Аннотация: Мир через 555 лет после большого Попадалова.
Избранники заморских богов.
Пять двадцатишестилетних Избранников сидят за столом. Сидят они в мягких, очень роскошных и своеобразных креслах, похожих на римские ложи или креслодиваны. Кресла эти трёхсидельные и полагаются только Избранникам - дабы они сидели посередине кресел, а по бокам от каждого в обнимку с Избранниками полулежали их красивые служанки. А под столом на бархатной подстилке разлёгся сонный рыжий шолоуитцкуинтли.
С одной стороны от стола через большое окно виден зимний северный пейзаж, заснеженные сопки, и, на фоне ярких звёзд, игра зелёных сполохов Кетсалькоатля в тёмном небе; с другой - большой телевизор передаёт сообщение об очередном полёте космического корабля типа "Шокотль".
Избранники смотрят его вполглаза, неторопливо кушают разложенные на столе деликатесы, поглаживают полуголых служанок и ведут свой неспешный разговор:
--
Вот нам уже по 26 лет.... - сказал Лунный Журавль, Избранник богини Койольшауки, Золотые Колокольчики, украшенный наголовным обручем, увешенным мелодично звенящими золотыми колокольчиками и шариками, и нагрудным золотым медальоном с изображением разрубленной на куски богини - Осталось 4 года, и настанет наше время...
--
Этого не так уж мало - мы уже прекрасно пожили, с 15 лет только и делаем, что бездельничаем, жрём, пьём да щупаем красивых девочек - ответил Зелёный Лягуш, Избранник бога Тлалока, Заставляющего Расти, украшенный наголовным обручем с изображениями больших совиных глаз и нагрудным золотым знаком в форме кувшина - и нам многие завидуют. Вспомните, какой всегда бывает кошмарный конкурс на должности Избранников, и даже их служанок... Многие хотели бы так, как мы - до возраста в тридцать и одну треть лет только и делать, что наслаждаться жизнью и готовиться взойти на теокалли... Зато потом - молодыми на небо; встречай нас, Тонатиуичан!
--
Да, получив такой прекрасный задаток, мы сможем гордо и с песнями взойти на теокалли, когда наступит наше время! - добавил Беложопый Шмель, Избранник бога Уицилопочтли, Колибри Юга, украшенный ажурным золотым шлемом, стилизованным под летящего колибри и нагрудным золотым медальоном с изображением колибри - так, что тащить и держать нас не придётся!
--
Разумеется! - провозгласил Белый Кролик, Избранник бога Тескатлипоки, Дымящегося Зеркала, на наголовном обруче которого было несколько зеркал, вся одежда обшита маленькими зеркалами, и на груди висел золотой медальон с изображением ягуара - а уж насчёт меня сомневаться вовсе не приходится. Отец мой был Избранником богини В Одежде Из Голубого Нефрита, и в своё время взошёл на теокалли с песнями. Мать моя была его постельной девочкой, но - дочерью Избранника Сердца Гор, да ещё и одной из любимых служанок моего отца, потому я оказался не рабом, а гражданином, и получил право самому экзаменоваться на Избранника. По линии отца младший брат моего прадеда был Избранником Владыки Утреннего Рассвета, а по линии матери сестра моей бабки была любимой служанкой Избранника Белой Облачной Змеи...
--
Да, у тебя генеалогия - сказал Блестящий Кварц, избранник богини Ицпапалотль, Обсидиановой Бабочки, украшенный наголовным обручем с блестящими обсидиановыми вставками и нагрудным обсидиановым медальоном с изображением бабочки - но всё одно экзаменовался ты на общих условиях...
--
Что поделаешь, иначе никак. Приезжают ацтекские жрецы со своей непонятной техникой, которую они называют ментоскопы, и пропускают мимо неё всех желающих по очереди. А техника мерцает огоньками индикаторов... определяет, кто, прожив молодость в своё удовольствие, благодарно и добровольно с песнями взойдёт на теокалли, а кого тащить придётся... Благодарного провозгласят Избранником одного из богов, дадут избранническое имя... и уж потом он сам экзаменует желающих стать его служанками!
--
Название это - ментоскопы... слово это вроде как не на науатле, а на древнеэллинском... а когда была цивилизация эллинов, предкам ацтеков оставалось ещё полтора тысячелетия до выхода из Страны Цапель...
--
У ацтеков много загадочного и непонятного... полтысячелетия назад они внезапно усилились настолько, что смогли одним ударом грома расшириться на весь наш шарик...
