Чернецкий Михаил : другие произведения.

Свидетель защиты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Михаил Чернецкий, июнь 2004г., mike@mega.ru
Свидетель защиты
zhurnal.lib.ru/editors/c/cherneckij_m_g/svidetel.shtml
 
   -Напоминаем: осталось 24 часа.
   Напоминают... Еще сутки каторги. Глазам полегчало, когда он догадался заказать у Аптечки альбунол. Как хорошо, что после Глобального Космического ЧП в каждом помещении должна быть автоматическая Аптечка. Даже в такой натуральной камере, в которую эти работорговцы суют доверчивых, наивных, тщеславных, самонадеянных... сейчас расплАчусь...
   Если бы Макс жил в 20 веке, он бы знал, что делать с такими письмами: "Главный Компьютер Королевского Общества выбрал Вас человеком года/века/эпохи. Диплом в деревянной/бронзовой/золотой рамке мы вышлем сразу после уплаты Вами ..... у.е. Сообщите, пожалуйста, кто еще из Ваших знакомых может быть достоин этого высокого звания." Тогда для "утилизации и рационализации" использовалось неприметное ведерко под кухонной мойкой.
   И в 21 веке тоже все прошло бы гладко. Ты получил открытку: "Вам повезло! Вы выиграли бесплатную поездку на Канары! За призом приходите туда-то", набирал знакомый с детства сетевой код 02, и полицейский компьютер - "коп-ютер" - почти без участия самих "копов" выяснит, кто тебе писал и сколько-чего за это ему светит.
   Но Максу не повезло - он жил в 22 веке, когда мелкое (и крупное) жульничество осталось в проклятом прошлом, как аутодафе и работорговля. Тьфу, прицепилось! Никто им не торгует! По крайней мере, буквально. Собственно, он может в любой момент встать, снять "жучок" и пожелать всем этим "королевским обществам" спокойной ночи. Прихватив дозу-другую снотворного у заботливой Аптечки. Чтобы поскорей нейтрализовать ее же стимулятор, включенный 13 часов назад.
   Но он этого не сделает. Потому что Большой Креатор (компьютеры - в проклятом прошлом) чего-то-там-красиво-названного выбрал его, ЕГО, простого парня Макса, соискателем титула "Лучший Сочинитель Планеты", а, может, Метагалактики. И ЕМУ вместе с другими любителями бесплатного сыра теперь дано 48 часов, чтобы один из НИХ оправдал доверие Креатора, а прочие... остались теми же славными малыми, какими были ДО ТОГО. Причем оправдать доверие следует не просто так, а на заданную тему: "Свет истины". Дополнительное требование: строго от первого лица. А более точные указания "вы получите на ментальном уровне". Так значилось в посте.
   Макс покосился на жучок. Что за указания тот нашептал ему на подкорку, останется загадкой еще 23 часа 59 минут.

