Зусманович Семен : другие произведения.

Кабары (кабиры, ковары). Еще пара слов по теме венгры и иудеи (евреи)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Еще пара слов по теме венгры и иудеи (евреи). В IX веке тюрское племя, родственное хазарам, присоедилось к 7-ми племенам мадьяр (угров, венгров) и из района современного Таганрога пошло с ними на запад.

Кабары (кабиры, ковары).

Еще пара слов по теме венгры и иудеи (евреи).

Когда в прошлом году ездил в Венгрию, в том числе интересовал вопрос о тюрском племени под названием кабары (кабиры, ковары) в венгерской истории, что о них помнят. Оказалось, ничего (ученых в расчет не беру). Гидом была грамотная венгерка, учившаяся еще в СССР в Ленинграде в Горном институте, она о таком и не слышала.

Тут же вспомнилась Болгария, где помнят тюрский народ булгар, давший название славянскому народу. Там и фильмы снимают, например "Хан Аспарух". А ведь похожая история, кроме самоназвания.

В Венгрии постарались на подсознательном уровне все забыть. Но исторические документы остались. Тем более есть все основания говорить о иудаизме, как религии, по крайней мере верхушки кабар. Еще одна причина для "забывчивости" мадьяр.

В чем разница с болгарами. Религия, естественно, тюрки булгары приняли вместе со славянскими племенами христианство и растворились в них, ассимилировали, приняв и их язык. Болгария не была империей. А венгры долго бились с Австрией, добились второго после австрийцев положения в империи, ставшей Австро-Венгрией, министры, положение при дворе, и вдруг два маленьких государства в центре Европы. И еще много венгров в соседних странах, обида и разочарование.

М. И. Артамонов "История хазар" http://gumilevica.kulichki.net/AMI/ami115a.htm

"....кабары были хазарами, восставшими против правительства и вынужденными бежать из своей страны, а также, что термин "кабары" (кавары) означает "бунтовщики, революционеры"; этническое значение он приобрел среди венгров для обозначения присоединившихся к ним хазарских беглецов ........иудейство хазар факт исторически бесспорный, следовательно, та или иная форма иудаизма не только могла, но и должна была проникнуть всюду, куда попадали хазары ....религии самих хазар, среди которых иудейская религия должна была смешаться со старыми тюркскими религиозными представлениями"

. Принятие хазарами иудейской религии http://gumilevica.kulichki.net/AMI/ami115.htm

Кавары(кабары)- (др.-греч.κάβαροι, лат.covares), (венг.kavarok)- хазарскиеплемена, вошедшие в IX веке в древневенгерскую конфедерацию племён.

Основные сведения о них содержатся в трактате Константина Багрянородного"Об управлении империей".

Три рода, покинувшие Хазарию в 1-й половине IX века после неудачного восстания против верховной власти. Ряд исследователей предполагают, что это событие связано с утверждением в Хазарском каганате новой династии. Часть восставших была убита, остальные присоединились в качестве восьмого племени к семи племенам венгров. После чего объединились под властью одного правителя и стали называться каварами. Этимология имени предложена от тюркского "не подчиняющийся", "восставший" или от венгерского "смешивать". Проследовав вместе с венграми на их современную территорию, кавары, как отмечается, составили самую боеспособную часть их войска. В 881 году в Зальцбургских анналах упомянута осада ими Кульберга в окрестностях Вены. Первое время сохраняли хазарский язык, усвоив и язык венгров. В дальнейшем были полностью ассимилированы. С их именем на территории Венгрии зафиксировано 4 топонима и ок. 20 топонимов с именем хазар. С влиянием кавар связывают некоторые из тюркских элементов в венгерском языке[1].

КОНСТАНТИН БАГРЯНОРОДНЫЙ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИМПЕРИЕЙ DE ADMINISTRANDO IMPERIO http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/

Да будет известно, что так называемые кавары произошли из рода хазар . Случилось так, что вспыхнуло у них восстание против своей власти, и, когда разгорелась междоусобная война, эта прежняя власть их [все-таки] одержала победу. Одни из них были перебиты, другие, бежав, пришли и поселились вместе с турками в земле пачинакитов, сдружились друг с другом и стали называться каварами. Поэтому и турок они обучили языку хазар , и сами до сей поры говорят на этом языке, но имеют они и другой - язык турок. По той причине, что в войнах они проявили себя наиболее мужественными из восьми родов и так как предводительствовали в бою, они были выдвинуты в число первых родов. Архонт же у них один (а именно на три рода каваров), существующий и по сей день.

Что интересно, что мадьяры (самоназвание венгров) здесь названы турками. Здесь не только то, что в языке мадьяр много тюркизмов, но и то, что мадьяры на конях, а кони, именно большое умение использовать их в войнах, тогда у многих народов в тех местах ассоциировались с тюрками. Даже позже мы встречаем конницу торков в древнем Киеве, конницу татар у московских великих князей. И Артамовнов не прав, когда выводит кавар вассалами, посылаемыми в бой первыми, здесь ясно говорится о предводительстве кавар в бою, их лидерстве.

