Cynic1lj : другие произведения.

Пища духовная

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Зачем нужна литература.

  Открыл недано один из гламурных журналов за прошлый год и прочитал потряcающую фразу в заголовке:"Литература существует для того что бы принести извесность авторам." Дальше читать расхотелось. Хотелось ударить написавшего такое, чем нибудь железным по голове. Хотя действительно, зачем она нужна? Современная литература ничего не даёт людям. И всё что она может дать это возможность некоторым корчить из себя писателей.
  Поскольку мы с вами не писатели, титулов нам это не даст. Следовательно, нам она не нужна. Вернее не нужна литература, целью которой является указанная выше извесность. О том что должна давать настоящая литература нам, простым людям, здесь и пойдёт речь.
 Какие потребности есть у людей прежде всего? 1 - Пожрать, 2 - выпить, 3 - по*баться. Если не верите спросите любого учёного или философа. Вам скажут тоже самое. Современная наука сравнивает людей с животными и выделяет эти потребности. Если вы сомневаетесь в пункте втором, дайте понюхать валерьянки вашему коту. Пъянство среди животных не так распостранено из-за недоступности спиртного. Кроме котов, "налакаться в зюзьку" есть возможность у мартышек, поедая опавшие и слегка забродившие фрукты. А чем же в таком случае люди отличаются от животных? Почти ничем. Некоторые скажут:"У человека есть абстрактное мышление." Здорово что хоть ктото догадался. Хотя это к теме относится мало.
  Тогда попробуем ответить на вопрос, почему народ валом валит во всевозможные секты, церкви? Явление это массовое. Животные почемуто туда не ходят. Увы, даже моему абстрактному мышлению неподсилу сообразить зачем. Это называется обычно "потребностью в духовном развитии". Как ни старалась наука вытравить сей факт, он остаётся фактом. И всем кто кинется удовлетворять эту потребность, будет сразуже предложено забыть о потребностях животных и расстаться с немалой долей денежных средств на ремонт и строительство храма.
  Литература нужна именно для того чтобы удовлетворить эту потребность. Не зря же люди покупают книги именно "для души". Для какой то абстрактной и малопонятной части себя, которая требует и требует чегото своё, такое же абстрактное и малопонятное, что называют "пища духовная". Попутно стоит заметить, духовное развитие всегда предполагает развитие нравственное. Почему например все батюшки в церквях и муллы должны быть трезвенниками и порядочными людьми. Иначе к ним в приход или мечеть никто не пойдёт. Я бы сказал развитие духовное и нравственное это одно и тоже. Это постижение высших ценностей приносящих радость и счастье. Потребности животные, при этом, должны утратить своё приоритетное значение.
 Теперь возьмём в качестве примера некоего абстрактного алкаголика Васю. Вася среднестатистический алкаш, сколько себя помнит всё время пъёт. Его жизнь это замкнутый круг получка - пъянка - похмелье. Вася знает, пъянка не принесёт счастья. Однако продолжает упорно пить. И так происходит до тех пор пока Васина печень или сердце не объявят забастовку. "Нехватило сил выйти из запоя" - скажут некоторые. Опять народное мнение аппелирует к душе. Нехватило у неё сил. Если Вася бросит пить, то это уже будет считатся нравственным развитием. Тем более, жена всё время на него толкает. Но делает она это путём "капания на мозги". Иногда Вася действительно слушается жену и перестаёт пить. ... Хотя хочется. И это "хочется" заставляет срываться с высот трезвого образа жизни на дно бутылки. А почему такое происходит? Потомучто человек непонял всей пагубности вредных привычек. Логически, мы все понимаем это. А вот в душе ... . В душе нам нравится совершенно другое. Выходит душа это штука очень мощная и может согнуть нас, если что, в бараний рог. Без неё ни о каком движении вперёд не может быть и речи.
