Зусманович Семен Моисеевич : другие произведения.

Греки и 1453 год. К истории одной антиеврейской лжи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Греки и 1453 год. К истории одной антиеврейской лжи.

1. Введение. Греческий проект Екатерины II.

2. Калитка.

3. Евреи в Константинополе (кратко).

4. Некоторые штрихи к причинам падения Византии.

1.

"Греческий проект" - геополитический проект Екатерины II, предполагавший сокрушение Османской империи и раздел ее территории между Россией, Священной Римской империей и Венецианской республикой. В Константинополе предполагалось возродить Византийскую державу во главе с внуком российской императрицы, которому было дано имя основателя города - Константин. http://militera.lib.ru/research/eliseeva_oi/pre.html

http://arch-heritage.livejournal.com/1540839.html

Российская святая София (Софийский (Вознесенский) собор (Пушкин)):

http://pushkin-sport.ru/%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80/

Софийский (Вознесенский) собор []

Согласно православному пророчеству, первым императором Восточно-Римской Империи был Константин, последним (погибшим при штурме Константинополя турками в 1453 году) - Константин; восстановит же Империю и станет её первым новым императором тоже Константин. Поэтому Екатерина Вторая и назвала своего внука Константин Павлович. Старшего своего внука она назвала Александром в честь великого греческого же полководца Александра Македонского; крещён же он был в честь другого известного полководца, русского - Александра Невского.

По разным причинам проект не был реализован. В тч сыграло здесь и противодействие Британии и Франции. Но именно, в том числе.

2.

Один знакомый приехал и с отдыха из Греции и поведал, ходящий там антиеврейский домысел, касающийся падения Константинополя в 1453 году. Евреи открыли калитку, и турки только благодаря этому после трехмесячной безуспешной осады смогли взять город.

Так кто же виноват? Есть ли вообще "один" виновник.

Вообще, что такое великий народ? Не собираюсь давать здесь развернутого определения, только некоторые черты. Великая история, вклад в науку, культуру, влияние на другие народы (благотворное?), да, и военные победы. В древности и завоеванные территории. Не всегда продолжение в будущем, но память остается. Великие народы сами делают свою историю, сами делают ошибки и сами их исправляют. Они сами открывают "калитку" и к величию, и к упадку. Безусловно, греки были великим народом. Пережили и империи, внесли гигантский вклад в культуру, науку, медицину, политику, философию, военное дело, спорт (а Олимпиады чего стоят), религию (особенно христианство) и т.д., т.д. И вдруг (исторический вдруг) все закончилось. У слабого всегда кто-то виноват.

Так может в зеркало посмотреть? Может сами виноваты?

Или в исчезновении могущества и величия тоже евреи виноваты? И не 3 месяца осады, а полтора (ждали турки пушек и разрушения ими стен, а это дело не быстрое).

Дельфины - эмблема Константинополя [] Сразу вспомнился из детства Стефан Цвейг. Завоевание Византии ("Звездные часы человечества")

Как раз про калитку ("Керкапорта, забытая дверь").

http://nemaloknig.ru/read-88087/?page=5#booktxt

"Произошло нечто совершенно неправдоподобное. Через одну из многочисленных брешей, пробитых во внешней стене, неподалеку от главной точки нападения, проникли несколько турок. Но к внутренней стене они боятся подступиться. А когда они без всякого плана, любопытствуя, бродят между первой и второй городскими стенами, они замечают, что одни ворота, поменьше, так называемые керкапорта, по непостижимому недосмотру остались отпертыми. В сущности, это просто калитка, предназначенная в мирное время для пешеходов, когда главные ворота еще закрыты; именно потому, что эта калитка не имеет никакого стратегического значения, среди всеобщей тревоги этой ночи о ее существовании совсем забыли. И янычары, к своему изумлению, видят среди грозного бастиона эту спокойно раскрытую перед ними дверь. Сначала они подозревают военную хитрость, ибо им кажется просто абсурдом, что здесь по-воскресному мирно открыта калитка керкапорта, ведущая к центру города, тогда как перед каждой брешью, каждым отверстием, каждыми воротами крепости громоздятся тысячи трупов, осажденные мечут в осаждающих дротики и льют на них горящее, шипящее масло. На всякий случай янычары зовут подкрепление, и, не встретив никакого отпора, целый отряд турок врывается во внутренний город и внезапно нападает с тылу на ничего не подозревающих защитников наружных стен. Несколько воинов вдруг видят турок за своей спиной и, на свое несчастье, поднимают тот крик, который рождает ложные слухи: "Город взят!" И все громче его повторяют турки, ликуя: "Город взят!" И этот крик подрывает всякое сопротивление. Отряды наемников, вообразив, что их предали, покидают свои посты, стараясь поскорее достигнуть гавани и спастись на суда. Тщетно Константин с несколькими верными ему людьми бросается навстречу захватчикам, он падает, сраженный в сумятице, и только на другой день его узнают в груде убитых по пурпурным, украшенным золотым орлом башмакам и установят, что последний государь Восточной Римской империи доблестно (в римском смысле этого слова) расстался с жизнью и с империей. Так случайная пылинка, керкапорта, забытая дверь, определила ход всемирной истории."

