Чернецкий Михаил: другие произведения.

Это дивное "Литературное чтение"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс Наследница на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эти дивные новые учебники, "этот дивный новый мир" (О.Хаксли)

Михаил Чернецкий, mike@mega.ru, октябрь 2004г.
Это дивное "Литературное чтение"
zhurnal.lib.ru/c/cherneckij_m_g/okr-mir-2.shtml
 
"Этот дивный новый мир" (О.Хаксли), эти дивные новые учебники...
 
   Не подумайте, что я имею зуб лично на покойного товарища Занкова. Но объясните мне, почему у "занковцев" такие странные учебники?
   Про "Окружающий мир" (2 кл.) я уже говорил (zhurnal.lib.ru/editors/c/cherneckij_m_g/okr-mir.shtml) - ни предметом, ни родным языком авторы в должной степени не владеют. А пока писал я ту рецензию, у нас случился очередной инцедент - девочку "поставили к стенке" за то, что она не смогла доказать, что Персей - житель "Верхнего мира", а Чудовище, от которого он спас Андромеду - житель "Нижнего мира". Это задание из учебника Чураковой "Литературное чтение" для 3-го класса.
   Ну, "методы" нашего учителя к делу не относятся, а про то, как у греков "миры" такие загадочные образовались - это как раз по теме.
 
   Оказывается, Чуракова сделала открытие: "У всех древних народов было представление о Мировом дереве, которое стоит в центре земли и соединяет Средний мир, где живет сам человек вместе с большинством наземных животных, Верхний мир, где находится солнце, луна и звезды, запасы воды (?-М.), гром и молнии, где летают птицы, и Нижний мир, где спрятаны камни и металлы, где обитают подземные животные (кроты, мыши, змеи, жабы, рыбы). Это дерево называют также тотемным..."
   Первое впечатление от этого откровения - что его автор слыхал об устройстве мира викингов и поленился проверить, как там у других народов. Правда, деление на миры и у викингов немного иное, но хотя бы соединительное Дерево (Ясень) наличествует. А "верхние запасы воды", наверное, взяты из иудейских мифов (Библия). Вот так и рождаются новые религии!
   В следующем абзаце Чуракова пошла на прямой подлог - проиллюстрировала свою "всенародную космогонию" изображением дерева Перидекс (английское средневековье) и рисунком художника Экзекта "Дионис в ладье" (Греция, 6в. до н.э.). Мачту ладьи, естественно, обвивает виноград - атрибут бога вина Диониса, а по Чураковой - "мировое тотемное Дерево" древних греков (или одного из племен). Дионис, видимо, его смотритель. Вокруг ладьи плещутся пресловутые обитатели "нижнего мира".
   Третьеклассникам предлагается по этим картинкам "получить представление о том, как в древности люди мыслили себе устройство мира". Интересно, правильное ли получится "представление", если на самом деле Перидекс никакой "стержневой роли" в мироздании "древних средневековых европейцев" не играл - скромно рос себе на краю земли, в жаркой Индии. Хотя, возможно, дальним родственником "варяжского Ясеня" он все-таки является - те тоже дракона у его корней сажали. А уж "устройство мира" греков на ладье Диониса - это феноменально точное попадание пальцем в небо.
   Для любознательных поясню, что "тотемный" виноград бог-винодел вырастил на мачте отнюдь не для размещения на нем чураковских "Миров", а совсем с другой целью: чтобы постращать и образумить тирренских разбойников, захвативших его в рабство. Кстати, и корабль принадлежал именно им (плавать на кораблях греческим богам вообще не свойственно), а рыбоподобные твари - это дельфины, в которых бог обратил незадачливых пиратов, когда те в ужасе попрыгали за борт (поделом - нечего душегубам в Среднем мире делать!). Такое вот "устройство мира в древности".
   На фоне подобных вселенских катаклизмов даже как-то неудобно упоминать такую мелочь, как неграмотное употребление автором учебника понятия "тотемный"...
 
