Зырянов Сергей Аркадьевич : другие произведения.

Боян

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Историческая лирика


Боян.

...которыи дотечаше,

та преди песнь пояше

старому Ярославу,

храброму Мстиславу...

(Слово о полку Игореве).

   Усобицы былых времён,
   разборки первых киевлян...
  
   Неужто ими вдохновлён
   ты, вещий, праведный боян?
   Ты украшаешь вязью слов
   льняную чистоту идей,
   когда пускаешь соколов
   на стадо белых лебедей.
   В сердца влетают прямиком
   те песни, что играешь ты.
   О ком же всё-таки, о ком
   глаголят вещие персты?
  
   ...Князья Мстислав и Ярослав,
   как две собаки за мосол,
   полки несметные собрав,
   дрались за киевский престол;
   и это в княжеской судьбе
   была единственная цель.
   Мстислав союзников себе
   покликал из чужих земель.
   Одним движением руки,
   в пылу борьбы остервенясь,
   вперёд наёмные полки
   пустил тьмутараканьский князь.
   Наверно, только он один
   изобрести такое мог,
   и впереди его дружин
   шёл гордый яс и шёл касог.
  
   Князей опять попутал бес.
   Войска рубились напролом,
   слепила молния с небес,
   и грохотал над сечей гром;
   и в глубине чужой земли,
   оставив родину свою,
   касоги, ясы полегли
   с дружиной киевской в бою.
   Кто выжил, бросились стремглав,
   а поле битвы при луне,
   как победитель, князь Мстислав
   объехал на лихом коне.
  
   Вот глянул он, остановясь:
   степные дали скрыла мгла,
   вокруг, где мог увидеть князь,
   лежали мёртвые тела.
   И гордый князь подвёл итог,
   сказал он: "Кто тому не рад?
   Вот киевлянин, вот касог,
   вот яс убитыми лежат.
   Дружина же моя цела", -
   и тронул своего коня.
  
   Хоть сеча знатная была,
   но от того лихого дня
   большой победы не нашёл
   Мстислав ни сердцу, ни уму;
   и киевский высокий стол
   в итоге не был дан ему;
   и не служили никогда
   ему ни яс и ни касог,
   и Ярослав уж без труда
   ему отпор устроить смог;
   и тяга к войнам прижилась
   надолго к нашему двору,
   и Русь Святую в первый раз
   разгородили по Днепру.
  
   Вот так рвались к тщете мирской
   владимирские сыновья,
   такими в памяти людской
   остались гордые князья.
   Один был Мудрым наречён,
   другой прозвался Удалым...
  
   Усобицы былых времён
   витают в прошлом, словно дым.
   Когда разодрана страна,
   и свой правитель, словно тать,
   зачем, боян, твоя струна
   могла им "славу рокотать"?
  

15.07.06.

Волхв и князь Глеб.

   Гудит толпа на Новгородском вече,
   в дыхании людей порхает снег;
   он падает на головы и плечи...
  
   А на дворе одиннадцатый век,
   и на Руси с Великого Крещенья
   тогда ещё и века не прошло;
   и шли по Новгородчине волненья,
   входила смута в каждое село.
   На церковь и на князя гнев Перуна
   пророчили пришедшие волхвы.
   Звенели в душах дремлющие струны,
   язычество не шло из головы.
  
   И вот пред новгородскою толпою
   вещал пророк, от гнева распалясь.
   Сжимая топорище под полою,
   волхву навстречу вышел местный князь.
   Он был ещё неопытен и молод,
   но твёрдым был князь новгородский Глеб.
   А прорицатель кликал мор и голод,
   и голос у него всё больше креп.
  
   ...Морозный пар над площадью витает,
   и люди словно в облаке, в дыму...
  
   Князь Глеб спросил, о чём кудесник знает.
   "Я знаю всё!" - ответил волхв ему.
   Когда над ухом верещит сорока,
   обычно князь не замечал её,
   но здесь не так... И Глеб спросил пророка -
   он ведает грядущее своё?
   И волхв ему ответил предсказаньем,
   что в будущем устроит чудеса.
   Толпа внимала с гулом и роптаньем,
   но оборвал князь Глеб те словеса:
   - Я знаю - надо мной рука Господня.
   Как встретишь ты вечернюю зарю?
   Скажи мне, волхв, что сделаешь сегодня?
   - Великие дела я сотворю!
   И тут среди морозного тумана,
   идя наперекор людской молве,
   Глеб выхватил топор из-под кафтана
   и рубанул волхва по голове.
   - Я знаю, что над нами есть Всевышний,
   и лишь ему подвластны небеса.
   А это - прорицатель никудышный.
   Ну, где его дела и чудеса?
  
