Уотсон Милтон : другие произведения.

Катастрофы, глава 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

ПЕРВАЯ ДЕКАДА. ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ СООБЩЕНИЯ

В первые декады 20 столетия единственным способом пересечь обширные пространства океана было путешествие на морском судне.

Еще не было реактивных лайнеров, могущих доставить массы пассажиров из Европы за какие-нибудь 4 часа через Атлантику или 20 часов в Австралию над громадным азиатским континентом. Тогда этому соответствовало шестидневное путешествие на лайнере через Атлантику или примерно 35-дневный переход в Австралию. Комфортабельность - такая, как личные удобства, кондиционирование воздуха, изысканная пища и развлечения - была редка или вообще не существовала. Капитаны вели свои суда через штормовые моря и океаны без помощи современных средств судовождения, а лоцмана вводили лайнеры в окутанные туманами гавани, уповая на свое чутье.

Поэтому представляется весьма удивительным то, что из сотен пересекавших моря и океаны пассажирских лайнеров только 46 потерпели аварии и кораблекрушения в первую декаду столетия: 34 - посадка на мель, 7 - столкновения, 2 - гибель от пожара, 2 - пропавшие без вести, 1 - гибель в штормовых условиях (тайфун). Большинству посадок на мель сопутствовала ограниченная видимость.

Большинство из потерянных в первой декаде судов были построены в 1880-х или начале 1890-х годов, и к началу нового столетия использовались только для перевозки пассажиров 3 класса и палубных пассажиров. Поэтому не все компании публиковали списки пассажиров на своих судах. Многие из судов, встретивших преждевременную гибель в первой декаде, обладали определенными отличительными характеристиками. Так, "Дакота" была в свое время крупнейшим из построенных в Америке лайнеров; "Нойстрия" стала первым судном в 20 веке, которое исчезло без следа. "Республика" была самой быстроходной на бостонской линии, а "Славония" - единственной из кунардовских лайнеров, потерянных в море в мирный период. "Лукания" в свое время была крупнейшим и самым быстроходным судном в мире.

Год 1900

CUVIER

Lamport & Holt, Ливерпуль

Судостроитель: Leslie & Co, Хеббурн-на-Тайне, 1883

Размеры: 2229 брт, 302 х 37

СЭУ: компаундные машины, одновальная, скорость 10 узлов

Пассажировместимость: 80 - 1 класс

Дата происшествия: 9 марта 1900

"Кувьер" работал на южно-американской линии и свой первый рейс начал в Ливерпуле 11 ноября 1883 г.

9 марта 1900 года, совершая рейс под командованием капитана Уильяма Спратли, "Кувьер" затонул в результате столкновения с п/х "Дувр" мористее плавмаяка Ист-Гудвин в Дуврском проливе. Потери - 26 жизней.

Это происшествие было первой из семи катастроф с судами этой компании, и принесло "Кувьеру" сомнительную славу стать первой потерей пассажирских судов в 20 веке.

[автор ошибочно причисляет 1900 год к 20 столетию]

MEXICAN

Union Steamship Co Ltd, Саутгемптон

Судостроитель: Sir James Laing, Сандерленд, 1883

Размеры: 4661 брт, 378 х 47

СЭУ: машины тройного расширения, одновальная, скорость 14 узлов

Пассажировместимость: 350 во всех трех классах

Дата происшествия: 5 апреля 1900

Компания построила за двухлетний период 4 однотипных судна Athenian, Moor, Mexican, Tartar, внешним видом подражающие стилю трехмачтовиков эры до 1860 годов. Все они эксплуатировались на южно-африканской линии.

4 апреля 1900 года "Mexican" под командой капитана Коппа вышел из Кейптауна назначением на Саутгемптон, имея на борту почту и 104 пассажира. В начале суток 5 апреля судно вошло в плотный туман. Следуя малым ходом, он столкнулся с британским п/х "Винкфилд" в 80 милях от Кейптауна. "Mexican" тонул медленно и слегка поврежденному "Винкфилду" удалось спасти пассажиров, почту и экипаж тонущего судна. Через 12 часов после столкновения "Mexican" исчез под волнами Южной Атлантики.

