Зверев Александр Борисович : другие произведения.

Русская баня

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Образное парение семью парами.

Русская баня

Создание пара

  Шутка ли - правильный пар?
  Это тебе не ребячество какое - кто кого пересидит и кто жароустойчивее. Нет, дело в другом. Правильный пар - он как дар, который ждешь, сам же творишь и принимаешь с благодарностью. И когда рождается он, правильный пар то, то все совсем по-другому, не как простой выхлоп из печи, и не просто пот на теле.
  Пар - живой, он наполняет живительной силой и сутью, лечит, подновляет. Главное свойство пара, это способность вбирать в себя и отдавать концентрат той среды, от которой рожден. Скажем, утренний туман на лугу - тоже пар, он вбирает в себя духмяный запах трав, и когда ты им дышишь, то чувствуешь, как вбираешь в себя саму жизнь земли и трав. Чудесное ощущение! Так и в бане, пар родится от воды, камня, воздуха, веника, дерева парной. Все не случайно и все не мелочь.
  Поэтому, если ищешь правильный пар - ищи свою баню, с доброй средой и материалом - камни должны быть целебные, специальные, жадеитовые, тальк, а не простые булыжники, и уж совсем не такие, что неизвестно откуда. А уж о свежем дереве обивки нутра бани и полатей я и не говорю, - это само собой. Иначе, как в общественной бане и при обычном то раскладе, не позаботясь и не приготовив парную, можно еще и навредить! Париться в такой бане нужно еще более и осмысленнее, предуготавливая парную особо тщательно. Бывает, и листьев от веника то совсем не много на полоках, но стоит их подместь, как сразу светлей делается. Разве не чудно?
  Перед каждым заходом парную обновляют; проветривают и дают ей подышать, на несколько минут широко открывая дверь, приглашая зайти свежему воздуху. Свежий воздух - не из влажной моечной, а из лесу или, на худой конец, уличный. Заодно парная просохнет и освободится от старого духа.
  Вода, которой поддаешь, и от которой родится пар, должна быть содержательной и самим приготовленной; желательно родниковой, а лучше, чтобы это был крепкий отвар целебных и часто, горьких трав: полынь, арника, календула, шалфей. Делая отвар, его хорошо фильтруют от травинок, чтобы те не попали на камни и не было угара. Много ли нужно отвара для пара? На семь потов - горшок с вершков; литр, два - не больше; а удовольствия и пользы - в разы больше! Трава дает вкус, округлость и содержательность, тогда пар становится, как хорошее вино. Когда преобразуешь воду в пар, то делать это нужно легко, малыми порциями воды. Стараются кидать воду в разные части камней, чтоб не охлаждать камни и неизменно достигать мгновенного и полного испарения. Чем быстрее превращение, тем легче воде, и стало быть легче пару. Идеальный пар - в миг превращенный. Поэтому поддают не более чем по четверти стакана. Да-да. Очень по малу. Конечно, количество поддаваний увеличивается, но ведь и пар то легче!
  После рождения пара ему нужно дать возможность расправиться, занять парную и устояться, поэтому немного ждут и разравнивают пар по всей парной. Выравнивают пар, кто опахалом, сделанным из рыбацкого сачка и обтянутого тканью, кто простыней: два человека берут за разные концы и встряхивают аккуратно; некоторые просто крутят полотенцем - совсем по простецки, но это не совсем правильно, ведь хороший пар, будучи живым, от такого обращения рвётся в клочья и лишается в некоторой степени своей живой силы.
  Влажность стен парной нужна, чтобы хорошо дышалось, а стены не забирали влажный пар. Влажность делают, чуть окропляя стены водой, и лучше такой, в котором растворены натуральные эфирные масла. Но увлажняя стены довольно легко всё испортить, поэтому увлажнять нужно лишь тогда, когда воздух действительно очень сухой.

