее автопилот программировали идиоты? Потому что ее экипаж решил вволю настрадаться в последние свои дни? Или просто потому, что автору так надо для обоснования сюжета?

"подтащили мертвеца к яме и оставили лежать поперек нее" - и почему? Для того, чтобы положить труп вдоль ямы, усилий нужно ровно столько же, что и поперек.

"Того типа, к которому мужчины обычно относятся с подозрением: женщиной с собственным мнением по всем вопросам." - а еще все мужики козлы и сволочи, ага.

"Люси достала крест, воткнула в землю" - интересно, и где она хранила крест такого размера, что его можно воткнуть в землю? В декольте? И как она успела его с собой прихватить во время экстренной эвакуации?

"- В шлюпке нет пайка?
- Нет.
- Чертовы снабженцы..."
- вообще-то за комплектацию спасательного оборудования отвечают отнюдь не снабженцы. И отсутствие еды на борту спасательной шлюпки можно объяснить только тем, что ее спер завхоз или кто-то еще в том же роде. На "неокатолическом" корабле? Ну, вообще-то да - церковники всегда отличались вороватостью...

"Люси вообще ничего не знала об органике, да и не хотела знать, поэтому только и делала, что молилась." - как интересно! То есть члены экипажа корабля, летевшего на данную планету (а как еще он мог оказаться рядом с ней? случайно? ну-ну...), не имеют вообще никакого представления о месте назначения? Вообще что эта невежественная религиозная фанатичка делала на корабле, летящем в дикую планетную систему?

"Сотни голубей ковыряли округлыми тельцами серое осеннее небо" - упал под стол...

"Марк пошел в лес и очень скоро принес оттуда сочных мясных иголок" - интересно, а когда они вообще успели оттуда выбраться?

"Они поджарили их на костре" - интересно, а из чего был сложен костер, если вокруг были одни сочные кактусы с мясистыми иголками? Или они уже оказались в каком-то другом месте?

"над лесом поднялись прозрачные шары метра полтора диаметром. В шарах бултыхались серые зародыши" - все страньше и страньше. Летающие шары, наполненные жидкостью, - это уже из серии занимательной физики иных вселенных...

"Хищники, вылупившиеся из прозрачных шаров, визжали и бесновались, подбираясь к нему все ближе" - чушь. Хищники не нападают на совершенно непонятные существа, выглядящие и пахнущие незнакомо. Разве что этого очень уж хочется автору.

"Там под сиденьем пилота Марк нашарил пистолет и кинулся к выходу" - то есть они знали, что в шлюпке есть оружие, но даже и не подумали его взять на прогулку по дикой планете?

"Они рядом, подумал Марк, разряжая обойму в светящиеся глаза" - ЗАЧЕМ?? Ему достаточно закрыть люк, чтобы полностью обезопасить себя от хищников.

" - "Иоанн", ответьте! Ответьте! Ответьте, "Иоанн"!" - то есть это настолько оживленная звездная система, что там куча других кораблей? Или там настолько совершенные средства связи и перемещения в пространстве, что спасательный корабль может почти мгновенно прибыть из другой системы? Тогда какого черта эта парочка вообще поперлась куда-то в незнакомый лес вместо того, чтобы переждать день-другой в корабле?

Резюмирую. Просто невероятное для такого маленького текста количество неправд и натяжек. Рассказ был построен по принципу компиляции штампов из кучи прочитанных когда-то ранее текстов и приправлен мощной дозой прямолинейной слезодавилки, чтобы жальче было. Что именно автор хотела сказать этим рассказом, я тоже не понял. Так, вызывающая недоумение зарисовка из чужой жизни, без начала и без конца. Наконец, язык беден и беспомощен.

Как последний гвоздь в крышку гроба - тема в рассказе притянута за уши. Рубеж эпох фигурирует в нем чисто формально и не оказывает абсолютно никакого влияния на действие.

Плохо. Очень плохо.

Оценка: 2 балла


Велицкая Наталья "Руди гарантирует"

Этот рассказ заметно лучше, чем предыдущий. Однако и к нему есть претензии.

Основная проблема заключается в том, что автору опять не удалось убедительно обосновать происходящее. Поскольку иной версии автор не выдвинула, а самостоятельно догадаться невозможно, приходится брать за основу следующее утверждение из текста:

"А мы запустили в рай убийц и насильников. И они убили Бога. И некому следить за тем, чтоб логика мира соблюдалась..."

Вопрос номер раз: а что там христианство говорит насчет всемогущества, всеведения и прочих качеств бога? Вопрос номер два: а что, этот бог и в самом деле построил настолько неустойчивый мир, что вынужден непрерывно следить за каждой мелочью, чтобы он не развалился на части?

Вообще, сорри, но я категорически отказываюсь верить, что все описанные проблемы произошли только из-за того, что несколько человек (пусть даже несколько сотен) умерли, находясь под действием наркотика.

Далее, главная идея рассказа решительно не сочетается с жанром фантасмагории, в котором пытается работать автор. Это как раз тот случай, когда мух следует держать отдельно от котлет. Сочетать фантасмагорию с высокой идеей на моей памяти удавалось лишь считанному числу авторов: Стругацким, Желязны, Хайнлайну - может, еще кого пропустил. Для создания органичного сплава этих двух компонент требуется высокое мастерство, которым автор пока что еще не обладает.

Плюс еще несколько замечаний по мелочам:

"Я попробовал поцеловать Джейн. Она мягко, но решительно отстранила меня." - м-м-м... герой - мазохист? Вообще по итогам двух попыток должен заметить, что автору не следует пытаться описывать мужские эмоции.

"Руди или обученный им человек колол умирающему разрешенный наркотик "Искренность" и говорил о каких-то пустяках" - простите, а каким образом его допускали к умирающим, особенно против воли родственников и врачей? И - вопрос из области здравого смысла: неужто никто из родственников умерших или просто полицейских не догадался обвинить его в убийстве?

"Питер выпил медленнодействующий яд. Сам, без принуждения. Чтоб проверить, сможет ли противостоять моему наркотику" - то есть он совершил самоубийство, чтобы проверить, что есть наркотики, изменяющие состояние сознания? Автор ничего не упоминала о том, что он был умалишенным.

Резюме: местами не так плохо (а кое-где даже и почти хорошо), но все еще не дотягивает до планки.

Оценка: 4 балла


Ветнемилк К. "Как они вымирали..."

Постапокалипсис. Опять люди загадили все, до чего смогли дотянуться, и собрались куда-то смываться на ракетах. Козлы. Сволочи...

Не верю.

То есть постапокалипсис как жанр достаточно популярен. Но живописание всех этих ужасов должно быть хоть как-то обосновано. Автор никакого обоснования не привела. Ну, вот загадили, потому что так захотелось. Или потому что полетать на ракетах захотелось... А зачем вообще были нужны эти ракеты?

Судя по размерам сооружений, они должны быть предназначены как минимум для межзвездных перелетов. Но строить таких монстров на земле - это полная чушь. Такие чудовищных размеров ковчеги на описанном уровне технологий следует строить на орбите - на земле их слишком сложно оберегать от атмосферных явлений (дождь-ветер-снег-молнии), подвижек почвы, разрушения строительных конструкций и тому подобных угроз. Да хоть бы автор задумалась над банальной задачкой - а как в течение столетия держать в вертикальном положении конструкцию минимум несколько километров высотой? И что от нагрузки станет с ее нижней частью, когда наконец завершат верхнюю? Или как она будет взлетать с утяжеленной нижней частью, способной выдержать такую нагрузку?

