Зубарева Анна Вадимовна : другие произведения.

Статья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Проектная деятельность в области моделирования дизайн-объектов в дополнительном образовании студентов СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
  

Зубарева Анна Вадимовна

студентка группы АрД-403,

кафедра арт-дизайна РГППУ

г. Екатеринбург 2016

   Ключевые слова: проектная деятельность, дизайн, дизайнер, дизайн-объект, профессиональная деятельность, дизайн-проектирование, креативность, художественно-образное моделирование, концепции дизайн, проектное мышление, креативное мышление.
   Предлагаемая вниманию статья посвящена тому, как, интерпретируя сущность и задачи проектной деятельности в области моделирования дизайн-объектов, определяется способность человека преображать действительное в желаемое. Для её описания принята формулировка О.И. Генисаретского, считающего ее проектируемой реальностью среды существования; концепцией, определяющей направление усилий проектирования, системой ценностей, определяющей самосознание сообщества дизайнеров.
   Исследования в области проектной деятельности дизайн-объектов представляют особый раздел знаний интегративного характера, основанием которого является созидание принципиально нового проекта, определяющего состояние совокупности образов как таковых. Выбирая средства формирования проектной деятельности студентов из ряда возможных, успешным полагается, по мнению Вербицкой Н.О., использование специфики познания мира с помощью визуального восприятия и как результат историко-культурного подхода в обучении.
   Таким образом, поиск скрытой композиционной логики в каждом конкретном задании и выявление схематической картины мира, как средства художественной организации пространства произведения, требует учета всех источников поиска информации (прямых, скрытых и косвенных) для решения проектной задачи, что и позволяет классифицировать средства формирования проектной деятельности по формальному основанию.

0x01 graphic

   Учет опыта проектирования художественного окружения человека на уровне его окружающей действительности позволяет создавать формы глубинных переживаний человека, при этом отражая художественную выразительность, которая характерна для любых сообществ и групп, поскольку всё это используется в процессе самовыражения.
   По мнению Н.В. Воронова: дизайн - это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом.
   Многие научные деятели предполагают, что на особом этапе тяготения дизайнеров к художественным формам, обосновывается в искусстве, как источник новых оригинальных идей, которые помогают в решении создания собственных художественных задач и способствуют развитию дизайнерских приемов и средств.
   Статья дает представление об основных теоритических и практических понятий в сфере дизайн-проектирования, содержит некоторые рекомендации по организации процесса моделирования дизайн объекта; рассматриваются методы и приемы творческой деятельности дизайнера.
   По мнению Кантор К.М., решение проблем гармонизации окружающего мира, его сообразности и культурной значимости выступает определяющим фактором создания материальных объектов. Эти задачи реализуются в деятельности дизайнеров.
   В этой связи необходимо заметить, что формирование практических навыков дизайн-проектирования должно осуществляться параллельно с освоением теоретико-методологических принципов проектного дизайна.
   Объектом исследования выступает профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в области моделирования дизайн-объектов.
   Предметом исследования является проектная деятельность студентов-дизайнеров в условиях высшего профессионального образования в области создания дизайн-объектов.
   Гипотеза исследования предполагает, что эффективное формирование проектной деятельности студентов-дизайнеров в области моделирования дизайн- объектов возможно, если:
   - будет уточнен статус, структура и содержание понятия "дизайн-объект" и разработка плана для его создания;
   - составлена на основании анализа действующей нормативно-правовой базы (ФГОС СПО) и социального заказа педагогическая модель формирования проектной деятельности студентов-дизайнеров, учитывающая функциональную, технолого-конструктивную, эстетическую специфику подготовки по образовательному направлению "Дизайн" в высшей профессиональной школе.
   Насущность решения этих проблем определила тему данного исследования: "Педагогические условия формирования проектной деятельности студентов-дизайнеров в области моделирования дизайн-объектов".
   В рамках исследования гипотетическое предположение о том, что формулирование, разработка и внедрение поэтапной методики обучения проектирования дизайн-объекта, с привлечением средств учебно-профессиональной деятельности, делает процесс формирования проектной культуры студентов-дизайнеров эффективным, что и определило методы, использованные для создания исследования:
   - педагогическое моделирование;
   - структурный анализ;
   - прогностический.
   Теоретическая значимость исследования представлена:
   - уточнением содержательной стороны понятия "проектная деятельность студентов-дизайнеров в области моделирования дизайн-объектов" с помощью установления смысла, сущности и профессиональной специфики процесса формирования профессиональной деятельности будущих дизайнеров с помощью средств учебно-профессионального проектирования.

