Голоднер Зиновий Наумович : другие произведения.

Опять о евреях?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сокращенный перевод статьи Чарльза Мёрри (Charles Murray) в апрельском 2007 года номере журнала "Комментарий" (Commentary). Никому не нужна еще одна статья о евреях, да к тому же, об умных евреях. У антисемитов она вызовет только раздражение, а у некоторых евреев и непредубежденных неевреев она вызовет досаду, вроде "И зачем опять гусей дразнить?" Все же статья представляет некоторый интерес.


  
   Еврейский гений.
  
   У меня есть некоторый личный опыт о нежелании евреев говорить о еврейских достижениях - мой соавтор, покойный Ричард Геррнстейн (Richard Herrnstein) возражал против включения параграфа о еврейском IQ, на включении которого в нашу книгу "Кривая колокола" (The bell curve) я настаивал.
   История и возрождение антисемитизма в Европе позволяют легче понять причину такого возражения. Все же, еврейские достижения - это важная и поразительная история. Недавние исследования расширяют наше понимание их происхождения.
   Этот шотландско-ирландский нееврей из Айовы поэтому предпринимает попытку рассказать об этих достижениях. Я остановлюсь на трех темах: время и сущность еврейских успехов, сосредоточусь на искусстве и науке, а также на современных теориях о том, как евреи достигли более высокого уровня интеллектуального коэффициента (IQ).
  
   Начиная с восьмого столетия до новой эры и до конца первого тысячелетия новой эры, мы можем привести только два примера значительных еврейских достижений, и оба не находятся в сфере науки или искусства, но какие это достижения! Первое - это полное воплощение концепции монотеизма с помощью одного из самых замечательных шедевров мировой литературы, еврейской библии. Она стала не только основой трех великих религий, но как Томас Кахилл (Thomas Cahill) описал в своем труде "Дары евреев" (Gifts of the Jews, 1998), представила в новом свете смысл человеческой жизни, а также сущность современного самосознания. Второе достижение, хотя оно не считается еврейским, но безусловно является таковым, - это выражение христианской теологии в Новом Завете, достижение, которое можно найти во всех аспектах западной цивилизации.
  
   Но религиозная литература является ислючением. Евреи совершенно не представлены в философии, драматургии, изобразительных искусствах, математике или естественных науках на протяжении восемнадцати столетий, хотя так много было достигнуто в то же время в Греции, Китае и Южной Азии. Не совсем ясно, в какой степени это - недостаток активности (евреев в этих отраслях) или недостаток исторических данных. К примеру, очень немногие имена ученых упоминаются в истории науки Средневековья, и ни одно из имен не принадлежит евреям. Oднако, когда Джордж Сартон (George Sarton) в своем монументальном "Введении в историю науки" (Introduction to the History of Science, 1927-48) более пристально изучил исторические данные, он нашел, что с 1150 до 1300 годов 95 из 626 известных ученых всего мира были евреями, 15 процентов от общего количества, непропорционально много по отношению ко всему еврейскому населению.
  
   Я собрал значительное количество данных для своей книги о знаменитых людях в искусстве и науках "Человеческие достижения" (Human Accomplishments, 2003). С 1200 годов до 1800 годов только семь евреев упоминаются среди других известных людей, и только два широко известны, Спиноза и Монтэнь (еврей по матери).
   Такое незначительное количество евреев во время расцвета европейского искусства и науки нетрудно объяснить. Они систематически исключались из науки и искусства путем юридических ограничений и социальной дискриминации. Затем пришла юридическая эмансипация, начиная с 1700г.г. в некоторых странах, а с 1870-х годов почти повсеместно в Западной Европе, а с эмансипацией - наиболее необычная история одной этнической группы из всех в истории человечества.
   Как только еврейские дети, родившиеся в период равноправия, могли достичь совершеннолетия, они начали появляться в первых рядах деятелей науки и искусства. В течение четырех десятилетий, с 1830г. до 1870г., когда впервые евреи достигли 40-летия в период равноправия, появились 16 известных евреев, в течение следующих 40 лет, с 1870 по 1910г.г., их было уже 40. С 1910 по 1950 годы, несмотря на потери европейского еврейства (в войне), число знаменитостей почти утроилось, до 114.
   Чтобы почувствовать значительность достижений, которые эти цифры представляют, я сосредоточусь на периоде начиная с 1870 г.г., когда юридическое равноправие было почти повсеместно достигнуто в Западной и Центральной Европе. Как значительно соотношение известных евреев пропорционально всем знаменитостям остального населения Северной Америки и Западной Европы, говорят следующие данные:
   В период с 1870 до 1950 годов еврейское представительство в литературе превышало долю еврейского населения в четыре раза, в музыке и изобразительных искусствах - в пять раз, в биологии - в восемь раз, в химии - в шесть, в математике - в двенадцать, в философии - в шестнадцать раз.
  