DEVENUM

Linha de Navegasao de J.H. Andresen, Опорту

Предыдущее название: ROSECLIFFE (1888-90)

Судостроитель: Craig, Taylor & Co, Стоктон, 1888

Размеры: 2298 брт, 273 х 40

СЭУ: машины тройного расширения, одновальная, скорость 10 узлов

Пассажировместимость: 13 1-го класса, 250 3-го класса

Дата происшествия: 3 июня 1900

"Девенум" был третьим судном компании, основанной поселившимся в Португалии датским предпринимателем; судно названо в честь его родного города. после 10-летней службы в этой компании судно потерпело крушение в 10 милях к северу от Опорту.

SAALE

North German Lloyd, Бремен

Судостроитель: Fairfield Shipbuilding & Engineering Co, Глазго, 1886

Размеры: 4967 брт, 440 х 48

СЭУ: машины тройного расширения, одновальная, скорость 17 узлов

Пассажировместимость: 150 1-го класса, 90 2-го класса, 1000 3-го класса

Дата происшествия: 30 июня 1900

Двухтрубный 4-мачтовый лайнер "Саале" был одним из трех однотипных судов, построенных для использования на срочной линии Бремен - Саутгемптон - Нью-Йорк. В течении зимы 96-97 гг. во время переоборудования судна число мачт сократили до двух.

Суда Северо-Германского Ллойда имели свои постоянные причалы в Хобокене (Нью-Джерси) - пирсы 1, 2 и 3. днем 30 июня на пирсе 3 возник пожар складированного там груза хлопка. Кроме хлопка, на пирсе находились также бочки со скипидаром и маслом; вскоре они были объяты пламенем. В этот день у причалов стояли лайнеры "Кайзер Вильгельм Великий", "Саале", "Майн" и "Бремен". Сильный ветер способствовал распространению пламени на ошвартованные у причала суда. "Кайзер" сумел быстро поднять пары и отошел от причала с незначительными повреждениями; другие суда, охваченные огнем, отводили от причала буксиры. люди, находившиеся на палубе лайнера "Саале", прыгали в воду; оказавшиеся в огненной ловушке внутри судна взывали о помощи сквозь иллюминаторы, размер которых был слишком мал для того, чтобы пролезть через них. В конце концов "Саале" погрузился на дно. Внутри него остались обугленные и обезображенные останки 99 жертв.

После восстановления "Саале" не вернулся на пассажирскую службу. Он был продан и переименован в "J. L. Lukenbach", американский однотрубный грузовой пароход. В 21-м году он был переименован в "Принцессу", в 23-м в "Мадисон", оба раза под американским флагом. Судно закончило свой путь в 1924 году на судоразделке в италии.

Как результат катастрофы в Хобокене, иллюминаторы на судах стали делать большего размера с тем, чтобы можно было пролезть через них в случае необходимости.

Год 1901

CITY OF RIO DE JANEIRO

Pacific Mail Steamship Co, Нью-Йорк

Судостроитель: J. Roach & Son, Честер, 1878

Размеры: 3548 брт, 345 х 39

СЭУ: машины тройного расширения, одновальная, скорость 14 узлов

Пассажировместимость: 100 - 1-го класса, 500 - палубных

Дата происшествия: 22 февраля 1901

"Город Рио-де-Жанейро" был построен для United States and Brazil Mail Steamship Co. Однотрубный, 3 мачты, на фок-мачте имелись паруса. Приобретенный компанией Пасифик Мейл в 1881 г., лайнер использовался на линии Калифорния - Дальний Восток.

