Зулумханов Давуд Асадулаевич: другие произведения.

Сказки нашего времени

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Недетские размышления над некоторыми известными детскими сказками


Сказки нашего времени

Золотой ключик для Пиноккио

   Самая известная из советских сказок - "Золотой ключик, или Приключения Буратино" Алексея Толстого [А.Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино. - М., Детская литература, 1981].
   О чем мечтал Буратино? Ни о чем. Если не считать дерева, на котором должны были бы вырасти золотые монеты. Но Лиса Алиса и Кот Базилио обманули и... От тоски безысходной, от жизни своей никчемной взвыл Буратино на все болото и все звери лесные и болотные, дабы не слышать душераздирающего вопля сего упросили старую Тортилу отдать ему золотой ключик.
   За какие такие заслуги?
   А чтоб дитя не плакало.
   И что же получил Буратино, открыв, наконец, Золотым ключиком потайную дверцу?
   Театр. Свой собственный.
   "... Тут занавес упал, и на нём опять заблестел золотой зигзаг молнии.
   Папа Карло, Мальвина, Пьеро не могли опомниться от восхищенья. Буратино, засунув руки в карманы, задрав нос, сказал хвастливо:
   - Что - видели? Значит, недаром я мокнул в болоте у тётки Тортилы... В этом театре мы поставим комедию - знаете какую? - "Золотой ключик, или Необычайные приключения Буратино и его друзей". Карабас Барабас лопнет с досады.
   Пьеро потёр кулаками наморщенный лоб:
   - Я напишу эту комедию роскошными стихами.
   - Я буду продавать мороженое и билеты, - сказала Мальвина. - Если вы найдёте у меня талант, попробую играть роли хорошеньких девочек...
   - Постойте, ребята, а учиться когда же? - спросил папа Карло. Все враз ответили:
   - Учиться будем утром... А вечером играть в театре..."
   Очень мило, не правда ли? И учебу не забыли.
   Чему учит сказка? А ничему... То есть, конечно, учит быть настырным, хватким, ловким... и ты всего добьешься!
   - Экий вы, Д.А.... Мы не допустим, чтобы огульно охаивали наши замечательные сказки, на которых воспитывались многие поколения советских детей!
   Не допускайте! Но, пока Мальвина продает мороженое, посмотрим, что происходит в сказке, из которой был сотворен Буратино. Речь идет о Пиноккио [Карло Коллоди. Приключения Пиноккио.- М., Издательское объединение "Композитор", 1992].
   О чем мечтал Пиноккио? Пиноккио мечтал стать настоящим живым мальчиком. Пиноккио мечтал перестать быть деревянным!
   "- Молодец, Пиноккио! Так как у тебя доброе сердце, я прощаю тебе все твои прежние проделки. Дети, которые помогают родителям в нужде и болезни, заслуживают великой похвалы и великого уважения, даже если они не являются образцами послушания и хорошего поведения. Будь разумным человечком в будущем, и ты будешь счастлив!
   В это мгновение сон окончился, и Пиноккио проснулся с широко открытыми глазами.
   Представьте же себе его изумление, когда, проснувшись, он заметил, что он уже больше не деревянный человечек, а настоящий мальчик, как все мальчики! Он осмотрелся и вместо привычных стен соломенной хижины увидел красивую светлую комнатку. Он соскочил с кровати и увидел красивый новый костюм, новый колпак и пару кожаных сапожек точно по его мерке.
   Потом он посмотрел в зеркало и не узнал себя. Он не увидел больше прежнего деревянного человечка, куклу, а увидел живого, умного, красивого мальчика с каштановыми волосами и голубыми глазами, с веселым, радостным лицом.
   - Скажите мне, пожалуйста, дорогой отец, как вы объясняете это внезапное превращение? - спросил Пиноккио, обнял Джеппетто и сердечно его поцеловал.
   - Это внезапное превращение в нашем доме - исключительно твоя заслуга, - ответил Джеппетто.
   - Почему моя?
   - Потому что скверные дети, становясь хорошими детьми, обретают способность делать все вокруг себя новым и прекрасным.
   - А куда девался старый деревянный Пиноккио?
   - Вот он стоит, - ответил Джеппетто. И он показал на большую деревянную куклу - деревянного человечка, прислоненного к стулу. Голова его была свернута набок, руки безжизненно висели, а скрещенные ноги так сильно подогнулись, что нельзя было понять, каким образом он вообще может держаться в вертикальном положении.
   Пиноккио обернулся и пристально осмотрел его. И после того, как он его минуту пристально осматривал, он произнес с глубоким вздохом:
   - Какой я был смешной, когда был деревянным человечком! И как я счастлив, что теперь я настоящий мальчик!"
   Маленькие дети не сразу научаются чувствовать чужую боль. Они как деревянные. Только со временем, если их правильно воспитывают, в них пробуждается со-чувствие и они оживают...
   А Буратино как был деревянным, так и остался. И сдается мне, что множество деревянных человечков, воспитанных на советских сказках, живут и не подозревают, что они деревянные. Мало того, их продолжают строгать...