   Непропорциональность еврейских достижений в науках и искусстве продолжается и по сегодняшний день. Мои данные кончаются 1950 годом, но существуют и другие способы сравнения, наиболее известный - количество Нобелевских лауреатов. В первой половине 20 столетия, несмотря на продолжающуюся дискрминацию евреев в западном мире, несмотря на Холокост, евреи получили 14 процентов Нобелевских премий, во второй половине 20 столетия - 29 процентов, а с начала 21 века - 32 процента. Евреи составляют две десятых процента (0,2%) населения мира. Считйте сами.
  
   Чем объяснить такие данные? Ответ объясняется особенностями еврейской культуры, но умственные способности должны быть в центре внимания. Евреи обладают высокими (средне-взвешенными) умственными способностями, которые измеряются IQ тестами. Сейчас общепризнанными считаются данные, что средне-взвешенный IQ уровень евреев (в США) составляет от 107 до 115, а 110 считается приемлемым компромиссом.
   Средне-взвешенный уровень умственных способностей объясняет образовательный уровень и доходы отдельной части населения. Ключевым показателем предсказания "исключительных" достижений, таких как Нобелевская премия, являются исключительные умственные способности. Учитывая, что IQ test score 140 или выше свидетельствует о возможном успехе в теоретической физике или математике, средне-взвешенный показатель евреев, равный 110, при стандартном отклонении 15, позволяет считать, что среди евреев число людей с IQ test score 140 встречается в шесть раз чаще пропорционально ко всему населению (США).
  
   Дисбаланс еще больше возрастает для людей с еще более высоким результатом IQ тестов. В 1954 году в Нью-Йоркской системе школьного образования еще проводились тесты IQ. Когда один психолог попросил данные о 28 учениках с наиболее высоким IQ, оказалось, что из 28 учеников 24 были евреи.
   Исключительные умственные способности не объсняют полностью исключительные достижения. Воображение, целеустремленность, настойчивость и любознательность - решающие факторы для различия между просто умными и высокопродуктивными.
   Другие показатели также важны, но чтобы иметь хотя бы минимальный шанс в достижении успехов, надо иметь умственные способности. Произвольно выбранный еврей, более вероятно, имеет умственные способности выше, чем произвольно выбранный представитель любой другой этнической или национальной группы.
  
   Ничто вышеупомянутое не является научно противоречивым. Непропорционально высокий уровень еврейских достижений в науке и искусстве начиная с 18 века, высокий показатели в тестах IQ и взаимосвязь между ними не могут быть опровергнуты с помощью данных. И тут мы задаем себе вопрос: как и когда эти показатели появились? Здесь дискуссия превращается в предположения или догадки. Генетики и историки еще собирают доказательства, и есть еще много места для разногласий.
   Я начну с предположения, что высокие интеллектуальные способности евреев основаны на генетике. Никто не спорит, что способности "Homo sapient", в основном, наследственные. Также доказано, что хорошие условия существования, высокие доходы, книги в доме, родители, читающие детям, не так уж важны. Достаточно хорошие условия жизни, окружающая среда важны для интеллектуального потенциала, но требования для этого не так уж велики. Даже самые лучшие домашние условия увеличивают умственные способности всего на несколько баллов теста IQ, если они вообще имеют значение. Известно, что приемные дети, даже приемные со дня рождения, не достигают интеллектуального уровня их приемных родителей. Иначе говоря, дети неевреев, выросшие в еврейских семьях, не приобретают еврейские умственные способности. На мой взгляд, еврейские умственные способности объясняются генетикой. Такое заключение необязательно логически необходимо, но оно очень вероятно.
  
