Зусманович Семен : другие произведения.

Герои июня 1941г. Лучший истребительный авиаполк 123 иап, воевавший на устаревших И-153 "Чайка"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Герои июня 1941г. Лучший истребительный авиаполк. 123 иап, воевавший на устаревших И-153 "Чайка"
  
  
  Первый раз прочитал об этом полке у Марка Солонина в книге "На мирно спящих аэродромах", помом он вспомнил этот полк в серии передач на ютубе о Блокаде Ленинграда:
  https://youtu.be/gjFefZ1goPA
  49:30 лучший из лучших (история 123 ИАП).
  
   Полк на устаревших самолетах И-153 "Чайка" в боях с самолетами Мельдерса, те на новейших мессерах, по немецким документам, что очень важно, 22 июня немцы потеряли 10-12 самолетов.
  Потом через Москву был переброшен на Ладогу.
  
  Командир полка:
  Майор Сурин Борис Николаевич - с 20 марта 1940 года по 22 июня 1941 года. Погиб в воздушном бою.
  командир []
  Командир 123-го ИАП майор (на фото капитан) Борис Николаевич Сурин
  
  Майор Мищенко Филипп Михайлович - с 23 июля 1941 года по 10 ноября 1942 года.
  Военный комиссар полка: Батальонный комиссар Гольдфельд Лазарь Ильич - с марта 1940 года по 22 ноября 1942 года. Назначен на должность заместителя командира 27-го Гвардейского истребительного авиационного полка по политической части.
  
  Сам Майор Б. Н. Сурин провёл 4 воздушных боя и сбил при этом 3 вражеских самолёта, но погиб и сам.
  Так, в первый же день войны, лётчики 123-го истребительного авиационного полка уничтожили 30 самолётов противника, в том числе командир полка Майор Б. Н. Сурин сбил 3, а И. Н. Калабушкин - 5 вражеских самолётов в 3-х боевых вылетах, став первым советским асом в этой войне. Он уничтожил 2 Ju-88 утром, Hе-111 в полдень и 2 истребителя Ме-109 к вечеру.
  [ Согласно данным М. Ю. Быкова лётчик одержал по 3 личные победы в течение 2-х дней: 22 Июня и 24 Июня 1941 года.]
  Сильной стороной полка было значительное число опытных лётчиков, включая командира полка майора Б. Н. Сурина, его заместителя капитана Н. П. Мажаева, комэсков, их заместителей и часть командиров звеньев. К 22 июня из 87 лётчиков только 10 были сержантами, прибывшими из школ в 1941 году. Ещё 47 человек были лётчиками второго года службы, а 30 служили в ВВС более двух лет.
  К началу войны лётчики 123-го ИАП смогли в среднем налетать на И-153 по 15 часов за полгода, и полк никак нельзя было назвать боеготовым. Но воевать пришлось именно с такой подготовкой. Боеготовая матчасть состояла из 58 исправных И-153 с М-63. Ещё 40 машин (20 новых Як-1 и 20 учебных И-15бис, УТИ-4, УТ-1 и У-2). Управление полка и его 1-я, 2-я и 4-я эскадрильи базировались на двух аэродромах в 5-10 км севернее Кобрина - основном Именин и запасном Стригово, - а 3-я эскадрилья обосновалась прямо на границе на аэродромах Брест и Лыщицы. https://warspot.ru/10019-vynuzhdennye-dratsya-s-udovolstviem
  
  
  Jagdgeschwader 51 'Mölders' (JG 51) (51-я истребительная эскадра 'Мёльдерс') - эскадра истребителей люфтваффе. В начальный период действовала на Западно-Европейском театре Второй мировой войны, участвовала в Битве за Британию. В этот период являлась одной из лидирующих эскадр по количеству побед.
  Вернер Мёльдерс. Первым в истории воздушных боёв перешёл рубеж в 100 сбитых. Всего сбил 101 самолёт противника во время Второй мировой.
  Опытный враг.
  
