Зусманович Семен : другие произведения.

Памятник 2014 года в Будапеште, часть2. Несколько штрихов к теме Венгрия и евреи (иудеи). "Ангел" ли Венгрия до марта 1944 года

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Собрал материал. Отдельно заметка по Большой синагоге Будапешта. И отдельно по исторической памяти - кабары (кавары, кобары).

Памятник 2014 года в Будапеште, часть2. Несколько штрихов к теме Венгрия и евреи (иудеи). "Ангел" ли Венгрия до марта 1944 года?

памятник []2 []

13 []18 []

6 []7 []

8 []9 []

10 []11 []

12 []14 []

15 []26 []

17 []19 []

20 []21 []

22 []23 []

24 []27 []

25 []1 []

28 []3 []

4 []5 []

Памятник.

Не случайно начал с участия Венгрии во 2 Мировой войне на стороне гитлеровской Германии. Хотя, естественно, евреи самые активные противники пересмотра самой истории, в том числе истории 2 Мировой войны и роли Венгрии в ней. Соответственно и и интерпретации, воплотившейся в памятнике.

Я не против национализма, отражающего любовь к своей Родине, нации (национальности), положительным достижениям в науке, культуре, языке, литературе, истории и других отраслях жизни людей. Он здесь родствен патриотизму. Но категорически против расизма и шовинизма, поисков врагов, там, где их нет.

Великовский: "Еще одним патологическим состоянием, к которому может привести амнезия, является то, что называют ментальной скотомой (sсоtота). В офтальмологии скотома (вес-Кота) - это частичная, или ограниченная, слепота: определенный сегмент поля зрения не регистрируется на сетчатке из-за какого-то дефекта, вроде отслойки сетчатки или кровоизлияния под ней. Психологическая скотома (sсоtота) - это неспособность воспринимать определенные явления или узнавать определенные ситуации, хотя для окружающих они очевидны. Человек может не воспринимать ясного факта или не осознавать очевидной ситуации, хотя его разум и способность суждения демонстрируют мгновенное осознание и адекватность реакций. ..........В то время как феномен полной амнезии довольно редок: частичная амнезия, или психологическая скотома, - это обычное дело в психиатрии и психоанализе, и читатель сам скорее всего преуспел, стирая из сознательной памяти некоторые тягостные ситуации, с которыми его эго не в силах очутиться лицом к лицу. Дискомфорт в отношениях с окружающими, неудачи и трудности, чувство вины и самобичевание, ненависть и враждебность, патологические наклонности и сексуальные извращения, криминальные побуждения и действия, самоубийство и убийство, или уход от реальности и бегство в безумие - все это можно выявить, если провести квалифицированные аналитические сеансы, связанные с впечатлениям, вытесненными из памяти, вычеркнутыми травматическими ситуациями - словом, с подсознанием. Из темных глубин разума они выводят личность к пониманию ее странного поведения, а нередко и к повторению травматического опыта. Оно возникает в форме возвращения к первоначальной ситуации или в фиксировании анормальных сексуальных объектов, или в выборе занятия, фактически заменяющего действие, вытесненное из рациональной памяти". ://www.fanread.ru/book/5304738/?page=2

И его "Коллективное бессознательное".

Над колоннами, наверху, установлен черный орел как символ Германии, а в центре - фигура ангела, символизирующего Венгрию. Статуя архангела Гавриила (изображающего пострадавшую Венгрию), на которого нападает агрессивный орел (символ нацистской Германии). 2014 год - 70 лет со дня оккупации Венгрии нацистской Германией.

Профессор Дюла Свак: "Памятник символизирует неприемлемую для нас, ученых, точку зрения на историю XX века: Венгрия якобы пострадала от нацистской Германии во Второй мировой войне, у нашей страны якобы была пассивная роль. Но это неправда! Всем известно, что Венгрия состояла в союзе с Германией и активно участвовала в депортациях евреев. А памятник внушает нам, что все ужасы войны пришли вместе с немцами, и снимает ответственность с венгров за страшные события тех лет". Илдико Палоши, кандидат филологических наук: "Венгрия символизируется архангелом Гавриилом, но ведь мы прекрасно знаем, что Венгрия во Второй мировой войне вообще не была ангелом. В этом памятнике абсолютно все является фальсификацией истории и обижает нынешнюю Германию с одной стороны, евреев с другой, и вообще всех, кто честно относится к истории Венгрии".

Против памятника выступали с открытым письмом венгерские историки и представители немецкого меньшинства, из-за него заволновались в Израиле, а еврейскаяобщинаВенгрии решилане участвовать в правительственных мероприятиях, посвященных памяти жертв Холокоста (ШОА).

Политолог Мартон Сабо: "Виктор Орбан любит заигрывать с избирателями, он на ходу меняет стратегию, подстраивается. Венгры склонны в своих проблемах винить других, таков уж менталитет. Орбан как раз на этом строит свою политику. Это мышление обиженного народа, которому все должны".

Самая влиятельная еврейская организация Венгрии "Мажихис", обычно лояльная правительству, выступила с ультиматумом, объявив о бойкоте официальных мероприятий по случаю года памяти жертв Холокоста. Не только из-за памятника. Одновременно с этой инициативой правительство позволило себе несколько неоднозначных выступлений. Одно из них - высказывание директора нового Центра по изучению истории "Веритас" Шандора Сакаи. По его словам, одна из самых трагических страниц в истории венгерского Холокоста - ссылка евреев в Каменец-Подольский и их уничтожение в августе 1941 года - была всего лишь административной депортацией. Другая сомнительная инициатива, создание центра истории Холокоста под названием "Дом судеб", уже сама по себе вызвала недовольство из-за отсутствия ясной концепции.

Михаил Мельник, уроженец украинского города Каменец-Подольский, рассказывает о событиях лета 1941 года, когда там были убиты нацистами около 15 тысяч евреев, ранее высланных из Венгрии: http://www.youtube.com/watch?v=q3_SyxD6ybw

Памятник вызвал критику не только Союза еврейских общин и оппозиционных социалистов, но и 26 известных историков, которые обвиняют правительство в компиляции исторических фактов. Венгрия с 1940 года была союзником Германского рейха, Будапешт надеялся на пересмотр Трианонского мирного договора, по которому Венгрия в 1920 году потеряла две трети своих территорий. Тысячи венгерских солдат боролись на стороне гитлеровской Германии против Советского Союза.

1921 венгрия []

Горожане в 2014 году вышли на площадь с протестом. "Нет! Не была Венгрия ангелом в годы войны. Неправильно сваливать всю вину на Германию, когда и за Венгрией числится немало грехов. И уж совсем негоже поворачивать дело так, будто мы о своем прошлом забыли". Но памятник стоит, а перед ним народная экспозиция: на земле, на каменных плитах тротуара, вдоль всего ряда колонн между фонтаном и памятником, свечи, цветы в вазах, букетами и россыпью, круглые камешки, фотографии и документы в пластиковых пакетах, детские игрушки, сандалии, записки........... Звезды Давида. Среди фотографий - портреты людей из 40-х годов, изображения заключенных в лагере, колонны депортируемых евреев. Снимок регента Венгрии адмирала Миклоша Хорти рядом с Гитлером. Таблички: "Миклаш Хорти 1944 = Виктор Орбан 2014". Развернутый транспарант снадписью красными буквами "Искажение истории - интеллектуальное преступление!" (дословно - "отравление колодца").Самодельные плакаты "Позор!" и "Наши темные воскресные рассветы" с датами начала оккупации в 1944-м, ввода советских войск в 1956-м и установки ангела и орла в монументе на площади Свободы в 2014 году. И дождь с непогодой не помеха, свечи прогорают и меняются. Недалеко Памятник советским воинам. В минутах 10-15 мемориал Холокосту в Венгрии на набережной Дуная, где над самой водой стоят чугунные туфельки, ботинки, сапожки, сандалии - мужские, женские, детские - их приказывали снимать перед расстрелом.

набережная1 []набережная2 []я на набережной []я

интервью на наб [] (застал интервью).

Памятник ставился по инициативе правящей партии Фидес, лично продвигалпремьер-министр Виктор Орбан. Итрактовка:Венгрия - "жертва", Германия - "агрессор". Но виновата не одна Германия.

С одной стороны, примерно пятьсот тысяч венгерских евреев и цыган были убиты в концентрационных лагерях, куда их оправляли при содействии тогдашних венгерских властей. Евреи Будапешта были согнаны в геттоКарта гетто в Будапеште [](схема гетто).

