Зусманович Семен : другие произведения.

Ленд-лиз. Американские транспорты "Liberty"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Просто обзор литературы.


   Ленд-лиз. Американские транспорты "Либерти".
  
   То, что обычно не считали и не считают в огромном вкладе США в Победу во 2 мировой войне.
  
   Начну с Марка Солонина:
  
   КАРАВАНЫ "СВОБОДЫ"
   "Советский Союз и Соединенные Штаты не были близкими соседями. Соответственно, все эти миллионы тонн товаров, включая многие сотни тысяч тонн взрывчатки, взлетающей на воздух от первого же осколка авиабомбы (и ничуть не менее пожаро-взрывоопасного авиабензина), надо было еще доставить в порты СССР по безбрежным просторам мирового океана. Советский морской флот смог перевезти лишь 19,4 % от этого гигантского тоннажа; все остальное союзники доставили сами.
   Для решения этой беспрецедентной по масштабу и сложности задачи было найдено столь же беспримерное средство - американцы смогли организовать скоростное поточное производство океанских судов серии "Либерти" ("свобода"). Цифры, характеризующие программу строительства "Либерти", не могут не потрясти воображение. Огромные океанские суда, водоизмещением в 14,5 тыс. тонн (длина 135 м, грузоподъемность 9,14 тыс. тонн) были построены в количестве 2750 единиц. Средняя продолжительность постройки одного судна была доведена до 44 дней. И это в среднем - в ноябре 1942 г. корабль этой серии "Роберт Пири" был спущен на воду через 4 дня, 15 часов и 29 минут после момента закладки.
   Главной особенностью судов серии "Либерти" (именно она и позволила добиться феноменальных темпов производства) была замена клепки сваркой. Считалось, что ресурс таких кораблей будет очень низким, но в условиях войны этим было решено пренебречь. Однако "Свобода" оказалась на удивление живучей - "сварные корабли" ходили по морям десятки лет; так, упомянутый выше "Роберт Пири" находился в эксплуатации до 1963 года, и даже в начале 21-го века по меньшей мере три "Либерти" еще оставались в строю действующих!
   Сверхскоростной постройкой огромного количества кораблей задача отнюдь не исчерпывалась. В Берлине тоже понимали военное значение этих бесконечных караванов судов с авиабензином, вооружением и боеприпасами, и пытались принять собственные контрмеры. Проводка судов через воды северной Атлантики (этим, "мурманским" маршрутом была доставлена примерно треть всех грузов), кишевшие немецкими подводными лодками, под прицелом немецких бомбардировщиков, получивших для своего базирования все аэродромы Норвегии, стала, по сути дела, военно-морской кампанией стратегического масштаба. И эту кампанию союзники с блеском выиграли - даже на "мурманском направлении" было потеряно всего лишь 7% тоннажа; караваны, направлявшиеся в порты Ирана или советского Дальнего Востока, потеряли не более 1%" .
   Можно сказать, что без тысяч "Либерти" вряд ли было бы возможно открытие Вторго фронта и многочисленные американские десанты на Тихом океане. Советским морякам они тоже были хорошо знакомы: 38 таких судов СССР получил по ленд-лизу в 1943-44 годах, еще 10 были куплены в 1963 году. Наиболее интересным образом к нам попали пароходы, впоследствии названные "Сергеем Кировым" и "Тбилиси". В 1942 году американцы передали их Великобритании, потом они были захвачены итальянцами в Средиземноморье, а в 1946 году - получены Советским Союзом из Италии в счет репараций.
Не менее 300 транспортов этого типа погибли в ходе Второй мировой войны. Большинство из них стали жертвами немецких подводных лодок, некоторые попали под бомбы или напоролись на мины. 19 кораблей затонули из-за дефектов сварки корпусов, неизбежных при столь бешеном темпе производства.
Изначально срок службы пароходов был установлен всего в пять лет, но "Либерти", несмотря на относительно тонкие сварные корпуса, оказались довольно живучими. После войны они проплавали еще долго и, по большей части, были списаны по износу в конце 1960-х - начале 1970-х годов.