Лайнер вышел из Иокогамы 2 февраля 1901 г. с 201 пассажиром на борту, капитан Уард. Ранним утром 22 февраля подходил к Сан-Франциско в условиях крайне ограниченной видимости (густой туман), принял лоцмана Фредерика Джордана, который предупредил о потенциальной опасности прохода проливом Золотые Ворота в этих условиях. Капитан настоял на продолжении движения. "Город Рио-де-Жанейро" наскочил на скалу и получил значительные повреждения подводной части корпуса. В течение часа судно погружалось носовой частью и пошло ко дну, унося с собой жизни 72 пассажиров и 32 членов экипажа, включая самого капитана.

TANTALLON CASTLE

Union-Castle Line, Лондон

Судостроитель: Fairfield Shipbuilding Co, Глазго, 1894

Размеры: 5636 брт, 440 х 51

СЭУ: машины четырехтактные, одновальная, скорость 16 узлов

Пассажировместимость: 200 - 1-го класса, 170 - 2-го класса

Дата происшествия: 7 мая 1901

"Танталлон Касл" был 3-мачтовым лайнером, построенным для почтово-пассажирской службы между Англией и Южной Африкой. В мае 1895 года он перевез 384 пассажира в Англию, что на то время было рекордом южно-африканской линии.

В конце своего длинного рейса, находясь в 40 милях от Кейптауна, судно (капитан де ла Кур Траверс) вошло в полосу густого тумана, и в 15:20 7 мая 1901 года наскочило на мель в нескольких сотнях ярдов северо-западнее острова Роббен. Подавались сигналы судовым тифоном и ракетами, и в 17:00 прибыл местный пароход "Магнет" и снял всех пассажиров (120 человек) и часть экипажа. Оставшаяся на борту команда с помощью портовых буксиров пыталась сняться с мели, но безуспешно, и через несколько дней при ухудшении погоды судно было разбито, а его останки усеяли берег.

LUSITANIA

Elder Dempster, Ливерпуль

Судостроитель: Laird Bros, Биркенхед, 1877

Размеры: 3912 брт, 380 х 41

СЭУ: машины тройного расширения, одновальная, скорость 12 узлов

Пассажировместимость: 70 - 1-го класса, 85 - 2-го класса, 700 - палубных

Дата происшествия: 26 июня 1901

Судно использовалось компанией Ориент-Лайн на австралийской линии, совершая переходы Лондон - Мельбурн за 40 дней с компаундным двигателем; в 1886 г. машина была заменена более современной. В 1900 году судно было приобретено компанией Элдер Демпстер и поставлено на канадскую линию.

Завершая свой рейс из Ливерпуля, в густом тумане судно отклонилось от курса и ранним утром наскочило на риф неподалеку от Реньюс, Канада. Охваченные паникой пассажиры набивались в шлюпки, но благодаря усилиям офицеров и команды порядок был восстановлен, и эвакуация прошла успешно. Позднее судно было разбито на скалах.

ARMENIA

Anchor Line, Глазго

Судостроитель: D. & W. Henderson Ltd, Глазго, 1881

Размеры: 3396 брт, 364 х 38

СЭУ: машины компаундные, одновальная, скорость 11 узлов

Пассажировместимость: 40 - 1-го класса

Дата происшествия: 29 июня 1901

Судно работало на индийской линии с 1881 по 1890 год, после апреля 1890 сделало несколько рейсов в Нью-Йорк.

29 июня 1901 г. судно потерпело крушения на подходах к Сент-Джонсу, Канада. Человеческих жертв не было.

MEXICO

Compania Transatlantica Espanola SA, Барселона

Предыдущее название: TRENTHAM HALL (1875-1885)

Судостроитель: London & Glasgow Co, Глазго, 1875

Размеры: 2101 брт, 332 х 34

СЭУ: машины компаундные, одновальная, скорость 10 узлов

Пассажировместимость: Неизвестна

Дата происшествия: 7 июля 1901

Свой первый рейс у испанского арматора судно начало 23 марта 1900 года из Ливерпуля в Монтевидео и Вальпараис.

