Одни люди считают, что успешное общество может быть только демократическим. Для других людей слово "демократия" звучит почти как бранное слово. Слово "демократия" такое же расплывчатое и неоднозначное, как, например, слова "любовь" и "душа". Все им пользуются, всем может казаться, что они понимают, о чем идет речь, но в то же время каждый может вкладывать в него какой-то свой особый смысл. Поэтому нередко случается, что одним и тем же выражениям люди придают различный, подчас противоположный смысл.
Как можно этого избежать? Вместо того чтобы спорить об определениях, которые раз и навсегда избавят термин "демократия" от многозначности, можно раскрыть содержание термина и впредь стараться обращаться напрямую к содержанию, избегая употребления самого термина.
Что же стоит за термином "демократия"? Что на практике отличает демократическое устройство общества от других? На мой взгляд здесь важны три компонента, которые, хотя и кажутся независимыми, в конечном счете, друг с другом связаны.
Первый компонет - это система выборов. Она позволяет в идеале всем членам общества принимать участие в управлении обществом. С помощью выборов члены общества выбирают своих представителей, которым они поручают на определенный срок управление обществом. Это называется представительной демократией. Властные полномочия делегируются избранным представителям, но источником этой власти является все общество. С помощью процедуры голосования определяется воля большинства, которая становится основой коллективного решения. Важные вопросы могут решаться всеобщим голосованием напрямую, как это происходит в случае референдумов. Референдумы можно считать проявлениями прямой демократии.
Выборная система не идеальна. Например, избранные представители могут попытаться всеми правдами и неправдами оставаться у власти как можно дольше, может быть даже на всю жизнь. Чтобы этому воспрепятствовать в некоторых случаях вводятся жесткие ограничения. Например, устанавливается, что президентом нельзя быть более двух сроков подряд.
Второй компонент - это права человека. Эти права сформулированы и изложены во Всеобщей декларации прав человека. Хотя некоторые считают, что этот документ небезупречен, его смысл и значимость заключаются в том, что любой человек по праву рождения имеет определенные права и свободы. Он не должен их каким-то специальным способом зарабатывать или заслуживать. Они у него есть изначально как часть его человеческого достоинства. И если в каком-то обществе человек вдруг обнаруживает, что каких-то прав и свобод у него нет, то это значит, что кто-то противозаконно лишил его этих прав.
Хотя процедура голосования приводит к общему решению путем определения большинства, это не означает, что любое решение большинства будет оправданным. Права и свободы личности являются своеобразным ограничителем для воли большинства. Права и свободы меньшинства не могут быть нарушены только потому, что так захотело большинство. Права и свободы охраняют достоинство каждого отдельного человека от возможных посягательств власти, то есть тех избранных представителей, которым эта власть была на время передана путем выборов. Хотя некоторые люди считают ситуацию с правами и свободами личности внутренним делом каждого общества, становится все более распространенной точка зрения, что именно те страны, в которых нарушаются права человека, в конечном счете начинают представлять опасность для других стран. Именно поэтому в современном мире такое значение придается правам человека, и требование соблюдения этих прав не рассматривается как вмешательство во внутренние дела страны.
Как же еще связаны права и свободы с выборностью органов власти? Выборы или референдум - это процесс волеизъявления граждан. Их выбор должен быть максимально осознанным и информированным. Легко представить себе, как можно манипулировать избирательным голосом человека, который не вполне понимает, о чем идет речь или плохо информирован по сути вопроса. Право на образование и свободу информации в определенной мере должны противодействовать манипуляциям с голосами избирателей. Чем более образованным будет общество, чем более информированным оно будет, тем более отвественно оно будет принимать решения на выборах и референдумах. Нельзя недооценивать в этих обстоятельствах и роль независимых средств массовой информации.
Третий компонент - это принцип разделения власти. Этот принцип направлен на то, чтобы предовратить избыточную концентрацию власти у какого-то одного государственнного института или должностного лица. Обычно выделяют три сферы государственной деятельности: законодательная (правовое обеспечение жизни общества), исполнительная (социальное и экономическое обеспечение жизни общества) и судебная (разрешение конфликтных ситуаций). Считается, что этим трем сферам соответствуют три ветви власти. Эти ветви власти должны быть независимыми и иметь возможность с помощью определенных механизмов и правил, которые назваются "системой сдержек и противовесов", контролировать деятельность друг друга. Каждая ветвь власти препятствует концентрации власти других ветвей, и все вместе следуют общим установленным правилам. Иногда это называют горизонтальным разделением власти. Разделение власти может быть также вертикальным. Например, при федеративном устройстве общества четко прописывается круг вопросов и полномочий для федеральных органов власти, для субъектов федерации и для местных органов самоуправления. Очевидно, что вопросы местного масштаба лучше решать на местном уровне, а не передавать их решение наверх.
Таким образом, три компонента, или три приниципа успешного общества суть следующие: выборность власти, права человека и разделение власти. Почему эти три принципа благоприятно сказываются на жизнь общества? Потому что именно в этих условиях возможна максимально полная реализация того потенциала, который заключен в обществе. В век информации самое главное достояние общества - это его члены, уровень их образования и культуры, их умение пользоваться свободой для достижения творческих и конструктивных целей. Именно этот ресурс, ресурс разума, а не размер территории, не мощь армии и не залежи природных ископаемых, определяет будущее общества, как в рамках одной страны, так и в масштабе всего человечества.