0x01 graphic

Этапы постройки "Либерти". На левом снимке - второй день после закладки, формирование силового набора корпуса. На центральном - 12-й день, корпус закончен, идет установка оборудования и сооружение надстройки. Справа - 24-й день, корабль построен, окрашен и готов к спуску.

0x01 graphic

Слева: поточное изготовление "Либерти" на одной из американских верфей в 1943 году. Один корабль сходит со стапеля, еще пять находятся в разных стадиях сборки. Справа: более сотни "Либерти", списанных в 1946 году из состава американского флота и собранных для распродажи.

0x01 graphic

Компоновочная схема "Либерти". Коричневым выделены грузовые трюмы, бежевым - машинное отделение, каюты экипажа и служебные помещения, голубым - топливные и балластные цистерны.

0x01 graphic

Силовая установка "Либерти" - трехцилиндровая паровая машина тройного расширения мощностью 2360 л.с. и ее схема. Эта машина, работавшая на мазуте, позволяла кораблю развивать скорость до 11 узлов.

0x01 graphic

"Либерти" в военной окраске. Для самозащиты от вражеских самолетов, торпедных катеров и подводных лодок многие такие суда оснащались вооружением: скорострельными пушками калибра 76 и 102 мм, а также - зенитными автоматами.

0x01 graphic

Разоруженный "Либерти" в типовой послевоенной окраске греческого торгового флота. Греки после войны купили наибольшее количество таких судов - 634 штуки.

0x01 graphic

Один из американских "Либерти" совершает переход через Атлантику. Эти корабли в 1942-45 годах осуществили в общем счете десятки тысяч подобных рейсов.
0x01 graphic

Пароход "Жан Жорес" (бывший "Томас Нэст") был передан Советскому Союзу в 1943 году.

0x01 graphic

Во время Карибского кризиса советские "Либерти" действовали против своих бывших хозяев. На снимке, сделанном с американского разведывательного самолета, пароход "Советская Гавань" (бывший "Сэмьюэл Уорчестер") везет на Кубу скрытые под деревянными чехлами ракетные катера.

0x01 graphic

Последний из "Либерти", остающийся на плаву и продолжающий службу в Греции. Всего до наших дней дожили два таких корабля, один из который превращен в плавучий музей.
  
  
   Доставка огромного количества ленд-лизовских грузов через океан требовала специальных решений - грузопоток рос день ото дня, и все острее чувствовался дефицит транспортных средств. Но где взять дополнительные корабли, если время не ждет, а под холодными волнами Атлантики затаились сотни подлодок Кригсмарине.
Американцы решили проблему с помощью своей национальной традиции - стандартизации и крупносерийного строительства.
27 ноября 1941 г. были спущены на воду 14 судов, ставших первыми в огромной серии, получившей громкое имя "Либерти" ("Свобода"). Что касается выбора названий для самих судов, американцы подошли к процессу наречения со свойственным им прагматизмом - любой, кто пожертвовал на нужды военной промышленности 2 миллиона долл. получал право назвать транспорт своим именем.

"Либерти" размножались с неудержимой быстротой - 18 верфей круглосуточно производили новые корабли, в результате к 1943 году темп постройки составил 3 судна в день. С точки зрения технологии, процесс постройки судна типа "Либерти" в среднем занимал 30-40 суток, но однажды был установлен удивительный рекорд: транспорт "Роберт К. Пири" был спущен на воду через 4 дня 15 часов и 29 минут после закладки. Через 9 суток "Роберт К. Пири" принял на борт 10 тыс. тонн груза и отправился в свой первый трансокеанский рейс!