Ладно, пусть. Взбрела нашим нерадивым потомкам такая блажь в голову - с рюкзаком, в гамаке и стоя. Примем как допущение. Но тогда встает другой вопрос: строительство ракет было начато до того, как мир загадили, или после? Если до, то что побудило человечество к настолько тотальной миграции в нерасшифровываемые дали, что они полностью забили на окружающую среду и даже часть населения? Если после, то почему эти невообразимые средства были направлены на строительство ракет, а не на очистку окружающей среды? На эти деньги всю планету десять раз очистить можно было бы.

Далее, я категорически не верю, что спустя столетие в заброшенной лаборатории еще оставалось оборудование, способное произвести антивещество. Я не верю, что минимум в третьем поколении изгоев, живущих страшными сказками о железных деревьях, еще оставались люди, способные на работу с таким высокотехнологичным оборудованием. Я не верю, что сто лет спустя после начала работ оставались люди, которые осознавали, что делают там, за барьером, с такой ясностью, что горели фанатичным желание эту работу уничтожить. Наконец, я не верю, что истощенная женщина с исполосованным свежими шрамами брюхом (или опять гинеколог, через замочную скважину оклеивающий обоями квартиру?) и несколькими килограммами антивещества в брюшной полости может быть способной на описанный автором подвиг. Вообще говоря, я подозреваю, что большая часть этих натяжек является следствием того, что изначально действие происходило много раньше, и только ради конкурса в текст было вставлено упоминание столетнего рубежа.

Резюмирую. Текст страшно заштампован и при этом весьма неправдоподобен. И при этом автор даже не смог убедительно обосновать происходящее. Так что высокой оценки текст не получит.

Оценка: 5 баллов


Выворотень "Пей-голова" (рассказ снят с конкурса за нарушение правил)

Воля ваша, господа, но не люблю я выдающихся питухов. А заодно и тексты, в которых они фигурируют. Даже если тексты эти носят отчетливо выраженный юморной и пародийный характер. Может быть, потому, что в реальной жизни достаточно видел, что с людьми делает алкоголь.

Хотя в целом стиль мне понравился, да и сам рассказ не так плох. Было бы о чем-то другом, а не о пьянстве, так и вовсе хорошо вышло бы.

Замечание:

"И кому, скажите, такая таверна нужна -- а ну как с оползнем вместе вниз рухнет? Вот и название соответствующее: "За пазухой у бога"." - чему соответствующее? Выражение "жить как у бога за пазухой" означает в числе прочего и "в полной безопасности".

Оценка: 6 баллов


Гаэр Кена "Кто сегодня в гости?""

Идея о контакте виртуальной реальности с реальной весьма избита. Сюжетный ход с общением с пришельцем, который потом оказывается детенышем, - тоже. Да и вариации темы "мама, мама, а могу я взять себе этого человечка?" тоже оригинальностью не блещут.

Резюме: выполнено не так плохо, но безнадежно банально.

Дополнительно:

"Поэтому я не вижу растерянного лица Сергея, и не слышу его удивленного голоса" - сорри, а кто видит? От чьего имени ведется рассказ?

Оценка: 6 баллов


Гетманова Виктория "Новое Время"

Я так и не понял, о чем писала автор. Жутко загадочно и совершенно непонятно. Что за компания "Новое время" и что именно она делает с городами? Откуда там взялась ведьма и на какие шиши она жила с пятнадцатилетним мальчуганом? Что там за общество - фашизм, коммунизм, тотальная политкорректность? Или это сатира? На что?

После того, как смиришься со своей тупостью, перечитаешь текст на два раза и сумеешь уложить в систему хоть какие-то детали, все становится не так плохо. Однако получить от чтения удовольствие все равно не получается. Кто как, а я хотя и не возражаю против толики неопределенности, заумные шарады разгадывать не люблю.

И еще одна придирка:

"Дядька считался заядлым курильщиком, но теперь над его городом развевался флаг со знаком монстра, выпускающего ультрамелкодисперсный дозированный аэрозольный ингалятор для больных бронхиальной астмой." - из-за обилия определений, что называется, глаза в кучку.

Оценка: 6 баллов


Голдин Ина "Метаморфоза Бишопа"

Перечитал на два раза, но так и не понял мотивацию героини в финале. Вроде бы она хозяина не любила, а мотив желать его смерти у нее был вполне убедительный. Заодно я не понял, за что замочили несчастного лекаря.

Еще одно замечание - текст перегружен именами собственными, причем употребляемыми так, что запомнить их сложно. Между тем, имена в данном случае - ключ к сюжету. Так, до меня только в конце текста дошло, что Немезио и Ласло - один и тот же человек. До того они устойчиво воспринимались как два разных человека.

В остальном - хороший рассказ и хорошая стилизация.

Оценка: 9 баллов


Джеват Кара "Самсоныч"

Мне очень понравился рассказ. Изначально я решил, что в нем напрочь отсутствует титульная тема, поскольку летоисчисления как такового нет вообще. Однако дискуссия с автором убедила меня в обратном. Хотя тема все равно обработана на грани фора, дисквалифицировать текст я не стал.

Некоторые мелкие замечания:

"Парокары - так их называют" - неестественно: "кар" - это из английского, так что "стимкары". "Кар" как сокращение от кареты не проходит - в каретах ездят солидные люди, скороговорка не в их стиле.

"То тут, то там стартуют дирижабли-бомбардировщики, чтоб на взлёте вспыхнуть и упасть клубками огня - команды снайперов действуют слаженно" - а зачем они стартуют, если все равно ни один взлететь не успевает? У противника куча лишних ресурсов - фейерверки на потеху защищающимся производить?

Наконец, в тексте присутствуют танки, бомбы, дирижабли, огнеметы, мины - и при этом совсем нет ручного огнестрельного оружия, а дерутся шпагами?? Не верю.

Оценка: 9 баллов


Джонатан Ливингстон "Супер-око"

"Просто прятали свою Сущность за улыбками и притворно хорошим настроением? А когда встретились с нею лицом к лицу, посмотрели в ее гипнотические глаза, то были настолько сражены ее силой, что рухнули на колени, словно перед тираном-завоевателем, и выпустили, выплеснули коварную Сущность наружу" - встретиться лицом к лицу с тем, что внутри тебя - это да, это сильно...

"устройство "Супер-око", считывающее мысли человека с радужной оболочки его глаз" - впрочем, это не менее сильно. До считывания мыслей об оливье с радужки еще ни один фантаст не додумался. Интересно, а смотреть в устройства сканирования глаза на каждом шагу людей законодательно обязали? Картина маслом: стоит на улице биллборд, а рядом сотня человек напряженно к окулярам приникла...

"А если "Супер-око" окажется перегруженным подобными картинками?" - еще один автор, не мыслящий построение сюжета без того, чтобы не выставить своих героев идиотами. Вот "высокие лбы", понимаешь, до такого вопроса не додумались (да фигли эти инженеры-электронщики понимают? какое, нафиг, переполнение счетчика и контроль диапазона, кто о них слышал?), а автор, умный по самое не могу, додумался.

"Они (биллборды - Зл.Ы.) вышли из-под контроля через месяц" - а снять их было, разумеется, никак невозможно, поскольку обезумевшие толпы их защитников сносили даже ОМОН. И электричество эти дьявольские устройства прямо из воздуха черпали, так что дистанционно их отключить никак не получалось...

"На экране несколько здоровенных мужиков насилуют полумертвую девушку, распятую на деревянной столешнице" - честное слово, сколько ни пытался себе это вообразить, так и не смог. На мой нетянучий взгляд там и один-то с трудом пристроится. А уже для двоих потребуется активное сотрудничество девицы и ее свобода в трех измерениях. Но что я понимаю в анатомии?

