Грант Рина : другие произведения.

Как издать книгу в Америке: Завязка романа. Три слагаемых кризиса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение цикла "Как издать книгу в США на английском языке". Отрывок из книги Ивена Маршалла Marshall's Plan for Novel Writing ("План Маршалла. Как написать роман")

  Последнее время я много терзаю книжечку американского редактора и литагента Ивена Маршалла Marshall's Plan for Novel Writing ("План Маршалла--Как написать роман"). Книжечка эта спорная, поскольку о многом он рассуждает не с творческих позиций, а именно как литагент, чья задача -- продать книгу. Он ее, наверно, и написал, чтобы облегчить собственную работу с молодыми авторами. Поэтому он рассуждает в основном о нетворческих вещах -- структуре произведения (особенно на уровне сцены, которую он прагматично называет "секцией"), правильном выборе жанра и прочих заморочках, которые делают произведение "читабельным". Книжка именно рассчитана на авторов, у которых с творчеством проблем нету, а есть напряг со структурой произведения. Вот за это я его люблю.
  
  И особенно полезными мне кажутся его заметки о завязке произведения, в частности, о кризисе, с которого произведение начинается. Большинство этих советов рассчитано на совсем "зеленых" авторов, но мне кажется, что все равно полезно их иметь перед глазами. Есть авторы, у которых нижеперечисленные вещи получаются сами собой, а есть такие (вроде меня ), которым над этими вещами приходится сидеть и думать. Поэтому с легкой совестью привожу переводик -- разрешение автора на перевод и цитирование получены.
  
  
  Завязка: три слагаемых кризиса.
  
  1. Кризис должен отражать жанр произведения.
  
  Часто в наше агентство поступают рукописи, в которых кризис совершенно не соответствует жанру книги. Например, повесть для младших школьников открывается сценой, в которой на глазах у главного героя, 12-летнего мальчика, международные террористы зверски убивают отца - агента ЦРУ. В другом романе, юридическом триллере, в первой сцене от героя уходит жена - и больше никакого конфликта в книге нет. Если бы эти авторы много читали в избранном ими жанре и сравнивали с прочитанными книгами свой замысел, они бы сразу поняли, что никаким образом им не притянуть такую завязку к роману в планируемом жанре.
  
  2. Кризис должен перевернуть жизнь героя и изменить ее в худшую сторону.
  
  Кризис не является кризисом, если он не разрушит естественное течение жизни героя. Если кризис недостаточно серьезный, читатель не поверит, что герой захочет с ним носиться весь роман. Запомните -- вся книга должна уйти на то, чтобы преодолеть последствия кризиса! Иначе она закончится в середине, и дальше героям нечего будет делать.
  
  3. Кризис должен захватить ваше, автора, воображение.
  
  Вам предстоит возиться с этой книгой около года. Если вам наскучит ее писать, то вы ее бросите на середине. Если вам наскучит ее писать, но вы ее все-таки закончите, то тогда зевать будут агенты и редакторы -- прежде чем завернут вашу рукопись.
  
  Всё ли вам нравится в идее книги? Если не всё -- определите, что именно вам не нравится, и измените эти моменты.
  
  Цель героя.
  
  Как только вы определились с кризисом, нужно решить, что ваш герой должен сделать для его преодоления. Герой должен верить в то, что его действия -- единственно правильный и возможный способ выхода из кризиса. Это и есть "цель героя". И у нее есть четыре компонента:
  
  1. Обладание или избавление.
  
  Пытаясь разрешить кризис, герой должен добиваться:
  
  а) обладания чем-либо (человеком, предметом, информацией, идеей и проч.)
  или:
  б) избавлением от чего-либо (человека, предмета, чувства, идеи и проч.)
  
  Отец, пытающийся спасти похищенную дочку, ищет обладания своим ребенком. Девушка, пытающаяся выйти замуж против воли родных, ищет избавления от их гнета.
  
  2. Трагические последствия.
  
  Если герой не сумеет достичь своей цели, последствия этого будут ужасны--они разрушат всю его жизнь. У героя всё должно быть поставлено на карту. Если отец не сможет спасти дочку, он ее потеряет. Если девушка не сумеет преодолеть власть семьи, она будет несчастна всю жизнь.
  
  3. Высокие побуждения.
  
  Дайте вашему герою хотя бы одно высокое, достойное побуждение для борьбы за достижение цели. Читатели должны сопереживать герою, восхищаться его действиями. Для этого нужно, чтобы его побуждения находили отклик в их сердце. Вот примеры достойных, благородных побуждений:
  
  чувство долга
  любовь
  честь
  достоинство
  справедливость
  порядочность
  патриотизм
  раскаяние
  самоуважение
  
  Детектив, раскрывающий преступление, руководствуется чувством справедливости. Мать, спасающая сына-наркомана, руководствуется любовью.
  
  Обратите внимание, что более мягкие побуждения, такие, как доброта или великодушие, обычно не действуют на читателя с такой же силой.
  
  Особо следует отметить негативные побуждения: похоть, зависть, злоба, алчность, гордыня, ненависть и жадность. Герой, действующий из негативных побуждений, называется антигероем, и создать сильный образ антигероя гораздо сложнее и требует большего писательского опыта. Также заметьте, что романы с антигероем гораздо труднее продать издателям.
  
  Месть также сложно сделать движущей силой произведения, потому что многим читателям трудно сопереживать герою, который весь роман пытается свести с кем-то счеты. Единственное исключение -- это когда герой вынужден мстить, потому что общество не смогло призвать к ответу заслужившего наказание негодяя. Пример -- фильм Death Wish, где герой сам расправляется с оставшимися безнаказанными убийцами жены.
  
  4. Непреодолимые препятствия.
  
  Чтобы добиться своей цели, герой должен преодолеть невозможное. Читателю должно казаться, что достичь цели физически невозможно.
  
  И наконец, теперь, когда вы определились с кризисом произведения, посмотрите на него еще раз. Вдохновляет ли он вас на написание произведения? Если нет, то вот несколько способов углубить кризис:
  
  1. Ухудшите ситуацию. Ваша героиня, несовершеннолетняя девочка, забеременела? -- Пусть семья выгонит ее на улицу!
  
  2. Сделайте его масштабней. У вашего героя, сумасшедшего ученого, из дыры во времени вылез динозавр? -- Пусть все эпохи и времена вылезут все сразу и наводнят Землю!
  
  3. Поменяйте элементы местами с точностью до наоборот. У вас замужняя женщина обнаружила незнакомца-убийцу в своей комнате? -- Пусть она вступит с ним в борьбу и убьет его... а после обнаружит, что это и был ее муж.
  
  4. Поменяйте место действия. У вас король обнаружил заговор в собственном дворце? -- Пусть король обнаружит заговор, сидя в лагерной палатке во время войны.
  
  5. Соедините элементы двух разных завязок. Король, обнаруживший заговор в военном лагере, пусть объявится в лаборатории сумасшедшего путешественника во времени.
  
  Ни в коем случае не торопитесь, придумывая завязку вашего произведения: это фундамент, на котором вам предстоит строить роман. Плохо продуманный замысел рухнет под тяжестью наполовину дописанного произведения. А умная, мастерская завязка придаст книге силу и энергию, которых хватит до самого конца.
   (Отрывок из книги Ивена Маршалла, "План Маршалла. Как написать роман")
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"