   Два возможных объяснения еврейских наследсвенных способностей кажутся настолько очевидными, что они считаются достоверными: отбор, возникающий из-за преследований (только более умные выживают) и вступление в брак (ученые или образованные и их дети считаются более желательными супругами). Я тоже считаю, что оба условия играют какую-то роль, но сомнительно, что большую роль.
  
   В отсеве путем преследования есть две стороны. Те, кто остаются верны своей религии во времена преследований евреев, избрали для себя приверженность к иудаизму, и роль знаний в этой приверженности означает, повидимому, что интеллектуальность была одним из факторов, повлиявших на выбор. Предвидение приближающихся погромов, связанное с интеллектуальностью, также имело какое-то значение для выживания. Эффект предвидения, однако, не является очевидным и недостаточно велик чтобы многое объяснить.
  
   Когда казаки скачут по городу, богатство торговцев или знаменитость раввинов не очень помогают. Напротив, наиболее удачливые или знаменитые имеют больший шанс быть убитыми, потому что они становятся мишенью большей зависти. Кроме того, некоторые этнические группы, скажем, цыгане тоже подвергались преследованиям столетиями, но не приобрели повышенные умственные способности. При ближайшем рассмотрении логика отсева путем преследований не так уж убедительна, как может показаться.
  
   А как насчет теории браков по уму? "Человек должен продать все свое имущество чтобы жениться на дочери ученого, а также чтобы выдать дочь замуж за ученого" советует Талмуд (Песахим 49а). Образованность действительно имела социальное значение во многих еврейских общинах до и после эмансипации. Комбинируя в браках детей образованных с детьми удачливых коммерсантов, евреи фактически объединяют способных к абстрактному мышлению с выбраными за практический ум.
  
   Трудно, однако, точно определить какое значение имело все вышеуказанное. Были выдвинуты аргументы, что богатые торговцы не решались отдавать своих дочерей за безденежных и непрактичных ученых. Не ясно также, как уровень рождаемости раввинов и их доля в населении могли повлиять на уровень интеллектуальных способностей. Притягательность ума в будущих партнерах по браку, конечно, играла какую-то роль, но не имеется достаточно данных, чтобы сделать какие-либо выводы.
  
   На фоне такой неопределенности, теория, основанная на данных и объясняющая повышенный интеллектуальный уровень евреев, появилась в 2006 году в "Журнале биосоциальной науки" (Journal of Biosocial Science). В статье, озглавленой "Естественная история ашкеназийского интеллекта" (Natural History of Ashkenazi Intelligence) Грегори Кокран (Gregory Cochran), физик, и Джейсон Харди (Jason Hardy) и Генри Харпендинг (Henry Harpending), антропологи, утверждают, что повышенный уровень IQ у евреев ограничивается ашкеназийскими евреями северной и центральной Европы и получил развитие в Средневековье, в основном, с 800 до 1600 годов новой эры.
   В анализе авторов ключевым фактором, объясняющим более высокий интеллектуальный уровень евреев, является отбор по роду занятий. Со времени, когда евреи поселились севернее Пиринейско-Балканской линии, около 800 годов, их занятия ограничивались торговлей, финансами и ремеслами. Для экономического успеха в такого рода занятости требуется повышенный интеллектуальный уровень, более высокий, чем у остального населения, занятого, в основном, в сельском хозяйстве. Экономический успех может привести также к демографическому успеху, так как более высокие доходы означают более низкую детскую смертность, лучшее питание, в общем, более высокую приспособленность в воспроизводстве потомства. Со временем увеличенная приспособляемость у населения с более высоким интеллектом ведет к отбору индивидуумов с более развитыми способностями распознавания и психологическим чертам, способствующим такому отбору.
  
