Зусманович Семен Моисеевич : другие произведения.

Давид, царь или король?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Царь Давид - царь или король?

Обсуждение на Варолайне.

Вроде простой тривиальный вопрос.

Давид - мелэх. Так в ТАНАХе (Библии). Всё остальное просто издержки перевода. (в переводе на русский язык слово мелех означает - "тот, кто ведет").

Мелех значительно отличается от других властителей древности, которые вели свои родословные от богов. Ни у Шауля (Саула), ни у Давида и его сына, не могло быть такой "родословной". Только человеческая. Здесь уже заложены и ограничения власти.

"Устройство жизни еврейского народа по законам Торы - общества и государства - можно представить в виде некой пирамиды. На ее вершине - духовный "правитель" (на иврите - мелех). Слово мелех в переводе на русский означает "ведущий". Нередко это слово переводят как "царь". Но такой перевод следует отнести к числу неудачных. Это сразу уводит в воспоминания о плохих и хороших царях, к размышлениям о проблемах монархии...Мелех будет назначен Всевышним. Через пророка или через "коллективное знание мудрецов Торы" - восстановленный Сангедрин (Верховная коллегия 70-ти мудрецов Торы). ...."

Как переводить - царь или король, переходит в раздел русской филологии.

Здесь, вроде, тоже все просто:


Царь (от цьсарь, ц?сарь, лат.caesar, др.-греч. кб?убс)- один из славянских титулов монарха, обычно ассоциирующийся с высшим достоинством императора............

Царь- основной титул монархов Русского царства с 1547 по 1721год.......

Неформально этот титул (в виде "цесарь", а после и "царь") правителями Руси употреблялся изредка, начиная с XI в., и систематически со времён правления Ивана III (при дипломатических контактах).

В русском языке традиция называть "царями" древних правителей сохранилась и до наших времен. Часто слово царь по "простому" переводится как император, стало у нас его аналогом. В русском словоупотреблении XIX в., особенно простонародном, этим словом обозначали монарха вообще. Т.е. изменение значения слова привело к аналогичности в русском языке значений царь и император.


В русский язык слово "король" пришло через старославянское "краль", образовавшись от имени короля франков Карла Великого (правда, существуют и иные версии). При этом в европейских языках слову "король" полностью соответствуют германоязычные "конунг"-"кёниг"-"кинг" и романоязычные "рекс"-"руа"-"регис" (более древнее по происхождению и значащее "правитель").

По простому - царь = император, а король, что-то меньшее.

Заданный на Варолайне вопрос, я потом сам отметил, как провокативный. В мировой истории, были и короли - императоры, например, английский в период расцвета Великобритании. Были и псевдоимператоры, типа Бокассы.

Но смысл, понятен, была ли такая ближневосточная держава (Давида - Шломо = Соломона), почему три тысячи лет мы помним царство Давида и Шломо, почему с потомком Давида евреи связывают будущее (не все из нас). А Христиане выводят родословную Христа от Давида.
Откуда такие богатства были в Иерусалимском Храме Шломо?

По конвенциальной истории - король, так как царь - это император. Была ли Давидом создана империя, или это (называние его царем) - дань уважения к ТАНАХу?
Я, как известный сторонник исторических гипотез Великовского, считаю, что да, была создана. Но начал все Шауль (Саул).

Раз русская филология, даю и из Второй Книги Царств

Шмуэль Б (II Самуила) 2-я Царств 2 Samuelis

Глава 8.
1 После сего Давид поразил Филистимлян и смирил их, и взял Давид Мефег-Гаамма из рук Филистимлян.

2. И поразил Моавитян и смерил их веревкою, положив их на землю; и отмерил две веревки на умерщвление, а одну веревку на оставление в живых. И сделались Моавитяне у Давида рабами, платящими дань.

3. И поразил Давид Адраазара, сына Реховова, царя Сувского, когда тот шел, чтоб восстановить свое владычество при реке [Евфрате];

4. и взял Давид у него тысячу семьсот всадников и двадцать тысяч человек пеших, и подрезал Давид жилы у всех коней колесничных, оставив [себе] из них для ста колесниц.

5. И пришли Сирийцы Дамасские на помощь к Адраазару, царю Сувскому; но Давид поразил двадцать две тысячи человек Сирийцев.

6 И поставил Давид охранные войска в Сирии Дамасской, и стали Сирийцы у Давида рабами, платящими дань. И хранил Господь Давида везде, куда он ни ходил.

7 И взял Давид золотые щиты, которые были у рабов Адраазара, и принес их в Иерусалим. [Их взял потом Сусаким, царь Египетский, во время нашествия своего на Иерусалим, во дни Ровоама, сына Соломонова.]


Глава 10

6 И увидели Аммонитяне, что они сделались ненавистными для Давида; и послали Аммонитяне нанять Сирийцев из Беф-Рехова и Сирийцев Сувы двадцать тысяч пеших, у царя [Амаликитского] Маахи тысячу человек и из Истова двенадцать тысяч человек.

7 Когда услышал об этом Давид, то послал Иоава со всем войском храбрых.

8 И вышли Аммонитяне и расположились к сражению у ворот, а Сирийцы Сувы и Рехова, и Истова, и Маахи, стали отдельно в поле.

9 И увидел Иоав, что неприятельское войско было поставлено против него и спереди и сзади, и избрал воинов из всех отборных в Израиле, и выстроил их против Сирийцев;

10 остальную же часть людей поручил Авессе, брату своему, чтоб он выстроил их против Аммонитян.

11 И сказал Иоав: если Сирийцы будут одолевать меня, ты поможешь мне; а если Аммонитяне тебя будут одолевать, я приду к тебе на помощь;

12 будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно.

13 И вступил Иоав в народ, который был у него, в сражение с Сирийцами, и они побежали от него.

14 Аммонитяне же, увидев, что Сирийцы бегут, побежали от Авессы и ушли в город. И возвратился Иоав от Аммонитян и пришел в Иерусалим.

15 Сирийцы, видя, что они поражены Израильтянами, собрались вместе.

16 И послал Адраазар и призвал Сирийцев, которые за рекою [Халамаком], и пришли они к Еламу; а Совак, военачальник Адраазаров, предводительствовал ими.

17 Когда донесли об этом Давиду, то он собрал всех Израильтян, и перешел Иордан и пришел к Еламу. Сирийцы выстроились против Давида и сразились с ним.

18 И побежали Сирийцы от Израильтян. Давид истребил у Сирийцев семьсот колесниц и сорок тысяч всадников; поразил и военачальника Совака, который там и умер.


глава 11

1 Через год, в то время, когда выходят цари в походы, Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву;



Кстати, Иоав один из лучших еврейских полководцев древности.

Но известно, как "отблагодарил" его Шломо (Соломон).

А, возможно, Давид - царь, а Шломо (Соломон) - король?


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"