Велигжанин Андрей Витальевич : другие произведения.

Комментарии: Прощальный Сонет Цурэна
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru)
  • Размещен: 24/08/2006, изменен: 03/09/2022. 1k. Статистика.
  • Стихотворение: Поэзия
  • Аннотация:
    Я посетить готов ту часть земли, где проведу изгнанником остаток жизни тленной...
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Поэзия (последние)
    11:08 Шибаев Ю.В. "Квадробер" (3/2)
    11:04 Чваков Д. "Шлак, версия" (3/2)
    10:54 Ив. Н. "Ноябрь 2024 - 3" (1)
    10:20 Русова М. "Утро" (3/2)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (2): 1 2
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    11:06 "Технические вопросы "Самиздата"" (176/39)
    11:06 "Форум: все за 12 часов" (223/101)
    10:42 "Форум: Трибуна люду" (850/21)
    19:02 "Диалоги о Творчестве" (207/1)
    15/11 "Форум: Литературные объявления" (664)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    11:08 Шибаев Ю.В. "Квадробер" (3/2)
    11:06 Хорошавин С.A. "Опричник I I I" (410/1)
    11:06 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (176/39)
    11:06 Вебер А. "Полеты во сне и повелитель " (2/1)
    11:05 Стоптанные К. "Пропастью до дна раскололся " (50/2)
    11:04 Чваков Д. "Шлак, версия" (3/2)
    11:04 Патер Р. "Таинственные голоса" (6/3)
    11:04 Никитин В. "Беседа о свободе" (2/1)
    11:03 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (186/17)
    11:03 Фатеева Л.Ю. "Имплантант" (31/1)
    11:02 Колышкин В.Е. "Контрольное обрезание" (32/8)
    11:00 Безбашенный "Запорожье - 1" (974/17)
    10:58 Коркханн "Угроза эволюции" (745/34)
    10:54 Бурланков Н.Д. "Русско-русский словарь" (764/1)
    10:54 Ив. Н. "Ноябрь 2024 - 3" (1)
    10:49 Энвэ М. "Некуда бежать, негде спрятаться " (207/2)
    10:48 Березина Е.Л. "Как-то юнга Дудочкин бросил " (5/4)
    10:44 Николаев М.П. "Телохранители" (76/2)
    10:42 Старх А. "Рыцари Крови" (600/1)
    10:33 Берг D.Н. "Мы из Кронштадта, подотдел " (583/1)

    РУЛЕТКА:
    Путь Шамана. Шаг
    Ночлежка "У Крокодила"
    В родном краю
    Рекомендует Пузеп Н.В.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108551
     Произведений: 1670555