   Нельзя сказать, что по пути к долбаному центру этой-красиво-названной-конторы к Максу не приставал голос разума. Да, был, был у него, "сочинителя" доморощенного, разум или хотя бы его остатки. И эти остатки всю дорогу взывали к тени какого-то забытого с детсада "философа с лезвием" (меч? гильотина? бритва?). Излагал философ свою "разрезалку", как и положено, архаичным степенным штилем: "Ежели,- доносился голос философа из примитивного учебного монитора двадцатилетней давности,- вечером к Вам молотят в дверь (люк? мембрану?), - не думайте, что это Гендальф привел к вам 13 (или 7?) гномов. Скорее всего..." - что сказал философ дальше, Макс не помнил. Конечно, это был адаптированный вариант, над его формулировкой бились десятки психологов и педагогов, но все равно концовка афоризма в памяти не отложилась. Впрочем, и так понятно: не множь сущности сверх надобности - так это должно звучать по-русски.
   Осталось понять, что "скорее всего" в данном конкретном случае, и причем тут "лезвие". Бррр! Мрачно как-то. Бред. Ведь на дворе - 22 век! Почти полдень. Человек человеку и почтичеловеку - почти друг, товарищ и брат. "Не надо бояться человека с ружьем" - это тоже кто-то из древних. Но о нем напоминает не разум - сам Председатель лучисто улыбается с ближайшего мнемоплаката. Ни ружья, ни лезвия, ни арканарского арбалета бояться не надо! По крайней мере - тут, на Земле. А значит, можно смело двигать по адресу: второй ярус Героев-Пилотов, офис 1984, получать ментальные инструкции и - вперед - к галактической славе.
   Мнемоплакат Председателя появился на этом эскалаторе, как и положено по Закону, за пол-года до выборов. По ночам, когда лента "самодвижки" пустовала, пацифисты выжигали на нем скорчерами свои эмблемы и лозунги. К утру они обычно успевали зарасти, но иногда Макс успевал прочесть "ПОЗО...!", "...GO HO..." или "...ОВ - УБИЙЦА!!!" и таким образом знакомиться с внутренней и внешней политикой - ролики на эту тему он не смотрел принципиально.
   ...Но какой молодец этот Большой Креатор! Вот, что значит - техника! Ведь Макс со вступительного сочинения в Колледж не написал ни строчки прозы (а поэзию не писал вовсе!). Но нашли, проанализировали, вычислили! Наверно, подняли учебные опусы на тему "Образы прогрессоров времен Третьей Компьютерной на примере романа Михая Шелестова "Тихий Нод". А как школьный креатор тогда тщился изобразить тяжкие вздохи учителя - низшую оценку по международной эмоционально-ассоциативной шкале! Но нашлись люди, оценили, обогрели, обобрали... Подобрали, подогрели... Опять что-то не то... И что с того? Он - один из... ну, допустим, десятка. Или сотни. Стоит рискнуть, посидеть пару суток в этой противной камере, заэкранированной от любых подсказок, шпаргалок и прочих уловок, и поломать мозги над тем, что делать с пресловутым "светом истины"...

   Первый раз Макс впал в отчаяние, когда осознал, что 48 часов - это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДВОЕ СУТОК. Оттертый в угол сознания Голос Разума визжал, что двое суток за терминалом - совсем не комильфо, а главное - абсолютный бред. Что хорошего можно написать за такое время? Никакой идиот, если он, конечно, не член Общества Любителей Халтуры, не установит такой смешной срок. Макс попытался вспомнить название "Общества" этих "идиотов" и понял, что сия информация безвозвратно утеряна. Вместе с прочими деталями как-то: кем, собственно, он выбран, куда и когда был должен явиться. Очевидно, частью "ментальных инструкций" было забвение этих условий конкурса. Объективности для.
   За "осознанием" настало и "просветление". Ну конечно! Его дурачат как героя повести "Союз рыжих". Автор - Конан-кто-то (сложные фамилии Макс запоминал до первой "черточки"). Услужливый терминал тотчас явил образ стройного варвара при полном боевом арсенале. Значит, этот молодец в свободное от маскарада время детективчики пописывал? Ну так ответь, для каких-таких нехороших целей можно использовать его, максову квартиру в отсутствие хозяина? Неужто опять, как 3 века назад, рыть подземный ход в банк на соседнем ярусе? Молчишь? Варвар смерил собеседника орлиным взором, приосанился. Дедуктивным методом своего героя он явно не владел.
   Стукнуть бы в полицию, да связи нет. И не надо, воры - это редкая удача. Теперь, когда преступников осталось не больше, чем снежных людей, доброе государство сторицей возмещает причиняемый ими ущерб...

