На "Антропогенезе" был проведен опрос "Что повлияло на становление учёного?". В опросе приняло участие 40 человек, в том числе 22 доктора наук. Результат для нас небезынтересен:
Научно-популярные книги - 29
Научно-популярные журналы - 20
Научно-популярные фильмы, передачи - 9
Детские научно-популярные книги - 8
Фантастическая литература - 8
Кружок - 7
Семья - 6
Музей, выставка, планетарий - 5
Энциклопедии, справочники - 5
Лженаучная литература, фильмы - 4
Биографическая литература - 3
Науч-поп не по той теме, которой я потом стал заниматься - 3
Лекции - 3
Школа - 3
Научпоп не повлиял (или почти не повлиял) - 3
Приключенческая литература - 2
Мемуарная литература - 1
Учебники - 1
Историческая беллетристика - 1
Приключенческое кино - 1
Музыка - 1
Художественные фильмы про учёных - 1
Картинки в научпоп альбомах - 1
Как видите, фантастика оказалась на почетном 4-м месте. На самом деле - выше, т. к. она в пору становления (а это на самом деле скорее детство, чем отрочество) частично совпадает со всеми тремя первыми пунктами, а тем паче с тем, который делит с нашей темой 4-е место. Напр., цикл "Книга Знаний" Свирина, сильно повлиявший в детстве лично на меня - это что, как не?
Если о себе, то я бы все 5 первых пунктов назвал разом, затруднившись их разделить...
А уж если сравнить, насколько фантастика обгоняет учебники, школу, лекции, да и приключенчески-историческую художку - то результат особенно показателен!
228. *Голиков Александр Викторович (golikovalexandr28@gmail.com) 2018/03/05 20:40
[ответить]
Да, конечно, издательство присовокупить было бы самое то. Что ж, будем надеяться, что ближе к осени кто-то и прошевелится, отталкиваясь от дани памяти...
227. Панченко Григорий Константинович (panchenko2002@list.ru) 2018/03/05 20:44
[ответить]
>>226.Голиков Александр Викторович
>По темам.
>"Андрей Круз".
>Надо бы как-то обозначить, помянуть.
См. п. 6 в комме 224. Где он рядом с аж ле Гуин. (Как во время одного из прошлых конкурсов у нас Успенский в списки ушедших мастеров добавился...)
>Ведь на самом деле большой автор. Так просто издательство не будет делать цикл "Миры Андрея Круза" и брать туда кучу фанфиков. Но это романы и повести. А у нас ведь рассказы...
Тем не менее если какое-то издательство загодя не даст согласия на публикацию хотя бы однотомного сборника рассказов, то с конкурсом звязываться вряд ли резон будет.
Ну и признаюсь: как раз я-то его не знаток (и сборник вряд ли купил бы). Так что сомнения издателей понимаю. А если они свои сомнения превозмогут - то перед конкурсом прочитаю, изучу специально...
226. *Голиков Александр Викторович (golikovalexandr28@gmail.com) 2018/03/05 16:59
[ответить]
По темам.
"Андрей Круз".
Надо бы как-то обозначить, помянуть. Ведь на самом деле большой автор. Так просто издательство не будет делать цикл "Миры Андрея Круза" и брать туда кучу фанфиков. Но это романы и повести. А у нас ведь рассказы...
225. Панченко Григорий Константинович (panchenko2002@list.ru) 2018/03/05 16:01
[ответить]
>>223.С. Кусков
>>>222.Панченко Григорий Константинович
>> - и оценки, и даже обзор. Вот-вот все будет!
>
>А уже всё есть! А мужики-то не знают! (С)
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ВТОРОГО ЭТАПА И ВООБЩЕ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ!
Собственно, на этом наш конкурс завершен. Хотя можно еще немножко обсудить итоговые оценки и т. п.
А вообще - всем спасибо!
224. Панченко Григорий Константинович (panchenko2002@list.ru) 2018/03/05 15:57
[ответить]
Стало быть, итоги сегодня подведены. Напоследок суммирую здесь подборку тем, обсуждавшихся как варианты для грядущего конкурса (или не только для него).
Поскольку тут будут собраны выдержки из разных коммов, формулировки, возможно, окажутся несколько "некруглыми": это ведь цитаты, вырванные с мямом...
ИТАК:
1) "Взгляд во двор". Это, собственно, Олди предложили в одной из дискуссий много лет назад: мол, хорошее будет упражнение - дорогие авторы, попытайтесь не оглушать автора яркими признаками фантастики, а сработать за счет мастерства. Пусть местом действия будет обычный (во всяком случае, при первом читательском взгляде) городской дворик: пенсионерки, мамы с колясками, припаркованные автомобили, мусорка, качели... И вот на этой сцене разверните фантастическое действо: не за счет декораций, а силами, так сказать, режиссуры и игры персонажей!
