О маньяках: "Хроники Нарнии" и их автор
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: "Тупо как полено..." (Снусмумрик) "Отлично!!! :))) Давно так не веселилась :)" (Вера Космолинская)
|
Михаил
Чернецкий, март-май 2002
О
маньяках.
"Хроники Нарнии" и их
автор
"...На протяжении веков они
сами раз за разом доказывали нам злую сущность своей религии. Если мусульманин
хороший человек, он - плохой мусульманин /.../ И всякий раз за этим следовало
нападение обнаглевших мусульман, и лишь новая война с ними и следовавшее в ее
ходе духовное возрождение ... " (Отзыв Николая Беарева на
статью)
"...В этих
рассказах все положительные коротышки пили чай с сахаром Спрутсовской Фабрики и
носили одежду из ткани Спрутсовской Мануфактуры. А нехорошие коротышки
покупали товары других фирм, и поэтому их преследовали неудачи"
(Н.Носов, "Незнайка на
Луне")
Когда отрицательный персонаж -
рыжий, это еще ничего не значит. Но если автор заставляет рыжих совершать
подлость за подлостью и каждый раз глубокомысленно напоминает о цвете их
шевелюры - это диагноз.
Немного о себе. Я с детства люблю
"познавательные книжки", в том числе со схемами элеваторов. Считаю наивными
представления автора "Нарнии" о райской жизни при короле Артуре и вообще не
испытываю должного почтения к царствующим особам.
По логике "Хроник" все это -
признаки отъявленного негодяя. Список преступлений, инкриминируемых мне на их
страницах, удручающе обширен - от банального стремления "поддеть" ближнего до
такой экзотики, как одобрение работорговли. Не упоминается разве что сексуальное
насилие, да и то лишь потому, что писано для детей. Похоже, что из-за нас, грешных, Клайв Льюис и взялся за перо - его
неудержимо тянуло поведать миру, как он не любит иноверцев
во всех смыслах этого слова.
Надо
сказать, что маньяки бывают обыкновенные, злобные и непримиримые. Первые просто
верят в свои фантазии, вторые считают скептиков мерзавцами, а третьи призывают давить оных мерзавцев на месте проявления преступного
скепсиса. К последней категории автор "Хроник" не относится: его Нарния -
настоящая колония для исправления малолетних. Писатель, к счастью, слышал, что
раскаявшийся грешник угоднее Небу, чем целый монастырь праведников.
Справедливости ради следует
отметить у хрониста непременную черту истинного художника - наблюдательность. Он
великолепно описал свой собственный анамнез: один несимпатичный персонаж
"Хроник" по антропоцентрической упертости принимал поющего льва за "льва
рыкающего". Льюис столь же принципиально страдает такими галлюцинациями, когда
встречается с недостатком роялизма, набожности и кой-чего другого. Впрочем, об
этом - позже.
"Я
узнаю тебя по блюдечкам очков!" (В.Маяковский)
Есть книги, написанные маньяками, и есть книги,
написанные во имя мании. Первые не отличаются от обыкновенных, поскольку все
люди - маньяки. Это свойство человек получил вместе с разумом, дабы не
зазнавался. Вторые - тоже вполне обычные, поскольку все книги написаны ради
идеи, кроме тех, что написаны ради денег. Важно другое: часто ли автор
вспоминает свою идею и хорошо ли умеет это скрывать. А скрывать следует
непременно, дабы читатель не заподозрил, что ему что-то "втюхивают". Знаете,
одно дело, когда видишь швабру в магазине, и совсем другое, когда тебя ловит за
пуговицу какой-то бедолага в надежде всучить этот "чудо-девайс" и ведерко к нему
в подарок.
К сожалению Клайв ничего скрывать не собирается,
как раз наоборот. Взять, например, "проблему узнавания". Во многих сказках герои
узнают Доброго Волшебника безо всяких примет: просто раз - и узнали. Обычно
сказочники прибегают к такой натяжке без задней мысли - простоты ради, но наш демиург не таков. В его Нарнии это тест на
нравственную чистоту, причем угадать надо по одному имени - от него "в душе у каждого что-то повернулось. Эдмунда охватил таинственный
ужас. Сьюзен как будто окунулась в волны дивного аромата..." Если бы Элли
вместо Изумрудной страны по ошибке попала туда, то своим простодушным вопросом
"Эслан злой или добрый?" выдала бы себя с
головой.
