Агония
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Пришло время реабилитировать древнего царя г-ва Иудейского Ирода1 Великого.Не убивал он еврейских младенцев,нет доказательств,а есть тривиальный посмертный оговор.35 лет отдал Ирод превращению отсталой,патриархальной страны в культурное европейское г-тво.Подробности его жизни в предлагаемой повести.
|
"Все устраивается Богом, но действия человека - его собственные".
Из Талмуда
Предисловие
Предлагаемая повесть посвящена последнему периоду жизни царя Иудеи Ирода I Великого, который царствовал 35 лет с 39 года по 4 год до н.э. Правление Ирода приходилось на период расцвета могущества римской империи. Ее владе-
ния простирались от Британии до Армении. Испания, Египет, Галлия, Македония, государства Малой Азии и Ближнего Востока стали римскими провинциями. Управлялись территории наместниками императора и вассальными царьками. Сдавшиеся на милость победителя, эти правители вынуждены были служить Риму и даже получали от сената титулы: "Друг и союзник" римского народа.
На этом фоне совсем иначе выглядел Ирод. Он не воевал против Рима, а на-
оборот, сначала в войсках своего отца Антипатра, а в дальнейшем и по своей ини-
циативе активно сражался на стороне завоевателей.
Ирод искренне считал покорение Иудеи (так тогда назывался Израиль) рим-
лянами благом для своего народа и верил, что западный образ жизни, римско-гре-
ческая культура преобразуют жизнь страны в лучшую сторону, вернут ей "Золо-
той век" еврейской государственности. Ирод высоко ценил правление царя Соло-
мона, создавшего сильное независимое государство и допускавшего политеизм (многобожие).
Правление Ирода не поддается однозначному определению доброго гения или злодея. В его деятельности, как в калейдоскопе, мрачные краски соседствуют с яркими, любовь и сострадание сменяются деспотизмом и жестокостью.
Большая заслуга в описании эпохи Ирода и в сохранении его образа для по-
томков принадлежит И. Флавию, римскому и еврейскому историку. Его ортодок-
сальные взгляды не помешали ему более или менее объективно нарисовать в сво-
их очерках колоритную фигуру древнего иудейского царя.
Христианская религиозная литература никогда не жаловала Ирода в связи с историей, известной из Нового завета, как "избиение младенцев". И. Флавий об этом событии даже не упоминает, хотя отнести расправу над детьми к незначи-
тельному эпизоду никак нельзя. Трогательная любовь иудеев к детям общеиз-
вестна, и избиение младенцев в Вифлееме не могло остаться незамеченным. Во всяком случае, историк-ортодокс не упустил бы возможности описать кровавую вакханалию и поставить ее в вину Ироду. В Новом завете, в главе 2 "от Матфея" читаем: "Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий". Иерусалим рас-
положен между Рамой и Вифлеемом, а этомогло значить, что возмущение народа охва-
тило столицу и, как минимум, еще два соседних города, но в исторические хрони-
ки это событие не попало. Значит его не было.
При жизни Ирода его советником и "лейб-хронографом" был историк и светский иудей Николай Даманский, который после смерти Ирода стал и биогра-
фом императора Августа.
И. Флавий в своих книгах ссылается на авторитет Даманского, на его описа-
ния многих подробностей правления иудейского царя, но и у него о событиях в Вифлееме нет ни слова.
Современный писатель, профессор Р.П.Шейдлин в своей книге "Летописи еврейского народа" так характеризует царя иудеев:
"Ирод был дальновидным политиком, водившим дружбу со многими мужа-
ми Рима, в том числе с самим императором Августом. Благодаря этим связям его царствование было долгим и успешным.
Римляне передали под его управление новые территории, так что евреи снова доминировали на большей части древних израильских царств... Ирод был человек высококультурный, и его двор наводняли многочисленные зарубежные гости, включая греческих ученых и писателей... В целом это была одна из наи-
более могущественных, разносторонних и интересных фигур в иудейской исто-
рии."
Писатель Б.В.Пилат в своей книге "Ирод Великий" идет еще дальше в ха-
рактеристике древнего царя. Он считает, что Ирод I в Иудее и Петр I в России по духу близнецы-братья, т.к. оба решительно взялись за "мгновенное трансформи-
рование своих стран из отсталых с древним обрядово-патриархальным миром в страны с современной европейской культурой". Оба великих преобразователя от-
дали этой идее много сил, свои жизни и жизни тех, кто противился их начинаниям, включая жизни своих сыновей.
История, как наука познания прошлого, пишется конкретными людьми, а они не всегда объективны в силу своего мировоззрения, поэтому оценка роли пра-
вителя в судьбе страны принадлежит народу и времени.
У русских людей широкая и открытая душа, они не очень набожны, но зна-
ют, что их Бог Иисус Христос всех прощал и им велел, поэтому они простили Петру I пролитую им невинную кровь и создали ему ореол национального героя. Ему ставили памятники, его именем называли города и благодарили за "окно, от-
крытое в Европу".