  'На мирно спящих аэродромах' Марк Солонин:
  10-я САД
  Дивизия под командованием полковника Н.Г. Белова базировалась восточнее Бреста, в районе Кобрин - Пружаны - Пинск. В дивизии было четыре полка: 123-й ИАП (71 летчик, 61 самолет И-153), 33-й ИАП (70 летчиков, 44 самолета И-16), 39-й БАП (49 экипажей, 43 самолета СБ и 9 Пе-2), 74-й ШАП (70 летчиков, 62 самолета И-15 бис и 8 Ил-2).
  Район базирования 10-й САД оказался прямо на острие главного удара самой мощной группировки вермахта - 2-й танковой группы под командованием Гудериана. Здесь же действовала самая крупная по численности (121 исправный 'Мессершмитт'), да и самая боеспособная по числу многоопытных асов-истребителей эскадра JG-51, полностью перевооруженная на 'мессеры' последней модификации Bf-109F. Кроме того, в полосе Брест - Кобрин вела боевые действия и истребительная группа I/JG-53, также вооруженная Bf-109F. Казалось бы, противостоять им на 'Чайках' и 'ишаках' было почти невозможно. Более того, район Бреста оказался той единственной точкой на карте огромного советско-германского фронта, где истребители люфтваффе имели значительное численное превосходство (по состоянию на 1 июня в 10-й САД было только 90 исправных истребителей).
  Тем не менее, когда самый длинный день в году закончился, летчики эскадры JG-51 доложили всего лишь о 12 сбитых советских истребителях. На 5 сбитых истребителей (четыре 'Чайки' и один И-16) претендуют пилоты I/JG-53. В то же время в журнале потерь люфтваффе за 22 июня 1941 г. мы обнаруживаем 8 упоминаний об истребителях эскадры JG-51, сбитых или поврежденных в районе Бреста: два 'Мессершмитта' уничтожены полностью (100%), три получили серьезные повреждения (60, 70 и 80%), три получили повреждения, исправимые в полевых условиях (20, 40, 40%). Сравнивая эти две цифры - 12 и 8, не надо забывать о том, что мы имеем дело с принципиально различными величинами: с одной стороны - число заявленных побед, с другой - признанных самим противником потерь. .....
  С какой стати доклады немецких летчиков должны считаться более достоверными?
  
  Вики:
  Полк формировался с 1 марта по 25 марта 1940 года на аэродроме Болбасово в 15 километрах юго-западнее Орши, на базе лётного состава 32-го, 33-го и 41-го истребительных авиационных полков. В период с 5 по 25 мая 1940 года на базе полка формировался 129-й истребительный авиационный полк на самолётах И-153.
  На 22 июня 1941 года базировался на аэродромах Именин, Стригово, одна эскадрилья базировалась на площадках Брест и Лышицы. Был вооружён 61 самолётом И-153 при 71 лётчике. 19 июня 1941 года в полку были собраны 20 самолётов Як-1, однако личный состав не успел переобучиться; кроме того для самолётов не было топлива.
  Свои данные, естественно завышены:
  Принимает участие в боевых действиях с первого дня войны, вёл ожесточённые воздушные бои в районе Бреста, отчитался об уничтожении или повреждении 20 самолётов противника за один день (по другим данным, 30]. Лётчик П. Н. Калабушкин по советским данным в трёх вылетах уничтожил 5 самолётов.. Старший политрук В. Ф. Сиротин сбил 22 июня три немецких самолёта и 23 июня - ещё один.. После полудня 23 июня 1941 года аэродром Стригово был занят противником, и остатки полка в количестве 15 исправных машин (много самолётов полка было уничтожено дневным, пятым по счёту налётом люфтваффе) перебазировались на площадки близ Пинска. По иным данным, 15 самолётов - это сводный отряд истребителей оставшихся от всех полков дивизии. До конца июня 1941 года остатки полка вели бои в районах Кобрина, Бреста, Пинска, Бобруйска.
  
  https://www.youtube.com/watch?v=Q-yNbnMi1Nc
  
  1 июля 1941 года лётный состав отбыл на аэродром Монино в 4-й запасной истребительный полк, где до 13 июля 1941 года переучивался на Як-1, получил самолёты и перелетел к месту базирования на аэродром Набережная.
  28 июля - 29 июля 1941 года полк переведён на аэродром Едрово для защиты крупного железнодорожного узла Бологое и вошёл в состав 7 иак ПВО Ленинграда. Находился в оперативном подчинении командующего Ладожским районом ПВО. В октябре 1941 года некоторое время переформировывался в Череповце, где получил 6 МиГ-3. Задачей полка с 17 октября 1941 года было прикрытие объектов на западном берегу Ладожского озера и западного участка ледовой трассы до острова Зеленец.
  
