Зусманович Семен Моисеевич : другие произведения.

Кто убил Голиафа?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Кто убил Голиафа?

В заметке "Мир сейчас три тысячи лет назад" я в том числе противопоставлял героическое время и героев Давида и "мирное" негероическое время его сына Шломо (Соломона). Слово о героях.

Соотношение названий книг ТАНАХа и Библии:

Шэмуэл I (Шмуэль А, I Самуила)......................... 1-я Царств

Шэмуэл II (Шмуэль Б, II Самуила)........................ 2-я Царств

Диврей hа-ямим I (ДИВРЭЙ АЙАМИМ I - I Хроники) ................1-я Паралипоменон

В ТАНАХе (первоисточник) Голиаф - Гольят.

Израильские археологи нашли Голиафа Во время раскопок одного из городов филистимлян на юге Израиля, в районе Кирьят-Малахи археологи из университета Бар-Илан нашли надписи, в которых упоминается имя библейского Голиафа (Goliat). Место, где проводятся раскопки, некогда являлось одним из пяти упоминаемых в Библии городов филистимлян - Гата, называемого также Гефом ("4. И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он - шести локтей и пяди. 5. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его - пять тысяч сиклей меди"). На месте раскопок были сделаны многочисленные находки, относящиеся к различным периодам и свидетельствующие, в том числе, что город пережил длительную осаду, а затем был разрушен, скорее всего, арамеями из отрядов царя Хазаила (конец IX в. до н.э., 4 Книга Царств 12:17-18; Амос 6:2.). Среди прочих, при раскопках, проводившихся в этом году, был обнаружен черепок, на котором были написаны два имени, напоминающие "Голиаф". Как сообщил Ha'aretz руководитель раскопок профессор университета Бар-Илан Аарон Меир, это "древнейшее свидетельство того, что у филистимлян действительно были имена, от которых могло произойти имя Голиаф". Археолог также сказал, что черепок, на котором были написаны имена, датируется концом X - началом IX веков до нашей эры.

Прежде, чем переходить к изложению, надо отметить, что жившие вблизи Гавы филистимляне покорили себе окрестных иудеев, отняли у них все оружие, заняли своими гарнизонами их наиболее укрепленные пункты и запретили им раз навсегда всякое железоделательное производство. Ввиду такого ограничения еврейские земледельцы, нуждаясь в каких-либо сельскохозяйственных орудиях, как, например, плугах, заступах и т. п. необходимых в земледельческом обиходе предметах, должны были каждый раз отправляться к филистимлянам и там заказывать себе все нужное. Не говоря уже об оружии. Голиаф (Goliath)(ивр. גלית‎ - Гальят, араб. جالوت‎‎ - Джалут)- огромный филистимлянский воин в ТАНАХе (Ветхом Завете). Голиаф был необычайно сильным воином огромного роста, уроженцем города Гефа. Ростом Голиаф был 6 локтей с пядью или 2 метра 89 сантиметров (1 локоть = 42,5см, 1 пядь = 22,2 см). Филистимский великан был одет в чешуйчатую броню весом приблизительно 57 килограммов (5000 сиклей меди, 1 сикль = 11,4 г) и медные наколенники, на голове его был медный шлем, в руках медный щит. Голиаф нес тяжёлое копьё, один только наконечник которого был весом 600 сиклей железа (6,84 кг), и большой меч.У Давида же вообще не было доспехов, а единственным его оружием была праща. Меч Голиафа, сохранённый Давидом, хранился сначала в Номве, а потом перенесён им в Иерусалим.