--
Да, это было великое завоевание... всем шибальба! Многие сопротивлялись, но никто не устоял... И не нравилось завоёвываемым даже не столь само по себе завоевание, сколь цветочные войны... В ходе завоевания ацтеки убивали лишь постольку, поскольку желали заставить выставлять цветочные войска, предназначенные вовсе не для гибели на поле боя, а для более возвышенной Судьбы!
--
Ну, нашему народу как раз в этом повезло - мы обложены не обычным налогом цветочных войн, а налогом Избранников... У нас всё добровольно! Можно вспомнить, как наши предки сначала против этого налога буянили, потом недовольно тянули, а сейчас отбоя нет от желающих стать Избранниками! Это же высшее удовольствие разумного человека - не работать! Наслаждаться жизнью, пока молодой, а потом отблагодарить за такое свершившееся благодеяние - торжественно прибыть в Теночтитлан, увидеть напоследок столицу мира, напиться-нажраться на ритуальном пиру и гордо с песнями взойти на теокалли... Точнейше в возрасте тридцать с третью лет! А когда жрецы двумя взмахами обсидианового ножа откроют дорогу в Дом Солнца - оказаться смелым духом и вкусным телом!!!...
--
Непонятно только, почему ацтеки к нам отнеслись лучше, чем к западноевропейцам, и много лучше, чем к членовредителям... наши предки сопротивлялись их завоеванию едва ли не дольше, чем ихние...
--
Западноевропейцы были спесивы и чванливы, что ацтекам очень не понравилось. Насчёт членовредителей - тоже понятно, почему. Членовредители признают только одного бога, которого называют - Не Имеющий Товарища и никак не изображают. Ацтеки содеяли им великую милость, когда определили, что это тот самый бог Тлоке Науаке, Содержащий Всё В Себе, которому тоже не делается изображений... И предложили по-хорошему - признать остальных богов и подчиниться ацтекам, как их избранному народу. Членовредители гневно возразили, что для них нет никаких богов, кроме Не Имеющего Товарища, и вздумали сопротивляться. А каково сопротивляться ацтекам - это весь шарик хорошо знает...
--
Лучше уж сразу самим повеситься! Тех же западноевропейцев завоевали с ходу... Нескольких сотен ацтеков с их оружием и техникой хватало на целое государство! А иногда и нескольких десятков оказывалось достаточно...
--
Вот это самое оружие... непонятно, откуда оно у них взялось! Вспомните историю ацтеков - это же была примитивная цивилизация каменного века, металлов у них почти не было, медь ценилась дороже золота, а железа вовсе не знали! И не только машин не было, а даже колёс обыкновенных! И вдруг внезапно всё у них появилось - и металлургия, и машиностроение, и автоматическое оружие, и электроника, и нефтедобыча, и химия... И даже фармакология!
--
Да, западноевропейцев они химией травили, и членовредителей тоже... Тогда у ацтекских вторженцев было в основном четыре образца оружия - автоматический карабин, дальнобойная винтовка, револьвер и миномёт, из которого неплохо стреляли не только осколочными, но и хлорпикриновыми минами. Иногда были ещё пулемёты, лёгкие пушки и охотничьи картечные ружья. И вездеходы на газогенераторах...Этого хватало для быстрых побед - у европейцев тогда были всего-то дульнозарядки да ножики... Вот и прошли сквозь них, как на параде! Один ацтек мог шутя выкосить целую колонну...
--
Оружие - это ещё не всё... Но вот откуда у ацтеков взялись океанские корабли и умение на них плавать?!... Они же были чистейше сухопутным народом и плавали разве что на чинампах по Тескоко... И откуда у них взялись летательные аппараты, нагонявшие такой ужас на завоёвываемые народы?!... И откуда взялась у них эта терминология, там же множество эллинских и латинских корней... Как там в ихней песне поётся: "Бог Хлорциан похож на туман, бог Хлорциан карает обман..." Почему-то нигде, кроме этой песни, такой бог не упоминается...
--
Вспомните ещё подробности ацтекского взлёта. Когда читаешь историю, создаётся впечатление, что им было заранее всё известно - где какая природа, где какие народы, и даже карты всего шарика у них внезапно появились из пустоты... ещё и с пометками, где какие ископаемые... И подробные инструкции, как с кем поступать, коим ацтеки тщательно следовали - потому и нашему народу удалось устроиться не так уж плохо. На теокалли мы восходим добровольно! И, вовсе непонятно, почему они к нам присоединили земли от Везера до Аляски, и выставили это как большое благодеяние... Ещё и провозгласили это исполнением воли полубогов-попадотлей...
