Чернецкий Михаил : другие произведения.

Это дивное "Литературное чтение"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эти дивные новые учебники, "этот дивный новый мир" (О.Хаксли)

Михаил Чернецкий, mike@mega.ru, октябрь 2004г.
Это дивное "Литературное чтение"
zhurnal.lib.ru/c/cherneckij_m_g/okr-mir-2.shtml
 
"Этот дивный новый мир" (О.Хаксли), эти дивные новые учебники...
 
   Не подумайте, что я имею зуб лично на покойного товарища Занкова. Но объясните мне, почему у "занковцев" такие странные учебники?
   Про "Окружающий мир" (2 кл.) я уже говорил (zhurnal.lib.ru/editors/c/cherneckij_m_g/okr-mir.shtml) - ни предметом, ни родным языком авторы в должной степени не владеют. А пока писал я ту рецензию, у нас случился очередной инцедент - девочку "поставили к стенке" за то, что она не смогла доказать, что Персей - житель "Верхнего мира", а Чудовище, от которого он спас Андромеду - житель "Нижнего мира". Это задание из учебника Чураковой "Литературное чтение" для 3-го класса.
   Ну, "методы" нашего учителя к делу не относятся, а про то, как у греков "миры" такие загадочные образовались - это как раз по теме.
 
   Оказывается, Чуракова сделала открытие: "У всех древних народов было представление о Мировом дереве, которое стоит в центре земли и соединяет Средний мир, где живет сам человек вместе с большинством наземных животных, Верхний мир, где находится солнце, луна и звезды, запасы воды (?-М.), гром и молнии, где летают птицы, и Нижний мир, где спрятаны камни и металлы, где обитают подземные животные (кроты, мыши, змеи, жабы, рыбы). Это дерево называют также тотемным..."
   Первое впечатление от этого откровения - что его автор слыхал об устройстве мира викингов и поленился проверить, как там у других народов. Правда, деление на миры и у викингов немного иное, но хотя бы соединительное Дерево (Ясень) наличествует. А "верхние запасы воды", наверное, взяты из иудейских мифов (Библия). Вот так и рождаются новые религии!
   В следующем абзаце Чуракова пошла на прямой подлог - проиллюстрировала свою "всенародную космогонию" изображением дерева Перидекс (английское средневековье) и рисунком художника Экзекта "Дионис в ладье" (Греция, 6в. до н.э.). Мачту ладьи, естественно, обвивает виноград - атрибут бога вина Диониса, а по Чураковой - "мировое тотемное Дерево" древних греков (или одного из племен). Дионис, видимо, его смотритель. Вокруг ладьи плещутся пресловутые обитатели "нижнего мира".
   Третьеклассникам предлагается по этим картинкам "получить представление о том, как в древности люди мыслили себе устройство мира". Интересно, правильное ли получится "представление", если на самом деле Перидекс никакой "стержневой роли" в мироздании "древних средневековых европейцев" не играл - скромно рос себе на краю земли, в жаркой Индии. Хотя, возможно, дальним родственником "варяжского Ясеня" он все-таки является - те тоже дракона у его корней сажали. А уж "устройство мира" греков на ладье Диониса - это феноменально точное попадание пальцем в небо.
   Для любознательных поясню, что "тотемный" виноград бог-винодел вырастил на мачте отнюдь не для размещения на нем чураковских "Миров", а совсем с другой целью: чтобы постращать и образумить тирренских разбойников, захвативших его в рабство. Кстати, и корабль принадлежал именно им (плавать на кораблях греческим богам вообще не свойственно), а рыбоподобные твари - это дельфины, в которых бог обратил незадачливых пиратов, когда те в ужасе попрыгали за борт (поделом - нечего душегубам в Среднем мире делать!). Такое вот "устройство мира в древности".
   На фоне подобных вселенских катаклизмов даже как-то неудобно упоминать такую мелочь, как неграмотное употребление автором учебника понятия "тотемный"...
 