   О полке:
  http://ava.org.ru/iap/27g.htm
  27 гвардейский истребительный авиационный Выборгский полк ПВО [123 истребительный авиационный полк ПВО]
  
  2 []
  3 []
  http://allaces.ru/sssr/struct/p/iap123.php
  
  Технические данные:
  https://gunsfriend.ru/samolet-i-153-istrebitel-cajka-tehniceskie-harakteristiki-istoria-sozdania-konstrukcia-primenenie/
  
  4 []
  
  Для сравнения.
  Из книги Марка Солонина
  
  5 []
  
  6 []
  
  7 []
  
  https://proza.ru/2017/04/06/113
  123-й истребительный авиационный полк
  Владимир Савончик
  
  Герои Советского Союза:
  
  6 июня 1942 года. Пидтыкан Иван Дмитриевич. Старший лейтенант. Командир звена 123-го истребительного авиационного полка 7-го Истребительного Авиационного Корпуса ПВО удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда не вручена в связи с гибелью.
   http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=6893
  
  10 февраля 1943 года. Харитонов Василий Николаевич. Старший лейтенант. Командир звена 123-го истребительного авиационного полка 7-го Истребительного Авиационного Корпуса ПВО удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда 803.
   http://airaces.narod.ru/all10/harit_vn.htm
  
  14 февраля 1943 года. Жидов Георгий Никанорович. Капитан. Командир эскадрильи 123-го истребительного авиационного полка 7-го Истребительного Авиационного Корпуса ПВО удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда 808.
   http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/zh/zhidov.htm
  
  
  Воздушные победы:
  