--
Есть и такое мнение - что эти самые мифические попадотли были пришельцы из другого мира, научившие ацтеков очень многому и поднявшие уровень их цивилизации с каменного века до машинного, едва ли не атомного... Не то со звёзд прилетели, не то из параллельных миров прокололи...
--
Сомнительное мнение. Если со звёзд - почему именно ацтеков так возвысили?!... Если проинструктировали хорошо относиться к нашему народу, то почему наш народ не научили тому же?!... И откуда на звёздах такая терминология - или у эллинов тоже были свои попадотли?!... Слово-то это тоже вроде как эллинское, почти Попандопуло... И почему больше не прилетают?!... А если они из параллельных миров - опять-таки почему больше никто не появляется?!...
--
Было ещё такое мнение, что попадотли - это пришельцы из будущего, вернувшиеся в прошлое, чтобы изменить историю...
--
Если так, то всё одно всплывает тот же вопрос - почему пришли именно к ацтекам?!... И почему получается так, что сделали всё возможное и невозможное, чтобы ацтеки не только весь шарик прибрали, но и сами собой при этом остались, то есть все свои обычаи сохранили?!... Жертвоприношения - это понятно, нужно же дать возможность Избранникам быть Избранниками, но вот цветочные войны... Они были нужны, когда нехватало мясной пищи, но что за смысл их сохранять в условиях пищевого изобилия?!...
--
Сами ацтеки на эти темы так рассуждают, что народ - это образ жизни, и потому изменить народу Традиции суть то же самое, что истребить народ полностью и освобождённое пространство заселить другим народом... И эти идеи возводят как раз к попадотлям!
--
А не из прошлого ли заявились попадотли?!... Как раз у эллинов была сохранена египетская легенда о стране Атлантиде, которая была на западе от Геракловых Столбов, весьма развитой научно и технически, так, что могла бы весь мир завоевать, но непонятно почему затонула примерно 13 тысячелетий назад. Остались от неё только Азорские острова, бывшие когда-то вершинами высоких гор. Интересно название это - Атлантида, если от него отбросить эллинское окончание, то получается всё тот же самый Ацтлан...
--
Надо будет при случае проконсультироваться у Избранников Атла, Атлатуа, Атлакамани,
Атлакойи, Атлатонин, а заодно и Амимитля...
- Неужели и вправду - древнейшие предки ацтеков смогли каким-то образом удрать в далёкое будущее, к своим одичавшим потомкам, и спрогрессировать их так, что потомкам получилось то, что не удалось предкам - завоевать весь мир?!...
--
Если легенды о попадотлях хорошо копнуть, то получается, что это вроде как высокоразумные существа, но пришли они перво-наперво именно к ацтекским жрецам, а всё остальное содеяли уже во-вторых... Так что это ещё посмотреть, были ли попадотли или всё это сказки жрецов...
--
Между прочим, как раз в этом году будет 555 лет от пришествия попадотлей... Но вроде как никто в Мексике это особо не отмечает... И почему-то никаких таких храмов попадотлям не построено, и даже изображения попадотля никто не видел... неужели это всего лишь мифические персонажи, в которых даже сами ацтеки не очень-то верят?!... Но как же тогда получилось, что их предки внезапно поумнели?!...
--
Сами ацтеки как раз находят всё это в порядке вещей - что их предки внезапно поумнели и усилились... Да и мы, в принципе, тоже... Разве есть среди нас такие, кто хотят, чтобы всё стало как до ацтеков, когда наши предки были зажаты между западноевропейцами и членовредителями и были вынуждены свирепо бороться за выживание?!... И разве есть среди нас желающие отменить систему Избранничества?!...
--
Как раз наоборот! Многие сожалеют, что они не Избранники или их постельные девочки, и потому вынуждены работать! Но - надеются, что если не они сами, то хоть их потомки станут Избранниками...
--
С чем их и поздравляем!...
Тем временем по телевизору закончилось сообщение о полёте космического корабля, и началась слезливая мелодрама западноевропейского производства, как какому-то знатному западноевропейцу выпало участие в цветочной войне; он этого, разумеется, не хотел, да деваться было некуда.
Избраннники с сонным видом слушали, как киногерой поёт под гитару:
На мне тогда был новенький мундирчик,
А на тебе - малиновая шаль.