   /В скобках:
   Не знаю, что удержало Чуракову от предложения сакуры или лотоса на роль "тотемных деревьев", соединяющих "три мира" у японцев и египтян, но мне кажется, что ее учение об устройстве мифологических миров лучше всего подтверждается "тотемным" деревом "древнего советского народа" - новогодней елкой. На ее вершине - звезда - мир верхний. В основании - крест - символ проклятого мракобесия (нижний мир). На ветвях висят куколки, домики, собачки всякие - наш родной "средний мир людей и животных". А у основания вместо Диониса стоит верховное божество - Дед Мороз./
 
   Все это было бы очень смешно - еще у одного "занковца" "консервы от вредных лучей протухли". Но, к сожалению, автор учебника кажется невежественным лишь на первый взгляд. Заглянем в комментарии. Там - и грамотное определение "тотемности", и честный рассказ о "вселенской роли" дуба Перидекс - кормить голубей своими плодами. А про греков Чуракова (или ее консультанты) знает такие подробности, что версия, будто она не в курсе их мироустройства, просто смехотворна.
   Выходит, либо Чуракова не писала и не читала комментарии к собственному учебнику, либо она сознательно морочит детям головы. Вероятнее второе - свои "миры" она муссирует чуть ли не на каждой странице (иногда сокращая их число до двух: "наш"-средний и "чужой"-волшебный) с упорством пророка или непризнанного ученого. Да еще доказывать этот бред по мифу о Персее заставляет! Даже во времена оны детям не предлагали искать мотивы классовой борьбы во всех сказках подряд.
   Что ж, подлоги ради доказательства своих теорий в науке - не редкость. Но не у всех хватает подлости втюхивать свое "учение" детям. Вот, Фоменко пишет, что египетские пирамиды - усыпальницы русских царей (мол, тамошние двуколки похожи на кареты из Оружейной палаты). Но лапшу эту он вешает все-же не третьеклассникам!
   В этой связи как-то нехорошо вспоминаются слова одного мифологического персонажа на близкую тему - про обман детей и им подобных в области мирового порядка: "а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мат.18:2)
 
_______________________
   Забыл сказать: на самом учебнике не написано, что он - занковский. Но в каталоге www.zankov.ru/books/catalog.asp он фигурирует.
   Да и "узнать по полету" несложно. Юмор у них специфический: "Ты, конечно, готов к новой экспедиции в мир литературы? Надеюсь! Уходим надолго - на целый год. Как пойдем? Ты удивишься: пойдем по кругу". А кто еще так "отольет" фразу: "Чтобы сочинить басню, надо быть не просто наблюдательным человеком! Еще нужны герои-животные..." (а где ж их взять-то в городе?). У кого встретишь "древний" текст про казака Илью Муромца (хорошо, что нет "древней" оперетты "Елена Прекрасная")? Кто еще так слащаво-фамильярно заигрывает со спутниками по "экспедиции": "примени свой богатый опыт детектива", "то-то ты удивишься..."?
   Ну ладно, тон - дело вкуса. Может, кому-то такое "игривое" обращение по душе.
   А, если по существу, то самое неприятное - это традиционные "вопросы ребрами": "Он мифологический герой или эпический?" (в третьем классе) или "Как ты думаешь, какие деревья считались тотемными у древних славян". Казалось бы, что об этом можно "думать", если, конечно, не вспоминать "древнего" славянина Дубровского? Все, что растет в средней полосе - то и тотемное? Никто ж не проверит - наука не в курсе... Но в том-то и дело, что каждый учит тому, чем владеет сам. Чуракова в совершенстве освоила способ установления истины путем фантазирования и учит ему детей.
   Например, захотелось ей, чтобы у пресловутых "древних народов"
   -Север и Запад были "чужими=волшебными" сторонами света, а Юг и Запад - "своими",
   -чтобы число "2" символизировало деление мира на "свой-чужой",
   -чтобы "черный" и "белый" были цветами "иного мира", поскольку "там все наоборот", у нас - цветное, у них - бесцветное.
   Так в учебнике и напишем. Своя рука - владыка. А что значило у них "право-лево" - сочини сам. "Вспомни: Кот Ученый "Идет направо - песнь заводит...". "Попробуй!" Лизни!
 
