Зусманович Семен : другие произведения.

Великовский о греческом пророке Тиресии и египетском Аменхотепе, сыне Хапу

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
   Великовский о греческом пророке Тиресии и египетском Аменхотепе, сыне Хапу
   Основной заслугой Великовского, считал Дарлингтон, является важное открытие: Эдип - это греческий рефлекс на историческую личность Эхнатона.
  
   Особенность Иммануила Великовского в подаче материала, точность цитат, по-возможности привести основных оппонентов, а выводы уже ты и сам можешь сделать. Действительно "детектив". В книге он пытается ответить на вопрос, не являлась ли легенда об Эдипе отражением семейной драмы египетского фараона Эхнатона. Еще в самом начале изучения книг Великовского, мне пришлось сделать выбор Зигмунд Фрейд или Великовский, выбрал я, естественно, Великовского. Объяснения в заметке "Почему Великовский". Интересен и анализ Великовским личности Фрейда, частично сделанный в данной книге. Зигмунд Фрейд, естественно, тоже интересовался и Эдипом, и Эхнатоном. Интересен взгляд психолога и на исторические личности, и на легендарные.

  Известная история греческого героя Эдипа. КРАТКО. Его отцу напророчи, что сын убьет его, он приказал убить ребенка, слуга пожалел. Эдип вырос, решил найти родителей, в пути в споре (по одной из версий из-за мальчика) встретил и убил отца. Пришел к Фивам, разгадал загадку Сфинкса (уже здесь египетский сфинкс), вошел в город героем и женился на матери, не зная, что она его мать. Все трагедии Греции здесь описывать не буду.
  Самая знаметиная семья Египта, хотя последующими фараонами и вычернутая из истории. Эхнатон, его жена красавица Нефертити, Тутанхамон, сын Эхнатона. Аменхотеп IV (Эхнатон) отрекается от отца и его бога Амона, уничтожает упоминания об отце (для Египта посмертное "убийство"), берет имя по новому богу Атону (солнечный диск), живет в браке с Нефертити, через 12 лет отстраняет ее и по версии Великовского женится на своей матери Ти, но здесь, зная, что она его мать.
  нефертити []
  эхнатон и нефертити [] эхнатон и нефертити
  Погребальная маска Тутанхамона [] Погребальная маска Тутанхамона

   Должен отметить, что дотошность стараний Великовского в нахождении аналогии легенды об Эдипе и истории семьи Эхнатона, кое-где дает небольшие огрехи. Да и не могла египетская история полностью и без искажений лечь на греческую землю. Великовский сам отмечает разницу в подходе к жизни и смерти у египтян и греков (цитаты курсивом). "Во всех местах и во все времена народы заботились о телах своих умерших, но ни в Иудее, ни в Ассирии, Халдее, Греции или Риме не было такого культа мертвых, как в Египте, и не придавалось такого значения заботе о мертвых, проявленной живыми. Вера в загробную жизнь, в которой принимает участие тело, заставляла египтян, даже с самыми скромными возможностями, мумифицировать своих покойников и снабжать их всем необходимым для жизни, включая жилище".
   У греков другое, сам же автор пишет: "Трансформация, которой подверглись эти события, пересекая Средиземное море и приобретая облик мифа, сопровождалась введением нового, чисто эллинского мотива. Греки верили в рок; для них будущее было предначертанным, и если боги назначили судьбу человеку и его дому, ничто не могло изменить ее. Что бы ни делал этот человек, как бы ни старался избегнуть предсказанного будущего, его рок должен был его найти. Это будущее было известно богам, и оно могло открыться смертным с помощью оракула или медиума, служащего в святилище божества".
   Поэтому не думаю, что два пророка, вынесенные в название заметки, имели полную аналогию. Скорее всего Аменхотеп сын Хапу не был слепым, как предполагает автор. Он был писец, что уже отрицает это. Да и нет прямых указаний, в отличии от Тиресия в Греции. Что он участвовал в египетской драме. Хотя величина исторической фигуры египетского пророка, то, что он покровительствовал (лечил) слепых, могло отразиться и в греческой легенде.
   Кратко выводы Иммануила Великовского по книге "Эдип и Эхнатон".