0x01 graphic

  
0x01 graphic
  

Длина судна - 134,5 м. Ширина - 17 м. Высота борта - 11 м. Осадка - 8,5 м. Дедвейт - 10 600 тонн. Полное водоизмещение - 15 000 тонн

  
   Предшественники Суда типа 'Хог Айлендер' (1918)
   Прямой предшественник 'Либерти' - типовые транспортные суда, cтроившиеся поточным методом в конце Первой мировой войны на верфи Хог Айленд в Филадельфии . Построенная в 1918 верфь с 50-ю стапелями и 7-ю сухими доками была первой, рассчитанной на серийное поточное производство гражданских транспортов (аналогичный проект строительства сторожевых кораблей реализовал в те же 1917-1918 Генри Форд). Первый 'Хог Айлендер' был спущен на воду 5 августа 1918, последний 29 января 1921; всего было построено 122 судна - 110 сухогрузов и 12 войсковых транспортов. 'Хог Айлендеры' не понесли потерь в Первую мировую войну; во Вторую мировую погибли 58 судов этого типа.
   Прозвище 'Либерти' они получили с легкой руки президента Рузвельта, он участвовал в церемонии спуска на воду первенца, SS Patrick Henry, и сказал в приветственной речи следующие слова 'дайте мне свободу, или дайте мне умереть'. Liberty - свобода. Суда под этим гордым прозвищем внесли огромный вклад в победу союзников вообще и СССР в частности, про них написано во всех мемуарах моряков торгового флота. Те либертосы, которые СССР получил по ленд-лизу, работали у нас вплоть до 70-х, и вспоминали о них исключительно с удовольствием. Строились-то они как паровики, а паровую машину отличает малошумность - не было грохота и лязга современных дизелей и вибрации жестяных настроек современных судов. Либертосы были солидными пароходами, сделанными из чуть ли не брони, если судить по нашим современным меркам. Да, были проблемы с прочностью корпуса, из-за того, что либертосы стали первой массовой серией судов, строившихся не клепкой, а сваркой. Но корпус укрепляли, и после этого они работали еще многие десятки лет.
  
   Немного истории:
   В начале войны торговый флот союзников Соединенных Штатов по антигитлеровской коалиции нес огромные потери от подрывов на минах, налетов вражеской авиации, атак подводных лодок и действий надводных кораблей. Только Великобритания к декабрю 1940 года потеряла 585 судов, составлявших 20% ее тоннажа, а к лету 1941 года он сократился на треть.
  
   Мировой торговый флот в 1939 году:
   Соотношение потерь транспортов к их воспроизводству:
   Необходимо было срочно предпринять какие-то радикальные меры, чтобы обеспечить морские перевозки военных грузов и войск в требуемых обьемах, на всех бассейнах. В противном случае, союзникам грозило поражение. Не будем забывать, что СССР зависел от поставок по ленд-лизу куда больше, чем нам преподносит наша пропаганда, и советская, и нынешняя. Наша пропаганда упор делает на поставки военной техники, такой как танки и самолеты. А тут действительно, основную роль сыграла наша промышленность. Но наши забывают про то, без чего танки с самолетами не построишь - про специальные марки стали и добавки, про аллюминий и станки, про многое другое. Забывают и про то, без чего самолеты не летают, про авиационный бензин, а его мы получили от союзников в очень немалых обьемах - где-то треть от потребленного. В том и дело, в том и важность союзнических поставок - это были материалы и вещи, которые мы сами, такого уровня и в таких количествах, производить не могли, или вообще не имели. РЛС, например, или радиостанции. Или легендарные джипы и студебеккеры. Короче говоря, без налаживания достаточных для удовлетворения военных нужд морских перевозок, союзники могли вообще проиграть. Ситуация стала критической в 40-41 годах, когда торговый флот стремительно сокращался, а воюющие страны были не в состоянии восполнить потери.
  