"Вам предстоит научиться
узнавать меня в вашем мире" - напутствует волшебник юных героев. Этакая
задача Андерсена о настоящей принцессе: конфессий-то хватает, а как опознать
правильную? И решение автор предлагает тоже классическое - типа "Голый король":
Эслана временами может узреть лишь тот, кто чист душой :)
"На Мастерах
стоит планета" (Р.Рождественский)
При всех своих недостатках
Льюис - без иронии Мастер Слова. С художественной точки зрения его "Хроники"
местами столь хороши, сколь вообще могут быть хороши повести, пропитанные
идеологией. Наверняка останется в анналах его "столп со
светочем наверху", изречения калорменских мудрецов и нарнианских филинов
и, конечно, замечательный профессор - хранитель входа в волшебную страну. К
слову сказать, в Калормене детей учат рассказывать, а у нас - писать сочинения.
"И разница здесь огромная" - отмечает автор. "У нас"
- это в Англии, но "как похоже на Россию"!
Жаль, что чаще Мастер дремлет
у камина, а марать бумагу поручает Подмастерью (по-видимому, наспех натасканному
на "сочинения"). Тогда на страницах появляются убогие реплики типа "нас тянет какая-то магическая сила!" или такие шедевры
утонченности как "А однажды мы послали музыкантов на мачты,
и казалось, что музыка льется со звезд".
Забавно, что последняя цитата действительно была бы шедевром, подобным
чеховскому "посадим цветочки, и будет запах", кабы не отношение автора к такой "инициативе". Тем
более, что у русскоязычного читателя в этом месте появляется смутное
воспоминание о некрасовском барине, который тоже был ценителем прекрасного и
"послал" скрипача в не вполне пригодное для игры место (кажется, скрипачом был
"Яков верный, холоп примерный", если я не путаю).
Надо сказать, что переводчики Льюиса оказались
под стать его подмастерью. Так, название героического корабля колумбов Нарнии по
мнению В.Волковского звучит "Поспешающий к восходу". Не
"Стремящийся", не "Летящий", а именно "Поспешающий"! Или это ирония? Его коллега
В.Воседой перевел название первой повести как "Лев,
Ведьмарка и зеркальный гардероб". А бедняг-королей он
заставил не взойти на престолы, а "воссесть". Может
быть, он тайный народоволец и хочет отвратить читателя от монархии неаппетитными
ассоциациями? Или уважаемые В.В. и В.В. выросли в
эмиграции и не различают смысловых оттенков?
"Малые дети любят кахети там..." ("Здесь хванчкара и цинандали, пей до
дна, пей, генацвали", автора не помню)
Трезвость - тоже верная примета
гнусного безбожника. В одной из хроник автор особенно нарочито противопоставляет
некую мерзкую семейку сторонников "здорового образа жизни" и группу
положительных королей-джигитов, которые не признают иных напитков кроме "пряного
вина". "А вот Юстейс (12 лет - М.Ч.) кривился, отплевывался...". Не могу
удержаться от цитирования образца придворной стилистики: тот же малолетний
паразит в другой раз "обозвал источавшее дивное благоухание
снадобье "противным пойлом"" - какой генацвали снесет
подобное отношение к целебному бальзаму?!
Я полностью разделяю гастрономические симпатии
автора "Хроник" по части глинтвейна (его-то и глотнул несчастный Юстейс), но
каким же надо быть матерым параноиком, чтобы требовать соответствия вкусов
ближнего своим канонам?! Ведь Клайва возмущает не столько очевидная
невоспитанность юного трезвенника (которую он сам же ему и приписал), сколько
пренебрежение "источающими дивное благоухание" напитками как таковое. Родители
бедного мальчика сами их не пьют и ребенка лишают прекрасного. А еще они не
курят, не держат лишней мебели, проветривают свой дом, одобряют смешанные (М+Ж)
школы и уж наверняка "в церковь божую не ходят, католицкий
носят крест...". Зато "мяса постами" не едят - вегетарианцы - опасная
ересь!
"Все животные
равны, но некоторые равнее прочих" (Оруэлл, "Скотский
хутор")
Обычно авторы наделяют зверей даром речи, чтобы у
героев были равноправные партнеры. Льюис создал страну разумных животных, чтобы
напомнить, что человек - венец творения. Творец совершенно
недвусмысленно заявил, что страной зверей должны править "сыны Адама и дочери Евы". "Усы, лапы и хвост"
- сами знаете - не документ. Поэтому
королевскую чету ему пришлось "выписать" из далекого Лондона, в то время
как их четвероногих подданных он самостоятельно слепил из подручных материалов.