Здесь нет виновников, тем более евреев, но это художественное произведение.

Остались ли исторические данные "про калитку"?

Да, остались. В осажденном городе не могло быть "бесхозной калитки". Все ворота и "калитки" были закреплены за обороняющими. Евреев Константин не привлек к обороне. И не только евреев, но и простых жителей города тоже:

Сфрандзи: "Несмотря на величину нашего Города, число его защитников составляет 4773 грека, а также 2000 иностранцев". К тому же это были далеко не лучшие бойцы - генуэзцы, венецианцы и те, кто тайно пришел из Галаты помочь в деле обороны. Их насчитывалось "едва ли три тысячи". В целом число защитников стен, имевших двенадцать миль в периметре, составляло восемь тысяч человек. Даже из них "большая часть греков не была искушена в военном деле, и они действовали щитами, мечами, дротиками и луками скорее по наитию, чем с каким-либо искусством". Отчаянно не хватало "умелых лучников и арбалетчиков". И было неясно, какую помощь может оказать в этом деле павшее духом православное население. Константин, серьезно обеспокоенный тем, какое впечатление могут произвести данные сведения на боевой дух войск, приказал скрыть их. "Эти цифры остались тайной, известной только императору и мне". Стало ясно - осада окажется поединком между горсткой и множеством."

За калитку отвечали итальянцы:

"В самом углу влахернской стены, недалеко от места ее соединения с двойной стеной Феодосия, находилась наполовину закрытая башней небольшая потайная дверца для вылазок- Керкопорта. Уже многие годы ее не открывали, но старики помнили о ее существовании. Перед началом осады эту дверь вновь открыли, чтобы выходить во вражеский фланг. Во время сражения Боккиарди и его люди умело использовали ее против войск Караджа-паши. Однако сейчас кто-то, возвращаясь после очередной вылазки, забыл закрыть за собой эту дверцу. Несколько турок, заметив, что дверца не заперта, проникли через нее в расположенный за дверцей небольшой двор и стали карабкаться по лестнице, ведущей на верхнюю часть стены. Христиане, которые находились в этот момент с внешней стороны ворот, увидев, что произошло, кинулись назад, чтобы снова закрыть проход и не дать возможности другим туркам последовать за прорвавшимся авангардом. В наступившем переполохе около 50 турок оказалось внутри стены".

Всего 50 человек. И все погибли. Но успели повесить свои флаги.

балканы и византия в 15 веке []

восточное средиземноморье в 1451г. []

Стена в разрезе, три уровня обороны, внутренняя и внешняя стены и ров. []

расположение войск []

Константинополь []

"В полумиле выше по линии фронта близ Влахернского дворца братья Боккьярди успешно отражали натиск войск Караджа-паши, время от времени совершая вылазки из Цирковых ворот - калитки, прятавшейся в углу, образованном стенами. Этим воротам ныне суждено было сыграть свою роль в исполнении древнего пророчества. Возвращаясь из набега, один из итальянских солдат не закрыл за собой калитку. Когда начало рассветать, люди Караджа-паши увидели открытую дверь и ворвались в нее. Пятьдесят человек сумели подняться по ступеням на стену и застать врасплох солдат, находившихся сверху. Некоторых зарубили. Другие предпочли умереть, бросившись вниз. О том, что произошло в точности, никто не знает. Очевидно, интервентов успешно изолировали и окружили, прежде чем они смогли нанести серьезный ущерб, однако им удалось спустить флаг Святого Марка и штандарт императора с некоторых башен и водрузить на их место османские знамена".