Судно потерпело крушение в одном из обратных рейсов из Южной Америки, наскочив на скалы в шести милях к югу от Вианну ду Каштеллу, Португалия. Все 580 человек, находившихся на борту, были спасены.

Год 1902

GRECIAN

Allan Line, Глазго

Судостроитель: Wm Doxford & Sons, Сандерленд, 1880

Размеры: 3613 брт, 361фт х 40фт

СЭУ: машины компаундные, одновальная, скорость 11 узлов

Пассажировместимость: 50 - 1-го класса, 270 - 2-го класса, 500 палубных

Дата происшествия: 9 февраля 1902

Первый рейс судно совершило из Глазго в Монреаль. С 1882 по 1886 было зафрахтовано правительством для египетской экспедиции. С 16 сентября 1886 года эксплуатировалось на канадской линии.

9 февраля 1902 года, завершая свой рейс с Ливерпуля, судно потерпело крушение у мыса Сандвич, в семи милях юго-восточнее Галифакса.

WAESLAND

American Line, Нью-Йорк

Предыдущее название: RUSSIA (1867-80)

Судостроитель: J & G Thomson, Глазго, 1867

Размеры: 4752 брт, 435фт х 42фт

СЭУ: машины тройного расширения, одновальная, скорость 14 узлов

Пассажировместимость: 120 - 1-го класса, 1500 палубных

Дата происшествия: 5 марта 1902

Построенная в 1867 году "Россия" работала на регулярной кунардовской линии между Ливерпулем и Нью-Йорком. В 1880 году она была продана компании Рэд Стар, переоборудована (удлинена до 435 футов, добавлена 4-я мачта, пассажировместимость увеличена до 1600, тоннаж соответственно увеличен с 2960 до 4752). Первый рейс с новым именем "Waesland" судно совершило в 1880 году. В 1895 году было приобретено компанией Американ Лайн.

Затонуло в результате столкновения с п/х "Harmonides", 2 жертвы.

LAKE SUPERIOR

Elder Dempster, Ливерпуль

Предыдущее название: EVANS (1884-99)

Судостроитель: J & G Thomson, Глазго, 1884

Размеры: 4562 брт, 400фт х 44фт

СЭУ: машины тройного расширения, одновальная, скорость 11 узлов

Пассажировместимость: 190 - 1-го класса, 80 - 2-го класса, 3-го класса - нет данных

Дата происшествия: 31 марта 1902

"Эванс" был приобретен в 1899 году у компании Beaver Line и переименован в "Лейк-Супериор". Судно использовалось на линии Ливерпуль - Канада.

31 марта потерпело крушение, наскочив на скалу неподалеку от Сент-Джона (Нью-Брунсвик). Человеческих жертв не было. По окончанию спасательной операции судно было продано на слом.

CAMORTA

British India Steam Navigation Co, Лондон

Судостроитель: A. & J. Inglis, Глазго, 1880

Размеры: 2119 брт, 285фт х 35фт

СЭУ: машины компаундные, одновальная, скорость 11 узлов

Пассажировместимость: Нет данных

Дата происшествия: Апрель 1902

Компания British India была создана в 1862 году для обеспечения почтово-пассажирских перевозок между Англией и Индией, позднее обслуживание было распространено на Австралию, Восточную Африку и Персидский залив. "Каморта" начала свою службу в 1880 году на линии Лондон - Индия, в 1883 году сделала один рейс в Австралию, затем на Индонезию, и в 1886 году вернулась на индийскую линию.

В апреле 1902 года судно вышло из Мадраса на Рангун (Бирма), имея на борту 650 пассажиров и 89 членов экипажа. Под воздействием крайне неблагоприятных погодных условий (циклон) судно затонуло со всеми находившимися на борту.