Начались массовые убийства.Массовые аресты евреев в Будапеште [](Массовые аресты евреев в Будапеште)

Память об этом - мемориал на набережной Дуная, где над самой водой стоят чугунные туфельки, ботинки, сапожки, сандалии - мужские, женские, детские - их приказывали снимать перед расстрелом.

Да, нельзя, конечно, забывать, что до марта 1944 массового уничтожения в Венгрии не было, хотя Гитлер требовал, даже из других стран евреи пытались спрятаться там. В 1944 году, корреспондент "The New York Times" Анна МакКормик писала о Венгрии, как о последнем прибежище евреев в Европе: "До тех пор, пока венгры могли чувствовать себя хозяевами в своих же домах, они пытались укрыть евреев". Память об этом - таблички на стенах домов: "здесь защищали", "в этом доме спасали и прятали". В примечании "праведники народов мира" в Венгрии.

В июне 2014 года в Будапеште прошла акция "Желто-звездочные дома", когда город вспоминал указ от 6 июня 1944 года, обязавших всех жителей города, определенных как евреи, а это более 220000 человек, нашить желтую звезду на одежду и к 21 июня переехать в обозначенные желтыми звездами дома в районе Большой синагоги. Листовки с изображением этих звезд появились через 70 лет на дверях многих и многих домов, проходили вечера памяти и концерты в сквере Еврейского квартала.

еврейский квартал []

еврейский квартал2 []

еврейский квартал схема []

(схема квартала)

еврейский квартал3 []

еврейский квартал4 []еврейский квартал5 []

кош магазин [](современный кошерный магазин).

Комплекс вечной жертвы - не способствует переосмыслению собственного опыта. А осмысление необходимо. Хотя бы для того, чтобы не повторять. Только спустя 70 лет после трагических событий 1944 года, президент Венгрии Янош Адер стал первым главой Венгрии, который признал ответственность государства за Холокост в стране. В Международный день памяти жертв Холокоста Адер заявил, что венгерские власти сотрудничали с нацистами в деле уничтожения еврейского населения. А посол Венгрии в ООН Чаба Короши принес в Нью-Йорке извинения за причастность Венгрии к Холокосту.

На парламентских выборах в Венгрии победил крайне правый Виктор Орбан, которого противники прозвали "Виктатор". Его партии ФИДЕС, несмотря на 8-процентную потерю голосов, вновь удалось получить две трети мест в парламенте. Орбан вручал государственные награды людям, которые запятнали себя неонацизмом, расизмом и антисемитизмом. Комплекс вечной жертвы - не способствует переосмыслению собственного опыта. А осмысление необходимо. Хотя бы для того, чтобы не повторять.

Только спустя 70 лет после трагических событий 1944 года, президент Венгрии Янош Адер стал первым главой Венгрии, который признал ответственность государства за Холокост в стране. В Международный день памяти жертв Холокоста Адер заявил, что венгерские власти сотрудничали с нацистами в деле уничтожения еврейского населения. А посол Венгрии в ООН Чаба Короши принес в Нью-Йорке извинения за причастность Венгрии к Холокосту.

На парламентских выборах в Венгрии победил крайне правый Виктор Орбан, которого противники прозвали "Виктатор". Его партии ФИДЕС, несмотря на 8-процентную потерю голосов, вновь удалось получить две трети мест в парламенте. Орбан вручал государственные награды людям, которые запятнали себя неонацизмом, расизмом и антисемитизмом. Принимаемые венгерской партией власти законы ограничивают в стране избирательное право, свободу вероисповедания и автономию университетов. Журналистов общественных СМИ законодательно обязали в их работе способствовать "укреплению национальной идентичности" и "сплочению нации". Националистически-популистская риторика зашкаливает. В принятой правительственной партией ФИДЕС, практически единолично, в 2011 году конституции указано, что Венгрия в период с марта 1944 года до первых свободных выборов после перемен 1990 года не являлась конституционно-правовым государством. Это означает, что сегодняшняя республика не несет ответственности за события того периода, когда Венгрия находилась под оккупацией. Желание Венгрии спихнуть все проблемы своей истории вовне - очень велико. Национальная, историческая политика направлена на то, чтобы представить себя жертвами. Со всех сторон их все время мучили и разрывали на части, а они собственной исторической роли никакой не играли, а были только объектами действия злых исторических сил.

Однако по сравнению с партией "Йоббик"йоббик [], набравшей на выборах более 20% голосов, партия Виктора Орбана орбан []выглядит образцом либерализма и умеренности. Представители националистической партии "Йоббик" идут дальше, обходя ФИДЕС справа. "Йоббик" - полное название этой организации "За лучшую Венгрию". "Йобб" (jobb) в венгерском языке имеет два значения - "лучший" и "правый". Кроме того название адресует и к "jobb", которое в различных европейских языках с одним или двумя "b" на конце означает рабочие места, работу и т.д.

В 2007 году у партии появилось боевое крыло,Мадьярская гвардия йоббика [] с униформой, позаимствованной у национал-социалистической партии Салаши "Скрещенные стрелы", организовывавшей уничтожение евреев и цыган во время Второй мировой войны. Объявляют своими героями венгерских союзников Гитлера. Во время предвыборной гонки 2010 года одна из лидеров партии, Криштина МорваиКриштина+Морвай борется с евреями [], на митингах сравнивала венгров с палестинцами: они, мол, тоже живут в условиях "сионистской оккупации". Представитель партии Мартон Дьендьеши, выступая в парламенте, предложил составить список евреев, представляющих угрозу национальной безопасности. "Целесообразно было бы составить список лиц еврейского происхождения, живущих в Венгрии, особенно тех, кто является депутатами парламента и членами кабинета министров, поскольку они представляют угрозу для нашей национальной безопасности" - эти слова в парламенте европейской страны прозвучали не в эпоху Третьего Рейха, а в сегодняшней Венгрии.

Уже упоминал в первой части открытие памятника союзнику Гитлера венгерскому адмиралу Миклошу Хорти. Американское посольство в Будапеште выпустило заявление, в котором назвало эту акцию позорной. Американские дипломаты заявили, что подобные мероприятия усиливают нетерпимость и способствуют созданию негативного имиджа Венгрии. Венгерские евреи тоже протестовали. Правительство включило в школьные программы произведения ультраправых писателей, таких как Альберт Васс и Йозеф Ниро. Ниро (1889-1953) был убежденным антисемитом, прославлял Геббельса и заседал в парламенте в эпоху "Скрещенных стрел". Ниро продолжал поддерживать правительство Скрещенных стрел и Ференца Салаши до самого конца.

Холокост в Венгрии (ШОА).

Из общего числа 803-850 тыс. евреев Венгрии погибло во время Катастрофы около 565 тысяч. Но с момента вступления Венгрии в войну и до 1944 года погибло около 63 тысяч. Основные жертвы приходятся на последние месяцы войны. Сосредоточение евреев в гетто началось в апреле 1944. Массовые акции по уничтожению сотен тысяч венгерских евреев и цыган и их депортации в концлагеря начались в ноябре 1944 года. Комендант Освенцима даже просил о более медленной транспортировке евреев. По мере того, как приближались советские войска, будапештские евреи были отправлены венгерским правительством пешком к лагерям уничтожения. Это были Марши смерти, десятки тысяч участников которых погибали в пути. Массовые убийства в Венгрии считаются одним из последних эпизодов Катастрофы европейского еврейства.

Этот комплекс у венгров развит даже более, чем у других народов Восточной Европы. В Будапеште есть много музеев исторической памяти. Там в экспозициях есть фашистская оккупация и коммунистическая оккупация, нацистский террор и советский террор, преступления тех и этих против венгерского народа. А самих венгров вроде как вообще не было. Как будто не были они надежными помощниками Третьего рейха во всех его агрессивных акциях. Не участвовали в разделе Чехословакии в 1938 году. Не отхватили в 1941 году области, отошедшие в 1920 году к Румынии. Не аннексировали югославские территории весной 1941. Не вторглись вместе с немцами на территорию СССР, предварительно обусловив свое участие в войне получением части захваченных территорий.

Задолго до прихода Гитлера к власти независимое венгерское правительство изгнало евреев из органов государственного управления и ввело для еврейских студентов numerus clausus (процентную норму), по которой доля евреев среди студентов не должна была превышать 6%. Известный закон Numerus clausus от 1920-го года не только устанавливал первые квоты на образование евреев, но и предписывал "считать выкрестов снова евреями". В дальнейшем антисемитское законодательство еще более ужесточилось. К концу тридцатых евреям, в том числе ветеранам Мировой войны, в том числе тем, кто крестился, было запрещено исполнение определенных профессий. Однако, хотя Хорти Миклош Хорти []был известным антисемитом, без немецкой оккупации 1944 года геноцид евреев конечно не приобрел бы в Венгрии таких ужасающих масштабов... Уничтожение евреев в Венгрии не встретило особого сопротивления ни со стороны населения, ни со стороны госаппарата.

