Зусманович Семен : другие произведения.

Герои июня 1941г. 127 истребительный авиаполк. Воевавший на устаревших И-153 єчайка"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Герои июня 1941г. 127 истребительный авиаполк. Воевавший на устаревших И-153 "Чайка"
  
   Первый раз прочитал об этом полке у Марка Солонина в книге "На мирно спящих аэродромах".
   Оттуда и основная информация.
  
   127-й истребительный авиационный "Варшавский" Краснознамённый полк. (вч пп 23315)

127-й истребительный авиационный полк сформирован 11 апреля 1940 года на аэродроме Бобруйск на базе 122-го истребительного авиационного полка на основании приказа командира 42-й истребительной авиационной бригады N035.
   0x08 graphic
  
   Командир полка:
Подполковник Гордиенко Андрей Васильевич - с начала войны по 19 сентября 1941 года.
Майор (с 21 января 1942 года подполковник) Пузейкин Владимир Васильевич - с 19 сентября 1941 года по май 1945 года.
Майор Сорокин Павел Иванович - с мая 1945 года
  
   Участие в операциях и битвах 1941г.:

Формирование - с 11 апреля 1940 года по май 1940 года.
Приграничные сражения - с 22 июня 1941 года по 28 июня 1941 года.
Доукомплектование самолётами И-153 на аэродроме Курск - с 29 июня 1941 года по 16 июля 1941 года.
Смоленское сражение - с 26 июля 1941 года по 10 сентября 1941 года.
Воздушная операция - 20 августа 1941 года.
Прикомандирована эскадрилья на МиГ-3 из состава 122-го истребительного авиационного полка - 26 августа 1941 года.
Ельнинская операция - с 30 августа 1941 года по 8 сентября 1941 года.
Управление полка и одна эскадрилья на самолётах И-153 убыли на Ленинградский фронт, две эскадрильи полка переданы в другие полки 12-й смешанной авиационной дивизии - 22 сентября 1941 года.
Битва за Ленинград - с 22 сентября 1941 года по 25 июня 1942 года.
   Данные советской истории:
   В 3-25 утра 22 июня 1941 года в полку была объявлена тревога, в 9-20 самолёты вылетели на перехват бомбардировщиков противника, осуществляющих налёт на соседний аэродром. В первый день войны полк совершил 172 боевых вылета, потерял 13 самолётов и 14 лётчиков, из них 5 раненными. Уничтожил в воздушных боях в первый день по своим отчётам 20 самолётов противника, что явилось лучшим результатом для истребительных полков Западного фронта. Ведёт боевые действия в Белоруссии до 28 июня 1941 года, после чего выведен на доукомплектование. C конца июля 1941 года принимал участие в Смоленском сражении, в сентябре 1941 года действует на подступах к Москве, так, например, полк штурмует аэродром Сеща, скопление мотомеханизированных частей в деревне Рябчичи, 21 сентября 1941 года штурмует вражеский аэродром в районе Ельни.
   В 20-х числах сентября 1941 года, пополненный одной эскадрильей из 29-го истребительного полка на самолётах И-16, перелетел из Подмосковья на Ленинградский фронт, с 23 сентября 1941 года базируется на аэродроме у деревни Кайвакса. На полк была возложена задача сопровождения транспортных самолётов в блокированный Ленинград и из Ленинграда на Большую землю, чем полк был занят вплоть до июня 1942 года. В конце октября 1941 года, в связи с немецким наступлением на Тихвин, полк перелетел в Подборовье. В 1941 году полк был вооружён самолётами И-16 и И-153, также имея в распоряжении некоторое количество МиГ-3. В 1942 году полк начал перевооружение самолётами Як-1, в ходе войны перевооружался самолётами Як-7 и Як-9
  
  
   http://ava.org.ru/iap/127.htm
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Марк Солонин:
  
   " 127-й ИАП был вооружен не новейшими, самыми скоростными в мире истребителями МиГ-3, а безусловно устаревшими бипланами И-153, так что фраза о "превосходстве немецких истребителей в вооружении и скорости" в данном случае совершенно оправдана.
  