   /В скобках:
   Не знаю, что удержало Чуракову от предложения сакуры или лотоса на роль "тотемных деревьев", соединяющих "три мира" у японцев и египтян, но мне кажется, что ее учение об устройстве мифологических миров лучше всего подтверждается "тотемным" деревом "древнего советского народа" - новогодней елкой. На ее вершине - звезда - мир верхний. В основании - крест - символ проклятого мракобесия (нижний мир). На ветвях висят куколки, домики, собачки всякие - наш родной "средний мир людей и животных". А у основания вместо Диониса стоит верховное божество - Дед Мороз./
 
   Все это было бы очень смешно - еще у одного "занковца" "консервы от вредных лучей протухли". Но, к сожалению, автор учебника кажется невежественным лишь на первый взгляд. Заглянем в комментарии. Там - и грамотное определение "тотемности", и честный рассказ о "вселенской роли" дуба Перидекс - кормить голубей своими плодами. А про греков Чуракова (или ее консультанты) знает такие подробности, что версия, будто она не в курсе их мироустройства, просто смехотворна.
   Выходит, либо Чуракова не писала и не читала комментарии к собственному учебнику, либо она сознательно морочит детям головы. Вероятнее второе - свои "миры" она муссирует чуть ли не на каждой странице (иногда сокращая их число до двух: "наш"-средний и "чужой"-волшебный) с упорством пророка или непризнанного ученого. Да еще доказывать этот бред по мифу о Персее заставляет! Даже во времена оны детям не предлагали искать мотивы классовой борьбы во всех сказках подряд.
   Что ж, подлоги ради доказательства своих теорий в науке - не редкость. Но не у всех хватает подлости втюхивать свое "учение" детям. Вот, Фоменко пишет, что египетские пирамиды - усыпальницы русских царей (мол, тамошние двуколки похожи на кареты из Оружейной палаты). Но лапшу эту он вешает все-же не третьеклассникам!
   В этой связи как-то нехорошо вспоминаются слова одного мифологического персонажа на близкую тему - про обман детей и им подобных в области мирового порядка: "а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мат.18:2)
 
_______________________
   Забыл сказать: на самом учебнике не написано, что он - занковский. Но в каталоге www.zankov.ru/books/catalog.asp он фигурирует.
   Да и "узнать по полету" несложно. Юмор у них специфический: "Ты, конечно, готов к новой экспедиции в мир литературы? Надеюсь! Уходим надолго - на целый год. Как пойдем? Ты удивишься: пойдем по кругу". А кто еще так "отольет" фразу: "Чтобы сочинить басню, надо быть не просто наблюдательным человеком! Еще нужны герои-животные..." (а где ж их взять-то в городе?). У кого встретишь "древний" текст про казака Илью Муромца (хорошо, что нет "древней" оперетты "Елена Прекрасная")? Кто еще так слащаво-фамильярно заигрывает со спутниками по "экспедиции": "примени свой богатый опыт детектива", "то-то ты удивишься..."?
   Ну ладно, тон - дело вкуса. Может, кому-то такое "игривое" обращение по душе.
   А, если по существу, то самое неприятное - это традиционные "вопросы ребрами": "Он мифологический герой или эпический?" (в третьем классе) или "Как ты думаешь, какие деревья считались тотемными у древних славян". Казалось бы, что об этом можно "думать", если, конечно, не вспоминать "древнего" славянина Дубровского? Все, что растет в средней полосе - то и тотемное? Никто ж не проверит - наука не в курсе... Но в том-то и дело, что каждый учит тому, чем владеет сам. Чуракова в совершенстве освоила способ установления истины путем фантазирования и учит ему детей.
   Например, захотелось ей, чтобы у пресловутых "древних народов"
   -Север и Запад были "чужими=волшебными" сторонами света, а Юг и Запад - "своими",
   -чтобы число "2" символизировало деление мира на "свой-чужой",
   -чтобы "черный" и "белый" были цветами "иного мира", поскольку "там все наоборот", у нас - цветное, у них - бесцветное.
   Так в учебнике и напишем. Своя рука - владыка. А что значило у них "право-лево" - сочини сам. "Вспомни: Кот Ученый "Идет направо - песнь заводит...". "Попробуй!" Лизни!
 