Малыш, Карлсон и Домомучительница

   Для взрослого ума некоторые сказочные персонажи совершенно необъяснимы. Еще более, на первый взгляд, необъяснимы детские восторги и симпатии по отношению к ним.
   Карлсон. Кто он с житейской, взрослой точки зрения? Рассмотрим по порядку все его поступки: с помощью мотора втерся в доверие к Малышу, безудержным враньем о несметных сокровищах на крыше заморочил ему голову, устроил в квартире совершенно безобразный трам-тара-рам. Разбил люстру. И, наконец, в самый ответственный момент бросил Малыша и со словами: "Ну, я полетел" - смылся. Итак, врун, безобразник, предатель, обжора, хвастун и т.д. Как можно такого любить, скажите мне? Так нет - обожают!
   Что делать? Дети любят, когда с ними разговаривают по-настоящему по-детски, а не по-взрослому по-детски. Дети любят играть и дети понимают, что десять тысяч люстр на крыше это не вранье, потому что все знают, что этого не может быть. Это просто настоящий детский разговор, который только некоторые взрослые из-за своего невежества принимают за выдумку.
   Да!? А как быть с побегом? Бросить Малыша в разгромленной квартире одного! Значит, как играть - так вместе, а как ответ держать ­- так "Я полетел"?
   Может быть. Но давайте поразмышляем.
   Останься Карлсон, что бы вышло? Он оказался бы между Малышом и его родителями. Карлсон должен был бы защищать Малыша от его же собственных родителей!? Но как это можно? Такого допустить никак нельзя. И Карлсон совершенно верно считает, что лучше бежать. Родители никогда не сделают зла Малышу. Даже когда ругают или наказывают! Потому что настоящие родители никогда не ругают взаправду, а только понарошку. А если какой-нибудь недотепа станет заступаться за ребенка, то выйдет, будто мама ругалась по-настоящему? И что ей после этого делать? Оправдываться? Мол, я же мать, и не надо от меня ребенка защищать? Или еще хуже, заупрямившись, начать добиваться настоящего наказания...? Боже упаси!
   А теперь другой случай. Прилетает Карлсон после долгого отсутствия и узнает, что Малыш заперт.
   - Заперт!? Почему?
   - Эта Домоправительница - это прямо Домомучительница!
   Карслон долго думает.
   - Не реви. Это ты ревешь или я реву?
   - Я реву.
   - А я не реву. Слушай, а кто это "домомучительница"?
   Наконец, решение принято!
   - Ты знаешь, кто лучший в мире укротитель домомучительниц? - торжественно гремит Карлсон.
   - Кто? - с надеждой и восторгом спрашивает Малыш.
   - Конечно же, Карлсон, который живет на крыше!!!
   С домомучительницей бороться можно. Это не мама и не папа. Более того, бороться нужно, необходимо. Но Карлсон понимает больше. Он знает, что борьба эта должна вестись не на уничтожение или изгнание, а на примирение и признание. И поэтому борьба ведется по всем правилам детской игры. Ах, какая игра! Столько восторга, радости, света. И никакой угрюмой решительности, темной непокорности и слепого злорадства. Это высший класс! Кто против этого устоит?
   "Ах, шалунишка! Опять розыгрыш!" - оттаяла, наконец, и Фрекенбок.
   Я не думаю, что дети проводят такой анализ перед телевизором. Но уверен, что они все это чувствуют и безошибочно, детским чутьем распознают кто есть кто.
   А теперь оглянитесь вокруг. Как много "домомучительниц"! Дети уже взрослеют, а Карлсон никак не летит...

