Аннотация: Это мой ответ сыну на его критику моей работы "Государство и общество" (смотрите "Организм и евойный критицизм" выше в разделе).
Мой ответ Чемберлену
Севочка, дорогой!
Ты меня очень и очень порадовал. Во-первых, тем, что прочитал мой опус "Государство и общество". Во-вторых, тем, что возбудился и очень подробно ответил. В третьих, я подозревал, что ты умный, но не до конца знал, насколько. Ты молодец! Главное, такой начитанный - я, наверное, не знаю и пятой части той литературы, которую знаешь ты.
Вообще, такие вещи, как "Государство и общество", для меня это попытка осмыслить какие-то явления не с точки зрения достигнутого предшествующим развитием науки, а с точки зрения варвара, то есть здравого смысла. Именно поэтому я сначала долго избегал читать что-либо по теме вообще, кроме БСЭ, потом вынужден был читать биологию, потом социологию и политологию. Работа Мечковской "Язык и религия" просто легла в мою концепцию - я ее не искал, но взгляд сам упал на эту книгу, когда я был на Новом Арбате. Гумилев - это святое, все мои псевдоидеи - это развитие его идей. До Андреева я еще не дорос, но подсознательно чувствую, что это - следующая ступень.
Конечно, все написанное мной - не больше, чем попытка, но - другого просто сейчас нет. Цель ведь не в организме. Цель в создании более глубокого базиса для конкретной политики. Мне кажется, что, модель квази-симбиоза двух организмов - общества и государства - гораздо глубже, полнее, многомернее и ближе к реальности, чем любая другая, от коммунистической до неолиберальной. Для меня эта модель однозначно показывает:
- Бессмысленность споров о демократии, тоталитаризме, правах человека и прочей белиберде. Этих вопросов просто не существует - их придумал "Черчилль в восемнадцатом году". Для меня все стало просто: обеспечивается гармоничное развитие моллюска и его раковины - хорошо. Нет - плохо. Другое дело, что гармоничное развитие каждого организма требует внутренней гармонии и на клеточном уровне - вот здесь-то собака порылась! А клетка, ты помнишь, это и есть тот самый человек.
- Ценность культурного наследия, причем, культура - это не только балет и высокие материи, а и соление огурцов, приготовление плова и шашлыка. Язык - это ведь способ сохранения этого наследия. Язык живописи, язык танца, язык архитектуры - это ведь тоже генетика.
- Безусловную обязательность идеологии для выживания общества и место религии как элемента идеологии.
- Устойчивость империй и их функцию ядерного реактора прогресса.
- Критическую важность человека и его троичность - этого не учитывала ни одна модель!
- Энергетика - еще один важнейший фактор, объективный, который опять-таки сводится к человеку, к его интеллекту, к совокупному умственному и эмоциональному напряжению. Ведь все признают, что Россия возникла из Куликовской битвы, а почему - не объясняют. Потому что сохранилось созданное при этом колоссальном эмоциональном напряжении совокупное биополе и его энергетика - это ведь так просто! Они ведь не из пушек стреляли и не газом травили друг друга, а - лицом к лицу.
Но об этом потом. Если меня не совсем растопчут, а может и в этом случае, я ведь эту тему буду продолжать. Хотя сейчас вот для отдыха пишу "Каппадокию", путевые заметки.
По поводу твоих аргументов.
Я пока выделил у тебя двенадцать существенных возражений, на которые коротко попытаюсь ответить.
1. Право на существование метода аналогии
Это право существует объективно и является одним из источников для метода индукции, который в науке никто еще не отменял. Поскольку в данном случае речь идет о самом начале, зарождении нового подхода к большой проблеме, то я пока и не вижу другой возможности, кроме построения моделей. Ну и школа МИХМа - это в основном теория подобия, а она у меня в подсознании со всеми ее Нуссельтами, Прандтлями и Рейнольдсами, я ведь МИХМ закончил.
2. Вся аргументация сведена к аналогии
Не совсем так. Я же говорю (1.5, стр.9) "...общество, которое является организмом качественно более высокого уровня, вряд ли можно приравнивать в другим, более низшим организмам, в его свойствах, функциях и признаках". Я ведь ввожу важнейшие параметры - биополе человека, резонанс, совокупное биополе общества, энергетику и пр., которые не во всем имеют прямые аналогии. Хотя на этапе этой работы значительная часть идет от аналогии. Дальше - посмотрим, что-то отсеется, что-то возникнет, придут другие мысли - они материальны и приходят. Сами!