   Историки Р. Ларинцев и А. Валяев-Зайцев опубликовали (70, 131) копию нескольких страниц из документа под длинным названием "Ежедневные сводки 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера люфтваффе" (дела Военного архива ФРГ RL2 III/1177-1196).
   Мы это будем называть проще -- "журнал потерь люфтваффе". Общепризнанная пунктуальность и педантичность немцев предстают в этом документе с несколько неожиданной стороны -- причины потерь так хитро детализированы, что понять причину потери самолета становится почти невозможно. Простая и незатейливая запись Jager (истребитель) или Flak (зенитка) в графе "причины" встречается очень редко. По большей части самолеты люфтваффе списываются в утиль в результате "аварийной посадки", "вынужденной посадки из-за отказа мотора", бывает даже такая напасть, как "неконтролируемое столкновение с землей". Вот так -- летел себе "Мессершмитт", никто его не трогал, и вдруг -- "неконтролируемо" врезался в землю. Впрочем, все это лукавство давно уже исследовано западными историками. Так, Прин (Prien) в своей работе о боевом пути 77-й истребительной эскадры указывает, что из 78 самолетов, безвозвратно (разрушения от 60 до 100%) потерянных немцами 22 июня, 61 был конкретно сбит советскими летчиками и зенитчиками. Кроме того, как отмечают сами публикаторы, методика обработки сводок командиров частей люфтваффе была такова, что многие поврежденные и находящиеся в ремонте самолеты или не учитывались вовсе, или попадали в журнал потерь с опозданием на несколько недель или даже месяцев. Таким образом, журнал потерь дает, по сути дела, минимальную границу оценки числа сбитых и поврежденных самолетов.
   Так вот, Grodno встречается в записях за 22 июня 1941 г. семь раз. Причем всякий раз рядом с указанием серийного номера самолета, сбитого над Гродно, стоят полновесные 100%.
   Сбиты: одна "рама" (разведчик FW-189), один двухмоторный Ме-110 и пять 109-х "мессеров".
   Причем один из них -- вместе с командиром JG-27 Шельманном. Эти семь самолетов, с одной стороны, нельзя твердо и точно отнести к сбитым летчиками 127-го ИАП -- рядом с Гродно воевал еще один истребительный авиаполк, о невероятных событиях в котором пойдет речь ниже. С другой стороны, места крушения многих немецких самолетов не указаны, во многих случаях указано именно место, где произошло "неконтролируемое столкновение с землей", а не место воздушного боя. Наконец, и с топонимикой в этом польско-литовско-советском районе полная беда -- каждая новая власть меняла все названия на свой лад. Понять, какой точке .на карте современной Белоруссии соответствуют. Zdzarrywielki или Szczebr, трудно. В любом случае, заявленные летчиками 127-го полка 20 сбитых немецких самолетов скорее всего не выходят за рамки "нормального" трехкратного завышения числа побед..."
  
  
   https://proza.ru/2017/06/25/675
   Итоги боевой деятельности полка в Великой Отечественной Войне:
(период с 22 июня 1941 года по 22 сентября 1941 года)
Боевых вылетов - 1810
Потери лётчиков - 16
Потери самолётов - 22
(период с 22 сентября 1941 года по 26 июня 1942 года)
Боевых вылетов - 4207
Потери лётчиков - 11
Потери самолётов - 18
  
   Всего за годы войны :
Боевых вылетов - 10879
Сбито самолётов противника - 216
Истребителей - 187
Бомбардировщиков - 23
  
   Почетные наименования и награды:
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года 127-й истребительный авиационный полк награждён орденом "Красного Знамени".
За отличия в боях за овладение городом Варшава Приказом НКО N010 от 19 февраля 1945 года на основании Приказа ВГК N223 от 17 января 1945 года 127-му истребительному авиационному Краснознамённому полку присвоено почётное наименование "Варшавский".
  
