Фирсанова Мария Димитриевна : другие произведения.

Как написать короткий рассказ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


   1. Коронное средство, "как научиться" написать отличный короткий рассказ - перечитать кучу отличных коротких рассказов. Читайте авторов, которые вам нравятся, и не забывайте о классиках. Обращайте внимание, как авторы раскрывают психологию персонажей, как строятся диалоги и развивается сюжетная линия.
   2. Коллекционируйте идеи для ваших будущих рассказов. В любой момент может нахлынуть вдохновение, поэтому всегда имейте при себе что-то типа блокнота и записывайте приходящие мысли. Окружающий мир кишит событиями, которые могут стать основой сюжета рассказа, подсказать имя персонажа или описание его внешности. А если вам уж очень повезёт - перед вами развернётся вся история от начала до конца. Если же у вас проблемы с вдохновением или требуется написать рассказ в короткий срок, можете почерпнуть идеи у родственников или друзей.
   3. Начните с каркаса короткого рассказа. После того, как вы осознали основную мысль, вспомните структуру любого короткого рассказа и следуйте ей:
   - введение (вводятся персонажи, место действия, время, погода и т.д.)
   - провокация (та изюминка в рассказе, которая потянет за собой развитие сюжета)
   - развитие сюжета (события, ведущие к кульминации)
   - кульминация (самый напряженный/поворотный момент рассказа)
   - завершение
   - вывод (основной конфликт разрешается или не разрешается)
   Не обязательно записывать рассказ в этом порядке, если у вас возникла сразу замечательная концовка - запишите её. Можете с любого пункта начинать своё творение, а потом размышлять, что происходило до этого или после.
   - Вдохновение следует черпать в реальных людях и ситуациях. Если у вас не получается с описанием характера персонажа, вспомните свой жизненный опыт. Позаимствуйте черты характера у ваших знакомых, а можете и у незнакомых, встреченных случайно. Например, у незнакомца, который вечно пьёт кофе за соседним столиком. Внимательно примечайте подробности поведения людей - это поможет в дальнейшем создать яркие образы, которые будут выглядеть как реальные люди.
   - Следует понимать собственных персонажей. Чтобы вашей истории поверили, персонажи должны стать "живыми", убедительными и интересными. Трудно добиться? Дадим пару полезных советов:
   * Заведите карточку с именем персонажа и напишите его "досье", начиная от статуса и кончая любимым цветом. Вы всё должны знать о своих голубчиках от основной мотивации поступков до любимых блюд на ужин. Нет надобности включать в рассказ всю эту информацию, но чем больше вы знаете, тем реалистичнее получатся ваши персонажи.
   * Убедитесь, что ваши персонажи не идеальны. В реальной жизни никто не есть идеал. У любого найдутся недостатки. И это придаст реализма вашему рассказу. У каждого персонажа обязательно должны быть какие-то проблемы, грехи, страхи и т.п. Вам кажется, что людям не понравится читать про человека, который есть "исчадие ада" и весь погряз в грехах? На самом деле, им только этого и надо! Люди воспринимают персонажей с проблемами как реальных лиц, они не могут себя идентифицировать с идеальными персонажами. Не приписывайте своим персонажам таких пороков, о которых вы и понятия не имеете. Лучше пишите о том, что знаете. Например, персонаж может злиться, бояться воды, чувствовать одиночество, ему может быть дискомфортно в толпе, грустно и т.п. Можно пройтись по этим ощущением подробно.
   4. Определите временную протяженность рассказа. Для короткого рассказа подходят несколько дней или даже минут. Вряд ли при этом у вас получится раскрутить несколько сюжетов сразу, ввести более 2-3 персонажей или несколько мест действия. Иначе у вас получается не короткий рассказ, а новелла или роман.
   5. Определитесь, кто станет повествующим лицом. Можно вести повествование с трех позиций: от первого лица (Я), от второго лица (ты, вы) или от третьего лица (он, она). В рассказе от первого лица историю передаёт один из персонажей, в рассказе от второго лица читатель становится персонажем рассказа, в рассказе от третьего лица отвлечённый рассказчик излагает историю. Повествование от второго лица используется довольно редко. Следует помнить, что при повествовании от первого лица рассказчик может сообщать только то, что известно ему лично (т.е. что сам видел, слышал или ему сказали). В то время как при повествовании от третьего лица, можно изложить мысли каждого персонажа.