   /В скобках.
   Не могу отказать себе в удовольствии загадать занковцам загадку: что писали про "свои", "чужие" или "волшебные" стороны света Лермонтов, Римский-Корсаков, Пушкин и Киплинг? Не кажется ли вам, что их принципы более близки и понятны любым народам, чем соображения Чураковой?
   Тем, кто не столь "опытный детектив", так и быть, "подскажу": загляните в "Бородино", "Садко", "Золотого петушка" и "Балладу о Западе и Востоке". Или хотя бы в приведенный самой Чураковой миф о Персее и комментарий про Перидекс. Там есть вполне здравые соображения о месте "волшебных" стран на земном диске.
   "Совсем неопытным детективам" разжую подробно. Для западных европейцев "волшебные и чужие" страны - это Индия и столь же загадочно-восточные страны "1001 ночи". Для славян - все то же, но, сами понимаете, с другого ракурса: они и "восточные", и "полуденные" (сиречь южные). А сами себя славяне почитают "сынами полночи" - севера. Для Киплинга же "свои", соответственно,  обитают на "Западе". Авторы же мифа о Персее по понятным причинам располагали "волшебные" страны на всех краях Земного Диска, омываемого рекой Океан.
   Думается, что у каждого "древнего народа" имелись свои соседи и свои берега, которые и формировали представления о "волшебной" географии.
   Что же касается версии Чураковой, тут опять напрашивается мысль о варягофилии. В частности, я могу поверить, что для викингов на Юге и Востоке действительно ничего сказочного не было - там обитали прозаические объекты грабежа - какое уж тут волшебство? Также вполне возможно, что загадой для них были именно Север и Запад: поплывешь - не вернешься. "Цивилизованные" европейцы "куда не надо" не плавали, поэтому на загадки Севера и Запада им было начихать. Как видите, фантазировать я умею не хуже иных.../
 
______________
   Надо бы по-подробнее рассказать об открытиях Чураковой, о ее удивительных "мирах" и неожиданных значениях знакомых терминов (в двух словах: оказывается, мифы - это про бессилие человека перед природой, а эпос - про победы над ней, точнее, над ее аллегорическими обличиями). Ведь ее учебник имеет неоспоримую художественную ценность: если бы не игриво-глубокомысленный слог, он читался бы как фантастика о параллельных мирах - мол, тамошние легенды по сюжету совсем как наши, а смысл иной.
   Когда-нибудь в учебниках будущего чураковские перлы вместе с текстами Фоменко будут приводить, как примеры мифотворчества 20-21 веков. Причем именно МИФОВ, а не ЭПОСА, поскольку для нас, современников, эти учебники - настоящее стихийное бедствие, перед которым мы бессильны. Но сама же Чуракова учит: на смену мифам приходит эпос. Значит, когда-нибудь новый Персей снесет голову новой Медузе Горгоне - "стихии" безответственного учебниковаяния.
 
_________________ Ноябрь 2004.
   Справедливости ради: когда кончилась тема "мифы-сказки", учебник стал вполне потребным. Похоже, "миры" - это единственный "конек" Чураковой.
   Что ж, "каждый имеет право на лево". Но куда смотрело Министерство Просвещения? Рецензенты? Редакторы? Наше дело - бредить, их - отсекать бред. Кстати, слово "редактор" происходит от "reduce" - сокращать: "брать глыбу и отсекать лишнее", "зерна от плевел", "агнцев от козлищ", качество от халтуры, правду от лжи, факты от домыслов...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"