  Легко сказать: не прелюбодействуй, не кради, не убий и т.д. Но это всё логические категории. Моральные запреты и установки не поменяют главного. Они не изменят "внутреннее я" человека. Поэтому никто не торопиться соблюдать эти заповеди.
  Чтобы человек изменился внутри, ему нужно испытать эти вещи. Прочуствовать на себе процесс запойной жизни и всё что его сопровождает.
  Согласитесь, когда жена говорит:"Не пей" - это одно. А когда тоже самое скажет товарищ с 40 летним стажем и циррозом печени это будет другое. У первой личные проблемы из-за пристрастия мужа. А у второго многолетний опыт. Второй наверняка знает что ждёт Васю, и стоит ли ради животного удовольствия тратить деньги. Таких дел на свете немало. Некоторые всю жизнь копят опыт по одному вопросу(бл*дство, пъянки, роскошь). Другие делают проще. Они смотрят на такие вещи со стороны. Умные, как извесно, учатся на чужих ошибках. Но это не та учёба похожая на школу. Когда требутся заучить порядок интелектуально-логических действий. Это учёба для души. Или наработка жизненного(житейского) опыта другими словами. А душа штука очень инертная. Её связь с мозгом слабая. Нашей обычной боли она не чуствует. Если верить некоторым мистикам, душа практически вечна. Наша жизнь для неё, это небольшой отрезок времени, похожий на один учебный год.
  Должно пройти много времени когда эта инертная часть нас, чему-то научится. Как правило совершается одна - две тысячи циклов какого-то действа(деньги - пъянка - похмелье, например) прежде чем человек начнёт внутри себя осознавать что это такое. Некоторые учаться быстро. Другие медленнее.
  А при чём же здесь литература?
  Литература даёт жизненный опыт помимо самой жизни. Нормальная литература это выжимка опыта других людей. Вы можете пережить его читая книги. Есть допустим в нашем государстве спецслужбы. А каково там работать? Чем они занимаются? Что там за люди? Что бы узнать такое надо прожить целую жизнь в них. Она у вас есть? Не факт что вам там понравится. Зато можно взять в руки книжку "Спецслужбы и спецнужды" и всё прочитать. Зачем тратить жизнь на чтото, когда это можно узнать за неделю. Потом, опираясь на данный опыт, имея более широкий кругозор, человек лучше ориентируется в окружающем мире. А это очень часто приносит полезные связи и уберегает от глупостей.
  Очень часто современная культура и литература не ориентирует, а дезориентирует. Тут надо осторожно подходить к выбору источников. В этом вопросе я могу дать только один совет, словами древнего драматурга - "речь истины проста."
 Когда у автора, за счёт накопленного опыта, сформирована определённая идея, он стремится формализовать её в книге. Писатель какбы играет с истиной. Он раскрывает её простыми словами в простых категориях. Соотвественно тот же самый опыт(идея) формируется у вас. Истина всегда проста и логична.
  Когда у автора нет понимания темы, начинаются нагромождения логических конструкций. И "внутреннее я" просто не принимает это. Возъмём, допустим, тему любви. Если начнёте читать научные труды, мне вас будет жалко. Это будут тома словоблудия и т.п. мусора. Когда возъмём "Трактат о любви" одного из мистиков, всё просто. Но чтобы читать таких авторов надо соответственно немного разбираться в предметной области. Иначе после первого же термина типа "Муладхара-чакра" можете потерять мысль.
  Или возъмём такие глобальные вещи как смысл жизни. Официальная наука, в данном вопросе, чего только не нагородила. Официальные религии тоже постарались. В результате мы знаем только то что ничего не знаем. Смотрим "Мировозрение северной традиции", всё просто. Не факт что вы легко примите изложенные идеи. Но факт что они просты и доступны.