Но твой папаша был ко мне придирчив,
Мне потерять пришлось тебя, а жаль...
На мне уже болтались аксельбанты,
Всех умилял блеск новых эполет.
Со мной знавались в Лиссабоне франты,
У дам мадридских новых ждал побед...
Я им читал французские сонеты
В ночном саду в последнюю весну,
И под луной светились эполеты,
С которыми ушёл я на войну...
Вас ждёт курорт и винные фонтаны,
Меня же ждёт цветочная война,
Придётся мне взойти на теокалли,
А вас уже несёт в Чимор волна...
Сказал бы я заморским мореходам -
"В Миктлан бы вас!", иначе б я не смог.
Я счастлив тем, что ты спаслась от жертвы,
Ну что ж, прощай, храни тебя Тлалок...
--
Так и должно быть! - прокомментировали фильм Избранники - им цветочные войны, а нам культ Избранников с многолетней подготовкой!
--
Как говорят злые западноевропейские языки, с многолетним откормом и нагулом...
--
А хотя бы и так - нас оно устраивает, а это главное!
--
И их бы устроило, если бы им было дозволено...
--
Что да, то да...
Примечания.
Пантеон Ацтекских богов
Аколмистли (Acolmiztli) - бог подземного мира.
Аколнауакатль (Acolnahuacatl) - бог подземного мира.
Акуэкукиотисиуати (Acuecucyoticihuati) - богиня океана, проточной воды и рек. Связана с культом Чальчиутликуэ - является её ипостасью. Покровительствует работающим женщинам.
Амимитль (Amimitl) - бог озёр и рыбаков.
Астлан - "Страна цапель", мифическая прародина ацтеков. В сказаниях описывается как остров посреди большого озера. Первоначально ацтеки, как и другие народы науа, считали своей прародиной Чикомосток - страну, находившуюся где-то на северо-западе от долины Мехико. Миф об Астлане возник после образования у ацтеков собственного государства.
Атл (Atl) - бог воды.
Атлакамани (Atlacamani) - богиня штормов, берущих начало в океане.
Атлакойя (Atlacoya) - богиня засухи.
Атлатонин (Atlatonin) - одно из имён ацтекской богини-матери.
Атлауа (Atlaua) - "Владыка вод", могущественный бог воды. Ассоциируется со стрелой (атлатль). Также является богом покровителем рыбаков.
Айаутеотль (Ayauhteotl) - богиня инея и тумана, наблюдаемых только ночью или рано утром. Ассоциируется с тщеславием и знаменитостью.
Иламатекухтли - "Старая владычица", в мифологии ацтеков богиня, связанная с культом земли и маиса, первая жена Мишкоатля, одна из ипостасей богини земли и деторождения Сиуакоатль.
Истаксиуатль (Iztaccihuatl) - "Спящая женщина". Дочь ацтекского правителя, возлюбленная Попокатепетля. Боги превратили их в горы.
Ицлаколиуке (Itzlacoliuhque) - бог обсидианового ножа. Одно из воплощений Тескатлипоки.
Ицли (Itzli) - бог каменного ножа и жертвоприношений.
Ицпапалотль - "Обсидиановая бабочка", богиня судьбы, связанная с культом растений. Первоначально была одним из божеств охоты у чичимеков. Изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах. Была убита Мишкоатлем.
Ишкуина (Ixcuina) - богиня похоти, покровительница проституток и изменяющих супругов.
Иштлильтон (Ixtlilton) - "Чёрное личико", богиня медицины, здоровья и исцеления, а также празднеств и игр. Ей совершались жертвоприношения, когда ребёнок начинал говорить; больных детей лечили водой из кувшинов, стоявших перед статуей Иштлильтон.
Камаштли (Camaxtli) - бог войны, охоты и судьбы. Творец огня. Один из 4 богов, создавших мир. Является также племенным богом чичимеков.
