Deane Seamus : другие произведения.

Урок математики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  

Урок математики

  
  
  
   E = каждое + утро : девять, резкий и стремительный, входил он в класс, словно в него прорываясь.
   Сутана, со свистом разметающая воздух. Лицо -- красное, будто налитое гневом, хотя черты благоговейно покойные.
   Он обычно был уже наготове: толстый том алгебры открыт на нужной странице и вопросы, в количестве каком только возможно, заготовлены наперед. Говорил он глухо и в нос, но с улыбкой. Внешним подтверждением его суровости были очки и грива курчавых волос; однако, по причине розовости лица он мог кому--то показаться и безобидным.
   Звали его Гилдий. Отец Гилдий.
   Он садился за свой высокий стол, вознесенный платформой высоко над классом, вздергивал подбородок, закрывал глаза и бубнил нараспев:
   -- Алгебра в уме... Правила основы хорошо известны, но должны быть повторены: во-первых, чтобы спасти мозги этого колеблющегося большинства от утраты памяти и воспоследующей гибели; во-вторых, ради предостережения наделенных природой более счастливо, которые находят приятными забавы тяжебщика, заявляя: что им не было сказано... что они не знали... и что правила неясны...
   Я лежу ночами без сна, пытаясь придумать подходящее наказание для таких созданий, но я не преуспел. Что так? Говорит ли это во мне неспособность воображения или голос это остающейся без ответа испорченности? Я позволяю тебе, Мак-Кэннелог, ответить на этот вопрос.
   -- Сожалею, отец Гилдий, но я боюсь, что не сумею, - отвечает Мак-Кэннелог автоматически.
   Подобное уже стало рутиной.
   -- Твое сожаление воистину трогательно. Хотя, возможно, ты не осознаешь важности вопроса. Хэркин, будь так добр, проинформируй Мак-Кэннелога, что есть тяжебщик.
   -- Тяжебщик - это человек, который создает беспорядок путем искажения действия закона, батюшка.
   -- Ты согласен с этим великолепным определением, Мак-Кэннелог?
   -- Абсолютно, батюшка.
   -- Ты не имеешь склонности к тяжбам, Мак-Кэннелог, не так ли?
   -- Нисколько, батюшка.
   -- Мне следует проверить тебя по поводу этого утверждения. В результате моей любящей заботы о вас по пяти дней в неделю и по сорока минут всякий раз, в чем более ты силен: в письме или математике?
   -- Я равно одарен в обоих, батюшка.
   -- Хийни, мог бы ты сказать, что Мак-Кэннелог пойдет далеко?
   -- Я полагаю, батюшка.
   -- При каких условиях ты полагаешь это, Хийни?
   -- При условиях, вызванных вашим вопросом, батюшка.
   -- Дохерти, а ты согласен с этими условиями?
   -- Так точно, батюшка.
   -- Как твоё имя, Дохерти?
   -- Дохерти, батюшка.
   -- Рад слышать это. Теперь, правила основы. В алгебраической форме у нас имеется сорок простых примеров, и у каждого наличествует только один правильный ответ. Здесь, в этой комнате, - сорок учеников. По примеру на каждого. Совпадение необычное, вызывающее удовлетворение.
   -- Мы начинаем с Джонсона, странно выглядящего создания в левом конце первого ряда. В течение двух секунд, не более, он дает нам ответ на N 1. Если ответ занимает больше времени, такой ответ приравнивается к неверному.
   Мак-Дэйд, объект, следующий за Джонсоном, отвечает на N 2. И так далее - через все это зверинцеподобное собрание, которое мы из вежливости называем классом. Однако, если Джонсон, по глубокомысленному мнению Мак-Дейда, ошибается при ответе на N 1, то он, Мак-Дэйд, делает N1 снова и дает нам верный ответ. Если личность, следующая за Мак-Дэйдом, случается, верит, что Джонсон был прав в N 1, а Мак-Дэйд ошибался исправляя его, то эта персона перепрыгивает N 2 и делает N 3, тем самым заставляя Мак-Дэйда, если он согласен с таким вердиктом, решать N 2. Равным образом, субъект, следующий за Мак-Дэйдом, имеет выбор верить, что оба, Джонсон и Мак-Дэйд, ошибались в N 1; если принимается такой выбор, то эта личность решает N 1 опять и снова. И так далее.