   Стеклянными глазами глядя в небо,
   в конце одной из путаных дорог,
   упав у ног лихого князя Глеба,
   лежал несостоявшийся пророк.
   А Глеб стоял, в руке топор сжимая,
   и кровь на острие не запеклась...
  
   Толпа мгновенно стала, как немая,
   и помолчав, понуро разошлась.

23.06.06.

Земля-кормилица.

   Как-то Владимир поехал с дружиной
   в Новгород, чтоб ополченье собрать.
   Тут же обрушилась чёрной лавиной
   с юга на Русь печенежская рать.
  
   Белгород вмиг оказался в осаде.
   Всем белгородцам пришлось нелегко,
   таяли силы в жестокой блокаде.
   Князь же с дружиною был далеко.
   Приступом взять не смогли печенеги -
   начали жителей брать на измор.
   Въехав нежданно в скрипучей телеге,
   каждому голод стучался во двор.
   Часто у жителей целыми днями
   зёрнышка ржи не бывало во рту.
   Марево зноя легло над полями,
   стало особенно невмоготу.
  
   Люди, собравшись, решили на вече:
   "Надо пустить нам врага на порог".
   Шли приготовиться к горестной встрече,
   но отыскался какой-то дедок.
   Он им сказал: "Погодите сдаваться.
   Жизнь подошла к своему рубежу,
   только она не потеряна, братцы!
   Делайте в точности, что я скажу.
   Вы хоть весь город сейчас обойдите,
   стойте у каждого дома, окна,
   в каждом дворе Христа ради просите
   горстку муки, отрубей, толокна.
   Если попутно достанете мёда,
   будет и вовсе тогда хорошо!"
  
   Люди послушались. После обхода
   каждый дедуле тащил, что нашёл,
   даже медку туесок отыскался.
   Дед им велел два колодца копать.
   Дружно работали, каждый старался...
   В каждый колодец поставили кадь;
   в первую влили болтушки овсяной,
   а во вторую - медовой сыты.
   В хлопотах встретили месяц багряный,
   только управились до темноты.
  
   Утром дедуля пошёл к печенегам.
   Молвил он: "Ходите вы в ковыле,
   дикою степью, наскоком, набегом.
   Гляньте, как водится в Русской земле!"
   И печенеги изрядно дивились,
   дескать, нашёлся такой острослов.
   Только, послушав его, согласились
   в Белгород с дедом направить послов.
   Он и послам говорил по дороге:
   "Можете сколько угодно стоять.
   Раньше меня здесь протянете ноги,
   Белгород наш никогда вам не взять!"
   Видимо, мог изъясняться свободно
   и неустанно втолковывал им:
   "Город продержится сколько угодно,
   и ничего не поделаешь с ним".
  
   Вот он на площадь привёл инородцев.
   "Вижу, не верите нашим словам, -
   старче велел почерпнуть из колодцев
   и протянул печенежским послам, -
   пробуйте сами, чтоб поняли сразу:
   в городе есть и питьё, и еда".
  
   Следом сказал он глубокую фразу:
   "Наша земля нас прокормит всегда!"
  
   В этот же день печенеги ушли
   с нашей кормилицы Русской земли.
  

20.07.06.

Изгой.

   Так повелось на Руси с переходом княженья когда-то -
   жди, как скончается брат, и не ведай дороги другой.
   Если у княжича помер отец раньше старшего брата,
   то на престоле ему не бывать, он не князь, он - изгой.
  
   Во времена Мономаха известен его современник,
   чьи повороты судьбы завивались в узорную вязь.
   Это наследственных правил невольный заложник и пленник,
   это изменник Олег Святославич, Черниговский князь.
  
   После кончины отца он ушёл из родного удела,
   Русскую землю покинув, душою остался он с ней.
   Вскоре с чужбины привёл он войска, и земля загудела,
   вздрогнула наша земля от копыт половецких коней.
  