  Конечно это больше публицистика, философия. Под литературой обычно понимаются романы, повести и т.п. художественные произведения. Но и тут цели практически такие же. Прожить за короткое время часть чужой жизни. Понять за несколько дней вещи, на которые можно потратить годы. Исскуство писателя как раз в том и состоит, чтобы заставить ощутить себя в другой реальности, пережить события которых в вашей жизни никогда не будет.
  Конечно, очень часто пишется вымысел. Но и в этом случае должно чтото остаться в душе. Идеи, опыт взятые за основу должны быть реальные. То что воспитает нас в нужном направлении. И поможет потом.
  Любое маломальское произведение должно базироваться на определённой идее. Некоторые наивные думают, можно высосать из пальца набор фактов и переложить его на бумагу. Можно, но ничья душа такое не примет. Не спорю, есть люди умеющие делать это отлично. Получается что автор выводит работу с подсознанием на некий осознанный, интелектуальный уровень. Но это высший пилотаж. Подобная работа уже мистика. Как пишуться книги, в данном случае, просто не знаю. Спросите у Ирины Анатольевны.
  Тогда встаёт впорос. А что же порекомендовать нашему алкоголику Васе чтоб не пил. Опыт таких же товарищей. Например "Мезенцефалон". Я подозреваю, Вася будет шарахаться от любых книг на тему, т.к. обычно это медицинские страшилки. Но ничего подобного. Литература не должна ничего приукрашивать или очернять. Она должна давать нам истинный опыт. А мы сами разберёмся стоит пить или не стоит. Есть допустим "Нихтинол"(убрали из сети) того же автора. Там рассказывается как он употреблял различные заменители спиртного, вроде извесной жидкости для очистки окон. Художественно, увлекательно, но никакой романтики вокруг этого не разводится.
 Лично мой опыт вы могли наблюдать в двух статьях "Наша треба России" и "Русский фашизм". Всё. Львиная доля жизни уложилась в сотню с лишним килобайт. Конечно этот опыт пришлось переоценить, переработать. Но это практически всё ради чего жил большую часть жизни. Когда то Ирина Анатольевна сказала:"В литературе время сжимается, архивируется." И только теперь до меня дошло как это происходит. Для литературы ведь письменность не нужна. Всё записано у нас в душе. Причём очень компактно. И всё время которое я лично жил, до недавнего времени, заархивировалось в виде идёй положенных в основу этих работ. Если вспомнить Кастанеду, некая гиганская сущность в виде орла питаеться этим самым опытом, когда человек умирает. Т.е. не писаниной в виде файлов и листочков, а именно жизненным опытом. Что в принципе не противоречит "Мировозрению северной традиции". Там говорится, смысл жизни это реализация Глобальной задачи по творчеству в определённом направлении. Наработка опыта и есть так понимаю это самое творчество. Но книги нам дают чужой опыт. И уже на его основе мы можем наработать чтото своё.
  Предположим, прочитал я "Спецслужбы и спецнужды". И могу заключить, там нужны люди с "комплексом власти"(по Климову). Проще говоря талантливые подонки без совести. В милиции нужны люди с зачатками совести, можно без таланта. А тем у кого ни таланта, ни совести лучше идти в армию. Нет, совсем не факт, что в указанных организациях служат только указанные категории граждан. Факт в том, что указанным категориям граждан лучше всего будет работаться в указанных ведомствах. Там будут наиболее подходящие условия для их самореализации.
  Вот это уже чистое творчество на основе чужого опыта. Хотя очень часто нам предстоит решать куда более сложные вопросы.
  Таким образом мы можем придти к выводу, литература нужна, как минимум, для того чтобы не наступать на теже грабли что и авторы. Как максимум, она нужна для расширения жизненного опыта. Литература, публицистика существует для читателей. Это неотъемлимый компонент жизни как пожрать, выпить и по*баться. Любой кто подсовывает писанину бездарей, пытаясь отвлечь внимание от настояших книг, ущемляет людей в праве на "пищу духовную". В какой рог нас без неё свинтит догадайтесь сами.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"