   ...второй приступ начался спустя часов 10-12. Точнее сказать так: к этому времени черная меланхолия как раз перешла в тихую депрессию. Макс полулежал в кресле и отрешенно думал, что даже сочинение о прогрессорах Тихого Нода ему теперь не написать. Хотя бы по той простой причине, что не помнит, что такое "Нод". Или, может, "код"? Про компьютеры все-таки... "Док"! Конечно, тихий, заброшенный док, в нем - секретная база повстанцев. Тысячи древних компьютеров, соединенных в сеть, ломают защиту форта землян около Южного Полюса. Но это - какая жалость - уже описано великим М.Ш. И все-таки, надо вспомнить. А потом - по образу и подобию. Кстати, не "док", и не "дом", а просто "дон". Тихий дон, он же Румата - главный прогрессор. В исполнении Тихонова. Макс вцепился в имя аниматора, как утопающий - в соломинку, сейчас его нашарит сканер... ЙЕЭССС!!! Есть еще порох в пороховницах, глаза в глазницах, а ягоды - в ягодицах! Образы старой мнемки замелькали на терминале: черный мундир, дон идет по коридору, часовые аборигенов на каждом повороте. Они неподвижны - красные повязки с черным Знаком в белом круге на рукавах - "щелкают" встроенные чипы, каждый "отмирает", чтобы пробубнить в аппарат связи: "Дон идет" и опять замереть. А в конце коридора Дона ждет подагричный старичок - Рэба. Ждет, чтобы задать каверзный вопрос, смысла которого он не понимает, но зато знает, как должен ответить лазутчик землян: "Скажите, Румата, Вы - жид?" - "Нет, что Вы, я - русский!". Но он просчитается - он еще не знает, что СЕЙЧАС с доном лучше не шутить...
   Едва Макс вспомнил, что сделал Румата с Рэбой и прочими, тут же словно плотину прорвало. Водоворот образов, сведений, эмоций ворвался в мозг. Теперь Макс ЗНАЛ: он пишет про суд. Над полковником экспериментально-исторических войск по имени... Имя не вырисовывалось. В конце концов, зачем персонажу имя? Полковник - он и есть Полковник. А он, Макс (не надо выдумывать лишние имена) - единственный свидетель. Он ЗНАЕТ, что герой не виноват, и должен донести свое знание до присяжных. Обвиняемый - не военный преступник, как считает синьор обвинитель. И не изувер-маньяк, как говорят журналисты. А как же тогда объяснить вот это? И это? И еще вот такие подробности... Записи... А что, там были записывающие устройства? Ласковая улыбка на мнемоторе. Есть записи. И сейчас мы их увидим.
   "Записи" Максу привиделись такие, что участь Благородного Дона Полковника стала казаться совсем незавидной. И участь Председателя, у которого на носу выборы - тоже... Личный панорамный коммутатор - не вырубишь топором. Зачем же я его так... нафантазировал? Или это и есть те самые "более точные инструкции"? Вот, дескать, тебе вводная - и выкручивайся как знаешь. А, с другой стороны, что ты можешь предложить, милый?! Ты когда серьезно поразмыслить последний раз пробовал? А изложить "поразмысленное"? А так - крутой заворот сюжета. Безвозмездно. То есть даром. Дарим то есть. Тебе осталось чуть-чуть поработать: свести концы с концами, путем все объяснить и внятно растолковать Большому Жюри. Может, мы и дадим... это... что там тебе обещано? За крутость. И внутренний (или внешний?) голос опять ласково улыбнулся.

   Следующие пол-суток Макс бился над "сведением концов". А когда в тоннеле забрезжил свет, понял, что старался зря. Ну допустим, его герой, свидетель Макс, не моргнув глазом изложит всю эту белиберду. Ему поверят. Потому что нельзя не поверить. В любом суде есть специальная лампа. При допросе в глаза свидетелю светит Зеленый Луч - Свет Истины. Если он будет врать, в его глазах появятся характерные зеленые блики. И что? В чем соль? Изюминка? "Она сама себя высекла", как писал кто-то из древних. А эти, значит, сами себя... Бывает. А мораль? "Вот какая история случилась в северной столице нашего обширного государства"? Не по чину...
   Макс с отвращением выплюнул мундштук "Игристого Ируканского" - тот хлюпнул противосливным фильтром и втянулся в кулер. Думалось тяжело. Должно быть, с непривычки. Вот так, все дебит-кредит, предоплата, форс-мажор... А чтоб о вечном? О душе? Или хотя бы о Петле Гистерезиса с Кольцом Всевластия? У кольца нет конца, у колец нет конец... А у всего остального - есть. Причем один, поскольку второй зовется началом. Так-так-так... Так может, все это было ДО эры Зеленого Луча? А? Меняем декорации. Вторая Мировая. Тогда, говорят, на допросах тоже светили, но ОБЫЧНЫМ светом. Класс! В кабинете портреты Гитлера, Сталина, Саддама Хусейна и... эээ... других лидеров Оси. Не помню... Хрен с ними, пусть будут в тени. Вот так. Макс удовлетворенно глянул на терминал креатора. Входит Полковник...

