Аннотация: Рецензия на рассказ БД-10 уважаемой и отзывчивой Кошки Шпроты "Полковника никто не ждет". По мне так сильная вещь.
Только смерть приходит обязательно, полковник.
Г.Г. Маркес "Полковнику никто не пишет"
Замечаю за собой в последнее время странное. Вижу то, чего нет. Не так. Вижу то, чего раньше не было. Бывает, читаю ранее прочитанный рассказ и уже не могу читать его просто - наслаждаясь языком и стилистикой. Разум влезает между словами, затирается в предложения, ищет, нюхает, копает, ловит тайные смыслы, сокрытые под тем, что писатель выдвигает на передний план. И в связи с этим я часто не соглашаюсь с жанрами, которые автор выставляет своему произведению. Я-то вижу в них совсем другое. Подобное случилось и с Полковником. Что мы видим в жанрах? Фантастика и юмор. И действительно, начинается рассказ как классическая фантастическая юморина - уработавшийся инженер, противный начальник с "тощими веснушчатыми ногами", сдобная Эсмеральда, которая любит кошек (ну куда же без них) и до чьего зада так приятно бывает прикоснуться с похмелья, обретая под пальцами ощущение теплой живой реальности. Сцена - одна: комната с видом на горы. Стол. Напитки. Шум с улицы. Лэп-топ на столе. На экране субъект в белом кителе. Герои никуда не уходят, ведут беседу разной степени напряженности. Предысторию мы узнаем из этого же разговора. Субъект, назвавшийся полковником Кавальо, пытается найти человека, обещавшего ему вечное спасение в космическом ковчеге, который должен покинуть Землю после того, как вышеназванный полковник задействует адские торпеды. Идею о торпедах ему подсказал именно Главный Герой, прочитавший о них в свою очередь из дневника (романа?) его предшественника на этой должности.
Сюжет наматывается проводом от взрывного устройства на бобину человеческой ненависти. Вы не увидите ее в словах и строках - ГГ человек сдержанный и замкнутый. Только раз он проговаривается, раскрывая себя:
Старушка Земля раздуется и лопнет, забрызгав соседей по солнечной системе. Обломки континентов будут кувыркаться в океанах оливинового расплава. Стоит только полковнику нажать кнопку, и неудержимые торпеды...
Вы не чувствуете с каким сладострастием ГГ произносит эту фразу? Так образно не говорят, когда желают просто уточнить, что будет. Нет, эту картину ГГ видел в своем воображении много раз, пересматривал, как любимый порнографический журнал. Отчего человек так ненавидит мир, в котором живет? Что произошло с ним и вызвало такое острое желание? Мысль, что уничтожив мир, я уничтожу собственные проблемы? Она уводит нас к другой - мира нет ("Ложки нет" (с)). Есть я. И я создаю мир со всем его многообразием. Т.е. я его породил. И я его...
Правда в том, что он прав. Ужас - в том, что он этого не знает.
- Тебе ведь хотелось запустить торпеды? Правда, Антон? - спросил, наконец, Кацман...
Вот ключевая фраза всего рассказа. Желание, которого не стоит бояться. Которого бесполезно бояться, ибо оно все равно сбудется. Вселенная велика. Вселенная необъяснима. И то, что здесь оказалось фарсом, там может оказаться гибелью целого мира. Как часто мы произносим СЛОВО, не задумываясь о последствиях. Как часто мы не обращаем внимания на эти последствия! И как часто мы их не видим просто потому, что они происходят где-то там, за горизонтом нашего - видимого - мирка.
Рассказ движется по фантастической колее до определенного момента. Затем, буквально парой слов, автор перечеркивает всю фантастику, и даже жалеешь, что не последует далее таких близких каждому любителю постапокалиптики картин сгорающего мира, расходящихся тектонических плит, гигантских волн, заливающих трещины, и трупов, трупов, трупов... Явление на пороге полковника, это явление судьбы-насмешницы. А может быть, решившего пошутить Ангела-хранителя? Он то и развеивает миф о ядерном катаклизме, сводя его до уровня катаклизма одной горы. И напряжение спадает, в голосе ГГ слышится одновременно растерянность и облегчение. Он, едва не понявший сути того, что сделал, предпочтет забыть эту сценку, но продолжит лелеять идею о разрушении мира. Карета превратилась в тыкву. Торпеды - в фуфел. Но будет что-то еще. Человек никогда не останавливается на достигнутом...
И здесь автор одной финальной фразой тыкает нас носом в ту - самую страшную правду: следи за своими мыслями...
Иначе мир твой пожрет воронье, и неважно мудрыми или нет будут их глаза...
Один из выводов: мне было не смешно. В смысле "юмор" из жанров я бы убрала. Последующие выводы делайте сами...
Следи за собой. Будь осторожен (с)
Этот, попавший мне на зуб автор - человек опытный. Поэтому придираться особо не придется. Увы. Но.
Затем не без удовольствия взвесил папку на руке и вывел на обложке лиловым маркером: "Битва при Аякучо". Кому-то другому сравнение нудного документа со сражением могло показаться нелепым, но только не мне и не сейчас. Заранее припасенная бутыль ждала своей минуты, и я одним ударом вышиб из горлышка пробку. Все, что происходило далее, память сохранила весьма избирательно. Помню, что до постели удалось добраться на рассвете, да и то ради того, чтобы провалиться в мутный бред с бесконечными коэффициентами и гидро-модульными характеристиками. Даже стрекот вертолета сквозь сон я перепутал поначалу с журчанием воды.
Стоит убрать два-три местоимения из этого абзаца.
с грязными разводьями поперек лица.
Явная опечатка - разводами?
- Никакого пива! Мате и только мате.
Напиток кухарка заваривала по-простецки - в объемистой кастрюльке, процеживая затем гущу через полотно.
- Пей на здоровье, котеночек, - пожелала она, подливая молока в кружку Рейно, и неумолимо двинулась в мою сторону.
Я упрямо мотнул головой, представив, как меня сейчас вывернет от терпкого варева
Так что же все-таки пил Рейно? Заказанные мате или то же молоко, что и котята?
выдавил я, поперхнувшись ромом
И все-таки: поперхнувшись ромом, выдавил я - будет звучать логичнее.
Почему сто сорок четыре тысячи? Искренне интересуюсь знать...