Читайте сказки разными голосами

"Ложь ищи не в словах,

но в намерении говорящего".

Августин.

  
   Кто не помнит "Трех медведей", где медведь-папа говорит толстым голосом, а медвежонок - тонким? Или "Волка и семерых козлят", где волк перековал свой голос и научился говорить тоненько-тоненько, как мама-коза. К чему это я...?
   Говорили мы как-то о сказках для самых маленьких. О сказках для малышей, которые смысла большинства слов не понимают. Можно ли, к примеру, в младшей группе детского сада читать "Сказку о царе Салтане"? "Конечно, нет!" - восклицали одни, нажимая на то, что дети смысла не поймут, и потому слушать не будут. "Конечно, да!" - отвечали другие, и в доказательство приводили случаи, когда сами детям эту сказку читали и читали с большим успехом.
   - "Три девицы под окном"... а если ребенок еще до трех считать не научился... он же ничего не понимает!
   - Может быть. Смысла слов он и в самом деле не понимает. Но только ли о смысле идет речь? И вообще, каким образом человек начинает различать смысл слов? Допустим, вначале он не знает ни одного слова. Потом кто-то ему говорит это слово. Каким образом он узнает, что это слово означает?
   - Ему объяснят...
   - Как? С помощью других слов? Но других слов он еще не знает.
   - ...?
   Поиграйте с детьми, которые хорошо знают "Сказку о царе Салтане", в такую игру: пусть они попробуют рассказать эту сказку, заменив в ней "Три девицы под окном..." и все другие слова на "ля-ля-ля". Получится нечто похожее на
   Ля ля-ля-ля ля-ля-ля
   Ля-ля ля-ля ля-ля-ля.
   Ля-ля ля ля-ля ля-ля-ля, -
   Ля-ля-ля ля-ля ля-ля-ля,
   Ля ля ля-ля ля ля-ля
   Ля-ля-ля ля ля-ля-ля.
   Будет очень забавно. Детям будет интересно. Причем можно будет заметить, что дети стараются усилить интонации, пытаясь с их помощью воспроизвести ход событий. Где безразлично, где ласково, где тревожно. Нет слов, передающих смысл, но есть интонация, передающая настроение, впечатления, чувства.
   Точно так же, мама, говорящая что-то, наклонившись над колыбелью младенца, не рассчитывает на то, что до ребенка дойдет смысл слов. Часто и слов-то она не говорит... Мама верит и знает, что чувства передаются не словами, а голосом, интонацией.
   Получается, в большинстве историй, сказок, которые мы рассказываем детям, имеют значение не сами слова, а то, как мы их произносим, с какой интонацией, с каким выражением.
   Вспомните школу, как учительница просила вас рассказать стихотворение с выражением. И сейчас, если ваши дети ходят в школу, можно услышать, что на дом было задано выучить стихотворение, которое надо будет рассказать с выражением. А с выражением - это как? В большинстве случаев учителям именно на это объяснение времени не остается. Все время уходит на выяснения смысла слов, их заучивание и пересказ. А, может, и учителей никто не учил читать с выражением. В Педуниверситете такой дисциплины нет...
   - За слова отвечаешь!?
   - Век свободы не видать!!
   За слова приходится отвечать там, где царит невежество, ибо не видит никто скрытых чувств, а видит только внешнюю форму и плоский, первичный смысл.
   Если парень говорит одной девушке: "Ты моя дурочка!", а другой: "Умница ты моя!", поди разберись, которую он любит. А разобраться можно лишь тем, кто умеет по голосу различить, что на душе у говорящего. И потому ложь ищи не в словах...

