|
|
||
Т.Юрина, Б.Миловзоров, З.Политов, Л.Шалабаева, А.Бородкин, Странник С, Д.Вержуцкий, В.Дьяков, Г.Зайпольд, И.Пантелеева, В.Рыжков, В.Бердник, В.Исаченко, Д.Чваков |
Дорогие друзья, спасибо всем за удовольствие от чтения! Обзор выстроен по алфавитному порядку рассказов. Завершив основную жюрейскую работу, готова по мере сил и времени прочитать и разобрать рассказы других участников конкурса, если найдутся желающие. А пока - впечатления от рассказов финала. 1 Юрина Т. Белый Старик Текст... ткань... переплетения протяжной и прочной долевой и юркого, гибкого утка. Без противопоставления противоположностей ни вселенной не выстроить, ни произведения искусства не создать. И тот творец, кто умеет воспринимать полярные голоса мироздания и ткать из них реальность своих сочинений. Татьяна Юрина - из числа таких авторов, умеющих создавать тексты объёмные, многоуровневые, в которых ткани разных слоёв, в свою очередь, служат основой и утком для той же истории, но рассказанной в ещё более другой плоскости бытия. В силу данных причин этот рассказ для меня совершенно образцовый, оттого далее так подробно о том хорошем, что здесь увидела. Человек и природа - вот первейший из слоёв этого текста. Человеку свойственно заблуждаться - на счёт природы, на свой собственный счёт. И цена этих заблуждений - жизнь. Ладно бы, если б только одна, собственная того, кто впадает в иллюзии... Это прекрасно прописано в рассказе. Столь же хорошо видна и другая, и вовсе не изнаночная сторона этого слоя - тема мистического взаимодействия духа природы и человеческого духа: есть среди людей такие неугомонные, кто явственно слышит зов и принимает вызов сверхсил, бытующих во вселенной. Если суметь вовремя усмирить свои желания на этом пути - останешься жив и на всю жизнь богат осознанным счастьем. Если нет... в рассказе есть и про это. Человек и мечта - второй слой, вычитываемый из рассказа, и полностью созвучный теме конкурса - теме людей, чьи души на самом деле - перелётные птицы. Когда ты один на один с мечтой - ты царь и бог своего существования. Но что, если от тебя зависят другие люди? Есть ли у тебя право рисковать их судьбами так же легко, как своей собственной, даже если они тебе это право делегировали - своими любовью, дружбой, родством? Ответов в рассказе несколько - и все разные, что и в жизни повсеместно. Данная мысль выводит нас на третий слой рассказа: мужчина и женщина. И рискну предположить, что восприятие этого уровня более прочих зависит от того, кто читает. Несомненно, личность читающего важна, важен даже возраст, но столь же важно здесь, читательница или читатель внимает рассказу. Случись мне читать эту историю в старших классах школы, я бы этого слоя не восприняла бы. Говорю так уверено, поскольку слишком хорошо помню ту идеалистку-комсомолку. Истово верившую, что человек сам хозяин своей судьбы... Теперь знаю, насколько всё не так... и мысли мои нынешние, и впечатления от этого слоя рассказа свелись к печальному: "Ох, мужчины..." Быстрые умом, но порою - так и слишком. Нет - это не в обиду, но это одна из причин, почему они решаются на все те безумства, которые совершают, почему попадают во все те беды, в которых оказываются. И втягивают в эти беды людей, доверившихся им и почему-либо не сумевших противостоять. Если бы мужчины далеко просчитывали или хотя бы всем существом прочуивали последствия своих действий, они были бы женщинами. Если бы мужчины остерегались последствий, они были бы женщинами. Если бы мужчины не умели перешагивать через страх последствий либо не учились бы просчитывать риски от этих последствий, они бы не были мужчинами. Всё это с большой художественной силой показано Татьяной. Тема женщины идёт в рассказе той самой, терпеливой и едва заметной, долевой нитью. Но от этого она не менее ощутима, горька, чем яркая и стремительная мужская тема, а сострадания порождает даже и больше... у тех, кто знает... И ещё эта история - покаяние и отпущение грехов, и я верю, что исповедавшийся автору - свой грядущий покой сполна заслужил. Спасибо за Белого Старика, Татьяна! 2 Миловзоров Б.