   Конвой в Северной Атлантике
   На помощь пришли США, с их гигантским промышленным потенциалом, с их способностью реализовывать самые фантастические проекты. В США обьявили конкурс на лучший проект для строительства огромной серии транспортов, со следующими требованиями: суда должны быть как можно дешевле и проще в постройке и эксплуатации, как можно меньше по собственному весу при максимальной грузоподъемности, и обладать максимально возможной живучестью и элементарным комфортом для экипажей. Так как мировое производство дизелей оказалось на территории Германии и оккупированных ею стран, в качестве главного двигателя была выбрана паровая машина с котлами, работающими на жидком топливе. По результатам конкурса победил проект со следующими параметрами: универсальный сухогрузный пароход, рассчитанный на работу в неограниченном районе плавания, имел водоизмещение более 14 тысяч тонн, наибольшую длину около 135 метров, ширину более 17 метров и осадку в полном грузу 8,5 метров. Он был целиком сварным, что представляло собой революцию в технологии судостроения. Пароход был двухпалубным, с пятью грузовыми отсеками, с надстройкой и машинным отделением в средней части, с семью водонепроницаемыми переборками, которые обеспечивали непотопляемость судна при затоплении любого отсека.
   .................
   Конвой в Северной Атлантике
   На помощь пришли США, с их гигантским промышленным потенциалом, с их способностью реализовывать самые фантастические проекты. В США обьявили конкурс на лучший проект для строительства огромной серии транспортов, со следующими требованиями: суда должны быть как можно дешевле и проще в постройке и эксплуатации, как можно меньше по собственному весу при максимальной грузоподъемности, и обладать максимально возможной живучестью и элементарным комфортом для экипажей. Так как мировое производство дизелей оказалось на территории Германии и оккупированных ею стран, в качестве главного двигателя была выбрана паровая машина с котлами, работающими на жидком топливе. По результатам конкурса победил проект со следующими параметрами: универсальный сухогрузный пароход, рассчитанный на работу в неограниченном районе плавания, имел водоизмещение более 14 тысяч тонн, наибольшую длину около 135 метров, ширину более 17 метров и осадку в полном грузу 8,5 метров. Он был целиком сварным, что представляло собой революцию в технологии судостроения. Пароход был двухпалубным, с пятью грузовыми отсеками, с надстройкой и машинным отделением в средней части, с семью водонепроницаемыми переборками, которые обеспечивали непотопляемость судна при затоплении любого отсека.
   Схема базового варианта проекта Либерти - сухогруза
   При мощности силовой установки в 2,5 тысяч лошадиных сил и грузоподъемности в 10 тысяч тонн суда имели сравнительно невысокую эксплуатационную скорость 11 узлов, что облегчало их использование в составе конвоев совместно с судами других типов. все оборудование, даже мебель в каютах, изготовлено из тонколистовой стали, поэтому судно оказалось намного легче, чем другие суда той же грузоподъемности. Мировое судостроение еще не знало судов с такими выгодными характеристиками. Жилые помещения размещались в средней и кормовой надстройках, с выходом к спасательным шлюпкам и плотам. Для отделки палубы и кают вместо дерева использовалась нескользящая огнестойкая мастика, что было и дешевле, и обеспечивало очень важную в условиях войны высокую огнестойкость.
   Готовая секция Robert E Peary
   Суда имели десять грузовых стрел грузоподъемностью 3-5 тонн они имели одну или две тяжеловесные стрелы грузоподъемностью до 50 тонн. Верхняя палуба позволяла размещать на ней крупногабаритные грузы. Суда имели хорошее вооружение и могли постоять за себя и при встрече с надводными кораблями противника, и при атаках подводных лодок, и при налетах вражеской авиации. Кроме двух пушек - на носу и на корме, устанавливалось шесть-восемь 20-40 мм скорострельных зенитных автоматов и пулеметы, предусматривался запас глубинных бомб. Размагничивающее устройство защищало корпус от подрыва на минах с магнитными взрывателями; а рулевая и штурманская рубка были прикрыты железобетонными плитами.
   Машина
   Производство было организовано с грандиозным размахом. Американцы наладили серийное производство 'Либерти' без больших денежных затрат и в короткие сроки. В строительстве была занята вся промышленность США и Канады. Программа предусматривала строительство 2742 судов на 18 судостроительных верфях Тихоокеанского и Атлантического побережья, насчитывавших 170 стапелей. Предприятия были связаны жестким графиком интеграции и поставок. унификация судового оборудования и новая технология сборки обеспечивали сокращение сроков постройки. Суда собирались конвейерным методом с использованием электросварки. Для этого потребовалось организовать массовую ускоренную подготовку рабочих судостроительных специальностей. Суда строились с невероятной скоростью, производственный цикл их постройки все время сокращался. Считалось, что суда типа 'Либерти' строились на один или два рейса: если судно пересекло океан и сдало груз, значит, оправдало расходы на строительство. Сухогрузы типа 'Либерти' составили основу всего мирового флота, обеспечивавшего морские перевозки стран антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. 'Либерти' были основным морским перевозчиком ленд-лизовских грузов, принимали активное участие в перевозке войск и высадке морских десантов.
   Было построено около 2700 судов этой серии за все годы войны. В разгар войны и строительства, в период март 1943 - декабрь 1943, строили более 100 судов месяц. Поначалу пресса и общественность были настроены к Либерти весьма скептически, обозвав их 'гадкими утенками'. Однако позже отношение к ним в корне изменилось, и в конце-концов они стали любимчиками. Суда оказались простыми в постройке, надежными, удобными для перестройки и превзошли все ожидания. Размерения Либерти основного типа, сухогруза: Водоизмещение: 14245 тонн Длина макс: 129.81 метра Ширина: 16.76 метра Осадка: 8.16 метра Мощность ГД и скорость: 2500 л.с., 11 узлов
  