Это совпало с другим событием.

Перед самым заходом солнца пуля, выпущенная из пищали с близкого расстояния, попала в Джустиниани и пробила его латы на груди. Истекая кровью и, очевидно, испытывая сильную боль, он попросил своих людей вынести его из сражения. Один из них бросился к императору, который бился неподалеку, чтобы взять у него ключ от небольших ворот во внутренней стене. Константин поспешил к раненому, заклиная его не покидать своего поста. Однако нервы Джустиниани уже сдали; он настаивал на том, чтобы его унесли. Ворота открыли, и телохранители Джустиниани доставили его, пронеся по улицам до порта, на стоявший там генуэзский корабль. Его солдаты заметили отсутствие командира. Некоторые, возможно, подумали, что он отошел назад, чтобы защищать внутреннюю стену, но большинство решило, что битва проиграна. Кто-то в ужасе закричал, что турки прорвались через стену. И прежде чем ворота успели закрыть, генуэзцы стремительно бросились к ним. Император и его греки остались на поле боя одни.

"Джустиниани вверил командование двум офицерам и пообещал вернуться, когда о его ране позаботятся врачи. Константин с неохотой отдал ключ. Ворота открылись, и телохранители Джустиниани понесли его вниз, к бухте на его галеру. Решение обернулось катастрофой. Искушение, созданное открытыми воротами, оказалось слишком велико, и генуэзцы не смогли устоять против него: увидев, как их командующий удаляется прочь, они бросились в ворота вслед за ним".

Кто такой Джустиниани, кто такие братья Боккьярди.

Знаменитый кондотьер Джованни Джустиниани Лонго, еще довольно молодого человека, принадлежавшего к одной из наиболее выдающихся семей Генуи, родственника могущественного дома Дориа. Он привез с собой 700 хорошо вооруженных солдат, 400 из которых были завербованы им в Генуе, а 300- на островах Хиос и Родос. 700 из 2 тысяч иностранцев, и всего 7 тысяч защитников города. Известный как особенно искусный защитник укрепленных городов, он был сразу по прибытии назначен командующим обороной сухопутных стен.

Выдающаяся роль в обороне города, но последний эпизод:

Записки архиепископа Митиленского Леонарда Хиосского, написанные им на Хиосе примерно через шесть недель после падения города. Он склонен обвинять своего соотечественника Джустиниани в том, что тот дезертировал со своего поста.

Генуэзцы три брата Боккиарди - Паоло, Антонио и Троило, прибывшие во главе небольшого отряда солдат, снаряженного ими на собственные средства, вопреки воле своего правительства.

Во время последней паники, турки усилили натиск, увидели те поднятые османские флаги и посчитали город взятым. Моральный эффект был обоюдоострым - напор османов усилился, а обороняющихся ослаб. Сопротивление защитников было сломлено. Ворота оказались забиты христианскими солдатами, пытавшимися спастись, в то время как наседавших на них янычар становилось все больше и больше. Крики о том, что город взят, эхом прокатились по улицам. С Золотого Рога и его берегов и христиане, и турки могли видеть турецкие флаги, развевавшиеся на высоких башнях Влахернов, там, где всего несколько минут назад реяли флаги с императорским орлом и львом св. Марка.

...................................

3.

В еврейской энциклопедии http://www.eleven.co.il/article/13936

Ежевика http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%BD_%D0%B2_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_XI_-_XV_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%85

Кратко:

Феодосии II (408-450): по требованию христианского духовенства евреев лишили гражданских прав и выселили в предместье Стенум (позднее именовалось Пера; ныне - Галата), отделенное от города заливом Золотой Рог; для управления ими император назначил особого чиновника (стратега). В 438 г. снова ввел запрет на строительство новых синагогальных зданий. В период правления Юстиниана I (527-565) евреи Константинополя, равно как и всей Византийской империи, частично утратили свободу вероисповедания: им, в частности, не разрешалось отмечать Песах, если он приходился на дни, предшествующие православной Пасхе; читая субботнюю (см. Суббота) публичную проповедь, раввины должны были пользоваться греческими или латинскими переводами Библии.