"отныне посягательство на "Супер-око" карается тюремным заключением от 3 до 6 лет." - интересно, а рекламщиков-владельцев этих биллбордов за попытку их снять или отключить тоже в тюрягу сажали? Или им было пофиг, что показывают устройства, в которые они вложили деньги, и что будет с их репутацией? Или в том мире тотальный коммунизм, так что устройства не принадлежат никому? А зачем тогда крутить на них рекламу, которая двигатель торговли?

"Воспоминания давили нераскрывшимся парашютом." - пять баллов! Отошлю знакомой, занимающейся парашютным спортом, пусть посмеется. К сведению: в состоянии свободного падения ака невесомости нераскрытый парашют не давит по определению. Более того, если он не раскрылся по рывку кольца или по выбросу "медузы", его немедленно сбрасывают. А если не успевают сбросить, то незадачливый парашютист уже никогда не ощутит ничего, в том числе и давления.

Короче говоря, бредовая идея и куча ляпов. Развязка тоже никуда: то люди массово видели львиц, насилующих молодых мужчин откушенными фалангами пальцев, то вдруг прониклись совершенно незнакомым мужиком с елочками на экране. Вообще идея о том, что все люди сволочи и унутренние садисты, только скрытные, ничего, кроме жалости к автору, вызвать не может. Ну, и к рубежу эпох тема притянута за уши и чисто формально. Плохо, дорогой товарищ. Очень плохо.

Оценка: 2 балла


Дон Нева "Дивный новый шанс"

Рассвет живых мертвецов. Опять. Господи, ну сколько можно, а? Опять ходячие трупы, опять кучка живых пытается куда-то зачем-то пробиться... Даже идея о том, что враг реагирует только на враждебность, не является оригинальной как минимум со времен "Неукротимой планеты" Гаррисона. Автору лавры голливудских режиссеров покоя не дают? Или что?

Скучный, бездумный и набитый штампами боевичок. Неинтересно.

Оценка: 3 балла


Ескевич Галина, Лорд Арк "Червивая крыса"

Трэш-постапокалипсис - тема весьма деликатная. Образам разрушенного мира, тьмы и страха нужно аккуратно противопоставлять человеческие характеры, чтобы не вызвать у читателя отвращения к тексту. Если уж главгерой - помоечный отброс, нужно показывать, почему читатель должен его полюбить или хотя бы проникнуться интересом к его судьбе. В таком коротком рассказе это сделать принципиально невозможно. В результате вышла каша. Что за помойка, каким образом люди по крайней мере треть века (3 х 12 лет, чтобы выработать систему "они всегда приходят...") на ней жили в нечеловеческих условиях и не вымерли и зачем они вообще там жили, что за Новые, которые приезжают на танках (или бульдозерах?)... Не цепляет. Зарисовка из чужой жизни, которую принимаешь к сведению и идешь дальше. Кроме того, оригинальностью и проработанностью мир не блещет, мягко говоря, так что даже внешним антуражем текст привлечь не может.

Наконец, заметна неряшливость стиля и недостаточная вычитка ("Сколько поколений ходило на добывание еды в дальние уголки", "Но не в последних случаях, когда поселение в сто человек атакуется извне", "Червивая крыса в воображении придвинула ко мне наглую моську" и т.п.). В общем, средне.

Оценка: 6 баллов


Калинчук Елена "Проблема двухтысячного года"

Текст достаточно тяжело читается. Масса описательности и мелких деталей делают этот процесс весьма напряжным. Сквозь эти детали продираешься, как сквозь колючий кустарник: каждая колючка по отдельности мало что значит, но продрался - глядишь, и весь кредит читальского внимания остался где-то там, позади... Типичный пример из самого начала текста:

"Было 30 декабря, и в гостинице остались только свои: сэр Малькольм, Мери, Верити, Тео и сам Клайв, которому назавтра предстояло сменить сэра Малькольма на посту Смотрителя Времени"

В одном предложении сразу введено аж пять имен, одно понятие и, до кучи, место и дата. Мне пришлось предложение на три раза перечитать, прежде чем я хоть как-то уместил всех этих персонажей в голове. И, что самое печальное, данный список действующих лиц смысла не имеет: он и так сложится у читателя по ходу чтения.

И так постоянно.

Еще одна существенная претензия - оборванность текста. Это не рассказ, подразумевающий сюжетную законченность. Это зарисовка из некой странной жизни с непонятным исходом. Даже если этот Клайв согласится на пост Смотрителя, что с того? Читателю следует радоваться? Или, наоборот, ужасаться грядущему торжеству серости посредственности? Или что?

Короче говоря, текст нужно дорабатывать: отшлифовать стиль подачи материала и сделать внятную развязку. Тогда из него может выйти прок. Пока что - достаточно скучно.

Дополнительные претензии:

"Тео водрузил портрет на свежеввернутый болт" - ага, и закрепил его гайкой? С каких это пор вещи вешают на болты?

"Здесь время не действует на материю" - чушь, прошу прощения. Время может быть определено только через материю.

"Эта вымышленная часть подмывает внутреннюю логику" - ...и обрушивает берега разума... Красиво, ага.

Оценка: 5 баллов


Каньюн "Праздник"

Рассказ не так плох, но страдает от обычной для текстов такого рода проблемы: внутренней противоречивости и неубедительности описанного общества. С одной стороны, неявно декларируется, что там все для человека, все для блага человека (и чукча даже видел этого человека). С другой... "- Нет, мил человек, говорить придется всё же вам. А я слушать буду. (...) Значит, не хотите идти на контакт. Напрасно." Я таки не понял, у них психокоррекция проводится не только принудительно, но еще и специалистами по допросу третьей степени? Так это, извините, уже четко выраженное фашистско-полицейское государство, абсолютно не совместимое с декларируемой свободой индивидуума. Кроме того, подобного рода насилие над личностью обязательно должно вызвать резкую превентивную реакцию у многих и многих, особенно с учетом того, что оружие может быть в любой момент создано простым усилием мысли.

И еще. "Сердце праздника - там. (...) Но полное единение со всеми разумными возможно только на Земле" - Земля к тому моменту уже стала резиновой? А если нет, то каким образом регулируется поток желающих отметить праздник именно там? Сколько людей может поместиться на площадках, откуда видно шоу - миллион, пять, десять? А сколько всего людей в мире?

За вычетом данных проблем текст неплох, хотя и к выдающимся его отнести нельзя.

Оценка: 7 баллов


Конкистадор "Год спустя"

Чесслово, я так и не понял, о чем текст. Что произошло с пропавшим годом (неужто действительно тотальная амнезия по причине того, что "человеческое подсознание - сила гораздо страшнее, чем тот Суд"?), что это за троица гибридов Морфеуса с добрым доктором Айболитом и что автор вообще хотел сказать своим рассказом? И почему главгерой в конце вдруг возжелал все забыть, хотя и так ни черта не помнил?

Сверх того:

"на секунду задумалась и, открыв глаза, умудрилась тихо прикрикнуть." - на кого, интересно?

"В военных лабораториях США давно уже выращен искусственный вирус чумы, предназначавшийся для осужденных на смертную казнь" - чё??

Оценка: 5 баллов


Кошки Д.Д. "Уездные размышления о марсианских червячочниках и четвертом тысячелетии"

Забавно. Хотя следует отметить, что стиль тяжеловат. Перегруженные определениями фразы иногда воспринимаются плохо.