При тех же заслугах совсем другая посмертная судьба у Ирода. Религиозная Иудея, следуя каждому слову Торы, верила в строгость и бескомпромиссность Всевышнего, но удивлялась Его терпению держать столько лет Ирода на престоле и даже прощать ему благосклонность к языческим богам Рима и Эллады. А он - этот идумей и полуараб - забыв о Боге и традициях, как одержимый навязывал иудеям чуждые им европейский образ жизни и культуру, строил театры и гим-
назиумы, проводил Олимпиады, совращая этим народ. То, что в России называли "окном в Европу", в Иудее презрительно "греко-римским чудовищем".
О каком прощении и, тем более, возвеличивании этого царя могла идти речь? Только проклятие и забвение.
Теперь понятно, почему при создании Нового завета иудеи-христиане зад-
ним числом создали легенду о якобы имевшем место избиении младенцев в г. Ви-
флееме, связав ее с появлением на небе так называемой "вифлеемской звезды". Эта легенда нужна была, как фон для возвеличивания Христа и предания забве-
нию великого преобразователя.
Среди богословов-христиан были и объективные люди. Таким был Алек-
сандр Мень. В своей книге "Сын человеческий" он подробно описывает предпо-
лагаемое время рождения Христа, но вопреки евангелию "от Матфея" считает факт избиения младенцев не доказанным.
В 17 веке знаменитый немецкий астроном Кеплер расчетом орбит Юпитера и Сатурна доказал, что "вифлеемская звезда" была ничем иным, как совпадени-
ем траекторий этих планет в одной точке, если смотреть на них с Земли.
Благодаря такому редкому явлению можно было видеть яркую звезду не только в Вифлееме, но и во многих других городах и селениях Иудеи. Звезда не стояла над Вифлеемом, как трактует Новый завет, а двигалась, единожды озарив Землю до или после рождения Христа, т.к. дата появления его на свет до сих пор не установлена.
Во времена Кеплера его открытие произвело сенсацию, но к ней быстро по-
теряли интерес, т.к. Ирода давно забыли, как забыли о некогда существовавшем иудейском государстве.
Глава 1.
Болезнь царя Ирода.
Ранняя весна 750 года со дня основания Рима или 3764 год от сотворения мира по иудейскому календарю. В Иерусалиме жарко и душно, хотя обычно в этот период времени начала месяца шеват еще прохладно. Город напоминает потрево-
женный улей. Жители столицы, забывая об осторожности, собираются группами и обсуждают главную новость - обострение болезни грозного царя. Опасаться сле-
довало - Ирод даже больной знал от своих секретных агентов все, чем жила сто-
лица, а его люди в подвалах цитадели, названной "Антонией" в честь римского друга царя, умели укорачивать языки тем, кто их слишком распускал.
Секретный сыск хорошо был поставлен Иродом еще в бытность его намест-
ником Галилеи. Тогда в городах и селениях бесчинствовала неуловимая банда некоего Иезикиля. Ирод внедрил в банду своего человека, и вскоре главарь и его подручные были пойманы и повешены.
После этого события слава о молодом и энергичном правителе Галилеи об-
летела всю страну и дошла до Рима. Ироду открылась дорога к высшей власти.
С тех пор прошло много лет. Римляне возвели Ирода на престол, он верно им служил и укреплял свою власть, не церемонясь в средствах.
Болезнь царя сначала скрывали, но вскоре она обострилась после неудачной попытки использовать для лечения теплые источники Иерихона. Ирод слег и тай-
ное стало явным.
Иерусалим наводняли слухи, домыслы, а то и явный вымысел. Все годилось для переваривания в утробе большого города, особенно когда это касалось жизни самого царя. Все, о чем узнавали утром, к вечеру обрастало разными подробно-
стями и проникало в дома с настойчивостью хамсина. В такое тревожное время желтую пыль из пустыни не замечали, не до нее было. Иудеев волновало другое - что будет потом, когда Ирод предстанет перед Творцом, и в чьи руки Всевышний передаст власть. Фарисеи искали ответ в писаниях пророков. Часто слышалось:"О! Вот слушайте..." Слушали, но оказывалось не то, прямого ответа не было.
Бурные пересуды вызвала неожиданная казнь старшего сына Ирода Анти-
патра. Он был осужден за покушение на жизнь царя, попытался освободиться , но неудачно. Хитрый и коварный отпрыск идумейки Дорис не пользовался любовью ни среди иудеев, ни у Предвечного*,иначе не стал бы Он лишать наследника прес-
тола разума в такой решающий момент его жизни. Ведь любой человек, даже про-
столюдин, знает, что наследнику не следует торопить события если царь стар и се-
рьезно болен. Он должен набраться терпения, ждать и помнить, что судьба каждо-
го в руках Господа. Может, Антипатр позже и понял свою ошибку, молился о спа-
сении, но было уже поздно. Предвечный от него отступился и Ирод в порыве гне-
ва повелел сына казнить.