  22 июня 1941 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе И-153 сбил Bf.109 в районе Жабинка.
  22 июня 1941 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе И-153 сбил в группе Ju.88 в районе Брест.
  22 июня 1941 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе И-153 сбил в группе Ju.88 в районе Брест.
  22 июня 1941 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе И-153 сбил в группе Ju.88 в районе Брест.
  22 июня 1941 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе И-153 сбил в группе Bf.109 в районе Брест.
  22 июня 1941 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе И-153 сбил в группе Bf.109 в районе Брест.
  22 июня 1941 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе И-153 сбил в группе Bf.109 в районе Брест.
  22 июня 1941 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе И-153 сбил в группе Hsh.126 в районе Брест.
  22 июня 1941 года. Калабушкин Иван Николаевич. На истребителе И-153 сбил Bf.109 в районе Брест.
  22 июня 1941 года. Можаев Николай Павлович. Сбил Bf.109.
  22 июня 1941 года. Можаев Николай Павлович. Сбил Bf.109.
  22 июня 1941 года. Сахно Николай Константинович. Сбил Hsh.126.
  22 июня 1941 года. Сиротин Вячеслав Фёдорович. На истребителе И-153 сбил Bf.109 в районе Брест.
  22 июня 1941 года. Сиротин Вячеслав Фёдорович. На истребителе И-153 сбил Bf.109 в районе Брест.
  22 июня 1941 года. Сиротин Вячеслав Фёдорович. На истребителе И-153 сбил Hsh.126 в районе Брест.
  23 июня 1941 года. Калабушкин Иван Николаевич. На истребителе И-153 сбил Ju.88 в районе Пинск.
  23 июня 1941 года. Калабушкин Иван Николаевич. На истребителе И-153 сбил Ju.88 в районе Пинск.
  23 июня 1941 года. Сиротин Вячеслав Фёдорович. На истребителе И-153 сбил Ju.88 в районе аэродрома Пинск.
  24 июня 1941 года. Можаев Николай Павлович. Сбил Ju.88 в районе Бобруйск.
  24 июня 1941 года. Сахно Николай Константинович. Сбил Ju.88 в районе Бобруйск.
  25 июня 1941 года. Сиротин Вячеслав Фёдорович. На истребителе И-153 сбил Ju.88 в районе Слуцк.
  25 июня 1941 года. Сиротин Вячеслав Фёдорович. На истребителе И-153 сбил Bf.109 восточнее Слуцк.
  26 июня 1941 года. Сахно и Сиротин. Сбили в паре Ju.88 в районе Слуцк.
  28 июля 1941 года. Калабушкин Иван Николаевич. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Едрово
  28 июля 1941 года. Сахно Николай Константинович. На истребителе Як-1 сбил Bf.110 в районе Едрово.
  30 июля 1941 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе Як-1 сбил в группе Bf.109 в районе Едрово.
  30 июля 1941 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе Як-1 сбил в группе Bf.109 в районе Едрово.
  31 июля 1941 года. Калабушкин Иван Николаевич. На истребителе Як-1 сбил Hsh.126 в районе Бологое.
  23 сентября 1941 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Рыбацкое.
  23 сентября 1941 года. Сиротин Вячеслав Фёдорович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Средняя Рогатка.
  27 сентября 1941 года. Беляев Ириней Фёдорович. Сбил Bf.109 в районе аэродрома Сиверская.
  27 сентября 1941 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Магушкино.
  28 сентября 1941 года. Сиротин Вячеслав Фёдорович. На истребителе Як-1 сбил Ju.88 над аэродромом Сиверская.
  29 сентября 1941 года. Сиротин Вячеслав Фёдорович. На истребителе Як-1 сбил в паре аэростат в районе Янкелево.
  1 октября 1941 года. Беляев Ириней Фёдорович. Сбил в группе Bf.109 в районе Колпино.
  12 октября 1941 года. Беляев Ириней Фёдорович. Сбил в паре Bf.109 в районе Ваганово.
  25 октября 1941 года. Жидов и Карпов. На истребителях Як-1 сбили в группе Bf.109 в районе Арбузово.
  27 октября 1941 года. Можаев Николай Павлович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Мусталово.
  29 октября 1941 года. Куприянов Николай Фомич. Сжёг аэростат противника в районе Красный Бор.
  14 ноября 1941 года. Чмутенко Иван Герасимович. Сбил Bf.109 в районе Осиновец.
  14 ноября 1941 года. Чмутенко Иван Герасимович. Сбил Bf.109 в районе Осиновец.
  26 ноября 1941 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Осиновец.
  26 ноября 1941 года. Пидтыкан Иван Дмитриевич. На истребителе И-16 сбил Ju.88 в районе Путилово - Апраксин Городок.
  30 ноября 1941 года. Пидтыкан Иван Дмитриевич. На истребителе И-16 сбил в группе Bf.109.
  1 декабря 1941 года. Беляев Ириней Фёдорович. Сбил Bf.109 в районе Осиновец.
  1 декабря 1941 года. Пидтыкан Иван Дмитриевич. На истребителе И-16 сбил Bf.109 севернее острова Большой Зеленец.
  1 декабря 1941 года. Харитонов Василий Николаевич. Сбил в группе Bf.109 в районе Осиновец.