   Воздушные победы 1941г.:

22 июня 1941 года. Дранко Пётр Александрович. На истребителе И-16 сбил FW.189 западнее Гродно.
22 июня 1941 года. Жуковский Сергей Яковлевич. На истребителе И-153 сбил Bf.110 в районе Черляны.
22 июня 1941 года. Жуковский Сергей Яковлевич. На истребителе И-153 сбил в группе Ju.87 в районе Черляны.
22 июня 1941 года. Жуковский Сергей Яковлевич. На истребителе И-153 сбил в группе Ju.88 в районе Каролин.
22 июня 1941 года. Жуковский Сергей Яковлевич. На истребителе И-153 сбил в группе Bf.109 в районе Каролин.
22 июня 1941 года. Жуковский Сергей Яковлевич. На истребителе И-153 сбил в группе Bf.109 в районе Каролин.
27 июля 1941 года. Дранко Пётр Александрович. На истребителе МиГ-3 сбил в группе Bf.110 в районе Новосёлки.
29 июля 1941 года. Жуковский Сергей Яковлевич. На истребителе И-153 сбил в группе Ju.87 в районе Батурино.
29 июля 1941 года. Жуковский Сергей Яковлевич. На истребителе И-153 сбил в группе Ju.87 в районе Батурино.
29 июля 1941 года. Жуковский Сергей Яковлевич. На истребителе И-153 сбил в группе авиетку в районе Батурино.
30 августа 1941 года. Трещев Константин Михайлович. На истребителе И-16 сбил Bf.110 в районе Жуковка.
2 сентября 1941 года. Жуковский Сергей Яковлевич. На истребителе И-153 сбил в группе Bf.109 в районе аэродрома Сеща.
30 сентября 1941 года. Путяков Сергей Петрович. На истребителе И-16 сбил Ju.88 в районе Марьин Нос.
4 октября 1941 года. Дранко Пётр Александрович. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.109 в районе Боровск.
10 октября 1941 года. Муравицкий Лука Захарович. На истребителе И-16 сбил Bf.109 в районе станции Мга.
12 октября 1941 года. Зеленов Николай Андрианович. На истребителе И-16 сбил Ju.88 в районе Новая Ладога.
20 октября 1941 года. Коршунов Константин Ионович. На истребителе И-153 сбил Ju.88 в районе Ладожского озера.
   Награждены орденами СССР в 1941г.:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1941 года:

Данилов Андрей Степанович. Старший политрук. Военный комиссар эскадрильи. Орден Ленина.
Дерюгин Сергей Сергеевич. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Ленина.
Дроздов Иван Николаевич. Старший лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Ленина.
Артёмов Александр Алексеевич. Старший политрук. Военный комиссар эскадрильи. Орден Красного Знамени. Первый кавалер ордена Красного Знамени в Великой Отечественной Войне.
Варакин Разум Иванович. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Ерошин Николай Павлович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Жуковский Сергей Яковлевич. Лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Сенчугов Олег Иванович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.
Шустров Илья Ильич. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Западным Фронтом N0316/н от 23 ноября 1941 года.

Жуйков Сергей Иванович. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Ленина.
Коробков Михаил Евстафьевич. Младший лейтенант. Младший лётчик. Орден Ленина.
Костиков Михаил Михайлович. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Ленина.
Точилкин Фёдор Иванович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Ленина.
Алхимов Николай Борисович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Дранко Пётр Александрович. Старший политрук. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
Романенко Степан Иванович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени.
Рябков Павел Петрович. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени.
Устыченко Вениамин Алексеевич. Военный инженер 3-го ранга. Старший техник эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Бабанин Иван Захарович. Военный техник 2-го ранга. Механик звена. Орден Красной Звезды.
Угрюмов Алексей Иванович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Ленинградским Фронтом N0888/н от 6 декабря 1941 года.

Дружков Иван Фёдорович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени.
Белов Иван Сергеевич. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.
Переводкин Владимир Афанасьевич. Сержант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Путяков Сергей Петрович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Западным Фронтом N0405/н от 18 декабря 1941 года.

Жуковский Сергей Яковлевич. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Ленина.
Ильянцев Виктор Семёнович. Старший лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Ленина.
  
  
  
   1. Марк Солонин "На мирно спящих аэродромах".
  
   2. Статья
  
   3. https://proza.ru/2017/06/25/675
  
   127-й истребительный авиационный "Варшавский" Краснознамённый полк.
  