Забавно, что свежеиспеченные твари сразу признали
друг друга, а человека приняли за дерево, посадили в землю (к счастью, нижним
концом) и полили водой (не волнуйтесь, так поступили не с будущим королем, а со
случайным прохожим). Короче - глина на "сынов Адама" пошла явно иная, да и
мастер, похоже, был из другой гильдии.
"Ну а кто того не
видит - растолкуем час-другой" (А.Галич)
Что можно добавить к портрету
придворного хрониста Нарнии? Хулиган и двоечник. Или хочет таковым казаться. Не
прочел добровольно ни одной "науч.поп." книги и люто ненавидит любознательных
сограждан.
Надо сказать, что хулиганы бывают
"в жизни" и "в душе". Например, Ницше в жизни, говорят, был тишайшим человеком.
Зато на бумагу он выплеснул нечто такое, что молодчики с крепкими кулаками (те
из них, которые слышали это имя) почитают его своим пророком.
Со Льюисом человечеству повезло
гораздо больше. В душе он - добрый малый и, когда не сердится, учит читателя
сдерживать праведный гнев. Судите сами: как-то
раз один из соратников "хороших ребят" обнаружил преступное невежество. Бедняга
полагал, что Эслан - просто добрый волшебник (с маленькой буквы) и потому за
столетия оккупации страны мог одичать. "Хорошие ребята" собрали всю свою
выдержку и... не стали чистить ему рыло за такие речи. Просто предупредили, что
в другой раз выдержки может и не хватить.
Оно конечно, автору легко собирать
выдержку, сидя за писательским столом. Понятно, что "в боевой обстановке" ему
это удается не всегда. Иначе с чего бы, вводя нового персонажа, Льюис отмечает,
кому тот уступит в драке? Я, например, до сих пор не знаю, кто из моих друзей
кому уступит. Такая у нас железная выдержка! А может, просто нет ничего святого
- потому и праведный гнев накатывает не часто :)
"Донимать людей мелкими
пакостями совсем не трудно" ("Хроники Нарнии")
Тех, кого миновал гнев Льюиса, подстерегает
следующая опасность. Можете ли Вы представить человека, который
кричит:
-...И все дрессированные
звери - пошлая, вульгарная мерзость!
Легко! Если предварительно довести его до
истерики. "Донимать людей мелкими пакостями совсем не
трудно, особенно если ты дома, а они у тебя в гостях" - со
знанием дела замечает автор "Хроник" перед тем, как затащить вредного Юстейса к
себе "в гости". Можно, например,
приписывать собеседнику чужие мысли, желательно по-абсурднее или
по-подлее. Сначала жертва изумляется, потом - раздражается и, если повезет,
теряет самообладание и вопит всякую чушь.
Правда, мало кому удается провести такую атаку сознательно - все-таки столь злых людей
не много, а тут еще требуется изрядный артистизм и фантазия. Но для тех, кто
страдает упомянутыми галлюцинациями, эта задача - увы - сильно
упрощается.
-Вы любите
Цветаеву?
-Читать - да, а так - нет.
(Анекдот)
И, наконец, главный вопрос о человеке или книге:
стоит ли с ними знакомиться?
Первый ответ однозначен: береженого Эслан
бережет. Клайв Льюис - опасный чародей. Вставит он тебя "в пиесу", и будешь всю
жизнь (и после) с ее страниц мычать, что не продавался за рахат-лукум, не таскал
мышей за хвост, не спорил о солевом балансе организма, а, если и спорил, то
утверждал совершенно обратное, да кто тебя
услышит?
Надо сказать, что отрицательные персонажи Хроник
четко делятся на "обычных" злодеев вроде "калорменских тракаанов" или уже
дважды упомянутого "мистера Бренди" - те описаны без гнева и пристрастия - и
карикатуры на "соседей по коммуналке", намалеванных с ослиными ушами за
"собственное мнение" и прочие обиды.
В частности, не повезло чиновникам, в
очередях к которым писатель провел часть своего бесценного времени. Что требовал
от этих жалких червей создатель Мира? Запрета совместного обучения школьников и
школьниц в Соединенном Королевстве? Или банальных льгот по подоходному
налогу? Никогда мы этого не узнаем. Но отказали ему британские бюрократы не в
добрый час - призрак Самодостаточного Губернатора долго еще будет витать над
английскими "присутственными местами".