Фашистская партия "Скрещенные стрелы" вывески салашистов [] (вывески салашистов)плакат -еврейство и советы- [] (их плакат)была основана еще в 1935 году. Еврейские законы, Первый, Второй и Третий, установившие для евреев ограничения на работы, постановляющие считать евреями и тех, кто принял христианство, и, наконец, запрещающие браки и половые контакты между евреями и венграми, были приняты в 1938-1941 годах, до марта 1944 года. И Холокост, развернувшийся в Венгриис 1944 года, не получится списать исключительно на германских нацистов - нацисты венгерские участвовали активно.

Венгерские евреи на железнодорожной платформе Освенцима. Лето 1944. [](Венгерские евреи на железнодорожной платформе Освенцима. Лето 1944.)

Венгрия. Надпись Еврейская зона. Христианам вход запрещен. Copyright Film and Photo Archive, Yad Vashem. All Rights Reserved. Archive Number 1585-165 [](Венгрия. Надпись Еврейская зона. Христианам вход запрещен. Copyright Film and Photo Archive, Yad Vashem. All Rights Reserved. Archive Number 1585-165)

Прибытие еврейских женщин и детей из Венгрии в Освенцим [](Прибытие еврейских женщин и детей из Венгрии в Освенцим)

http://urokiistorii.ru/node/52427Первый закон, призванный ограничить активность венгерских евреев в экономической и общественной жизни, был принят в мае 1938 г. Согласно этому закону, среди госслужащих, а также лиц, занятых в качестве врачей, адвокатов, журналистов, инженеров, представителей некоторых других профессий, и зарегистрированных в соответствующих профессиональных организациях (в том числе коллегиях и гильдиях, объединяющих лиц свободного труда), евреи по вероисповеданию не должны были превышать 20% . Согласно второму, гораздо более жесткому, абсолютно дискриминационному антиеврейскому закону, внесенному правительством Б. Имреди в декабре 1938 г. и утвержденному в апреле 1939 г., евреи не могли получить венгерское гражданство, могли быть лишены гражданства решением МВД, если получили его после 1 июля 1914 г. Они лишались отныне права быть госслужащими, в том числе на местном уровне, им запрещалось становиться редакторами газет и издателями, стоять во главе театров и кинотеатров. Среди членов коллегии адвокатов, гильдии актеров, профессиональных организаций врачей и инженеров евреи могли теперь составлять не более 6% (!). Доля евреев среди имеющих разрешение на частное предпринимательство не должна была превысить 12%. Евреи не имели также возможности получить разрешение на предпринимательскую инициативу, которая предоставляла бы им монополию в своей сфере деятельности. Согласно второму закону (в отличие от первого), к евреям относили не только иудеев, но тех, у кого отец или мать (либо двое из 4 бабушек и дедушек) принадлежали к иудейскому вероисповеданию. В дальнейшем хортистские правительства шли по пути еще большего ужесточения антиеврейского законодательства: закон, принятый в августе 1941 г., запрещал браки иудеев и христиан. Все больше расширяя круг своего действия, антисемитские законы "загоняли обратно в еврейские страдания" (Иштван Бибо), в состояние полной дискриминации многие тысячи уже полностью к тому времени ассимилированных и тем острее ощутивших теперь свою отверженность евреев. В принятии антиеврейских законов проявилось усиление влияния "третьего рейха" на венгерскую внутреннюю политику. Второй венский арбитраж (август 1940 г.), в соответствии с которым Венгрии удалось заполучить обратно Северную Трансильванию, хотя и не удовлетворил территориальные амбиции хортистов, дал все же многим гражданам страны понять, что дальнейший успех курса на пересмотр Трианонского договора будет в сложившихся условиях зависеть прежде всего от поддержки Берлина. Тем самым он усилил прогерманские ориентации не только политической элиты, но и значительной части общественного мнения. С другой стороны, против введения антисемитских законов выступало пробританское крыло хортистской политической элиты во главе с бывшим премьер-министром, выдающимся консервативным политиком графом Иштваном Бетленом, на которое все сильнее и последовательнее ориентировалась венгерская буржуазия еврейского происхождения.

Согласно переписи 1941 г., в Венгрии в ее расширившихся в ходе второй мировой войны границах проживало 725 тыс. лиц иудейского исповедания на 14 млн населения. Под действие антиеврейского законодательства в 1941 г. подпадало, по некоторым подсчетам, до 825 тыс. человек. Попытки преодоления крайне правыми политиками из партии власти еврейского "засилья" вели к особенно тяжелым для всего общества последствиям в сфере здравоохранения. Ведь в некоторых областях Венгрии под действие дискриминационных законов попадало 80% врачей (!), а вследствие массовых депортаций 1944 г. оставался один врач на 50 тыс. человек (!), страна тем самым оказывалась лишенной современного медицинского обслуживания, причем в условиях, когда возникла реальная опасность эпидемии тифа.

Когда появились признаки неотвратимого поражения держав "оси", венгерский правитель Миклош Хорти (Miklos Horthy) вступил в тайные переговоры с союзниками, что в результате стало причиной оккупации территории страны немецкими войсками. Сопротивления со стороны венгерских войск не было, писал в своем дневнике немецкий генерал-фельдмаршал Максимилиан фон Вейхс (Maximilian von Weichs). Его солдат сердечно приняли в Венгрии, отмечает венгерский историк, эксперт по Второй мировой войне, Кристиан Унгвари (Krisztian Ungvary).

В Венгрии еще в начале 20-х годов был издан первый закон, дискриминирующий евреев, а в 1941 году тысячи евреев без гражданства были высланы из страны и убиты в Каменец-Подольске. С началом оккупации в течение нескольких недель в концлагерях были убиты более 400 тысяч евреев. Унгвари писал о "беспрепятственном депортационном фуроре" венгерских властей.

Пощадили поначалу только около 80 тысяч евреев в Будапеште, чью депортацию летом 1944 года отменил Хорти. Когда он осенью был смещен со своего поста, тысячи из них были все же высланы или убиты. В общей сложности только треть венгерских евреев пережили войну. За эту треть некоторые, даже евреи, уже хотят Хорти чуть ли не праведником объявитьХорти и Гитлер [].

По подсчетам, нашедшим отражение в литературе 2000-х годов, в Будапеште, где все же удалось предотвратить истребление обитателей большого еврейского гетто, погибло 40% евреев, в венгерской провинции 75% . Количество евреев в послевоенной Венгрии в ее новых границах, почти совпадавших с трианонскими, не достигало и 150 тыс. человек. Мощнейший социальный слой, на протяжении 60 лет во многом определявший экономическую, а в немалой мере и культурную модернизацию страны, получил удар, от которого никак не мог оправиться.

Из википедии (все проверил):

Антиеврейские настроения в Венгрии были сильны еще в XIX веке, особенно во время революции 1848 года в виде массовых погромов. Венгерский парламент стал трибуной этого. Пиком антиеврейских настроений стал кровавый навет в Тисаэсларе и погромы 1883-1884 годов. К середине 1890-х эта волна сошла на нет и в начале XX века историк Hиколай Борецкий-Бергфельд оптимистично писал, что антисемитской буре "не удалось оставить здесь глубоких "идейных" следов"

После Первой мировой войны, когда от Венгрии был отторгнут ряд территорий, еврейское население страны уменьшилось и составило к 1920 году 473 тысячи человек.

В Венгрии с 1920 г. существовал авторитарный режим Миклоша Хорти. Этот режим начал осуществлять антиеврейскую политику в 1938 году, когда был принят "Первый Еврейский Закон", устанавливавший квоту на максимальную долю еврейского населения в трудовой занятости в 20 %. В 1939 г. был принят "Второй Еврейский Закон", ещё более урезавший квоты еврейского населения в трудовой занятости и предпринимательстве. К тому же принятый закон определял еврейство как расу, а не как религию, что меняло статус евреев, принявших ранее христианство. После вступления Венгрии во Вторую мировую войну в июле 1941 года венгерское правительство переложило ответственность за 18 000 евреев, живущих в Карпатской Рутении, на германские вооружённые силы. Эти евреи, не будучи гражданами Венгрии, были сосланы в район под Каменец-Подольским. 16 000 из них было расстреляно частями местной Айнзатцгруппы. Через полгода после событий под Каменец-Подольским за ведение партизанских действий венгерские войска убили 3 000 пленных сербов и евреев, содержащихся около Нови-Сада.