   -Напоминаем: остался один час.
   Макс очнулся все в том же кресле. Поправил "жучку". Голова пустая, ноги ватные. Вспоминаем. Генеральная репетиция. Я, то есть он... выхожу на сцену. "Правду, только правду, ничего, кроме правды". Интересно, а как выглядят глаза беллетриста, если посветить Зеленым Лучом? Не врет ведь! И правду не говорит... Четкий угловатый силуэт на фоне зала... блики сотен глаз... Крупный план, фокус - на затылок, глаза публики расплываются... И - пустота. Что ж тут удивительного? Двое суток без сна! Сколько же я провалялся в отключке, если остался всего час?!
   ...а другую эпоху - нельзя, милый. Только здесь. Сейчас. И никакой фантастики! Иначе... Макс не понимал, что "иначе", но было СОВЕРШЕННО ясно, что нельзя. Супротив правды жизни получится. Звание этого... сочинителя не дадут. И еще скажут так укоризненно: "Э, батенька, куда Вас занесло!"- Максу показалось, что жучок тихонько улыбается уже знакомой гаденькой улыбкой.
   Да, гадко. Сейчас на терминале исчезнут мнеммы, появится зал. Серьезные люди собрались послушать и посмотреть серьезную литературу. Что он им скажет? Что Главный Креатор не-помню-какого-Общества сбойнул, переоценил. А я, Макс, по скромности его не поправил. Не сердитесь на меня, такого. Пожалуйста... Вот, если бы придумать, как можно обмануть Луч... То есть не обмануть, а обойти. Обойтись. Тогда, может, еще выкрутимся...
   -Напоминаем: осталось десять минут.
   Сейчас начнут обратный отсчет - ха-ха! Нервный смех - начало истерики. Думаем быстро. Общество - название не помню, черт! Книга "Тихий Нод". Все-таки "Нод" - местность такая - какой-такой "дон"? И никакого Руматы там нет - Гришей его величали. Григорий Мельников. Или Лемехов. Короче, хлеборобил мужик. Наваждение! Впрочем, так даже лучше - меньше скользких ассоциаций. Итак, полковник-преступление-суд. Я рассказываю, что он не виноват, а Луч мои слова подтверждает. Прозрачно. Очевидно. Поэтому такой сюжет никуда не годится - неинтересно. Еще раз...
 