   Сефарды и восточные евреи, т. е. жившие на Иберийском полуострове, в прибрежном Средиземноморье и на исламском востоке, также были заняты в городских профессиях в то же самое время. Но авторы приводят доказательства, что, как правило, они намного меньше были заняты там, где требовался более высокий интеллектуальный уровень, и обычно были ремесленниками. Поэтому повышенный интеллектуальный уровень не выработался у сефардов и восточных евреев. Это подтверждается результатами тестов в современном Израиле, которые показывают, что IQ уровень у неевропейских евреев такой же, как и у неевреев.
  
   Авторы в этой (приведенной выше) части их аргументации приходят к заключению, что существует элегантная зависимость между современными ашкеанзи и историческим опытом их предков, подтвержденная известными тестами.
   "Предложенный процесс отбора объясняет особенности умственных способностей ашкеназийских евреев: высокие лингвистические и математические способности и сравнительно низкий уровень визуально-пространственных способностей. Лингвистические и математические способности содействовали успеху средневековых деловых людей, а визуально-пространственные не имели большого значения".
  
   Остальная часть их работы - это довольно длинная, чисто техническая дискуссия генетического отбора высокого уровня IQ, и косвенные доказательства совпадений высокого уровня IQ и разных наследственных заболеваний ашкеназийских евреев, а также доказательств, что эффекты такой селекции произошли в течение последних 1200 лет.
  
   Никто пока не представил альтернативные данные доводам, приведенным Кокраном-Харди-Харпендингом, которые сравнялись бы с их документацией. Но я подозреваю, что высокий интеллектуальный уровень евреев (а) не является исключительно ашкеназийским и (б) предшествует Средневековью, и поэтому хочу предложить альтернативное объяснение, которое следует изучить.
  
   Начнем с того, что евреи исламского мира продемонстрировали необычно высокий уровень достижений в начале второго тысячелетия. Наиболее убедительны доказательства о количестве ученых, приведенные Сартоном, показывающие, что 15 процентов ученых того времени были евреями. И это были не ашкенази северной Европы, где евреи в большинстве были исключены из научной среды, а сефарды Иберийского полуострова, Багдада и других исламских центров учености.
   Я также упоминал широко известные данные о культуре Испании, как под исламским, так и под христианским владычеством, где евреи занимали видное положение среди людей свободных профессий, в торговле и в государственном управлении, а также среди литературной элиты и в интеллектуальных кругах.
  
   После изгнания из Испании в средине 15 века сефарды достигли высокого положения в других странах куда они переселились. Некоторые экономисты прослеживают упадок Испании и последовавший за этим подъем Нидерландов, до некоторой степени благодаря торговым навыкам сефардов. Столетиями позже можно указать на видное положение таких сефардов, как Бенджамин Дисзраэли и Давид Рикардо.
  
   В итоге, я предлагаю считать очевидным высокий уровень еврейского интеллекта повсеместно, он проявился вне среды ашкенази и до того, как проявились не-теологические достижения ашкеназов.
   Хотя современные данные не указывают на то, что не-ашкенази обладают повышенным интеллектуальным потенциалом, они могли им обладать повсеместно, но потом он понизился у евреев мусульманских стран, где евреи были, в основном, ремесленниками, и более высокий интеллектуальный уровень не был решающим в такого рода занятиях.
  