В. Вечная житейская история Щемящая душу история. К сожалению, в основе своей очень распространённая - ещё Виссарион Григорьевич Белинский яростно обличал отношение к женщине как к рабыне "родом домашнего животного, немного выше коровы или лошади", а в советское время Иван Антонович Ефремов негодовал на тех соотечественников, кто так и не преодолел старые предрассудки, среди которых и пренебрежительное восприятие подруг жизни. Одно у этой истории очень важное отличие от "вечной житейской" - герой всё же осознаёт свою неправоту, проходит через муки совести и не желает терять ни состояние раскаяния перед женой, ни чувство истинного единения с нею. Конкретно этим - история нетипична для нашей бытовухи, и конкретно этим замечательно ложится в тему конкурса, напоминая о тех, кто лучшие свои песни поёт, лишь весь исколотый терновником. Но увы, типична она тем, что осознание приходит к герою уже после потери жены. Так что, фабулу можно определить поговоркой "Что имеем - не храним, потерявши - плачем". И быть бы истории, в точности по названию, типичной житейской - но рассказано всё простым живым языком - чистота интонаций полнейшая, будто не автор берётся доказывать упомянутую выше мораль, а она сама вытекает из рассказа. И, кроме того, яркий художественный ход со словно бы воцарением в герое двух душ - его собственной и души супруги: всё вместе и делает рассказ не просто житейской историей, а литературой, этим вечным звонарём совести. Горячее читательское спасибо! 3 Политов З. Воздушный извозчик Волшебный Зяма, как всегда, - в мыслях балагурен, в речах кучеряв. И наоборот тоже, конечно. За что и почитаю. Рассказ - из самой гущи жизни, из нашей с вами недавней истории. Эх, какую бы чудесную лирическую комедию снял бы по этому сюжету Эльдар Рязанов! А может, и теперь нашёлся бы кинематографист с должными вкусом, настроением, мастерством... Тема конкурса в рассказе обыграна остроумно - здесь нет романтики, зато сполна русской задушевной сермяги. Наверное, потому и ухитрились мы в бииип и бииип девяностые выжить, что бродит в нас вот эта вот неубиваемая закваска, которую с доброй иронией и показал нам автор, самая сердечная ему благодарность. 4 Шалабаева Л.А. Гармония О зигзагах и виражах одной женской судьбы, всё-таки обретающей ровное и спокойное течение. Написано аккуратно и чисто, история выстроена как несколько последовательно сменяющих друг друга эпизодов. Единственное, что могу поставить в упрёк автору - недостаток психологической прорисовки главной героини. Показана только внешняя канва, событийная - но как именно движут Евгенией её поиски своей гармонии, остаётся за кулисами. А жаль, материала тут для объёмной истории очень немало. Буду рада, если мой обзор поможет автору в дальнейшей литературной работе. 5 Бородкин А.П. Даты Несмотря на то, что автора давно знаю, почитаю и тем самым выражаю ему свои любовь и уважение, мне хочется верить, что в оценке его работ я не предвзята. Ведь из чего складывается сочинение мастера? Пластика речи, богатство лексикона, чёткость композиции, тонкая прорисовка психологии героев, широкий диапазон художественных приёмов, непременно интересный выбор темы и ракурса взгляда на неё, острая интрига сюжета... Взгляните сами - и всё перечисленное у Алекса вы найдёте. И как, скажите, мне этого автора не любить и не уважать, если нахожу в нём всё, моим вкусу и читательским запросам созвучное? Интересно преломилась в рассказе тема конкурса, её раскрытие - "Человек, который не сидит на месте". В данном случае герой поначалу выступает как антитотем перелётной птицы - но умничка-автор придумывает такой сюжетный ход, чтобы герой этой самой птицей стал. Как говорится, "Не умеешь - научим, не хочешь - заставим"... с другой стороны, странствие героя привело его к базовому открытию в жизни. И, подобно тому, как перелётные птицы возвращаются к гнёздам, из которых вылетели сами, чтобы вывести потомство - так и герой этой истории, совершая своё паломничество по родной стране, обретает недостававшую ему для дальнейшей жизни часть гнезда... Спасибо! 6 Странник С. Дьявольская ярость Сихотэ-Алиня Честно? Проплакала почти весь рассказ. Простой - но проникновенный. О простой человеческой судьбе. О том, как берегла-спасала героя жизнь от штурмов недоброго рока - но рок в итоге одолел. Рассказ из тех, которые высоко ценю - чтобы как минимум два уровня повествования. Здесь их больше. Что интересно - и тут почти всюду одна лишь событийная канва, но как изукрашена она подробностями, нюансами! Истинный художник знает - именно в этих деталях самый смак даже на большом полотне. Именно они придают любому произведению достоверности. А уж украшенное стихами Лермонтова, мифом о Гефесте и мистическим, одухотворённым восприятием древних гор Сихотэ-Алиня - оно и подавно достойно самой высшей оценки. Очень признательна автору за эти мои слёзы. 