Веник

  Веником пар творится и ладится к телу. Свойство пара прежде всего водяное, и потом уж воздушное. Пар скорее плывёт, чем летит. Поэтому чтобы брать пар, смешивать, гнать и укладывать на тело, нужно грамотное и медленное обращение. Нужно так работать веником, как если бы был у тебя в руках черпак какой; работать не спеша и со вниманием, стараясь почуять, что и откуда берёшь, не рассечь веником пар и не пройти мимо его, а забрать и вылить на тело. Поэтому правильные веники - широкие и совсем не большие и не тяжёлые, такие, чтоб им работать было в удовольствие и не напряжно. Попробуйте сделать восьмёрку стандартным покупным (большим) дубовым веником - вряд ли это получится.
  Отбивки веником хорошо делать не монотонно, а в разном ритме, чтобы слышалась музыка. Так и париться то будет и веселей и легче.
  Важно не замачивать веник, а запаривать. Ведь, если замочишь веник, то много чего хорошего уходит в воду.
  У каждого веника своя специализация: дубовый веник работает на внешних слоях, в отличие от берёзы, которая работает с плотью. А до костей и суставов могут добраться лишь колючие веники: мозжевеловые, еловые.
  Дубовый веник весьма не прост! Основная заслуга этого веника в том, что он в отличие от других максимально вбирает в себя пар и доводит до тела, а в сильный жар не обжигает и дольше не пересыхает. Поэтому-то истые парильщики так любят дубовые веники, ведь ими легче всего работать с паром. Главное, чтоб веник был молодого листа. Иначе зрелый лист будет ложиться на тело как доска и лишь причинять неудобство.
  Берёзовые веники самые универсальные. И если веник не замочен, а запарен, и ещё как-бы жив, и не пересушен, то лист будет на микросекунды прилипать к телу и слизывать с него хворь.
  Говорят, лучшие целебные веники мозжееловые. По моему мнению, эти веники больше подходят для лечения ног, костей и суставов, а мягкие части тела им можно поранить, и это будет во вред. В можжевельнике энергетика упругая, скрученная, концентрированная; может поэтому и иголки у него витиеватые. Когда паришь можжевельником суставы и стопы ног, то веник работает как бенгальский огонь - искры душистой энергии разбивают старую, потемневшую и больную энергию захворавшего сустава и вгоняют туда искристую и свежую энергию.
  Пар по свойству своему стремится вверх и самая лучшая его часть стоит в самом верху, стало быть, задача парильщика забрать его оттуда и привести к телу, и неизбежно перемешать со срединным паром, делая пар еще и однородным. Особые умельцы, а правильно сказать - целители, делают ещё и концентрат пара, для этого пар особым образом прогоняют и прокручивают через веник, тогда пар не только перемешивается между своими слоями, еще и вбирает в себя часть от веника, становясь более душистым, и к тому же часть от самого целителя. С такой целью хороши хвойные веники, которые могут дать максимум эфира и через иголки максимально эффективно рассеять в пар силу парильщика. Понятное дело, что при такой обработке пара веник сохнет, поэтому при смешивании пара следят за влажностью веника и стараются не пересушить его.
   Пар, будучи живым и разным в одной парной, имеет свои возраста, силу, образы, сообразно которым и парятся.

