Тадеуш Завадовски
Пейзаж перед битвой
и, возможно, войной
сижу за столиком и пью очередную чашку кофе.
смотрю на чистый
листок, на который через минуту, возможно, присядет
заблудившаяся
строка, не думаю о предстоящей войне
или
о запланированной битве. запасы
не подготовлены , укрытия
не обеспечены , мундир ожидает
утюжки. сижу
при кофе, как будто ничего, а вокруг носятся
сообщения
панические или угрожающие попеременно. радио
выключено - не слушаю,
в телевизоре слюнявые политики - я не смотрю.
какой=то военный
пробежал по комнате, выпил двести
и побежал на следующую
позицию. тут водка заканчивается, запасы
не приготовлены,
и эти непрерывные сообщения...
***
Мария моет окна
Мария моет окна . Хочет
увидеть мир Тот настоящий
без ретуши пыли и серости
Немного боится момента, когда встанет перед
прозрачным
стеклом и увидит людей в их реальном
виде с их жестами и гримасами
презрения на лицах И себя
голой и беззащитной
Мария моет окна Еще
взвешивает, хватит ли у неё
отваги, чтобы ловить ускользающие взгляды,
до сих пор скрытые за стеклом или, может быть, лучше,
всё же доверять
искренности их намерений На мгновение
отставляет ведро и тряпку Ещё
не определилась с решением.
Мария вымыла окна Берет в руку кисть
и малюет на стекле улыбающиеся
лица мальчиков и девочек
с косичками
глазами полными детской веры
в людей Она всё ешё
девочка
***
Не говори мне о завтрашнем дне
не говори мне о завтрашнем дне. Это такая условная дата
выдуманная на потребу минуты. все еще длится
сегодня, ещё
долго могу не смотреть телевизор и подсчитывать
падающие
листья с деревьев. есть время до зимы , несколько
месяцев.
потом могут отключить ток.
электроэнцефалограмма покажет прямую,
по которой надлежит перебежать на другую сторону.
А что если завтра не будет, и останусь
с большим знаком вопроса
с вечно открытом от ужаса ртом?
поговори ещё со мной
глазами, касанием руки ,скольжением
волос по щеке. слова Тетмайера
смешиваются с каплями пота на лбу, всё
ближе
к зиме. Листья прикроет белое забвение
в котором
скроюсь вместе с моим муравьем. ношу его
в сердце
как талисман, чтобы защититься от себя.
часы остановились в полночь, и не знаю,
на которой я стороне.
Если вернется Христос -
боюсь, что если Христос вернется, - как
обещал - а у него не будет
того, кто должен Его принять , организовать
референдумы или обсуждения
в группах и подгруппах, проверить,
достоин ли быть Спасителем. проанализировать
происхождение прадеда
и прабабки по всем возможным линиям.
исследовать кости
челюсти цвет волос глаз даже ДНК.
встанут по сторонам
улиц, будут размахивать транспарантами за
или против,и никогда
это не закончится.
И если Христос повернется уходить, я уйду вместе
с Ним.
***
Ночная прогулка
Тёмное горло залива росло как океан ночью
когда идёшь босиком среди белой пены.
Шаги затихали в воде
как усталые птицы
голос задушен завязанным в узел песком
Море к полуночи походит на мертвую
рыбу
размывая берега отбеливая кости
открывая пространство как складной нож
Повсюду тишина завернутая в шарф
приманивает волны к берегу
как птиц в гнездо
Лоб у меня белый и высокий словно мачта
корабля
который вскоре прибудет в порт
на глаза кладу бледные веки
время подкрадывается под них и готовится ко сну
Скоро полночь
после неё придет полнота.
***
Я сижу на террасе и читаю кацпера плуса.
Пролетающий ворон чертит чёрные рефлексы
букв
на желтых страницах в кустах гортензии
спряталась фрида кало.
Она сбежала со страницы 51 и рисует картину
с собой в интерьере
рембо пьяный как обычно играет
кораблём как маленький ребенок
в океане песочницы. какой-то мужчина
объясняет мне что у него тоже есть желтые страницы
на которых однако никто не отважился
написать стихотворение.
толпы собираются. прохожу через их
шрамы
к очередным домам умалишённых. пишу из них
письма убегаю
возвращаюсь еще раз, чтобы понять, что это
дом без выхода.
кацпер протягивает очередную сигарету.
понемногу сгораю. остаётся только
пепел
***
http://www.gazetakulturalna.zelow.pl/index.php/biezacy-numer-3