Прекрасная разработка Умберто Эко (подтасовка исходной информации, вакханалия взаимосвязей, агрессивная псевдологика, терминологический террор)! Все элементы этого, особенно, терминологический террор, конечно, присутствуют. Как и в любой другой работе, основанной на моделировании. Но он молодец - проанализировал. Для меня это означает, что не будучи знакомым с теорией этого вопроса, я методологию использовал почти на сто процентов! Ай сам, один, - как говорил один мой очень знакомый и очень умненький мальчик!
3. Прелесть аналогий в том, что они могут увести очень далеко.
Согласен. Любая теория проверяется практикой и здравым смыслом.
4. Муравейник - светлое будущее всего человечества.
Все лучшее развивается до инстинкта. Как хотелось бы, чтобы до инстинкта были развиты доброта и доброжелательность, интеллигентность, внимательность, преданность слову и делу и еще многое и многое другое. Может, тогда и появилась бы возможность скачка эволюции!
5. Религия - регуляция филогенеза.
Гигантская мысль - и очень верная. Механизм включается тогда, когда колеблется генетическая основа и возникают предпосылки преждевременного скачка эволюции. "Хомо Супер" сегодня - это герои Сильвестра Сталлоне, слава Богу, они - в рамках традиционной американской морали. А их всегда побеждаемые противники?
6. Венец творения: коньяк Hennessy V.S.O.P с лимоном.
Все равно намного лучше, чем мыслящая плесень!
7. Киплинг.
Здесь я слаб. Инстинктивно - это та же аналогия, более прямая аналогия высшего организма - причем, одного, с более низшим, стаей. Аналогия есть. Но стая - выше, потому например, что не знает бюрократии. А бюрократия - объективна, ее не отменить, даже если очень захотеть. Киплингом я еще позанимаюсь.
8. Общество суицидально. Развитие общества приводит к его краху всегда, а по времени после того, как общество отходит от примитивных законов джунглей.
Не согласен. Это не крах, а естественная смерть, или смерть от болезни, или смерть в борьбе. Смерть - всегда: общество, будучи организмом, конечно смертно. Здесь правильно замеченный и неверно истолкованный факт.
9. Шизофрения: человек как вид и человек как индивид.
Частично согласен. Я выделяю еще человека как клетку общества, человека как клетку государства и человека - носителя биополя, которое входит в биополе совокупное (единосущность и троичность человека). Большинство проблем - отсюда. Расщепление создает разность потенциала. Энергетика и т.д.
10. Варвары - носители здравого смысла.
Да, но комиссары почему-то женились на аристократках. Где готы? Современные европейцы! Где татаро-монголы? Мы! Возьми тех же чеченцев. Отвлекаясь от всего - внесут свой вклад в нашу энергетику и будут ассимилированы. Я же говорю, что государство не имеет своего источника энергии и питается энергией, вырабатываемой обществом. У варваров - самый высокий коэффициент полезного действия!
11. Аналогия с Windows(система выполнила недопустимую операцию и будет закрыта)
Прелестная аналогия! Windows какая-никакая, а система. Общество - тоже. "Не лежит душа" - это ведь тоже признак системности. Правда, есть еще закавыка, вроде свободы воли, предусмотренная Природой для высших организмов (у муравья ее вряд ли есть!).
12. Все основные законы и пути развития известны или намечены.
С чего это ты взял? Помнишь, у Лени Голубкова - "Это только начало!". Для России сейчас это критический вопрос - идеология, национальная идея, базис. Греховно, но я считаю, что человек, придерживающийся системы, пусть не совсем верной, но стройной и логичной, придет к цели с меньшими затратами энергии времени и мата, чем бесцельно блуждающий или мечущийся по крайностям.
В любом случае - ты большая умница! Дай тебе Бог хорошего окружения, чтобы твои способности оттачивались, а не ржавели - у тебя огромный потенциал роста.
В качестве пророчества: доживешь до моего возраста - будешь писать больше и лучше, ты не сможешь просто удержать это в себе.