   Терминал растянулся на три стены из четырех. Мнеммы отползли к нижнему краю. Перед Максом был заполненный зал - очевидно, Большое Жюри. Рядом на сцене - три человека в париках и мантиях - вероятно, "Жюри Малое". Карнавал. Клоуны. Но СЕРЬЕЗНЫЕ клоуны. Желание чистосердечно признаться и раскаяться умерло, не родившись. А с мнемотора на противоположном краю сцены вальяжный конферансье диккенсовского вида уже объявляет его номер. Сейчас, дескать, мы узнаем такое, такое... Смахивает на тотализатор: вот он, Максик-фаворит, ща он всех нас поразит!
   - Меня зовут Максим. Мне двадцать девять лет. Когда-то давным-давно я прочитал старинную повесть, которая начиналась...
   - Ближе к делу, - ожил один из "Малого Жюри".
   Вот так. Все страньше и страньше. Мысли путались - вероятно мешал сильный изумрудный свет, бьющий с рампы. Неужели ИМ тоже интересно, как смотрятся глаза писателя "в зеленых тонах"? А-а! Ясно! Плагиат! Наверно, глаза плагиатора светятся... ну, например, красным. Как стыдно. Его поймали на первой же строчке! Это вступление (с точностью до возраста героя) осело в памяти еще в школьные годы по соседству с другим, менее подходящим по сюжету - "...к нам едет ревизор". Невозможно было удержаться от использования такой заготовки.
   ...Макс лихорадочно говорил, посматривая на нижний край терминала. Иногда он пытался развернуть картинку на весь экран, но, вероятно от волнения, это не удавалось. Зал он видел смутно - все тонуло в проклятом зеленом мареве. Легкое злорадство доставляла мысль о том, что зрители видят его немногим лучше. Точнее, видят не совсем его - по условиям Конкурса соискатели выступали под псевдонимами, их голоса и лица искажались.
И, глядя на марево, сбиваясь и снова ловя нить, Макс пытался придумать поучительную концовку. Но единственная концовка, которая вставала перед ним - презрительные молчание (или возмущенный свист?) зала. Что ж, поучительно. А главное, неизбежно. Как наказание.
   Рассказ о детских годах героя он скомкал под неодобрительными взглядами "Малого Жюри". Дальше, дальше. Как он оказался на Гиганде. Обычный авантюрист, каких много в периферийных мирах. Раздолье. С его-то третьей сигнальной системой землянина! Саула, Арканар. Вот он - Третье Ухо Нижайшего Иерарха (второго лица в Иерархии). Кабинет шефа - по совместительству - пыточная камера.
   - Дайте картинку.
   Мнемка послушно выползла на стену. По залу проносится шорох.
   - А Вы-то сами тут где?
   Хороший вопрос. Ну, скажем, за портьерой /банально, банально!/. Он ведь "ухо". Хи-хи. А глаз - воон туда вывел. Никогда бы не подумал, что рассказы на конкурсах ТАК читают, сеньор...- Просто Джон.- Да, сеньор Джон, и ТАК слушают. Продолжим.
   Зал теперь клубился, как грозовая туча. Нет, пчелиный рой. Расталкивая фразы "свидетеля", в голову протиснулась детская заклятка от пчел: "Я - тучка, тучка, тучка, а вовсе не...". Хорошо бы отключиться от зала - нет, не выйдет... В мареве угадывались жестикулирующие конечности /значит, муравейник - надо вставить в рассказ!/ Слышался ровный гул /все-таки рой.../, нет, скорее щебет /точно: курятник! "..., я вовсе не Хорек!!!"/. Что их так разобрало? Неужели банальный садизм? /Тоже мне, Жюри!/ Но что делать с Лучом? Вот сейчас я расскажу, как герой заканчивает выступление в суде... Присяжные отправляются совещаться, хотя чего тут совещаться? Дело ясное. Как Свет Истины. Это и плохо... Заинтриговал - и бросил, значит...
   Закончить ему не дали. Первые ряды пришли в движение. Натуральное перестроение перед боем: первые - щиты сомкнуть, вторые - копья вперед. Конечно, никакие не копья - портреты Председателя. И еще какого-то внушительного мужчины с армейским панорамником "Циклоп". Что они кричат? А, "СВО-БО-ДУ-ПОЛ-КОВ-НИ-КУ-БУ-БУ-БУ...!". Невнятно. Но трогательно! Позавидуешь иным литературным героям. А все-таки у Полковника есть имя, как бы невзначай отметил Голос Разума. ОТКУДА?!!! Да что ж они так орут! Цветы летят ко внешнему, недоступному краю терминала. А мысль-разгадка бьется, пульсирует: суд-свет-свидетель, свет-свидетель-суд. Бьется, как о прутья решетки: "СВО-БО-ДУ!!!"
   И только когда один из "клоунов" бесцветно произнес: "Достаточно. Большое Судебное Жюри по военным преступлениям удаляется на совещание" - и шум начал стихать, Зеленый Луч померк, а терминал съежился до обычных размеров - тогда Макс понял, как можно обмануть Свет Истины. И как закончить рассказ. И даже ощутил мимолетную гордость - ведь он все-таки выиграл "конкурс"! И острое чувство горечи, потому что всего минуту назад он еще мог рассказать ЭТО своим замечательным слушателям. А теперь уже, наверное, никогда никому не расскажет.
 
__________________
   Да, чуть не забыл. Сей текст посвящается 48-часовым конкурсам на фантастический рассказ "Рваная грелка". Кто его знает, кому и зачем это НА САМОМ ДЕЛЕ нужно?
 