Так или примерно так объяснял своим прихожанам первосвященник Матфей причину казни наследника. Иудеев трудно понять даже ему, старому первосвя-
щеннику, прожившему большую часть жизни на чужбине. Матфей родом из Вави-
лона, а там иудеям не до гордыни, там они тише воды и ниже травы, он это знает по себе. В Иерусалиме они дома, чувствуют себя хозяевами и, если бы не наслед-
ник, а умер сам Ирод, а Антипатр стал бы царем, брожение умов было бы еще большим:
- Зачем нам на престоле второй идумей, зачем нам новый слуга римского императора, - кричали бы они, - он тоже будет строить гимназиумы и храмы лож-
ным богам.
___________________________________________
* - во время Ирода у Бога было несколько других имен: Предвечный, Незримый, Адонай и др.
Иерусалимская знать понимала, что наступает конец прежней власти, они устали от Ирода, от засилья греко-римских порядков и ждут перемен, хотя прекра-
сно понимают, что со смертью Ирода римские легионы не уйдут. Поэтому не так важно, сколько продлится агония царя, месяц или больше, важно, что время его правления, навязанного Римом, заканчивается. Теперь нужно не упустить шанс вернуться к старым добрым временам правления Хасмонеев.
Коротка у людей память. Уже забыли, как хасмонейский царь Александр Яннай однажды после богослужения поссорился со своим народом и в припадке гнева истребил около 6000 иудеев (данные И.Флавия), а его предшественник, царь Епифан, прозванный Епиманом, т.е. сумасшедшим, заставлял иудеев есть свини-
ну.
Зачем помнить прошлое, оно как бы в тумане лет, было или не было, а вот нравы, привезенные Иродом из-за моря, зримы и отравляют жизнь благоверного иудея.
- О, Адонай, - шепчут они, воздев очи к небу, - ты услышал наши молитвы, уже виден конец нашим страданиям, скоро, очень скоро душа Ирода предстанет перед тобой и народ Моисея вернется к своим истокам.
Какие бы ни велись разговоры о здоровье царя, его положение было дейст-
вительно серьезным. У больного целый букет болезней. Его мучают язва желудка и водянка. Левая нога распухла и затрудняет передвижение. Кроме того, в районе паха открылась старая рана, полученная в одном из сражений с арабами. В послед-
нее время из-за болезни сердца усилилась одышка и Ирод вынужден сокращать прогулки по внутреннему дворику дворца.
Далеко не все ждут смерти царя. У Ирода есть сторонники, которым по душе его жесткий стиль правления, его решительность и твердость. У него высо-
кий авторитет среди ветеранов войн. Всегда впереди на буланом коне, он первым врывался в ряды врагов и показывал пример остальным. После сражения или пере-
хода Ирод ел и спал вместе с воинами, а это не забывается.
Особым уважением пользуется Ирод в Самарии. Там он построил город и, как сообщает И.Флавий, "обвел строения красивой стеной и назвал Себастой. По-
селил в нем вавилонских колонистов и наделил их плодородной землей".
Ирод построил город Кейсарию с гаванью, театром, рынком и многоэтаж-
ными белокаменными домами. В них поселил своих ветеранов и переселенцев из Греции и Финикии. Неудивительно, что там, вдали от Иерусалима, его имя произ-
носят с почтением и тревожатся за его жизнь.
Тяжело болен царь. Такие болезни давно сломали бы любого другого чело-
века, но не Ирода. Он от рождения сильный и выносливый человек. Отец Ирода Антипатр участвовал в нескольких походах на стороне Рима и всегда брал с собой сыновей. Дети приучались к тяжелой походной жизни и испытывали те же лише-
ния, что и воины. Сейчас, в 70 лет, нет прежних сил, но Ирод борется за свою жизнь так же упорно, как боролся все 35 лет за сохранение престола. Он вникает во все назначения врача, сверяет их с греческими лечебниками и не брезгует сове-
тами знахарей и магов.
Больной царь лежит в своей просторной спальне на втором этаже иеруса-
лимского дворца.
Сначала его лечил врач-египтянин Хотеп, привезенный Иродом из послед-
ней поездки в Египет и подаренный царицей Клеопатрой. Это было в тот неболь-
шой период времени, когда между обоими царями сложились вполне доверитель-
ные отношения. Позднее царица Египта стала претендовать на плодородные земли с теплыми источниками около Иерихона и возникшей было дружбе пришел конец.
Но охлаждение будет потом, через год, а в тот начальный период налаживания добрососедских отношений Клеопатра, заигрывая с Иродом, подарила ему своего личного лекаря. Она не считала свой подарок щедрым, а лишь тонким намеком на желание получить заветный участок земли. Упрямая и алчная Клеопатра, встретив такое же упрямство со стороны Ирода, стала давить на своего возлюбленного римского полководца Марка Антония. Тот не хотел портить отношения с Иродом и ссориться с царицей и как-то во время ужина, будучи под хмельком, сказал ему:
- Ну, дай ты ей что-нибудь, она и отвяжется.
- Пусть вoзьмет Келесирию, - ответил мрачно Ирод, - а Иерихон я не отдам.
Вскоре началась война Египта с Римом и Клеопатре было уже не до чужих земель.
