Зырянов Сергей Аркадьевич : другие произведения.

Леваневский

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поэма из цикла "Лётчики".


Сергей ЗЫРЯНОВ.

  

0x01 graphic

Леваневский.

ПОЭМА.

   Раньше были герои - Донской или Невский,
   и над их именами - немеркнущий свет...
   А вот, скажем, пилот Сигизмунд Леваневский...
   Про него не поймёшь - он герой, или нет?
  
   Он из той знаменитой пилотской плеяды
   награждённых впервые Геройской Звездой.
   Сигизмунд был вторым удостоен награды,
   и формально-то он - безусловно, герой!
  
   Как кумир молодёжи он был идеален
   и достойно Советский Союз представлял.
   На кремлёвских приёмах, за тостами, Сталин
   среди лётчиков только его выделял.
  
   Он - ровесник двадцатого, бурного века,
   и такой же кипучий характер имел;
   и другого уже не найти человека,
   кто был так же горяч и безудержно смел.
  
   Сигизмунд Леваневский, потомственный шляхтич,
   между прочим - участник Гражданской войны;
   в Красной Армии он, как москвич или вятич,
   воевал за свободу Советской Страны.
  
   Хоть в те годы народ подвергался расколу,
   он спокойно среди пролетариев жил;
   в Севастополе кончил он лётную школу
   и в морской авиации верно служил.
  
   С окончанием службы в полярных широтах
   Леваневский решает призванье найти,
   он участвует в дальних, рекордных полётах
   по бескрайним просторам Морского Пути.
  
   Под крылом - Колыма, Индигирка, Чукотка,
   необъятный Таймыр, ледяной Сахалин...
   Покоряет просторы уверенно, ходко
   богатырь из былин, человек-исполин.
  
   Начиналась эпоха великих свершений,
   для неё нужен был настоящий герой,
   образец, идеал, человеческий гений,
   что рождал лишь советский общественный строй.
  
   О свершениях этих трубили газеты,
   перелёты считались важнее, чем спорт;
   даже звёзды театра, артисты балета
   не равнялись пилоту, что шёл на рекорд.
  
   Как же были любимы Советской Державой
   покорители льдов и полярной земли!
   Лишь попозже с такой оглушительной славой
   разве что космонавты сравниться могли.
  
   Леваневский обласкан Советскою властью
   посильнее любого артиста кино;
   он познал и удачу, и лётное счастье,
   честолюбие было вознаграждено.
  
   Сигизмунд за штурвалом был счастлив, наверно,
   и успехами в небе особенно горд.
   В тридцать третьем он выручил Джеймса Маттерна.
   Это лётчик из Штатов. Он шёл на рекорд.
  
   Кругосветный полёт завершить он стремился,
   но не смог одолеть он российской земли;
   а когда самолёт над Сибирью разбился,
   чукчи Джеймса в Анадырь живым привезли.
   И набив керосином свой борт под завязку,
   из Хабаровска в тундру добравшись с трудом,
   Сигизмунд бедолагу отвёз на Аляску,
   совершив перелёт из Анадыря в Ном.
  
   И весь мир достиженьем его восхитился!
   Сделал так он, чтоб Штаты запомнили впредь -
   "ваш пилот на своём самолёте разбился,
   а на нашей машине я смог долететь"!
  
   И Советская власть этот жест оценила,
   не напрасными были такие труды;
   Леваневский, - как "Правда" победно трубила, -
   награждается Орденом Красной Звезды!
  
   Так из шляхтичей вышел он в русские "князи",
   он увидел триумф, испытал торжество;
   а с Америкой кстати возникшие связи
   повлияли на жизнь и планиду его.
  
   Между тем начинается тридцать четвёртый,
   начинается славный "челюскинский" год,
   когда льдинами, как жерновами, затёртый,
   в океанской пучине исчез пароход.
  
   Свыше сотни людей оказались на льдине
   среди ночи полярной, в холодном плену...
   Ужаснуться осталось при этой картине,
   катастрофа тогда потрясла всю страну.
  
   Во всём мире об этом с тревогой узнали...
   Эпопея прошла с февраля по апрель,
   когда лётчики наши на льдину летали,
   пробиваясь к своим сквозь пургу и метель.
  
   Подвиг лётчиков тех потрясает и ныне...
   Вот полярная ночь, и не видно пути,
   а когда под тобой ледяная пустыня,
   вообще ничего невозможно найти!
   Но они находили заветное место,
   где во льдах был челюскинский лагерь разбит;
   люди были там сплошь из особого теста,
   возглавлял смельчаков Отто Юльевич Шмидт.
  
   Приземлялись там Молоков и Ляпидевский,
   Водопьянов, Каманин, Доронин, Слепнёв,
   вывозили людей... Лишь один Леваневский
   чужеродную чашу испил до краёв.
  
   Не потратив ни дня на пустые дебаты,
   зная связи пилота и лётный талант,
   Леваневского власти отправили в Штаты.
   Сигизмунд выполнял запасной вариант.
  