Оценка: 7 баллов


Краснов Иван "Секундное дело"

Интересно - автор имеет представление, что такое современная служба времени? На всякий случай поясню: механические часы давным-давно не используются в качестве эталона времени. В качестве такового используются часы атомные - устройство, основанное на естественных процессах в атомах цезия, происходящих с частотой около 10 миллиардов раз в секунду. Перевод этих колебаний в привычное время осуществляется компьютером - устройством, чрезвычайно легко перепрограммирующимся. И не менее легко перепрограммируются прочие электронные устройства - включая те самые мобильные телефоны и компьютерные управляющие системы электростанций, упомянутые автором (термин "перепрошивка firmware" автору встречался?). То есть какие-то последствия возникнут только для людей, использующих механические и неперепрограммируемые электронные устройства отсчета времени, но и то лишь до тех пор, пока индустрия не начнет массово выпускать часы под новую систему отсчета. И то не слишком серьезные последствия - переводить часы вручную раз в сутки несложно (с дешевыми часами так и приходится поступать и в самой обыденной реальности). В остальном увеличение продолжительности суток особых последствий иметь не будет и даже существенного экономического ущерба не нанесет. Наоборот - вызовет бум в индустрии софтостроения, вызванный необходимостью срочно клепать исправления.

Плюс к тому складывается устойчивое ощущение, что основная идея текста не имеет отношения к сюжету этого же текста. Идея - замедление Земли в целом. Сюжет (точнее, сюжетная линия второго плана) описывает хронологический разнобой в разных, а то и в одних и тех же географических областях. Это как такое может получиться из-за замедления вращения планеты?

Если убрать из сюжета логически противоречащие друг другу детали, то останется только декларация банальной идеи: как плохо, когда у людей часы идут по-разному. Предполагается, что читатель должен этим впечатлиться?

Кстати. "Земля стала вращаться медленнее, вот сутки и стали длиннее на сорок две и триста двадцать девять тысячных... " - подобного рода внезапное событие привело бы к таким катаклизмам геологической, а заодно и инерциальной природы, что точностью хода часов человечество озаботилось бы в самую последнюю очередь. А постепенное замедление, не ведущее к катастрофам, позволило бы совершенно прозрачно и без проблем к нему приспособиться.

И еще раз кстати. "Подумайте сами: какие часы двести лет назад могли похвастаться точностью и бесперебойностью хода?" - к сведению: первый морской хронометр был создан в 1735 г., т.е. минимум за два с половиной века до описываемых событий.

Наконец, я не вижу в тексте рубежа эпох. Поскольку сюжет тесно связан с хронологией, дисквалицифировать рассказ я не буду, но и высокой оценки не поставлю.

Оценка: 4 балла


Капустин Вад "Охота на жучков"

Война с инопланетянами в далеком будущем - и наступающая плотным строем пехота? Может, там еще и окопы с блиндажами имелись? И обед в полевых кухнях варили? И даже ни единого пулемета не было?

Спецслужбист в описании автора - полный кретин: знал о том, что на планете применено биологическое оружие, но даже не попытался предохраниться от окружающей среды по выходе из корабля. Ни скафандра, ни даже элементарных перчаток. Правильно, нафига? От дурака и пуля отскочит. Место высадки в глухом лесу - это чтобы сподручнее было от людей прятаться? И на кой он прилетел? Уровень его умственных способностей все равно не позволил ему предпринять ни одного осмысленного действия, кроме как повсюду сопровождать главгероя. Даже передать по инстанциям сведения о новом методе зомбирования в голову не пришло. Так и пришлось главгерою повсюду самому ездить. Ну правильно, это у нас Чумак с Кашипировским телесеансы устраивают, а в просвещенном будущем ни телевидения, ни радио не будет, а будет телеграф джунглей.

У жителей пораженных планет, впрочем, умственные способности не лучше, чем у службиста. Стоит им сказать любую глупость, и они сразу верят. Ни тени сомнения. Плюс к тому терпеливы как придорожные столбы: в депрессии, связанные ремнями, ждут месяцами и годами, пока не приедет мессия и не скажет пару глупых фраз.

Наконец, идея биологического оружия, описанного в рассказе, напомнила мне известное письмо-анекдот по электронной почте: "Уважаемый пользователь, я начинающий хакер, ничего еще не знаю и вирусов писать не умею. Пожалуйста, удалите все файлы с вашего жесткого диска самостоятельно." Оружие, в результате применения которого пораженный индивид должен сам себя убить от отчаяния - из той же оперы. В конце концов, что мешало придумать "жучков", убивавших не с второго прикосновения, а с первого? Или банально распылить бактерий в атмосфере?

"Мне просто повезло - когда моего соседа впервые зацепил жучок, я был в медицинских перчатках. Проследил за началом болезни" - супермеганаблюдательность: заметить, как товарища "зацепляет" маленькое насекомое, запомнить этот факт и немедленно и однозначно связать его с симптомами абсолютной новой "болезни". Искинов бы делать из этих людей...

"На сегодняшний день у нас около тридцати погибших. И все они умерли одинаково - покончили с собой (...) Прикосновение проснувшегося больного к жуку вызывает мгновенную смерть. Большинство наших так и погибло" - ну да, все проснувшиеся нечувствительно знали, что прикосновение к жучку вызывает смерть, и именно так и покончили с собой.

Что-то еще? Ах, да, самое главное. К титульной теме конкурса КН-4 текст не имеет ни малейшего отношения. "Рубеж эпох" приплетен чисто формально путем вставки двух фраз в первые попавшиеся места рассказа. Так что дисквалифицирую текст по формальным соображениям.

Оценка: Один балл (в рамках конкурса)/три балла (в общечеловеческом смысле)


Лифантьева Евгения "Командировка к ужасу"

Опять аномально-энергоинформационные телепаты! Никакого спасу нет. Как тараканы размножаются! И, кстати, неправдоподобно размножаются. " - О, ужас! - пискнула Лари, воспринимавшая мат на любом из галактических языков как череду непристойных картинок." - откровенная неправда, поскольку обсценная лексика чаще всего не несет того смысла, который в нее вкладывался изначально. Энергичная артикуляция на резком выдохе как реакция на неожиданность, не более того. И, между прочим, из трехполых инопланетян можно было бы выжать много больше, чем пару невнятных упоминаний об их трехполости.

Далее, объяснение тысячелетнему циклу неправдоподобно. Ровно два совпадения с идентичными почти до дня интервалами - не верю. Ну ладно, в первый раз "портальщики" ровно через тыщу лет после Учителей вылезли случайно. Но второй-то?

Кстати, почему это "портальщики" лезли из земли?

В целом рассказ не так плох, хотя ничего выдающегося в нем тоже отметить нельзя.

Оценка: 7 баллов


Логос Генри "Чужая пыль"

Все хорошо, но кое-что - не очень.

Во-первых, завязка неправдоподобна. Поскольку колонисты явно знали, что это за черная пыль такая, процедура экстренной эвакуации должна была быть проработанной заранее. И она не могла допускать, чтобы кого-то забыли только потому, что данная персона невовремя залезла в душ. Способов масса - от сирены в каждом туалете до неснимаемых коммуникационных браслетов.

Во-вторых, сколько лет героине, что ее взяли в колонисты на опасную планету? Тридцать? Сорок? Пятьдесят? Даже если пятьдесят, то год действия - как максимум две тысячи сороковой. Автор всерьез утверждает, что через тридцать лет человечество уже вовсю будет осваивать чужие планеты? И даже еще хуже: если это первая колония, то героиня обязана быть молодой (лет этак до тридцати), следовательно, действие происходит до 2020-го. А если героиня пожилая, то это не первая колония, и опять получается, что первые колонии будут создаваться уже лет через десять-пятнадцать от нашего времени как максимум.

В-третьих, я откровенно не понял последний абзац. Да и главная идея в целом осталась достаточно туманной. Этот черный порошок - он что, стирал воспроизводимые воспоминания из памяти героини? Откуда у нее такие эмоции?

