ТРАНСГУМАНИЗМ И МИРМЕКОНИЗМ
Я постараюсь объяснить возможно более проще. - Есть множество вещей
которые вы хотите сделать и есть множество вещей которые вы сделать можете.
Эти два множества частично перекрываются но никогда и ни для кого - исключая
богов и мертвецов - не совпадают полностью. - Всегда остаётся множество
вещей которые вы хотите, но не можете сделать и множество вещей которые вы
можете сделать, но делать их не хотите. Невозможность желаемого и ненужность
возможного - вот та необходимая разность потенциалов создающая ток времени
и любое вообще движение.
Двигаться можно в двух и только в двух направлениях. Можно стремиться всё
больше и больше мочь. А можно дозволять всё меньше и меньше хотеть.
Конечно, в чистом, беспримесном виде эти два направления никогда не
появляются, но проявляются они всегда и во всём. На уровне отдельного
человека - в виде либерального либо традиционалистского мировоззрения,
ориентации на индивидуализм либо коллективизм, на разум либо на инстинкты.
На уровне больших сообществ приматов - как трангуманистическая либо
мирмеконистская ориентация данного сообщества. Названия условны, но вполне
точны.
Трансгуманизм - попытка посмотреть на человека извне. Без истерик. Без
иллюзий. Sub specie aeternitatis. Признав что человек не является и не может
являться ни целью, ни венцом; что экспонента прогресса - эта пугающая
эскалация возможностей - упирается в итоге в человека и продолжение
прогресса раньше или позже но неизбежно должно будет превзойти возможности
человека.
Это чистая логика. Человечество очевидно не вечно. Более того,
человечество слишком сложно организовано и динамично что б можно было
надеяться на его долговечность как вида. Но зачем тогда нужен разум - если
всё обращается в прах, если разум обречён на смерть вместе со своим
организмом-носителем и если всё созданное множеством разумов обречено на
уничтожение?
Признавать общую тленность. Не соглашаться с этим. Не льстить себе.
Работать на будущее. Не бояться взломать границы вида. - Это трансгуманизм.
Трансгуманизм - обращение к головному мозгу. Мирмеконизм - к спинному.
Ключевым для XX века событием стала неспособность коммунистов оценить
перспективы генетики и кибернетики. Ведь для коммунистического общества
человек в своём текущем виде категорически не подходит. Человек должен быть
превращён в нечто эусоциальное - в осу, муравья, термита, в "голого
землекопа" (Heterocephalus glaber), в пределе - в нечто не имеющее и не
желающее иметь желаний выходящих за пределы заданных возможностей. Однако,
воспитать коммунистическое животное из человека - невозможно. Слишком много
эгоизма. Слишком замысловаты пути от рецепторов к эффекторам. Слишком много
нейронных связей в головном мозге. Можно только вывести новую породу. Этого
не произошло в XX веке. Решайте сами - "к счастью" или "к сожалению" - я не
даю моральных оценок. Здесь невозможно сказать что "это хорошо", а "это
плохо". Выбор между мирмеконизмом и трансгуманизмом - вопрос
самоидентификации. Жизнь или разум? Ответственность или бесправие? Это выбор
аксиоманики - принимаемой без доказательств.
История человечества на всём протяжении, начиная, по крайней мере, с
неолита, есть накопление и обострение противоречий между "хотеть" и "мочь".
Это не поиск компромисса. Ни в коем случае не особое динамически-равновесное
состояние. Компромисс невозможен. Особый путь - только иллюзия.
Человек заперт в пределах своего вида и не может выйти за пределы вида
оставашись человеком. Человечество обречено схлопнуться, провалить внутрь
себя или должно взломать свои пределы. Сдохнуть подобно буриданову ослу или
убить в себе осла.
Всмотритесь в прошлое. Вглядитесь на настоящее. Всюду эта борьба двух
начал, столкновение желаний и возможностей. Человек страшится
ответственности и отказывается сметь. Люди мечутся в клетках возможного.
Безумцы хотят всего и сразу, хотят здесь и сечас, не считаясь ни с чем.
Очистив от мишуры всё можно разложить в пространстве между абсолютной
ответственностью и абсолютным бесправием. - Это просто. Все прошлые и
современные конфликты, все религиозные учения и морально-этические системы,
узлы и удавки новых и старых идеологий - всё находит себе место на нашей
шкале. Используйте.
Zoaron
2014 jun. - jul.