  3 декабря 1941 года. Воронцов Евгений Петрович. На истребителе И-16 сбил тараном Bf.109 над Ладожским озером.
  3 декабря 1941 года. Пидтыкан Иван Дмитриевич. На истребителе И-16 сбил Ju.88 в районе Осиновец.
  3 декабря 1941 года. Пидтыкан Иван Дмитриевич. На истребителе И-16 сбил в паре Bf.109 в районе Осиновец.
  1 января 1942 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе Як-1 сбил в паре Bf.109 в районе Бугры.
  2 января 1941 года. Харитонов Василий Николаевич. Сбил Bf.109 в районе станции Проба.
  7 января 1942 года. Николаев Дмитрий Семёнович. Сбил Bf.109 в районе Ладога.
  16 февраля 1942 года. Карпов Александр Терентьевич. На истребителе Як сбил Bf.109 в районе Вороново.
  15 апреля 1942 года. Беляев Ириней Фёдорович. Сбил Bf.109 в районе Пушкин.
  15 апреля 1942 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе аэродрома Красногвардейск.
  23 апреля 1942 года. Беляев и Карпов. Сбили в паре Bf.109 в районе Ладожского озера.
  5 мая 1942 года. Беляев Ириней Фёдорович. Сбил Bf.109 в районе Урицк.
  5 мая 1942 года. Карпов Александр Терентьевич. На истребителе Як сбил Bf.109 западнее Ольгино.
  28 мая 1942 года. Бачин Александр Васильевич. Сбил Ju.88 в районе озеро Татаршино - Коккорево.
  28 мая 1942 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Манушкино.
  28 мая 1942 года. Харитонов Василий Николаевич. Сбил Ju.88 восточнее Коккорево.
  28 мая 1942 года. Харитонов Василий Николаевич. Сбил Ju.87 восточнее озера Татаршино.
  28 мая 1942 года. Харитонов Василий Николаевич. Сбил в группе Ju.87 восточнее Клюевский Нос.
  28 мая 1942 года. Харитонов Василий Николаевич. Сбил в группе Ju.87 юго-восточнее Кошкино.
  29 мая 1942 года. Бачин Александр Васильевич. Сбил Ju.88 в районе Коккорево - Леднево.
  30 мая 1942 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Лепсари.
  30 мая 1942 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Рабочий посёлок ?14.
  30 мая 1942 года. Жидов и Карпов. На истребителях Як-1 сбили в паре Bf.109 в районе станции Рахня.
  30 мая 1942 года. Карпов Александр Терентьевич. На истребителе Як сбил Bf.109 в районе Лепсари.
  30 мая 1942 года. Карпов Александр Терентьевич. На истребителе Як сбил Bf.109 в районе Рабочий посёлок ?14.
  20 июля 1942 года. Бачин и Николаев. Сбили в паре Ju.88 южнее посёлка Володарский.
  20 июля 1942 года. Бачин Александр Васильевич. Сбил в группе Ju.88 юго-западнее Урицк.
  20 июля 1942 года. Харитонов Василий Николаевич. Сбил в группе Ju.88 над Финским заливом в районе Урицк.
  20 июля 1942 года. Харитонов Василий Николаевич. Сбил Bf.109 юго-западнее Урицк.
  28 июля 1942 года. Николаев Дмитрий Семёнович. Сбил Ju.87 севернее Антропшино.
  2 августа 1942 года. Бачин Александр Васильевич. Сбил Ju.88 в районе Новоселье.
  2 августа 1942 года. Карпов Александр Терентьевич. На истребителе Як сбил Ju.88 севернее Константиновка.
  2 августа 1942 года. Карпов Александр Терентьевич. На истребителе Як сбил в паре Ju.88 в районе Финское Койрово.
  3 августа 1942 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе Як-1 сбил Ju.88 в районе Сосновка.
  3 августа 1942 года. Карпов Александр Терентьевич. На истребителе Як сбил Ju.88 восточнее Ново-Паново.
  3 сентября 1942 года. Бачин Александр Васильевич. Сбил Bf.109 южнее Самарка.
  4 сентября 1942 года. Жидов Георгий Никанорович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Рождественское.
  9 сентября 1942 года. Беляев и Карпов. Сбили в паре Bf.109 в районе Павлово.
  10 сентября 1942 года. Николаев Дмитрий Семёнович. Сбил в группе Bf.109 северо-восточнее 1-го городка.
  13 сентября 1942 года. Беляев Ириней Фёдорович. Сбил Bf.109 в районе Шлиссельбург.
  
   https://ikobrin.ru/kobrin-voina12.php Воздушные труженики войны
   Интересны воспоминания о боевых действиях 123-го АИП в книгах Л.М. Сандалова.
   'В первый день войны в неравном бою погиб командир полка Сурин Борис Николаевич, который провел в этот день четыре воздушных боя и лично сбил три самолета противника. Он возвратился на Кобринский аэродром тяжело раненным и скончался, не выходя из самолета. Как в Кобринском, так и в Пружанском истребительных полках осталось всего по 10-12 самолетов. Подъезжая к Жабинке, увидели, как фашистские бомбардировщики волна за волной на небольшой высоте устремились к Кобрину. Навстречу им вылетели две небольшие группы наших истребителей. Одна из этих групп в составе четырех самолетов И-153 ('чаек') сбила два фашистских бомбардировщика и смело вступила в бой с вражескими истребителями. ................
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"