В августе 1941 был принят "Третий Еврейский Закон", который налагал запрет на бракосочетания и половые контакты между евреями и венграми. К весне 1944 года погибло около 63 тысячи евреев (8 % еврейского населения).

19 марта 1944 года Германия начала операцию "Маргарете". Германские войска оккупировали Венгрию. После этого евреи были заключены в гетто. В частности, 15 июня 1944 года министр внутренних дел Венгрии издал приказ о создании гетто в Будапеште. Согласно приказу, под гетто было выделено 2000 домов, помеченных желтыми звездами и огороженных стеной. Всего в гетто планировалось переселить 220 тыс. евреев. 25 июня для евреев Будапешта был введен комендантский час. Немцы начали отправку евреев в лагеря смерти на территории Польши. Вопросом депортации евреев занимался Адольф Эйхман. В период с 15 мая по 9 июля было депортировано 437 402 евреев, все из которых, за исключением 15 000 человек, были отправлены в Освенцим.

В августе 1944 года Хорти назначил на пост премьер-министра антифашистски настроенного генерала Гезу Лакатоша. Лакатош приказал венгерской полиции предотвратить все попытки депортации венгерских граждан.

В сентябре 1944 года советские войска пересекли венгерскую границу. 15 октября Хорти заявил о заключении перемирия с Советским Союзом, однако венгерские войска не прекратили ведение боевых действий. Германия провела операцию "Панцерфауст", в ходе которой отрядом СС был похищен и взят в заложники сын Миклоша Хорти. Это вынудило его аннулировать перемирие и передать власть Ференцу Салаши. "Трудовые батальоны" были отправлены на принудительные работы на Восточный фронт в составе венгерской армии, а их семьи оставались в качестве заложников. Из призванных в эти подразделения 50 тысяч евреев около 40 тысяч погибло, причём эти части использовались как "смертники" (например для проходов по минным полям) и возвращение их на родину не планировалось.

Ряд источников считают, что попавшие в плен в СССР евреи были из числа венгерских "трудовых батальонов". В частности, такие сведения с разными цифрами (от 10 тысяч и более) приводятся в немецкой исторической литературе.

В сотрудничестве с Германией Салаши возобновил депортации евреев, которым подверглись теперь и евреи Будапешта. Тысячи евреев были убиты активистами партии "Скрещённые стрелы". За 2 года в Венгрии было уничтожено по разным источникам от 500 тысяч до 600 тысяч евреев. Всего в Венгрии погибло примерно 70 % еврейского населения. Из приблизительно 800 000 евреев, живших на территории Венгрии к 1941 году, только около 200 000 пережило Холокост. По другим данным, из 803-850 тысяч погибло около 565 тысяч.

Аушвиц-Биркенау, Польша. Братья Исраэль Якоб (слева) и Зелик Якоб (справа) из Венгрии, убитые по прибытии в лагерь. Copyright Film and Photo Archive, Yad Vashem. All Rights Reserved. Archival Number [](Аушвиц-Биркенау, Польша. Братья Исраэль Якоб (слева) и Зелик Якоб (справа) из Венгрии, убитые по прибытии в лагерь. Copyright Film and Photo Archive, Yad Vashem. All Rights Reserved. Archival Number)

Бездомный еврей в гетто. Будапешт, Венгрия [](Бездомный еврей в гетто. Будапешт, Венгрия)

Венгрия. Надпись Еврейская зона. Христианам вход запрещен. Copyright Film and Photo Archive, Yad Vashem. All Rights Reserved. Archive Number 1585-165 [](Депортация евреев в Аушвиц 15 июня 1944 года. Дунайска Стреда, Словакия (во время войны - Дунасердахей, Венгрия)

Евреи перед посадкой в депортационный эшелон. Шольтвадкерт, Венгрия. Июнь, 1944 [](Евреи перед посадкой в депортационный эшелон. Шольтвадкерт, Венгрия. Июнь, 1944)

Евреи перед смертью в роще рядом с газовой камерой Љ 4. Аушвиц-Биркенау, Польша. Май, 1944 [](Евреи перед смертью в роще рядом с газовой камерой ? 4. Аушвиц-Биркенау, Польша. Май, 1944)

Тысячи цыган также были депортированы в лагеря смерти: от 28 до 33 тысяч человек из общей численности венгерских цыган, оцениваемой в 70-100 тысяч.

Ряд иностранных дипломатов оказали существенную помощь в спасении венгерских евреев. Среди спасителей евреев известны Рауль Валленберг, Карл Лутц, Хосе Артуро Кастельянос, Джорджо Перласка и другие. Они выдавали евреям документы своих государств, защищали их от нацистов и спасли десятки тысяч человек. Венгерский сурдопедагог Дежё Канижаи укрывал еврейских детей в Еврейской школе для глухих. На 1 января 2013 года 806 граждан Венгрии были признаны Праведниками мира за участие в спасении евреев от Холокоста.

Анхель Санс Брис, Праведник народов мира, дипломатический представитель Испании в Будапеште, Венгрия. Спас около 1 000 евреев во время Катастрофы [](Анхель Санс Брис, Праведник народов мира, дипломатический представитель Испании в Будапеште, Венгрия. Спас около 1 000 евреев во время Катастрофы).

Мало с чем сопоставимые в XX в. по масштабам жертвы, понесенные венгерскими евреями в 1944 г., отнюдь не устранили почвы для антисемитских настроений в стране. Напротив, на первые послевоенные годы пришлась новая вспышка антисемитизма; в 1946 г. произошел ряд погромов(?ri Szabo R. A kommunista p?rt ?s a zsidos?g Magyarorsz?gon (1945-1956). 2 jav., b?v. kiadas. Bp., 1997; Pelle J. Az utolso v?rvadak. Az etnikai gyul?let ?s a politikai manipulacio kelet-europai t?rt?net?bol. Bp., 1995. И. Бибо под впечатлением новой антисемитской волны проанализировал в своей известной работе 1948 г. исторические корни антисемитизма в Венгрии. См. русское издание: Бибо, Иштван.Еврейский вопрос в Венгрии после 1944 года. М., 2005).

Памятники жертвам Холокоста в Будапеште. Уже упомянутый мемориал на набережной Дуная, где проводились расстрелы стариков,женщин и детей,а трупы сбрасывались в воду. Обувь приказывали перед этим снять. На втором памятнике у Большой Синагоги на каждом листочке написано имя жертвы.дерево []Скульптор Имре Варга.

Большая синагога Будапешта (отдельно буду писать): Большая синагога 2 []

Примечания:

Ханна Сенеш

Хана Сенеш []Хана Сенеш2 []hava-nagila [](Хава Нагила) СЕНЕШ Ханна (Szenes, Hannah [Senesh, Channa]; 1921, Будапешт, - 1944, там же), парашютистка, направленная Хаганой в Европу для организации еврейского антинацистского сопротивления, поэтесса. Родилась в состоятельной семье; отец, Бела Сенеш (Шлезингер; 1894-1927), был видным журналистом и драматургом. Антисемитизм в Венгрии 1930-х гг. пробудил национальные чувства Сенеш: она стала сионисткой, в 1939 г. приехала в Эрец-Исраэль и поступила в сельскохозяйственную школу в Нахалале. В 1941 г. стала членом киббуца Сдот-Ям в Кесарии. В конце 1942 г. была принята в группу парашютистов, которую Хагана по согласованию с английским командованием готовила для организации сопротивления и помощи жертвам Катастрофы в Европе.

В марте 1944 г. Сенеш в составе группы парашютистов была сброшена в Югославию и присоединилась к партизанской армии И. Тито, ожидая возможности перейти венгерскую границу. В июне того же года при переходе границы была схвачена венгерскими жандармами и подвергнута пыткам, но не выдала секретного кода попавшего в руки врага радиопередатчика, в застенке сохраняла достоинство и помогала другим заключенным. После прихода Ф. Салаши к власти в Венгрии военный трибунал приговорил Сенеш к смертной казни; 7 ноября 1944 г. она была расстреляна во дворе тюрьмы в Будапеште. Останки Сенеш в 1950 г. были перевезены в Израиль и перезахоронены на горе Герцля в Иерусалиме. Лишь в 1993 г. венгерский суд снял с Сенеш обвинение в "измене".