С книгой сложнее. В наше время не часто доводится
открывать обложку, под которой нет мата, вульгарщины и смачно описанных зверств.
Кроме того, как отмечалось выше, по Нарнии раскидано довольно много самоцветов.
Зачем Всевышний наделяет литературным даром столь неуживчивых грамотеев?
Кто знает... Но только очень "состоятельный" читатель может позволить себе гордо
пройти мимо.
============================
P.S., октябрь
2002г.
За пол-года, прошедших с первой публикации статьи
в Самиздате Мошкова, http://zhurnal.lib.ru/c/cherneckij_m_g/narnija.shtml
раздел отзывов на нее разбух до рекордной величины 100Кб.
Но, к сожалению, со сторонниками переписываться неинтересно - чего воду в ступе
толочь? А с "противниками" - увы - до последнего времени приходилось общаться в
не шибко содержательной манере: сердитый наскок - ироническая отповедь (а как
еще? :).
Но недавно появился первый серьезный отзыв, и,
соответственно, первый серьезный ответ. Отрывок из этого и некоторых других
ответов помещены ниже. Убедительно прошу ознакомиться с ними, прежде чем писать
свое послание. Во-первых, там может быть ответ на Ваш вопрос. А во-вторых,
подумайте, смогу ли я Вам столь же содержательно и доброжелательно
ответить?
Двойная нумерация некоторых отзывов связана с
тем, что первые 32 письма были случайно стерты вместе во статьей. Теперь их
копии приведены в отзыве [1], а их номера указываются так: [1-33]
======= [7. Чернецкий] - [Николаю
6.] (фрагменты)
...Вы поняли мою позицию лучше других оппонентов, но, увы, тоже
"кривовато". Попробую еще разжевать:
НЕЛЬЗЯ писать (в общественном месте :), что порядочные люди чуют твоего бога за
7 миль. Ибо отсюда автоматически следует, что те, кто "не чует" (от буддистов до
атеистов) - подонки. Это гораздо хуже, чем известное хамство "верующие -
дураки", поскольку дуракам руку подают (они не виноваты), а подонкам - нет. (Об
этом подробнее - в конце письма)
НЕЛЬЗЯ выдумывать "плохих" персонажей, чья "плохость" неразрывно связана с
любовью к книгам типа "Занимательное зернохранение". По понятным
причинам.
НЕЛЬЗЯ издеваться над вегетарианцами, трезвенниками и прочими "сторонниками
здорового образа жизни". У них такие же убеждения, как и у других. Что Вы
скажете о писателе, который специально сочинил, как иудей или мусульманин
случайно вкусил свинину, выплюнул и выругался - вот, мол, гад, оскорбил
хлебосольного джигита ?
НЕЛЬЗЯ давать поощрительно-укоризненную оценку попытке накинуться с
кулаками на собеседника за его незнание. И не важно, принято ли так поступать
определенных кругах, (так пытается защитить Льюиса [Ива 1-14]) - мы же не
"круги" обсуждаем, а отношение автора к такому поведению, которое (отношение)
просматривается в этом эпизоде абсолютно четко. Напомню, что объект нападения не
сказал ничего оскорбительного: он заподозрил Эслана не в предательстве и не в
равнодушии, а лишь в том, что тот не справился с объективными
трудностями.
Короче говоря, НЕЛЬЗЯ проповедовать агрессию и презрение к чужим вкусам и
взглядам. Может, Толкин и "добрый католик", но Льюис однозначно злой (о "добрых"
и "злых" католиках - в конце письма).
Конечно, намеки да оценки через третьи руки всяких Питеров "к делу не
подошьешь": всегда можно прикинуться лопухом - мол, это просто так, а чего
такого, да это не про то... Но я надеюсь, что Вы этого не сделаете. Собственно,
уже "не сделали", что не может не радовать.
/.../
P.S.
Что касается
Вашего (и моего) утверждения:
>Кстати, то что Льюис
не испытывает любви к "иноверцам" вполне соответствует истине (да и кто их
любит?)...
- тут не все так просто. Я бы сказал, что мы
оба неправы (или неточны): Льюис ЛЮБИТ Эдмунда и Бяку. Поэтому и не может
спокойно смотреть, как они губят свои души (на его взгляд) неверием в его бога,
трезвостью, повышением эрудиции в ущерб поэзии и т.д. Поэтому и мерещатся ему
всякие подлости с их стороны. Это агрессивная форма любви, очень похожая на
ненависть
Миша
======= [28. Чернецкий] - [Вере
26.] (фрагмент)
[Вера
22.]: >Действительно, все это
производит довольно губительное влияние на психику, хотя полной нетерпимости,
все же, пожалуй, не было (вспоминая об одном из персонажей последней книги,
попавшем в рай, несмотря на поклонение не тому божеству).