7 Вержуцкий Д.Б. Женька Ещё одна птица - на сей раз с обломанными крыльями. Человек не струсил в неравной схватке, не предал своих идеалов - и цена за это непомерно высока: свобода, жизнь... Рассказ сделан по принципу рассказа в рассказе - ведётся от первого лица о самом себе и о том парне. О Женьке. Оба - и рассказчик, и тот, о ком говорит он - чистые сердцем одиночки, которым невесть как получается рождаться, вырастать и выживать в мутном, вязком, вонючем океане человеческой подлости. Кому-то удаётся пройти долгий путь, а кому-то он оказывается перекрыт - клеткой или крестом... Тоже интересное решение. Вроде, и привычный литературный приём - но в умелых руках превращается в тихий шедевр. И в горячую читательскую признательность. 8 Дьяков В.Е. Житейское дело Если почти все предыдущие работы можно сравнить с музыкальными пьесами для одного инструмента, то эта - отчётливо оркестровая, столько в ней разных правд, голосов и временных пластов. При том, что объём рассказа всего лишь в авторский лист - хотя, конечно, материала на целую повесть. Написано просто, но это хорошая простота - когда ничего лишнего ни в речи повествования, ни в композиции, ни по сюжетным линиям. К автору у меня только два вопроса: насчёт темы и насчёт названия. В случае с темой никак не могу её здесь для себя определить. А в случае с названием - ощущение такое, что немного устав от текста, автор дал первое и самое простое название, которое пришло в голову. За жизненную полифонию текста - респект и благодарность! 9 Зайпольд Г. И в том строю есть промежуток... Горький и страшный рассказ, ведущий читателя, ведущий - по восходящей и на общей мажорной ноте (хотя, конечно, и с весьма драматическими вкраплениями), но затем резко обрывающийся - во мрак, в бесконечный минор, в кровавую трагедию. Которая тем трагичнее, чем больше доводов находится у читателей против решения героя. И автору веришь, что таковое хоть раз, хоть где-то случилось - пусть и не привелось слышать читателю о таком ранее. Но на то и литература, чтобы открывать нам ещё неизведанные грани жизни. Конечно, интересно и приятно читать о чём-то, что хорошо знаешь - но в основном в чтение уходишь за тем, чего самому не пережить, не испытать... за опытом автора и опытом тех, кто доверяет ему свои истории, чтобы хоть так сохранились, хоть так дошли до большого мира маленькие трагедии простых людей, каким был и герой этого пронзительного рассказа: птица, подбитая влёт... Спасибо автору за все подаренные переживания, за мужество рассказать такую печаль. 10 Пантелеева И.Ю. Кто такой Коля? Текст построен так называемым клиповым методом. Ещё этот способ письма называют лоскутной техникой. Ну или, как вариант, пуантилизмом в литературе. Которого я не поклонница от слова совсем - за всё время, что я знакома с данным приёмом, от силы встретились одна-две работы высокого класса - но в данном случае не могу не отметить исключительную выразительность авторской речи, богатую, сочную, поэтичную - в самом первом фрагменте представленной на суд читателя мозаики. Это был самый натуральный праздник словесности, честное слово! А вот все последующие фрагменты, на мой взгляд, уже не выдержаны на том же уровне - автор уходит от шикарной описательности в диалоги. И хотя через них, конечно, постепенно раскрывается история, но нет того ощущения глубокой литературной проработки материала, которое оставалось от ранее отмеченных моим восхищением рассказов. Но за сцены первого фрагмента я автору очень и очень благодарна! 