   Он привык быть к любому заданью готовым,
   на любую опасность и доблестный труд;
   с замначальника Севморпути Ушаковым
   он проделал далёкий и сложный маршрут.
  
   Испытал он болтанку и качку, и тряску,
   океанский простор наблюдал за бортом;
   через Лондон - в Нью-Йорк - на Сиэтл - на Аляску,
   ну а там - уж в знакомый ему город Ном.
  
   Совершенно не мешкая, в городе Номе
   Ушаков у пиндосов купил самолёт;
   и ни дня не сидели в неласковом доме -
   Леваневский отправился в дальний полёт.
  
   Он сквозь снежные тучи пробиться пытался,
   он стремился быстрее попасть в Ванкарем;
   а погода менялась, туман всё сгущался,
   это сразу доставило много проблем.
  
   Леваневский летел среди льдин и торосов,
   но, наверное, спешка его подвела,
   а быть может, не тот самолёт у пиндосов -
   леденели стремительно оба крыла.
   Самолёт тяжелел, постепенно снижался,
   и когда невозможно уж было лететь,
   дотянув до Чукотки, он всё же сломался,
   только людям на нём удалось уцелеть.
  
   И опять подтвердилось, что Север коварен...
   Ушаков говорил: "А за то, что живу,
   Леваневскому должен я быть благодарен,
   его храбрости, стойкости и мастерству!"
  
   При посадке пилоту досталось... И тяжко...
   Но ушибы ему - словно с гуся вода!
   Он и раненым правил собачьей упряжкой
   и доставил-таки Ушакова туда!
  
   В этом подвиге лётчики были едины...
   Руководство осталось довольно и тем,
   что не спас никого он с расколотой льдины,
   но начальника всё же привёз в Ванкарем!
  
   У товарища Сталина в памяти, кроме
   Леваневского, больше не стало иных;
   поднимал он бокал на кремлёвском приёме
   за него, а потом уж - за всех остальных.
  
   В эти годы, подобно космической гонке,
   самолётная гонка меж странами шла,
   и Советский Союз не остался в сторонке -
   он включается в эти большие дела.
  
   Постоянная жажда победы и риска
   всё гнала Леваневского только вперёд...
   Он задумал маршрут из Москвы в Сан-Франциско -
   беспосадочный, очень большой перелёт.
  
   Леваневский был вхожим во все кабинеты,
   он для этого в партию вскоре вступил;
   и "Отец всех народов" одобрил всё это,
   беспримерный полёт он ему разрешил.
   Напрямик, через полюс лететь предстояло,
   так ещё никому не случалось летать,
   и усилий затрачено было немало...
   Был готов самолёт "АэНТэ - двадцать пять".
  
   Автор, Туполев строил машину надёжно,
   он готовил её для большого пути,
   делал всё, что в то время и было возможно -
   по идее, она не могла подвести.
  
   Может быть, в подготовке была и запарка,
   только вылет стал праздником пышным для всех;
   к торжеству выпускалась красивая марка,
   так как верили все в грандиозный успех.
  
   0x01 graphic
  
   Улыбался на марке один Леваневский,
   хоть пилотом вторым был ещё Байдуков...
   Полетели... Мелькнули поля, перелески,
   а потом понеслась пелена облаков.
  
   В результате шумиха закончилась горем...
   Леваневскому попросту не повезло...
   Когда их самолёт находился над морем,
   вдруг моторное масло струёй потекло.
  
   Байдуков предлагал продолжать осторожно -
   масла хватит в полёте как раз в аккурат...
   Леваневский решил, что лететь невозможно,
   и в итоге они повернули назад.
  
   Вот в Кремле приступили к разбору полётов...
   Поучаствовать в нём даже Сталин решил...
   Он внимательно слушал обоих пилотов,
   и вот тут Леваневский его удивил.
  
   Сигизмунду сдержаться тогда было трудно,
   он досады и злости своей не скрывал
   и при Сталине, - это не просто прилюдно, -
   он вредителем Туполева обозвал.
  
   Этим словом тогда просто так не бросались...
   Кто-то назван - и тучи сгущались над ним...
   Неизвестно куда люди часто девались,
   если так про кого-то писал аноним.
  
   Сигизмунд к испытанию был не готовым...
   Хоть понятно - ему загубили мечту,
   но как можно прилюдно назвать этим словом
   человека - отца знаменитого "Ту"?
  
   Наш конструктор тогда, безусловно, старался
   и уже с АэНТэ проявил мастерство.
   Леваневский зачем-то прилюдно поклялся
   никогда не садиться в машину его.
  
   Неизвестно, кому ещё сделалось хуже,
   и всё это на чьей отразилось судьбе...
   Наш конструктор пожил и при лагерной стуже -
   Леваневский планиду испортил себе.
  
   Потерпеть бы ему, не участвовать в гвалте,
   по-другому бы всё обернулось потом...
   Вот он сел в самолёт уже штатовский, "Валти",
   через год это было, уж в тридцать шестом...
   И амбиции были, и гонор был прежний...
   Он готовил маршрут, засучив рукава,
   и с посадками он вдоль морских побережий
   совершил перелёт Сан-Франциско - Москва.
  