__________________ Поздние примечания. Октябрь 2004г.:
   В связи с многочисленными недоразумениями привожу краткое содержание рассказа:
  "Герой получает странное предложение. Кто-то, играя на тщеславии, пытается втянуть его в авантюру. Зачем? Заглушив голос разума, герой идет в западню. Он честно пытается выполнить полученное "задание", переживает от своей несостоятельности. В финале выясняется, кому и зачем это понадобилось, а он, бедняга, страдает, что спорол халтуру. Хотя на его месте правильнее было бы озаботиться совсем другими проблемами: например, как остаться живым".
   Разъяснение "что же там произошло" и перечень упомянутых в рассказе книг и реалий - в первом комментарии. Кстати, та концовка, до которой "додумался" Макс - это не мудрствуя лукаво рассказать правду - как его герой шел на конкурс, а оказался в суде. Но эту возможность он уже упустил.
   Приношу извинения всем, кому "частокол цитат", "вторые и третьи планы" и прочие "аллюзии" не позволили пробиться к смыслу рассказа. Этот антураж - приправа к сюжету. Возможно, для кого-то она островата. "Мексиканская кухня - это пожар во рту" (Ильф, Петров, "Одноэтажная Америка")
 
   ..да и то сказать, сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок.
   Вот, к примеру, вы, дорогой читатель, можете ли, не лазая в Рамблер, назвать правильную фамилию того хлебороба Григория Мельникова-Лемехова? А где жил и творил "философ с лезвием"? "Оккам", конечно, созвучно "Омар Хайям", а еще больше - "Осака-Хоккайдо", но обитал он гораздо западнее... "Не о том ли слово в слово, не о нас ли песня вся?". Так что вторая (а, может, первая?) тема рассказа - мировосприятие человека, который "учился по-немногу чему-нибудь и как-нибудь". А в промежутках - читал книги и смотрел кино.
 
   Наконец, в рассказе имеется и третий план - политический.
  Вместо 22-го века "по Стругацким" нам светит 22-й век "по Гарри Гаррисону". Там тоже есть свои Руматы и Мак-Симы - ренджеры вместо прогрессоров, космические авантюристы вместо "Группы Свободного Поиска", офисы вместо темпоральных лабораторий и дети, которые мечтают сколотить капиталл или сорвать "Джек-пот", а не открыть планету или нуль-Т. Я искренне рад за тех, кому так слаще...
 
   Mike
 
======================== Необязательное приложение, март 2005г.
   Все-таки, наверное, стоит привести пример одного из тех "предложений", которые упомянуты в начале рассказа. Текст ниже. Остается ждать, когда полицейские "коп-ютеры" будут реагировать на такие предложения автоматически:
 
----- Original Message -----
From: администрация Интернет-Лотереи
To: mike@gagarinclub.ru
Sent: Saturday, March 12, 2005 10:41 AM
Subject: Ваш почтовый ящик стал выйгрышным!!!
Поздравляем!!! Вы стали победителем конкурса  e-mail  адресов. Конкурс проводился  на основе произвольного выбора из базы e-mail  адресов абонента и  присвоение  ему титула "Победитель". Всего выигравших абонентов 845.Сумма выигрыша для всех составила  по 25000.Розыгрышь проводился при содействии всех крупных владельцев E-mail серверов. Для получения выигрыша оплатите госпошлину. Требуется для оформления документов и открытия счета. Сумма оплаты составляет 194 рубля.
Оплаченная сумма автоматически зачислится как уплаченный вами налог.  В  течении 48 часов после оплаты вам придет инструкция, излагающая в себе весь процесс получения выигрыша.
Платеж можно осуществить в любом отделении Сбербанка РФ, через кассу оплаты коммунальных услуг и операторов сотовой связи и так же через любой коммерческий банк.
Оплата через сбербанк осуществляется по ниже перечисленным реквизитам:
Получатель: ООО "ТРАНСФЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ"
Банк получателя: ФБ ФИЛИАЛ ИЖЕВСКИЙ ОАО ИМПЭКСБАНК
ИНН: 1833034334
КПП: 183301001
БИК: 049401898
Р/С: 40702810300200000680
К/С: 30101810200000000898
Назначение платежа: "Перевод на RUR457841247. Без НДС."
Если непонятно как совершить перевод , то в подойдите в любое отделение сбербанка и Вам там всё разъяснят.
 Для любых коммерческих банков платёжное поручение (квитанция) прикреплено к письму (необходимо распечатать).
С уважением, Администрация.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"