В 614 г. Ираклий запретил исповедание иудаизма.

Вскоре после прихода к власти в Византии Исаврийской династии, опиравшейся на движение иконоборцев, евреи Константинополя были поставлены перед выбором: принять крещение или покинуть город; многие из них бежали в Болгарию, Хазарию, в Крым или на Кавказ (начало 720-х гг.). Несмотря на то, что в 787 г. второй Никейский собор косвенно осудил крещение насильственное, лишь в конце 9 в., когда Лев VI (886-912) разрешил исповедовать иудаизм и предоставил насильственно обращенным возможность вернуться к вере отцов, константинопольская община была восстановлена.

В 10-12 вв. евреи, как раббаниты, так и караимы, не могли стать полноправными гражданами Константинополя, а в середине 11 в. вновь были выселены в Перу (см. выше); для ведения торговли в городе им приходилось ежедневно переправляться через Золотой Рог. Лишь Мануил I Комнин (1143-80), возможно, под влиянием своего лейб-медика Шломо ха-Мицри (к услугам еврейского врача он, как и другие византийские императоры, прибегал вопреки запрету православной церкви) перевел общину под юрисдикцию муниципальных властей. В 1043 г. император Михаил V Калафат изгнал часть евреев из города, обвинив их в поддержке принцесс Зои и Феодоры, оспаривавших у него престол. Многие евреи были убиты в ходе погрома "латинян" (католиков, в основном купцов из Венеции и других итальянских государств), учиненного жителями Константинополя в мае 1182 г. По сообщению Биньямина из Туделы, посетившего город в начале 1170-х гг., местные евреи регулярно подвергались избиениям и унижениям, им запрещалось ездить верхом (данное ограничение не распространялось лишь на Шломо ха-Мицри).

В 1203 г. крестоносцы (см. Крестовые походы), осаждавшие Константинополь, сожгли еврейский квартал в Пере; в 1280-1453 гг. евреи жили в юго-восточной части города, на берегу Мраморного моря, занимаясь преимущественно выделкой и продажей кож. В 1275-1453 гг. в Константинополе существовали колонии венецианских и генуэзских еврейских купцов (первая в 1280-1325 гг. располагалась в еврейском квартале), находившихся под юрисдикцией своих государств.

При штурме Константинополя турецкими войсками в 1453 г. еврейский квартал сгорел, однако резня, учиненная завоевателями, не коснулась его обитателей; по мнению некоторых исследователей, это свидетельствует о том, что евреи помогли туркам захватить город. Грабеж населения еврейского квартала, в тч моряками османского флота был. А то, что не было резни, то не только у византийских императоров врачами евреи были. Мурамд II султан Османской империи, правивший в 1421-1444 не просто позволял евреям заниматься тем, чем им хочется, но и привлек их на государственную службу. Еврейские банкиры и купцы серьезно улучшили в турецкой империи то, что сегодня называется финансовой системой, что благотворно сказалось на турецкой экономике. Очень скоро большая часть самых крупных торговых компаний и лавок оказалась еврейской. Еврейские врачи лечили турецкую знать, включая семью султана, еврейские ремесленники производили товары, которых раньше в Турции не видывали, еврейские учителя резко подняли уровень образования в империи. А еврейские переводчики считались самыми лучшими. И почему евреев должны были резать?

Тем более по некоторым данным и резни, как таковой и не было - грабеж и полон. Больше всего досталось иностранным комбатантам - итальянцам.

При греках в Константинополе в лучшие времена было три синагоги. В османском Стамбуле еврейские кварталы разрастались.

еврейский квартал []

Карта XVI - начала XVII в.

С включением Константинополя (переименованного турками в Стамбул) в состав Османской империи положение евреев существенно улучшилось. Статус зимми. Бат Йеор. "Зимми": христиане и евреи под властью ислама http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Ijeor/

4.

1. Византийцы отражали наступления с Востока (турки, ислам) но и с Запада в лице норманнов была попытка осуществить агрессию против Византии. Борьба на два фронта наряду с династическим кризисом и внутренними неурядицами. Норманны были отброшены, но была потеряна византийская Италия. Туркам пришлось отдать гористые плато Анатолии- главный источник пополнения людскими ресурсами армии(оттуда же шло продовольствие). Затем Крестовые походы.