   "Мифологический герои, или его исторический прототип, отмеченный уродством распухших нижних конечностей, живший в детстве в ссылке вдали от своего дома в Фивах; его возвращение после смерти отца в родной дом и царство, которое в течение недолгого времени управлялось царской вдовой; отсутствие в нем почтения к памяти отца, чье имя он уничтожал и чью мемориальную табличку изуродовал; его брак с собственной матерью, с которой он родил детей; его популярность среди подданных и их привязанность к царю, "живущему в истине" и считающемуся мудрым; какое-то бедствие, обрушившееся на царство, которое было сочтено наказанием за греховность царя; слепота царя; его насильственное свержение после шестнадцати лет царствования, тюремное заключение и ссылка; роль, сыгранная в этой дворцовой революции братом царицы; договор двух юных сыновей сосланного царя править по очереди; отказ более младшего, еще не достигшего двадцатилетия, вернуть трон старшему, когда наступила очередь последнего; поддержка и наущение царствующего принца в связи с этим делом тем же родственником, братом бывшей царицы; последовавшая братоубийственная война, в которой сосланному претенденту помогали чужеземные армии; гибель обоих юных принцев в битве у осажденных Фив; запрет регентом надлежащих похорон павшего претендента и роскошные похороны, устроенные для погибшего принца; тайное захоронение погибшего соперника благочестивой сестрой и последовавшее за этим осквернение могилы; заключение принцессы в могилу-пещеру-за совершенный ею акт милосердия; захват короны и скипетра старым регентом; родственником, который на протяжении всего этого времени планировал такой финал; роль оракула, которому приносились человеческие жертвы, и столь же важная роль слепого прорицателя - все эти элементы обнаруживаются как в греческой драме о событиях, происшедших в семивратных Фивах в Беотии, так и в египетской истории, разыгравшейся в стовратных Фивах на Ниле".

.......................................................................................................

   Выдержки из главы "Слепой пророк" книги И. Великовского "Эдип и Эхнатон" (полностью книгу надо читать каждому самому).

.....................................................................