Как же мадьяры, будут сохранять память о тех, кто возглавлял их в бою и за новую родину в Европе, и за сохранение этой новой территории. Еще и иудеях.

Комментарии

Свидетельство о каварах содержится также в западных анналах под 881 г. (Kristo Gy. Levedi. 149, 516.1.; MMFH. I. Р. 131). Этникон сохранился в четырех топонимах (Kristo Gy., Макк F., Szegu L. Adatok. l.k. 12.1.). Предложены этимологии слова "кавар": от тюркского слова "не подчиняющийся, восставший" (Nemeth Gy. A honfoglalo. 39. 237.1.) или от венгерского "смешивать" (Kristo Gy., Макк Т., Szegfu L. Adatok. l.k. 12.1.). Источники не содержат определенных указаний относительно времени присоединения каваров к мадьярам, об этническом составе племен каваров, о их расселении на территории мадьяр. Эти проблемы решаются гипотетически (Erdelyi I. A magyar. 44-46.1.; Gyorffy Gy. A kabar kerdes // Forras. Kecskemet. 1983. N 7. 22-25.1.). Археологические поиски пока не дали определенных результатов (Эрдели И. Кабары (кавары) в Карпатском бассейне // СА. 1983. N 4. С. 179; Mesterhazy К. Dielandnehmenden ungarischen Stamrae // Acta Archaeologica ASH. 1978. T. 30. N 3/4. S. 323; Idem. Nemzetsegj szervezet es osztalyviszonyok kialakulasa a honfoglalo magyarsagnal. Bp., 1980. 46, 64.1.). Выход каваров из Хазарского хаганата связывают с междоусобицами в хаганате, датируемыми 799-843 гг. (Macartney С.А. The Magyars. Р. 122-123; Pritsak О. Yowar und Kawar // Ural-Altaische Jahrbucher. /965. Bd. 36. S. 390-393; Dunlop D.M. The History. P. 197). Более обоснованной представляется дата около 850 г. (Kristo Gy. Levedi. 112-115, 512-513.1.) Гипотеза о тождестве каваров и "черных мадьяр" ("угров") памятников XI-XII вв. (ПВЛ. Ч. I. С. 14; CF. I. Р. 16, 430; Gyorffy Gy. Istvan. 166, 552.1.; Kristo Gy. A fekete magyarok es a pecsi puspokseg alapitasa // Acta Universitatis Szegediensis. Acta Historica. Szeged, 1985. T. 82. 15-16.1.) вызывает возражения (Шушарин В. П. Ранний этап. С. 243; Toth S. Kabarok es fekete magyarok // Acta Universitatis Szegediensis. Acta Historica. Szeged, 1987. T. 84.28.1.). Нет оснований считать Булчу (см. коммент. 38 к гл. 40) вождем каваров, который будто бы сообщил около 948 г. в Константинополе информацию, отраженную здесь (Dummerth D. Az Arpadok nyomaban. Bp., 1977. 75-76, 102.1.).

И объединение мадьярских племен с каварами представлено так, что кавары первые, а племя мадьяр третье http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text40.phtml?id=6399:

. О родах каваров и турок: Первый - этот, от хазар отколовшийся, вышеназванный род каваров, второй - род Неки, третий - Мегери, четвертый - Куртугермат, пятый - Тариана, шестой - Генах, седьмой - Кари, восьмой - Каси . Так, соединясь друг с другом, кавары вместе с турками поселились в земле пачинакитов.

Комментарии О мадьярском происхождении информации свидетельствует соответствие греческих форм мадьярским названиям племен: Ньек, Медьер, Кюрт и Дьярмат, Тарьян, Енё, Кер, Кеси. Первые два названия - финно-угорского, остальные - тюркского происхождения (DAI. II. Р. 150; МТЕ. I-III). Мадьярские формы наименований племен сохранились примерно в трехстах топонимах королевства Венгрии (Nemeth Gy. A honfoglalo. 233.1.; Kristo Gy., Makk F, Szegfu L. Adatok. lk. 32-38.1.).

Поскольку племен названо восемь, ясно, что в их число включены безоговорочно и кавары. К середине X в., следовательно, по представлениям самих мадьяр (информация исходила от них), уже не было оснований особо выделять каваров ни политически, ни этнически.

Народы слились.

По меньшей мере до середины Х в. в Венгрии говорили одновременно по-венгерски, и по-хазарски. Бьюри пишет: "Результатом этого двуязычия стал смешанный характер современного венгерского языка, что используют в своей аргументации противные стороны в споре об этнической принадлежности венгров". Тойнби отмечает, что хотя венгры давным-давно утратили двуязычие, на начальной стадии их государственности дело обстояло иначе, о чем свидетельствуют двести слов, заимствованных из тюркского языка (близкого чувашскому) , на котором говорили хазары.

