Гил Наиль Фавилович : другие произведения.

Культура - этимология

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В XVIII веке в русском языке это слово отсутствовало, и только в XIX, с большим трудом, "Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов" объяснила - "хлебопашество, земледелие" и "образованность".


0x01 graphic

Культура - этимология

   Слово впервые было упомянуто у Марка Порция Катона Старшего, - написавшего труд о земледелии, примерно 160 году до новой эры, под заглавием - De Agri Cultura. Трактат затрагивает не только обработку земли, уход за полем: но и влюбленности к ней, возведя труд земледельца до неувядаемых вершин. Как же латинское слово "культуре", касающееся обработки земли, попало в лингвистику с понятием: воспитание, образование, развитие? Довольно просто... В филологии есть такое, понятие - переносный смысл. Римский оратор Цицерон, любил употреблять его в переносном значении. Философию называл "культурой души".
   Первым, пожалуй, кто во втором тысячелетии вспомнил о "культуре", был Самуил Пуфендорф, немецкий юрист. Затем наступил век просвещения - XVIII. Появился И.К.Аделунг, с книгой "Опыт истории культуры человеческого рода". А, И.Г.Гердер, - прочно закрепивши в конце восемнадцатого века это слово как научный термин, - не забыл упомянуть латинскую этимологию - "земледелие". Как нельзя лучше, уместно его высказывание: "...мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы..."
   ...Дальнейшие события развивались по накатанной дороге отцов европейского просвещения. Все смотрели им в рот... В XVIII веке в русском языке это слово отсутствовало, и только в XIX, с большим трудом, "Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов" объяснила - "хлебопашество, земледелие" и "образованность". Появились, Д.М.Велланский, Н.А.Бердяев, Н.К.Рерих... разрыхлившие это латинское слово на русской почве. Разжевав до мелких крупинок, пропустили его через сито русского просвещения.

***

   Теперь поговорим о культуре, земельной. Для чего удобряют вспаханную землю? Ответ лежит на поверхности - для хороших всходов. То есть, для получения большего урожая... Ни для кого это не секрет. Что для этого следует делать, конечно, это борьба с сорняками. Удобрение почвы. "Человек обрабатывает почву более 10 тысяч лет... Древесная зола была прекрасным удобрением" пишет Николай Андреевич Шпаковский.
   Чему сегодня учат на аграрных факультетах: вспашка, культивации, боронование, выравнивание... посев и дополнительное прокатывание почвы. То есть целая наука! Но это еще не все! Учитываются глубина вспашки, ширина захвата плуга и т. д. Но это только половина работы, - как не вспашешь ты поле, бактерии, все ровно находят способ выживания. Появляются злостные сорняки! Проблему эту решили, придумали - гербициды. Химические вещества, применяемые для уничтожения растительности. "Убиваю траву" - если с латыни. Но, не стоит забывать и о минеральных удобрениях, например, суперфосфаты... Конечно же, к очень ценным минеральным удобрениям относится и - зола. Содержащая фосфорную кислоту и известь. В почву, ее вносят, как принято сегодня, осенью, или весной. Зола - это то, что остается после сгорания. Бывает не только древесная зола, но и торфяная... Она и борется с бактериями, влияющими на рост сорняков в земле. Сорняки теряют силу: а наши всходам, взрастают, и тянутся к солнцу.

***

   Для "взращивания" семян, брошенных в землю, для сбора хорошего урожая, нужна культивация почвы. Нужен труд. И только при очень хорошей и доброкачественной обработки почвы, можно ждать вкусных плодов на столе. Доброго урожая. Иначе ни как!.. О чем здесь подтекст... То же самое, в переносном смысле, относится и к "взращиванию" подрастающего поколения. Детей. Общества. Субстанция - обрабатывается положительными мировоззрениями, взрыхляется лучшими традициями нации; итогом всех этих манипуляции, и служит человек, достигши определенного уровня совершенства. Так он превращается в культурного, воспитанного в лучших традициях человека. Становится носителем культуры. Отсюда: "деятели культуры", "работники культуры", "хранитель культуры", и даже "служители культуры" и т. д. Предназначение чьих - нести положительные импульс в лоно общества... Не зря же говорят - внес свой вклад в культуру.
   Теперь о том, какие есть слова в Великом тюркском языке. Есть: KUL - зола; TOD (TOT) - насыщаться; полный, избыточный. Можно совместив получить следующее: KUL-TUTRА, KUL-TUTRА - что в переводе может означает - насыщенный золой. Буквально - наполнять золой. Ведь слово "насыщать", подразумевает под собой - внесение достаточного, нормального количества. Чуть-чуть с перебором. Есть еще и слово TUR - вставать, подниматься. Может быть - KUL-TUR? Слово, которое имеет свое переносное значение - находится (то есть, имеет место быть). Дословный перевод звучит очень убедительно, - KUL-TURA - зола, в постоянном пребывании. И не отсюда ли выражение: "Посыпать голову пеплом"?!
   Есть еще KUL - рука...

31.07.12


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"