Египетский врач был человеком осторожным и глубоко верующим в своих многочисленных и древних богов. При лечении он больше надеялся на помощь богини Изиды, чем на свои микстуры. В Египте такой метод был вполне оправдан,ибо богиня была сама справедливость и без лекаря решала судьбу больного. В Иудее такой метод лечения не годился и в этом была ошибка Хотепа. Как только Предвечный узнал, что Ирода лечат с помощью языческой богини, он разгневался и перестал обращать внимание на здоровье царя. Более того, вспомнив его преж-
ние прегрешения, Господь окончательно отступился и предоставил болезням са-
мим завершить свое черное дело.
К этому времени Ирод сам понял, что Изида не поможет, снова просить Все-
вышнего не стал, а послал гонца в Рим, к императору с просьбой прислать ему опытного лекаря.
Вот такие слухи ходили по столице, когда в царском дворце появился Ливий - один из лучших врачей Рима.
Глава 2.
Ливий.
Ливий - опытный лекарь, на хорошем счету в семье императора и среди римской знати. Август посоветовал ему запастись лекарствами в Риме и взять с собой двух сиделок-римлянок, т.к. хорошо знал о мнительной подозрительности Ирода. Царь боится отравления и не допустит к уходу за собой кого-либо из местных. Из всех женщин царь доверял только своей сестре Саломее, она была уже в годах, но успевала присматривать за слугами и теми, кто приходил к брату. Посылая врача, Август напутствовал его словами:
- Ливий, ты должен поднять Ирода на ноги во что бы то ни стало. Это един-
ственный человек в Иудее, искренне преданный Риму и на которого я полагаюсь в полной мере. Он своей железной рукой держит иудеев в повиновении лучше на-
ших легионов. Не будет Ирода, поднимут голову зелоты, а отпрыски хасманеев - давние враги империи - выползут из щелей, как тараканы, и начнется новая война. Из-за их амбиций мы и так потеряли немало своих людей. Помни, Ливий, Ирод из другого мира, он иудей, но это наш иудей и он Риму еще нужен.
Ливий воспринял поручение Августа как почетное и важное и осмелился спросить:
- Божественный Цезарь, могу ли я узнать твое мнение об Ироде, как о человеке?
- Ливий, - ответил, немного подумав, император, - я знаю Ирода около 35 лет. Сегодняшний и он же в молодые годы - разные люди. В первый приезд в Рим он показал себя умным и волевым человеком, был в меру тщеславен и на людях держался с достоинством. Ирод понравился сенату, а законодатели умеют ценить верность. Мы сделали его царем и Иудея получила больше свобод и привилегий, чем остальные провинции. Сейчас Ирод, по сообщению моих осведомителей, больной, мнительный человек с раздражительным характером. Он напоминает затравленного и загнанного зверя, у которого, однако, еще есть и когти и зубы. За-
гнали Ирода в угол не мы, не Рим , а его сыновья, жены и подданные. Для нас он остается выдающимся правителем. Недаром греки присвоили ему титул "Великий". Он это заслужил. Старайся использовать его тщеславие и ты увидишь, как он воспрянет духом, а сильный дух излечивает плоть. Ты, как врач, это должен знать.
Ирод встретил римского врача настороженно - все же новый, незнакомый человек. Сухо кивнул на приветствие и спросил:
- Как здоровье моего друга, божественого Цезаря?
- Государь, боги хранят императора и он здоров, - ответил Ливий, - а ты не ошибся, назвав его "божественный". Он теперь носит не только имя "Август", но и объявлен главным понтификом государства.
Ирод был не только умным человеком, он не раз удивлял своих собеседни-
ков ироничным складом ума, не потерял это качество и в старости. На сообщение врача тут же отреагировал:
- Как ты думаешь, Август при таких достоинствах, наверное, вхож к Юпи-
теру, запросто общается с ним, как бог с богом?
- Конечно, государь, он раз в неделю ходит в храм Юпитера и там...
Ливий осекся и замолчал. Он попытался представить себе невероятное - встречу Августа с Юпитером, но почувствовал иронию в словах Ирода и засме-
ялся.
- Раз Аbгуст вхож к богу богов, так зачем он прислал тебя, - продолжал Ирод шутить, - попросил бы Юпитера об исцелении раба божьего Ирода и делу конец.
- Государь, я имел в виду, что император ходит в храм и там молится за те-
бя, и его молитвы будут услышаны.
- Эх, Ливий, Ливий, - сказал Ирод уже без иронии, - если бы ты знал, сколько тысяч людей ежедневно молятся за меня. Как ты думаешь, почему я до сих пор не умер? Не знаешь, так я тебе отвечу. Все дело в количестве молитв за здоровье царя и против. Их, видимо, равное количество и Предвечный растерялся - не знает, кого слушать. Ладно, Ливий, хватит об этом. Расскажи, что еще нового в Риме.
- Есть еще одна новость, государь, но снова об Августе. За неделю до моего отъезда народ и сенат объявили его "Отцом отечества". На площади перед его до-
мом собрались тысячи людей, они приветствовали императора, а он не смог сдер-
жать слезы и плакал.