Образное парение

Парение в бане можно представить как прообраз всей жизни человека. И тогда будет семь паров. Недаром говорят: пока семь потов не сойдет. Всего три ступени парного пара, по которым поднимаются до крестного пара и нисходят. Первая ступень - первый и седьмой пар. Вторая ступень - второй и шестой; Третья ступень - третий и пятый. Маленьким детям и дряхлым старикам или больным, взрослые пары - четвертый и пятый- могут быть во вред.
  Первый пар - на первой ступени - малой, совсем кроткий. По свойству своему он чистый. В нём как бы даже и не парятся, а находятся. И конечно без веника и в самом низу парной, на скамейке у самого входа. Не стоит пренебрегать лёгкостью этого пара, ведь по свойству своему он чистый, поэтому самому нужно умалиться и очистить себя от лишних мыслей; вспомнить и почувствовать себя совсем ребёнком. Парная должна быть в этом первом пару чистой. Однако, если в парной мусор или лужи, то зашедшему надо бы самому убрать парную, и это прообраз того, что мы отроду несём в себе груз, который должны сами нести и сами очищать. А в чистоте этого пара отыщется благословение и зарок на всю баню.
  Второй пар - на второй ступени - детский, совсем кроткий. Уже ребенком выходим мы на полок, как на некую гору. В этом пару как бы и парятся на полатях, но без веника. По свойству своему он наивный. Поскольку парящийся сам ещё свежий и сил пока много, есть минута, когда кажется, что парящиеся взрослым паром совсем слабаки и непонятно почему ухают. Но это быстро проходит. Вот в эту минуту, найдя наив, и нужно выходить из парной, смеясь и передавая привет своему детству. После чего делают перерыв и пьют чай с имбирём, мёдом и лимоном. А то и с победным пряником!
  Третий пар - на третьей ступени- юношеский. По свойству своему он, хотя и душевный и возвышенный, и находится на одной ступени со взрослым пятым паром, но должен быть все еще сдержанным. В нём только начинают париться веником, но весьма легонько и душисто, нюхая веник и шурша вокруг головы и тела, поэтому здесь хороши пушистые и духмяные венички. В этом пару главное начать прогревать душистым веником, и помня полученное благословение и данный зарок на прохождение всех паров - сдерживают себя от искушения жарко попариться, чтобы прежде времени не растерять силы и не испортить себе баню. В этом пару получают только радость от парения, поэтому хлестать веником и долго терпеть жар не правильно, на это другие пары есть, взрослые. После чего делают долгий перерыв и пьют горький отвар полыни, готовясь ко взрослым парам. Горечь полыни будет готовить к тяжёлым парам и в них париться будет легче.
  Самое парение идет взрослыми парами: четвертым умным и пятым обновлённым.
  Четвёртый пар - умный, он венчает собой все прочие пары. Он обыденный, долгий, искусительный и спорный, строгий. Словом - крестный. В нём достигают максимальных температур; выше, чем "под веник". Соответственно, нагрузки здесь не шуточные и требуют подготовки. Этот пар наиболее сложный, поскольку в нём парение и очищение идет умом, почему необходимо терпение, тонкий ум, чтобы прислушаться к себе и обнаружить в себе слабое место, которое необходимо подправить и потом прогреть паром, а на это нужно время и силы. В этом пару, ввиду особо сильного жара, лучше самому не париться вениками либо париться, но очень аккуратно и только обнаруженное слабое место, а лучше просто лежать и потерпеть. Чтобы пот не обжигал тело, хорошо иметь рядом сухое полотенце и обтирать места, в которых выступил пот и начал жечь. Сильный жар прообразует собой долгие будни, которые нужно преодолеть, прожить, принять и понять их смысл, чем заложить основу будущего обновления, чтобы получилось потом спряжить жар. Поэтому в этом пару главное дождаться искушения выйти из парной раньше времени и поспорить с собой; и если и не переспорить, и слабость всё же одолевает, то хотя бы найти и понять свой предел и глубину спора. А ежели положить под уста - немного снега зимой или губки с ключевой водой - уразумеешь, буди, вполне, что и как терпеть нужно. После этого пара делают большой отдых и ждут полного успокоения сердца, выходят на улицу и дышат свежим воздухом, пьют чай. Если получилось преодолеть слабость, то можно сказать, что баня уже удалась, а пятый пар получится сразу.
  Пятым паром - третьей ступени, непременно - деятельным, обновлённым, выгоняют глубоко укоренившуюся и старую хворь, трижды перемежая пар обливанием студеной водой и освежаясь. По свойству своему он взрослый, лихой и радостный, поскольку без лиха этот пар часто не получается, а без радости - невозможен. Этот пар трёх составной, состоит из трёх малых паров, поскольку в этом пару нужно покидать парную только для трёхкратного обливания студёной водой и купания в купели. Первый малый пар - спорный. Второй - обновлённый. Третий - преображённый. В этом пару делают плотные отбивки дубовыми вениками молодого весенного листа и парятся что есть мочи, и пряжут жар, хотя бы и делается это неизвестно как самому парящемуся человеку. Жар-птицу, конечно, не поймаешь, хотя баня мала, но умеючи то и изловчившись - хотя бы пёрышко, да останется, которое ты спрячешь, а точнее - спряжешь в душевную свою запазуху. Как дед говаривал - "Но токмо камешки то оттудова все подоставать тебе надобно будет, иначе некуда складывать-то будет".
  Если получилось спрясти жар, то ты будешь знать об этом в последующие дни особым чувством согретого нутра, растворяющему скорби и дающему трезвость и бдение. Конечно, этот пар не прост и требует пройденного в других парах, и даже если что-то пошло не так, то истинное ощущение пятого пара открывается легкостью второго дыхания и преображения, которое может прийти лишь на последнем третьем заходе после купели. Ввиду своей исключительности, и необходимости подготовки другими парами, не всегда и не всем он удается. И если так, то не надо грустить, а чаять нового срока. Но как же он хорош этот пар, когда получается! После него вновь делают большой отдых. И моются так, чтоб пена из ушей полезла! В этом пару, если парят старого или слабого, или же больного, то можно и нужно обливать их тут же в парной; и выводить таких людей из парилки для промежуточного обливания неправильно, лучше убрать потом воду с пола. После этого пара и пенной мойки можно слегка перекусить, если стал голоден; но воздерживаются от обильной трапезы, которую принимают уже дома.
   Заканчивают парение двумя короткими парами без веников - шестым паром второй ступени- старческим смиренным - на полатях, точно таким же, как и вторым детским паром, и последним, седьмым первой ступени - старческим исповедным - на скамейке у выхода. Смысл в этих парах сугубо душевный и ими нельзя пренебрегать. Во время последнего пара, а не после его, нужно убрать парную, как прообраз чисто уходящего и благодатного человека, такого, что и в другой жизни заботится о других. Последний седьмой пар по свойству своему чистый, выгонит остатки мыла вместе с самочинием чистоты, и только тогда, в этом-то скорбном, казалось бы, положении отыскивается некий истый бриллиант чистоты и душевного преображения, и посему только в этом пару можно сказать, что баня удалась. А ежели так, то как не праздновать этот день душевной и телесной чистоты?
   Не зазорно попросить и подмогу в бане, на то и место это. Пришедшая подмога сделает парение неожиданно легким и благодатным. Кто какую подмогу себе разумеет и просит, тому такая и будет. Если баня удалась, будет обновление тела, духа и души. Вспомнится и здравость, придет ощущение зашедшего внутрь жара, который будет согревать нутро и дарить крепость телу как минимум, целую неделю, а то и больше. Про выпивку и курево в бане я не говорю вовсе; ибо это уже чужой род, не наша баня, не русская. Вот так! Разве не люба баня?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"