11 Рыжков В. Кэн'акэтой Люблю прозу, написанную поэтами. И пусть редко отличают её большие объёмы и чёткий сюжет - зато всегда богатство речи и образов, неожиданность ракурсов и впечатлений. Так и с этой работой Владимира - на ум приходит та самая бисерная вышивка в костюме девушки-эвенки из рассказа: столько изящества, природного чувства красоты и нутряной мощи в небольшом по объёму тексте. Который, как и все лучшие произведения, построен на контрапунктах. Вот голос технической цивилизации - он механически груб. Это голос вертолёта и его крушения в сцене, которой открывается рассказ. Вот голос пришельца из всё той же цивилизации, но пришелец вдумчив и открыт миру, лежащему далеко за пределами больших городов. Это Макс, главный герой истории. Вот голос всё той же человеческой цивилизации, только пошедшей дорогами единства со своей природой, с природой вокруг. Это голоса коряков Василия и Меланьи, столетней эвенкийской шаманки и её внучки Даи... И всё это не в противоречии друг к другу - а в единстве восприятия одним человеком, альтер-эго автора, Максом, которому автор отдал свой широкий и поэтический взгляд на мир, свои чуткость, горячее воображение и умение выразить даже самые тонкие из переживаний. Благодаря чему у рассказа удивительный аромат. Аромат неоглядных заснеженных просторов, холодного солнца, оленьего мускуса, дыма очага в яранге, горячей крови и жаркого соития, в котором возникла искорка будущей жизни. Отдельные фрагменты - особенно те, где автор переходит от показа общего плана к более крупному - читаются как стихотворение в прозе. Не удержусь от пары цитат: "уже при лопоухой луне они вошли в маленькую избушку на окраине села" (волшебно, правда?!), "Шорох бубна и крадущиеся нерпичьи движения шаманского камлания вызвали из области инфразвука сначала отдельные хриплые выкрики 'Иа-иа-иа, кав, иккав, иккав, иккаккав!', которые, становясь непрерывными, на грани звукового порога породили качание неземной и дикой мелодии". Это далеко не всё, что зацепило - один только невероятный по накалу глубинных страстей эпизод с художницей и неркой чего стоит - но лучше читать сам рассказ, а не моё впечатление о нём. Я же на сём прекращаю дозволенные речи и говорю автору сердечное спасибо от очарованной читательницы, что довелось побывать на краю земли, вдохнуть его полной грудью! 12 Бердник В. Легионер Да... как только ни приходилось выживать нашим соотечественникам в поистине лихие девяностые. А потому, конечно, и свои байки об этом времени, и плачи, и триллеры, и легенды. И такие вот жизненные истории, как у Виктора и его героя Сашки. Всё очень хорошо и обстоятельно рассказано - тексты Виктора вообще этим и отличаются: тщательностью отделки, вниманием к деталям быта, к жестам и душевным движениям, что создаёт ощущение полной достоверности истории, но и того более - эффект присутствия в тексте. Тем огорчительнее было то, что Сашка, представленный в рассказе человеком с характером, человеком решительным и готовым бороться за своё до конца, свой шанс на победу почти что выхватил из воздуха. Поистине, солдат удачи! Мне кажется, если бы рассказ носил это название, то ключевой, поворотный момент финала данной истории воспринимался бы гармоничней. Потому что пока у меня, как у читателя, осталось то самое чувство, которое бывает у ребёнка, ждавшего Деда Мороза, а обнаружившего, что это переодетый отец. Я ждала рассказа про то, как сейчас Сашка будет искать разные ходы и способы проучить завистливых конкурентов и их представителя докмастера. На это ожидание меня настроил фрагмент, который привожу далее: "Сашка пообещал докмастеру противостояние не ради красного словца. Другой плюнул бы и, поддавшись на уговоры здравого смысла не вступать в схватку с более сильным, нашёл бы обходные пути. Проглотил бы горькую пилюлю, но сэкономил нервы. Другой, но не Сашка. Стать молчаливым и пассивным свидетелем в конфликте интересов он не считал возможным и перестал бы себя уважать, если не ткнул бы обидчика мордой в парашу. В Легион не идут слабаки. Отбор туда очень и очень серьёзный: один претендент из многих желающих. Пройти его нелегко, и не потому, что у кого-то слабее мускулы или не верблюжья выносливость. Такие качества, безусловно, никто не сбрасывает со счетов, но всё же главное - это суметь доказать твёрдую волю. Воля у человека навсегда, а значит, он несгибаем. Легионеры бывшими не бывают" .