Zoaron : другие произведения.

Кто есть кто в фэнтези?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:




                          Кто есть кто в фэнтези?


   Общая характеристика вселенной

   Виртуальная вселенная типичного фэнтези  -  постапокалиптична.  Она  явно
находится на "нисходящей ветви" развития цивилизации, после  прохождения  ею
некоего "пика": ознаменовавшегося  ядерным  факапом,  тотальной  войной  или
возникновением   новой,   скажем   так:    "перпендикулярной"    предыдущей,
цивилизации.
   Являющиеся общим местом, представления о "Золотом веке" и, вместе с  тем,
"социальная  булимия"  в  отношении  любого  прогресса,   любого   изменения
существующего мироустройства, скорее всего, свидетельствуют именно  о  таком
положении
   Виртуальная  вселенная  типичного  фэнтези  -  болезненна.   Не   следует
забывать, что в мире, без  развитой  медицины,  в  мире  где  не  существует
стоматологии, огромная часть населения страдает от воспалительных  процессов
или интоксикации выделениями паразитов.  Всё  это  -  зараза  биологическая,
открывающая двери для разнообразной психической "заразы": массовые  истерии,
помешательства, кровавые культы, фанатизм, готовность последовать  за  любым
харизматичным суггестором или параноиком.
   Виртуальная вселенная типичного  фэнтези  -  самодовольно  консервативна.
Никто  здесь  не  открывает  пенициллин  и  законы  движения  небесных  тел,
исследование устройства человеческого тела отдано на  откуп  некромантам,  а
психики - местному духовенству. Типичный герой фэнтези, это не изобретатель,
не инженер, он не создаёт ничего нового, он защищает существующее  от  любых
изменений, предусмотрительно объявленных  злом.  "Перемен  к  лучшему  -  не
бывает". Что-либо изменить, всегда тщится лишь злодей. Потому, что "злодей"?
Или потому, что "изменить"?
   Виртуальная  вселенная  типичного  фэнтези  -  инфантильна.  Живое  здесь
смешивается  с  неживым,  разумное   с   неразумным.   В   общем,   типичный
пантеистический взгляд, осложнённый, к тому  же,  декларируемым  язычеством.
   Многочисленные  боги/богини  и   квазибожества   в   фэнтези   существуют
объективно, что может быть проверено экспериментально.  Вместе  с  тем,  эти
псевдобожества, все скопом и каждое в отдельности, требуют к себе  отношения
как трансцендентным существам, и надлежащего почтения.
   Виртуальная вселенная типичного фэнтези - манипулятивна. Сама по  себе  -
она не жизнеспособна, нуждается в некотором контроле и "внешнем  управлении"
со стороны сверхсуществ (игриво называющих  себя  божествами).  Единственным
оправданием фэнтези-вселенной было бы то, что это лишь симуляция с ботами, в
которую  можно  войти  залогинившись  "демиургом"  (и  немного  поиграть   в
стратегию) или "аватарой" (и играть в средневековый шутер от первого  лица).
   Действительно жить или мечтать о том, что  бы  жить  в  такой  вселенной,
может только сумасшедший, потому что, во-первых - только сумасшедший здесь и
выживет, во-вторых... фанаты и просто любители фэнтези! Вы что, серьёзно  не
понимаете, что средневековый антураж, превратившийся для вас в быт, это  уже
далеко не так романтично! Лично я, вообще не понимаю, что можно такого найти
в фэнтези, насколько патологична  его  вселенная  -  я  выше  рассмотрел,  а
теперь, давайте взглянем на наиболее частые и общие  типажи,  эту  вселенную
населяющие.