Кецалькоатль (Quetzalcoatl) - "Пернатый змей". В мифологии ацтеков и тольтеков бог-демиург, создатель человека и культуры, владыка стихий. Один из основных богов тольтеков, ацтеков и других народов центральной Мезоамерики. Он принимал участие в создании и разрушении различных мировых эпох, и правил одной из мировых эпох, создав для этой эпохи человека из костей людей предыдущих эпох, собранных в Миктлане. Также он является и богом ветров Эхекатлем (одна из его форм), и богом вод, и изобилия. В качестве бога вод, он повелевал молниями, которые по своим формам напоминали ацтекам силуэты небесных змей. Считается, что он сын Коатликуэ и брат-близнец Шолотля. Как носитель культуры, он подарил миру кукурузу (маис) и календарь, и является покровителем искусств и ремёсел. По одному из мифов, после смерти он превратился в утреннюю звезду (Венеру) и стал ассоциироваться с Тлауицкальпантекухтли. У тольтеков его оппонентом выступал Тецкатлипока ("дымящееся зеркало"). Позже ацтеки сделали из него символ смерти и возрождения, и покровителя жрецов. Жрецов высших санов называли его именем - Кецалькоатль. Бога Кецалькоатля часто ассоциируют с правителем-жрецом тольтеков Топильцином Се Акатлем, правивший Тулой в Х в. Жрец был сыном Мишкоатля (Камаштли) и Чимальман, и был рождён в Мичатлауко (Michatlauhco) "Глубокие воды, где водится рыба". Культ Кецалькоатля был широко распространён в Теотиуакане, Туле, Шочилько, Чолуле, Теночтитлане и в Чичен-Ице.
Коатликуэ (Coatlicue) - "Она в платье из змей", Коатлантонан - "Наша змеиная мать". Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключено начало и конец жизни. Её изображали в одежде из змей. Она - мать бога солнца Уитцилопочтли. По мифу, Коатликуэ была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа ("400 южан-звёзд") и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек ("змеиная гора"), чтобы принести жертву. Коатликуэ - олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды. Одновременно Коатликуэ - богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее.
Койольшауки (Coyolxauhqui) - "Золотые колокольчики". Богиня земли и Луны. Контролирует 400 божеств звёзд Уицнауна. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.
Койольшауки (исп. Coyolxauhqui -- "Золотые колокольчики") -- в мифологии ацтеков богиня Луны и (по некоторым версиям) Млечного пути. Изображалась с золотыми колокольчиками, или шарами, на щеках. Старшая дочь богини Коатликуэ, которую та родила от обсидианового ножа, и сестра 400 богов южного звёздного неба Сенцонуицнауа. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.
Когда Коатликуэ забеременела от шара из перьев колибри, Койольшауки сочла её опозоренной и убедила братьев убить мать, чтобы смыть оскорбление. Однако Уицилопочтли выпрыгнул из чрева матери в полном воинском облачении и убил сестру, а братьев обратил в бегство и многих перебил. Пылающим змеем Шиукоатлем он отрубил Койольшауки голову, которая упала к подножью храма Коатепек, где скрывалась Коатликуэ. Затем он забросил отрубленную голову высоко в небо, где та стала луной (таким образом, Коатликуэ могла каждую ночь видеть на небе лицо своей дочери). Тело сестры Уицилопочтли расчленил и бросил в глубокое ущелье.
Считается, что в мифе о смерти Койольшауки отражено представление о солнце, олицетворяемом Уицилопочтли, которое разгоняет ночную тьму. Койольшауки можно считать ацтекской ипостасью лунного божества Мецтли, обычно изображаемого мужчиной. Как правило, её представляли в виде воительницы -- с обнажённой грудью, но со шлемом на голове и со змеями (или верёвками) на руках и вокруг талии, либо в виде отрубленной головы. Там, на круглом камне в основании лестницы Главного храма Теночтитлана, Койольшауки изображена распростёртой ничком, с отсечёнными от тела конечностями и головой и черепом, привязанным к поясу.
Кочиметль (Cochimetl) - бог коммерции, покровитель торговцев (купцов).
Майяуэль (Mayahuel) - в мифологии ацтеков первоначально одна из богинь плодородия, затем богиня, давшая людям агаву и алкогольный напиток октли. Богиня магуэй (вид агавы). Превращалась в магуэй, вселяя в растение чары долголетия. Изображалась в виде женщины с 400 грудями.
Макуильшочитль (Macuilxochitl) - "5 цветок". Бог музыки и танцев. Бог весны, любви и веселья, покровитель искусств. Другое имя - Шочипилли.
Малинальшочи (Malinalxochi) - сестра Уицилопочтли. Волшебница имеющая власть над скорпионами, змеями и другими жалящими и кусающими насекомыми пустынь.
Мецтли (Metztli) - лунный бог.
Мештли (Mextli) - главный бог мексиканцев, давший название страны. Часто его ассоциируют с Уицилопочтли. Ежегодно ему приносили в жертву сотни людей. Мешитли был богом войны и штормов.