Вроде и ответ очевидный и простой - Давид:

Но не все так просто. ТАНАХ ШЕМУЭЙЛ I

17 (1) Пелиштимляне же собрали войска свои для войны и собрались в Сохо, что в Йеудее, и расположились станом между Сохо и Азэйкою, в Эфэс-Даммиме. (2) А Шаул и Исраэйльтяне собрались и расположились станом в долине Эйла и приготовились к войне с Пелиштимлянами. (3) И Пелиштимляне стояли на горе с одной стороны, а Исраэйльтяне на горе с другой стороны, а между ними - долина. (4) И вышел из станов Пелиштимских единоборец по имени Гольят, из Гата; рост его - шесть локтей с пядью. (5) И шлем медный на голове его, и в кольчугу одет он, и вес этой кольчуги - пять тысяч шекэлей меди. (6) И медные щитки на ногах его, и дротик медный за плечами его. (7) И древко копья его, как ткацкий навой, а клинок копья его в шестьсот шекэлей железа. И щитоносец шел пред ним. (8) И стал он, и воззвал к полкам Исраэйльским, и сказал им: зачем вам (всем) выходить затевать войну? Ведь я Пелиштимлянин, а вы рабы Шауловы; выберите у себя человека, и пусть он сойдет ко мне. (9) Если он сможет со мною сразиться и убьет меня, то будем мы вам рабами; если же я одолею его и убью его, то будете вы нам рабами и будете служить нам. (10) И сказал Пелиштимлянин: срамлю я сегодня полки Исраэйльские! Дайте мне человека, и мы сразимся один на один. (11) И услышал Шаул и весь Исраэйль эти слова Пелиштимлянина, и испугались, и очень оробели. (12) А Давид - сын того Эфратеянина из Бэйт-Лэхэма Йеудейского по имени Ишай, у которого (было) восемь сыновей. ....................(15) А Давид приходил к Шаулу и уходил от него, чтобы пасти овец отца своего в Бэйт-Лэхэме. ................(26) И сказал Давид людям, стоявшим с ним: что сделано будет для того, кто убьет этого Пелиштимлянина и снимет позор с Исраэйля? Ибо кто этот необрезанный Пелиштимлянин, что (так) поносит строй Б-га живого! (27) И сказал ему народ то же самое, говоря: вот что сделано будет для того человека, который убьет его. .............. (32) И сказал Давид Шаулу: пусть никто не падает духом из-за него! Раб твой пойдет и сразится с этим Пелиштимлянином. (33) И сказал Шаул Давиду: не можешь ты идти сражаться с этим Пелиштимлянином, ибо ты еще молод, а он муж брани с юности своей. (34) И сказал Давид Шаулу: раб твой пас овец у отца своего, а когда приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, (35) То я уходил за ним и бил его, и вырывал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и бил его, и убивал его. (36) И льва и медведя убивал раб твой; ............. (38) И одел Шаул Давида в (воинскую) одежду свою, и возложил медный шлем на голову его, и надел на него броню. (39) И опоясался Давид мечом его поверх одежды своей, и попытался ходить, так как не привык. И сказал Давид Шаулу: я не могу ходить в этих (одеждах), потому что не привык. И снял их Давид с себя. (40) И взял палку свою в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в свою пастушескую сумку и в мешок, и с пращой в руке своей подошел к Пелиштимлянину. (41) Шел и Пелиштимлянин, приближаясь к Давиду; а человек несет щит пред ним. (42) И взглянул Пелиштимлянин, и, увидев Давида, презрел его, так как тот был молод, румян и красив. (43) И сказал Пелиштимлянин Давиду: разве я собака, что ты идешь на меня с палками? И проклял Пелиштимлянин Давида Б-гами своими. (44) И сказал Пелиштимлянин Давиду: поди-ка ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым. (45) Давид же сказал Пелиштимлянину: ты выходишь на меня с мечом и с копьем и с дротиком, а я выхожу на тебя во имя Г-спода Ц-ваота, Б-га строя Исраэйльского, который ты поносил. (46) Сегодня предаст тебя Г-сподь в руку мою, и я побью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы стана Пелиштимского сегодня же птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Б-г у Исраэйля. (47) И узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Г-сподь, ибо (успех) войны от Г-спода, и Он предаст вас в руки наши. (48) И было, когда поднялся Пелиштимлянин и стал приближаться к Давиду, то Давид быстро побежал к строю, навстречу Пелиштимлянину. (49) И опустил Давид руку свою в сумку, и взял оттуда камень, и метнул, и поразил Пелиштимлянина в лоб, и камень вонзился в лоб его, и упал он лицом на землю. (50) Так осилил Давид Пелиштимлянина пращой и камнем, и побил Пелиштимлянина, и умертвил его; а меча не было в руке Давида. (51) И подбежал Давид, и встал над Пелиштимлянином, и взял меч его, и, вынув его из ножен, добил его, и отсек им голову его; и увидали Пелиштимляне, что умер силач их, и побежали.