   А прогонять басурманов всегда было дело благое,
   Русь никогда не терпела лихой иноземный набег;
   и не случайно полки поднимались на князя-изгоя,
   и не случайно в веках "Гориславичем" назван Олег.
  
   Как он глядел на полки, на хоругвях суровые лики,
   цепи червлёных щитов, расположенных против себя?
   Как он рукой направлял против них половецкие пики,
   с помощью вражьих мечей православные души губя?
  
   К цели заветной идя, мудрено не плутать по дороге,
   без путеводной звезды очень трудно с пути не свернуть;
   только неправое дело не будет победным в итоге,
   если вдобавок до цели был выбран неправедный путь.
  
   И оказался Олег Святославич аж в Тмутаракани,
   жизненный путь у него на чужбине согнулся дугой.
   Вскоре хазары продали его, притащив на аркане,
   пленником прибыл на греческий Родос опальный изгой.
  
   Может, бродил он по берегу моря, у пенистой кромки,
   и наблюдал, как работают на Византию рабы?
   Может быть, княжич Колосса Родосского видел обломки
   и размышлял о превратностях русской капризной судьбы?
  
   Свергнутый князь - не колосс, но он снова поднялся из праха,
   снова он с вражеским войском на Русскую землю пришёл;
   в ходе набегов ему удалось потеснить Мономаха,
   и в результате он всё-таки сел на Черниговский стол.
  
   Так одержимый изгой уподобился жалкому плуту;
   к этой намеченной цели он шёл по костям до конца,
   сеял на Русской земле разрушения, горе и смуту,
   чтобы всего лишь потом посидеть на престоле отца.
  

20.10.06.

Кожемяка.

   В который раз, спасая землю от набегов,
   встречал с дружиною Владимир печенегов.
  
   И встали витязи на Трубеже у брода,
   и к ним подъехал печенежский воевода.
   Он крикнул: "Можно обойтись и без поминок!
   Я предлагаю вам устроить поединок.
   В рядах у нас готов могучий, храбрый воин.
   У вас найдётся, кто бороться с ним достоин?
   И если нашего ваш воин одолеет,
   три года нападать на вас никто не смеет.
   А верх одержит наш, тогда не будет мира -
   над вашею землёй нависнем, как секира.
   Так завтра поутру мы начинаем схватку!"
   Закончив, печенег ушёл в свою палатку.
  
   Владимир вдруг нашёл в рядах своих заминку -
   в дружине не нашлось готовых к поединку.
   Князь тут же повелел клич бросить в ополченье,
   что вместе с ним пришло, собравшись на сраженье;
   и этот клич полкам кричали, как на вече,
   но не откликнулся никто на эти речи.
  
   Владимир опечалился и впал в кручину,
   но вот к нему ведут какого-то мужчину.
   Немолодой, в простой рубахе с опояской,
   на князя он глядит с почтеньем и опаской.
   Он молвил, поклонясь: "Здрав буди, светлый княже!"
   А князь: "Так кто бороться будет?" "Ну, не я же! -
   и так продолжил тот немолодой мужчина, -
   скажу я, князь, про своего меньшого сына.
   Он не дружинник, он обычный кожемяка,
   но с детства был всегда драчун и забияка.
   Бока намять любому парню мог он в схватке,
   никто его ещё не бросил на лопатки.
   Сын как-то раз сидел и мял воловью кожу,
   а я за что-то поругал его, и что же?
   Он на слова мои обиделся до страсти
   и разорвал воловью кожу на две части!"
  
   Владимир, это услыхав, велел до ночи
   доставить удальца к себе пред ясны очи;
   и тотчас же его исполнили желанье,
   а кожемяке князь назначил испытанье.
   Вот вывели быка, он был могуч и злобен,
   и отрок показал, на что он был способен;
   он доказал - отец не приукрасил часом,
   клок шкуры у быка он вырвал вместе с мясом.
   Сказал ему Владимир: "Ты готов бороться
   и завтра поутру повалишь инородца!"
  