Сенеш с семи лет писала стихи на венгерском языке, а в 1940 г. написала первое стихотворение на иврите. О ее выразительной и лаконичной поэзии тепло отзывался писатель А. Хамеири. Стихотворение "Эли, Эли" ("Боже", 1942) и "Ашрей ха-гафрур..." ("Благостна спичка...", 1944) положены на музыку, их исполняют несколько поколений израильских певцов; эти песни завоевали ей особую популярность. Сенеш написала также пьесу из жизни киббуца "Киннор" ("Скрипка", 1942).

В 1946 г. был опубликован сборник "Ханна Сенеш", включающий литературные произведения Сенеш, в том числе письма, дневник, который она вела с 13 лет, и воспоминания о ней. Книга выдержала много изданий на иврите, переведена на венгерский (1954), испанский (1966), английский (Лондон, 1971; Н.-Й., 1972), русский (Иер., издательство "Библиотека-Алия", 1975) и другие языки. Жизни Сенеш посвящена пьеса А. Мегеда "Ханна Сенеш" поставленная на израильской сцене. Ее имя присвоено еврейской средней школе в Будапеште.

Рауль Валленберг

Валленберг, Рауль []Улица им. Р. Валленберга в Иерусалиме, Израиль []Валленберг, Рауль Памятник в Стокгольме, Швеция []

Дипломат и бизнесмен Рауль Валленберг, приехавший из Швеции в оккупированный немцами Будапешт в 1944 г. по заданию шведского правительства и американского комитета по делам беженцев, знал, что он будет делать - организовывать операцию спасения. Это было очень вовремя; как раз в 1944 г. Адольфом Эйхманом была запущена машина по уничтожению венгерских евреев, которых отправляли в Освенцим не только в поездах, но и пешими колоннами, названными позже "марши смерти". За полгода этому 31-летнему секретарю шведской дипломатической миссии действительно многое удалось сделать. Он наладил выпуск охранных шведских паспортов особого образца, которые выдавались венгерским евреям, спасая их от уничтожения. Яркие сине-желтые документы со шведским гербом и множеством подписей (иногда, правда, подпись была только его) производили впечатление на привыкших к порядку немцев. Владельцев таких паспортов не решались трогать, чтобы не осложнять отношения со Швецией. Валленберг всегда вел себя очень уверено, убеждая, подкупая или даже запугивая тех, от кого зависели чужие жизни.

После войны Валленберг стал одним из символов сопротивления и гражданского поступка; в память о нем существуют медаль, комитеты и множество школ в европейских городах и США. В России до этого, похоже, еще далеко, и дело тут вовсе не в непринятии европейских ценностей или традиционном нежелании говорить о Холокосте. Судьба и смерть Валленберга, арестованного советскими военными властями после того, как Красная Армия вошла в Будапешт, тесно связана с Россией.

. Памятник жертвам Холокоста в будапештской синагоге

Памятник жертвам Холокоста находится во дворе Большой синагоги Будапешта и представляет собой необычное решение архитектора - плакучую иву, изготовленную из металла. На листочках мемориального дерева-памятникадерево- синагога [] значатся имена некоторых из тех 600 тысяч евреев, которые умерли во время Холокоста в Венгрии. Звон листьев при дуновении ветров напоминает человечеству об одном из самых страшных периодов его истории. Идея памятника принадлежит скульптору Имре Варга. Он был установлен в 1990 году в Мемориальном парке Рауля Валленберга, дипломатического работника из Швеции, который, жертвуя своим положением и жизнью, спас жизни тысяч венгерских евреев в период Холокоста во дворе Большой синагоги Будапешта.

Эржебет Файо

Эржебет (Эржи) Файо []

Рассказ об Эржебет Файо, работавшей няней в еврейской семье - история молодой женщины скромного достатка, которая, когда обстоятельства изменились и евреи стали жертвами жестоких преследований, решила бороться за выживание своих бывших хозяев, демонстрируя при этом великое мужество и изобретательность.

://www.yadvashem.org/yv/ru/righteous/stories_fajo.aspВ возрасте 13 лет Эржебет (Эржи) Файо из Бекешчабы пришлось оставить школу и наняться к Абоньи няней, постоянно проживающей в семье. Ласло Абоньи владел аптекой. Но в связи с антиеврейскими мерами в 1941 году ему пришлось продать свое дело и переехать в Будапешт. Эржи отправилась вместе с его семьей.

После немецкой оккупации в марте 1944 года семья Абоньи решила, что для безопасности Эржи ей лучше поселиться отдельно. Несмотря на это, Ержи продолжала навещать своих бывших хозяев, помогать и поддерживать их, вселяя надежду. Чтобы принадлежащие им ценности не достались немцам, она перевезла их к родственнику Абоньи, который был женат на христианке. Когда Ласло Абоньи узнал о том, что его брат, мобилизованный в трудовой батальон, пропал где-то на русском фронте, Эржи постоянно подбадривала семью и не позволяла им впасть в отчаяние.

Тяжелый момент настал, когда евреям Будапешта было приказано надеть Звезду Давида. Эржи сама стала покупать для Абоньи все необходимое и сопровождала их при любом выходе из дома. Она не обращала внимания на опасность и на слухи о неминуемой депортации евреев из Будапешта и решила снова жить вместе с семьей. Бывшая няня достала для Абоньи фальшивые документы . Во время облавы на евреев, чтобы депортировать их в Австрию, Эржи удалось незаметно вывести семью Абоньи из дома и вместе с ними пройти мимо немецких и венгерских охранников. Ее решимость не поколебал даже жестокий террор партии "Скрещенных стрел" (Венгерская фашистская партия). Она постоянно заботилась о семье и при малейшей угрозе переводила их в менее опасные места.

Вот что рассказала Жужанна Абоньи в Яд Вашем:

"Из желания спасти нас Эржи совершенно не обращала внимания на опасность. Она спасла нас от смерти, меня и брата - от сиротства, а наших родителей от самой ужасной доли, которая может выпасть человеку, - потери собственных детей. Именно ее сила и стойкость вернули на с к жизн и, позволили нам вырасти и вырастить своих детей".

После войны семья Абоньи удочерила Эржи. Они позаботились о том, чтобы Эржи получила образование и также наследовала третью часть их имущества. После венгерской революции 1956 года Жужанна с мужем перебрались в США, но продолжали поддерживать теплые отношения с Эржи.

В 1986 году Эржебет Файо была удостоена почетного звания Праведник народов мира.

. Бела Столлар

://www.yadvashem.org/yv/ru/exhibitions/righteous-sportsmen/stollar.aspБела Столлар родился в семье военных в 1917-ом году. Он был спортивным репортером, писал для газеты Nemzeti Sport(Национальный спорт) - крупнейшего венгерского спортивного издания. Бела специализировался на плавании и боксе.

В конце 1930-х годов среди друзей Столлара было немало евреев, в том числе - семья Дик. Бела встречался с Евой Дик, они собирались пожениться, но началась война, и брак между еврейкой и неевреем стал невозможным. В 1943-ем году Бела Столлар был призван на военную службу. Будучи чемпионом Венгрии по стенографии, Бела был назначен лейтенантом в штабе при Министерстве обороны. Пользуясь служебным положением, он мог доставать чистые бланки удостоверений личности, печати и штампы. В 1944-ом году он использовал эти возможности для спасения евреев.

Осенью 1944-го года, после политического переворота в стране и прихода к власти пронемецки настроенного Ференца Салаши, Столлар достал поддельное удостоверение личности для Евы Дик, что позволило ей открыто жить и работать гувернанткой в провинции. Для матери Евы Бела тоже достал поддельные документы. Сразу же после вторжения Германии в Венгрию в марте 1944-го года, немцы арестовали Иштвана Дика - отца Евы. 15 октября 1944-го года его освободили из лагеря Киштарча, и он сразу же отправился на квартиру к Беле Столлару, который жил по адресу ул. Радай 33б в 9-ом районе Будапешта. Столлар укрывал его у себя дома в течение долгих недель.

В октябре того же года сыну Иштвана - Иштвану Дику-младшему удалось бежать из рабочего лагеря. Столлар взял к себе в квартиру и его. Иштван оказался в лагере в июне 1944-го года - сразу после того, как сдал вступительные экзамены в университет. Его отряд переправили в Трансильванию, где они занимались строительством железной дороги. Бела Столлар постоянно переписывался с Иштваном, рассказывая ему новости о всех членах его семьи. Время от времени Беле удавалось отправить своему другу еду и деньги, что было категорически запрещено.