   Но вот отрывок:

Шемуэйл II (2-я Царств): ...21(1) ............. (15) И была еще война у Пелиштимлян с Исраэйлем. И выступил Давид и рабы его с ним, и сражались с Пелиштимлянами; и утомился Давид. (16) А в Нове Йишби, который из потомков Рафы (исполина), у которого копье весом в триста (шекэлей) медных, опоясан был новым (мечом) и думал поразить Давида. (17) Но Авишай, сын Церуи, помог ему (Давиду) и поразил Пелиштимлянина, и умертвил его. Тогда люди Давида поклялись ему, сказав: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтоб не погасил ты светильник Исраэйля. (18) И было позже еще сражение с Пелиштимлянами в Гове; тогда Сиббхай Хушатянин поразил Сафа, который был из потомков Рафы. (19) И еще было сражение с Пелиштимлянами в Гове; и поразил Эльханан, сын Яарэй-Оргима Бэйтлэхэмского, Гольята Гаттиянина, у которого древко копья (было), как ткацкий навой. (20) Было еще сражение в Гате; и был (там) человек рослый, у которого на руках и на ногах было по шесть пальцев, - всего двадцать четыре; и он также был родом от Рафы; (21) И он поносил Исраэйля; и поразил его Йеонатан, сын Шимы, брата Давида. (22) Эти четверо родились у Рафы в Гате и низложены были рукою Давида и рукою рабов его.

   Правда уже здесь, пытаются поправить:

ДИВРЭЙ АЙАМИМ I ...20 (1) ........ (4) И было после того: когда началась война с пелиштимлянами в Гэзэре, тогда поразил Сибхай, хушатиянин, Сипайа, (одного) из детей великанов. И покорились они. (5) И была еще (одна) война с пелиштимлянами, и поразил Элханан, сын Йаира, Лахми, брата Голйата, гиттиянина, у которого древко копья (было), как ткацкий навой. (6) И была еще (одна) война в Гате. И был (там) человек рослый, у которого (было) по шести пальцев - (всего) двадцать четыре. И он тоже родился от великана. (7) И поносил он Йисраэйль. И поразил его Йеонатан, сын Шимы, брат Давида. (8) Это были родившиеся от великана в Гате, и пали они в руки Давида и от руки рабов его.

Не самого Голиафа (Гольята), а его брата.

   А Гат чуть не родина гигантов.

Но, заметим, потомки одного, Рафы.

   (52) И поднялись мужи Исраэйля и Йеудеи, и вскричали, и преследовали Пелиштимлян до входа в Гай и до ворот Экрона.

По местонахождению Экрона, я уже отмечал в заметке "Чудо спасения Иерусалима .." .

Получается несколько возможных вариантов:

1. Оставить так, как есть - Давид убил Голиафа, а Элханан, сын Йаира его брата (сына, как вариант).

а). Это другая война, когда уже не Шауль (Саул), а Давид был царем (мелех - по этим терминам отдельно напишу):

"(5) И была еще (одна) война с пелиштимлянами."

б). Это другой Голиаф. Вряд ли. Еще один гигант с таким же именем?

2. Убил Элханан, а после при переписке в книге I приписали Давиду.

И такое возможно (хоть и маловероятно, но все же). Тем более, дальше начинаются небольшие, но разрешимые только в устной традиции (важный компонент иудаизма) нестыковки.