- За что же ему такой почет? - спросил Ирод, сразу помрачнев.
- За умелое управление государством, за то, что много строит - выполняет свое обещание - приняв Рим кирпичным, оставить после себя мраморным.
После слов Ливия в опочивальне наступила тягостная тишина. Наконец Ирод, ни к кому не обращаясь, медленно сказал:
- Какая в мире несправедливость. Я строил города и храмы, крепости и водоводы не меньше Августа и тоже из белого камня, Кейсария и Себаста чего стоят. Строил по всей Иудее и за ее пределами. В городах и поселениях вводил свободное общественное правление, раздавал бедным хлеб и деньги, спасал Иудею от арабов и парфян, голода и мора, но они никогда не назовут меня Отцом отечества. Ни-ко-г-да! Я это знаю, потому что мои подданные - иудеи, а им еще далеко до европейской культуры.
У Ирода испортилось настроение, он отвернулся от Ливия и устало сказал:
- В соседней комнате находится мой египетский врач, пойди, познакомься с ним и разберись, в ту ли сторону он лечил. Судя по ухудшению, он, кажется, за-
блудился и дорогу к жизни спутал с дорогой в царство Осириса*.
_______________________
*- по древнеегипетской мифологии - царство мертвых.
- Вот мне первый урок, - подумал Ливий, покидая больного. - Это, назы-
вается, я поднял дух, как советовал Август.
После ухода врача Ирод сказал своему биографу и секретарю Даманскому:
- Николай, напиши письмо Августу, поздравь со званием Отца отечества и все прочее, как полагается по этикету. Ему будет приятно.
Даманский в этот день, 2-го числа месяца шеват, записал в памятку для будущей книги о царствовании Ирода: "Прибыл из Рима врач Ливий, рекомен- дован самим Августом и, видимо, более опытный, чем египтянин. Появилась надежда на выздоровление. Не помогли египетские боги, должны помочь рим- ские."
Новый врач решительно взялся за лечение царя. Он расспросил коллегу о состоянии больного, методах лечения и остался недоволен: микстуры из корней лотоса не вредили, но и не помогали, хотя и значились в лечебниках. Обращаться к богине Изиде и вовсе было бессмысленно. При таких делах встреча с Осирисом была неизбежной и Ирод, по совету Ливия, отправил египтянина на родину.
Осмотр больного подтвердил худшие опасения - болезнь запущена, рана в паху воспалена и не заживает, голень левой ноги опухла и посинела, что свиде- тельствовало о начавшейся гангрене. Кроме того, Ирод жаловался на боли в же- лудке и одышку во время прогулок.
Ливий сделал вывод: набор болезней царя - случай сложный, но не безна- дежный. Многолетний опыт, привезенные с собой лекарства давали надежду вы- полнить наказ Августа - поставить царя Иудеи на ноги.
Важным делом для Ливия было посещение кухни. Узнав, чем кормят боль- ного, врач сказал сопровождавшей его сестре Ирода так, как подобает римлянину:
- Запомните, госпожа, мои слова - в этом дворце нет царя , а есть только больной и ему с его язвой желудка нельзя ни острого, ни жареного. С этой минуты повар будет готовить только то, что я разрешу.
Вскоре на кухне висел лист папируса с перечнем разрешенных блюд, и Иро- ду ничего не оставалось, как есть куриный бульон и молочные каши.
Следующей заботой Ливия было разобраться с царским окружением. Факти- ческая хозяйка во дворце, и не только в нем - Саломея, сестра царя. Ей около 60, но выглядит старше. Когда Ирод был здоров, она следила за собой, красила воло- сы и пользовалась косметикой. Сейчас все ее помыслы о брате, его здоровье, на себя махнула рукой, ходит в простой египетской столе и гримаса боли не сходит с ее лица. Все это не могло не раздражать больного.
Вторым по значению человеком был Николай Даманский. Историк, писа- тель, умный и эрудированный человек. Ирод познакомился с ним в Египте, где тот служил у Клеопатры воспитателем ее детей. После смерти царицы детей разобра- ли родственники, Николай остался не у дел и Ирод пригласил его к себе. В его обязанности входило описание жизни и деятельности царя, сопровождение ино- странных гостей и разбирательство в интригах, которые затевали сыновья или бывшие жены царя.
Даманский был ниже среднего роста, круглолицый, с небольшой лысиной на темени. Царь, собираясь на прогулку, приглашал и его. Ироничный, знаток древнегреческой мифологии, Николай развлекал больного легендами о жизни Олимпийских богов.
В спальню к царю допускались его племянник и начальник гвардии Ахав, а также секретарь Ирода из канцелярии грек Диофант.
На другой день после приезда Ливий собрал слуг и в присутствии Саломеи сказал:
- С завтрашнего дня приходите на службу чисто и опрятно одетыми, улыбка на лицах должна быть всегда, даже когда на душе тошно. Ваше хорошее настрое- ние и мои усилия скорее исцелят царя.