Несмотря на то, что изначально срок эксплуатации "Либерти" был определен в 5 лет, большая часть судов этого типа продолжало активно эксплуатироваться после войны, например, известный греческий магнат Аристотель Онассис купил 635 "Либерти" по цене металлолома и использовал их до середины 60-х.
"Либерти" стали базой для многочисленных экспериментов: на основе конструкции этих судов были построены 24 железобетонных сухогруза (на полном серьезе!), шесть "Либерти" в годы Второй мировой были переоборудованы в вертолетоносцы, один из корпусов в послевоенные годы использовался как плавучая атомная электростанция, а на палубах других судов разместились рыбоперерабатывающие заводы, склады и мастерские. Еще 490 танкеров типа Т2 были построены с использованием технологий и конструкторских решений транспортов типа "Либерти".

0x01 graphic

Бывшая официантка Истин Каунер, верфь в Ричмонде, 1943

  
Стоимость корабля типа "Либерти" в процессе крупносерийного строительства снизилась до 700 тыс. долл. в ценах тех лет - корабль стоил меньше, чем 10 истребителей P-47 "Тандерболт"!
Инженеры выработали комплекс специальных мер на всех этапах строительства корабля - от проектирования до покраски корпуса. В качестве базы для сухогруза проекта ES2-S-C1MK (настоящее название "Либерти") использовались конструкции грузовых судов конца ХIХ века.
Трудоемкость сборочных работ удалось снизить в разы, благодаря отказу от заклепочных соединений - корпуса "Либерти" были цельносварными, кроме того это давало экономию порядка 600 тонн стали. Повсеместно применялся секционный метод сборки - многие элементы конструкции "Либерти" собирались из готовых секций массой от 30 до 200 тонн. Все жилые помещения были компактно сгруппированы в надстройке корабля - сокращалась длина кабелей, длина труб водопровода, отопления, канализации.

0x01 graphic

  
В качестве главной энергетической установки применялась единственная паровая машина с двумя котлами на мазуте. Мощность ГЭУ - 2300 л.с. - достаточно чтобы развивать при полной загрузке 10-11 узловую скорость. Разумеется, ничего хорошего в этом нет - весьма скромный результат даже по меркам тех лет, с другой стороны "Либерти" создавались не для рекордов. Рекордом был сам процесс их создания.
Куда важнее для "Либерти" была огромная дальность плавания - 13000 миль на 10 узлах. (из Мурманска на Сахалин и обратно без дозаправки)!

В пяти грузовых трюмах парохода могли поместиться:
- 260 средних танков
- 2840 джипов
- 600 тысяч снарядов калибра 76 мм
- 14 000 кубометров насыпных грузов

Для погрузочно-разгрузочных операций на верхней палубе транспорта были смонтированы две мощные стрелы грузоподъемностью 15 и 50 тонн, а также 10 легких кранов грузоподъемностью 5 тонн.
Пароход "Либерти" управлялся экипажем из 50 моряков.