0x01 graphic

   Кластерная модель формирования проектировочных компетенций.
   "Искусство судорожно стремится выйти за свои пределы, нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще от того, что не есть искусство", -- писал Николай Бердяев в 1917 г. Изменилось что-либо за последние сто лет? Нет.
   Термин "проектная деятельность" может определяться как основа самореализации человека на профессионально значимом, общественно ценном уровне конкретных профессиональных практик, направленных на создание, трансляцию гуманитарных ценностей, технологическую поддержку этого процесса.
   Принимая во внимание концептуальные описания характеристик идеальной модели профессиональной деятельности студентов (Н.Г. Багдасарьян), можно предположить ее опорные точки:
   - нормативно-правовое обеспечение и профессиональные стандарты, предусматривающие практическое осуществление теоретических данных;
   - алгоритмы профессиональной деятельности, определяющие решение профессиональных задач;
   - социализация (социальная, коммуникативная компетентность) работника, обеспеченная его способностью принимать решения в проектной сфере и нести ответственность за них.
   Следовательно, проблема формирования профессиональной деятельности в сфере проектирования и творческой деятельности как процесса, может быть сведена к определению соответствия профессиональной деятельности работников общественным ожиданиям, устанавливающим требования, критерии результативности на основании ценностных ориентиров.

0x01 graphic

   Рассматривая проектную деятельность как творческий процесс, определяющий профессиональную практику проектирования (в том числе и области дизайна) можно выделить в ее структуре ступени (Н.В. Матяш):
  -- рождение идеи, субъективацию, материализацию идеи проекта;
  -- экстериоризацию и воплощение замысла.
   Таким образом, термин "проектная деятельность" применим для обозначения профессионализма, высшего уровня готовности дизайнера к проектной работе, созданию интеллектуально значимых стилевых объектов. Следовательно, формирование проектной деятельности может совершаться поэтапно, на уровнях:
   - концептуализации проектирования как объекта, так и пространства;
   - становления знакового поля проектного предложения создаваемого объекта или среды;
   - оценки аксиологической составляющей проектной деятельности.
   Анализ понятия "проектная деятельность" позволяет предположить его важные признаки:
   - ориентированность на решение конкретной задачи;
   - определенность и согласованность, взаимосвязь действий с использованием конкретных мероприятий, обусловленных объективными данными географии, времени и ресурсов.
   В то же время изучая теоретические труды в области педагогического проектирования (А.А. Андреев, В.П. Климов, Д.А. Хворостов и др.), можно выявить сугубо педагогические качества дизайна. И предположить, что профессиональная (проектная) деятельность в области проектирования как культурное явление образует комплекс содержательных компонентов.
   0x01 graphic

Взаимосвязи компонентов проектной деятельности в дизайне.

