Зулумханов Давуд Асадулаевич : другие произведения.

Маленький Принц-1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.56*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поначалу я был уверен, что это сказка для маленьких и вся ее суть заключается в похождениях Маленького принца по маленьким планетам, во встречах с различными персонажами и в морали, которую можно было бы вывести из бесед с ними. Я даже пытался читать ее вслух на "классных часах" в школе. Но...


МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ

   В былые времена о сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" слышали практически все. Сейчас мало кто о ней помнит. Не ко двору. В век крутых разборок Маленький принц никому не нужен... В самом деле?
   Напомню только некоторые выражения из этой сказки, ставшие крылатыми "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету", "Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил", "Там хорошо, где нас нет".
   Эта небольшая сказка известна во всем мире уже более полувека. Но, тем не менее, пока не удалось сделать ни одной удачной постановки Маленького принца. Ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Несмотря на незамысловатый сюжет, добиться такого же эффекта как при прочтении, оказалось делом практически невозможным. В чем секрет?
   Поначалу я был уверен, что это сказка для маленьких и вся ее суть заключается в похождениях Маленького принца по маленьким планетам, во встречах с различными персонажами и в морали, которую можно было бы вывести из бесед с ними. Я даже пытался читать ее вслух на "классных часах" в школе. Потом понял: дети слушают только для того, чтобы не огорчить меня. Но они ни в чем не были виноваты: им было неинтересно. И не могло быть интересно, потому что сказка эта вовсе не для детей. Она для взрослых. Для достаточно опытных взрослых, которые давно уже не дети и у которых уже есть свои дети. Каждый, кто читал Маленького принца, помнит моменты, когда трудно становилось дышать, когда комок подкатывал к горлу и на глаза наворачивались слезы. На вопрос, какой именно момент вызывает наиболее сильные чувства, практически все безошибочно называют сцену прощания. Да, чувства сильные, но чем вызваны? Никто не ответил мне на этот вопрос. Хотя сцена, на первый взгляд, простая: Маленький принц должен вернуться с Земли на свою маленькую планету. Перенести тело на такое большое расстояние обычными средствами невозможно:
   "- Видишь ли... это очень далеко. Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести. Но это все равно, что сбросить старую оболочку. Тут нет ничего печального..."
   Маленького принца должна укусить змея, чтоб он мог расстаться с телом и он предупреждает:
   "- Тебе покажется, что мне больно... покажется даже, что я умираю. Так уж оно бывает".
   И опять:
   "- Напрасно ты идешь со мной. Тебе будет больно на меня смотреть. Тебе покажется, будто я умираю, но это неправда..."
   Все просто, но почему разрывается сердце?..
   Кто он, этот маленький мальчик с золотыми волосами? Почему он вызывает такие сильные и странные чувства? Одновременно и боль, и радость. И свет, и печаль.
   Большая удача для художника, когда ему удается достичь такого эффекта. Но что именно его вызывает? Может, именно неразгаданная эта загадка, не позволяет сделать удачную постановку?
   Я долго думал над этим. Умом я понимал, что все логично. Что Маленький принц просто прощается, ему надо возвращаться, и он вовсе не умирает. Но с другой стороны - смертельный укус змеи. Умер? Да нет, вернулся на свою планету. Хотя, все-таки, умер... Одновременное присутствие взаимоисключающих событий! Но разве такое возможно?
   В физике есть понятие "корпускулярно-волновой дуализм" или, по-другому - "принцип дополнительности". К примеру, что-то обладает одновременно свойствами и частицы, и волны -- взаимоисключающими, с точки зрения классической физики, свойствами. Свет есть самое яркое проявление такого дуализма. Но можно ли сказать, что света нет на основании того, что он обладает непривычными для нас свойствами?
   Физики шутят: "Если утверждение, противоположное данному утверждению, верно, то верно данное утверждение тоже".
   Если верно, что Маленький принц умер, то верно и то, что он еще жив!
   За счет чего достигается такой эффект? Что нас заставляет признавать здесь принцип дополнительности?
   В большинстве предисловий к этой книжке издатели выносят предположение, что прототипом Маленького принца Экзюпери взял самого себя. Себя таким, каким был в детстве. В самом деле, это может стать ключом к разгадке.
   Вспомните, какие вы испытываете ощущения, когда смотрите на собственную детскую фотографию. Именно эти ощущения приходят на память, когда читаешь Маленького принца. Похоже? Очень. С одной стороны на фотографии вы. С другой стороны - вовсе не вы, а маленький мальчик, который ничем на вас, на взрослого, не похож. У него - свои мысли, свои переживания, своя жизнь, а у вас - свои. С одной стороны этого мальчика давно нет на свете, а с другой - как же нет, когда это вы сами и есть! Принцип дополнительности?
   После такого прочтения сказки о Маленьком принце, просмотр старых собственных фотографий занятие весьма непростое. Постепенно начинаешь догадываться, почему именно "принц", а не просто мальчик? Принц - будущий наследник престола. Принц - будущий король. Маленький принц - будущий взрослый вы. А станет ли он королем? Более того, если вы уже смотрите на фотографию, -- стал ли он королем? Сбылись ли его ожидания? Если нет, то как вы перед ним оправдаетесь? Что вы ему скажете? Можно обмануть закон, можно ввести в заблуждение общественное мнение, можно солгать другу, но как обмануть этого мальчика на фотографии, если он - это вы?
  
Оценка: 6.56*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"