Ливий раньше не сталкивался с крутым нравом Ирода и был наивен в своих советах. Какие могут быть улыбки, когда при взгляде грозного царя у слуг пере- хватывало дыхание? Но Саломея оценила благие намерения врача, покрасилась, а египетскую столу заменила льняным хитоном с накидкой из ярко-красной байки.
Ливий постепенно познакомился и с остальными членами семьи царя. По первому впечатлению они преданные люди, заботятся о нем, терпят все его болез- ненные выходки, но, по всему видно, больному надоели. Окруженный людьми, Ирод одинок, а где одиночество, там и депрессия.
- Нужно найти новое лицо, - решил Ливий, - лучше бы друга отроческих лет, участника походов и свершений царя в лучшие годы его жизни. Такой человек скрасит жизнь больному и избавит от одиночества.
С этими мыслями врач обратился к Саломее.
- Ливий, ты совершенно прав, - обрадовалась она, - ему тошно видеть каж- дый день одни и те же лица, нужен новый человек, и он есть. Это его давний друг Саппиний. Когда мы жили в Петре наши дома стояли рядом, мы играли в одном дворе и учились у одного раввина. В молодости они вместе сражались, сначала с хасмонейским царем Антигоном, потом участвовали в походах Марка Антония, а сейчас он наместник царя в Идумее.
За Саппинием послали гонца, а Ливий приступил, наконец, к лечению. Дежурная сиделка пожаловалась ему, что у больного развилась бессонница, он плохо спит и засыпает только под утро. Из-за этого вялость, упадок сил и раздра- жительность.
Ливий применил популярное в то время в Риме индийское лекарство "Ни- пентакс". Его привозили купцы из далекой страны и оно слыло в народе чудодей- ственным. Ирод с надеждой вслушивался в каждое слово врача о свойствах мик- стуры снимать боль и она действительно помогла. Боли в желудке и ноге затихли, царь проспал всю ночь, утром был бодр и в хорошем настроении.
Глава 3.
Октавиан Август.
Благотворное действие нового лекарства вызвало у Ирода желание вернуть- ся к своим мемуарам. Обычно царь вспоминал события очередного года своего правления, Даманский записывал и готовый текст они обсуждали вместе.
- Николай, я сегодня в состоянии продолжить работу над книгой. Напомни мне, на чем мы остановились в прошлый раз.
- Мы подошли к девятому году правления. Это был 724 год со дня основа- ния Рима и 3738 год по иудейскому календарю. В империи шла гражданская война и нам нужно описать, государь, твое участие в ее сражениях и знакомство с Октавианом.
- Я хорошо помню то бурное время, время борьбы двух титанов за главен- ство в империи - Марка Антония и Октавиана, - сказал Ирод и задумался, - какие разные люди. Первый огромный, простодушный увалень, любитель женщин и вина, второй среднего возраста, скрытный, хитрый, но на людях скромный и воздер- жанный человек. В противостоянии этих двух полководцев зловещую роль сыгра- ла царица Клеопатра, вторая жена Антония. Я был на его стороне, т.к. люблю бесхитростных людей и, к тому же, он объявил меня царем Иудеи и расчистил от хасмонеев дорогу к трону.
Собрав войска в один кулак, мы вдвоем разбили бы Октавиана и имя "Авуст" получил бы Антоний, но не судьба. Клеопатра ради невыплаченного арабами долга уговорила Антония отправить меня воевать с должниками. Это была его роковая ошибка и итог ее трагичен.
Войска Антония в ослабленном виде были разбиты при Акции и, чтобы не оказаться в позорном плену, Антоний и Клеопатра покончили с собой. Я с обозом и войсками уже не поспевал к ним на помощь. Клеопатра до сражения не сомне- валась в победе Антония, поэтому добилась у него решения отправить иудейские войска воевать с арабами, но не только ради горсти золота. Это было выгодно ей в любом случае: победят иудеи - ей достанется Аравия, победят арабы - она царица Иудеи. Коварная была женщина, но мне себя упрекнуть не в чем. Я со своими римскими друзьями всегда был честен и не допускал и мысли о лукавстве. Они мне верили и я этим дорожил.
Теперь я перехожу к подробностям моей первой встречи с Октавианом, за- писывай:
- Ставка римского полководца, победителя Антония, находилась в Родосе. Я поехал к нему и предстал как частное лицо, без диадемы, но с царским достоин- ством. Сопровождал меня только мой друг Саппиний. Чистосердечно, не скрывая правды ни в чем, я Октавиану сказал:
- Я, Цезарь, возведенный Антонием в цари над иудеями, делал, откровенно сознаюсь, все от меня зависящее, чтобы быть ему полезным. Не скрою и того, что ты, во всяком случае, видел бы меня вооруженным на его стороне, если бы мне не помешали арабы. Но я, в меру моих сил, послал ему подкрепление и большое ко- личество хлеба. Более того, даже после его поражения при Акции я не оставил своего благодетеля. Не имея возможности быть ему полезным в качестве сорат- ника, я был ему лучшим советником и указывал на смерть Клеопатры, как на единственное средство возвратить потерянное. Ели бы он решился пожертвовать ею, то я обещал ему деньги, надежные крепости, войско и мое личное участие в войне против тебя. Но страстная любовь к Клеопатре и сам Бог, осчастлививший тебя победой, затмили его ум. Так я побежден вместе с Антонием и после его падения снял с себя венец. К тебе же я пришел в той надежде, что мужество дос- тойно милости и в том предположении, что будет принято во внимание то, какой я друг, а не то, чей я друг.