Раньше по тексту:

ШЕМУЭЙЛ I 16 ..... (14) А от Шаула отступил дух Г-сподень, и устрашал его дух злой от Г-спода. (15) И слуги Шаула сказали ему: вот, злой дух от Б-га устрашает тебя. (16) Пусть же прикажет господин наш слугам своим, что пред тобою, чтобы отыскали человека, умеющего играть на кинноре (струнном инструменте); и когда будет на тебе злой дух от Б-га, заиграет он, и станет тебе лучше. (17) И сказал Шаул слугам своим: найдите мне человека, умеющего хорошо играть, и приведите его ко мне. (18) И отозвался один из отроков, и сказал: вот, видел я у Ишая Бэйтлэхэмского сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и смышленого, и красивого; и Г-сподь с ним. (19) И послал Шаул послов к Ишаю, и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при мелком скоте. (20) И взял Ишай осла, (навьюченного) хлебом, и мех вина, и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим, к Шаулу. (21) И пришел Давид к Шаулу, и служил ему, и тот очень полюбил его, и стал он (Давид) у него оруженосцем. (22) И послал Щаул к Ишаю сказать: пусть останется Давид служить при мне, ибо он нашел благоволение в глазах моих. (23) И бывало, когда находил на Шаула дух от Б-га, то брал Давид киннор и играл, и легче становилось Шаулу, и лучше становилось ему, и дух злой отступал от него.

А потом Шауль не знал, чей это сын. ???????

(57) И когда Давид возвращался после того, как он убил Пелиштимлянина, взял его Авнэйр и привел пред Шаула, и голова Пелиштимлянина была в руке у него. (58) И сказал ему Шаул: чей сын ты, юноша? И сказал Давид: сын раба твоего Ишая из Бэйт-Лэхэма.

   И хоть Израиль небольшая страна, каждый раз ....................(15) А Давид приходил к Шаулу и уходил от него, чтобы пасти овец отца своего в Бэйт-Лэхэме. ............. Тем более колена Давида и Шауля были разные. Держали бы Давида во дворце.
   Рав Овадья Климовский Шауль хорошо знал и любил Давида. Большинство комментаторов сходятся во мнении, что Шауль спрашивал не о самом Давиде, а о его отце. По мнению некоторых комментаторов, на Шауля уже тогда низошел "дурной дух", о котором говорится впоследствии, и он позабыл, из какой семьи происходит Давид. По мнению других, царя Шауля заботило, можно ли полагаться на Давида, как на воина, и поэтому он поинтересовался, чем занимается его отец. Потому что есть существенное различие между просто крепким юношей, и тем, кто получил соответствующие навыки от отца.

   Слишком большие натяжки, Давида взяли во дворец от отца, и он там уже прижился.

   Мудрецы Талмуда (Йевамот 76) приводят предание, которое гласит: "Шауль, конечно же, прекрасно знал семью Давида - это была одна из самых знатных и уважаемых семей колена Йеуды. Вопрос его заключался лишь в том, от какого из сыновей Йеуды происходит Давид: если от Переца, то быть ему царем, если же от Зераха - занимать высокую должность. Царь (Шауль), будучи сам большим праведником, обладал духовным зрением и понимал, что у его юного слуги большое будущее - он видел в нем не просто могучего воина, но человека с высокой духовностью. Кроме того, предание говорит, что доспехи, которые Шауль предложил Давиду за неимением других, должны были быть ему велики - Шауль был очень высоким человеком. Однако чудесным образом они пришлись ему впору. В этом Шауль усмотрел знак, что Давида ждет величие. (Кстати, сам Давид тоже это понял, и именно поэтому отказался от доспехов под предлогом, что они ему все-таки велики. На самом деле он не хотел расстраивать Шауля - ведь любому неприятно знать, что его царство будет отдано другому)".

Тоже натяжки.

"сын твоего слуги Ишая из Бет-Лехема (Бет-hаЛахми) - Иначе говоря: я сын героя, потому что отец мой назван Бет hаЛахми по двум причинам: потому что он родом из Бет-Лехема и потому что он воин (иш милхама)".

   "И бежал Давид от Шауля в Гат, родину Голиафа". Не бывает такого.

Убил поединщика, способствовал разгрому войска, и туда же бежал.......????