Петер Дик, двоюродный брат Евы и Иштвана, тоже сумел бежать из рабочего лагеря, воспользовавшись поддельными документами, которые достал для него Столлар.

Бела Столлар пытался, также, спасти бабушку Евы и Иштвана, Херманн Дойч. 17 ноября 1944-го года в числе многих других евреев ее отправили маршем смерти из Будапешта к австро-венгерской границе. Столлар последовал за колонной, одетый в свою военную форму, и надеялся, что сможет вернуть Херманн Дойч в Будапешт, используя поддельное постановление суда, которое приготовил в тот день. К несчастью, ему так и не удалось найти Херманн Дойч в колонне евреев.

В 1944-ом году Бела Столлар организовал вооруженный отряд в рамках подпольного движения сопротивления Эндре Байчи-Жилински. Они боролись против немецких оккупантов, и даже больше - против режима "Скрещенных стрел". Штаб отряда располагался в Будапеште, в квартире по адресу ул. Клотильд, 22, которая после войны была переименована в улицы Белы Столлара. Он доставал поддельные документы, военные ордера, еду и оружие для членов подпольного отряда, большинство из которых были либо евреями, бежавшими из рабочих лагерей, либо дезертирами венгерской армии.

-го декабря 1944-го года у дома 22, по улице Клотильд остановился автомобиль с вооруженными бойцами "Скрещенных стрел", которые пришли по доносу за Столларом и его друзьями. Они ворвались в дом, убили консьержа - Белу Шобера, его жену и двух их родственников, которые случайно оказались там. Все четверо были убиты после того, как Бела Шобер пытался предупредить группу Столлара условным звонком в колокольчик. Расправившись с консьержем и его семьей, люди "Скрещенных стрел" ворвались в квартиру Столлара. Большая часть отряда Белы успела бежать через крышу, однако сам он и несколько его друзей оставались в квартире, чтобы сжечь все находившиеся там документы. В течение полутора часов им удавалось сдерживать бойцов "Скрещенных стрел" используя гранаты, но в конце-концов все, кто остался в квартире, были убиты.

Ева Дик, ее брат Иштван и их родители пережили Холокост. Ева позже вышла замуж за журналиста и художника Поля Вересса, с которым прожила в счастливом браке более пятидесяти лет. У них родились три дочери, пять внуков и двое правнуков. Ева работала главным редактором венгерского издательства CorvinaPress, специализировавшегося на выпуске книг по искусству и переводах венгерской литературы. Выйдя на пенсию, Ева занималась переводами научной и художественной литературы с английского, французского и немецкого на венгерский язык. Она также написала несколько книг, в основном - для детей, которые стали очень популярными и были многократно переизданы. Ева Дик скончалась в 2010-ом году в возрасте 88 лет.

Иштван Дик, почетный профессор Колумбийского университета, начал свое университетское образование в Будапеште. После того, как покинул Венгрию в 1948-ом году, продолжил изучать историю в Сорбонне в Париже и работал журналистом и библиотекарем во Франции и Германии. В 1956-ом году Иштван Дик переехал в Нью-Йорк, где начал изучать современную европейскую историю в Колумбийском университете. В 1964-ом году он получил докторскую степень и остался преподавать в Колумбийском университете вплоть до выхода на пенсию в 1997 году. Он был директором университетского Института Центральной и Восточной Европы с 1968 по 1979 год. После выхода на пенсию Иштван Дик преподавал в Колумбийском университете как приглашенный профессор. В 1999, 2002 и 2005 году он был приглашенным профессором в Стэнфордском университете. Иштван Дик женат на Глории Дик, урожденной Альфано, писателе и редакторе. У них есть дочь и внук.

Петер Дикпережил Холокост, позже женился, у него родились двое детей, трое внуков и правнук. Он вышел на пенсию в должности вице-президента крупной государственной торговой компании. Петер Дик скончался в 2010-ом году в возрасте 90 лет.

марта 2003 г. Яд Вашем удостоил Белу Столлара почетным званием "Праведник народов мира".

.Трансильвания

://www.yadvashem.org/yv/ru/holocaust/encyclopedia/120.asp

Область в Центральной Европе, до 1920 г. принадлежавшая Венгрии, а затем переданная Румынии. 30 августа 1940 г. Северная Трансильвания была возвращена Венгрии в награду за союзничество с Германией. Население Северной Трансильвании составляло 2.5 миллиона человек, в том числе 165,000 евреев. Большинство из них жили в районах Деж, Клуж, Сигету-Марматьеи, Тыргу-Муреш, Орадеа и Сату-Маре. Многие трансильванские евреи рады были вернуться в Венгрию после 20-летнего румынского владычества; но вскоре они оказались жертвами венгерского антиеврейского законодательства.
Немцы оккупировали Венгрию в марте 1944 г., и тут же начали подготовку к "окончательному решению еврейского вопроса". Они разделили Северную Трансильванию на две области. Евреям не разрешалось перемещаться или контактировать с евреями других районов, и все общины оказались в изоляции. Контакт был возможен лишь через Еврейский совет в Будапеште, который обычно просто передавал инструкции от германских и венгерских властей. 2 мая евреям запретили покидать свои дома, за исключением одного часа утром для покупок. На следующий день нацисты начали перемещать евреев в гетто; эта операция шла гладко и заняла всего 10 дней. Не было практически никакого сопротивления. Некоторые евреи не понимали, что их ожидает, другие думали, что их посылают на работы, а кое-кто надеялся на скорую победу союзников. В деревнях и небольших городках евреев собирали в синагогах и общинных зданиях; спустя несколько дней их отправляли в гетто, размещавшиеся в крупных городах. В Деже евреев разместили в лесу. В каждом гетто был свой юденрат, выполнявший инструкции центрального Еврейского совета или венгерских и германских властей. В каждом гетто было здание, которое называли "монетный двор", где евреев пытали, чтобы узнать, где находятся их ценности. Но евреи не остались в гетто надолго - 131,641 еврей вскоре был депортирован в Аушвиц. Депортации продолжались с 16 мая по 27 июня 1944 г. За редким исключением были оставлены лишь евреи, работавшие в трудовых отрядах.
Румыния сохранила контроль над Южной Трансильванией. В 1941 г. там жило 40,937 евреев. Во время правления "Национального правительства легионеров" в 1940 г. местные власти терроризировали евреев Южной Трансильвании. Их имущество систематически грабили, их самих выгоняли из домов. Сотни евреев пытками заставляли "продать" имущество властям. Однако, когда правительство легионеров в январе 1941 г. пало, ситуация несколько изменилась к лучшему. Условия в отрядах принудительного труда были улучшены, и лишь немногие евреи из Южной Трансильвании попадали теперь в трудовые батальоны.
Летом 1941 г. Ион Антонеску, глава румынского правительства, повелел всем румынским евреям - в том числе и проживавшим в Южной Трансильвании - покинуть свои деревни и города. Эта операция проводилась в спешке; евреев охватила паника. Во время изгнания власти обнаружили, что крупные города, где они предполагали разместить евреев, не подходят для этого. Поэтому в конце 1941 г. и начале 1942 г. евреев, ранее посланных в города, переместили во временные гетто. Летом 1942 г. их поджидала еще одна беда - депортация. Лидеры еврейства Южной Трансильвании приехали в Бухарест, чтобы получить помощь от румынского еврейского лидера Вильгельма Фильдермана.
К лету 1943 г. положение евреев несколько улучшилось. В 1944 г. они сами помогли спасти тысячи евреев из Венгрии и Северной Трансильвании, где евреев арестовывали и депортировали. Однако ситуация изменилась в сентябре 1944 г., вскоре после капитуляции румынской армии перед СССР. Венгерская армия оккупировала территорию вдоль северной границы Южной Трансильвании. Большинство евреев бежало из этой области, но венгры убивали всех, кого могли поймать. Эта территория была освобождена в том же месяце, но когда румынская армия вновь заняла большую часть Южной Трансильвании, евреев там уже не осталось.