   4. Статья А.П. Проскурина, нес службу заместителя командира 127-го ИАП по политчасти...Дата публикации -- 1971 год,
  
   5. В. Пузейкин. Пока бьется сердце
   http://militera.lib.ru/bio/cleansky/03.html
  
  
  
  
   Статья А.П. Проскурина, нес службу заместителя командира 127-го ИАП по политчасти...Дата публикации -- 1971 год:
  
   "...Предрассветное небо над полевым аэродромом Лесище неожиданно разрезала короткая дуга ракеты. Тревога! Командир 127-го истребительного авиаполка подполковник А.В. Гор-диенко, проверявший посты на стоянках самолетов (т. е. находившийся в "предрассветный час" непосредственно на аэродроме ), немедленно направился на командный пункт части. Оперативный дежурный (и он на месте) по телефону доложил (и немецкие диверсанты все провода не перерезали), что получено сообщение о бомбардировке немецкими самолетами города Гродно. Уточнив причину тревоги, подполковник А.В. Гордиенко приказал дежурному звену (разумеется, звено такое есть, и оно готово к немедленному взлету) вылететь в район нападения и выяснить обстановку. Один за другим самолеты, пилотируемые летчиками лейтенантом И.Е. Комаровым, младшими лейтенантами А. Н. Данилиным и К.М. Трещевым, в 3 час. 30 мин. ушли в разведывательный полет (здесь в тексте появляется ссылка на документ из фондов ЦАМО, такие ссылки идут почти через каждый абзац. -- М.С.).
   ...Следует отметить, что, хотя полк сформировался в августе 1940 года из военнослужащих различных истребительных частей, в начале войны он представлял собой сплоченный коллектив, способный успешно выполнять боевые задачи. Мастерство летного состава было высоким. Кадровые летчики отлично владели техникой пилотирования, водили машины в сложных метеорологических условиях днем и ночью, некоторые из них имели боевой опыт, приобретенный в боях с белофиннами, в районе Хасана и Халхин-Гола.
   Первый воздушный бой провела в пятом часу утра пятерка истребителей, возглавляемая замполитом 1-й эскадрильи старшим политруком А.С. Даниловым. Севернее Гродно на высоте полутора тысяч метров летчики увидели на встречном курсе три двухмоторных бомбардировщика и пошли в лобовую атаку. Два гитлеровца, не выдержав натиска, со снижением стали уходить обратно, но ведущий "Юнкерc" продолжал полет. С третьей атаки А.С. Данилов уничтожил его, а удиравшие самолеты (а говорят, что истребители "старых типов" не могли даже догнать немецкий бомбардировщик...) сбили командиры звеньев С.С. Дерюгин и И.Ф. Дружков. Вернувшиеся с заданий лейтенанты P.M. Варакик, С.Я. Жуковский, старший политрук А.А. Артемов также доложили о новых победах... Вскоре высокое мастерство вновь показал летчик старший политрук А.С. Данилов. Возглавляемая им восьмерка истребителей рассеяла группу вражеских самолетов над Гродно, а западнее города Данилов сбил самолет, второй за утро, который упал на окраине деревни Крапивно...
   ...Возвращаясь в зону патрулирования, летчики увидели, что более 40 фашистских самолетов готовятся штурмовать аэродром Черлена (запомните это название, оно не раз еще встретится нам. -- М.С), на котором базировался 16-й скоростной бомбардировочный полк. С востока к вражеским бомбардировщикам стремительно приближались в боевом строю советские истребители -- две эскадрильи 127-го (скорее всего это опечатка и речь идет о 122-м ИАП. -- М.С.) авиационного полка... Схватка продолжалась свыше 30 мин. С обеих сторон участвовало до 70 самолетов. У противника было не только количественное, но и качественное превосходство. Советские авиаторы сбили 4 самолета, но и сами потеряли 5 истребителей. Три летчика в разное время добрались до своих, а двое -- лейтенанты П.А. Кузьмин и Н.Н. Михайлов -- погибли...