Гадкий утенок

   - У тебя есть сказка твоего детства?
   - Моя?... Было много сказок...
   - Я имею в виду сказку, вспомнив которую переносишься в детство. Сказку, которая и сейчас, стоит ее где-то услышать, переворачивает душу.
   - Есть наверное... Но что-то не припомню.
   А у вас? У вас есть сказка вашего детства? Сказка, которая прошла через всю вашу жизнь и даже сейчас, когда вы большой и взрослый, возвращает вам все ваши детские надежды и переживания. Наверное, есть.
   "Гадкий утенок" - сказка моего детства. Не книжный вариант, а именно мультфильм, снятый, на мой взгляд, гениально. И сегодня, стоит мне услышать отрывок из музыки к этому мультфильму или даже просто фразу одного из персонажей, все во мне напрягается, невыразимая тоска поднимается откуда-то из глубин сознания и разрывает душу. Откуда это? Почему это? Сегодня можно спокойно подумать, порассуждать. Давайте вместе.
   Первый удар в сказке - ты не такой как все и всем это не нравится. Но ты, такой как ты. И, скорее всего, никогда не изменишься. Хорошо, если не изменишься.
   Второй удар - ты не принят в общество. В семью, с грехом пополам уже принят, а в общество нет. Более того, изгнан из общества. Птичий двор не терпит не такого как все.
   Третий удар - ты не принят и в другие общества. Искры ты пускать не умеешь, яйца нести тоже - ну и катись отсюда...
   Четвертый и самый сильный - долгое, вынужденное одиночество.
   Как жить? Зачем жить? Все потеряло смысл. И, наконец, вершина отчаянья: "Пусть лучше заклюют меня эти прекрасные птицы, чем замерзать в одиночестве!" И тут... чудо! Не просто возвращение в жизнь, не просто возвращение в общество, а возвращение именно в ТУ жизнь и именно в ТО общество! Сказка?
   - А как в жизни? В нашей жизни так не бывает!
   - Почему не бывает? Бывает. Работай, старайся, учись и у тебя все получится.
   - Не получится.
   - Почему такой пессимизм? Получится, надо только захотеть.
   - Из Гадкого утенка получилась величавая и прекрасная птица не потому что он просто этого сильно желал, а потому что он знал - есть такие птицы, они существуют. А у нас пока не существуют. Может, и существуют где-то, поодиночке, но стаи нет. У нас пока даже обычного птичьего двора нет.
   - Как нет? Как раз птичьих дворов, может быть, развелось дальше некуда, а вот стаи "величавых" птиц и в самом деле пока нет.
   - По-моему нет ни того, ни другого. Никакого общества нет.
   - Общество всегда есть.
   - А что ты называешь обществом?
   - Общество? Общество - это люди... много людей.
   - Много людей - это толпа и в нее лучше не соваться. А все люди вместе - это население. А общества, как светского общества, - у нас пока нет.
   - Но есть же люди... знакомые, коллеги по работе, друзья.
   - Коллеги по работе и знакомые - это не общество.
   Как это показать? Посудите сами. Гадкого утенка, по достижении определенного возраста мама-утка привела на птичий двор, представила обществу, вывела в свет.
   А мы? А у нас. Кто, когда и куда нас выводил и кому представлял? И куда мы выведем наших детей? Сегодня моей дочери 14 лет, сыну - 18. Куда я с ними выйду? В какое общество я пойду с ними и кому их представлю? Знакомым? Коллегам по работе? Или, может, поведу их на те "тусовки", где обычно "расслабляется" наша элита. Так у молодежи свои тусовки, а у взрослых свои. А состаришься - останешься вообще без тусовок, вне игры... Куда сегодня может пойти все семейство как единое целое? Где идет эта игра, в которой по правилам есть место и молодым, и зрелым, и старым? Где можно почувствовать, что жизни нить не прерывается? На свадьбе, на дне рождения, на юбилее, на презентации? Это ли общество?