   Другой альтернативой теории Кокрана-Харди-Харпендинга является предположение, что евреи обладали повышенным интеллектуальным потенциалом еще до того, как они перешли к такому роду занятий, которые были больше связаны с умственной деятельностью, из-за превращения иудаизма из религии, основанной на обрядах, к религии, требовавшей знаний.
   Все ученые, исследовавшие это явление, соглашаются, что 80-90 процентов всех евреев в начале новой эры были земледельцами и только 10-20 процентов евреев были земледельцами к концу первого тысячелетия. Ни одна этническая группа не имела подобного опыта перемен в роде занятий. Для объяснения почему это произошло обратимся к работе Маристелы Боттичини (Maristela Botticini) и Цви Екштейна (Zvi Eckstein) под названием "Еврейский выбор занятости: образование, ограничения или меньшинства" (Jewish occupational selection: Education, Restrictions, or Minorities) помещенной в 2005 году в "Журнале экономической истории" (Journal of Economic History).
  
   Отрицая объяснение, что евреи превратились в торговцев из-за ограничений их занятости в земледелии, Боттичини и Экштейн указывают на то, что даже если евреи были свободны и могли заниматься земледелием, они совершили такой же поворот к городским, умственным занятиям, как и евреи, подвергавшиеся ограничениям. Авторы обращают внимание на событие, происшедшее в 64 году н. э., когда палестинский (?) мудрец Йошуа Бен Гамла издал указ об обязательном обучении всех лиц мужского пола начиная с шести лет. Указ был не просто издан, он был проведен в жизнь. В течение столетия евреи, единственный народ в мире, фактически создали систему всеобщей грамотности детей мужского пола.
  
   Авторское объяснение последовавшего перехода от земледелия к городским занятиям сводится к следующему: образованные имели преимущество в том, что обладали знаниями, которые были экономически важными качествами. Знания эти были необходимы для торговли и заключения сделок. Для занятых в земледелии образование не имело большого значения. В течение столетий это привело к тому, что евреи оставили земледелие и освоили профессии, пригодные для городской жизни.
  
   Таким образом, Боттичини и Экштейн представили доказательства изменений в роде занятий, которые, в свою очередь, создали селекционное требования более высокого умственного потенциала, которые описали Кокран, Харди и Харпендинг. Селекционное давление, однако, было не единственной причиной воздействия на этот процесс. Между первым и шестым столетием н. э. еврейское население уменьшилось с 4,5 миллионов до полутора миллиона или даже меньше. Около одного миллиона евреев были убиты в востаниях против Рима. Были также случаи насильственного перехода в другие религии. До некоторой степени уменьшение населения объясняется сокращением всего населения после распада Римской империи. Но все это полностью не объясняет исчезновение евреев.
   Что с ними случилось? Боттичини и Экштейн доказывают, что здесь сработали экономические факторы: для евреев - земледельцев поголовное обучение было обузой, не имеющей экономической выгоды. Со временем они откололись от иудаизма. Я уверен, что такой довод правдоподобен, но более точным объяснением является увеличение интеллектуальных требований иудаизма.
  
   Указ Йошуа Бен Гамла был издан почти в то же время, когда второй храм был разрушен, т.е. 64 год н.э. и 70 год н.э. соответственно. Оба эти события совпадают с началом преобразования иудаизма обрядов и жертвоприношений в религию, основанную на молитвах и изучении Торы в децентрализованных молельных домах. Раввины и мудрецы оказывали теперь большее влияние на общины. Так как ритуал перестал быть просто произнесением молитв, все еврейские мужчины должны были читать молитвы для соблюдения законов иудаизма, причем читать надо было вслух в присутствии других молящихся.
  
  
   Что случилось с миллионами исчезнувших евреев? Не следует думать, что евреи с меньшими умственными способностями покинули свою религию из-за неумения свободно читать Тору и комментарии к ней. Скорее, люди менее грамотные не чувствовали себя удобно, когда их неграмотность была постоянно на виду. Люди стараются избегать такие ситуации, такова человеческая природа. Я предполагаю, что евреи откололись от иудаизма в период от первого до шестого столетий из-за своего неумения соблюдать предписания религии, что означает уход членов общин с более низкими умственными способностями. Даже до того, как для городской жизни и занятий потребовались более высокие умственные способности, я полагаю, евреи к восьмому столетию уже имели более высокий интелектуальный потенциал.
  