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    24/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Белашова Ю.Ю.
     Белль С.В.
     Богатикова О.Ю.
     Богданов А.
     Бонд. П.Б.
     Бредникова Е.Е.
     Букаринов Д.Н.
     Веденин В.А.
     Ветер К.
     Визмор Э.Н.
     Виноградова А.В.
     Галицкая Д.И.
     Гамова Д.
     Гончарова Е.В.
     Егорова В.Ю.
     Ежова Е.С.
     Елисеева Н.В.
     Ельников А.Д.
     Жалилова Л.С.
     Желнов П.
     Иванов А.А.
     Инеева С.
     Ищенко Г.В.
     Казарян М.В.
     Келлер Е.
     Кизяева А.А.
     Кичилова К.Ф.
     Колодиец Д.Н.
     Кольцо-Гид
     Команов С.С.
     Кондрашов В.А.
     Копышов А.Н.
     Корнеева Т.М.
     Коршунова Т.В.
     Ксения
     Лобков А.
     Луковкин К.
     Лучистая Д.Т.
     Макарчук С.С.
     Маковская Н.
     Маркевич П.
     Митусова Л.П.
     Можар Е.П.
     Морозов М.
     Пашкевич С.
     Пимонов В.В.
     Пирумова А.Б.
     Приходько О.
     Пятница М.
     Радонин С.
     Ревельский Х.
     Романов Н.П.
     Рябенкова Д.П.
     Серебряная Е.
     Силаков Г.
     Соколовская Е.
     Солнечная
     Соцкая С.
     Сперанская И.В.
     Таа
     Трещев Ю.А.
     Тягин П.А.
     Шаповалова Д.В.
     Шеннон Р.А.
     Шишкина Д.
     Щедрин Р.
     Ak108u
     Ive
     Mollydolly
     Natkam
     Valxalla
     Viligodaeum
     Viscount M.D.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    00:39 Патрацкая Н.В. "Маг Грановский"
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    43. *Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2022/11/11 14:34 [ответить]
      > > 42.Юрий Вальтер
      >Да, славные были ристалища! Ваш сонет, Андрей, какое место на конкурсе занял?
      Призов не взял.
      Было два конкурса про Цурена. В первом я не участвовал. А на второй пришёл.
      Судьи выразились так, что "конкурсанты недотягивают". Вот, мол, в первом конкурсе было на что посмотреть, а теперь -- и непонятно, кто такие собрались? и чего хотят?
      Ну, я с горячности пустился было с Егорычем спорить.
      Но -- напрасно.
      ))
      >Про коньяк - сильно пущено. Мне кажется, они там больше на ируканское налегали.
    42. Юрий Вальтер 2022/11/11 14:15 [ответить]
      Да, славные были ристалища! Ваш сонет, Андрей, какое место на конкурсе занял?
      Про коньяк - сильно пущено. Мне кажется, они там больше на ируканское налегали.
    41. *Князев Юрий (KnyazevYV@yandex.ru) 2022/11/11 13:36 [ответить]
      > > 39.mek
      >> > 38.Велигжанин Андрей Витальевич
      >> Будто пазл собирается.
      >Совершенно верно, будто ты собираешь
      Ещё один элемент пазла:
      http://samlib.ru/i/iwan_w_a/farewell_sonnet.shtml
    40. *Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2022/09/03 16:08 [ответить]
      Добавлена аудио-запись.
    39. *mek (mek#bk.ru) 2017/07/21 23:34 [ответить]
      > > 38.Велигжанин Андрей Витальевич
      > Будто пазл собирается.
      Совершенно верно, будто ты собираешь паззл, заготовленный отнюдь не тобою самим. Иначе отчего собирание часто начинается не с главных деталей, а с совсем другого места?
    38. *Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2017/07/19 12:07 [ответить]
      > > 37.mek
      >> > 33.Владимир
      >> Стих же - это кем-то созданное произведение.
      >Опыт стихосложения показывает мне со всей несомненностью, что никогда наверняка не понятно, стих ли мною написан, либо написался он сам, через меня. Кто здесь объект, кто субъект - чёрт ногу об голову сломит.
      Тут я с Вами полностью солидарен. Стихи сами собой пишутся. Появляется ощущение, что к этому месту должен пристыковаться только такой вариант (еще непонятно какой), -- и никакой другой. Задача состоит в том, чтобы отыскать его, этот вариант. Будто пазл собирается.
    37. *mek (mek#bk.ru) 2017/07/18 13:20 [ответить]
      > > 33.Владимир
      > Стих же - это кем-то созданное произведение.
      Опыт стихосложения показывает мне со всей несомненностью, что никогда наверняка не понятно, стих ли мною написан, либо написался он сам, через меня. Кто здесь объект, кто субъект - чёрт ногу об голову сломит.
    36. Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2017/06/27 13:27 [ответить]
      > > 35.Владимир
      >:))) Мы с Вами, Андрей Витальевич, неисправимые спорщики. :) Но Вы более неисправимый. Поэтому пускай будет так... Но Вы меня не убедили.
      
      Владимир,
      
      Вас переубедить -- это из области невозможного. Собственно, это и хорошо.
      
      Ладно. Два слова о стихотворении и о саге. И завершим на этом.
      
      Перед нами ситуация: поэт стоит на палубе, выкрикивает в пустоту свой последний сонет. Сонет -- это строгая форма. Четырнадцать строчек. Не больше. Сонет -- принципиально краток и конечен. А поэту хочется говорить и говорить! Поэту хочется сложить сагу! То есть говорить о чём-то эпическом, о чём-то, для чего не существует времени и пространства. О звёздах и законах вселенной! О любви и о слове! О долге и мужестве! О правде и стойкости. О красоте. Короче -- о многом. А ему не дают!
      Вот такое противоречие. Надо умудриться сонет (конечную форму) наполнить содержанием саги (то есть чего-то эпического, уходящего в бесконечность).
      
      Вот он и стремится -- из последних, расползающихся кружев сложить эту сагу. Конечной формой повествовать о бесконечном.
      
      
      И, как ни парадоксально, у него есть средства! Есть! Какие-то зацепки видны. А какие-то не видны. Но они есть!
      (мне, как автору, неудобно говорить: посмотрите 'вот сюда' или обратите внимание 'вот на это', но фишечка с "желтеющей нивой" в моем сонете -- не единственная).
    35. Владимир (otst@yandex.ru) 2017/06/27 12:10 [ответить]
      :))) Мы с Вами, Андрей Витальевич, неисправимые спорщики. :) Но Вы более неисправимый. Поэтому пускай будет так... Но Вы меня не убедили.
    34. *Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2017/06/27 12:01 [ответить]
      > > 33.Владимир
      >Да я дошел до слова стихотворение. Я о том, что фраза построена не очень правильно. Я не вижу причины так далеко загонять определяющее слово.
      