.Закарпатье

://www.yadvashem.org/yv/ru/holocaust/encyclopedia/119.aspРайон Карпатских гор, ныне принадлежащий Украине. До Первой мировой войны Закарпатская Украина была частью Венгрии; после войны она перешла к Чехословакии. За несколько месяцев до начала Второй мировой войны этот район был возвращен Венгрии. После войны он был аннексирован Советским Союзом и вошел в состав Украины.
В 1939 г. в этом районе жило около 500,000 человек; из них около 15% были евреями. Еврейская община, известная строгим соблюдением религиозных предписаний, была крайне бедна. Несмотря на это, евреи Закарпатья содержали широкую сеть еврейских образовательных учреждений на идиш и на иврите и спонсировали сионистскую деятельность.
Вплоть до оккупации Венгрии Германией в 1944 г. закарпатские евреи в основном могли поддерживать свой образ жизни. Они даже помогали многим евреям, которые приходили сюда из Словакии или Польши в поисках убежища. Хотя еврейские предприниматели были вынуждены передать свои предприятия неевреям, это в основном делалось лишь на бумаге. Однако, одна группа евреев была выделена властями; примерно 18,000 "евреев иностранного подданства", чьи семьи на деле поколениями жили в Закарпатье, были выселены из области. Большинство из них были уничтожены СС в оккупированной Германией Польше. Еще одна группа евреев, затронутая войной еще до немецкой оккупации - молодые евреи, которых забрали в венгерскую трудовую систему, где многие из них погибли или были убиты в трудовых частях при венгерской армии.
В марте 1944 г. Германия оккупировала Венгрию. Нацисты начали кампанию по уничтожению венгерского еврейства, в том числе и в Закарпатье. Они быстро организовали гетто, переместив евреев из маленьких городков и сел в крупные центры. К маю немцы начали депортировать евреев на Восток. Обычно депортацию проводили сами венгерские власти. Примерно 80% евреев Закарпатья погибло во время Катастрофы. Некоторым удалось выжить, убежав в горы или спрятавшись.

"Если ты жив - я буду жить в тебе [...] Евреи исчезли с улиц города. Бежать некуда".(Из последнего письма Пинхаса Айзнера, Венгрия, октябрь 1944-го года). http://www.yadvashem.org/yv/ru/education/lesson_plans/last_jew.asp

"Туфельки": самый необычный фильм о Холокосте

Кадр из фильма "Туфельки"

Кадр из фильма Туфельки [] В этом фильме нет диалогов. Нет лиц персонажей. Нет привычного действия. Вернее, действие есть, но в камеру попадают только ноги, только обувь - туфли, ботинки, сапоги. Именно эти необычные "герои" разыгрывают драму высокого трагедийного накала в короткометражном фильме "Туфельки". Трейлер к фильму/ "Shoes", trailer http://www.youtube.com/watch?v=wW6JsgolTik

Часть источников:

1. Немецкий орел над Будапештом http://www.svoboda.org/content/article/25300789.html

2. Проклятый памятник http://www.geo.ru/puteshestviya/proklyatyi-pamyatnik

3. Википедия (проверял).

4. Споры вокруг монумента в Венгрии: признание вины и принятие роли жертвы ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)

5. Судьба евреев Венгрии - Яд Вашем - Yad Vashem http://www.yadvashem.org/yv/ru/holocaust/about/chapter_9/hungaria.asp

День памяти жертв Холокоста.http://inna-budapest.livejournal.com/137403.html

Почему Венгрия докатилась до Йоббика http://antinazism.blogspot.ru/2014/05/blog-post_4.html

Долгая дорога к Холокосту / Александр Стыкалин о предпосылках антиеврейской политики в Венгрии http://urokiistorii.ru/node/52427

Рауль Валленберг (1912-2012) в России: символ или неудобная фигура? http://urokiistorii.ru/history/people/51137

Добавка 27.08.2015:

Улица в Иерусалиме названа в честь спасителя евреев Венгрии

27 августа 2015, 08:34

Моше (Миклош) Краус http://cursorinfo.co.il/news/novosti1/2015/08/27/ulica-v-ierusalime-nazvana-v-chest-spasitelya-evreev-vengrii/

В иерусалимском районе Писгат-Зеэв состоялась торжественная церемония открытия улицы имени Моше (Миклоша) Крауса, который в годы Холокоста спас от гибели несколько десятков тысяч евреев Венгрии (по данным различных историков, от 40 до 100 тысяч).

Как говорится в пресс-релизе Юридического форума в защиту Эрец-Исраэль, на церемонии выступили мэр Иерусалима Нир Баркат, бывший командующий ВВС ЦАХАЛа Элиэзер Шкеди, отец которого был спасен Краусом, а также д-р истории Аяла Надиви, защитившая докторскую диссертацию, посвященную роли Моше Крауса в спасении венгерского еврейства.

В 1944 году, после того, как нацистские репрессии в Венгрии усилились и начались массовые депортации евреев в Освенцим, представитель руководства еврейской общины Моше Краус обратился к заместителю швейцарского консула в Будапеште Карлу Лютцу (представлявшему также интересы Британской империи), с просьбой заполнить как можно больше документов на эмиграцию в Палестину, имевшихся у того еще с довоенных времен.

Эти документы давали евреям право считаться гражданами Швейцарии и находиться под защитой нейтрального государства.

Лютц, стремившийся спасти как можно больше евреев, выполнил эту просьбу. В начале местом выдачи спасительных документов стал 'Стеклянный дом' - будапештский завод по производству стекла.

В связи с усилением нацистских гонений Краус и Лютц не только выдавали евреям спасительные документы, но и поселили в этом доме несколько тысяч людей.

Постепенно евреям стали выдавать фальшивые документы и расселять их в различных 'филиалах' Стеклянного дома - в частных домах венгров, сотрудничавших с Краусом.

Группа сионистской еврейской молодежи под предводительством Крауса печатала фальшивые швейцарские паспорта и, переодевшись в гитлеровскую форму, раздавала их евреям Будапешта.

После репатриации в Израиль Краус подвергался политическим преследованиям, так как свидетельствовал против 'официального' спасителя евреев Венгрии, представителя левосионистского движения Рудольфа (Исраэля) Кастнера.

В 1986 году 78-летний пенсионер Моше Краус скончался в Иерусалиме в полной безвестности, его имя, до недавнего времени, не упоминалось в официальных изданиях, посвященных Катастрофе евреев Венгрии.

Однако, в связи с открытием улицы Моше Крауса в Иерусалиме, 25 августа радиостанция 'Коль Исраэль' подготовила к эфиру программу на данную тему, в ходе которой Моше Краус был назван 'еврейским Шиндлером'.

Добавка 5.9.2016 Дочь пережившего Холокост конгрессмена вернула Венгрии Рыцарский крест http://www.newsru.co.il/world/05sep2016/order_203.html Катрина Лантос-Светт, дочь скончавшегося в 2008 году конгрессмена из Калифорнии Тома Лантоса, вернула Венгрии Рыцарский крест Ордена Заслуг в знак протеста против того, что такой же награды был удостоен журналист Жолт Байер, известный ксенофобскими и антисемитскими высказываниями. Как сообщает The Guardian, Лантос-Светт была удостоена высокой государственной награды в 2009 году за то, что основала в родном городе своего отца - Будапеште - Институт Тома Ландоса, который занимался защитой прав меньшинств. "Антисемитские и расистские взгляды Байера даже не позорны, а чудовищны. Он заслуживает цензуры, а не награды", - заявила она, добавив, что ее отец обязательно присоединился бы к призывам лишить антисемита незаслуженной им награды. Байер, активист правящей ультраправой партии "Фидес", был удостоен награды за публикации о венграх Трансильвании и о венгерских военнопленных в советских лагерях. Он призывает изгнать из Венгрии цыган, которые, по его мнению, недостойны жить на венгерской земле. В 2011 году он опубликовал статью, направленную против критиковавшего его пианиста Андраша Шиффа, чьи родители пережили Холокост. "Вонючий кусок дерьма с фамилией вроде Коэн осмеливается раскрывать глотку. Жаль, что времена не те: раньше такие заканчивали во рвах", - написал "журналист". Отметим, что Том Лантос был единственным членом американского конгресса, пережившим Холокост. Он родился в Будапеште в зажиточной еврейской семье. После нацистской оккупации Венгрии 16-летний юноша смог бежать из рабочего лагеря. Вся его семья погибла. Лантос, обладавший "арийской" внешностью, присоединился к созданной Раулем Валленбергом сети, спасавшей евреев. После войны ему удалось перебраться в США благодаря полученной стипендии фонда "Гилель". На протяжении 20 лет он возглавлял комиссию Палаты представителей по иностранным делам.

Моше Краус. О забытом героизме еврейского 'Шиндлера' https://linagor.wordpress.com/2016/08/28/moshe-krays/ Выше о нем уже есть, но по ссылке больше и с фото.

Доб. 13.9.2016г.