   Рыцари/воришки (быки/шестёрки). Квазичеловеческие существа  с  достаточно
высоким  уровнем  примативности  (т.  е.,  не  далеко  ушедшие  от  наших  с
обезьянами общих предков) и обратно пропорциональным  примативности  уровнем
интеллекта. Что притягательного и романтичного можно обнаружить  в  ворах  -
для меня  остаётся  загадкой.  Грабит  ли  он  простых   ремесленников   или
аристократов - эти действия равно деструктивны и незаконны, и  место  такого
субъекта совершенно чётко определено Глебом Жегловым - в тюрьме. Я, впрочем,
не столь гуманен, и потому добавлю к тюрьме  -  обязательную  химическую  (в
особых случаях - оперативную) кастрацию.
   Что касается рыцарей - то же не самые симпатичные типы. Да, им,  конечно,
предписывается вести себя куртуазно, но - только с равными себе и на виду  у
равных себе. А  вот,  вместо  платы  за  харч  -  сломать  нос  трактирщику,
изнасиловать его дочь и сжечь сам трактир - так это за  милое  дело!  Всякие
чёрный людишки, нам ведь не  ровня!  Психология  типичного  рыцаря,  вообще,
недалеко ушла от психологии школьного хулигана: увлечённо  бить  тех  -  кто
предположительно слабее, а заслуженно получив в бубен - бежать жаловаться на
"беспредел" маме с папой. Точно так же и рыцари, толпами  бежали  жаловаться
Папе (Римскому) когда, с распространением  огнестрельного  оружия,  горожане
(вот ведь  беспредельщики)  начали  эффективно  защищаться  от  некуртуазных
рыцарских претензий.

   Красавицы/принцессы.  Персоны  женского  пола  и  гендера,   играющие   в
произведении,  либо  роль  объекта   (похищения   злодеем/спасения   героем,
самостоятельной ценности тогда  не  представляют),  либо...  то  же  объекта
(только теперь сексуальных фантазий героя). В первом случае: мы  имеем  дело
всего лишь с раскрашенной куклой, во втором:  стереотипичной  "прекрасной  и
искусной лучницей"  с  неизбежно-огромным  бюстом  (при  этом,  никто  не  в
состоянии дать вразумительного объяснения: как "огромный бюст" сочетается  с
"искусной стрельбой" из лука, что-то одно - здесь лишнее).

   Маги.   Сложный   конгломерат   шарлатанов,   суггесторов,    фокусников,
мошенников, знахарей и  людей,  не  наигравшихся  в  детстве  набором  "Юный
химик". Несложными фокусами легко ставят в тупик непритязательного  человека
средневековья. Иногда обладают  некоторыми  начатками  медицинских  познаний
и/или эмпирически доходят до гипноза.  Некоторые  маги,  при  случае,  могут
бросить во врага примитивную ручную бомбу (файерболл). И  все  очень,  очень
любят разводить суггестию. Нет. Конечно, их магия  -  несомненно  действует,
так же как действует магия австралийский и гвинейских колдунов. Беда в том -
что действует их магия только в  Австралии  и  Новой  Гвинее,  и  только  на
коренных, воспитанных в соответствующей традиции, жителей Австралии и  Новой
Гвинеи.

   Эльфы. Сборище чокнутых гринписовцев  и  экзальтированных  контактёров  с
"тонкими  сущностями  из  созвездия  Сириуса".   В   качестве   специфичного
опознавательного знака - особым образом уродуют себе уши. Утверждают  -  что
бессмертны, но, разумеется, это надо понимать строго метафорически:  материя
разложившегося тела  составит  новые  тела,  а  энергия,  вливаясь  в  общий
безличный космический поток, своими новыми  эманациями  наполнит  эти  тела.
Очевидно, что подобная, софистическая концепция, могла возникнуть  и  широко
распространиться лишь в крайне консервативном  и  жёстко  традиционалистском
обществе. Действительно, эльфы знамениты  своим  высокомерием  и  снобизмом,
мессианским комплексом и воинствующим иррационализмом.

   Гномы. Здесь, вероятно, имеет место наследственная  патология,  вызванная
близкородственным скрещиванием или облучением, впрочем, нельзя  исключать  и
сознательных манипуляций с генетическим  материалом,  технологическими  либо
евгеническими методами. Другой показательный факт: никто и никогда не  видел
"самок" гномов. Очнитесь! Все гномы - самки! Стерильные клоны.
   Эта раса, мастерски овладевшая искусством  камуфляжа  и  способная  легко
"отвести глаза" излишне любопытному,  -  блестяще  запутала  всех!  Впрочем,
гномов даже нельзя назвать расой, гномы - нечто вроде  сообществ,  возникших
вокруг особой трансовой  практики  и  выделяемого  Королевой  наркотического
вещества. Каждая колония гномов  создаётся  вокруг  Королевы-матки,  в  роли
последней,  нередко  оказывается  совершенно  случайная  женщина  (вспомните
Белоснежку).  От  гномов,  будущая  Королева  получает  особые   секреторные
выделения, изменяющие биохимию и  физиологию  её  организма,  и  позволяющие
стать  собственно  Королевой-маткой  (ещё  раз  вспоминаем  Белоснежку,   и,
одновременно, сюжет к/ф. "Чужие").