   Наутро, лишь туман ушёл с большого луга,
   стояли обе рати друг напротив друга.
   В упряжке двух волов огромная телега,
   скрипя, везла вперёд верзилу-печенега.
   Навстречу печенегу вышел кожемяка,
   увидел тот его и насмехался всяко;
   бугай был так велик, на удивленье просто,
   а кожемяка-русич небольшого роста;
   но силища в его руках была медвежья,
   и это ощутила туша печенежья.
   Как отрок обхватил противника руками,
   тот воздух стал хватать синюшными губами;
   он головой поник, как в заморозки озимь,
   его уж мёртвым кожемяка бросил оземь.
   Тут русские полки с восторгом закричали,
   а печенеги дрогнули и побежали.
  
   С победой светлый князь вернулся из похода
   и город основал на Трубеже у брода.
   Он этот городок назвал Переяславлем.
   Там был простой скорняк возвышен и прославлен.
  

21.07.06.

Лисицы.

  
  
  
  
   Качаются шеломы ночи напролёт,
   князь Игорь рать свою на половцев ведёт.
   По балкам хоронясь, из чуткой темноты
   "лисицы брешут на червлёные щиты".
  
   Сгущается туман, плывёт через ручей,
   чуть теплится закат у краешка степей,
   что лишь на первый взгляд бескрайни и пусты.
   "Лисицы брешут на червлёные щиты".
  
   Уже ты за холмом, о Русская земля!
   Кивают в такт векам метёлки ковыля.
   На лик ложится тень, суровеют черты...
   "Лисицы брешут на червлёные щиты"

7.07.86.

Малец-удалец.

   Однажды "отмстил неразумным хазарам"
   лихой Святослав, а не вещий Олег.
   Когда он с дружиной нагрянул к болгарам,
   на Киев с востока пришёл печенег.
  
   Хазары давали отпор печенегам.
   Когда Святослав разгромил каганат,
   не стало препятствий их "буйным набегам".
   Дошли печенеги до киевских врат.
   Без войска остались во Киеве-граде
   и Ольга, и княжеские сыновья;
   и тяжко пришлось им в жестокой осаде,
   и мучились все без еды и питья.
   Врагов подступила несметная сила,
   ни выйти из града, ни вести послать.
   Отчаялись люди, и Ольга спросила -
   не сможет ли кто-нибудь помощь позвать?
   На том берегу собралось ополченье.
   Им надо сказать, чтобы шли наконец,
   внезапный удар принесёт избавленье.
   И вызвался сплавать какой-то юнец.
  
   Сей отрок откуда-то знал печенежский;
   Он слез со стены и с уздечкой в руке
   сквозь стан печенегов спокойно, без спешки,
   немедленно стал пробираться к реке.
   На лике его не читалось тревоги,
   он шёл, не скрываясь, средь белого дня;
   у всех, кто попался ему по дороге,
   он спрашивал: "Вы не видали коня?"
   Дошёл он до берега, скинул одежду
   и бросился вплавь по днепровской волне.
   Следили за ним, не теряя надежду,
   и все со стены, и на той стороне.
   Враги же замешкались, странное дело -
   сначала никто на него не смотрел.
   Когда спохватились, посыпались стрелы,
   но только уплыть уж поспел наш пострел.
   А там собралось уж немало народа,
   стояли десятки ладей по Днепру.
   Послушав юнца, порешил воевода
   в ладьях на врага выступать поутру.
  
   Назавтра, чуть свет, трубачи затрубили,
   поплыли бойцы на врага, помолясь.
   Спросонок вскочив, печенеги решили,
   что с войском явился сам киевский князь.
   В ту пору о нём печенеги слыхали
   и знали - за Киев порвёт на меха,
   такую обиду простит он едва ли.
   Решили они отойти от греха.
   Лишь князь печенежский обратно вернулся -
   меняться оружием, мира просить...
  
   А если б юнец по дороге споткнулся,
   княгине, сынам головы не сносить?
   Вершитель судьбы у страны и народа -
   конечно, правитель, герой иль подлец;
   но пишет порою историю рода
   такой безымянный малец-удалец.
  

19.07.06.

Мстислав и Редедя.

   Мы в былом не разберёмся толком...
   Вот, к примеру, где сейчас Тамань,
   в давние века Руси осколком
   было княжество Тмутаракань.
   Звучное и странное названье
   и до наших дней дошло легко.
   Если говорят: "В Тмутаракани",
   значит, где-то очень далеко.
   В ходе лет немногое осталось
   от подобных позабытых стран.
   В "Слове о полку..." упоминалась
   некая их статуя - "болван".
   И когда-то в той Тмутаракани,
   "вотчинной землёй" своей назвав
   плодородный чернозём Кубани,
   правил благородный князь Мстислав.
   Были беспокойные соседи,
   и звались касогами они;
   правил ими некий князь Редедя.
   ...И настали там лихие дни...
  