И еще одно:

"Треск, шорох и хрипы. Слов не разобрать ... донеслось из динамиков, едва компьютер вновь принял сигнал" - в цифровой связи, в отличие от аналоговой, НЕ БЫВАЕТ треска, шорохов и хрипов. Неубираемые помехи воспроизводятся как паузы.

Оценка: 7 баллов


Лойт "Коллекция негодяев"

Не понравился мне текст.

Берем главную идею: "Каждые двести лет неведомая сила перетряхивала мир, как хозяин при переезде - свои вещи, забирая с собой только самое необходимое и отбрасывая всякий хлам. Не щадила она и людей, стирая память у всех, кто не имел никаких талантов, необычных умений или ярких черт личности". Если честно, то я так и не понял, куда и что забирала "неведомая сила", что понимается под "хламом" и с какой стати стирание памяти у человека попадает под категорию "отбрасывания хлама". Ладно бы, если бы человек просто растворялся в воздухе, как та липовая кора, но память?? Или автору настолько хотелось избежать кровопролития, что он даже не задумался над простым фактом: стирание памяти человека эквивалентно убийству?

Если по контексту посмотреть расшифровку данного явления, то ситуация не проясняется. Например: "Он облегченно вздохнул и спокойно стал наблюдать, как волна проносится по соседним домам, стирая вывески и срывая с балконов белье". Интересно, чем этой Башне не угодили вывески? Они чем-то принципиально отличались от, скажем, ставен или дверей? Или она просто на дух не переносила букв? И белье-то за что?

То есть главная идея рассказа крайне невнятна. Вообще говоря, возникающее недоумение сразу убивает текст. Но пойдем дальше.

Берем процедуру превращения личности человека в кристалл и обратно. Встает вопрос: а когда, собственно, этот метод изобретен? Если ранее предыдущего Превращения, то почему спасение людей через перевод их памяти в кристалл не было отработано ранее и не применяется в массовом порядке сейчас? Все без исключения богатеи и политики твердо уверены, что переживут Изменение? Или минимальный риск не восстановиться после обратного переноса перевешивает страх погибнуть при Изменении? Если же метод был изобретен после последнего Изменения и ни разу на практике не опробовался, то с какой стати существуют какие-то законы, запрещающие его применять? Или цитата "Ведь он совсем недавно нарушил закон - и неважно, что сделал это исключительно из добрых побуждений" подразумевает не юридический, а какой-то иной закон?

И сверх того. "нужно будет отобрать все лучшее, переплавить вместе с кристаллом Леонор - и за ее дальнейшую судьбу можно будет не волноваться" - ...потому что волноваться будет уже не за что. Ведь даже старшекласснику известно, что переплавка безнадежно разрушает кристаллическую структуру вещества.

Если же мы игнорируем идею и сосредотачиваемся на действии, то и здесь ничего радостного не наблюдается. Алхимик поставил удачный опыт на собственной сестричке - и что? Ну да, за девицу радостно. Придет в себя и пойдет маньячить по улицам яркой личностью. А дальше-то что? Читатель этому факту должен радоваться или возмущаться?

В общем, достаточно средне.

Оценка: 6 баллов


Михей "Имена революции"

Первое. Я так и не понял, что автор хотел сказать своим текстом. Революция? Из-за чего, почему? Что это за послание на булыжнике и почему в виде нулей и единиц? С какой радости искуственный интеллект вдруг назначили верховным правителем? И к чему вообще вся эта история рассказана?

Бойня в конце абсолютно не мотивирована. Логика изложения, мягко говоря, странная: автор упорно называет "боевиками" людей, которые, судя по тому, что их именами собирались называть месяцы, стоят на самой верхушке новой властной пирамиды. Охрана, без приказа стреляющая в людей такого калибра (да и вообще стреляющая в ответ на брошенный стакан), это полная чушь.

Язык текста коряв и неуклюж - вплоть до прямых ляпов. Типичные примеры:

"Должно быть, я тоже рыба, раз гнию с головы", - подумал Верховцев, - в ту же секунду раздался звон, и в окно влетел увесистый булыжник"
"сказал Верховцев, специально наиграв пафоса и декадентского фатализма"
"Она почти не смотрела в сторону Шотландца, и, слыша его беспокойное вопрошание, кривила губки"
"ее глаза горели истым фанатизмом"
"ветер, порывами влетающий в отверстие, пробитое в стене снарядом, развевал их шарфы и волосы"

В общем, очень слабо.

Оценка: 3 балла

Молли "Сделано в Гоби"

Еще один автор, полагающий, что писать в стиле "для слабоумных" - это круто. А!... О!... Э!... Вай!.. Не текст, а сплошные всхрипывания и междометия. Автору кажется, что это красиво - а на деле выходит, как у пятиклассника, возбужденно пересказывающего приятелям содержание сцен краем глаза подсмотренного порнофильма.

Стриптизерши у шестов, режущие каблучками соперниц - это тоже круто. Жалко девочек... если не считать того, что идея - полная глупость. Либо это драка насмерть, либо извивания у столбов. Третьего не бывает. Интересно, кстати, а как автор представляет себе драку стриптизерш, находящихся у максимально удаленных столбов? Зависают горизонтально в воздухе, как Карлсон, и фехтуют туфлями? И с какого перепугу сюда приплетен канкан? Потому что в строку легло, а что этот термин означет - пофиг?

Дожди из нефти - это вообще супер. Наплевать, что содержащиеся в ней соединения для человека токсичны и вызывают рак (включая рак кожи). Главное - это круто.

Ну и по результатам прочтения должен констатировать, что так и не понял, о чем писала автор. Колдуны, преобразующие нефть в пирожные? Это типа пародия такая на современную российскую (или кувейтскую) реальность?

"Вай, только для вип-клиентов, - кривился здоровенный самурай" - самурай, разговаривающий в стиле торговца арбузами - это сильно. Впрочем, не более сильно, чем стриптизерши-самоубийцы.

"на кладбище биоотходов при роддоме покоятся не только эмбрионы" - ага, кладбище. И каждый эмбрион в ма-аленьком таком гробике. Кстати, а кто еще там покоится? Придушенные мамашами перед выпиской младенцы?

"Хлеб - из нефти, колбаса - тоже, маргарин - сами угадайте из чего." - интересно, а железо там из нефти не получают? И еще интересно, а какая оценка у автора была в школе по органической химии?

"исключительно дерево, компьютерных столов не жалели" - да, действительно, это огромная ценность - компьютерный стол. А все потому, что из пластмассы там или из ДСП - ни-ни, ни в жисть не сделают!

Кстати, сударыня автор, вы хоть раз в жизни пытались поджечь плиту из ДСП?

Оценка: 3 балла



Морголь Людмила "Исповедь одной лошади

Не так плохо, но автору не удалось выдержать целостность логики от начала до конца. Параллели между Всадниками Апокалипсиса и четырьмя мушкетерами возможны только по одному параметру: по количеству. Все попытки провести иные параллели между мушкетерами и Чумой, Смертью, Голодом и Войной притянуты за уши. Ну ладно, жирного "Портоса" можно ради смеха в качестве Голода вывести. А остальных-то? Да и на классической картине Дюрера как-то ничего похожего на мушкетеров не наблюдается.

Опять же - откуда взялись гвардейцы, которые однажды им путь преградили? И что за ремарка насчет занятий любовью у Всадников? Они же ангелы (или демоны), то есть бесполые по определению.

В общем, не накладываются картинки друг на друга.

Еще пара придирок:

"Почему этот чумной жеребец справа всё время ржёт? Сырых младенцев объелся и пучит, что ли?" - сырые младенцы как повод для метеоризма? Оригинально-с...