Я на это в свое время написал рассказ "Все будет хорошо" (точнее, два варианта с разным местом действия: один опубликован, а другой сейчас публиковать... затруднительно). Не для конкурса, а вот для этого сборника: https://coollib.com/b/299059
Это, кстати, была первая антология, составленная трудами оргкомитета СК - и во многом на базе рассказов участников.
В смысле "поставщика сюжетов" Двор не хуже Космодрома, Портала, Джунглей или Склепа.
2) "Стилизация" (условно). Такие конкурсы время от времени проводились: текст должен быть стилизован под какой-нибудь устоявшийся образец. В смысле - не сюжет (он может быть каким угодно, лишь бы с избранной манерой нормально сочетался), а именно форма. Сага, экспедиционный дневник, святочный рассказ, бортжурнал бригантины или звездолета, рыцарский роман, отчет патологоанатома, японская "история о призраках", детектив эпохи "золотого века", средневековый китайский роман, полицейский протокол...
3) "Устами (глазами) наших детей" - вот эта заметка подтолкнула: https://lenta.ru/news/2018/01/31/creepy/ Только шире: странные, страшные, нелепые, смешные - словом, фантастические ситуации.
4) "Заправлены в планшеты космические карты".
Взгляд во двор из космоса. :) Или наоборот.
"Марсиане с нашего двора"
5)"Опять в будущее"
А еще про роботов что-то хотелось бы... Или вообще, в духе старой фантастики времен Азимова. Про космос, Марс, роботов и прочую классику НФ
6) Фанфики или трибьюты по Урсуле ле Гуин (а теперь приходится добавить: и по Андрею Крузу...)
7) Маятник. Или качели. Сюжет с любыми более-менее упорядоченным колебательным движением. От любви до ненависти и обратно, Земля-Луна-Земля..., каменный век - космический - каменный... Правда, на соседнем ресурсе такая тема недавно была.
8) Жернова господни. Те, которые медленные. Здесь всё понятно и неисчерпаемо.
10) "Мозговой штурм", не знаю.
Я думаю, это очень сложная тема, если не халтурить и описать коллективное решение какой-то проблемы.
Но зато рассказы могут получиться супер, как и задачи, над которыми поломали голову главные герои :-))))
11) Обязательное соавторство как условие конкурса - что заменяет тему
12) "Битва за урожай" - так бы я сформулировал эту тему, если бы её предлагал... Только не рассматривайте это как предложение, и, Григорий Константинович, не надо его фиксировать! Не хватало нам ещё одного конкурса на тему "Здесь был (вариант: снова будет) СССР"! А вот сегодня решил все-таки зафиксировать как предложение, но с обязательным учетом авторского пожелания: НЕ по теме "Здесь был (вариант: снова будет) СССР" :)
13) Антинаучная (как минимум псевдонаучная) фантастика. Т.е. фантдопущение либо явно антинаучно, либо лежит в области каких-то маргинальных концепций.
Маленько поясню, откуда что взялось.
Все так называемые законы природы - это обобщение человеческого опыта, который по природе своей ограничен. И если человек миллионы раз копал картофель, это вовсе не исключает, что один раз из миллиарда картофель будет копать человека. (Как-то так. Одно из путешествий Ийона Тихого, номер не помню.)
Про закон сохранения энергии все слышали. Как и про то, что патентные ведомства и академии наук (по крайней мере, в большинстве стран) принципиально не рассматривают проекты устройств, которые его нарушают. А вот, предположим, некий энтузиаст-одиночка (вариант: физик-шизик) обнаружил процесс, в котором этот закон всё-таки нарушается, и энергия образуется из ничего. Или, что ещё интереснее, обращается в ничто...
Ну, и прочие хенки-пенки. Сейчас полно таких теорий. А играть с ними можно по-разному. Можно со звериной серьёзностью, а можно и пародию. "Небеса дураков", кстати, удачный пример.
14) "Спирали времени". Цикличность, все уже когда-то было и когда-то снова наступит, временные петли и парадоксы для любителей НФ, змей Уроборос, укусивший свой хвост, для поклонников мистики, повторение истории в разных мирах для тех, кто пишет фэнтези.
15) "Двор на одну трубку" ("Обычный, на первый взгляд, двор")
16) Насчет развития темы, когда пропал инет, электричество и магнетизм - механическая планета. Мир, в котором все механическое: космические корабли, искины, ну, и у кого какая фантазия))
Это футуристический (возможно) вариант стимпанка (уголь-то горит, порох взрывается?) или клокпанка.
17) День, когда пропал = день, когда не был изобретён. Например, мир без колеса :)
18) "Отцы и дети"
Противостояние 2.0. Поколение родом из 1980-х верзус 2000-х. Отцы и дети. Чего больше - понимания или отталкивания? И вообще - правомерно ли такое разграничение?