   Педагогическая интерпретация проектной деятельности студента-дизайнера, как культурного феномена, допускает предположение того, что она определяется как проектная компетентность обучающегося, преобразуя знания, умения и навыки в профессиональной деятельности за счет:
   - сформированности способностей и креативных качеств личности, определяющих конструирование технологических подходов к решению нестандартных творческих задач;
   - эстетизации отношения к среде существования, подразумевающей творческую активность в профессиональной деятельности.
   Всё это позволяет считать, что проектная деятельность студента-дизайнера, является профессионально значимым качеством субъекта образовательного процесса, предусматривает ценностное отношение к проектной деятельности, определяя профессиональное соответствие требованиям, предъявляемым государством к выпускникам вуза.
   С другой стороны существует мнение, что проектная деятельность это креативность, которая рассматривается как профессиональная компетенция в той или иной степени (А.А. Вербицкий, А.П. Суходимцева).
   Идеальная модель креативности студента-дизайнера характеризуется следующими взаимосвязанными показателями:
   • Беглость - способность генерировать большое количество идей в заданный педагогом временной отрезок;
   • Оригинальность - способность продуцировать нестандартные идеи, отличающиеся от общепринятых, очевидных, общеизвестных, или твердо устоявшихся;
   • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переходить от одного способа решения проблемы к другому;
   • Метафоричность - способность к ассоциативному мышлению, готовность работать в новом контексте;
   • Структурированность - способность детально разрабатывать возникшие идеи и представлять этапы их решения;
   • Многоаспектность - умение работать над несколькими проектными решениями одновременно, переключаться с одного на другой;
   • Результативность - пригодность дизайн-объектов, их полезность, восприятие целевой аудиторией продукта как нужного, нового и оригинального.
   Рассматривая креативность как врожденное качество, присущее всем людям, но теряемое в процессе жизни по мере социализации под воздействием культурных паттернов (А.Х. Маслоу), тем не менее, исследователи (Гуднау, Уорд, Хэддон, Литтон и др.) показывают, что креативность может развиваться в результате усвоенных умственных навыков и стратегий. На основании этих исследований можно сделать вывод, что уровень креативности как способности к творчеству зависит от организации образовательного процесса, от того, насколько обучающихся в буквальном смысле этого слова учат мыслить креативно.
   При переходе из образовательной среды в профессиональную студент начинает проявлять свою способность к творчеству в профессиональной сфере, реализуя, таким образом, свою потребность в самоактуализации с разной степенью успешности. Специфика профессиональной креативности может выражаться как в креативном подходе к решению профессиональных проблем, так и в результате данной деятельности, то есть в создании креативного дизайн-объекта. Зерном профессиональной креативности в любой сфере является свойственное творческой личности особое мышление, которое проявляется в условиях, когда проблема еще не определена и не существует заранее предписанного решения, но есть четко поставленная цель.
   По данным наиболее популярных рекрутинговых агентств работодатели все чаще выдвигают в качестве профессионального требования в самых разных областях деятельности креативное мышление, креативность. Под креативностью в большинстве случаев они понимают способность быстро усваивать идеи и генерировать множество новых в соответствии с поставленными задачами, способность быстро разрешать проблемные ситуации, мыслить вне рамок традиционных паттернов поведения и, конечно, создавать оригинальный продукт деятельности.
   Важность этого качества, а также его развития для специалистов в любой сфере деятельности отмечает американский экономист, автор теории креативного класса Ричард Флорида. В своих исследованиях он показывает, что инновационные и высокотехнологичные индустрии в значительной мере связаны с местами концентрации креативного класса и таланта в целом. При этом ученый уточняет, что успех инновационной экономики лежит в расширении креативного класса.
   Учитывая современный тренд, выраженный в возрастающей потребности работодателей в сотрудниках, способных к творческому мышлению, творческой деятельности в различных профессиональных сферах, некоторые исследователи приходят к выводу, что креативность следует рассматривать как профессиональную компетенцию (А.Н.Беляевских, Т.Ф.Палей, И.П.Особов).
   Несмотря на то, что в современном обществе креативность востребована во многих сферах деятельности, от дизайнеров в первую очередь ожидают креативных качеств не только работодатели, но и потребители дизайнерских услуг. Сегодня обществу нужен дизайнер, способный генерировать идеи, умеющий работать в сложных ситуациях в сжатые сроки с недостаточными ресурсами. Поэтому учебный процесс профессиональной подготовки дизайнеров в вузе, должен отвечать требованиям современных реалий.
   Задача высших учебных заведений создать такие педагогические технологии формирования креативности, которые могли бы быть применимы на разных этапах профессионального обучения. Главным механизмом развития профессиональной креативности как качества личности, как способности к творчеству в профессиональной деятельности в процессе обучения, должна стать системно-организованная в специальных формах взаимодействия деятельность преподавателей и студентов, которая построенная на основе будущих профессиональных функций и задач обучающихся.
   Так же это направленность учебного процесса на получение конкретного дизайн-объекта, стимулирование студента на достижение конечного результата выполняемого задания.
   Существует еще один способ проектной деятельности. Это как любой фрагмент или отдельный элемент предметного мира всегда возникающий в чьем-то сознании в виде бесплотного образа, проектного замысла, идеи, то есть в идеальной форме. Впоследствии над идеей всесторонне размышляют, при этом формируя и конкретизируя, проверяется на уместность и своевременность в тех или иных ситуации. Именно поэтому свободный образ и фантомная реальность преобразовывается в социально-культурную осмысленность, которая в дальнейшем выражается в проектной деятельности.
   И только затем, если все складывается по полочкам и соблюдены все условия, возникает процесс вывода идеи из потаенности сознания. Происходит материализация, которая сначала формируется в виде проекта с помощью приемов композиционного формообразования, и впоследствии образуется новый объект предметного мира.
   Путь от идеи к окончательному воплощению, возможно слишком очевиден, но именно последовательное прохождение этого пути и выделяет любой дизайн-объект предметного мира из массы других. Постепенная материализация объекта в сегодняшней действительности выражается через проектную деятельность студента. Процедура моделирования обычно предвосхищает всякое сложное дело.
   Моделирование призвано помочь избежать ошибок в окончательном варианте дизайн-объекта, когда включены уже все ресурсы. Возможность моделировать и имитировать подлинные материалы, непосредственно позволяет представить дизайн-объект в будущем, так же применение масштабирования дает гарантию, что объект можно преобразовать в реальности и наглядно удостоверится как он будет выглядеть в действительности.
   Существует множество различных методов моделирования, но в дизайне традиционно применяется художественно-образное моделирование. Так на определенном этапе дизайнерской разработки практикуется создание материальных или виртуальных моделей будущих объектов, и это позволяет объединить проектную деятельность с любым иным видом проектирования. Что в последствии образовывает связь с универсальным творческим мышлением, которое проявляется в области профессиональной деятельности дизайнера.
   0x01 graphic