Я же говорил, что Льюис
- молодец! Это хорошая иллюстрация факту, что не бывает ни абсолютных злодеев,
ни абсолютных маньяков (в смысле - одержимых навязчивой идеей).
(Хотя это "не совсем то". Этот персонаж, как я понял, поклонялся Таш,
поскольку не слыхал об Эслане. А услышал, так небось тоже "окунулся в волны
дивного аромата" :)))
Жаль, что защитники
Льюиса - не молодцы. Ни один из них этого гвардейца не упомянул - все
старательно делают вид, что не понимают, о чем речь. Вот, например, "Добрый
Католик" Бедарев (может, Бердяев? :))) исписал десятки килобайт цитатами не по
делу. Ну, да Аслан им судья :)))
======= [ Чернецкий] - [Николаю]
(фрагменты)
> В том-то и дело, что Аслан - не волшебник.
Благоговейный трепет - естественная реакция при встрече с
Создателем
Порядочный проповедник учит любви к своему Богу, но не вешает
ярлыки на тех, кто не ощущает "благоговейный трепет ... при встрече" с
ним.
>Хочу выразить свою солидарность
Рыбкину. Причем должен заметить, что терпимость, такая, какая она видится в
современном понимании, даже не тупик, а яма.
>
О том, к чему она приводит, мы прекрасно можем судить по тому, что творилось
последние несколько дней в Москве. С людьми, подобными этой швали,
терпимость - смерти подобна.
>Мы сейчас
все время слышим, что ислам - очень мирная и гуманная по своей сути религия. На
протяжении веков они сами раз за разом доказывали нам злую сущность своей
религии. Если мусульманин хороший человек, он v плохой
мусульманин.
> ... И всякий раз за этим
следовало нападение обнаглевших мусульман, и лишь новая война с ними и
следовавшее в ее ходе духовное возрождение ...
...Поймите, Николай,
если Вам мерещится, что в разборках христиан с мусульманами есть "светлая" и
"темная" стороны, я никогда не смогу Вам доказать обратное - мои способности в
этой области до обидного скудны. /.../
Мое исследование
адресовано не Вам, а тем, кто понимает, что нет "мирных и гуманных" религий. Так
же, как нет кровожадных и воинственных. А есть хорошие и плохие люди всех
вероисповеданий, в том числе, атеисты. Если Вы примкнете к нашему лагерю, я
с удовольствием продолжу обсуждение этичности отдельных фрагментов в эпопее
Клайва Льюиса.
>Интересно, а как понять, кто
виновен, а кто невинен? Где угодно,
в любом сколь угодно отвратительном и определенно "виновном" кругу всегда
найдется пара-тройка "невинных".
Уважаемый Николай.
Ни мусульмане, ни
атеисты не являются "отвратительным и определенно "виновным" кругом". Это такие
же достойные "круги", как и христиане. Я в курсе Вашего мнения, что это не так.
Однако нормы приличия требуют в общественном месте держать подобное мнение при
себе.
Я настаиваю на соблюдении Вами этого правила в
моем разделе. Если не можете - пользуйтесь частной перепиской.
Кстати, моя статья о Нарнии имела цель показать людям, чтущим это
правило, что Льюис его нарушил. Тем же, кто его не чтит, я не собираюсь
доказывать ничего - я не гувернер.
>Каждой своей фразой мы
наверняка наносим оскорбление не одной тысяче людей.
Вы со Льюисом действительно
оскорбляете многих людей вымыслами об агрессивной сущности их
верований.
А на меня могут обидеться лишь те, кто
настаивает на своем "праве" оскорблять других. Но в праве ли они
обижаться?
>До свидания. Я
получил то, за чем пришел.
>Я буду молиться за
Ваше обращение.
>Добрый Католик
Прощайте,
Николай.
Я тоже буду надеяться, что Вы со Льюисом
перестанете служить Сатане, стравливая христиан с мусульманами и атеистами;
монархистов - с тоталитаристами и демократами; гурманов - с аскетами и
трезвенниками; гетериков c гомиками; космополитов с патриотами; любознательных с
фантазерами и
т.д.
Добрый Кваркист