На это император ответил:
- Тебя никто не тронет. Ты можешь отныне с еще большей уверенностью править своим царством. Ты достоин властвовать над многими за то, что так твердо хранил дружбу. Старайся же теперь быть верным и более счастливому дру- гу и оправдать те блестящие надежды, которые подает мне твой благородный ха- рактер. Антоний хорошо сделал, что больше слушался Клеопатры, чем тебя, ибо благодаря его безумию мы приобрели тебя... Я не замедлю официальным декретом утвердить тебя в царском звании и постараюсь также в будущем быть милостивым к тебе, дабы ты не имел причины горевать об Антонии.
После этих дружественных слов Октавиан возложил на мою голову диадему и объявил в декрете о дарованном мне царском достоинстве.
Далее Цезарь, прибыв в Египет, осыпал меня еще большими почестями и расширил пределы нашего государства, возвратив отобранные Клеопатрой про- винции и прибавив к ним Гадару, Гиппос, Самарию и приморские города Газу, Анфелон, Иоппию и Стратонову Башню. Позднее он присоединил к нашему цар- ству страну, известную под именем Трахонеи и граничащие с ней области Бата- нею и Авранитиду.
Николай записывал, а Ливий молча наблюдал за лицом Ирода. Оно бук- вально на глазах просветлело, щеки порозовели, в глазах огонь. Нетрудно пред- ставить, что он сейчас видит - конечно, смотр войск на площади Мемфиса.
Вдоль построенных когорт римских и иудейских воинов скачет на белом коне Октовиан, чуть сзади на гнедом Ирод. Со всех сторон раздаются возгласы:
- Слава императору Рима! Слава победителю при Акции! Слава Цезарю! Слава, слава!
Октавиан останавливает лошадь в центре парада и поднимает над головой руку. Воины замолкают, и в наступившей тишине слышен его громкий возглас:
- Слава великому царю иудеи Ироду! Слава!
Воины машут пиками, подбрасывают шлемы и скандируют:
- Слава! Слава! Слава!
Вот она, сила тщеславия, - думает Ливий, - скажи ему, что к Иерусалиму приближается Август, чтобы навестить своего друга и он потребует лошадь, забудет о болезнях и поскачет навстречу так, как в молодые годы.
* * *
Октавиан и Ирод по характеру были совершенно разными людьми, но это не мешало им находиться в личных дружественных отношениях многие годы. Этому способствовала манера императора всегда подчеркивать равенство обоих правителей перед римским сенатом.
После окончания гражданской войны Октавиан, сославшись на плохое здо- ровье, попросил сенат освободить его от обязанностей главы государства, но ему было в этом отказано. Сенат "уговорил" победителя при Акции продолжить слу- жить народу, и, вероятнее всего, этот шаг Августа был тонким дипломатическим ходом. Ирод, наоборот, был полон тщеславия и решению сената провозгласить его царем Иудеи сначала удивился (все-таки не царской крови), но отказываться не стал.
Август был рассчетливым политиком, отличался умеренностью, взвешен- ностью действий и прислушивался к мнению всех слоев населения. Историки от- мечают случаи, когда император изменял или полностью отменял свое решение, если оно в стране не находило поддержки.
Оба правителя заботились о росте своей популярности, но Август в этом был недосягаем. Ирод старался не отстать и переносил на иудейскую землю рим- ские методы правления: создал по образу сената народное собрание и по важным делам прислушивался к мнению его депутатов, устраивал для населения роскошные зрелища, раздавал бесплатно хлеб и безвозвратно деньги, но ожидаемой попу- лярности так и не дождался.
Как-то Ирод пожаловался Августу, что его старания приобщить иудеев к европейской культуре упираются в их упрямство, доходящее до явного саботажа. На это император ответил афоризмами:
- Ирод, спеши не торопясь. Помни - лучше сделать поудачнее, чем затеять побыстрей. Осторожный политик лучше безрассудного.
Август отличался скромностью, ел простую пищу и не стремился к роско- ши. Посещая города в провинциях, старался приезжать и уезжать ночью, чтобы не вызывать ажиотаж у населения. Он не терпел обращения к себе словом "государь", что очень удивляло Ирода. Иудеи называли своего царя просто по имени и это вызывало у него раздражение. Во время поездки в Рим Ирод мог останавли- ваться у Августа, но из скромности предпочитал жить у своего друга, сенатора Гая Поллиона. В Риме знали, что Ирод плохо ладит со своим народом и как-то, обсуждая эту проблему, Поллион рассказал царю, как Август заботится о своей популярности.
Однажды брат Поллиона Ведий пригласил Августа к себе на обед, где произошел случай, ставший предметом восхищения императором не только в Риме, но и во многих подвластных ему территориях.