Структура проектного мышления.

   Художественно-образное моделирование дизайн-объекта происходит не в действительности, а разворачивается в сознании дизайнера - в фантазии, воображении, совмещая в себе его энергию созидания нового с интуицией предвидения и способностью отражать и систематизировать наблюдаемое.
   Творческое мышление отличается не только в сущности, но и в практическом плане, так как дизайнер видит происходящее в ином аспекте действительности, это позволяет проявлять творческие способности столь же эффективно как и способности, которое есть у конструкторов, инженеров, технологов, и в специальностях других направлений, позволяющий им создать какой-либо материальный объект.
   Все же определенное отличие существует, так как в проектной деятельности не обойтись без характерной логики построения, возникающей при проблемном подходе к моделированию дизайн-объекта. Это позволяет проявить способность проектировщика в творческо-направленной деятельности, которая и отличает дизайнера от прочих, близких ему, специалистов.
   В тоже время он усваивает композиционные приемы, которыми архитекторы владели задолго до того, как возникла (выделилась) профессия дизайнера. Такие знания и навыки востребованы при решении профессиональных задач, включая в себя и аналоговое проектирование. Но подлинный дизайн - это внесение социально-культурные инноваций и поиск нестандартных решений (П.А. Сорокина).
   Студент должен мыслить перспективно, ведь в реальной профессиональной жизни никого не будет интересовать, сколько сил и времени затратил дизайнер на получение искомого результата и на выполнение своей работы. Поэтому в процессе обучения студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и сформировать у него понимание. Стремиться к качественному результату, который станет залогом не только хорошей оценки в учебной деятельности, но и в профессиональном плане, которое потребуется в будущем, и будет является важнейшей качественной характеристикой работы дизайнера.
   Так же необходимо знание особенностей человеческого восприятия, которое позволяет студентам быстро принимать и взвешивать визуальное воздействие проектной деятельности на окружающих. А применение психологии восприятия облегчает выбор выразительных средств, с помощью которых можно наиболее точно выполнять поставленные цели.
   В современном обществе дизайн соединяет в себе массовое производство, массовое потребление, массовую культуру и особую эстетику материального мира. Как отмечает А.В. Казарин, дизайн - это демократично ориентированная деятельность, ведь он опирается в своих действиях на объективные потребности массового потребителя.
   Современное образование должно быть максимально соотнесено и с требованиями кадрового рынка, и также адаптивно к развитию науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. В этом смысле проектная деятельность в моделировании дизайн-объекта представляет собой не только потребность в создание чего-либо, но и возникает вопрос о наличии спроса на него, которое может определить дальнейшую судьбу проекта, его реализацию.
   Поэтому не малую роль в проектной деятельности играет такая экономическая наука как маркетинг, который необходим для успешного моделирования дизайн-объекта, так как это позволяет не только изучить потребителя, но и выявить (сформировать) предпочтения к тому или иному объекту. Культурные предпочтения потребителя могут упираться на удовлетворение потребности в престиже, финансовом успехе, в образначении финансового статуса, неся при этом отнють не витальные потребности. Поэтому А.В. Казарин отмечает, что именно знаковая характеристика объекта становится приоритетной, важна невещь, а ее образ, характерный узнаваемый элемент.
   0x01 graphic

Культурно-символический фактор развития проектного дизайна.