   В сложившейся обстановке (в тысяча и одной публикации, посвященной началу войны, после горестной констатации "сложившейся обстановки" сообщается о том, что командование приняло решение "вывести часть из-под удара") командование полка стремилось обеспечить своевременную подготовку самолетов к повторным боевым вылетам, бесперебойное поступление горючего и особенно боеприпасов, потребность в которых резко возросла. Возникло много и других вопросов, которые надо было быстро решать. И они решались. Активно включился в дело политсостав части... Старший политрук А.С. Данилов выступил перед летчиками, поделился впечатлениями первого боя и разобрал его ход...
   ...Во второй половине дня отличилась группа летчиков, возглавляемая лейтенантом С.Я. Жуковским. Вылетев для поддержки наземных войск в районе Гродно -- Скидель, они встретили немецкие бомбардировщики, которые под прикрытием истребителей перестраивались для штурмовки. В скоротечном бою С.Я. Жуковский и младший лейтенант Б. А. Фокин сбили по одному самолету противника, а третий стал жертвой всей группы. Сорвав штурмовку, летчики без потерь вернулись на свой аэродром... До позднего вечера летчики 127-го ИАП сражались с фашистскими захватчиками, не жалея сил и жизни. В неравных воздушных схватках пали смертью героев лейтенанты А. В. Грибакин, И.Г. Марков, А.Д. Петькун,А.И. Пачин, М.Д. Разумцев, М.С. Филиппов и младший лейтенант И.В. Сушкин.
   Несмотря на тяжесть боев, летчики буквально рвались в воздух. Командир эскадрильи И.И. Дроздов совершил пять боевых вылетов и сбил два самолета, девять раз поднимался в воздух старший политрук АЛ. Артемов и уничтожил три вражеские машины...
   ...Противник в течение почти всего дня искал, но не мог обнаружить наш аэродром (ну это уже просто "фантастика" -- впрочем, простая и легко объяснимая). Командование полка придало большое значение маскировке. Рано утром после тревоги техники и механики рассредоточили материальную часть и оборудовали стоянки самолетов на опушке большого леса. Этими работами руководил коммунист инженер-капитан B.C. Кубарев (есть в штатном расписании авиаполка офицеры, которым положено именно этим делом заниматься). Летчики получили приказание применять тактические приемы маскировки аэродрома. Возвращаясь с заданий, они подходили к базе на бреющем полете. После посадки самолеты сразу же укрывались. При взлете требуемая высота набиралась не сразу, а после ухода намалой высоте из района аэродрома. Только после 19 часов (!!!) противник обнаружил аэродром, и вскоре около 30 бомбардировщиков Ю-87 в сопровождении истребителей ME-109 прилетели на его штурмовку. Завязался воздушный бой (разумеется, а как же еще должен реагировать на налет противника ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ авиаполк?). Несмотря на явное преимущество, противнику все же не удалось уничтожить наши самолеты на землe (почему? а вот почему). Бомбардировщики, атакуемые советскими летчиками, вели не прицельный огонь, а били по площадям, их бомбы не достигали цели...
   ...Советское правительство высоко оценило успехи 127-го ИАП, совершившего в первый день войны 180 боевых вылетов... А.С Данилов, С.С. Дерюгин, И. Н. Дроздов были награждены орденом Ленина, А.А. Артемов, Р. И. Варакин, Н.П. Ерошин, С.Я. Жуковский -- орденом Красного Знамени, О. И. Сенчугов и И.И. Шустров -- орденом Красной Звезды.
   Успешные боевые действия 127-го ИАП в первый день войны явились результатом высокой боевой и политической подготовки, проводимой в предвоенные годы. Воспитанные Коммунистической партией, летчики проявили в бою высокое маcтерство и смело вступили в бой с большими силами противника. Учитывая превосходство немецких истребителей в вооружении и скорости, они стремились атаковать гитлеровцев на встречных курсах. Командование и штаб полка в сложной обстановке проявили гибкость и непрерывность в управлении эскадрильями, обеспечили одновременную подготовку боевых вылетов и скрытность размещения истребителей на, аэродроме. С честью выдержав боевое крещение первого дня войны, 127-й авиационный полк сражался на многих фронтах и встретил День Победы в Берлине" (124).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"