"Ведь теперь бедному коню лишние полцентнера на шее таскать" - интересно, из чего должны быть сделаны рога, чтобы весить полцентнера? И кстати - а почему это ИСПОВЕДЬ лошади?

Оценка: 6 баллов


Ник.Арагуа "Начало света"

Классная обработка Чуковского. Понравилось.

Замечание:

"Они брели по широкой тропе - дюжина солдат и сорок ружей" - ...ружьям идти было еще тяжелее, чем людям - их короткие ножки то и дело запинались о корни...

Оценка: 8 баллов


Парфенова Мария "Голубые росы Колпиэра"

Не-а, не сходится концовка. Если Нычча оказался таким сукиным сыном, что двумя руками ухватился за возможность выкачать из девочки жизнь в виде тумана, то он совершенно точно не мог совершить самоубийство, пожертвовав на это дело все росинки. Тем более - за два месяца (после двадцати лет ожидания!) до возможного счастливого отплытия на родину. Не верю.

В остальном - очень неплохо.

Оценка: 8 баллов


Придатко Виталий "Путь для отступления"

Хорошо и - что удивительно - полностью по теме конкурса. Претензий у меня две, и обе из разряда вкусовщины. Первая - концовка бледная и неубедительная. Все умерли, надежда кончилась - ну и? Хэппи энд не всегда обязателен, но любая другая концовка требует на порядок больше мастерства и вложенных усилий, чтобы произвести если не хорошее, то хотя бы сильное впечатление.

Вторая претензия - уж больно избитые штампы применены в тексте. Полые холмы, чародеи, маги, звери из ниоткуда... Половину этого добра можно было бы безболезненно выбросить, не потеряв в качестве текста. А с ними текст отчетливо отдает попсой.

В остальном - зер гут.

Оценка: 8 баллов

Просвирнов Александр "Пар Парыч"

М-да. Как я уже писал год назад на ТФ-2006, лучше бы автор писал чисто приключенческую прозу. В том рассказе про золото парт... э-э-э, войсковой части хоть какой-то драйв был, оправдывавший убогую фантастическую идею. Сейчас же и этого нет. Если бы в рассказе был только эпизод на телевидении, можно было бы воспринять текст как сатирический. Но все эти разборки с "паровиком" оставляют тяжелое впечатление и погребают под собой все немногое хорошее, что есть в тексте.

С сожалением должен констатировать, что автор и не думает прогрессировать.

Оценка: 3 балла



Ренард Р. "Порванное небо"

Мне очень понравился "классический" стиль изложения. Сделано практически безупречно. Вообще рассказ хорош. Однако к нему есть и претензии, а именно:

Первое. Главная идея - фактически "Хроники Эмбера" и тамошние Отражения в чистом виде. Василид, судя по тому, что я о нем нашел, писал несколько о другом.

Второе. Тема реализована сомнительно. Да, завязка - на рубеже эпох. Но две трети текста (в том числе описание ключевого события) описывают существенно более поздние события.

Наконец, текст построен достаточно странно. В первом эпизоде на переднем плане - Катя. Остальные персонажи второстепенны. Во втором и третьем же эпизодах она внезапно уходит на задний план, а камера переключается на фигуру второстепенного ранее персонажа. Подобные фокусы допустимы в романах, но не в коротком тексте, где читатель просто не успевает сжиться с персонажами.

Оценка: 8 баллов


Самоков Артем "Чёртова дюжина"

В очередной раз компания злобных евреев и одного примкнувшего к ним грузина загнобила несчастную Россию, пальнув из пушки в Луну почти по рецепту Жюля Верна. Несчастный Распутин умудрился остановить время (правда, Первой Мировой на это оказалось наплевать), а потом его шлепнули, и все куда-то покатилось, и даже тринадцать песчинок потерялось. А потом еще в разное время всякие разные джугашвили зачем-то начали про эти песчинки вспоминать...

Короче, малосвязный набор эпизодов. Другого определения тексту подобрать просто не могу. Что именно хотел сказать автор, при чем здесь эти тринадцать и именно тринадцать песчинок-лет? Темна вода во облацех.

Наконец, тема конкурса в тексте отсутствует. Вообще. Переворот часов в качестве таковой не проходит, поскольку никак не связан с нормальным летоисчислением, а все остальные даты - 17-й год и далее. Поэтому рассказ дисквалифицируется.

Кстати, сударь автор, а это ничего, что григорианский календарь ака "новый стиль" с шестнадцатого века применяется?

Оценка: 1/4 балла


Сапфира Алла "Сокровищa Гараддин-шаха"

"я могу, наконец, разложив свиток на плоском нагретом камне, исполнить то, что давно задумал - записать свою историю (...) был начальником левого крыла войска великого и всемогущего Гараддин-шаха" - и при этом военачальник, выросший из уличного мальчишки, умел читать и даже писать? Продвинутый дядя...

"я решился пойти в столицу, где услышал, что начальники крыльев войска объявлены погибшими, а мои родные оказались в темнице" - если они объявлены погибшими, то какой смысл бросать в темницу их родственников?

"С юга придет народ на самодвижущихся телегах, многочисленный как песок в пустыне (...) через несколько дней с гор спустились воинственные иггедуки" - горцы по сравнению с равнинными жителями многочисленными не бывают по определению. Жизненное пространство не то. А самодвижущиеся телеги - это, имеется в виду, под горку самодвижущиеся? Или горцы двигатель внутреннего сгорания уже освоили?

История с захоронением сокровищ до крайности неправдоподобна. Большая доля шахской казны не может транспортироваться в сопровождении небольшого отряда стражи. Информация уйдет на сторону, и в пути ее просто отобьют разбойники. Как максимум короткая финальная часть пути может быть проделана небольшим отрядом, пока основное войско ожидает его возвращения. Но такой распорядок полностью исключает план с отравлением всех причастных. А если была спрятана только малая часть казны, то непонятно, почему шах так резко повысил поборы после ее потери. Наконец, сама идея о том, чтобы отправлять караван наобум в надежде, что авось какая-то подходящая пещера да подвернется, явяется совершенно абсурдной. А если не подвернется?

В общем, как притча рассказ неплох, но логика развития событий критики не выдерживает.

Оценка: 8 баллов

Светлая Илонна "От обратного"

Явление: тайгер. Суть: неизвестна. Проявления: любые. Слабые стороны: не имеет. Появление на исторической сцене: в любой момент, потребный автору. Автор, правда, не расшифровывает, почему тайгеру обязательно нужно сначала прорваться к планете и только потом свалить в прошлое, а не наоборот, но это неважно. Главное - что у автора имеется идеальный рояль в кустах. Белый. Лакированный. С розочками.

Я все понял, кроме одного. При чем здесь "Аленький цветочек"? Кто там этот тайгер - цветочек, зверушка, папаша? Младшая дочурка? Или князь Володимир Красно Солнышко, в аккурат в это время Русь крестивший?

"Возьми мою карту допуска, много интересного узнаешь, - напарник положил на стол черную пластиковую карточку" - на следующий день он был арестован и отдан под трибунал за вопиющее нарушение всех правил безопасности. Кстати, а PIN-код к карточке у него был на самой карточке написан? Не, я понимаю, что автор считает всех вояк тупыми, но не настолько же...

"Бесстрашный капитан, который лишь однажды робко коснулся моих волос, думая, что я не вижу" - и, что удивительно, был прав: на затылке глаз обычно не имеется даже у самых красивых девушек.