   /В скобках.
   Не могу отказать себе в удовольствии загадать занковцам загадку: что писали про "свои", "чужие" или "волшебные" стороны света Лермонтов, Римский-Корсаков, Пушкин и Киплинг? Не кажется ли вам, что их принципы более близки и понятны любым народам, чем соображения Чураковой?
   Тем, кто не столь "опытный детектив", так и быть, "подскажу": загляните в "Бородино", "Садко", "Золотого петушка" и "Балладу о Западе и Востоке". Или хотя бы в приведенный самой Чураковой миф о Персее и комментарий про Перидекс. Там есть вполне здравые соображения о месте "волшебных" стран на земном диске.
   "Совсем неопытным детективам" разжую подробно. Для западных европейцев "волшебные и чужие" страны - это Индия и столь же загадочно-восточные страны "1001 ночи". Для славян - все то же, но, сами понимаете, с другого ракурса: они и "восточные", и "полуденные" (сиречь южные). А сами себя славяне почитают "сынами полночи" - севера. Для Киплинга же "свои", соответственно,  обитают на "Западе". Авторы же мифа о Персее по понятным причинам располагали "волшебные" страны на всех краях Земного Диска, омываемого рекой Океан.
   Думается, что у каждого "древнего народа" имелись свои соседи и свои берега, которые и формировали представления о "волшебной" географии.
   Что же касается версии Чураковой, тут опять напрашивается мысль о варягофилии. В частности, я могу поверить, что для викингов на Юге и Востоке действительно ничего сказочного не было - там обитали прозаические объекты грабежа - какое уж тут волшебство? Также вполне возможно, что загадой для них были именно Север и Запад: поплывешь - не вернешься. "Цивилизованные" европейцы "куда не надо" не плавали, поэтому на загадки Севера и Запада им было начихать. Как видите, фантазировать я умею не хуже иных.../
 
______________
   Надо бы по-подробнее рассказать об открытиях Чураковой, о ее удивительных "мирах" и неожиданных значениях знакомых терминов (в двух словах: оказывается, мифы - это про бессилие человека перед природой, а эпос - про победы над ней, точнее, над ее аллегорическими обличиями). Ведь ее учебник имеет неоспоримую художественную ценность: если бы не игриво-глубокомысленный слог, он читался бы как фантастика о параллельных мирах - мол, тамошние легенды по сюжету совсем как наши, а смысл иной.
   Когда-нибудь в учебниках будущего чураковские перлы вместе с текстами Фоменко будут приводить, как примеры мифотворчества 20-21 веков. Причем именно МИФОВ, а не ЭПОСА, поскольку для нас, современников, эти учебники - настоящее стихийное бедствие, перед которым мы бессильны. Но сама же Чуракова учит: на смену мифам приходит эпос. Значит, когда-нибудь новый Персей снесет голову новой Медузе Горгоне - "стихии" безответственного учебниковаяния.
 
_________________ Ноябрь 2004.
   Справедливости ради: когда кончилась тема "мифы-сказки", учебник стал вполне потребным. Похоже, "миры" - это единственный "конек" Чураковой.
   Что ж, "каждый имеет право на лево". Но куда смотрело Министерство Просвещения? Рецензенты? Редакторы? Наше дело - бредить, их - отсекать бред. Кстати, слово "редактор" происходит от "reduce" - сокращать: "брать глыбу и отсекать лишнее", "зерна от плевел", "агнцев от козлищ", качество от халтуры, правду от лжи, факты от домыслов...

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) А.Черчень "Все хотят меня. В жены"(Любовное фэнтези) К.Иванова "Любовь на руинах"(Постапокалипсис) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) Б.Ту "10.000 реинкарнаций спустя"(Уся (Wuxia)) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) Н.Изотова "Последняя попаданка"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"