   6. Соберите мысли в кучку и расставьте по местам. Как только разобрались со структурой построения рассказа, хорошо бы прописать "временную развёрстку", чтобы в голове имелось представление, что и за чем следовало. Помните, что в рассказе должны присутствовать, по крайней мере, вступление, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и конец. Можете типа комикса нарисовать, что происходит на каждой из этих стадий. Это поможет вам всё целиком держать в голове, вы легко сможете вносить изменения в любую часть, при этом добьётесь "гладкости" в повествовании.
   7. Поехали! Пришло время наслаждаться процессом написания.
   8. Забрасываем наживку. Первая страница - точнее, первое предложение - должно подцепить читателя на крючок и спровоцировать на дальнейшее чтение. Быстрый рывок для короткого рассказа особенно важен, потому что там негде разбежаться. Не распинайтесь с длинным введением персонажей, выкиньте нудные описания места действия: ныряйте сразу в сюжет, а про характер персонажей и сцену действия упомяните далее по ходу сюжета мелкими порциями.
   9. Пишите, пишите! По мере продвижения к развязке, вы споткнётесь о "кочки и пенёчки" - и вам придётся их преодолеть. Спланируйте время в течение дня, в которое вы обязательно "окультивируете" это место и не позвоните подружке, пока не выкорчуете этот "пень". Пишите, скажем, одну страницу в день. Даже если назавтра вы сотрёте то, что было написано в предыдущий день, в вашей голове пойдёт процесс творения рассказа - и это поможет в дальнейшем превратить его в жемчужину.
   10. Пусть рассказ "потечёт сам собой". Вполне вероятно, что в процессе написания вам захочется развернуть сюжет в другом направлении, т.е. не в том, как вами планировалось. Может даже, захочется убрать персонаж или изменить его так, что мама не узнает. Пойдите навстречу персонажам, если они умоляют об этом. Не стоит переживать, что пошло не по плану, если получается ещё лучше, чем было запланировано.
   11. Перечитайте и отредактируйте. Когда рассказ закончен, перечитайте своё детище и исправьте грамматические и технические ошибки. Убедитесь, что рассказ ожил, что персонажи с их проблемами представлены точно. Если у вас осталось время, отложите рассказ на несколько дней или недель в сторонку, а потом уже редактируйте - так будет легче найти в нем огрехи.
   12. Мнение второго лица. Пусть ваш рассказ прочитает друг или родственник и укажет на недостатки или даст совет. При этом скажите, что вам хочется знать правду ("Лучше горькая правда, чем сладкая ложь!"). Прислушайтесь к чужому мнению и примите к сведению, даже если это не восторги. Поблагодарите критиков за прочтение вашего детища. И, пожалуйста, не спорьте!
   13. Суммируйте значимые моменты, указанные критиками. Ваше мастерство улучшится, если вы сумеете использовать критику на пользу, но не следует всем критикам верить и перечёркивать написанное. Некоторые читатели и критики неспособны дать полезные советы. В конце концов, рассказ именно ваш, и последнее слово за вами.
   14. Не сдавайтесь! Если в процессе написания возникают проблемы, вы можете впасть в депресняк: вроде как весь пар из вас выйдет, а можете разозлиться на собственных персонажей и вам захочется разбить об стену голову или ноутбук. А ещё вы можете засомневаться, получается ли у вас писать вообще, что не пора ли заканчивать с этим пустым делом и не поднять ли белый флаг над башней. Как только вы позволите этим мыслям заползти к вам в голову, они оккупируют все извилины и будут зудеть там день и ночь. Пошлите их в пень! Научиться от них избавляться - это и есть наиважнейшая задача писателя. Если примчится этот гнус, если вы почувствуете усталость - тут же отложите рассказ: прогуляйтесь на свежем воздухе, полюбуйтесь на звёзды, покушайте что-нибудь вкусненькое, посмотрите ржачный фильм или примите ароматическую ванну - короче, побалуйте себя на полную катушку. Когда вы придёте в себя и почувствуете свежесть и лёгкость во всём теле - вот и пришло время продолжить ваш короткий рассказ. Может, вам не захочется за него сразу браться, но скажите себе пару добрых слов в его адрес, что-нибудь, что вам в нём нравится: может быть, это одно удачное предложение, а может, отличный диалог, может, интересный персонаж - вот, уже и есть, чем гордиться! Если кто-то знает про ваш рассказ и читал его - они тоже хотят узнать, что там дальше будет! Громко скажите себе, глядя в зеркало, что вы закончите этот рассказ, потому что вы этого хотите. Пусть он и не будет шедевром мировой классики - но у вас есть цель - закончить рассказ - и вы это сделаете!!!
   How to Write a Short Story
   http://www.wikihow.com/Write-a-Short-Story
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"