Аннотация: Очень трудно описывать героических персонажей или обстоятельства из-за условности фентезийных миров.
Зорова Галина
ГЕРОИЧЕСКОЕ ФЕНТЕЗИ В НЕГЕРОИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА
Так вот, что касается героических мотивов в фентези:
очень трудно описывать героических персонажей или обстоятельства из-за условности фентезийных миров.
Ведь что получается с героическими персонажами?
Возьмём, к примеру, Жанну, Орлеанскую Деву. Героиня? "А вот не всё так однозначно"(с).
Во времена её появления при дворе короля Франции и на полях битв Орлеанскую Деву вовсе не считали героиней. Она была чудом для большинства, а чудо не может быть героем из-за своих сверхестественных возможностей, чудо просто помогало одному из участников тогдашней борьбы за власть. Меньшая же часть современников считала её знатной дамой и родственницей короля, которая имела возможности ему помогать.
То есть, Орлеанская Дева помогала королю по мере своих чудесных или просто реально-династических возможностей.
И только республиканский историк-романтик Мишле уже в 19 веке, когда была потребность в героических патриотах из народа, сделал из неё почти республиканскую Марианну, девушку-патриотку-крестьянку, которая спасает - внимание! - Францию, а не конкретного короля или его династию).
Но это же Мишле, уважаемый, умный и психологичный Мишле, который заново создал историю Орлеанской Девы в стиле Дюма-отца, а потом быстренько закрепил её в моногрфиях и учебниках истории.
А тут просто сказка, стилизованная под реальный мир какой-то эпохи и непонятно какой страны.
Каким же образом персонажи могут стать героями?
Вот и получается, что героев писатели списывают с того же Мишле или других историков-мифотворцев, более близких нашему времени или даже современников.
И получаются благородные князья, поразительно умные принцы и прочие герои, которые вместо героических поступков в сферах политики и экономики занимаются исключительно сержантскими делами в армии (это у авторов) или паданием к ногам всяких простолюдинок (это у авторесс) .
И в самом конце концов героические персонажи скатываются у авторов до каких-то преступных группировок, воровских шаек или передвижных домов терпимости.
Конфликт средневековых рыцарских и нынешних бюргерских ценностей делает героическое фентези... нелепым. Ну не может же современный бюргер согласиться, как Дюма-отец (который по отцу и деду был очень знатным человеком), что простолюдинов нужно постоянно бить палками (как мушкетёры своих слуг), а простолюдинок использовать ещё более прямолинейно.