Историк Маккартни считал: Долину Алфолд заняло кочевое племя кабар - настоящие тюрки, скотоводы, всадники и бойцы, движущая сила и войско нации. Именно этот народ занимал в эпоху Константина почётное место "первой венгерской орды".

Роберт, архиепископ Грана, известил в 1229 году папу о том, что Венгрия идёт по ложному пути, что в ней преобладают мусульмане и евреи, что последние живут в смешанных браках с христианками, которые часто переходят в иудаизм, что родители для покрытия податей нередко продают своих детей евреям и мусульманам, а иные христиане "по милости любостяжательного народа" проходили обряд обрезания.

Две венгерские деревни носят имена Козар и Козари, а в Трансильвании расположены деревни Козард и Козарвар (Хазарский замок). С 10 по 14 век в средневековой Венгрии зафиксирован род Козарвари.

Всё это указывает, что какая-то часть венгерских евреев могла иметь хазарское происхождение, от кабар.

Первый документ, говорящий о евреях Венгрии, относится ко 2-й половине 10 века: испанский вельможа Хасдай ибн-Шапрут, около около 960 года написал хазарскому царю Иосифу письмо, в котором сообщается, что славонские посланники обещали отправить дипломатическую ноту королю Славонии, которую он передаст евреям, живущим в Венгрии.

Около того же времени, по словам Ибрагим ибн-Якуба, еврейские караваны с товарами направлялись из Венгрии в Прагу. В 1154 г., Иоанн Синнамус, византийский хронист, писал о части венгерской армии в Далмации, придерживающейся еврейскогозакона

Положение евреев было благоприятным: пользуясь свободой, они развивали широкую торгово-экономическую деятельность и были почти единственными торговыми посредниками между Западом и Востоком. Венгры-язычники относились к евреям как к равным, было много смешанных браков.

Первый раз я услышал о кабирах в книге Артур Кестлера 'Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие'. http://www.lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt Но из фактов много неверных выводов, не основанных на этих фактах.

Здесьможно и Артура Кестлера привести, но только факты, а не выводы:

http://www.bibliotekar.ru/hazary/49.htmВ Х в. венгерский герцог Таксони пригласил некоторое количество хазар поселиться на его землях. Скорее всего, что среди этих переселенцев были хазарские еврееи.

Венгры, подобно русам, также переняли форму хазарского двоецарствия. Гардизи пишет: "Их начальник выступает в поход с двадцатью тысячами всадников, этого начальника зовут кенде. Кенде - титул их главного царя; титул того начальника, который заведует делами, - джыла, мадьяры делают то, что приказывает джыла" . Есть основания считать, что первыми "джылами" Венгрии были кабары.

Такая система просуществовала до конца Х в., когда святой Стефан перешел в католическую веру и победил восстание Джыла, который был, как того следовало ожидать, хазаром, "держащимся своей веры и отказывающимся стать христианином"(Anonomi Gesta hungarorum).

Этот эпизод положил конец двоецарствию, но не влиянию хазарско-еврейской общины в Венгрии. Отзвук этого влияния можно расслышать в "Золотой Булле", венгерском эквиваленте "Великой хартии вольностей", изданной в 1222 г. королем Андре II, согласно которой евреям запрещалось выступать в роли чеканщиков монеты, сборщиков налогов и контролеров королевской соляной монополии, надо полагать, до этого многие евреи осуществляли именно эти привилегированные функции. Однако некоторые залетали и повыше. Так, при короле Андре хранителем доходов королевской казны был граф Тека - еврей хазарского происхождения, богатый землевладелец и, судя по всему, гений финансов и дипломатии. Его подпись красуется на различных мирных договорах и финансовых соглашениях, в том числе на том, которое гарантировало выплату 2000 марок австрийским монархом Леопольдом II венгерскому королю. Трудно не вспомнить об аналогичных функциях при дворе халифа Кордовы, исполнявшихся испанским евреем Хасдаем ибн Шафрутом.

когда взбунтовавшаяся знать вынудила короля Андре подписать скрепя сердце "Золотую Буллу", Тека так и остался при своей должности вопреки духу и букве документа. Королевский казначей исполнял прежние обязанности еще целых 11 лет, пока, зная о папском давлении на короля, не счел за благо подать в отставку и податься в Австрию, где его приняли с распростертыми объятиями. Тем не менее, сын короля Андре Бела IV добился от папы разрешения снова призвать его к венгерскому двору. Тека послушно возвратился и погиб во время монгольского вторжения.

Большинство кабар ассимилировало, особенно после принятия христианства мадьярами, часть вошла в еврейскую общину ашкенази.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"