19) "Культурное и научное противостояние" (как антитеза военно-политическому)
Почти уверена найдутся те, кто переведет все в политическую плоскость противостояния общественных систем. Вот культурное противостояние например в искусстве: живописи, музыке, драматургии, было бы интересно.
20) Я бы предложил про цели, - те что нами движут, захватывают умы. "Вижу цель", например.
21) "Когда у Бога выходной"
Когда исчез бог.
22) Мир без..., Мир, в котором нет... При этом не имеет значения, оное исчезло или не было изобретено. Или никогда уже не появится.
Кстати, можно ведь и не материальное что-то этим "без" исключить. Например "без чувства собственного достоинства". Или без эмоций вообще...
23) "День памяти" или "Дань памяти"
24) "Момент, когда в мире появилась или исчезла одна из его важных составляющих: колесо, гравитация, музыка, Луна и т. п."
25) "День, когда исчезла память".
26) "Вокруг света за пятьсот лет". "О странствующих и путешествующих". "Хождение за три понта".
27) "Мы движемся к началу своему" (кстати, тоже в эту тему: "жизненный круг")"Путешествие, возвращающееся к своему началу" без разницы на планетах формата Земля, планетах формата Солярис, в космосе и без космоса, в мыслях или без оных. В честь пятисотлетнего юбилея кругосветного плавания Фернана Магеллана в 2019 году.
28) "Правдивое объяснение странных новостей"
29) "Ересь" - ересь любая - религиозная, научная, социальная... тут, конечно, где-то надо будет осторожно - по нонешним-то временам...
что-то вроде "Пробуждения" с Минифеста - только наоборот, кому-то приходит в голову не то, что, возможно, очевидно остальным, а то, что для других - бред
Или уже пришло и пора расхлебывать результат...
Или что-то в духе "Левой руки тьмы" и "Для леса и мира слово одно" - где ГГ, действующие во имя целей, принятых ими как высшие, становятся либо объявляются предателями...
30) "Когда ни у кого не было, а у кого-то уже было..." Анахронизмы, если одним словом. Мой любимый прием: в какую-нибудь (старо)давнюю эпоху засовывается изобретение из гораздо более нового времени. Иногда просто для антуража (как портовое вино, оно же карфагенское крепкое, в эпоху Александра Македонского), а может и сюжет на том стоять ("Звездный час бригадира Жерара", пардон за нескромность).
Не я один такой. Войскунский и Лукодьянов, "Очень далекий Тартесс".
31) "Время нетуданцев". Расшифровка: все варианты "не такого", нестандартного попаданчества. У нас ранее на другом форуме шло обсуждение: наоборот (из прошлого в наше время), из книг про средневековье в реальное средневековье - и т. п.
Вот и с артефактами-анахронизмами тоже: попаданчество не людей, а вещей.
32) "Упущенный шанс". Понятно, что многие попытаются его найти не в расширенном наборе домашних животных и пр. достижений (напр., из мира Полудня), а в политике (вкл. традиционнейшее попаданчество). Но в условиях надо оговорить нежелательность юзанных решений.
Гиппопанк. Точнее, гиппопонт. А вообще хорошо бы пошло во "Время экзотов": бегемот - точно упущенный вариант одомашнивания. См. "Окчу", только там что-то перезеленили и вообще запутались.
33) Вот ведь есть легенды и мифы Древней Греции. А вот так: "Легенды и мифы современной России"?
Но тема очень острая. Думаю, острее даже, чем "Когда не стало бога".
34) "Попаданчество идей и навыков", даже без вещей. Ведь античная триера, каравелла времен Колумба и шхуна XIX в. сооружена из тех же материалов: дерево, канаты, холстина... Между тем для первой трансатлантическое путешествие - фантастика, для второй - почти смертельный номер, для третьей - рядовое событие.
Античный стимпанк, авиация Наполеона. Эскадрилья гусар летучих - привет Денису Давыдову от Этьена Жерара. А как можно было бы обыграть некоторые легенды и байки! Вроде полёта подьячего Крякутного на мешке, надутом дымом, поганым и вонючим; или полётов астронавтов Гитлера в ходе испытаний ракеты А9/А10...
Не обязательно попаданство. Можно ведь построить сюжет на уже достигнутом уровне техники. Паровая машинка, которую Можайский ставил на свой самолёт, по показателю отношения мощности к собственной массе превосходила движок, на котором взлетели братья Райт. И у Можайского взлетел бы, а там уже неважно, сколько бы он пролетел: 30 метров, или 300, или бы сделал круг над полем (с первой попытки, скорее всего, не сделал бы). Можайский умер не ко времени, а после уже никому ничего не надо было - привет тем патриотам, которые превозносят Александра Третьего.
Или вот такой сюжет...