   Каждый период в жизни человека чем-то отмечен. Закончил детский сад - специальная церемония. Пришел в первый раз в первый класс - своя церемония. Окончил школу - выпускной бал, аттестат. Везде были свои правила. Они были известны и была известна твоя роль. Но теперь ты уже вырос. Детство кончилось. Ты принят во взрослый мир. Как? Кем? Когда? Что за церемония была? И какие теперь правила? Делай что хочешь? Не известно! А может ты еще не взрослый? Может ты еще маленький?
   Помните "Войну и мир"? Первый бал Наташи Ростовой. Почему первый? Разве она не была прежде на балах? Была. Так почему первый? Да потому что это ее первый бал, где она получила право надеть бальное платье, взрослое бальное платье. Первый бал, где она представлена и принята уже как совершеннолетняя. И теперь она может танцевать с кавалерами. Вначале ей кажется, что все смотрят на нее. Но потом... она понимает, что она одна из многих. И в глазах ее - отчаянье и растерянность. Как же они не замечают? Ведь это - она! Только Пьер Безухов, который так и не расстался со своим детством, замечает и понимает ее состояние. Причем, он понимает гораздо больше и потому предлагает князю Андрею пригласить ее на танец. Не сам приглашает. И вовсе не потому, что он робок или нерешителен. Пьер понимает, что Наташа сейчас в отчаянье и может согласиться на что угодно ("Пусть лучше заклюют меня эти прекрасные птицы, чем замерзать в одиночестве!"). Но Пьер знает, что должно случиться чудо. Именно сейчас. И оно случается. Гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя.
   У вас было это чудо? А у ваших детей будет оно? Где он, их первый бал? Где общество-свет, куда можно выйти, показать себя, свои достижения, сравнить себя с другими (не отстал ли?). Где общество-свет, со своими правилами, которые нарушать нельзя, иначе - изгнание. Причем, правила нельзя нарушать нигде. Даже вне общества. Не пустят больше в приличный дом, если запятнал себя неблаговидным поступком. И никакие деньги не спасут и положение не поможет. Не подадут вам руки, и не только вам, но и детям вашим. Вы теперь не только за себя в ответе. Но точно также и дети знают, что один их неосторожный шаг и ляжет на родителей пятно. Значит и их роль в этой жизни настоящая, и живут они по-настоящему.
   Скажете, что для такого общества нужны большие средства? А капиталы нынче у тех, кому наплевать на общество? Чем циничнее, тем богаче? Не соглашусь я с вами. Не нужно здесь особых денег и состояний. Свои общества, в свое время, были у всех сословий. Главное, что нужно, - свобода собраний и желание собираться, объединяться. Принять правила и следовать им, что бы это ни стоило. Не разменивать их на ближнюю выгоду и "спокойную жизнь". А свобода собраний у нас уже десять лет как есть. А мы никак не поймем этого. Все хотим у кого-то спросить разрешения. Но как же это трудно - жить свободно, самому выносить суждение и принимать решение. Как трудно не подать руки человеку, который сделал гадость. Как трудно, на его: "А ты что, самый чистенький?", ответить: "Да! Самый!". Трудно, потому что на его стороне большинство и ты останешься в одиночестве.
   И одиночество было бы не страшно, если бы знать, что где-то есть те "величавые птицы"...
   Ну, так собирайтесь вместе и станьте светом для новых "гадких утят"!
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны. Обучение"(Боевое фэнтези) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) А.Дашковская "Пропуск в Эдем. Пробуждение"(Постапокалипсис) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) Ю.Кварц "Пробуждение"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Мета-Игра. Пробуждение"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"