Миктлан (Mictlan) - в мифологии ацтеков загробный мир, делившийся на девять уровней. Последний уровень подземного мира, располагался на севере. Все души, за исключением воинов павших в боях, женщин и детей, умерших во время родов (они отправлялись в Тонатиуичан или "Дом Солнца"), и утопленников (они попадали в Тлалокан), попадали в него, где обретали вечный покой. Однако, чтобы добраться до Миктлана, душам приходилось совершать полное опасностей путешествие. Во время похорон мёртвых наделяли магической силой и при помощи бога Шолотля они могли удачно добраться до Миктлана. Путь туда длился четыре дня. Умерший должен был пройти между двумя грозившими раздавить его горами, при этом - избежать нападения змеи и гигантского крокодила, пересечь восемь пустынь, подняться на восемь гор, вынести морозный ветер, метавший в него камни и обсидиановые лезвия. Последнее препятствие - широкую реку покойник пересекал на спине маленькой красной собаки. Добравшись до правителя Миктлана - Миктлантекухтли, умерший подносил ему свои дары и получал своё место в одной из девяти преисподних.
Миктлантекухтли (Mictlantecuhtli) - "Владыка царства мёртвых". В мифологии ацтеков владыка загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами; его постоянные спутники - летучая мышь, паук и сова. Его жена - Миктлансиуатль. Согласно мифам, Кетцалькоатль спустился в 9-ю преисподнюю к Миктлантекули за костями умерших, чтобы создать новых людей. Зная, что Миктлантекухтли недоверчив и склонен к обману, Кетцалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Рассерженный Миктлантекухтли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. Торопясь, Кетцалькоатль споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кетцалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту.
Миктлансиуатль (Mictlancihuatl) - супруга Миктлантекухтли, богиня подземного мира.
Мишкоатль (Mixcoatl) - "Облачная змея", Истак Мишкоатль - "Белая облачная змея", Камаштли - бог звёзд, полярной звезды, охоты и войн, и туч, отец Кетцалькоатля. Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культами Уитцилопочтли и Кетцалькоатля и рассматривается как прародитель племён науа. Иногда в мифах он является ипостасью Тескатлипоки - он разжёг первый огонь, использовав для этого небесный свод, который раскрутил вокруг оси как сверло. Он сын Сиуакоатля и отец Шочикецаль, а также Уицилопочтли, рождённого от Коатликуэ. Изображался с копьеметалкой (атлатль) и дротиками в руках. Он убил Ицпапалотль ("обсидиановую бабочку").
Нагуаль (Nagual) - дух-покровитель в образе животного или растения. Для определения Нагуаля около хижины новорождённого рассыпали песок; появившиеся утром на нём следы и указывали животное. У каждого бога и человека есть свой нагуаль, с которым он разделяет судьбу до самой смерти. Например, у Уицилопочтли нагуаль - колибри, у Кецалькоатля - пернатая змея, у Тецкатлипоки - ягуар, у Тонатиу - орёл.
Науаль (Nahual) - покровители (защитники) смертных. Они созданы из той же материи, что и смертные. У каждого смертного есть свой науаль, который приглядывает за ним.
Нанауацин (Nanauatzin) - бог, пожертвовавший собой, чтобы солнце и дальше могло светить. Покровительствует храбрым и мужественным людям.
Омакатль (Omacatl) - "2 тростник". Бог праздников и удовольствий. Является одним из аспектов Тескатлипоки. На одном из празднеств делали из маиса фигурку бога, а потом съедали её.
Омесиуатль (Omecihuatl) - богиня-творец. Жена Ометекухтли. В ацтекской мифологии было два прародителя всего сущего - богиня Омесиуатль и её муж Ометекухтли.
Ометекухтли (Ometecuhtli) - "2 Владыки ". Бог-творец, бог огня. Занимал самое высокое место в ацтекском пантеоне богов. Владыка (или бесполый господин) двойственности и единства противоположностей. У него не было чёткого культа и центра его культа, но считается, что он присутствовал в каждом ритуале и в каждой вещи во всём мире.
Ометеотль (Ometeotl) - божество противоположностей. Совмещал в себе и женское и мужское начало.
Опочтли (Opochtli) - "он, кто разделяет воду", древний чичимекский бог рыболовства, охоты и ловли птиц ловушками. Возможно ему поклонялись ещё в Астлане.