   Полученные и проанализированные данные по возможности оказывают значительное влияние на создание образа проектируемого дизайн-объекта, а так же выступает критерием успешности в профессиональной деятельности.
   Соответственно этим двум задачам, где неотъемлемым фактором успешного развития профессионального образования, является повышение роли работодателей и государственно-частного партнерства в развитии профессионального образования, по возможности радикальное обновление методов и технологий обучения.
   "Мир не в меньшей степени является становящимся, чем ставшим, не в меньшей степени возможным, чем действительным. Сама действительность мира - это действительность его бесконечных возможностей", - К. Кантор "Правда о дизайне".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Библиографический список:

      -- Барташевич А.А. Основы художественного конструирования. Минск: Вышэйш. шк., 1978.
      -- Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. Ташкент: Фан, 1990.
      -- Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: введение в философию дизайна. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001.
      -- Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. М.: Союз дизайнеров России, 2001. Т. 1.
      -- Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: МСХА, 2004.
      -- Золотарев А.И. Семантическая избыточность и эстетика дизайна: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2002.
      -- Ильин Н.М. Эстетика товаров: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.
      -- Казарин А.В. Дизайн как социокультурный феномен: Дис. ... канд. филос. наук. Н. Новгород, 2002.
      -- Калмыкова Н.В. Макетирование из картона и бумаги: Учеб. пособие. М.: Кн. дом "Университет", 2000.
      -- Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопр. философии. 1981. N 11.
      -- Кузин В.С. Психология: Учебник. 3-е изд., доп. М.: АГАР, 1997.
      -- Лисовец И.М. Дизайн и массовая культура // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации: Сб. статей. М., 1998.
      -- Лола Г.Н. Дизайн как социокультурный феномен (философский анализ): Дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 1998.
      -- Ляхов В.Н. Курс пром. графики в вузе // Техническая эстетика. 1966. N 4.
      -- Папанек В. Дизайн для реального мира. М.: Д. Аронов, 2004.
      -- Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2006.
      -- Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: Учеб. пособие. М.: МЗ-Пресс, 2003.
      -- Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: Автореф. дис. ... д-ра искусствовед. М., 1990.
      -- Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учеб. пособие. М.: Архитектура-С, 2004.
      -- Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учебное пособие / В. Ю. Медведев. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та технологии и дизайна, 2004. 79 с.
      -- Михайлов С. М. История дизайна: учебник для вузов: в 2 частях / С. М. Михайлов; Союз дизайнеров России. Москва, 2004. Ч. 2. 270 с.
      -- Степанов А. В. Арт-дизайн: структура и содержание понятия / А. В. Степанов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогичекому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. N 2. С. 135-137.
      -- Ткаченко Е. В. Арт-дизайн: структура, содержание и перспективы развития специализации / Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. 162 с.
      -- Устин В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве / В. Б. Устин. Москва: АСТ: Астрель, 2007. 239 с.
      -- Шелестова Е. С. Формирование профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров // Е.С. Шелестова / Молодой ученый. --2014. --N20. --С. 648-651, 0.27 а.л.
      -- Шелестова Е.С., Кузнецова Г.Д. // Практико-ориентированный подход в обучении студентов-дизайнеров как одно из основных эффективных педагогических условий образовательной системы высшей школы // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова// Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. "Педагогические науки". 2015. N 1.
      -- Шелестова Е.С. Креативность как необходимая профессиональная компетенция в программах ВПО: системный подход// Ежемесячный научно-практический журнал "Человеческий капитал" N11. - М. 2014 --С. 136-140.
      -- Коробий, Е.Б. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности в ходе художественного проектирования / Е.Б. Коробий // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - N6/1. - С.213-217. (0,5 п.л.).
      -- Вербицкая Н. О. Компетенции: педагогические проблемы восприятия // Профессиональное образование. Столица. - 2012. - N 5. - С. 19-22.
      -- Мелодинский Д. А. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: Учебн. пособие. - М.: Архитектура - С, 2004. - 312 с.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"