Потеря Анатолии принудила императора прибегнуть к помощи союзников и иностранных наемников (что обычно ослабляет).

2. Орхамн I Газим, Урхан - турецкий бей из династии Османов, второй правитель османского государства, правивший с 1326 по 1359 годы, был великим правителем не только благодаря его завоеваниям. С помощью везира он дал своему государству прочную административную систему, сохранив при этом идеалы гази. Он поощрял развитие городов, при этом использовав ахиев- гильдии ремесленников и торговцев, следовавших кодексу футуввы. Вредному в определенном смысле влиянию дервишей он противопоставил улемов, являвшихся официальными хранителями мусульманской веры и ее традиций. Их учение давало султану основание для соответствующего обращения со все возраставшим числом его христианских подданных. Если какой-либо город или район оказывал его войскам сопротивление, то после его захвата христианское население лишалось всяких прав. Пятая часть его могла быть обращена в невольников, причем мужчин посылали на работы на землях завоевателей, а мальчиков забирали на обучение военному делу. Если же город или селения сдавались, то христианам разрешалось сохранять свои храмы и обычаи. Многие христиане предпочитали его правление императорскому, поскольку налоги султана не были такими разорительными. Насильственного обращения в ислам не производилось, хотя многие христиане становились мусульманами в стремлении присоединиться к правящему классу. Кроме того, в каждом захваченном городе улемы открывали медресе- школы при мечетях- и, таким образом, создавали образованную элиту, из которой султан мог формировать кадры гражданской администрации{

3. Тимур же победоносно прошел через всю Западную Анатолию, разграбив ее города, ослабил османов и захватил в плен султана.

Это был момент, когда оттоманская угроза христианству могла быть навсегда устранена, если бы европейские державы действительно захотели и смогли, не теряя времени, образовать широкую коалицию против турок (османов). Но надо учитывать, что к этому времени сотни тысяч турок уже прочно осели в Европе. Тимур фактически увеличил число турок на континенте, тк по мере продвижения его армии османы бежали на запад, найдя укрытие в европейских провинциях. Генуэзцы при этом неплохо заработали на перевозках беженцев через проливы. Примерно к 1410 г., по мнению историка Дукаса (Дуки), в Европе турок было уже больше, чем в Анатолии.

4.В ухудшении отношений между империей и турками был виноват сам император. Осенью 1451г. В сложный для султана момент, он потребовал денег на содержание султанского родича-заложника........ У султана появился предлог нарушить клятвенное обещание не вторгаться да византийскую территорию.

5. В сущности, судьба Константинополя зависела от сложных отношений между итальянскими городами-государствами. Еще в конце 1451 года Константин отправил посланцев в Венецию с сообщением - Город падет, если не получит помощи. Вопрос долго обсуждался в венецианском сенате. В Генуе отвечали уклончиво, в Риме папа проявлял озабоченность, но требовал доказательств проведения в жизнь идеи союза церквей. В любом случае он не располагал ресурсами для оказания помощи, если венецианцы ему таковых не предоставят. Генуя и Венеция смотрели друг на друга, руководствуясь холодным расчетом коммерческого соперничества, и ничего не делали.

6. Запад оказывал военное, политическое и коммерческое давление на Византийскую империю уже давно, однако к концу XII века оно приняло весьма отчетливые формы. В Городе существовала большая итальянская торговая община - венецианцы и генуэзцы. Им предоставлялись специальные привилегии, и соответственно казна получала от них доход. Приземленные итальянцы, любители наживы, не пользовались популярностью: генуэзцы имели свою колонию в Галате, окруженном стенами городе на другом берегу бухты Золотой Рог. Про обитателей венецианской колонии говорили: они, "богатые и процветающие, ведут себя столь нагло, будто исполнены презрения к власти империи". Волны ксенофобии время от времени захлестывали чернь. В 1171 году Галата подверглась нападению со стороны греков и была уничтожена. В 1183 году итальянскую общину полностью вырезали при попустительстве византийского полководца Андроника Грозного.