Каждый пароход был вооружен 102 мм орудием, а также десятком 20 и 37 мм автоматических пушек для защиты от вражеской авиации.
27 сентября 1942 г. сухогруз "Стивен Хопкинс" типа "Либерти" был перехвачен в Южной Атлантике двумя немецкими рейдерами "Штир" и "Танненфельс". Двенадцать 150 мм орудий немцев против одного 102 мм орудия, немецкие станции РЭБ заглушили американские призывы о помощи. "Стивен Хопкинс" погиб, но перед смертью он утащил с собой на дно Атлантики одного из преследователей. Немцы долго не могли поверить, что эта уродливая посудина смогла уничтожить рейдер "Штир".
  
  
  
  
   0x01 graphic


Малахов Курган , 1963 ех William D.Boyce , 1947-1971
  
   Волгоград  []


Волгоград ex Thomas F.Flaherty imo 5383237
  
   Красногвардеец []


Красногвардеец , 1943-1976 имо 5196488
  
   Миклухо Маклай []>


Миклухо-Маклай , 1944-1975 имо 5128077

Вид на корму []>


Вид на корму и гребной винт транспорта "Ф.А.С. Мюленберг" (SS F.A.C. Muhlenberg, бортовой номер 81) типа "Либерти" на верфи Бэтлехэм-Фэйрфилд Шипярдс Инкорпорейт (Bethlehem-Fairfield Shipyards Inc, Baltimore) в Балтиморе, США, май 1942 года.
  
   Спуск на воду американского транспорта ћФредерик ДугласЋ []


Спуск на воду американского транспорта "Фредерик Дуглас" (SS Frederick Douglass) типа "Либерти" на верфи Бэтлехэм-Фэйрфилд Шипярдс Инкорпорейт (Bethlehem-Fairfield Shipyards Inc) в Балтиморе. 22 мая 1943 года.

20 сентября 1943 года "Фредерик Дуглас" был повреждён торпедами с немецкой подводной лодки U-238, потоплен в тот же день торпедами с U-645.
  
   Два транспорта типа ћЛибертиЋ на верфи после спуска на воду. Балтимор, 1942 год. []


Транспорты "Ричард Генри Ли" (SS Richard Henry Lee, бортовой номер 18) и "Джон Рандольф" (SS John Randolf, бортовой номер 19) типа "Либерти" на верфи Бэтлехэм-Фэйрфилд Шипярдс Инкорпорейт (Bethlehem-Fairfield Shipyards Inc, Baltimore) в Балтиморе, США в начале 1942 года после спуска на воду.
  
   Панорама морского конвоя союзников. 1942 год. []


Фотография с воздуха конвоя, идущего по морю, предположительно, в 1942 году. Среди кораблей конвоя находятся грузовые суда типа "Либерти". На заднем плане виден боевой корабль охраненияМузей []


Транспорт-музей "Еремия О'Брайен"
  
   Видео:
   https://youtu.be/lV21XgNnfiA
   Henry Kaiser on Liberty Ships
   Henry Kaiser and the miracle of American shipbuilding. Henry Kaiser and assistant putting together model ship. Kaiser talks about liberty ships. Scenes of ships being launched, women christening ship.
   0x08 graphic
  
  
   Liberty Ships: Extraordinarily Ordinary
   https://youtu.be/P_vndjqZ7H8
  
  
   BETHLEHEM STEEL WWII SHIP PRODUCTION VICTORY & LIBERTY SHIPS MD86514
   https://youtu.be/VzuF1EtpWEs
  
  
  
  
  
  
  
  
   Ссылки
  
   https://picturehistory.livejournal.com/1093480.html
  
  
   https://valenteshop.ru/transporty-tipa-liberti-istoriya-sudov-tipa-liberti/
  
   https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%8B_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%C2%AB%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%C2%BB
  
   https://topbloger.livejournal.com/44021662.html?
  
   https://picturehistory.livejournal.com/1093480.html?
  
  
   Пушки, масло, золото. Марк Солонин.
   https://www.solonin.org/article_pushki-maslo-zoloto
  
  
   https://warspot.ru/10639-tost-za-lend-liz
  
   Морской ленд-лиз. Корабли и самолеты. | Актуально
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"