   Буйство за собой влекло расплату.
   Невозможно избежать её,
   коль в ту пору говорил брат брату:
   "Это всё - моё, и то - моё!"
   Что тогда имущество соседа
   для варяжской буйной головы?
   А Мстислав имел характер деда,
   знал и клич его: "Иду на вы!"
   Гордый пыл в воинственных мужчинах
   создавал врагов, а не друзей.
   Летопись молчала о причинах,
   кто инициатор из князей.
   Времена всегда к живущим строги,
   их не приходилось выбирать...
   И сошлись славяне и касоги,
   встали в чистом поле рать на рать.
  
   И сказал Мстиславу князь касогов:
   "Мы уладим дело меж собой,
   наших ратей даже не потрогав.
   Я зову тебя на честный бой!
   Предлагаю нам самим бороться,
   чтоб людей напрасно не губить".
   Князь Мстислав послушал инородца
   и ответил: "Так тому и быть!"
  
   Вышел на Мстислава князь Редедя,
   вслед ему хвалу кричала рать;
   статью он напоминал медведя
   и, конечно, стал одолевать.
   Чувствуя, что проиграет битву,
   прежде перед боем не молясь,
   здесь же начал возносить молитву
   Богородице наш русский князь.
   Помогла молитва в жаркой схватке.
   Силы все последние собрав,
   положил Редедю на лопатки
   храбрый, благородный князь Мстислав.
  
   Были и тогда бои без правил,
   в летописи - правда, а не ложь:
   князь в живых Редедю не оставил,
   в ход пустил он засапожный нож.
   Хоть поступок был неблагородный
   по морали нашей, не былой,
   но остался в памяти народной
   этот князь Мстислав как Удалой.
  
   "И зарезал он перед полками..."
   Победил... Но резать-то зачем?
   Если ты с врагами, как с волками,
   по сей день не избежать проблем.

17.06.06.

Первая усобица.

   В первый раз расколота держава,
   и пустили княжества в разбег
   сыновья лихого Святослава
   Ярополк, Владимир и Олег.
  
   Ярополку куш достался лучший,
   стал он стольным князем киевлян;
   в Новгороде правил сын Малуши,
   а Олег стал княжить у древлян.
   Что пожнёшь хорошего от розни?
   Каждый князь радел за свой удел,
   против братьев замышляя козни,
   словно нет других, насущных дел,
   словно кто остался неприкаян;
   только постепенно в душу влез
   каждому из них библейский Каин,
   или просто их попутал бес.
  
   Как-то, выезжая на охоту,
   встретил незнакомца князь Олег,
   и ему шепнул из свиты кто-то -
   вот, мол, Ярополков человек
   смеет дичь ловить в твоих угодьях,
   будто княжьей власти нет над ним...
   Князь, от злости путаясь в поводьях,
   парня зарубил мечом своим.
  
   Был убитый сыном воеводы,
   тот свою обиду затаил;
   исподволь, как точат камень воды
   киевского князя он точил:
   "За грехи должна идти расплата,
   князь Олег свою уже нашёл.
   Ярополк, иди войной на брата,
   или он придёт на твой престол!"
  
  
   Князь послушал этого вражину,
   и настал однажды чёрный год -
   Ярополк, собрав свою дружину,
   на Олега выступил в поход.
   Брат на брата вышел, как на волка,
   стали биться в поле рать на рать.
   Постепенно войско Ярополка
   начало древлян одолевать.
   Дрогнула Олегова дружина,
   киевлян не в силах превозмочь;
   и древляне показали спины,
   с поля боя побежали прочь.
   Не ушёл от доли неминучей
   со своей дружиной князь Олег.
   На мосту, ведущем в город Вручий,
   конь его остановил свой бег.
   Надо рвом, спасаясь от погони,
   беглецы толпою собрались;
   сгрудились телеги, люди, кони,
   в толкотне они летели вниз.
   Паника и давка не щадили
   там ни человека, ни коня.
   Победившие потом тащили
   трупы изо рва почти полдня.
   Много полегло тогда народа...
  