В то время у богатых римлян существовали разные способы наказания про- винившихся рабов. У Ведия такого раба бросали в бассейн на съедение муренам - прожорливым рыбам с головой дракона.
И вот один из рабов, прислуживающий за столом, случайно разбил драгоценный бокал. Зная, что ему грозит страшная казнь, несчастный бросился на ко- лени перед Августом и стал умолять его о заступничестве.
Естественно, Октавиана мало интересовала судьба какого-то раба. Но он прекрасно понимал, что каждым своим шагом, каждым своим поступком должен поддерживать в народе славу доброго и справедливого господина. Август оказался в неловкой ситуации: по идее, он должен был защитить несчастного раба, но в то же время не имел права вмешиваться в отношения господина и его слуги. Но Ок- тавиан Август и тут проявил мудрость. Он потребовал, чтобы ему подали все остальные бокалы и разбил их один за другим, избавив этим раба от казни. Позже к Ведию пришел отряд наемников, и они по указанию Августа сравняли усадьбу с землей, но хозяин поместья не пострадал - он вскоре получил в подарок другую, еще более роскошную виллу.
Эту историю рассказывали как в Риме, так и далеко за его пределами. И по- пулярность Октавиана выросла еще больше.
Представляя своих сыновей сенату, Август не уставал повторять: "если они того заслуживают" и, в конечном итоге, оставил в завещании имя своего пасынка Тиберия.
Ирод до такой скромности подняться не мог. Он заботился прежде всего о своей династии, но сыновья вместе с фарисеями его надежд так и не оправдали. Вскоре Иудейская война унесла с собой в прошлое и государство, и весь род Иродов.
Глава 4.
Время собирать камни.
В благодатной роли тщеславия для душевного исцеления и избавления от депрессии Ливий еще раз убедился, когда завел разговор о строительных сверше- ниях царя.
- Государь, в Риме говорят, что построенной тобой гавани в Кейсарии нет равной на Средиземном море. Даже порт Пирей, гордость греков, уступает Кейса- рии во многом. Действительно ли это так?
- Да, Ливий, истинно так, - гордо ответил Ирод, - теперь они там, в Афинах, другое говорят, когда дело сделано. А тогда, перед началом строительства, я слы- шал от греческих архитекторов одни нравоучения: "Ирод, ты с ума сошел, никто в открытом море гавань не строит. Первый же шторм ее разрушит." Я их не послу- шал, взял и построил. Когда есть воля к действию, любые трудности отступают. Гавань в Кейсарии самая большая, в ней без труда могут укрыться две флотилии.
Мне не раз жаловались купцы, что плавание по финикийскому берегу очень затруднено. Самый легкий ветер со стороны африканского побережья подымал в прибрежных скалах сильное волнение, которое давало о себе знать и вдали от берега. Грузы, поступающие в Яффу и Дор приходилось разгружать в открытом море, а в случае шторма негде было укрыться.
Я решил построить гавань между этими городами, посередине, в том месте, где находилась в упадке Стратонова Башня. На этом месте за несколько лет вырос новый город с белокаменными дворцами и храмом в честь Августа.
Действительно, самым трудным оказалось построить гавань в открытом море. Сначала пришлось заполнить глубину в 20 сажень крупными камнями, большая часть которых имела 50 футов длины и по 10 футов ширины и высоты. После того, как глубина была заполнена, построили надводную часть плотины шириной 200 футов, и она успешно сдерживала самое опасное волнение моря. Эта часть строительства была трудной и опасной.
По знаку Ирода Николай принес тушь, лист папируса и царь начертил схему гавани. В эту минуту он был там, на стройке, любовался ее размахом, вникал в детали проекта, спорил с архитекторами, подгонял строителей.
- Вот здесь, в этой части плотины, - показывал Ирод на схему, - мы постро- или каменную стену, чтобы она защищала гавань со всех сторон, а здесь, в этом месте два ряда причалов для кораблей. Помещения для приема и хранения грузов я построил на берегу, подальше от сырости.
Ирод увлекся и вспоминал различные подробности борьбы с морем, Нико- лай записывал для следующей главы, к которой он уже придумал название:"Битва с морем".
Ливий доволен своим пациентом, улучшения еще нет,но нет и ухудшения. Приятные воспоминания волнуют Ирода, но это полезные волнения.
Между тем стемнело и слуги зажгли свечи. Ирод, опираясь на посох, подошел к открытому окну и услышал пение. Оно доносилось из Храма.
- Ливий, подойди сюда, - позвал Ирод врача, - послушай, как они поют. Священники и левиты стройно и торжественно исполняют псалмы царя Давида. Они искренне верят, что их слышит Незримый и вкладывают в пение свое сердце и душу. Раньше я редко ходил в храм, а сейчас, больной, тем более не хожу. Как-то прежний первосвященник упрекнул меня за это. Я был молод и дерзко ответил, что не хожу, потому что не получаю ответа на вопрос - почему Господь насылает засуху, мор, а дети умирают, не прожив и года. Почему?
Анаил также дерзко ответил: