Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Финасовый кризис: Сша и Европа. О Бреттон-Вудской системе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предстоящий в декабре 2008 года мировой финансовый саммит возможно создаст систему, которая уже получила название Бреттон-Вуд II. По материалам статьи Джорджа Фридмани и Питера Зейхана


  

Финансовый кризис: США и Европа. О Бреттон-Вудской системе

   (Вольное изложение статьи Джорджа Фридмана и Питера Зейхана "The United States, Europe and Bretton Woods II, опубликованной 20 октября 2008 года)
  
   В предыдущей статье мы говорили о том, что, "устанавливая Новый Мировой Порядок, начертанный на банкноте в один доллар, Вашингтонский Обком надорвал животик. Рухнула когда-то казавшаяся незыблемой финансовая система Запада, раздутая ничем не обеспеченными зелеными фантиками до размеров мыльного пузыря, который рано или поздно должен был лопнуть, как неизбежно лопаются все и любые мыльные пузыри. Пришла пора расплачиваться за жизнь не по средствам. Пришла пора расплачиваться за жизнь в кредит, которая вначале всегда кажется такой сладкой и заманчивой". Мы говорили о необычайно оживленной суете, которую демонстрировали в последние недели руководители и специалисты стран, подконтрольных Вашингтонскому Обкому.
  
   Главное, что родилось в результате этой суеты, помимо национальных мер по тушению пожара керосином, это согласие Вашингтона провести в декабре 2008 года глобальный финансовый саммит. Согласие, вырванное зубами молодого, но шустрого живчика Николя Саркози у теряющего власть и влияние Джорджа Буша на их встрече 18 октября. Практически речь на этом саммите будет идти о капитальном ремонте мировой экономической и финансовой системы, созданной в 1944 году.
  
   Кое-что об истории Бреттон-Вудской системы
   Фридман и Зейхан примерно так описывают историю возникновения Бреттон-Вудского соглашения. Эта история уходит корнями в экономический кризис в США в 1929-1933 гг. Границы государств тогда были надежно защищены протекционистскими мерами. Для поддержания занятости поощрялось наращивание производства. Ограничение сбыта вело к снижению цен ниже себестоимости со всеми вытекающими последствиями: увольнениями и дальнейшим снижением спроса. Божьим (?) благословением для мировой экономики была Вторая Мировая война. Производство для нужд воюющих армий заняло свободные рабочие руки. Десятки миллионов рабочих было перемещено в непроизводительный сектор - в армию. Получилось желанное сочетание роста спроса на товары и уменьшение наличной рабочей силы. Цены поползли вверх. Потребители бросились скупать товары, понимая, что завтра они станут дороже. Система стала приходить в сбалансированное состояние.
  
   Однако росло понимание того, что действие коренных причин кризиса 1929-1933 гг. приглушено войной, но сами причины кризиса (хорошо описанные еще Карлом Марксом), не устранены. Поэтому в июле 1944 года 730 представителей из 44 стран сляпали систему, названную Бреттон-Вудской. Это система предусматривала снижение роли золота в международных валютных отношениях, а в качестве международного платежного средства в международном обороте принимался доллар США с его свободным обменом на золото по фиксированному курсу 35 долларов за тройскую унцию. Курсы остальных валют твердо фиксировались к доллару с коридором всего в 1 процент, при выходе за который страны обязывались проводить валютные интервенции с целью поддержания курса в рамках коридора.
  
   Если у них не было для этого своих средств (а средств после войны не было ни у кого), для предоставления кредитов были учреждены Международный валютный фонд (тот самый МВФ с иглы наркозависимости от которого удалось слезть немногим, в том числе, России при Путине) и Международный банк реконструкции и развития, МБРР, позднее именуемый Всемирным или Международным Банком (World Bank). Эти два учреждения стали первыми органами Вашингтонского Обкома наряду с давно существовавшей и исправно функционировавшей системой Евронета.
  
   Однако, под наспех созданной системой была заложена мина замедленного действия, названная парадоксом Триффина. Доллар должен был печататься в объемах, достаточных для обслуживания растущей международной торговли. Одновременно выпуск долларов должен был быть равен золотому запасу США. В случае, если рост торговли опережает рост добычи золота, возникает пикантная ситуация. Она и возникла в конце шестидесятых годов.
  
   Уже в марте 1968 года цена на золото на свободном рынке устанавливается в соответствии со спросом и предложением, хотя для официальных сделок Центробанков она остается прежней: 35 долларов за унцию. В декабре 1971 года официальная цена золота установлена в 38 долларов за унцию (первая девальвация доллара), а в феврале 1973 года и до 42,2 доллара. Американцы тогда дважды "кинули" остальной мир без каких-либо последствий для себя: никто и вякнуть не посмел.
  
   До настоящего времени действует Ямайская валютная система, созданная в 1976-78 гг. в развитие Бреттон-Вуда и основанная на полном отказе от золотого стандарта. Было создано искусственное международное платежное средств - СДР (SDR - Special Drawing Rights) и введены плавающие валютные курсы. Страны - члены Международного валютного фонда получили определенную долю СДР в соответствии с долями в основном капитале фонда. СДР функционируют только как расчетные единицы; при определенных условиях они могут быть обращены в национальную валюту. Органы Вашингтонского Обкома были сохранены и упрочили свои позиции.
  
   Однако, страны ЕЭС создали в 1979 году собственную Европейскую валютную систему, которая базировалась на экю. В период с 1999 по 2002 гг. была создана единая европейская валюта - евро, которая стала единственным законным платежным средством для всех стран-участниц Еврозоны (не путать с Евронетом!)
  
   Общее состояние мировой финансовой системы к началу кризиса 2008 года характеризовалось отсутствием реального обеспечения доллара, превратившегося, по сути, в зеленые фантики, ростом внутреннего долга США, достигшего гигантских сумм (долг госсектора США около 60 триллионов долларов, в том числе, госдолг США свыше 10 триллионов долларов, долг частного сектора США около 40 триллионов долларов), ростом числа финансовых центров, переместившихся в оффшоры и находящихся вне какого-либо контроля, развитием мало, чем обеспеченных финансовых инструментов типа деривативов и резкий рост объема спекуляций ими и т.д.
  
   Но главное - транснациональные корпорации, основной компонент Вашингтонского Обкома, получили возможность кратковременного аккумулирования огромных активов в разных валютах в таких объемах, которые могут значительно превышать валютные резервы центральных банков многих стран. Эти валютные активы находятся вне контроля финансовых органов соответствующих стран, что придает валютным спекуляциям неконтролируемый характер и гигантский масштаб. Суверенитет большинства малых стран стал вполне условным понятием: финансовая отмычка Вашингтонского Обкома работает безотказно.
  
   Но вернемся к статье Джорджа Фридмана и Питера Зейхана. Они считают, что система, действующая в настоящее время, является тоже Бреттон-Вудской, и вот почему. В статье говорится открытым текстом:
  
   "Think back to July 1944. (...) The shape of the Cold War was already beginning to unfold. Between the United States and the Soviet Union, the rest of the modern world -- namely, Europe -- was going to either experience Soviet occupation or become a U.S. protectorate".
  
   В смысле, "Вернемся назад в 1944 год. (...) Уже начинали угадываться очертания холодной войны. Войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом, а остальной тогдашний мир, а именно Европа, стояли перед выбором: или лечь под советскую оккупацию - или стать протекторатом США". Как известно, они выбрали стать протекторатом США.
  
   Для Соединенных Штатов появилась уникальная историческая возможность. Они были единственной страной, инфраструктура которой в ходе войны не только не была разрушена, но, наоборот, окрепла и многократно выросла. Бывшие соперники, составлявшие потенциальную угрозу США даже после Первой Мировой войны, были или повержены, или истощены до крайней степени. США получили возможность утвердить себя в качестве центра Нового Мирового Порядка. Единственной угрозой этому был лишь Советский Союз. "Соединенным Штатам требовалось не просто участие Западной Европы в сдерживании советского натиска, они нуждались в Европе, которая подчинилась бы американским политическим и военным требованиям - причем, добровольно", - пишут авторы статьи.
   Европа подчинилась.
  
   То есть, в Бреттон-Вуде США открыли Европе практически бесплатный доступ к своим рынкам при сохранении в Европе тарифов на американские товары. Взамен американцы получили в свое распоряжение НАТО - инструмент сдерживания Советского Союза. Как пишут Фридман и Зейхан, "Так называемый свободный мир и не должен был состоять из многих равноправных государств. Нет, он должен был состоять из Соединенных Штатов и всех остальных". Когда американские займы европейским странам не привели к ожидаемому возрождению экономик, они превратились в гранты, то есть в План Маршалла. Вскоре после этого США распространили преимущества, даваемые Бреттон-Вудской системой, на любую страну, находящуюся в холодной войне на стороне США, включая Японию, Южную Корею и Тайвань.
  
   В дальнейшем, несмотря на отказ от золотого стандарта и другие внешние признаки провала Бреттон-Вудской системы, главное осталось в целости и сохранности. Сохранилась политическая и военная основа этой системы - мировое господство Соединенных Штатов Америки, вернее, Вашингтонского Обкома, нацеленного на установление Нового Мирового Порядка, символы которого были начертаны на банкноте в один доллар.
  
   Вперед назад, к Бреттон-Вуду II!
   Саммит, предстоящий в декабре 2008 года, уже окрестили Бреттон-Вуд II, намекая тем самым, что останется незыблемой Бреттон-Вудская основа новой системы, которая, возможно, появится в результате этого саммита: Вашингтонский Обком и Новый Мировой Порядок. Тем не менее, уже сейчас видны некоторые отличия от ситуации Бреттон-Вуда номер один. Тогда экономики стран-участниц были карликами по сравнению с гигантом США, ставшим гарантом всей системы. Кризис 2008 года показал, что у гаранта имеются проблемы, многие из которых несовместимы с его жизнью, то есть, на роль гаранта Америка явно не тянет. В то же время в мире появились другие центры, мощь которых сопоставима с американской.
  
   Конечно, Саркози при всей его внешней эксцентричности не настолько глуп, чтобы прямо требовать от США: "Слезай, приехали!". Доллар может и не иметь того доверия в международном масштабе, о котором утверждают Фридман и Зейхан, но остается фактом, что в международной торговле он представлен исключительно широко. Кроме того, естественный претендент на роль резервной валюты - евро - имеет ряд дефектов, в частности, за ним не стоит ни реального государства с его налогоплательщиками, которых можно выжать в случае чего, ни мощного Центробанка с широкими полномочиями. Полномочия Европейского Центробанка, который таки есть, сильно урезаны, и он не является творцом экономической политики, а выполняет "волю пославшей мя жены", то есть, государств-участниц Еврозоны, интересы которых отнюдь не гармоничны, а бюрократические процедуры заставляют добрым словом помянуть лучшие образцы отечественной бюрократии.
  
   Всё, на чем может настаивать Европа - создание системы "народного контроля", призванной не допустить, чтобы Вашингтонский Обком и дальше бесчинствовал в финансовой сфере, то есть, увеличить влияние тех самых "всех остальных" стран, о которых выше говорили Фридман с Зейханом, на "возможность ограничения способности американцев еще раз случайно дестабилизировать мировую финансовую систему".
  
   Собственно, Фридман с Зейхманом не отрицают, что европейцы во многом правы. "Если говорить о причинах провала, то очевидна вина Соединенных Штатов, которые позволили нарастать проблеме, пока она не послужила детонатором кризиса ликвидности", который на самом деле не кризис ликвидности, а кризис рыночной системы как таковой, а глубже - кризис идеологии либеральной демократии американского разлива. Но об этом Фридман с Зейханом, конечно, пока не заикаются. Да и кто им позволит?! Единственное, что они могут признать, это то, что пресловутый МВФ, "который был призван играть роль финансового маяка и кризисного управляющего, оказался несостоятельным перед лицом тех проблем, которые сейчас стоят перед миром". А как надували щеки!
  
   В практическом смысле европейцы хотели бы иметь надзорный орган, который гарантировал бы недопущение повтора текущего кризиса. В частности, который урезал бы в правах финансовые гавани в оффшорах и фонды комплексного рискового инвестирования (хеджирования), сыгравшие важную роль в развитии кризиса, хотя и не бывшие его причиной. Это означает европеизацию американских финансовых рынков, то есть, определенное ограничение до сих пор безраздельного господства Вашингтонского Обкома в этой сфере.
  
   Американская позиция по этому вопросу вряд ли будет сформулирована ранее того момента, когда Барак Обама займет свое место в Овальном Кабинете. А ему придется решать очень сложную задачу: допустить посторонних к рычагам управления миром и создать прецедент, опускающий ниже плинтуса Америку, бывший светоч свободы и бастион демократии. Вопрос еще заключается и в том, а что готовы европейцы отдать взамен?
  
   Если вспомнить, что Соединенным Штатам нужна Европа, "которая подчинилась бы американским политическим и военным требованиям - причем, добровольно", то отдавать придется не просто много, а очень много. И отдавать не мощной державе образца 1944 года, а стране-банкроту, банкроту пока в моральном, идеологическом и финансовом плане, хотя при дальнейшем углублении кризиса не за горами банкротство экономическое и политическое.
  
   Но - отдадут. Волчьи законы империализма никто пока не отменял, а гигантские военные базы США в Косово и Боснии, в мягком подбрюшье Европы, находятся вне контроля европейцев. Плацдарм на случай будущей войны уже захвачен.
  
   Это и есть демократия в ее реальном выражении. Та самая демократия, которую нам втюхали в девяностые годы, как втюхивают провинциальным лохам билеты на "беспроигрышную" лотерею.
  
Финансовый инструмент Вашингтонского Обкома [Найдено в Интернете]
  
   21 октября 2008 года
   Москва
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"