      Владимир,
      
      когда я превратил "как лист увядший" в придаточный оборот и строка лишилась подлежащего, возникла интрига: что теперь является подлежащим? что "падает на душу"?
      
      Тут два пути: либо прибить интригу на корню (и немедленно объявить, что же это такое), либо -- оттянуть момент объявления, сохранить интригу, а, может быть, и усилить.
      
      Я выбрал второй вариант. Мне кажется, как интерпретатор, имею право.
      
      Нигде ж не говорится, что подлежащее непременно должно следовать во второй строчке, в третьей, в четвёртой или где-то ещё.
      
      Зато говорится, что Румата "навсегда запомнил" этот сонет. Значит, должна быть в этом сонете какая-то фишечка, которая бы отличала данный сонет от других запомнившихся сонетов Цурэна (а их Цурэн написал, согласно тексту, несколько сотен, и многие из них -- цитируются, в том числе и врагами: "как лебедь с подбитым крылом", например).
      
      В моей трактовке в качестве такой фишечки должна была бы выступить композиция стихотворения -- оттягивание момента называния подлежащего.
      
      В фильме "Театр" (видимо, и в романе, по мотивам которого он снят) режиссёр учит Джулию Ламберт: "не делай паузы. А, если сделала, то -- тяни! Тяни, что есть силы! Чем больше пауза -- тем больше актриса!" Ну, она и тянула. А, зрители, затаив дыхание, ждали, когда же она закончится, её пауза.
      
      Назову две причины для такой композиции (с оттягиванием подлежащего):
      
      1) дополнительная связка с композицией стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива" (там тоже подобная ситуация: три раза "когда", три придаточных и только в четвертом катрене слушатель или читатель узнаёт, что происходит "тогда"). В схожести судеб Лермонтова и Цурэна -- заключается глубинный смысл моего стихотворения. Для этого, для того, чтобы показать эту схожесть, мне нужны эти параллели с "Когда волнуется желтеющая нива" (одна парралель -- это прямая цитата, а вторая -- в схожести композиции: у Лермонтова главное предложение оттянуто до четвёртого катрена, у меня подлежащее -- чёрти где).
      
      2) Оттягивание подлежащего для Цурэна -- словно оттягивание момента разлуки с родиной. Ну, не хочет он эмоционально уезжать! Вот и тянет кота за хвост! Строит такую хитрую фразу, эмоционально накручивая себя с каждым новым глаголом, до тех пор, пока хватает его дыхания. Была б его воля -- он бы сделал подлежащее последним словом сонета (дальше уже тянуть невозможно).
      
      > Одушевленное существо. Стих же - это кем-то созданное произведение. Это все равно, что сказать, будто статья написала стихотворение.
      
      Стихотворение -- это живое существо. Весёлые стихотворения -- веселятся. Грустные -- грустят. Они -- разговаривают. У них есть признаки разумных существ: они могут подбодрить в трудную минуту; они могут рассказать о чем-то необычном; научить; вразумить; подсказать. Они -- живые. Цурэн, в моей интерпретации, относится к стихотворению, как к живому существу. Это для аркарнарцев в стихах нет ничего особенного: что они есть, что их нет, -- аркарнарцам всё равно. Цурэн, в моей интерпретации, относится к стихам иначе. Они для него -- живые. Ну, если аркарнарцы не рыдают над Цурэном, которого изгоняют неизвестно куда, кто-то же должен рыдать? Рыдают его стихи! Они -- его дети. Они оплакивают предстоящую разлуку со своим отцом!
      
      Так почти не бывает, что был человек, находился, потом куда-то исчез, и никто не заметил его исчезновения, никто не взгрустнул, никто не вспомнил, о чем он говорил, что он совсем никого не затронул, и совсем ни на кого не повлиял. И, если аркарнарцы таковы, что легко смирились с исчезновением поэта, то стихи поэта -- они другие. Стихи -- это частичка его души. Частичка его сердца. Естественно, им грустно от этой разлуки. Естественно, они рыдают.
      
      > Ключ. А не стих. Ключ, который в данном случае субъект, а не объект. Одушевленное существо. Стих же - это кем-то созданное произведение. Это все равно, что сказать, будто статья написала стихотворение.
      
      На вопрос о том, как "стих может сложить сагу", я отвечу немного позже.
    Страниц (2): 1 2

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"