   Но на понт вы Советскую власть не возьмёте...
   Кто пытался - отправился на Колыму...
   Вот зачем он летел на чужом самолёте?
   Достиженье с трудом засчитали ему.
  
   Ты с посадками шёл? Это, братец, не ново...
   Тут какое геройство? Взлетай, да садись...
   Дали Орден... И Знамени-то - Трудового,
   да и то как-то так, мол, ну, на, подавись!..
  
   Леваневский готовился к подвигам новым,
   но не знал, что другие герои придут...
   Некто Чкалов с известным ему Байдуковым
   пролетели маршрутом Москва - остров Удд.
  
   Они верность стране доказали на деле,
   и симпатии Сталина можно понять,
   ведь, во-первых, они без посадок летели,
   во-вторых, самолёт - "АэНТэ - двадцать пять"!
  
   Потому у вождя фавориты сменились...
   А ещё через год, в горьком тридцать седьмом
   уже многие лётчики дружно стремились
   через Северный Полюс лететь прямиком.
  
   За великую честь экипажи боролись,
   и вот новые звёзды взошли в небосклон -
   Чкалов и Байдуков через Северный Полюс
   прилетели в Америку, в штат Вашингтон.
  
   А в июле пилоты Юмашев и Громов
   ещё дальше продвинуться к югу смогли,
   и они долетели до аэродромов
   на окраине калифорнийской земли.
   Леваневский был в ярости... Автор идеи -
   а не может по ней проявить мастерство;
   в то же время какие-то там прохиндеи,
   как тогда он считал, обокрали его!
  
   Пережив для амбиций хорошую встряску,
   он другую команду себе создаёт
   и, задумав лететь из Москвы на Аляску,
   он, конечно, готовит другой самолёт.
  
   Это был переделанный бомбардировщик,
   Болховитинов, автор его создавал,
   у него был пока "неустойчивый почерк",
   и на дальний маршрут он ещё не летал.
  
   Но зато у него аж четыре мотора!
   Леваневский надеялся - не подведёт!
   Переделали в спешке машину, и скоро
   была выбрана дата, назначен отлёт.
  
   Через полюс лететь - небольшое окошко
   для хорошей погоды - июнь и июль;
   а стоял уже август, осталось немножко -
   и падёт пелена, будто снежная тюль.
  
   И спешили пилоты в режиме ударном...
   В день отлёта оркестры играли для них!
   Леваневский явился в костюме шикарном,
   в белоснежной рубашке - ну просто жених!
  
   Вот он сел за штурвал, помахал всем руками...
   Самолёт по дорожке пошёл на разбег,
   оторвался, взлетел, скрылся за облаками...
   Экипаж состоял из шести человек.
  
   Леваневский, Галковский, пилот Кастанаев,
   а ещё Побежимов и Годовиков,
   штурман Левченко... Как журавли, улетая,
   исчезали они в пелене облаков...
   0x01 graphic
  
   В ледовитых просторах, безжизненных, белых
   равнодушное время течёт, как вода...
   Лишь остались на фото те шестеро смелых,
   но не видел их больше никто, никогда...
  
   А в газетах победные шли репортажи,
   да и радио добрые вести несло,
   только всё это вышло на дату пропажи...
   Это было тринадцать... Не очень число...
  
   Доносились нечёткие радиограммы,
   будто Северный Полюс к полудню прошли...
   А потом - отголоски, обрывки той драмы,
   что от нашей земли разыгралась вдали.
  
   Не понять по обрывкам, о чём говорится...
   Вот, в начале: "...сломался наш правый мотор..."
   А потом: "...всё в порядке..." и "...будем садиться..."
   И в конце: "...впереди очертания гор..."
  
   Вот и всё... Ни привета всем нам, ни ответа...
   Забегая вперёд, их никто не найдёт...
   Эти бравые лётчики канули в Лету,
   как, наверно, упал в океан самолёт.
  
   Наши поиски длились в течение года,
   в этом даже пиндосы хотели помочь;
   только всё осложняла плохая погода,
   а потом опустилась полярная ночь...
  
   Человек совершает большую ошибку,
   когда вдруг начинает тягаться с судьбой;
   если кажется вдруг - она дарит улыбку -
   это просто смеётся она над тобой.
  
   Пусть судьба вознесла до высокого ранга,
   показалось - ты Бога за бороду взял;
   пусть ты даже герой, но закон бумеранга
   никогда и никто ещё не отменял.
  
   Ты показывал гонор, мол, "сами с усами",
   только рано иль поздно ответка придёт.
   Говорил же народ: "Не садись не в те сани",
   значит, можно добавить: "Не в тот самолёт".
  
   Пролетели по небу коварные санки...
   До сих пор не нашёлся таинственный след...
   Эх, найти бы сейчас Сигизмунда останки,
   чтоб хотя бы понять - он герой, или нет?..
  
  
  
  
  
  
  

18 - 23.09.23.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   12
  
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"