   Обнаружив брата среди тел,
   Ярополк спросил у воеводы:
   "Погляди, ты этого хотел?"
  
   И уже Владимир, сын Малуши,
   собирал несметные войска.
   На невинные людские души
   поднялась и у него рука.
   Каждый зрит со своего пригорка.
   У Владимира была своя
   ясная, простая отговорка:
   "Первым брата погубил не я!"
   Ярополк пред киевской оградой
   выступить на бой уже не смог,
   а Владимир обложил осадой,
   запер брата, словно на замок.
   А потом к себе уже обманом
   выманил он брата своего.
   Обошлись с почётом с гостем званым -
   в терем пригласили одного.
   Князя Ярополка два варяга
   подняли с боков на два меча...
  
   Через годы грязная сермяга
   заблистает, что твоя парча.
   Ты грехов хоть полные котомки
   сколько за плечами ни носи,
   князь, тебя потом твои потомки
   назовут Крестителем Руси.
   Князь Владимир, на твоих сединах
   тяжкие пороки, словно дым...
   Только будешь ты воспет в былинах,
   станешь Красным Солнышком, Святым...
  

18.07.06.

Святые князья.

   Почему всякий раз происходят такие раздоры?
   Как скончается князь, так начнётся грызня сыновей...
  
   После смерти Владимира, кажется, не было ссоры
   и причины, приведшей к убийству невинных князей.
   Старший брат Святополк проявил себя истинным лисом,
   захотев в одиночку владеть всею Русской землёй.
   А дружина отца в тот момент находилась с Борисом,
   и в походе с бойцами он был, как с единой семьёй.
   И сказали дружинники князю, идя в чистом поле:
   "У тебя под рукою дружина и войско отца,
   так идём же на Киев! Посадим тебя на престоле,
   и с тобой, князь Борис, мы готовы идти до конца".
   И ответил Борис: "Никогда не пойду я на брата,
   не полезу ему поперёд, ведь за ним старшинство.
   Святополк будет мне, как отец, и восполнит утрату".
   И услышав такое, дружина ушла от него.
   И остались с Борисом лишь верные отроки-други.
   Святополк же, услышав о том, на расправу был скор,
   и как лютые звери, его вышгородские слуги
   вероломно напали в ночи на борисов шатёр.
   В скоротечном бою были отроки все перебиты,
   никого эти лютые звери не брали живьём.
   Не осталось в живых никого из борисовой свиты,
   а Бориса во время молитвы проткнули копьём;
   понадеялись, видимо, - это Господь не услышит.
   Святополк преступил через совесть и через родство,
   а когда он узнал, что в телеге Борис ещё дышит,
   то послал двух варягов, чтоб тут же убили его.
  
   Не упало на голову грешника русское небо,
   не горела под ним плодородная наша земля;
   и он жаждал убить Ярослава, Мстислава и Глеба,
   так хотелось ему одному постоять у руля.
   Приманил Святополк наименьшего брата обманом
   и навстречу направил убийц, словно бешеных псов.
   С юным Глебом они поступили, как с гостем незваным -
   и ни он, и ни свита его не сносили голов.
   Только к Богу успел юный князь обратиться с мольбою,
   чтобы землю отца продолжал от усобиц беречь.
   Предпочёл он за подлость и зло заплатить головою,
   но на брата во имя добра не вытаскивать меч.
  
   Ну, а вскоре пришёл Ярослав с новгородской дружиной.
   Начались "злые сечи", какие не видывал свет;
   эти кровные братья с неистовой злобой звериной
   с переменным успехом дрались ещё несколько лет.
   И пылала земля, затаившись от боя до боя;
   налетал на неё и людей, словно бешеный волк,
   да ещё печенегов и ляхов водил за собою
   Окаянный, каким он остался в веках, Святополк.
   Но крамоле у нас не прижиться, не быть постоянной,
   ей из Русской земли указали с носителем путь.
   Где-то в ляхах бесславно погиб Святополк окаянный.
   Ярослав победил, только братьев уже не вернуть...
  
   В своей жизни они, ни коварства, ни лжи не приемля,
   перед ликом судьбы, перед смертью не прятали глаз.
   Охраняют Святые князья нашу Русскую землю,
   заступаются Глеб и Борис перед Богом за нас.
  
  
  
  
  
  
  

25.07.06.

  

  

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   4
  
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"