Патекатль (Patecatl) - "Он из страны лекарств", бог исцеления, плодородия и алкогольного напитка октли - "владыка корня пульке" - является олицетворением трав и корней, необходимых для приготовления октли. Муж богини Майяуэль, вместе они являются родителями Сенцон Тоточтин ("400 кроликов"). Изображался с топором и щитом или с листом агавы и копательной палкой в руках. Первоначально был божеством хуастеков.
Попокатепетль (Popocatepetl) - молодой воин, влюбившийся в Истаксиуатль, дочь правителя. Боги, сжалившись над ними, превратили их в одноимённые горы.
Сенцон Тоточтин (Centzon Totochtin) - "400 кроликов". Группа распутствующих и пьянствующих божеств.
Сенцонуицнауа (Centzonuitznaua) - боги южных звёзд. Являются братьями бога-солнца Уицилопочтли, выступившими против него.
Сивататео (Civatateo) - упоминания об этих вампирах восходит к ацтекской мифологии, считается, что они служили богам. Так, они обладают магическими силами жрецов. Все они являются - знатными женщинами, умершими во время родов и вернувшиеся на землю. Эти существа подкрадываются к путешественникам на перекрёстках дорог и прячутся в храмах или в церквях. Вид у них ужасающ (сморщенные, ссохшиеся), и они белые как мел. У них на одеждах и на теле (татуировки) часто встречаются рисованные головы мертвецов или другие глифы.
Синтеотль (Centeotl) - "Бог кукурузы", божество молодой кукурузы. Является сыном Тласольтеотль и, иногда, упоминается в качестве мужа Шочикецаль. Изображался в виде юноши с наполненной кукурузными початками сумкой за спиной и палкой-копалкой или початками в руках. В некоторых мифах выступает в женском облике. В древности, до ольмеков, Синтеотль почитался у всех жителей Мезоамерики под разными именами; ацтеки заимствовали его культ у хуастеков. Он считался покровителем земледельцев и золотых дел мастеров, живших в Шочимилько.
Сипактли (Cipactli) - в мифологии ацтеков самое первое морское чудовище, имеющее вид одновременно рыбы и крокодила, из которого боги Кецалькоатль и Тескатлипока создали землю. Тескатлипока пожертвовал своей ногой ради этого чудовища. Другое олицетворение земли - Тлальтекухтли, имевшее облик полужабы-полуаллигатора, было мужским; по некоторым мифам, Сипактли - жена Тлальтекухтли.
Ситлалатонак (Citlalatonac) - бог-творец. Со своей супругой Ситлаликуэ создал звёзды. Является одной из ипостасей Тонакатекухтли.
Ситлаликуэ (Citlalicue) - "Одежда из звёзд". Богиня-творец. Жена Ситлалатонака.
Сиукоатль (Ciucoatl) - богиня земли.
Сиуакоатль (Cihuacoatl) - "Женщина-змея". Одно из древнейших божеств в мифологии индейцев Центральной Америки. Богиня-мать земли, войны и деторождения, мать Мишкоатля. Покровительница родов и женщин, умерших во время родов, а также покровительница повивальных бабок и повелительница сиуатетео. Она помогала Кецалькоатлю в создании первых людей этой эры, которые созданы из костей людей предыдущей эры и крови старых богов, самопожертвовавшихся для этой цели. Изображается в виде молодой женщины с ребёнком на руках или в белой одежде, с черепом вместо головы, вооружённая копьеметалкой и щитом; иногда двухголовой. Её крик сигнализирует начало войны. Культ Сиуакоатль был особенно популярен в ипостаси Тонацин, а центр её культа находился в городе Кулуакан.
Сиутеотео (Ciuteoteo) - духи подземного мира, живущие под патронажем Сиуакоатль. В образе орлов, спускают солнце с неба, когда оно находится в зените, домой в подземный мир, принося болезни детям. Также они являются душами женщин, умерших при первых родах или тех, кто был воинами.
Талокан (Talocan) - место жилища ацтекских богов.
Такатекухтли (Tacatecutli) - бог торговцев и путешественников.
Таматс (Tamats) - бог ветра и воздушных масс народов Мексиканской долины.
Теноч - в мифологии ацтеков культурный герой, сын бога Истак-Мишкоатля. В образе Теноча слились легенды об историческом лице, предводителе ацтеков во время их переселения в долину Мехико. При нём ацтеки основали на острове посреди озера Тескоко свою столицу, названную в его честь Теночтитланом.
Теккистекатль (Tecciztecatl) - "Старый бог луны". Бог луны, представляющий её мужской аспект. Изображался старцем, несущим на спине большую белую морскую раковину.