   Возможность выбора обогащается вместе с развитием процесса, так что ко времени достижения тупика эволюции в конце класса по имени Ирвин выбор будет воистину калейдоскопическим.
   Если одна из задач решена неверно кем-либо из предшествующих, то следующий из учащихся, который заметил это, должен дать правильный ответ, независимо - была ошибка сделана непосредственно предыдущим или любым из предшествующих cотоварищей.
   За ошибку в ответе наказание простое - два удара. Если верный ответ был исправлен неверно - четыре удара. Если весь класс пропускает незамеченным один неверный ответ - домашняя работа удваивается. Если пропускается больше, домашняя работа удваивается в течение дней, количество которых соответствует количеству ошибок. Если все примеры решены верно - то солнце остается на небе, а мы принимаемся за изучение более точного и безопасного предмета - религии.
   Итак, Джонсон... Пошел! Две секунды прямо отсюда!
   Джонсон начал:
   -- Х равен минус двум.
   Следующим был Мак-Дэйд.
   -- Х равняется трем.
   Все пошло по кругу и быстро. Ряд впереди меня был уже в работе. Внезапно отец Гилдий вмешался.
   -- Какой номер ты сейчас решаешь, Хэркин?
   -- Номер 13, батюшка.
   -- Верно для начала. То есть, ты, безусловно, веришь, что N 12 был решен правильно?
   Хэркин заколебался:
   -- Мм... да, батюшка.
   -- Принято вполне. Твоё решение! Следующий! Две секунды только.
   -- Х равен четырем.
   -- Какой номер был это?
   -- Номер 12, батюшка.
   -- Ты допускаешь, что ответ, данный прежде, был ошибочным?
   -- Да, батюшка.
   -- Так что Хэркину следовало его решать снова?
   - Да, батюшка.
   - Хэркин?
   - Я считаю, что N 12 был правильным, батюшка.
   - А вместе с тем все номера, предшествующие двеннадцатому, иначе ты был бы должен повторить один из них.
   - Вы правы, батюшка.
   - Следующий человек! Не ты, Моллой. Ты только что исправлял Хэркина. Я об этом убогом веществе позади тебя. Оно еще живое?
   - Я здесь, батюшка. (Это был О'Нийл.)
   - Никаких выкрутасов. Просто дай мне твой ответ.
   - Х равен пяти, батюшка.
   - И это ответ к номеру...
   - Номеру 13, батюшка.
   - О! Так Хэркин ошибался, обратившись к N 13, а также ошибся в ответе, который он дал мне?
   - Просто ошибся в ответе, который он дал вам, батюшка.
   - Тогда N 12 был, в твоем мнении, решен верно?
   - Да, батюшка.
   - Тогда был неправ Моллой, исправляя N 12?
   - Да, батюшка.
   - Тогда, почему ты не сделал N 12 снова?
   - Он уже исправлен верно, батюшка.
   - Но человек, предшествующий тебе, сделал это неверно? Правила основы утверждают, что исправлять нужно предшествующую ошибку, верно?
   - Так, батюшка.
   - Ты это сделал?
   - Нет, батюшка, но...
   - Спокойно. Какой номер ты собираешься решать сейчас?
   - Номер 12, батюшка.
   - Ответ?
   - Х равен четырем.
   - Это было исправление Моллоя? Не так ли?
   О'Нийл ошибся очень грубо и знал это. Он только кивнул.
   - Моллой, твой ответ был равен четырем, не так ли?
   - Да, батюшка.
   - Но это было неправильно, мне сказано. Теперь это правильно. Так где мы находимся? Или это математика или это хаос?
   Молчание. Отец Гилдий улыбается.
   - Различие это должно быть распознано даже вами, разбойники. Дохерти, продолжай; разгреби-ка эту кучу.
   - Х равен двум.
   - К какому номеру был этот ответ?
   - К номеру один, батюшка.
   - Так ты считаешь, что первый ответ был неверен!?!
   - Да.
   - Да - кто?
   - Да, сэр.
   - Сэр! Сэр?.. Мой внешний вид что ли изменился? Что, мой итальянский воротник стал галстуком, а моя сутана - костюмом из смердящего твида?
   - Нет, сэр.
   - Ты настаиваешь на "сэр"?
   - Да, батюшка.
   - Класс захихикал и тут же умолк.