В 1204 году проблема взаимного недоверия и насилия вновь возникла, и Константинополь был ввергнут в катастрофу, которую греки так никогда и не простили католическому Западу. В ходе одного из наиболее причудливых событий в истории христианства, Четвертого крестового похода, воины, погрузившиеся на венецианские корабли и номинально отправлявшиеся в Египет, были посланы на атаку Города. Замысел операции принадлежал Энрико Дандоло, полностью ослепшему восьмидесятилетнему венецианскому дожу, человеку бесконечного вероломства, самолично возглавившему экспедицию. Прихватив с собой подходящего претендента на императорский престол, огромный флот вошел в Мраморное море в июне 1203 года. Вероятно, крестоносцы и сами удивились, когда по левому борту показался Константинополь - город, имевший столь важное значение для христиан,- а не берега Египта. Прорвав цепь, защищавшую Золотой Рог, венецианские корабли с ходу въехали на берег, собираясь пробить стены у моря. Когда натиск атакующих ослабел, восьмидесятилетний слепец дож спрыгнул на берег с флагом Святого Марка в руке и призвал венецианцев показать, на что они способны[7]. Стены взяли штурмом, и претендента Алексея с подобающими церемониями возвели на престол.

Показали пример другим, что взять город можно.

Христиане.............:

Собор Святой Софии [] Произведения искусства, хранившиеся в Городе, были уничтожены, а храм Святой Софии осквернен и разграблен. "Они ввели лошадей и мулов в храм,- писал хронист Никита Хониат,- чтобы удобнее было выносить оттуда священные сосуды и золотые и серебряные изображения, которые они срывали с престола и кафедры; когда же некоторые из этих животных поскользнулись и упали, они стали подгонять их мечами, оскверняя церковь их кровью и нечистотами". Венецианцы убрались прочь, увозя с собой великие сокровища: статуи, реликвии и красивейшие предметы,- намереваясь украсить ими собственный храм Святого Марка (в их числе находились и четыре бронзовых коня, стоявших на Ипподроме со времен Константина Великого).

Империя и Константинополь, как имперский город, закончились навсегда. Стамбул позже стал имперским городом, но это был уже практически другой город, другая империя, и другая история.

7. Первые султаны, жившие в непосредственной близости к своему народу и к природе, пристально следили за изменениями политической ситуации и мгновенно использовали открывающиеся для них возможности. Там, где византийцы коснели, отягощенные тысячелетним церемониалом и традицией, османы проявляли способность быстро ориентироваться, гибкость и открытость.

8. В 1284 году император Андроник II принял самоубийственное решение уничтожить флот империи. Безработные моряки перешли на сторону османов и помогли им построить собственный флот.

Мне, как моряку это вообще непонятно: Народ, который не желает кормить свою армию(флот), будет кормить чужую

9. Около 1325 года императорский дом Палеологов принял в качестве своей эмблемы двуглавого орла. Он не символизировал могущество империи, обращенной и к западу, и к востоку (как иногда предполагалось), но скорее обозначал разделение власти меж двумя находящимися в ссоре императорами - представителями одной и той же фамилии. Символ оказался пророческим. С 1341 по 1371 год на страну обрушилась череда бедствий: гражданские войны, одновременное вторжение войск османов и могущественного Сербского государства, религиозные противоречия и чума. Константинополь стал первой столицей Европы, которой суждено было изведать ужас "черной смерти": крысы, суетившиеся на сходнях в черноморском порту Каффа, проникли на византийский корабль в 1347 году. Чудовищно сократившееся население составляло чуть более ста тысяч человек. Серия землетрясений опустошила Константинополь - собор Святой Софии был разрушен в 1346 году,- и Город "из чистого золота" постепенно ветшал и приходил в упадок, а жителей охватывал религиозный пессимизм. Ибн Баттута увидел не Город, а тринадцать деревень, отделенных друг от друга полями. Испанец Перо Тафур нашел императорский дворец "в таком состоянии, что вид и его, и Города мог дать явное представление о напастях, которые претерпел народ и которые он продолжает терпеть... жители Города выглядят не должным образом одетыми, но печальными и бедными, что свидетельствует об их тяжелой участи". "Люди порочные, погрязшие во грехе". На коронации императора Иоанна VI Кантакузина в 1347 году наблюдатели обратили внимание на то, что драгоценные "камни", украшавшие корону, были стеклянными, а посуда на праздничном пиру - глиняной и оловянной. Золотые блюда давно продали, дабы получить деньги для ведения гражданской войны; драгоценные камни отдали под залог венецианцам - они попали в сокровищницу Святого Марка.