Слепой пророк

   "Чтобы лишить трона царя в Египте, где в глазах народа он был богоподобен, должны были объединиться все силы неба и земли. В беотийских Фивах слепой и безжалостный пророк Тиресий внес решающий вклад в свержение царя.
   Слепой пророк играл важную роль во всем фиванском цикле мифов; он был мудрецом и божественным пророком, которому открыты прошлое и будущее. Среди греков и их легендарных героев никогда не было никого, кто мог бы сравниться с Тиресием как пророком. Он был стариком во времена Эдипа и его сыновей и умер при следующем поколении, то есть во времена Троянской войны. Одиссей спускался в Аид, чтобы посоветоваться с ним.
   Когда на Фивы обрушилось бедствие, Эдип обратился к слепому пророку, чтобы выяснить у него причину божественного гнева. Пророк знал истину: бедствие послано как наказание городу за то, что среди населения находится отцеубийца, живущий в грехе. Сначала жрец отказался открыть то, что знает. Но когда он был обвинен царем в заговоре против него по сговору с Креонтом, он сообщил часть правды. И в дни борьбы между наследниками Эдипа Тиресий, великий проповедник и пророк, осененный внутренним светом, даром богов, угрожал Креонту за то, что тот отказался предать земле погибшего принца.
   Тиресий был пророком, но не оракулом. Дельфийский оракул также был вызван, чтобы выяснить истину, и через них двоих, дельфийскую пифию и слепого пророка, боги позволили смертным узнать их судьбу - точнее, их рок.
   В дни Аменхотепа III и Эхнатона в Египте жил человек, которого считали священным и мудрейшим египтянином - Аменхотеп, сын Хапу, пророк, но не жрец. После его смерти его обожествили. Всего лишь один человек, Имхотеп, не имевший царского статуса и живший намного раньше, в эпоху Древнего царства, был обожествлен за все время в Египте. Автобиография Аменхотепа, сына Хапу полна Таких загадочных заявлении, что никто еще не пытался перевести ее с египетского языка, за исключением нескольких страниц, освещающих его гражданские деяния в ранний период жизни. "Из-за его мудрости и свойственной ему способности предвидеть наступающие события он был причислен к божественному началу"(George Steindorff and Keith C. Seek, When Egypt Ruled the East (1957), р. 77). Таким был и Тиресий из известного мифа.
   Тиресий был знаком с обстоятельствами рождения и изгнания Эдипа. Поэтому весьма любопытно что один фрагмент среди эзотерических сентенции автобиографии египетского пророка указывает на его "знакомство с тайнами царской детской.
   Портрет Аменхотепа сына Хапу, дошел до нас как изображение молодого человека с длинными волосами, приданными примерно так, как причесывались женщины из простонародья в его эпоху. Если этот пророк был прототипом Тиресия, этот замечательный портрет, который не переставал удивлять археологов, может объяснить любопытную деталь в греческом мифе о Тиресии. Миф гласит, что Тиресий как-то убил самку змеи и в наказание за что на некоторое время превратился в женщину. Когда он снова стал мужчиной, Зевс и Гера, поспорившие о том, мужчина или женщина получает больше наслаждения от любовных ласк, обратились к Тиресию с вопросом, имел ли он oн опыт обоих полов. За то, что он сказал, будто женщина испытывает больше наслаждения при соитии ("Если части любовного наслаждения будут сочтены до десяти, то на долю женщин Приходится трижды три и только одна на долю мужчин" (Robert Graves, The Creek Myths (1955), 11, 11. Apollodorus HI, р. 71-72)), Гера ослепила его, но Зевс, чтобы вознаградить его, дал ему долгую жизнь до седьмого поколения и дар прорицания.
   По некой причине, которая была недоступна пониманию исследователей-египтологов, обожествленный пророк Аменхотеп считался покровителем слепых, и это сохранялось в течение многих столетий, вплоть до эпохи Птолемеев (H.-Wild, "Ех-voto d'une princesse sai'te a l'adresse d'Amenhotep h!s de -Hapu", in Mitteilungen des Deutschen Instituts fiir aegyptische Altertumskunde in Kairo, XVI (1958), 406-13.). Предполагалось, что, когда Аменхотеп был жив, он лечил слепых от их болезни. Кажется более вероятным, что он стал покровителем слепых, потому что сам был слеп.
   Если бы мы должны были отыскать исторического Тиресия, слепого прорицателя, очень старого мудреца в эпоху, которой мы занимаемся, мы бы выбрали Аменхотепа, сына Хапу. В самом деле нет больше ни одного человека, который выполнял бы роль почитаемого прорицателя во времена Аменхотепа III и его сына Эхнатона. Мы не знаем, как долго он прожил; единственный факт, которым мы располагаем, - это то, что он достиг своего восьмидесятилетия в тридцать четвертый год царствования Аменхотепа III, за один или два года до смерти последнего (W. C. Hayes, Journal of Near Eastern Studies, X (1951), 100). Чтобы жить в конце царствования Эхнатона, прорицатель должен был достигнуть почтенного возраста в 98 лет. Этот редко достигаемый возраст запечатлелся еще в одном даре, ниспосланном слепому пророку - долголетии.
   Надгробный храм был воздвигнут для пророка Аменхотепа среди гробниц великих царей, и он сам сочинил текст, который должен был быть выбит на стенах. Поскольку его надгробный храм был расположен у подножия гор, которые закрывают Долину Царей, могила была скорее всего расположена тоже в этой Долине. Его саркофаг был обнаружен. Иметь могилу и надгробный храм среди царей было редким отличием. В эль-Амарне для него не была приготовлена ни одна могила; похоже, что он не уезжал из Фив в эль-Амарну, и кажется, что он был сторонником Фив и Аи, или Креонта, как представил его Софокл в своем "Эдипе-царе".
   Перед лицом национального бедствия, в обстоятельствах, в которых оказался тогда Египет, нельзя было не стремиться получить совет мудрого Аменхотепа, сына Хапу; и поскольку он остался в Фивах, в то время как царь и его двор переехали в эль-Амарну, мы можем предполагать, какой была его позиция, Безжалостный пророк Тиресий был основным орудием в деле свержения царя, действуя в союзе с Креонтом.
   То, что несчастье, обрушившееся на Египет, трактовалось как наказание небес, посланное на народ за беззаконие его царя, не просто догадка. "Когда Тутанхамон описывает Египет, возмущенный религиозной революцией Аменхотепа IV (Эхнатона), он замечает, что недовольство богов выразилось в военных поражениях". Когда людей посылали на финикийский берег для расширения границ Египта, они никаким образом не могли в том преуспеть. "Неудачи этих военных походов были знаком гнева богов" (Jean Capart, Thebes (1926), р. 111.).
  