   - Искра остроумия - я наслаждаюсь. Это, конечно, не может пройти ненаказанным. Но к делу. Первый пример был ошибочен, ты говоришь. Так что после этого все было неверно?
   - Технически - да, сэр.
   - Технически... О язык тяжебщика.
   - Просто, правила основы, сэр.
   - Так были они или не были ошибочны?
   - Некоторые были ошибочны сами по себе, сэр. Другие были неверны, потому что их ответы были даны прежде, чем номер один был исправлен, сэр.
   - За-ме-ча-тель-но. Настоящий тяжебщик. Ты уверен в самом себе, Дохерти?
   - Аб-со-лют-но, сэр.
   - Хорошо. Давайте, начнем все снова. Первый человек - первый пример.
   - Х равен минус два.
   - Ты настаиваешь на этом?
   - Да, батюшка.
   - Тогда Дохерти сделал ошибку?
   - Да, батюшка.
   - Тогда вся эта кутерьма впустую?
   - Да, батюшка.
   - Все согласны?
   - Да, батюшка,- весь класс хором.
   - Итак, Дохерти. Считай твои ошибки. Один ложный ответ - два удара. Один верный ответ, "исправленный" тобой ложно, - четыре удара. 11 совершенно верных, или неоспоримых ответов, отмененных тобой на том основании, что они были приведены в противоречии с правилами, которые на самом деле нарушены не были,- 44 удара. Разбазаривание времени - шесть ударов. Исполнение роли профессионального тяжебщика - 12 ударов. Пренебрежительная форма обращения - 10 ударов. Звездный миг остроумия - шесть ударов. Ты в состоянии сосчитать это?
   - 88.
   - 88 - чего?
   - 88 ударов.
   - 88 ударов - кто?
   - 88 ударов, сэр.
   - Все верно. Мы уже куда-то движемся. Ты умеешь считать. Ты постигаешь свой катехизис. А сейчас ты близок к тому, чтобы получить урок ошеломляющего доверия, которым всегда отмечают тебя и тебе подобных. Так что же это такое, что схожим образом может утешить и мое сердце?
   - Бальзам от розог, сэр.
   - Верный ответ в конце концов. Он прямо из тебя воспаряет.
   - Нет, сэр. Они ошиблись.
   - О мой... о боже! Посмотрите, только Дохерти прав! Все остальные неправы. Я вижу, как собираются штормовые облака. Я уже провижу надвигающийся апокалипсис... Все мы - математические невежды. Кроме Дохерти. Хэркин, сделай этот пример снова, и этот раз на доске. Чтобы мы могли видеть его.
   Хэркин накорябал на доске свои каракули.
   - Можешь ты это опровергнуть, Дохерти?
   - Нет, сэр.
   - Это верный ответ?
   - Да, сэр. К неверному примеру.
   - Неверному примеру? Неверному примеру?!? Это потрясающе... Ты превзошел самого себя! Объясняй, все мы... в исступлении.
   - Я делаю часть "Б", сэр. Все остальные решают часть "А".
   - А почему ты выбрал часть "Б", если все мы выбрали часть "А"?
   - Потому что часть "А" мы делали вчера, сэр. Я предположил, что вы не захотите, чтобы мы делали повторно то, что мы уже знаем.
   - Кто-нибудь еще припоминает, что мы уже делали часть "А"?
   - Да, сэр! (все. Хором)
   - А я указывал вам что-нибудь относительно части "Б", Дохерти?
   - Ничего, сэр. Но насчет части "А" вы также ничего не указали.
   - Сколько ударов я должен тебе, Дохерти?
   - Нисколько, сэр.
   - Твое мнение - не мое. Класс, всем оставаться на своих местах. Никто ничего не делает. Первому, которого я замечу, что тот делает что-нибудь полезное,- два удара. Дохерти, оставить класс. Класс, домашнее задание - удвоено. Дохерти, домашняя работа - учетверена.
   Он сгорбился над своим столом, в глазах его полыхал гнев. Дверь тихо закрылась за спиной Дохерти. Мы уставились в пространство.
  
   Сиймус Дийн (Math's class by Seamus Deane)
   Перевел А. Д.
  

* * *

   Ни этот перевод в целом и никакая его часть не могут быть опубликованы без письменного согласия переводчика. По первому требованию переводчика, без объявления причин, администрация издания обязана уничтожить все имеющиеся у неё копии этого произведения в течение двух рабочих дней.
   Код переводчика: Gainsborough

* * *

  
  
  
  
  
  
   4
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"