"Оглушу только, пусть полежит в сторонке. Жизнь тяжелая была в Древней Руси, пусть девочка отдохнет." - а что сотрясение мозга заработает, ну так в крайнем случае и останется дурочкой, делов-то. И так, поди, дура - не умнее героини, заранее не подумавшей, что объект подмены отключать придется.

"Косу у девицы я жестоко отрезала и привязала к своим коротким по древнерусским меркам волосам" - ...волосок за волоском, волосок за волоском. Подумаешь, пару дней провозиться придется.

"стоял дородный купец. Увидев меня, он улыбнулся" - ну конечно, где же папаше подмену заметить? У него же дочурок как собак нерезаных, всех и не упомнишь, даже и самых любимых...

Оценка: 4 балла



Средин Ник "Видно, в понедельник их мама родила"

Юмор. Не так плохо обыграна идея из "Бриллиантовой руки". Улыбнуло. Неплохой стиль. Но в целом - ничего особенного.

Оценка: 6 баллов


Средин Ник "Экстремальный отдых в любой эпохе"

"Через три недели выяснил, что работаю на бандитов, и сразу уволился. А на следующий день у бандитов рухнули все системы." - если это вина главгероя, то он идиот - на месяц таймбобму поставить не судьба было? А если это с ним не связано, то чушь полная. Как системщик со стажем утверждаю. Короче, завязка - никуда.

"Вызвали в милицию, дали послушать запись, где меня "заказали". Объяснили, что уберечь не смогут" - то есть у них были улики для ареста заказчика и киллера, они не были куплены - и все, что сделали, это посоветали свалить подальше? Ну ладно, в конце концов оказалось, что это подстава - но герой-то как поверил в такой бред? И вообще нафига отправлять человека в прошлое, чтобы там шлепнуть? Для повышения накладных расходов киллера и повышенного риска срыва операции? Правдоподобный "несчастный случай", особенно при купленных ментах, и в настоящем устроить можно.

"Сначала на три месяца отправитесь в пятнадцатый век с инструктором. Он научит вас староиспанскому" - за три месяца выучить язык на разговорном уровне?? Похоже, в будущем все поголовно гиганты мысли. Кстати, а что, в том времени староиспанскому и хождению под парусом обучать никак нельзя? Обязательно в пятнадцатый век отправляться?

"Кто-то закричал "Мачта! Мачта за бортом!" и все помчались на палубу смотреть на диковинку." - это мачта для моряков - диковинка?? Даже псевдоморяки из будущего минимум три месяца под парусами ходили. Кстати, "Мачта за бортом!" для моряка - это примерно то же самое, что и "Земля на носу" некоего Фукса. Помните, что ответил ему капитан Врунгель?

"Я подхватил оседающего испанца, перегнулся через ограждение. Долетел звук выстрела. Вспыхнула вторая точка. Три секунды, подумал я. Не успею спрятаться." - где "не успею спрятаться", за ограждением ака фальшбортом, который буквально под ногами? Почему раньше он за него рефлекторно прятался, а теперь не менее рефлекторно перепрыгнул? Кстати, стрелять из снайперки темной ночью, в ветренном море, с качающейся палубы, в цель на другой качающейся палубе на расстоянии пары километров - это знаете ли, нужно быть либо сверхстрелком, либо дебилом. То же самое относится к выстрелу из лука на расстоянии в сотню метров. Вообще кто бы мне объяснил, почему киллер, прекрасно знающий клиента в лицо, не устроился на тот же корабль и не грохнул его в первую же ночь?

Далее, если все моряки были из будущего и прекрасно знали исход путешествия, то откуда же взялись бунты на кораблях Колумба, о которых повествует история? Почему их не случилось в ходе "путешествия", хотя бы в рамках отрежессированного сценария? Вообще в сюжете концы с концами не сходятся. То есть автор попытался заикнуться о каком-то там кольце времени, но очень неубедительно. Например, людей на Земле в будущем куда больше, чем во все прошедшие эпохи. Если люди переселяются в прошлое, то почему они вымирают от эпидемий и погибают в войнах? И так далее.

В общем, идея забавная, но логика реализации хромает на обе ноги. Плюс не самого выдающегося качества стиль изложения. В целом отвращения не вызывает, но довольно средне.

Оценка: 7 баллов


Стягин Дмитрий "Апокалиптический коллаж"

Текст оставляет двойственное ощущение. С одной стороны - прекрасный язык, образный стиль изложения и четкие и объемные картины действия. С другой - куча очень неуклюжих объяснялок наподобие абзаца, начинающегося с "Правительства Земли пытались взять под контроль процесс переселения", а также общая неправдоподобность происходящего. Тушканчики на летающих тарелках, некий плейбой Кир, выдумавший паровой каток в виде Стены... "Далекая Радуга", переписанная от руки троечником.

Рассказ мне скорее нравится. Однако из-за авторского неумения толком обосновать происходящее слишком высокой оценки он не получит.

Оценка: 7 баллов

Такойто Сергей "Хронiка побъды надъ луннымъ войскомъ"

С одной стороны, хорошая стилизация под старую фантастику. С другой - автор состыковал две части текста на живую нитку, даже не удосужившись объяснить, каким образом текст из параллельной вселенной попал в нашу, да еще и - как удачно! - именно в ту самую эпоху, о которой упоминается в самом его начале.

Плюс к тому энтузиазизьм, которым заразился инженер З. при чтении рукописи, неестественен. Полеты шаров братьев Монгольфье были совершены за несколько десятилетий до того, так что полет на шарах с горячим воздухом откровением уже не являлся.

Оценка: 7 баллов



Усманова Александра "Тридцать второе"

Слезодавилка. Брутальная и беспощадная. Маленькая девочка умирает - ах, какой оригинальный ход! Прослезившийся читатель срочно бежит ставить высший балл... Так? Щаз. Жать на кнопки примитивных инстинктов каждый может. А вот сделать такое нажимание оправданным - это нужно постараться. А автор даже не пыталась это сделать - слезодавильный компонент совершенно никак не привязан к собственно действию и является вещью в себе. Свои "подвиги" мальчик мог совершать и по любому другому поводу.

Далее, текст, по сути, - фанфик на тему "Того самого Мюнхгаузена". Причем фанфик наивный и тоскливо-унылый, с нудной моралью о том, как плохо делать деньги и что нужно порхать аки птички небесные. Или, в крайнем случае, как маленькие дети. Сударыня автор, такие беспардонные заимствования идеи и персонажей и такую опостылевшую мораль можно оправдать только высокохудожественными достоинствами текста. У этого рассказа таковые отсутствуют - по стилю и языку текст весьма средний.

Наконец, титульная тема конкурса в тексте отсутствует. Летоисчисление и рубеж эпох в частности должно быть ОБЩЕПРИНЯТЫМ, а не в стиле "мне так захотелось". Поэтому текст дисквалифицируется по формальным параметрам. Сама по себе оценка - четыре балла, но в рамках конкурса - единица.

Оценка: 1/4 балла


Чернышева Ната "Если будешь вести себя плохо..."

Хорошо написано. Страх-хно, аж жуть. Если бы не попсовость темы телепато-телекино-телепорто... и прочего "теле", можно было бы ставить девятку даже несмотря на то, что тема прописана не слишком убедительно. Но за попсу - минус балл.

Еще одна придирка:

"Нашлись тут две дуры из старшей группы. Запихнули в реактор." - в АТОМНЫЙ??? Интересно, как они умудрились? Там вообще-то все технологические помещения напрочь закрытые, не говоря уже про собственно активную зону, максимум куда детишкам пробраться можно - ко внешним контурам охлаждения. Трубы и трубы. Сколько угодно взрывать можно. Или запихивали методом телепортации? А что, других телепортаторов для обратного перемещения тела в целом Институте не нашлось? Кстати, а нафига вообще Институту телепатии реактор - хоть атомный, хоть любой другой?