   Один вопрос остается неразрешенным. Были ли евреи до первого столетия н. э. интеллектуально ничем не примечательными? Можно ли предположить, что библия, созданная на протяжении столетий, включающая все от замечательной поэзии до глубокой этики, с историями, которые так красноречиво описывают условия человеческого бытия, которая служила вдохновением для создания замечательного искусства, литературы и музыки на протяжении тысячелетий, была создана интеллектуальными посредственностями левантийского племени?
  
   В "Эволюции человека и общества" (The Evolution of Man and Society, 1969) генетик Сирил Дарлингтон (Cyril Darlington) выдвинул тезис о том, что евреи и иудаизм сформировались задолго до первого столетия н. э., а именно, во времена Вавилонского пленения, начавшегося с падением Иерусалима под ударами войск Навуходоносора в 586 году до н. э.
   Анализ Дарлингтона касается многих аспектов данной ситуации, но я остановлюсь на вопросе об интеллекте. Библия четко указывает, что только избранная группа евреев была отправлена в Вавилон. Мы читаем, что Навуходоносор "увел в плен весь Иерусалим: всех служителей и воинов и всех ремесленников и умельцев... Только беднейшие люди на земле остались" (Вторая Книга Царей, 24:10).
  
  
   Фактически, вавилоняне увели еврейскую элиту, выбранную за ее высокий интеллект, и оставили бедных и малоквалифицированных, с более низким интеллектом. Ко времени возвращения более столетия спустя многие из оставшихся в Иудее перешли в другие религии. Следуя указаниям Эзры "отделится от людей вокруг вас и от жен (не евреек)" (Эзра 10:9) только те, кто оставил своих нееврейских жен и их детей, могли присоединиться к общине. Возвратившиеся из пленения составили основную массу еврейской общины, в основном, были потомками элиты, и как более способная часть населения, интеллектуально превосходили население до пленения.
   Я полагаю, что вавилонское пленение представляет из себя механизм, с помощью которого еврейский интеллект повысился очень рано, но я не считаю это единственной причиной.
  
   С самого начала, очевидно со времен Моисея, иудаизм отличался интеллектуальной сложностью. Евреям было предписано богом жить по законам, что значило, они должны были изучать эти законы. Законы охватывали очень многие аспекты жизни, их изучение было длительным и всегда незавершенным. Более того, еврейские мужчины не могли притворяться знающими законы, они были обязаны учить своих детей. Всем становилось известным, если отцы не выполняли эти предписания. Ни одна другая религия не требовала больших интеллектуальных усилий от всех верующих. Задолго до Йошуа Бен Гамла и разрушения второго храма требование быть хорошим евреем способствовало отходу от иудаизма менее способных евреев.
  
   Оценка событий первого столетия н. э. становится вопросом яйца и курицы. По аналогии, рассмотрим китайскую пиьменность с ее тысячами иероглифов. В тестах распознавания нынешние китайцы демонстрируют очень хорошие визуально-пространственные навыки. Вероятно, эти навыки вырабатываются благодаря необходимости изучать китайскую письменность, но я считаю еще более вероятным, что только люди, уже обладающие такими навыками, могли создать такую трудную письменность. Соответственно, я предполагаю, что еврейские интеллекуальные навыки высокого уровня выработались из-за необходимости читать и понимать сложные тексты после первого столетия н. э., но я считаю более вероятным, что только люди уже обладающие такими качествами, могли сделать обязательными такие способности.
  
   Все эти доводы все больше и больше перемещаются в сферу догадок. Я прихожу к заключению, что евреи обладали до некоторой степени более высокими интеллектуальными способностями уже во времена Моисея. Однако, мне трудно ответить на вопрос эволюционных психологов: "Почему только одно племя во времена Моисея, жившее в тех же условиях, что и другие оседлые и кочевые народы Ближнего Востока, достигло более высокого интеллектуального уровня, а другие этого не добились?"
   В такой момент я прибегаю к единственной оставшейся гипотезе, настолько неприемлемой, насколько и неоспоримой: "Евреи - избранный народ".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"