   27 (1) И сказал Давид в сердце своем: возможно, что погибну я когда-нибудь от руки Шаула; нет для меня ничего лучшего, как спастись бегством в землю Пелиштимскую; и потеряет Шаул надежду найти меня во всех пределах Исраэйльских, и спасусь я от руки его. (2) И встал Давид, и перешел сам и шестьсот человек, бывших с ним, к Ахишу, сыну Маоха, царю Гата. (3) И жил Давид при Ахише в Гате, сам и люди его, каждый с семейством своим, Давид и обе жены его: Ахиноам Изреэльтянка и Авигаил, (бывшая) жена Навала, Кармэлитянка. (4) И доложено было Шаулу, что Давид убежал в Гат; и не стал он больше искать его. (5) И сказал Давид Ахишу: если я нашел благоволение в глазах твоих, то пусть дадут мне место в одном из малых городов, и буду я жить там; ибо зачем жить рабу твоему в царском городе вместе с тобою? (6) И дал ему Ахиш в тот день Циклаг; поэтому принадлежит Циклаг царям Йеудейским до сего дня. (7) И было число дней, которые прожил Давид в стране Пелиштимской, год и четыре месяца.

Хотя и здесь устная традиция пытается объяснить.

   "Среди комментаторов нет единодушия в том, был ли этот Ахиш тем самым, к которому Давид приходил в предыдущий раз? Не видно никаких исторических доводов в пользу того, что это был другой человек. Проблема, конечно, заключается в том, что Давид уже один раз еле-еле спасся от этого человека, благодаря инсценированному безумию, и как же теперь опять можно совать голову в ту же самую "пасть"? На это есть очень ясный и простой ответ. Сказано: "Поднялся Давид", что обозначает, что он не просто пришел, как беглец, а что он поднялся с полком в 600 человек. Надо отметить, что раньше говорилось: "Человек 600", то есть, не было еще полных 600. Теперь же у Давида 600 человек, прекрасный полк, который представляет собой вполне привлекательную военную силу. Еще одно существенное отличие от предыдущего раза состоит в том, что тогда еще не было широко известно про серьезные нелады Давида с Шаулем. Теперь же это известно повсюду, и пелиштимляне тоже слышали об этом. Поэтому, Давид говорит царю, что он не поладил с израильским царем, и готов служить Ахишу верой и правдой, - примешь или нет? Из мидраша мы видели, что и в тот раз Ахиш относился к Давиду безо всякой неприязни, хотя некоторые говорят, что Гольят был его братом, а по другим вариантам, его телохранители были братьями Гольята. Так или иначе, Давид убил Гольята в честном сражении, которое сам Гольят предложил. Поэтому, с профессионала-воина нечего спрашивать, потому что он убил его не хитростью и не подлостью. Другие комментаторы отмечают, что здесь Ахиш назван с отчеством, а прежде он назывался просто по имени, из чего они и делают вывод, что это - другой человек, а имя Ахиш могло просто повторяться в той же династии царей".

Еще о мнении еврейских мудрецов:

/21:16-22/ Обсуждается происхождение великанов, которых победил Давид (или его герои). Отождествление мудрецами Рафа с Орпой - невесткой Наоми.

"Глава, где описываются великаны и герои, их победившие. Здесь есть одна проблема, связанная со сказанным в последнем стихе главы 22: "Вот, эти четверо родились у Рафа в Гате, и они пали от руки Давида и его героев". Здесь, действительно, перечисляются четверо великанов и кто их убивает. Проблема же состоит в том, что мудрецы отождествляют "hарафа" с Орпой, невесткой Наоми. Если это так, то и Гольят, убитый Давидом в юности, тоже был сыном Орпы, но тогда надо было бы сказать, что их было пятеро, а не четверо. Эта серьезная проблема вынуждает мудрецов Талмуда заявить, что тот великан, который был убит Эльхананом бэн-Яарей Оргим, это и есть изначальный Гольят, а Эльханан - ни кто иной, как сам Давид. То, что у Давида или иного персонажа может появиться еще одно имя или прозвище, нередко встречалось в те времена, и само по себе не представляет значительной трудности".