Оценка: 8 баллов

Шоларь Сергей "Царь слепых"

Рассказ написан хорошо. Однако по ходу чтения постоянно борешься с валом невольных ассоциаций, которые тянутся за примененными автором терминами и декорациями. И эта борьба утомляет - текст не столько читаешь, сколько пытаешься отбросить эти ассоциации и вчитаться в написанное. Плюс к тому все свалено в кучу - инопланетяне, дракийцы-мусульмане, пророк Иса ака воскресший Христос и так далее.

Наконец, слепота героини - а какое отношение она имеет к делу, если не считать несколько наспех вставленных фраз? Аналогии между ее слепотой и якобы слепотой толпы не работают: новоявленный пророк то ли несет людям свет понимания, то ли толкает на самоубийство, бросая на бластеры пришельцев. В чем слепота этих людей и в чем прозрение?

В общем, по стилю - хорошо, по проработке идеи - хуже.

Оценка: 7 баллов


Шэд Павел "Время великих героев..."

> Лаанг казался обычным, одним из толпы, а совсем не победителем множества грозных врагов. Возможно, дело в почерневшей шкуре или в этих страшных ранах. Или ответ еще проще: он спит, как и все

Следуя логике автора, мы должны предположить, что страшные раны и черная шкура являются обычным атрибутом описанных существ, а во сне они нуждаются тем меньше, чем больше множество побежденных ими грозных врагов. Или я чего-то не догоняю?

> Топор можно почистить, но прикасаться к нему без разрешения Воррит не смел

То есть оруженосец не имеет права чистить оружие? Свежий, оригинальный ход. Там, наверное, и уборщицам полы мыть не разрешается...

> за ним в больших китовых пузырях слуги повезут богатые трофеи...

Это такие особые болотные киты, жабродышащие. Они не столько плавают, сколько прокапывают себе путь в трясине.

В целом рассказ оставляет не лучшее впечатление. Прямолинейно-нравоучительная агитка. Куча пафоса пополам со штампами. Скучно.

Оценка: 4 балла



Юрт "Сага о репе с зеленых холмов"

" в погожий весенний денек заставит вас совесть взять в руки лопату и перекопать огород под, к примеру, картофель." - о, почти Гомер. "Встала из мрака младая с перстами багряными Эос. Сын Одиссеев, любезный богам, Телемах благородный..."

Неплохая сказочка. Улыбнуло. Однако от темы договора с эльфами автор очень ловко ушел. Дабы не ломать себе мОзги, наверное...

Оценка: 7 баллов


Юрт "Финнеас, мельник и речной царь"

Написано неплохим языком. Стиль радует. Однако это все, что радует в рассказе. Сам по себе сюжет очень так себе и уж точно хуже, чем в саге про репу.

И придирка:

"Червяки, конечно, против, да кто их спросит. Одна беда: царь речной на все это очень был сердит" - червяки против да царь сердит - уже две беды. А у автора одна...

Оценка: 5 баллов


Ясинская Марина "Sanguis sanctus"

Грустно, товарищи. Опять вампиры в тысячекратно приевшейся их ипостаси. Жестокосердная-нежить-с-клыками-пьющая-кровь-и-летающая-туманом (привет Стокеру). Правда, для разнообразия действие перенесено в до-дракуловские времена, но сути это не меняет ни на йоту. Опять конец света на рубеже эпох, опять шаблонная христианская мифология... Ну хоть кто бы мне объяснил, почему все считают, что богу нужна круглая дата, чтобы устроить Армагеддон? С чего все вообще взяли, что он пользуется десятичной системой счисления?

Далее. Автор упорно пишет картину способом "взять белое и покрасить черным". Бездумная инверсия благостных текстов, где средневековье изображается пасторальными - по сравнению с сегодня - временами. Рыцари защищают слабых? У нас будут грабить деревни. Наплевать, что это их собственные или соседские деревни - главное, ограбить, а там трава не расти. Клирики молятся за народ? Все подряд будут пьяницами, развратниками и торгашами - переплюнем Таксиля и де Костера на триста процентов! Аббаты - мудры и степенны? Поголовно вступают в ряды сексуальных маньяков (впрочем, про это - чуть ниже). И так далее.

Далее, у автора концы с концами не сходятся. Глобальное возвращение силы против нечести кресту - одним-единственным ритуалом? Предположим. Господь у нас такой жалостивый, что по просьбе хотя и одинокого, но хи-итрого святого мужика возвращает силу символу веры - поверим как авторскому допущению. Но как тогда быть с "я знаю наверняка - в этом мире давно уже не осталось sanguis sanctus"? Автор точно уверена, что во всем современном мире нет ни одного человека, способного претендовать на завание святого или просто честного? М-да... есть такой термин - "мизантроп".

В общем, по сути текст - это один сплошной штамп и агитка. Грустно и неинтересно своей черно-белой аляповатостью. Разве что сопоставление сортов крови со вкусами марок вина слегка из этого ряда выбивается, но данная материя мне как-то неинтересна.

Другие претензии.

"усмехнулся - где это он найдет нежить, добровольно облачившуюся в рясу? " - сначала автор подробно описала, как досаждают вампиру напяленные раса с крестом, а потом почти без перехода сообщает, что он про них нафиг забыл?

"на трон взошел четырнадцатилетний сопляк Отто Третий" - ОттоН Третий, прошу прощения. На германский трон он, кстати, взошел в возрасте трех лет, а в четырнадцать всего лишь начал править самостоятельно, без регентов.

"Сильвестр II, первый папа-француз, еще будучи Гербертом Корильякским, у арабов в Морокко изучал магию и знался с дьяволом, и, став главным понтификом, продолжал колдовать по звездам" - а этого-то бедолагу автор за что приложила? Мужик был известен в первую очередь как философ и математик. Что с дьяволом знался - так то неграмотные крестьяне шептали известно почему. Но просвещенному вампиру-долгожителю должно быть прекрасно понятно, что это чушь собачья.

"кровь юного аббата" - оксюморон. Аббат - это настоятель монастыря, изредка иной влиятельный церковный чин, с монастырем напрямую не связанный. Это очень серьезная должность с точки зрения как церковной иерархии, так и средневековой политики. Желающих получить это место было ОЧЕНЬ много, и у "юных" не было ни малейшего шанса его получить. Разве что ближе к 18-19 вв. звание аббата стали заранее резервировать за членами влиятельных дворянских семей, которые могли носить титул и одеяния заранее, до вступления в должность. В вольтеровские времена "юний аббат" - еще туда-сюда. Но в 10 в. - никаких шансов.

И, следуя, изложенному выше, аббаты, массово насилующие крестьянок по деревням, тоже оксюморон. Годы у них не те - по деревням шляться и за юбками гоняться. Исключения могут быть, но в качестве общего правила - чепуха.

Наконец, вообще непонятно, откуда автор взяла, что в то время со страшной силой "голод с нищетой косили всех без разбору, свирепствовали болезни, процветало людоедство, пьянствовали и насиловали крестьянок аббаты, грабили деревни рыцари и продавали церковную утварь и черепицу с церковных зданий клирики". Я лично никогда не слышал, чтобы конец десятого века по данным параметрам являлся чем-то выдающимся. Случались времена, когда все было существенно хуже - времена крестовых походов, например, эпидемий чумы и оспы - да нашествия варваров на Римскую империю и ее крах, в конце концов. Понятно, что автору хочется как следует описать ужасы предапокалиптических времен, но уж если она начала претендовать на псевдоисторичность, то следовало бы и здесь придерживаться исторической реальности.

Оценка: 7 баллов



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"