Г. Врублевская, "Бабочки в цифровом музее". СПб.: Союз писателей Петербурга, 2020.
Мне, заядлому читателю фантастики, всегда прелестен мир воображаемого будущего. Я видел миры глазами писателей-фантастов мужчин, но реже - женщин. Далёкие от реализма писательницы всё чаще пишут про сказочное фэнтези или романтическую фантастику, но иногда и в хоррор любят заглядывать. Во что-то чисто научно-фантастическое их не затащишь. И уж тем более в жанре киберпанка (мире сюжетов про электронные Сети и виртуальную реальность) не встречается опытных писательниц. Видимо, для них весь этот кибер-шмимер - непонятное нагромождение иллюзорности.
Но, повстречав название этой книги, я для собственного развлечения решил прочесть роман. Первые мои ассоциации от названия выстроились в такую догадку: это будет история про "бабочек в животе" у легкомысленной особы, которая гуляла по Сети в поисках любовных похождений для своей коллекции разбитых мужских сердец, но нашедшей - безграничную любовь, которая вернула героиню на материальную землю в союзе с прекрасным молодым человеком.
А оказалось почти что именно так, но:
1) автор более чем взрослый, чтобы не спуститься в легкомысленное графоманство;
2) роман более чем нетипичный, чтобы можно было его занести под определённую читательскую аудиторию;
3) сюжет более довлеет к жанру реализма, но и элементы киберпанка в них - неотъемлемая часть, влияющая на происходящее.
В общем, это некая женская версия фильма "Матрица", в которой героиня возвращается в обновлённую версию своего прошлого. В отличие от фильма, в этой книге параллельный мир не является настоящим, но он предстаёт дополненной версией с прорисовкой тех событий, которые бы хотелось переиграть по-новому.
Из аннотации о героине известно: "Директор музея игровых автоматов Полина Зайцева участвует в разработке цифрового аттракциона. Надев особый шлем и очки, она попадает в знакомые обстоятельства личного прошлого, созданные по старым фотографиям из её альбома".
Всё именно так. И согласятся со мной многие, что такая мысль приходила каждому, кому есть что повспоминать из пройденных этапов жизни. Взглянуть на прошлое, которого не вернуть в материальном плане, - мечта обыкновенных граждан. И даже по чужим воспоминаниям приятно прогуляться. Тем более, когда не каждый раскрывается о самом сокровенном. И только в книгах изливается душа. Писатели в миру порою замкнуты, а в книгах - нараспашку.
А ещё становится заманчивей, когда распахивается перед тобою... женщина. И тем отрадней, что не увидим мы здесь излишне грязного белья из бытовых историй, но окунёмся в мир воспоминаний умной женщины. Кстати, поток мужского восприятия не будет утомлён поверхностной игрой словами. Соткан сам роман не только из массы впечатлений о давно минувшем, но и весь сюжет завязан на художественном осмыслении грядущих перемен в глобальном окружении героини.
Авторскую задумку можно выразить прямым текстом: "Соглашаясь на участие в эксперименте - репетировать новое прошлое, - Полина планировала создать его идеальную версию".
Это плавный переход от нашей действительности в мир киберпанка глазами женщины, познавшей эпоху перемен. Замысел книги, как мне кажется, держится не на одном лишь желании со стороны автора закрыть гештальт нереализованных решений молодости, но - как попытка осмысления своих упущенных поступков. Это намеренное возвращение к тем далёким первым ощущениям через осознание своей индивидуальности, которая была полна противоречий.
Соблазн несоизмеримо велик: совершить всё то, что хочется на самом деле, а не то, что посчитается правильным со стороны общественного окружения. Закрытость эксперимента для всех остальных ещё сильнее толкает героиню на испытание запретного плода. И наблюдение за этим в книге не остаётся лишь отстранённым взглядом досужего читателя. Есть постоянный соблазн испытать в уме новую инициативу. Подавляющее большинство любопытствующих, я думаю, захочет повторить эксперимент и с самим собой, переиначив схожую ситуацию из книги на свой лад, а в идеальном случае - согласится полностью с решением главной героини.