Год 1903

BRETAGNE

Societe Generale des Transports Maritimes (SGTM), Марсель

Судостроитель: Forges et Chantiers de la Mediterranee, Ла-Сен, 1887

Размеры: 2209 брт, 289фт х 39фт

СЭУ: машина компаундная, одновальная, скорость 11 узлов

Пассажировместимость: Нет данных

Дата происшествия: 12 сентября 1903

"Бретань" была шестым судном в компании, использовалась на линии Марсель - Южная Америка, однако порой привлекалась по мере необходимости и к рейсам на средиземноморских линиях.

Судно потерпело крушение у порта Байя 12 сентября, жертв удалось избежать.

Год 1904

KURFURST

Deutsche Ost Afrika Linie, Гамбург

Судостроитель: Reicherstieg Werft, Гамбург, 1901

Размеры: 5655 брт, 411фт х 48фт

СЭУ: машины тройного расширения, двухвальная, скорость 13 узлов

Пассажировместимость: 100 - 1-го класса, по 2-му и 3-му классам данных нет.

Дата происшествия: 6 мая 1904

2-мачтовый однотрубный лайнер "Курфюрст" был построен специально для восточноафриканской линии.

В условиях ограниченной видимости (туман) судно наскочило на камни в районе португальского порта Сагреш, жертв не было.

NORGE

Scandinavian American Line, Копенгаген

Предыдущее название: PIETER DE CONINCK (1881-89)

Судостроитель: A. Stephen & Sons, Глазго, 1881

Размеры: 3310 брт, 340фт х 41фт

СЭУ: машины компаундные, одновальная, скорость 11 узлов

Пассажировместимость: 50 - 1-го класса, 150 - 2-го класса, 900 палубных.

Дата происшествия: 28 июня 1904

"Норъе" было приобретено Скандинавско-американскими Линиями в 1898 году как третье судно в компании. До этого оно 9 лет работало на североатлантических линиях в компании Thingvalla. Регулярно по расписанию выходило из Штеттина, Копенгагена, Христиании, Кристиансанда на Нью-Йорк. Свой первый рейс на этой линии судно начало 29 ноября 1898 года.

22 июня 1904 года судно вышло из Копенгагена, имея на борту 700 эмигрантов и 80 членов экипажа. Шестью днями позже судно наскочило на скалы Роколл. Пытаясь сняться с мели самостоятельно, капитан форсировал машины на задний ход, при этом корпус получил многочисленные повреждения, в результате чего быстро затонул. Всего погибло около 550 человек.

AUSTRALIA

Peninsular and Oriental Steam Navigation Co, Лондон

Судостроитель: Caird & C0, Гринок, 1892

Размеры: 6901 брт, 466фт х 52фт

СЭУ: машина тройного расширения, одновальная, скорость 17 узлов

Пассажировместимость: 265 - 1-го класса, 140 - 2-го класса.

Дата происшествия: 29 июня 1904

Двухтрубная "Австралия" была крупнейшим судном, построенным в Гриноке, и одним из двух однотипных судов, спроектированных специально для австралийских линий. Свой первый рейс она начала 25 ноября 1892 по маршруту Лондон - Сидней. В апреле 1893 года она показала рекорд австралийских линий, совершив переход Лондон - Аделаида за 26 дней 16 часов.

13 мая 1904 года "Австралия" вышла в свой очередной рутинный рейс на Австралию. В конце рейса, 20 июня около двух часов утра, на подходах к Порт-Филиппу, неподалеку от Мельбурна, в результате ошибки лоцмана она наскочила на скалу Корсар-Рок около мыса Непан. Все находившиеся на борту - 294 человека - были благополучно сняты с судна. Груз и ценное оборудование были также переправлены на берег и проданы за 30 тысяч фунтов стерлингов. Была объявлена полная конструктивная гибель (total loss) "Австралии", а несколькими днями позже она погибла от возникшего пожара.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"