   Из писем эль-Амарны мы знаем, что вопрос о расширении границ вообще не стоял; проблема состояла в том, смогут ли последние зависимые азиатские колонии остаться под египетским скипетром.
   Тутанхамон также писал: "Боги повернулись спиной к этой земле... если человек хотел о чем-нибудь попросить бога, бог вообще не появлялся" (Steindorff and Seele, When Egypt Ruled the East, p. 224.). Тиресий подобным же образом говорил об отказе богов, из-за совершенного преступления, принимать жертвоприношения и давать ответы оракулу. "Боги больше не принимают молитв и жертвоприношений из наших рук" ("Антигона").
  
   Разгневанных богов необходимо было умилостивить. Эхнатон был отвергнут богами и великим пророком. Саанехт перешел на сторону Аи. Ему дали понять, что, будучи на стороне Эхнатона, он в действительности поддерживал права Бекетатен, которые она могла предъявить как наследница трона в ущерб правам уже правящей Меритатен, своей супруги. Еще раньше Саанехт приказал уничтожить имя Нефертити и заменить его на монументах именем Меритатен, ее дочери. Затем он изменил политику и выступил против Эхнатона. Известно, что он посетил Фивы, чтобы помириться с тамошними жрецами. Вскоре после этого Саанехт оказался на троне один, а Эхнатон был отстранен."
  
   ....................................................................................................................
   Конец.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
   "Раньше, однако, другую дорогу свершить вам придется, --
Съездить в жилище Аида и Персефонеи ужасной.
Должен ты там вопросить Тиресия фивского душу, --
Старца слепого, провидца, которого ум сохранился.
Разум удержан ему Персефоной и мертвому".
  
   "О происхождении его дара существуют две версии. Овидий рассказывает, что Зевс и Гера поспорили однажды, кто получает больше удовольствия в любви, мужчина или женщина, и попросили Тиресия рассудить их спор со знанием дела, так как в молодости Тиресия при любопытном стечении обстоятельств (см. третью книгу "Метаморфоз" Овидия) превратился в женщину на семь лет, а затем вновь стал мужчиной".
   "...И вот захотели, чтоб мудрый Тиресий
Высказал мненье свое: он любовь знал и ту и другую.
Ибо в зеленом лесу однажды он телом огромных
Совокупившихся змей поразил ударом дубины.
И из мужчины вдруг став -- удивительно! -- женщиной, целых
Семь так прожил он лет..." (фрагмент)
   "Тиресий согласился с Зевсом, который утверждал, что женщина всегда остается в выигрыше, а разгневанная Гера поразила Тиресия слепотой. Зевс не вернул ему зрение, так как боги не могут отменять решения друг друга, но возместил его потерю, одарив его внутренним прозрением, способностью видеть сокровенное от других людей. Согласно более древней версии, греческой, Тиресий получил дар прорицания от Афины; из любви к его матери Афина наделила Тиресия таким тонким слухом, что он стал понимать язык птиц. Тогда (так сказать, для равновесия) боги поразили его слепотой, но Афина дала ему посох, с помощью которого он ходил так же уверенно, как зрячий.
   Когда фиванский царь Эдип искал убийцу царя Лая, именно Тиресий дал ему беспощадно правдивый ответ: "Ты сам убил его и стал отцеубийцей невольным, как и супругом матери своей". Такими же непогрешимыми были и его пророчества царю Креонту (см. статью "Антигона"). Кроме правдивости своих предсказаний, Тиресий прославился также долговечностью (он прожил девять человеческих жизней) и тем, что с разрешения Персефоны сохранил свой пророческий дар и после смерти. Когда Одиссей посетил Тиресия на пороге загробного мира, Тиресий предсказал ему благополучное возвращение и снабдил советами на дорогу. Так как в мифах (и в жизни) многие профессии и способности наследуются, знаменитой прорицательницей стала и его дочь Манто."
   https://drevniebogi.ru/tiresiy-fivanskiy-proritsatel-syin-nimfyi-hariklo/
   https://drevniebogi.ru/wp-content/uploads/2013/12/Publiy-Ovidiy-Nazon.-Metamorfozyi.txt
   https://drevniebogi.ru/antigona-doch-edipa-vyisochayshiy-obraz-mirovoy-literaturyi/
  
  
  
  
  
  
   Аменхотеп, сын Хапу
   Сохранившаяся статуя Аменхотепа сына Хапу и его знаменитый надгробный камень (с переводом текста на английский язык)
   0x08 graphic
0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"