10. Во время всей этой неразберихи османы продолжали бесконтрольно продвигаться в Европу. В 1362 году они практически окружили Константинополь с тыла, захватив город Адрианополь (на турецком языке Эдирне), расположенный в ста сорока милях к западу, и перенесли столицу своей империи в Европу. Когда они в 1371 году нанесли поражение сербам, император Иоанн оказался изолирован от поддержки христиан. У него не осталось выбора, кроме как стать вассалом султана, обязанным предоставлять ему войска, если тот потребует, и спрашивать его разрешения при назначении на имперские посты.

Начало XV века для Константинополя выглядело безрадостным.

11. Константин XI стал восьмым членом правящей династии Палеологов, занимавших трон с 1261 года. Эта семья узурпировала власть, и ее правление сопровождалось неуклонным ослаблением империи, все более погружавшейся в анархию и раздоры. В его жилах текла кровь нескольких народов. Он говорил по-гречески, но вряд ли был греком: Константин взял родовое имя своей матери-сербки "Драгаш", а его отец был наполовину итальянцем. Подобно всем византийцам, он именовал себя ромеем и подписывался гордо звучавшим полным титулом своих предшественников: "Константин Палеолог, во Христе истинный император и автократор ромеев".


Подпись Константина - императора ромеев.

Константин в полном смысле слов являлся императором без власти. Подконтрольная ему территория сжалась до города и его окрестностей, нескольких островов и владений на Пелопоннесе, которые греки весьма поэтично именовали Морея - Лист Шелковицы.

12. В 1442 году брат Константина Димитрий двинулся на Город с османскими войсками. Византия влачила жалкое существование, находясь в вассальной зависимости от турецкого властителя, который в любое время мог осадить столицу империи.

13. Мехмед собрал вокруг себя группу советников-итальянцев, у которых узнавал сведения о событиях на Западе и военной технике.................

Ох уж христиане.......

Мехмед, хорошо осведомленный о недавно произошедших там событиях, знал, что в то время как он произносит речь, жители "сражаются друг с другом, точно враги, из-за отличий в религиозных убеждениях; в Городе царит предательство, а в его внутреннем устройстве - разлад по той же причине". Кроме того, теперь христиане потеряли контроль над побережьем.

Но религиозных вопросов я касаться здесь не буду.

14. Современные националисты интерпретируют осаду Константинополя как борьбу между двумя народами - греками и турками, но такое упрощение приводит к ложным выводам. Вряд ли такие ярлыки устроили бы представителей обеих сторон; участники событий даже не поняли бы, о чем идет речь, хотя и те, и другие применяли их по отношению к противнику. Подданные Османской империи, буквально - племя османов - так и называли себя османами (или попросту мусульманами). Слово "турок" по большей части имело пренебрежительный смысл, применяемый к представителям этой национальности в западных странах, а наименование "Турция" оставалось неизвестным для них до 1923 года, когда его заимствовали у европейцев при создании новой республики. Османская империя в 1453 году уже представляла собой мультикультурное явление; она поглощала завоеванные ею народы, мало заботясь о национальной идентичности. Ее знаменитое войско состояло из славян, командующий на суше был грек, адмирал - болгарин, а султан, возможно, наполовину серб или македонянин. Более того, согласно сложной средневековой системе вассальной зависимости, тысячи воинов-христиан сопровождали его по пути из Эдирне. Они пришли, дабы покорить жителей Константинополя, чьим языком являлся греческий,- тех, кого мы теперь называем византийцами (впервые в английском языке это слово употребили в 1853 году, когда прошло ровно четыреста лет после великой осады). Они считались наследниками Римской империи, и поэтому их именовали ромеями. Их, в свою очередь, возглавлял император, бывший наполовину сербом и на четверть итальянцем. Многие укрепления защищали люди из Западной Европы, именуемые византийцами "франками": венецианцы, генуэзцы и каталонцы, которым помогали несколько турок, критян - и один шотландец. Вера. Мусульмане обращались к своим противникам: "презренные неверные", "проклятые безбожники", "враги веры"; в ответ они слышали: "язычники", "неверные варвары", "турки-безбожники". Константинополь стал передовой линией долгой войны между исламом и христианством - войны за то, какая вера является истинной. Здесь разные воплощения истины противостояли друг другу в войне и мире в течение восьмисот лет, и именно здесь весной 1453 года, в роковой момент истории, на долгий срок закрепились новые отношения между двумя великими монотеистическими религиями.