Ответ на вопрос: - "В именах Рафа и Орпа есть очень близкое созвучие. Кроме того, у мудрецов есть такой сильный ход, как "мера за меру", и они говорят, что справедливо то, что Орпа за те 4 слезинки, которые она уронила, прощаясь с Наоми, в награду получила четверых великанов, которых она породила; и справедливо, что: "порожденные целованной пали от руки сынов прилепившейся". То есть, она уронила 4 слезинки и рассталась, а Рут проявила преданность и осталась с Наоми; и преданность побеждает минутные эмоции. Есть такой общий принцип, который рабби Акива получил от своего учителя Нахума, что всюду, где в Писании стоит "эт" или "гам", - это что-то прибавляет, а всюду, где стоят слова "ах" или "рак" - это что-то убавляет. И странный оборот в начале стиха 22: "эт-арбаат элэ" можно объяснить так, что "с четырьмя этими" был еще и пятый - тот самый Гольят, которого убил Давид; и тогда можно не следовать этому технически напряженному объяснению, что Давид это - Эльханан бэн-Яарей Оргим.

То, что Наоми со своими невестками уходила из моавитянских степей, а здесь говорится о городе Гат, можно объяснить тем, что Орпа вполне могла потом перебраться в город Гат, поскольку мы ничего не знаем о ее путях".

Должен я привести и христианскую точку зрения (но тоже небольшие нестыковки и натяжки, особенно по родству Голиафа).

1. "В 1 Царств 17:50 рассказывается о том, что Голиафа убил Давид: "Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида". Стих 4-й свидетельствует о том, что этот филистимлянин был Голиаф: "И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он - шести локтей и пяди".
2. В 2 Царств 21:19 говорится, что Голиафа убил Елханан: "Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей".
Противоречие: Так кто же убил Голиафа?

Объяснение: Если внимательно читать Библию, то легко заметить, что во 2 Царств 21 главе описывается не только другое сражение, но и вообще другая война: 2 Царств 21:15 "И открылась снова война между Филистимлянами и Израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с Филистимлянами; и Давид утомился". Если вы помните, история, когда Давид убил Голиафа, произошла задолго до того, как Давид стал царём Израиля. Война же, описываемая в 21-й главе 2 Книги Царств происходила тогда, когда Давид уже был царём, на что указывает выражение "И вышел Давид и слуги его с ним".
Итак, это была другая война, стало быть, это не мог быть тот же самый Голиаф, которого Давид убил в 1 Царств 17. Что же это был за Голиаф? Об этом повествуют следующие стихи: 2 Царств 20-22 "Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов, и он поносил Израильтян; но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давидова. Эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его".
Обратите внимание на фразу "эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе". Четыре, о которых здесь говорится - это четыре гигантских филистимлянина из Гефы - четыре потомка Рефаимов. О них также сказано: "и они пали от руки Давида и слуг его".
Давайте посчитаем этих рефаимов и посмотрим, кто их убил: Первого звали Голиаф, и его убил Давид до того, как стал царём Израиля (1 Царств 17); Второго звали Иесфий, и его убил Авесса: 2 Царств 21:16-17 "Тогда Иесвий, один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида. Но ему помог Авесса, сын Саруин, и поразил Филистимлянина и умертвил его". Третьего звали Голиаф, и его убил Елханан: 2 Царств 21:19 "Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей". Четвёртого (имя его не называется) убил племянник Давида Ионафан: 2 Царств 2:20-21 "Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов, и он поносил Израильтян; но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давидова". Скорее всего, все эти четыре рефаима были членами одной семьи. Возможно, что Давид убил Отца этого семейства - Голиафа, а спустя годы Елханан убил сына Голиафа, которого также звали Голиаф в честь его отца. Таким образом, противоречия никакого нет".

Здесь уже сын Голиафа, а не брат...... Простор для предположений.
Куда уж без этого:
Техника стрельбы из пращи и способы ее держания Д. А. Скобелев

Окончательный ответ не даю. Неоднозначность остается.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"