И вот после этого вступления следует: "На Сашкину удачу, одним из рыбаков последнего круиза оказался репортёром местных теленовостей. Узнав от Сашки о случившемся, он рассказал это как курьёзную шутку своему боссу". Не спорю, Сашка, как истинный солдат удачи, её не только не упустил, но даже и развил, всячески со своей стороны посодействовав победе. И я этот ход автора понимаю и принимаю... ну, точнее, почти принимаю. Всё-таки, по моему читательскому ощущению, следовало бы хотя бы в паре слов конкретизировать, как именно получилось, что Сашка "вышел" на репортёра. Счастливый случай, чистый фарт - или же это Сашка журналиста нашёл, ухватился за него как за шанс на победу. Или - как Сашка искал ходы-выходы и таки нашёл у кого-то подсказку насчёт обращения в средства массовой информации... Мне думается, при той психологической "подводке", то есть при той подготовке читательского восприятия к тому, что вот сейчас Сашка проявит характер и тут - всё решается как по щелчку пальцев. Не спорю, бывает, бывает - на ловца и зверь бежит. Но тогда, опять же, хотя бы парой слов оговорить это, либо подчеркнуть названием. В тексте словосочетание "солдат удачи" мелькает - но всего лишь раз и не совсем в том контексте, чтобы в нужный момент выстрелить красивым фейерверком... Всё-таки, литература - не точная копия жизни, не документ о ней, а в большей степени впечатление от неё того или иного автора. Но и о читателе не стоит забывать: если его восприятие подготовлено к одному движению - не стоит менять направление настолько резко. И ещё хотела бы обратить внимание автора на фразу: "парень из той породы ненормальных, кто не рискуя и не подпитывая кровь адреналином, не живёт в полную силу" - данная инверсия затемняет смысл высказывания, да и с точки зрения ритма не очень оно звучит. Хотя, без сомнений, своей структурой и грамматикой вполне отражает "ненормальный" характер героя - особенно своими сплошными "не". Но даже понимая это, всё же предлагаю автору ещё подумать над тем, как выразить заявленную идею. Но замечания мои ничуть не умаляют того хорошего общего впечатления, которое осталось от истории, представленной Виктором. Просто читала с лупой, а затем под микроскопом, а после ещё и в двадцатикратный бинокль рассматривала... Спасибо, Виктор, за возможность поразмышлять над вашим текстом, поговорить о нём. И за интересный рассказ, само собой, большое спасибо! 13 Исаченко В.И. Одержимый Очень хорошо. Прекрасный образец того, как почти документальный биографический материал превращается в литературное произведение. Рассказанное напевным таким говором, каким сказки сказывают. В том самом ритме. Потому что о таких людях - мыслью бегучих да с сердцем летучим - только так и рассказывать. Особенно понравилось, как показывает автор, что азартное такое состояние души, неуёмное желание что-нибудь этакое сотворить, почти детское, ласковое и весёлое любопытство к жизни, а ещё трудолюбие во всех его проявлениях - от отца к сыну передаётся. От души к душе... Название - точное, правильное. Действительно, герой буквально одержим своими идеями, охотой всё вокруг себя познать пытливым умом и жадными до полезного дела руками. "Авантюрист" - мелькает в одном из эпизодов характеристика... Всем бы такими авантюристами быть - каким бы они прекрасным сотворили наш мир... 14 Чваков Д. Плотогон Люблю прозу Димыча - это всегда гарантированно внимательное и остроумное бытописание, тёплое внимание к людям и ласковейшая ирония в случаях, когда персонаж либо ситуация автору по сердцу, и отнюдь не мягкая, если наоборот. Вот и теперь читала, получая удовольствие от того, как автор смакует всё, на что ложится его писательский глаз - не говоря уж о том, насколько подобные истории расширяют представление о людях, обычаях, географии и природе. Одно у меня "но" - "Плотогон" выглядит как фрагмент (возможно, глава) гораздо большего по объёму текста. Словно бы из некой общей истории взят этот рассказ о рассказе одного из героев, застигнутых автором за добротными мужскими посиделками у костра. Нет, это ничуть не портит всё, чем автор наполнил "Плотогона", однако акценты слегка "гуляют", из-за чего не осталось у меня ощущения сбалансированности произведения и его полного попадания в тему конкурса. Тут ведь ещё и это представляется важным - насколько "перелётная птица" показана... в то время как в "Плотогоне" о том лишь заявлено, названо, обозначено - но не развёрнуто настолько, чтобы оказаться убедительным доказательством. Однако полный эффект присутствия при событиях истории и общий читательский кайф, которые - непременная часть работ Димыча, никуда, конечно же, не делись, за что от меня автору персональная благодарность с занесением в личное дело, то есть в конкурсную голосовалку! Голосование завершила. Большое спасибо организаторам конкурса за идею - и ещё раз всем финалистам сердечная признательность за чудесно проведённую с их историями неделю!
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"