   Орки. Считается что орки - отморозки,  некогда  выделившиеся  из  эльфов.
Действительно,  взаимная  ненависть  этих  двух   субкультур   общеизвестна,
общеизвестно и презрение, с которым эльфы относятся к  оркам,  а  орки  -  к
эльфам. С точки зрения этологии, это хорошо объяснимо общим  происхождением.
Наибольшую ненависть, как правило, вызывают  наименьшие  различия.  Человек,
ведь, не испытывает настоящей ненависти  к  иным  существам,  ни  в  чём  не
похожим на него: к тиграм или китам, к паукам или термитам. Страх. Возможно,
отвращение. Холодный интерес. Восхищение. Но ни ненависть. В  то  же  время,
обезьяны, слишком похожи на людей, что бы оставить нас совсем  равнодушными,
обезьяна легко воспринимается как  карикатура  на  человека.  Но  наибольший
накал ненависти у человека, вызывает другой человек,  даже  не  другой  цвет
кожи или разрез глаз,  а  другой  стиль/расцветка  одежды,  знаки  различия,
татуировки и расположение скарий, пирсинг, формы причёсок и др. и пр., и  т.
д. и т. п.
   Итак. Связь орков с эльфами достаточно очевидна, они и сами  не  отрицают
этой связи. Но вот, что орки выделились из эльфов - весьма  сомнительно.  Во
первых - это версия эльфов, а во вторых - давайте, наконец, разберёмся,  кто
вообще такие  эти  орки?  Уродливые  и  злобные  твари,  созданные  жестоким
сверхсуществом из добрых и красивых эльфов? Ой, не делайте мне смешно!  Орки
- типичные  постапокалиптические  бандиты-байкеры  a  la  "Безумный   Макс".
Уродство  орков  -  не  продукт  злой  воли  сверхущества,  а   сознательная
модификация  тела,  точно  отражающая  статус  орка  в  банде.  Злобность  и
агрессивность орков, конечно, невозможно отрицать. Но о какой то  особенной,
нечеловеческой злобе и агрессивности орков, я бы не  стал  говорить.  Статус
орка определяется его примативностью, и ей же,  определяется  вся  структура
сообществ орков, копирующая иерархию стада высших  приматов.  Ничего  такого
сверх- или под- человеческого. И прежде чем  морщить  носик  при  упоминании
орков, следовало бы вглядеться в собственную животную основу.

   Оборотни. Здесь, речь может идти либо о  воинах-берсеркерах,  перед  боем
облачавшихся  в  шкуры  животных,  шире  -  вообще  о   попытках   человечка
психологически отождествить себя с животным, либо о  несчастных  "маугли"  -
детях  выкормленных  волками  или  лисицами.  Сюда   же,   можно   прибавить
возникающие иногда атавизмы, действительно придающие человеку  те  или  иные
черты животного. Остальное - психология.  Если  есть  возможность  появиться
чудовищу - оно появляется (вспомните "Повелителя мух" Уильяма Голдинга). Что
бы человек родил монстра, нужно не так уж много.

   Драконы. Крупные  пресмыкающиеся  семейства  ящериц,  подобные  комодским
варанам. Легендарные размеры драконов, разумеется, сильно преувеличены.
   Защищаясь, дракон плевал во врага едкой жидкостью - отсюда пошли рассказы
о способности драконов выдыхать огонь. Что и  не  удивительно.  В  том,  что
доблестного  рыцаря  обслюнявила  большая  неуклюжая  ящерица  -  не   много
героического. Вот  похвастаться  ожогами,  оставленными  пятнадцатиметровым,
изрыгающим огонь монстром, согласитесь, совсем  другое  дело  (будь  уровень
технологического развития повыше, наверное бы о "тепловых лучах" врали)!
   Что драконы способны летать, это, конечно же, ложь. При том уровне жизни,
распространении  массовых  истерий  и  уровне  развития  медицины,   которые
предполагает фэнтезийная вселенная - в небе и такое могли увидеть.


   Zoaron
   2010 may.




 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"