В Будапеште осквернен мемориал, посвященный жертвам Холокоста http://newsru.co.il/world/12sep2016/kuruc456.html

Венгерские неонацисты осквернили мемориальный комплекс, посвященный жертвам Холокоста, который располагается на Площади Свободы в центре Будапешта. Этот акт вандализма был совершен в ночь на субботу - спустя несколько недель после того, как на сайте неонацистов Kuruc.info, аффилированном с партией "Йоббик", были опубликованы угрозы разрушить этот монумент, сообщает 12 сентября газета Тhe Hungarian Free Press

Злоумышленники разорвали фотографии и похитили личные вещи, принадлежавшие евреям, уничтоженным нацистами, которых в Венгрии насчитывается около 600.000 человек - более половины проживавшей в этой стране еврейской общины.

Мемориальный комплекс, о котором идет речь, был установлен в столице страны в 2014 году. К этому месту граждане приносят фотографии жертв, а также зажигают свечи и кладут камни - как того требует еврейская традиция.

Отметим, что сегодняшняя Венгрия является одной из наиболее антисемитских стран Европы. Результаты опроса, проведенного социологами Центрального Европейского университета в Будапеште под руководством Андраша Ковача, свидетельствуют о том, что от 15% до 20% венгров придерживаются "экстремально антисемитских" взглядов. Помимо этого, около трети граждан страны испытывают предубеждения в отношении евреев, а 19% опрошенных отрицают Холокост.

Секешфехервар, один из крупнейших городов Венгрии, население которого составляет 100.000 человек, планирует создание бронзового памятника Балинту Хоману, министру по делам религий и просвещения, находившемуся у власти с октября 1944-го по март 1945 года, когда страной правил союзник Гитлера Ференц Салаши.

В этот период в венгерском королевстве были убиты 15.000 граждан, большинство из которых - евреи, и 80.000 депортированы в лагеря смерти. Тем не менее, на возведение этого памятника выделило средства министерство юстиции страны

Андраш Хейслер, президент Федерации еврейских общин Венгрии и вице-президент ВЕК, называет Хомана "символом уничтожения и депортации венгерских евреев" и "антисемитом, не достойным быть увековеченным". В 1946 году Балинт Хоман был признан военным преступником и приговорен к пожизненному лишению свободы. Он умер в 1951 году в тюрьме.

Дополнение 6.1.2017г.

Почему Венгрия докатилась до Йоббика http://antinazism.blogspot.ru/2014/05/blog-post_4.html

Имре Кертес Эврика!

Стокгольмская речь. Перевод с венгерского В. Середы. Два эссе. Перевод с венгерского Е. Малыхиной http://magazines.russ.ru/inostran/2003/5/ker.html#_ftnref2

Каталин Пеши: 'Холокоста будто не существовало'

http://www.jewish.ru/history/facts/2017/02/news994337158.php

"Всех детей заставили идти на берег Дуная, который был недалеко. Нам сказали выстроиться в линию на набережной и снять пальто и обувь. Потом они стали стрелять в нас. Но у них было мало оружия, и не хватило бы пуль застрелить всех. Поэтому они связывали по три ребёнка вместе и стреляли в того, кто был посередине, чтобы мёртвый потянул с собой в реку двух других. Вот такое изобретение! Я не была посередине. И не знаю, кто был. Я почти бессознательно стала двигаться в воде. Я вывернула запястьятак, что смогла освободить руки, а потом и все тело, и стала плыть. Был ноябрь, вода была ужасно холодной и темной. Я пыталась не выныривать как можно дольше, у них ведь оставались пули, чтобы стрелять в двигающиеся головы, которые они могли увидеть над водой. Я плыла наперегонки со смертью, боролась за свою жизнь. У меня в ушах были слова моего тренера: 'Никогда не смотри назад или по сторонам, только вперёд'. Проплыв две мили, я выкарабкалась на берег. Было раннее утро, и улицы были тёмные и пустые. Я нашла дорогу в квартиру старого друга моего отца, я была мокрая насквозь и босая".

И 1956 год.

Szeles-Erika []

Эрика Корнелия Селеш (венг. Szeles Erika Kornélia; 6 января 1941, Будапешт - 8 ноября 1956, Будапешт) - венгерская девушка-подросток, участница антикоммунистического восстания 1956 года. Повстанческий боец и медсестра. Погибла в бою с советскими войсками. В современной Венгрии считается героиней и мученицей революции.

Родилась в семье венгерских евреев. Шандор Селеш, отец Эрики, стал жертвой Холокоста - по одним данным, погиб в нацистском концлагере, по другим - умер в от голода в гетто в 1944 году[1].

Во время событий 1956 года Эрика Селеш примкнула к движению антикоммунистической молодёжи. С энтузиазмом посещала собрания Кружка Петёфи. 23 октября включилась в Венгерское восстание 1956 года в составе студенческой боевой группы. Быстро освоила ППШ, участвовала в будапештских боях с советскими войсками. 1 ноября 1956 года датский фотокорреспондент Вагн Хансен сделал и распространил фотографию Эрики Корнелии Селеш с оружием в руках. Опасаясь за её жизнь, друзья уговорили Эрику перейти из боевого состава в санитарно-медицинскую группу. 8 ноября 1956 15-летняя Эрика Селеш как медсестра участвовала в очередном боестолкновении. Пытаясь вынести раненого бойца, попала под обстрел. Получила смертельное ранение, скончалась на месте. 14 ноября была похоронена на еврейском кладбище В 1990 рядом с ней похоронена её мать.

Ноябрьский фотоснимок сделал Эрику Корнелию Селеш одним из символов Венгерского восстания 1956 года. После демонтажа коммунистического режима в 1989 году она была объявлена героиней и мученицей революции.Образ Эрики Селеш противопоставляется современным венгерским ультраправым (в частности, партии Йоббик), которые обосновывают свой антисемитизм ссылками на роль евреев при режиме Матиаша Ракоши. Марка к 60-летию Венгерской революции 1956 года [] Марка к 60-летию Венгерской революции 1956 года

25.8.2017г.

Несколько не по теме, пост в контакте:

RedZion:

"По "Культуре" сейчас интересный документальный фильм о "еврейском вопросе" в Венгрии в 1944 году. Весной того года еврейские организации США договорились с Гиммлером об обмене всех венгерских евреев на 10 тыс. грузовиков. Первые евреи - как обычно, сначала буржуазия - начали покидать Венгрию по этой программе. Но о программе сначала узнаёт СССР - и с возмущением требует от США прекратить "сотрудничество" с нацистами. Затем о программе узнаёт американская общественность - и требует от Рузвельта тоже прекращения программы (причина другая - чтобы не дать козырь Германии в пропаганде, что в Америке и вправду всем правят евреи, способные обделывать дела самостоятельно, без власти).

Программа по вине СССР и США сворачивается. Несколько тысяч венгерских евреев успели добраться до Палестины, которой правят англичане. 80% евреев англичане отказывают в высадке на берег и депортируют их обратно. Причина: приезд евреев обидит арабов, "а мы их только замирили, ведь 99% арабов ещё недавно были за Гитлера". Депортированных из Палестины евреев убивают прям в Греции.

Наконец, последняя возможность спасти венгерских евреев. 200 тысяч человек ждут отправки в концлагеря в Словакии, Германии и Польше. Еврейские организации США просят Рузвельта разбомбить 4 железнодорожных моста, чтобы предотвратить отправку в лагеря своих собратьев. Рузвельт отвечает, что у американской армии есть в Европе задачи поважнее. Венгерские евреи теперь обречены на уничтожение. История о том, как 8 млн. евреев Европы стали игрушкой в руках империалистических держав".

Автор Юлия Тиравцова-Ярошенко https://vk.com/id142623994

Еще раз никто из стран не воевал за евреев, все только за себя.

04.02.20188 Первого февраля в Будапеште был открыт памятник еврею-уроженцу столицы Венгрии - бывшему конгрессмена США Тому Лантосу, пережившему Холокост благодаря праведнику нардов мира Раулю Валленбергу. Как уточняет портал Аруц 7, конгрессмен-демократ Лантос был последним из переживших Холокост депутатом Палаты представителей США. Он работал в Конгрессе в течение 27 лет, до своей смерти в 2008 году (в возрасте 80 лет). Открытие памятника было приурочено к десятилетию со дня смерти известного политика. Одной из главных задач Лантоса в Конгрессе был защита прав человека, в том числе права евреев на свободный выезд из СССР. cursorinfo.co.il/v-budapeshte-postavili-pamyatnik-evreyu-ne-lyubivshemu-putina/


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"