15. Стены города "требовали" пушек. Пушка, отлитая в XV в. [] И вскоре после объявления войны к султану приходит человек, известный как самый опытный и изобретательный пушечный мастер, Урбас или Орбас, венгерец. Он христианин и только что предлагал свои услуги императору Константину; но, посчитал, что найдет у Мухаммеда и лучшую оплату, и лучшую реализацию его задумок. Он заявляет, что готов, если ему предоставят неограниченные средства, отлить такую огромную пушку, какой на земле еще не бывало. Доставка пушки и создание других пушек у Константинополя это отдельная история. " И вот уже двадцать или тридцать таких же чудовищ ощерили черные круглые пасти, направленные на Византий; тяжелая артиллерия совершила свой въезд в историю войн, и начинается поединок между простоявшей тысячелетия стеной императоров римского Востока и новыми пушками нового султана".

Ядра из гигантских орудий, уничтожающие стены, могли пролетать целую милю в глубь Города, безжалостно обрушиваясь на дома и церкви, убивая мирных жителей или, точнее, погребая их в садах и полях уменьшившегося Города. Некий очевидец был поражен, когда на его глазах ядро ударило в стену церкви и рассыпало ее, словно пыль. По словам других, земля сотрясалась на две мили вокруг, и даже галеры, стоявшие в безопасности на приколе в гавани Золотой Рог, ощущали на себе силу разрывов, отдававшуюся в их крепких деревянных корпусах. Гром пушек слышался даже в Азии, за пять миль за Босфором. Тем временем требюше, которые стреляли по более крутой траектории, забрасывали камнями крыши домов, стоящих за стеной, а также били по императорскому дворцу.

Штурм Стен Феодосия (в районе ворот Св. Романа) победоносными османскими войсками []

Стены Феодосия (граница византийского Константинополя) от Мраморного моря до Золотого Рога. []

Правей султана - знаменитая сверхпушка венгра Урбана с красивым именем Базилика (которая потом взорвалась). []

16. Отдельная история и переправа османского флота в бухту "Золотой Рог".

И при чем здесь евреи????????????????????

Выводы

1. Главное,что привело к падению Константинополя - упадок Византии. От империи остался, практически один город в окружении османов. Не было флота, не могли содержать нормальную армию. Внутренние раздоры, в том числе религиозные.

2. Не было фактически и помощи христианского мира, Запада. Не помогли и шаги к унии, которые только усилили внутренние религиозные противоречия в самой Византии.

3. Евреи не сыграли никакой роли в поражении. "Не открывали калитку". Но в перспективе, если не учитывать грабеж евреев после штурма и пожар еврейского квартала, выиграли от прихода османов. Но экономически выигрывало и христианское население, в течении десятилетий перед штурмом, переходящее под власть султанов. Чем больше в упадок приходила Византия, тем больше хотела пышности, тем больше налогов сдирала с населения. Специальные налоги для зимми (народов книги - христиан и евреев), были выше, чем для мусульман, но много ниже, чем в Византии. Что поодвигло к переходу в ислам и части христиан.

"Калитка" не сыграла решающую роль. И была оставлена итальянцами из-за фактической усталости после долгой обороны.Защитников было мало.

ЛИТЕРАТУРА

Стефан Цвейг. Завоевание Византии ("Звездные часы человечества").

Еврейская энциклопедия

Еврейская википедия "Ежевика".

Роджер Кроули Константинополь. Последняя осада. 1453

РАНСИМЕН, Стивен RUNCIMAN, Steven ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ В 1453 ГОДУ.

Джеймс Кэрролл. Меч Константина. Церковь и евреи. История.

Панорама-1453. Последний штурм Константинополя (сегодня) http://periskop.livejournal.com/871095.html Послесловие: Посмотрел турецкий фильм 1453 Завоевание / Fetih 1453 / Документов с той стороны, кроме музея, нет. Но фильм к ПРАВДЕ мало что добавляет - ЛУБОК. Наврано много.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"