Теояомкуи (Teoyaomqui) - бог мёртвых воинов, один из богов смерти. Известен также под именем Уауантли.
Тепейоллотль (Tepeyollotl) - "Сердце гор", бог земли, гор и пещер. По его вине происходят землетрясения и считается, что эхо тоже создаётся им. Его тотем - ягуар.
Тескатлипока (Tezcatlipoca) - в мифологии ацтеков и майя один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира. Бог ночи и всего материального в мире, бог северной стороны света. Он носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе (Itlachiayaque) - "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и убивает врагов, и поэтому его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl - зеркало, Ipoka - дымящееся). Ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире. А в правой руке он держит 4 стрелы, символизирующие наказание, которое он может наслать на грешников людей. Как владыка мира и естественных сил являлся оппонентом духовного Кецалькоатля и иногда выступал в роли искусителя людей. Наказывая зло и поощряя добро, он испытывал людей искушениями, пытаясь спровоцировать их на совершение греха. Также он был богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек. Однажды он соблазнил богиню цветов Шочикецаль, жену бога Шочипилли, т.к. она была очень красивой, под стать ему самому. Ещё довольно часто его воспринимали как колдуна, изменяющего образы и бога мистических сил. Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси: Мойокояцин (Moyocoyatzin) - "Непостоянный творец", Титлакауан (Titlacahuan) - "Он, чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa) - "Пересмешник", Мойокояни (Moyocoyani) - "Создатель самого себя", Ипалнермоани (Ipalnermoani) - "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе (Nahuaque) - "Ночной Ветер".
Тетеоиннан (Teteoinnan) - мать богов. Ипостась Тласольтеотль.
Титлакауан (Titlacauan) - один из образов бога Тескатлипоки. Саагун упоминает, что больные поклонялись Титлакауану в надежде на его милосердие. На перекрёстках всех дорог ставили каменные сиденья, называемые Момустли (Momuztli), украшенные цветами (которые меняли каждые 5 дней) в честь одного из самых почитаемых божеств.
Тлалок (Tlaloc) - "Заставляющий расти", бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя - Чак, у тотонаков - Тахин, у миштеков - Цави, у сапотеков - Косихо-Питао. Его культ получил распространение со 2 в. до н.э., потеснив более древний культ Кетцалькоатля. Тлалок изображался антропоморфным, но с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. На голове Тлалока - зубчатая корона, тело - чёрного цвета, в руках - змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса, или кувшин с водой. По представлениям ацтеков, Тлалок - по природе благодетельное божество, но может вызвать наводнения, засухи, град, заморозки, удары молнией. Считалось, что он живёт на вершинах гор или во дворце над Мексиканским заливом, где образуются облака. В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (поэтому Тлалок изображался иногда в виде кувшина). Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Тлалоков ("мальчиков дождя"), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом; в их ведении были и реки, и озёра. С Тлалоком были связаны лягушки и змеи. Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку. Поэтому в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики. В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. Первой женой Тлалока была Шочикецаль, а затем Чальчиутликуэ; и по некоторым мифам он считается отцом бога луны Теккистекатля. Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде. На горе Тлалок, близ Теночтитлана, была воздвигнута большая статуя Тлалока из белой лавы с углублением в голове. В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений. Тлалок был владыкой 3-й из 5 ацтекских мировых эпох.
Не был богом-создателем, он сам был создан другими богами. Считалось, что Тлалок живет на вершинах гор или во дворце над Мексиканским заливом. Во внутреннем дворе его жилища, в каждом из четырёх углов стоят четыре больших кувшина. В них содержатся дождь, засуха, болезни растений и ливни. Поэтому Тлалок иногда изображался в виде кувшина. Тлалок мог насылать ревматизм, подагру и водянку (ацтеки полагали, что люди, умершие от этих болезней, а также утопленники, после смерти попадали в рай Тлалока).
Был благодетельным божеством, однако мог вызывать наводнения, засухи, град, заморозки, удары молнией.
Изображался антропоморфным, с глазами совы или кругами в виде змей вокруг глаз. Тлалок носил зубчатую корону, имел тело чёрного цвета. В его руках был змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса, или кувшин с водой.
Тлальтекухтли (Tlaltecuhtli) - "Владыка земли". Земное чудовище имевшее облик полужабы-полуаллигатора; по некоторым мифам, женой Тлальтекухтли является Сипактли.