Допустим, Герон Александрийский присобачил свою паровую турбину в качестве привода к электрофорной машине. Бесконечная шёлковая лента движется навстречу вращающемуся диску с накладками из янтаря, они трутся друг о друга. Заряды снимаются какими-нибудь медными штуковинами и отводятся... ну, пусть не в лейденскую банку, а в александрийскую амфору. Заодно больше накопится. Две медных проволоки от амфоры идут к металлическим шарикам, установленным на некотором расстоянии друг от друга; турбина крутится, разность потенциалов растёт, а потом - бац!
А рядом с шариками (можно прямо между ними) какой-то умный человек (хотя бы тот же Герон) засунул рубин, огранённый в форме призмы, с зеркальцем у одного из торцов...
В общем, этот гиперболоид инженера Герона монтируют на Александрийском маяке, и он оказывается под рукой Антония с Клеопатрой в то самое время, когда к Александрии приближается флот Октавиана Августа. И Антоний, вместо того, чтобы выводить навстречу свой флот и терпеть поражение, спокойно дожидается на маяке, поглядывая на корабли Октавиана в прицел, сооружённый тем же Героном. (Не знаю, как там было у древних греков с оптическим стеклом. Герон тоже не знал и на всякий случай сделал всю оптику на зеркалах.)
Внизу люди Антония держат под парами котёл, почтительно и в то же время настойчиво отгоняя не по делу суетящуюся Клеопатру, которая считает, что она, как женщина, в котлах разбирается лучше мужиков. Антоний наблюдает в прицел, оценивает дистанцию, а затем подаёт своим людям сигнал. (Какой именно - на усмотрение автора; можно ограничиться классикой: три зелёных свистка.)
По третьему свистку открывается краник (на Клеопатру уже просто не обращают внимания, и она с расстройства идёт к своим змеям; автору стоит в этом месте нагнать драматизма). Пар бежит по трубе, ток по проволоке, и через короткое время - бац! бац! В парусах Октавиана внезапно появляются дырки; конец реи с грохотом обрушивается и повисает вместе с надорванным углом паруса...
И где здесь попаданство (вещей)? И кто здесь вообще попал (кроме разве что Октавиана)?
Человек, знающий физику, скажет мне, что у этого гиперболоида не хватит мощности для таких дел. На что я отвечу: для художественного текста достаточно.
И те же опыты Шанюта не требовали никакого технологического прорыва, даже если развить их до дельтапланеризма и парапланирования. В принципе там, где есть доступ к шелку, бумаге, соответствующей пропитке, уже в средневековые или даже античные времена возможна зачаточная авиация: тепловые аэростаты + поднимаемые дельтапланы или даже планеры, коробчатые змеи с корзинами для наблюдателей и т. п.
35) "Холодные миры" (на внеконкурсе было несколько рассказов, пусть без мамонтов) или в рамках игры вокруг дивовской "Родины слонов". Но ТОЛЬКО если и Дивов даст согласие - в этом случае его, может, вообще удастся в жюри суперфинала пригласить! - и издатели заранее проявят интерес к идее такого сборника.
37) "Экстремальные для человека миры"
38) "Мы в иных мирах: трудности интервенции"
39) "Неожюльверновщина против неолуддизма". Т. е. попробовать описать позитивное и даже позитивистское взаимодействие человечества (или конкретного человека) с глобальными вызовами, будь то перенаселение, потепление, терроризм, трансгуманизм, искусственный интеллект, контакт с иным разумом, генная инженерия и т. п. Без жеребячьего оптимизма (что в общем-то порой характерно для собственно жюльверновского этапа), но и без стонов типа "А-а-а, наступит глобальное потепление и мы все умрем; злодеи-ученые разработают новые ГМО-технологии и нас всех сожрут гигантские хищные помидоры; при попытке победить рак недальновидные медицинские корпорации создадут зомби-вакцину и дальнейшее наше существование будет проходить в условиях постапка" - и т. п.
А ВОТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕ ТЕМЫ, А КРИТЕРИЯ ОЦЕНИВАНИЯ: при равенстве баллов выше ставится тот рассказ, который короче.
223. С. Кусков (w-nickols@yandex.ru) 2018/03/05 15:43
[ответить]
>>222.Панченко Григорий Константинович
> - и оценки, и даже обзор. Вот-вот все будет!
А уже всё есть! А мужики-то не знают! (С)
222. Панченко Григорий Константинович (panchenko2002@list.ru) 2018/03/05 14:47
[ответить]
Далия Трускиновская у нас последняя. Но она уже прислала - и оценки, и даже обзор. Вот-вот все будет!
221. С. Кусков (w-nickols@yandex.ru) 2018/03/05 10:19
[ответить]
>>220.Голиков Александр Викторович
>А кто у нас последний?
- А кто у нас муж?
- Волшебник.
- Предупреждать надо!